Какую утопическую мечту выдвинули футуристы в качестве художественной программы

Футуризм был третьим крупным течением русского модернизма. Внутри него существовали две основные группы: эгофутуристы и кубофутуристы. Первую из них возглавил И. Северянин. Кроме него, в нее вошли поэты Г. Иванов, К. Фофанов, С. Петров. В качестве теоретических основ этой группы провозглашались интуиция и эгоизм.

Объявляя устарелым творчество Пушкина и других реалистов, эгофутуристы претендовали на роль создателей нового искусства. Группа эта, просуществовав несколько месяцев, в ноябре 1912 года распалась. И. Северянин стал «попутчиком» новой футуристической группы — кубофутуристов, Г. Иванов и С. Петров ушли к акмеистам.

Футуризм как течение с полным основанием связывают с деятельностью другой группы — кубофутуристов, которую чаще всего называют просто — футуристы. В нее вошли поэты В. Маяковский, Е. Гуро, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Хлебников, В. Шершеневич. Позднее к ним примкнули И. Северянин и Б. Пастернак.

Общей идейно-эстетической основой этого течения было предчувствие и ожидание скорых социальных потрясений, результатом которых станет рождение нового мира, нового человека и нового искусства. Свою задачу они видели в активных действиях, приближающих эти события.

Русские футуристы: раскрутка за копейки | Алексей Щербаков

Объявившие себя поэтами-новаторами, провозвестниками и создателями — искусства -будущего (отсюда и название этого течения — от латинского слова «футурум» (будущее), футуристы не стеснялись в выражениях, когда речь шла о литературе и прошлой, и современной. В своей коллективной декларации 1912 года они призывали: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих, и прочих с Парохода Современности». Отказываясь от наследия классиков, футуристы в то же время отрицали современную литературу. Символистов они презрительно именовали «символятина», акмеистов — «свора Адамов». Они призывали бороться с «парфюмерным блудом Бальмонта» и «вымыть руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных бесчисленными Леонидами Андреевыми».

В 1912—1914 годах один за другим стали выходить сборники-манифесты с претенциозными названиями: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Молоко кобылиц», «Доители изнуренных жаб», «Идите к черту» и другие. В них была развернута теоретическая программа футуристов и приводились образцы их творчества. И названия, и оформление этих сборников действительно выглядели «как пощечина общественному вкусу». Отпечатаны они были на грубой, грязновато-серой оберточной бумаге, для переплета использовалась простая мешковина. Этим как бы подчеркивалось, что здесь опрокидывается нормальное, общепринятое представле¬ние о красоте.

Стремясь разрушить устоявшиеся нормы прекрасного и привлечь внимание к себе как к создателям «нового» искусства, футуристы устраивали «бунты» и скандалы на литературных вечерах, разгуливали в кричаще пестрых одеяниях, с разрисованными физиономиями, в желтых кофтах и костюмах бубновых валетов. Все это носило характер анархического бунтарства и эпатажа.

В качестве эстетической программы футуристы выдвинули мечту о создании сверхискусства, способного преобразить мир и человека. Исходным в поэтике футуристов был принцип «самовитого», т. е. самоценного, бессодержательного слова. На практике это приводило к зауми, к произвольной словесной и звуковой игре, к бесцельному формалистическому творчеству.

Литература 11 класс (Урок№10 — Футуризм в русской литературе начала ХХ век.)

А. Крученых, например, оправдывая словесную заумь, писал: «Художник увидел мир по-новому и, как Адам, дает всему свои имена. Лилия прекрасна, но безобразно слово «лилия», захватанное и «изнасилованное». Поэтому я называю лилию е, у, ы — и первоначальная чистота восстановлена».

В подкрепление своих футуристических «теорий» Крученых создал «стихотворение», представляющее собой бессмысленный набор звуков: «Дыр бул щил, убещур, скум, высобу, рлэз». Примечательно, что в отзыве на это стихотворение едино¬мышленники Крученых всерьез утверждали, что «в этом пятистишии больше русского, национального, чем во всей поэзии Пушкина». Примеров подобных формалистических изысков можно было бы привести немало. Словесное экспериментаторство футуристов шло в отрыве от содержания художественного произведения, превращалось в самоцель.

Некоторым из футуристов (Бурлюк, Гуро) были свойственны мотивы пессимизма, любования безобразным. Бурлюк, например, в своих стихах нередко выражал неверие в душевную чистоту, в поэзию и красоту:

Пускай судьба лишь горькая издевка,

Душа — кабак, а небо — рвань.

Поэзия — истрепанная девка,

А красота — кощунственная дрянь.

Таким образом, неизбежные в искусстве поиски новых форм и средств художественной выразительности подменялись у футуристов манерничаньем, экстравагантными выходками, эпатажем.

Следует отметить, что футуризм как художественное течение возник отнюдь не на пустом месте. Литературовед И. Смирнов посвятил отдельный раздел своей монографии «Художественный смысл и эволюция поэтических систем» (М., 1977) сопоставлению футуризма и барокко. Эта близость действительно бросается в глаза. Такие «родовые» признаки барокко, как экзальтированность, аффектация, фанфаронада, перегруженность формальными элементами, гротеск, аллегоричность и эмблематизм, пристрастие к самодовлеющим деталям, антитезам, вычурным сравне¬ниям, метафорам и гиперболам являются и стилевыми особенностями футуризма. В то же время стремление к чувственному и интеллектуальному напряжению, неожиданному, поражающему воображение сочетанию об¬разов и картин, к деформации действительности сближают футуризм с экспрессионизмом.

Футуризм ввел в поэзию новый тип лирического героя, выражающего не индивидуальную, а массовую психологию. Особенно плодотворна оказалась его установка на «слышимое» слово, на текст не читаемый, а произносимый. Она найдет свое продолжение и развитие в жанре современной авторской песни. В целом же тра¬диции футуризма оказались для русской поэзии малопродуктивными.

Но и это течение не было однородным, не столько по его формальному разделению, сколько по направленности нравственно-эстетических исканий его представителей. Гуманистическая устремленность В. Хлебникова, социаль¬ная острота произведений В. Маяковского, крестьянский демократизм В. Каменского практически не имели ничего общего с вульгарным антиэстетизмом Д. Бурлюка, «заум¬ностью» языка А. Крученых и пустым словесным экспе¬риментаторством В. Шершеневича. Некоторые из вхо¬дивших в это течение поэтов вырывались за рамки надуманных «манифестов» и «платформ» и создавали подлинно художественные произведения.

Яркий пример тому — творчество В. Маяковского (1893—1930). Подобно своим собратьям, поэт не избежал антиэстетизма, экстравагантной бравады, ставивших своей целью скандализировать публику. Толпа у него — «сто¬главая вошь», «река — сладострастье, растекшееся в слю¬ни». Но подобные пассажи — не правило, а исключения в ранней поэзии Маяковского.

В основе своей его твор¬чество 1910-х годов исполнено гуманиша, сострадания и любви к людям и всему живому, ненависти и сарказма по отношению к тем, кто унижает личность. Многие его стихотворения этих лет ярки, свежи, оригинальны: «А вы могли бы?», «Лиличка!», «Владимир Маяковский», «Хорошее отношение к лошадям», цикл «Гимнов», поэмы «Облако в штанах», «Война и мир», «Флейта — позво¬ночник» и др.

Маяковский вошел, а точнее, ворвался в поэзию бурно, дразня ухо читателя непривычным сочетанием слов, поэтом сложных и смелых метафор, уподоблений, ассоциаций, которые сразу приоткрыли нам яркую оригинальность этого поэта, его планетарную взволнованность, способность видеть мир в его неповторимом многообразии. Его острый взгляд замечает, как «лысый фонарь// Сладо¬страстно снимает//С улицы черный чулок», как «в ушах оглохших пароходов//Горели серьги якорей». Он пригла¬шает читателя к неизведанному, к вечному поиску, будит его интеллект, эмоции, душевные и физические силы: «Эй, Человек, землю саму зови на вальс!».

Читайте также:
Что относится к служебным программам компьютера

Маяковский видел в человеке высшую силу, способную перестроить мир по законам справедливости и красоты, страстно полемизируя с теми, для кого человек слеп и беспомощен. .Если Архимед искал «точку опоры; чтобы перевернуть землю, то Маяковский уверен, что такой опорой является человек.

Образ лирического героя уже в ранних произведениях Маяковского не остается неизменным. Его сознание эво¬люционирует от одиночества к постижению «всех болей мира».

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека! —

сказано в стихотворении «Несколько слов обо мне самом» (Трагедия «Я»). В трагедии «Владимир Маяковский» и в последующих стихотворениях лирический герой уже конденсирует страдания многих людей и устремлен к миру со всеми его скорбями, обидами и житейскими неурядицами:

Я — где боль, везде:

На каждой капле слезовой течи

Распял себя на кресте.

Как и многие поэты серебряного века, В. Маяковский проявлял интерес к различным философским теориям и течениям. Его, в частности, привлекала идея крупней¬шего русского мыслителя конца XIX столетия Н. Ф. Фе¬дорова о воскрешении всех когда-то живших на Земле людей и расселении их в Космосе. Эта утопическая идея, оказавшаяся близкой и «космическому гению» России К. Э. Циолковскому, была воплощена Маяков¬ским в поэме «Война и мир» (1915—1916), где изобра¬жена картина того, как «встают из могильных курга¬нов,//мясом обрастают хороненные кости».

Поэт утверждает, что именно воскрешение всех умерших, знаменующее полную и окончательную победу над смертью, станет настоящим покорением времени: «В старушечье лицо твое//смеемся,//время!//Здоровые и целые вернемся в семьи!» Только тогда, в результате этой победы над «последним врагом» — смертью,— и может по-настоящему «семью тысячами цветов. из ты¬сячи разных радуг» засиять Земля: «День раскрылся такой,//что сказки Андерсена//щенками ползали у него в ногах».

В центре этого преображенного мира встает Человек, а каждая страна дает ему все лучшее, что она имеет, чтобы довести каждого живущего и воскрешенного до гармонического совершенства: Греция — прекрасное тело, Италия — «негу темных ночей», Африка — солнечность, Германия — интеллект, Америка — «мощь машин», Фран¬ция — чувственность («губ принесла алость»). Россия же, по Маяковскому, приносит человечеству самый драго¬ценный дар — сердечность, духовность: «Россия//сердце свое//раскрьща в пламенном гимне!»

В финале поэмы звучит осанна новой жизни, пре¬ображенным тварям, укрощенным стихиям («моря,//мур-лыча//легли у ног»), полному избавлению от зла посред¬ством любви («Земля, откуда любовь такая нам?»), а глав¬ное — новому, свободному, одухотворенному и могущест¬венному Человеку, центру этого бессмертного, ликую¬щего мира.

В ранней поэзии Маяковского немало ненависти к тем, кто унижает человека. И все-таки нравственная доминанта его произведений — это любовь. В стихотворениях и поэмах «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Человек», «Облако в штанах» он говорит и о трагизме любви в этом мире, и в то же время о ее спасительной силе.

Погибнет все.

Сойдет на нет

кто жизнью движет,

последний луч

над тьмой планет

из солнц последних выжжет.

огнем обвит,

на несгорающем костре

немыслимой любви,—

пишет он в поэме «Человек» (1916).

В литературе о Маяковском отмечается его близость к экспрессионизму. Действительно, некоторыми сторонами раннего творчества поэт родственен экспрессионизму как мировому художественному явлению. С экспрессионистами его сближали гуманистический протест в защиту чело¬века, выступления против стандартизации человеческой личности. Их роднила яркая, кричащая тональность про¬изведений, тяга к гиперболизму и условной обобщенности человеческих образов («человек без уха», «человек без глаза и ноги» в трагедии «Владимир Маяковский»), деформация жизненных явлений и усложненная мета-форизация душевных движений.

Преодолевая груз футуристических увлечений, сразу же вступивших в противоречие с тяготением к социально-нравственному восприятию мира и человека, Маяковский быстро шел к овладению романтическими и реалисти¬ческими приемами творчества.

С позиции любви и надежды Маяковский принял Октябрьскую революцию. Поэт иллюзорно связывал с нею перспективы на подлинное социальное и духовное раскрепощение личности, на возвышение человека и, что не менее важно, на создание нового искусства. Не случайно из-под его пера вырываются проникновен¬ные строки: «Дать бы революции такие ж названия//Как любимым в первый день дают».

Маяковский свято верил в осуществление самых светлых идеалов, о которых мечтали лучшие умы человечества. Эта вера приобретала у него романтический характер. В романтическом ожида¬нии будущего и уверенности в его непременном осущест¬влении, в страстном желании, чтобы оно стало явью, и состоит особенность Маяковского-поэта, цельность его натуры.

Поэтому не случайно, например, в стихотворении 1923 года «Рабочим Курска, добывшим первую руду», рудокоп, «пришедший в землю врыться», изображается им как «сегодняшний рыцарь». Вера в будущее, вера в чело¬века (вспомним его «Рассказ о Кузнецкострое и людях Кузнецка», поэму «Хорошо!» и многие другие стихотво¬рения), пронизывает произведения Маяковского, сооб¬щая им не только житейски достоверную, но и философскую глубину. Таково, например, стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Оно — о конкретном, ре¬ально существовавшем человеке, до конца исполнившем свой долг, и в то же время — о смысле жизни, о проблеме бессмертия.

Поэтически апеллируя к будущему, призывая собратьев по перу с высокой степенью творческой ответственности и подвижнического труда («поэзия — та же добыча радия») «тащить понятое время», Маяковский страстно ненавидел все то, что мешало человеку стать лучше, что тормозило движение вперед. И тогда из-под его пера и в дореволю¬ционное, и в советское время появлялись исполненные острого сарказма сатирические произведения «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Взяточник», «Баня» и многие другие, которым суждена долгая жизнь, ибо в них с большой сте¬пенью художественного мастерства обличаются «веч¬ные» человеческие пороки.

Маяковский считал, что Октябрьская революция — лишь определенный этап на пути создания подлинно нового общества. Важнейшим фактором преобразования мира и человека должна стать, по мысли поэта, револю¬ция не социальная, а духовная. В незавершенной поэме «IV Интернационал» он писал:

Взрывами мысли головы содрогая.

Артиллерией сердец ухая,

встает из времен

революция другая —

третья революция

Вместе с тем Маяковский никогда не был бездумным певцом «социалистического рая. В одном из его первых послереволюционных стихотворений «Ода революции» есть такие строки:

Как обернешься еще, двуликая?

Стройной постройкой, грудой развалин?

Поэта всю жизнь тревожил этот вопрос. Он страстно хотел, чтобы революция обернулась для России «стройной постройкой». В этом — пафос большинства его произве¬дений. Однако к началу 30-х годов, особенно с года «вели¬кого перелома» хребта русскому крестьянству, Маяков¬скому становилось все яснее, что «двуликая» превраща¬ется в «груду развалин». Одну из причин самоубийства поэта надо искать именно здесь.

Не все в творческом наследии В. Марковского вы¬держало проверку временем. Но лучшему из того, что им создано, принадлежит достойное место в поэтической летописи XX века.

В пестрой и шумной компании русских футуристов едва ли не самая сложная и загадочная фигура —

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885—1922). Его опыты в области стиха, языковое творчество, упор¬ное стремление обновить слово, вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний оказали позитивное воздействие на развитие отечественного стихосложения.

Читайте также:
Как скопировать окно программы

Хлебников принципиально называл себя не футуристом, а «будетлянином». Этим термином, с его подчеркнуто славянским обликом, он как бы давал понять, что худо¬жественное новаторство должно опираться не на отрица¬ние, а, напротив, на творческое развитие национальных традиций, на возрождение древнейших истоков русской культуры.

Поэт-«заумник», постоянно нарушавший в своих про- . изведениях привычные логические и словесные связи, тяготевший к созданию разветвленной цепи неологизмов (например, в стихотворении «Любхо» он образовал от осно¬вы глагола «любить» 400 новых слов), В. Хлебников был в то же время и поэтом-мыслителем, для которого свойственны напряженные раздумья о судьбах человека и вселенной. Он мечтал о восстановлении утрачиваемой гар¬монии человека с природой, призывал учиться высшей мудрости у зверей, птиц и растений. В поэме в Прозе «Зверинец» (1900) он полемически утверждает, что «взгляд зверя больше значит,//Чем горы прочтенных книг».

Хлебникова тревожила нарастающая власть техники над человеком, превращающимся в раба технического прогресса. В фантастической поэме «Журавль» (1909) он повествует о том, как происходит «восстание вещей» и над людьми берет власть чудовищный журавль, возник¬ший из огромного подъемного крана.

К нему слетаются дома, фабричные трубы, чугунные решетки, мертвецы с кладбищ, и «жизнь уступила власть союзу трупа и вещи». С близким кругом мыслей мы сталкиваемся и в поэмах «Змей поезда (1910) и «Бунт жаб» (1914). В первой из них жертвой поезда-змеи оказываются пожираемые им люди, а во второй — гибнущие под колесами локомотива жабы и лягушки. Техника выступает в этих произведениях в роли губительной силы, враждебной всему живому.

Не избегая в своем творчестве современных тем и

проблем, Хлебников одновременно пристально обращался к

прошлому. Современность для него — лишь отрезок в

нескончаемом потоке времени, которое в своем движении

устремлено и в будущее, и в прошлое. Прием «сдвига»

во времени лежит в основе целого ряда фантастических произведений поэта. В поэме «Внучка Малуши» (1908), например, внучка киевского князя Владимира встречается с петербургскими курсистками, а в поэме «Шаман л Венера» римская Венера попадает по воле автора в жилище сибир¬ского, шамана. Противопоставляя современной ему безду¬ховной действительности культуру прошлого, Хлебников поэтизирует людей, которые и в современных условиях сохраняют свою «естественность», первобытную чистоту и красоту чувств («Охотник Уса-Гали»),

Как страшное преступление против человечности Хлеб¬ников воспринял первую мировую войну. В его поэмах «Война в мышеловке» и «Невольничий берег» скорбь о жерт¬вах войны сочетается с ненавистью к тем, кто на ней наживается.

В стихотворениях «Война-смерть», «Где волк восклик¬нул кровью. », «Девы и юноши, вспомните. » и других поэт пишет о том, что война повсеместно сеет горе и смерть, что обесценивается самое дорогое — человеческая жизнь. («Правда, что юноши стали дешевле?//Дешевле земли, бочки воды и телеги углей?»). Подчеркивая бесчеловеч¬ность мировой бойни, он создает гротескный образ «войны-Великанши», которая «волосы чешет свои об трупья».

Поэт-гуманист обращается в своих произведениях к совести и сознанию людей всей планеты, призывая их одуматься и прекратить братоубийственное кровопролитие.

‘ В последние годы жизни поэзия В. Хлебникова обогащается новыми красками, становится емкой и много¬гранной, пронизана стремлением ее создателя понять смысл происходящих в стране событий:

Свобода приходит нагая,

Бросая на сердце цветы,

И мы, с нею в ногу шагая.

Беседуем с небом на ты.

(«Свобода iwMioimn наг»)

Этот творческий взлет был 28 июня 1922 года прерван безвременной смертью поэта.

Источник: studfile.net

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы

Продолжаем знакомиться с процессом обновления реализма в литературе начала XX века. Необходимо заметить, что этот процесс в целом был художественно плодотворным и его суммарные достижения в эпоху рубежа веков оказались значитель­ными.

А) Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (название образовано от латинского futurum — будущее). Это самое крайнее по эстетическому ради­кализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практиче­ски одновременно возникло и в России. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты составили наиболее влия­тельную в новом течении группировку кубофутуристов, или по­этов «Гилей» (Гилея — древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).

Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками — эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев и др.) и объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, К. Большаков и др.). Как видим, подобно другим мо­дернистским течениям, футуризм был неоднороден; более того, внутренняя полемика в футуризме отличалась особой неприми­римостью, а границы между разными группировками были до­вольно подвижными.

Литературный футуризм теснейшим образом связан с аван­гардными группировками художников 1910-х годов — прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В той или иной мере большинство футуристов со­вмещали литературную практику с занятиями живописью (бра­тья Бурлюки, Е. Гуро, В. Маяковский и др.). С другой стороны, добившиеся позднее мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах участвовали в футуристиче­ских альманаха и в качестве «речетворцев». «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», — писал В. Хлебников.

По размаху жизнетворческих притязаний и по резкости их выражения футуризм превосходил ближайшее ему в этом отно­шении течение — символизм. Новым поколением модернистов в качестве художественной программы была выдвинута утопиче­ская мечта о рождении сверхискусства, способного преобра­зить мир. В своем эстетическом проектировании они опирались на новейшие научные и технологические достижения.

Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки — физику, математику, фило­логию — отличало футуризм от других модернистских течений. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для челове­ка, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, кур­сирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени».

Грядущая революция была желанна, потому что восприни­малась как своего рода массовое художественное действо, во­влекающее в игру весь мир. Характерный штрих: после Фев­ральской революции 1917 года футуристы «Гилей» и близкие к ним художники авангарда образовали воображаемое «Прави­тельство Земного Шара». От имени «Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылал письма и телеграммы Временно­му правительству с требованием отставки. Это было следствием убежденности футуристов в том, что весь мир пронизан искус­ством. В одном ряду с такого рода акциями — тяга футуристов к массовым театрализованным действам, раскраска лба и ладоней, культивирование эстетического «безумства».

Футуризм воплощался не только в литературных произведе­ниях, но и в самом поведении участников течения. Необходи­мым условием его существования стала атмосфера литературно­го скандала. Оптимальной для футуристов читательской реакци­ей на их творчество были не похвала и сочувствие, а агрессив­ное неприятие, протест.

Читайте также:
Как сделать отчет сзв тд в программе 1с

В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: «Чукурюк» — для картины; «Дохлая луна» — для сборника произведений. Давались уничи­жительные отзывы и культурным традициям, и современному искусству. Например, «презрение» к намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в манифесте «Пощечина общественному вкусу» таким образом: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»

Вызывающе оформлялись публичные выступления футури­стов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяков­ский — в «женской» по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т. п.

Ближайшей целью футуристического творчества было по­буждение к действию. В их практике важен был не конечный результат, а сам процесс творчества. Особенно интересно в этой связи частое отсутствие конечных редакций текстов у самого талантливого из футуристов В. Хлебникова: отбрасывая или те­ряя листок с написанным стихотворением, он тут же мог при­няться за новую вариацию на ту же тему.

Футуристы пошли значительно дальше символистов. Они не только обновили значения многих слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста. Лексиче­ское обновление достигалось, например, депоэтизацией языка, введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов.

Причем сниженная образность или вульгаризмы использова­лись в «сильных позициях» — там, где традиция диктовала, на­пример, возвышенно-романтическую стилистику. Читательское ожидание резко нарушалось, исчезала привычная граница меж­ду «низким» и «высоким».

Поток снижающих образов — обычная примета стихотворной практики Д. Бурлюка, для которого «звезды — черви, пьяные ту­маном», «поэзия — истрепанная девка, а красота — кощунствен­ная дрянь». Вот несколько строчек одного из его текстов:

Мне нравится беременный мужчина Как он хорош у памятника Пушкина — Одетый в серую тужурку Ковыряя пальцем штукатурку..

Слово у футуристов можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и даже фонети­ческих элементов. Так создавался «заумный язык». Например, самый радикальный «заумник» А. Крученых предлагал вместо якобы «захватанного» слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», сияющее, как ему казалось, первоначальной чисто­той.

Новое отношение к слову как к конструктивному материалу привело к активному созданию неологизмов, переразложению и новому соединению слов (например, у В. Хлебникова и В. Мая­ковского). Изобретались непривычные словосочетания, не со­блюдались знаки препинания. Делались попытки ввести «теле­графный» синтаксис (без предлогов), использовать в речевой «партитуре» музыкальные и математические знаки, графические символы. Гораздо большее, чем прежде, значение придавали фу­туристы визуальному воздействию текста. Отсюда разнообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов, использование разноцветных и разномасштабных шрифтов.

Новые эстетические возможности стиха были развиты футу­ристами в связи с их представлением о том, что поэзия должна вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. Отсюда по­иски новых ритмов, рифм, активное вовлечение элементов лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклорных заговоров и т. п.

Ближайшие последствия футуристического штурма могли быть негативными: в сознании публики закреплялись разруши­тельные импульсы, утверждался культ анархической силы. Од­нако футуризм послужил и созидательным художественным це­лям. Это течение по-новому поставило вопрос о границах и функциях искусства. Футуризм заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятно­сти-непонятности в искусстве, ввел осознание того, что непони­мание или неполное понимание в искусстве — не всегда недоста­ток, а порой необходимое условие полноценного восприятия.

Знакомство с творчеством Игоря Северянина (Лотарева).

Об Игоре Северянине знают, что он написал «Ананасы в шампанском», что ему принадлежат слова «я, гений Игорь Се­верянин», что он имел небывалый эстрадный успех и на выбо­рах «короля поэтов» победил даже Маяковского. Салонный лев, стихотворец дурного вкуса, самодовольный гордец, мнивший себя гением — были и такие оценки. Однако в его поэзии есть и другая сторона.

Валерий Брюсов в статье «Игорь Северянин», указав и на «мучительную пошлость», и на «отсутствие знаний», и на «не­умение мыслить», вместе с тем писал: «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими ха­рактерными чертами заставить видеть то, что он рисует. Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — ху­дожник, которому открылись тайны стиха и который созна­тельно стремится усовершенствовать свой инструмент. »

Работа с текстом):

Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой!

И. Мятлев. 1843 г.

В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы. Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране. Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут — уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп. Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

Каким настроением, какими чувствами наполнено стихо­творение?

Чувство горькой ностальгии наполняет душу лирического героя. Рефреном звучащие строки со словами «как хороши, как свежи были розы» усиливает это ощущение.

— Каким предстает автор этого произведения?

Футурист Северянин, оказывается, совсем не отрицает традиционную русскую литературу: в эпиграфе мы читаем строки из стихотворения XIX века. Душу поэта тревожат воспоминания и размышления о России, на что указывают мно­готочия в тексте стихотворения. Известно, что после револю­ции Северянин постоянно жил в Эстонии, но слова «моя стра­на» он говорит о России.

Источник: cyberpedia.su

Тест «Футуризм как литературное течение» для 11 класса

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Литература — еще материалы к урокам:

  • Конспект урока Жизнь и творчество М.Зощенко. Рассказ «Беда» 7 класс
  • Мероприятие для учащихся 5-9 классов «Осенний бал»
  • Конспект урока «Дикие птицы: лебедь и гусь» 4 класс
  • Тестовая работа по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» 3 класс УМК «Школа России»
  • Презентация «Перси Биши Шелли»
  • Конспект урока «Тема поэта и поэзии в творчестве Н.Некрасова»
Предметы
  • /algebra/Алгебра
  • /angliyskiy-yazyk/Английский язык
  • /biologiya/Биология
  • /georgrafiya/География
  • /geometriya/Геометрия
  • /izo/ИЗО
  • /informatika/Информатика
  • /istoriya/История
  • /literatura/Литература
  • /matematika/Математика
  • /music/Музыка
  • /mhk/МХК
  • /nachalnaya-shkola/Начальная школа
  • /obzh/ОБЖ
  • /obschestvoznanie/Обществознание
  • /okruzhayuschiy-mir/Окружающий мир
  • /orkse/ОРКСЭ
  • /pedagogika/Педагогика
  • /russkiy-yazyk/Русский язык
  • /tehnologiya/Технология
  • /fizika/Физика
  • /fizkultura/Физкультура
  • /himiya/Химия
  • /ekologiya/Экология
Похожие материалы
  • 23-02-2016, 12:41 Презентация «Русский футуризм» 11 класс
  • 11-02-2016, 18:13 Литературное чтение «Игра — Счастливый случай»
  • 29-01-2016, 15:19 Презентация «Футуризм 1910-1930 ГГ.» 11 класс
  • 23-09-2015, 13:12 Литературное чтение в 3 классе «Пришвин-певец русской природы»
  • 17-09-2015, 20:31 Презентация «Футуризм как литературное направление»
  • 16-09-2015, 13:04 Литературное чтение «Три калача и одна баранка» 2 класс
  • 5-08-2015, 01:59 Презентация «Литературное путешествие на «Голубой стреле»» 4 класс
  • 27-07-2015, 03:59 Презентация «Российское литературное собрание»

Источник: uchitelya.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru