Программа должна начинаться с заголовка, который состоит из зарезервированного слова program и имени программы, например, program My_code.
Слово program записывается строчными буквами. Собственно имя программы пишется латинскими буквами или цифрами без пробелов, но первым символом должна быть буква. Если имя состоит из в нескольких слов, их можно отделить символом подчеркивания.
За заголовком следует раздел uses, в котором указываются подключаемые библиотечные модули. Этот раздел состоит из служебного слова uses и имен модулей, необходимых для работы программы (например, uses Crt, Dos).
Следующими разделами программы на Паскале являются описания меток, констант, типов данных и переменных. Структуру этих описаний мы рассмотрим позже.
Если в программе созданы процедуры и функции, то они также должны быть приведены в разделе описаний.
Исполняемой частью программы является раздел операторов, который следует за разделом описаний. В разделе операторов выполняются действия над предварительно описанными переменными, константами, функциями и т.д. Именно в этом разделе получается результат, ради которого составлялась программа. Начинается раздел служебным словом begin и заканчивается словом end с точкой. Итак, программа на Паскале состоит из следующих разделов:
Язык Pascal (Паскаль). Логический и символьный типы. Структура программы. Ввод и вывод. Лекция №6
Каждый из разделов начинается со служебного слова, например, заголовок -со слова program, описание внешних модулей — со слова uses. Эти начальные служебные слова даны в правой колонке приведенного перечня разделов программы.
Не все из перечисленных разделов обязательно должны присутствовать в программе. В простых программах могут быть только заголовок, описание переменных и раздел операторов. Вообще любой раздел, кроме раздела операторов, в программе может отсутствовать.
Что касается порядка следования разделов, то некоторые разделы (описания, кроме uses) могут располагаться в произвольном месте программы и встречаться в программе любое количество раз. Главное правило, которое при этом должно соблюдаться: описание идентификатора должно предшествовать его использованию в разделе операторов.
Любая программа (процедура или функция) должна состоять из трех основных разделов:
3. исполняемые операторы (тело программы)
Структура программы
Var x: real; (вместо Var (описание переменных) может быть Const – описание констант)
Begin
End.
Раздел описаний и раздел операторов
Как отмечалось, программа на Паскале начинается заголовком, за которым следует раздел описаний. Его мы рассмотрим подробнее.
Описание меток
В программе, написанной на Паскале, перед любым оператором можно поставить метку. Метка позволяет выполнить переход на помеченный оператор из любого места программы, используя при этом оператор перехода. В качестве метки может выступать любое сочетание из букв и цифр длиной до 127 символов.
Односвязный список | Динамические структуры данных #1
Все используемые в программе метки должны быть описаны, раздел описания меток начинается со слова label и имеет, например, вид:
Ml, Tok, llab, 123;
Строка описания заканчивается точкой с запятой. Это касается не только описания меток, но и всех остальных описаний (констант, переменных и т.д.).
В разделе операторов после идентификатора метки ставится двоеточие, которое указывает компилятору, что данный идентификатор является меткой:
Количество описанных меток может превышать число использованных меток, и это не будет считаться ошибкой. Поэтому программист может заранее описать избыточное количество меток и применять их по мере расширения программы.
Описание констант
При составлении первых программ на Паскале привыкните к определенной последовательности записи разделов описаний. Это не повлияет на исполнение программы, но поможет вам в дальнейшем анализировать программу.
После описания меток обычно следует описание констант. В этом разделе идентификаторам констант присваиваются постоянные значения. Описание констант может выглядеть следующим образом:
Описание переменных
Все переменные, которые встречаются в программе, должны быть описаны. Описание переменных выполняется по следующей схеме:
То есть описание начинается с зарезервированного слова var (от слова variable -переменная). Затем следует перечисление имен переменных, разделенных запятыми. Имена переменных отделяются двоеточием от указания их типа. Например:
Описание типов данных
Любой элемент данных (константа, переменная) можно отнести к тому или иному типу. Тип определяет множество значений, которые может принимать элемент данных. Все типы данных должны быть понятны компилятору, и поэтому те типы, которые вводятся программистом, необходимо описать.
Ранее вы уже познакомились со стандартными типами данных integer, real, char, boolean и string (см. пункт «Стандартные типы данных», §54). Кроме этих типов, программист по своему желанию может ввести новый тип данных, указав его в разделе описания типов.
К числу типов, которые могут вводиться программистом, относится перечисляемый тип данных. Этот тип определяется путем перечисления его элементовпоследующей схеме:
Раздел описания типов данных в этом случае начинается служебным словом type, после которого следуют имена типов и списки значений, разделенные точкой с запятой, например:
size = (little, middle, big);
metal = (copper, tantal, cobalt, silver);
index2 = (1, 5, 8, 13);
Кроме перечисляемых типов, в Паскале существует интервальный тип данных (его еще называют тип-диапазон). Множество значений для этого типа задается с помощью указания интервала: от наименьшего до наибольшего значения. Эти крайние значения разделяются двумя последовательными точками, например:
element = 100..200;
В этом описании тип element определяет множество целых чисел от 100 до 2 0 О, а тип letter — множество букв латинского алфавита от а до z.
Рассмотрим теперь более сложные описания — это описания структурированных типов. К таким типам относятся массивы. Описание массивов задается следующей схемой:
array и of — зарезервированные слова;
— список индексных типов, разделенных запятыми;
— любой тип данных.
Приведем примеры описаний массивов:
vector = array [1..3] of real;
table = array [1..5, 1..9] of integers-cub = array [0..4, -2..2, char] of byte;
В данном примере vector — это имя типа одномерного массива, состоящего из трех элементов, принимающих вещественные значения. Тип table — тип двумерного массива размером 5х9, состоящего из целых чисел. Тип cub в данном описании — это тип трехмерного массива, состоящего из целых значений типа byte (byte — это целый тип, занимающий 1 байт памяти, а не 2 байта, как в случае типа integer). Третья компонента трехмерного типа cub обозначается символьным индексом char.
Переменные, принадлежащие указанным выше типам, описываются уже обычным образом:
где al, din, с — идентификаторы переменных.
Раздел операторов
Операторы языка Паскаль бывают простыми и составными (или, иначе говоря, структурными).
Простыми называются те операторы, которые не содержат никаких других операторов.
К простым операторам относятся: присваивание, оператор перехода, оператор
вызова процедуры и пустой оператор.
Оператор перехода до to (его называют еще оператором безусловного перехода) применяется в тех случаях, когда после выполнения некоторого оператора нужно выполнить не следующий по порядку в записи программы, а какой-либо другой оператор. Для выделения оператора, к которому нужно совершить переход, используется метка (см. пункт «Описание меток» настоящего параграфа). Переход осуществляется следующим образом:
Когда в программе дойдет очередь до оператора до to label, будет исполнен оператор А: =A*D, стоящий в строке с меткой label. Вслед за оператором с меткой будет выполняться следующая строка программы.
Пустой оператор не выполняет никаких действий и не содержит никаких символов. Обычно этот оператор используется для организации различных переходов в программе, поэтому перед пустым оператором ставится метка. Фрагмент программы с пустым оператором может выглядеть как
Как отмечалось, существует еще один тип простых операторов — операторы вызова процедур, — их мы рассмотрим позже.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие разделы описаний могут присутствовать в программе?
2. Как вводятся метки в программу?
3. Как выглядят описания констант и переменных?
4. Каким образом описывается тип-диапазон?
5. Составьте описание одномерного массива.
6. Какие операторы относятся к простым операторам?
7.Что называется составным оператором?
Ввод и вывод в Паскале
Ход работы.
— встроенные процедуры ввода Write и Writeln;
— процедуры вывода Read и Readin;
— правила оформления программ в редакторе Паскаля.
Источник: cyberpedia.su
Ответы по параграфу 3.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль
Учебник по Информатике 8 класс Босова
Задание 2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.
Язык программирования Паскаль был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля. Известен своими достижениями не только в математике, физике и философии, но и создал первый в мире механическую машину, которая выполняла сложение двух чисел.
Биография: Скачать
Задание 3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?
Универсален потому, что он применяется для записи алгоритмов разных задач: вычислительные, обработка текстов, построение графических изображений, поиск информации и так далее).
Задание 4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?
Состав алфавита Паскаль:
• латинские прописные буквы (A, B, C, …, X, Y, Z);
• латинские строчные буквы ( a, b, c, …, x, y, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, …, 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).
Неделимые элементы:
:= (знак присваивания); >= и <> (знак неравно);
(* Текст *) (начало и конец комментария).
Задание 5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?
Можно использовать любые имена, которые отличаются от служебных последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания. Длина может быть любой, но для удобства стоит использовать короткие имена.
Задание 6. Указывая название, обозначение, диапазон и размер занимаемой области памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.
Задание 7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?
Число 100 целочисленный тип данных (integer); число 100.0 вещественный (real), так как есть точка после 100.
Задание 8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?
Структура программы:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Общий вид программы:
program ; const ; var ; BEGIN ; ; … END.
Задание 9. Как записывается раздел описания переменных?
Раздел описания переменных записывается как var.
Задание 10. Запишите в тетради раздел описания переменных, необходимых для вычисления:
а) значения функции у = х2;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
а) var x, y: real;
б) var a, b, s: real;
в) var cena_1, cena_2, stoimost: real; k: integer;
г) var cena_1, cena_2, cena_3, stoimost: real; k_1, k_2, k_3: integer;
В пунктах «в» и «г» у нас стоимость продукции и общая стоимость вещественного типа, так как не всегда цены целые.
Задание 11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания.
a:=3; b:=4; a:=a+b.
1) Переменной «а» присваивается значение 3;
2) Переменной «b» присваивается значение 4;
3) Переменной «a» присваивается сумма переменных «a» и «b», то есть 3+4=7.
Задание 12. Запишите в тетради оператор для:
а) вычисления среднего арифметического переменных x1 и x2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
а) sr:=(x1+x2)/2;
б) k:=k-1;
в) i:=i+1;
г) stoimost:= cena_1*k_1 + cena_2*k_2 + cena_3*k_3;
Решение заданий из учебника Информатика 8 класс Босова, параграф 3.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка, Типы данных, используемых в языке Паскаль, Структура программы на языке Паскаль, Оператор присваивания.
Источник: 5urokov.ru
§ 4.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль
Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского ученого Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.
-
1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10—11 классах.
4.1.1. Алфавит и словарь языка
- латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
- латинские строчные буквы (а, Ь, с, х, у, z);
- арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
- специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).
-
:= (знак операции присваивания);
>= и );
(* и *) (начало и конец комментария).
В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В табл. 4.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.
Таблица 4.1
Служебные слова языка Паскаль
Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.
Прописные и строчные буквы в именах не различаются.
Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.
4.1.2. Типы данных, используемых в языке Паскаль
В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных:
1
-
1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.
В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.
4.1.3. Структура программы на языке Паскаль
- заголовок программы;
- блок описания используемых данных;
- блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).
-
2 В 9 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив рассмотрение других разделов для старшей школы.
Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:
Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.
Ниже приведён общий вид программы:
Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.
Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.
Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.
4.1.4. Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:
Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 4.1 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.
Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:
При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении oпeратора Ь:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 4.1).
Рис. 4.1.
Процесс выполнения оператора присваивания
Самое главное
Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.
В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.
- заголовок программы;
- описание используемых данных;
- описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Вопросы и задания
- В честь кого назван язык программирования Паскаль?
- Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?
- Что входит в состав алфавита Паскаля?
- Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?
- Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.
- В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?
- Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?
- Как записывается раздел описания переменных?
- Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:
-
а) значения функции у = х 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей. - Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; Ь:=4; а:=а+Ь.
- Запишите оператор для:
-
а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
Источник: tepka.ru