Какую структуру имеет программа паскаль

Содержание

Программа должна начинаться с заголовка, который состоит из зарезервированного слова program и имени программы, например, program My_code.

Слово program записывается строчными буквами. Собственно имя программы пишется латинскими буквами или цифрами без пробелов, но первым символом должна быть буква. Если имя состоит из в нескольких слов, их можно отделить символом подчеркивания.

За заголовком следует раздел uses, в котором указываются подключаемые библиотечные модули. Этот раздел состоит из служебного слова uses и имен модулей, необходимых для работы программы (например, uses Crt, Dos).

Следующими разделами программы на Паскале являются описания меток, констант, типов данных и переменных. Структуру этих описаний мы рассмотрим позже.

Если в программе созданы процедуры и функции, то они также должны быть приведены в разделе описаний.

Исполняемой частью программы является раздел операторов, который следует за разделом описаний. В разделе операторов выполняются действия над предварительно описанными переменными, константами, функциями и т.д. Именно в этом разделе получается результат, ради которого составлялась программа. Начинается раздел служебным словом begin и заканчивается словом end с точкой. Итак, программа на Паскале состоит из следующих разделов:

Язык Pascal (Паскаль). Логический и символьный типы. Структура программы. Ввод и вывод. Лекция №6

Каждый из разделов начинается со служебного слова, например, заголовок -со слова program, описание внешних модулей — со слова uses. Эти начальные служебные слова даны в правой колонке приведенного перечня разделов про­граммы.

Не все из перечисленных разделов обязательно должны присутствовать в программе. В простых программах могут быть только заголовок, описание переменных и раздел операторов. Вообще любой раздел, кроме раздела операторов, в программе может отсутствовать.

Что касается порядка следования разделов, то некоторые разделы (описания, кроме uses) могут располагаться в произвольном месте программы и встречаться в программе любое количество раз. Главное правило, которое при этом должно со­блюдаться: описание идентификатора должно предшествовать его использованию в разделе операторов.

Любая программа (процедура или функция) должна состоять из трех основных разделов:

3. исполняемые операторы (тело программы)

Структура программы

Var x: real; (вместо Var (описание переменных) может быть Const – описание констант)

Begin

End.

Раздел описаний и раздел операторов

Как отмечалось, программа на Паскале начинается заголовком, за которым следует раздел описаний. Его мы рассмотрим подробнее.

Описание меток

В программе, написанной на Паскале, перед любым оператором можно по­ставить метку. Метка позволяет выполнить переход на помеченный оператор из любого места программы, используя при этом оператор перехода. В качестве метки может выступать любое сочетание из букв и цифр длиной до 127 символов.

Односвязный список | Динамические структуры данных #1

Все используемые в программе метки должны быть описаны, раздел описания меток начинается со слова label и имеет, например, вид:

Ml, Tok, llab, 123;

Строка описания заканчивается точкой с запятой. Это касается не только опи­сания меток, но и всех остальных описаний (констант, переменных и т.д.).

В разделе операторов после идентификатора метки ставится двоеточие, кото­рое указывает компилятору, что данный идентификатор является меткой:

Количество описанных меток может превышать число использованных меток, и это не будет считаться ошибкой. Поэтому программист может заранее описать избыточное количество меток и применять их по мере расширения программы.

Читайте также:
Как создать свой установочный диск с программами

Описание констант

При составлении первых программ на Паскале привыкните к определенной последовательности записи разделов описаний. Это не повлияет на исполнение программы, но поможет вам в дальнейшем анализировать программу.

После описания меток обычно следует описание констант. В этом разделе идентификаторам констант присваиваются постоянные значения. Описание кон­стант может выглядеть следующим образом:

Описание переменных

Все переменные, которые встречаются в программе, должны быть описаны. Описание переменных выполняется по следующей схеме:

То есть описание начинается с зарезервированного слова var (от слова variable -переменная). Затем следует перечисление имен переменных, разделенных запятыми. Имена переменных отделяются двоеточием от указания их типа. Например:

Описание типов данных

Любой элемент данных (константа, переменная) можно отнести к тому или иному типу. Тип определяет множество значений, которые может принимать эле­мент данных. Все типы данных должны быть понятны компилятору, и поэтому те типы, которые вводятся программистом, необходимо описать.

Ранее вы уже познакомились со стандартными типами данных integer, real, char, boolean и string (см. пункт «Стандартные типы данных», §54). Кроме этих типов, программист по своему желанию может ввести новый тип данных, указав его в разделе описания типов.

К числу типов, которые могут вводиться программистом, относится перечисля­емый тип данных. Этот тип определяется путем перечисления его элементовпоследующей схеме:

Раздел описания типов данных в этом случае начинается служебным словом type, после которого следуют имена типов и списки значений, разделенные точкой с запятой, например:

size = (little, middle, big);

metal = (copper, tantal, cobalt, silver);

index2 = (1, 5, 8, 13);

Кроме перечисляемых типов, в Паскале существует интервальный тип данных (его еще называют тип-диапазон). Множество значений для этого типа задается с помощью указания интервала: от наименьшего до наибольшего значения. Эти крайние значения разделяются двумя последовательными точками, например:

element = 100..200;

В этом описании тип element определяет множество целых чисел от 100 до 2 0 О, а тип letter — множество букв латинского алфавита от а до z.

Рассмотрим теперь более сложные описания — это описания структурирован­ных типов. К таким типам относятся массивы. Описание массивов задается сле­дующей схемой:

array и of — зарезервированные слова;

— список индексных типов, разделенных запятыми;

— любой тип данных.

Приведем примеры описаний массивов:

vector = array [1..3] of real;

table = array [1..5, 1..9] of integers-cub = array [0..4, -2..2, char] of byte;

В данном примере vector — это имя типа одномерного массива, состоящего из трех элементов, принимающих вещественные значения. Тип table — тип дву­мерного массива размером 5х9, состоящего из целых чисел. Тип cub в данном описании — это тип трехмерного массива, состоящего из целых значений типа byte (byte — это целый тип, занимающий 1 байт памяти, а не 2 байта, как в случае типа integer). Третья компонента трехмерного типа cub обозначается символьным индексом char.

Переменные, принадлежащие указанным выше типам, описываются уже обычным образом:

где al, din, с — идентификаторы переменных.

Раздел операторов

Операторы языка Паскаль бывают простыми и составными (или, иначе говоря, структурными).

Простыми называются те операторы, которые не содержат никаких других операторов.

К простым операторам относятся: присваивание, оператор перехода, оператор

вызова процедуры и пустой оператор.

Оператор перехода до to (его называют еще оператором безусловного пере­хода) применяется в тех случаях, когда после выполнения некоторого оператора нужно выполнить не следующий по порядку в записи программы, а какой-либо другой оператор. Для выделения оператора, к которому нужно совершить пере­ход, используется метка (см. пункт «Описание меток» настоящего параграфа). Переход осуществляется следующим образом:

Когда в программе дойдет очередь до оператора до to label, будет исполнен оператор А: =A*D, стоящий в строке с меткой label. Вслед за оператором с меткой будет выполняться следующая строка программы.

Пустой оператор не выполняет никаких действий и не содержит никаких сим­волов. Обычно этот оператор используется для организации различных переходов в программе, поэтому перед пустым оператором ставится метка. Фрагмент программы с пустым оператором может выглядеть как

Как отмечалось, существует еще один тип простых операторов — операторы вызова процедур, — их мы рассмотрим позже.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие разделы описаний могут присутствовать в программе?

2. Как вводятся метки в программу?

3. Как выглядят описания констант и переменных?

4. Каким образом описывается тип-диапазон?

5. Составьте описание одномерного массива.

6. Какие операторы относятся к простым операторам?

7.Что называется составным оператором?

Ввод и вывод в Паскале

Ход работы.

— встроенные процедуры ввода Write и Writeln;

Читайте также:
Дизайнер компьютерных программ кто это

— процедуры вывода Read и Readin;

— правила оформления программ в редакторе Паскаля.

Источник: cyberpedia.su

Ответы по параграфу 3.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль

Учебник по Информатике 8 класс Босова

Задание 2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

Язык программирования Паскаль был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля. Известен своими достижениями не только в математике, физике и философии, но и создал первый в мире механическую машину, которая выполняла сложение двух чисел.
Биография: Скачать

Задание 3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

Универсален потому, что он применяется для записи алгоритмов разных задач: вычислительные, обработка текстов, построение графических изображений, поиск информации и так далее).

Задание 4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

Состав алфавита Паскаль:
• латинские прописные буквы (A, B, C, …, X, Y, Z);
• латинские строчные буквы ( a, b, c, …, x, y, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, …, 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

Неделимые элементы:
:= (знак присваивания); >= и <> (знак неравно);
(* Текст *) (начало и конец комментария).

Задание 5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

Можно использовать любые имена, которые отличаются от служебных последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания. Длина может быть любой, но для удобства стоит использовать короткие имена.

Задание 6. Указывая название, обозначение, диапазон и размер занимаемой области памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

Диапазон и размер занимаемой области памяти

Задание 7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

Число 100 целочисленный тип данных (integer); число 100.0 вещественный (real), так как есть точка после 100.

Задание 8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

Структура программы:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

program ; const ; var ; BEGIN ; ; … END.

Задание 9. Как записывается раздел описания переменных?

Раздел описания переменных записывается как var.

Задание 10. Запишите в тетради раздел описания переменных, необходимых для вычисления:
а) значения функции у = х2;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

а) var x, y: real;
б) var a, b, s: real;
в) var cena_1, cena_2, stoimost: real; k: integer;
г) var cena_1, cena_2, cena_3, stoimost: real; k_1, k_2, k_3: integer;
В пунктах «в» и «г» у нас стоимость продукции и общая стоимость вещественного типа, так как не всегда цены целые.

Задание 11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания.
a:=3; b:=4; a:=a+b.

1) Переменной «а» присваивается значение 3;
2) Переменной «b» присваивается значение 4;
3) Переменной «a» присваивается сумма переменных «a» и «b», то есть 3+4=7.

Задание 12. Запишите в тетради оператор для:
а) вычисления среднего арифметического переменных x1 и x2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

а) sr:=(x1+x2)/2;
б) k:=k-1;
в) i:=i+1;
г) stoimost:= cena_1*k_1 + cena_2*k_2 + cena_3*k_3;

Решение заданий из учебника Информатика 8 класс Босова, параграф 3.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка, Типы данных, используемых в языке Паскаль, Структура программы на языке Паскаль, Оператор присваивания.

Источник: 5urokov.ru

§ 4.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского ученого Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

    1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10—11 классах.

4.1.1. Алфавит и словарь языка

  • латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
  • латинские строчные буквы (а, Ь, с, х, у, z);
  • арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
  • специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).
    := (знак операции присваивания);
    >= и );
    (* и *) (начало и конец комментария).
Читайте также:
Программа где поют фотографии

В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В табл. 4.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.

Таблица 4.1
Служебные слова языка Паскаль

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Прописные и строчные буквы в именах не различаются.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

4.1.2. Типы данных, используемых в языке Паскаль

В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных:

1

    1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

4.1.3. Структура программы на языке Паскаль

  1. заголовок программы;
  2. блок описания используемых данных;
  3. блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).
    2 В 9 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив рассмотрение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

4.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 4.1 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении oпeратора Ь:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 4.1).

Рис. 4.1.
Процесс выполнения оператора присваивания

Самое главное

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.

  • заголовок программы;
  • описание используемых данных;
  • описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Вопросы и задания

  1. В честь кого назван язык программирования Паскаль?
  2. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?
  3. Что входит в состав алфавита Паскаля?
  4. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?
  5. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.
  6. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?
  7. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?
  8. Как записывается раздел описания переменных?
  9. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:
      а) значения функции у = х 2 ;
      б) площади прямоугольника;
      в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
      г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
  10. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; Ь:=4; а:=а+Ь.
  11. Запишите оператор для:
      а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
      б) уменьшения на единицу значения переменной k;
      в) увеличения на единицу значения переменной i;
      г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

Источник: tepka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru