Чтобы было понятно, обрисуем так: имеется большая наука — механика, а в её рамках выделяются статика, кинематика, динамика. Так и с коррекционными методиками.
17 октября 2019 Любавина Татьяна Анаатольевна
3639 94 0 0
Содержимое публикации
Ленинградский областной институт развития образования
Кафедра специальной педагогики
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Суть ТЕАССН технологии.
Воспитатель отделения
реабилитации детей и подростков
Любавина Т.А.
Иногда кажется, что коррекционных методик масса. Но это не так. В реальности существует всего несколько методологических подходов, разработавших концептуальную основу, и любая авторская методика находится или в рамках этого концептуального подхода, или на стыке нескольких подходов.
Чтобы было понятно, обрисуем так: имеется большая наука — механика, а в её рамках выделяются статика, кинематика, динамика. Так и с коррекционными методиками.
Многое из того, что называют отдельной методикой — например музтерапия — является лишь специфическим способом донесения информации через преимущества музыки, но сво концептуальные подходы (как строится занятие, каковы цели коррекции, как осуществляется закрепление материала) педагог черпает в одной из методик, с которыми и хочется вас познакомить.
Left to Right Work System -TEACCH Autism
В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии. А именно – 4 основные методики, ярко отличающиеся по первичному подходу к рассмотрению «особого» ребёнка, а также по философии и педагогическим методам: ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).
Любой педагог (будь то музтерапевт, дефектолог или психолог) опирается в своей работе на какую-то из этих методик, сильно отличающихся по подходу и педагогическим приёмам.
Методика TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read)
Методика TEACCH впереводе с английского: Лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных способностей.Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler.
Изначально методика представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.
Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.
TEACCH — Teaching Method Explained!
Речь идет о трех основных принципах:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.
• Структурирование пространства обучения.
• Применение индивидуальных учебных программ с использованием
Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:
· Координация глаз и рук
· Элементарная познавательная деятельность
В общем, вся индивидуальная программа развития ребёнка согласно этой методике делится на 3 части — понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра. Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала.
Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды. Если вы не имеете возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать многообразные пособия и материалы для занятий, вам лучше отказаться от систематического применения этой методики.
Формирование понимания эмоций и причин их возникновения проходит в четыре этапа. Первый этап – подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах. На следующем этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация. Третий этап – формирование понимания эмоций, обусловленных желанием, и последний – понимание эмоций, обусловленных мнением.
Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности).
Необходимы для выполнения упражнений материалы — это обычные предметы, которые, как правило, всегда есть дома и в школе. Благодаря такому подбору материала достигаются сразу две цели:
1) переноса приобретенных умений в новое место (из школы в дом и наоборот);
2) низкая стоимость применяемого материала.
Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, создание ритуализма и строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды.
То есть, эта методика исходит из концепции, что взрослые должны создать ребёнку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из неё все раздражающие факторы. Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, подчинён строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребёнок. Всем вещам присуждается определённое место. Положение вещей в комнате не меняется, причём педагог и родители стараются создать определённую логику. Скажем, расставляя книги по цветам или размеру, выстраивая в комнате зону для работы, зону отдыха, зону сна.
Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом. Педагог целое занятие, а то и месяц занятий может просто находиться в комнате с ребёнком, пытаясь подключиться к деятельности ребёнка. Для педагога важно, привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его, чтобы потом ребёнок САМ захотел контакта и предложил его. При этом педагог не пытается жёстко контролировать и прекращать стереотипии ребёнка, а, наоборот, использует их, подключается к ним, немного изменяя ракурс, чтобы ребёнок позволил внести изменения в его стереотипные действия и тем самым вступит в контакт с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.
На первичный поиск контакта может уйти от 1 месяца до 2 лет. Для этого первично педагог использует максимально возможные игровые и сенсорные раздражители. Занятия могут проходить в песочнице, на качелях, внутри туннеля или тканевого домика.
На занятии темп и вид деятельности, занятия и контакта задаёт всегда ребёнок, а взрослый только следует за ним, направляя и корректируя уже выбранное ребёнком действие. Если необходимо занятие за столом, то ребёнка постепенно приучают к знакам, дающим сигнал к началу занятия за столом. Каждое коррекционное занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол – только для занятий. Личная тарелка, личная тряпочка для вытирания пола или стола, личный веник и т.д.
Определённые действия усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки. Например, для обозначения еды — карточка с тарелкой, сна – рисунок кровати. Кроме слов педагог (мама) показывают ребёнку карточки. Ребёнок, не имеющий речи, также использует для общения карточки-подсказки. При достаточном речевом развитии, детей обучают читать по глобальному чтению, опираясь на методику обучению речи и чтению Нуриевой.
При видимой схожести методик TEACCH и ABA имеется яркое различие: TEACCH старается создать комфортную среду для развития ребёнка, а АВА вводит ребёнка в уже имеющуюся среду. То есть, TEACCH меняет среду, а АВА – самого ребёнка. по TEACCH педагог следует за ребёнком, отдавая инициативу ему, а по АВА ребёнок является ведомым на значительном этапе от начала коррекции до того момента, когда его психо-эмоциональное развитие выравнивается до достаточно высокого уровня.
Если ребёнок на начало коррекции мал (возраст 2-3 года) и изначально имеет хороший базис развития (хотя бы сохранность речевых функций и частичное стремление к коммуникации), то обе методики приводят ребёнка к одинаковому результату. Хотя в таком случае TEACCH компенсирующие процессы происходят медленнее и может длительно сохраняться отставание в развитии, но эта методика менее травматична для ребёнка. Другое дело, когда мы сталкиваемся со значительными нарушениями в развитии или же поздним обращением на коррекцию.
Из-за стремления к созданию комфортной атмосферы, методика TEACCH значительно обедняет жизнь ребёнка. Так, скажем, если ребёнок боится зелёного цвета – в его доме не будет предметов зелёного цвета. Если ребёнок требует, чтобы мама ходила в определённых нарядах, имела определённую причёску и пользовалась только определённым видом духов – мама будет должна поддерживать неизменчивость этого мира, независимо от собственных потребностей и возможностей.
Если ребёнок использует какие-то предметы не по назначению, что опасно для него – эти предметы тоже будут изыматься. Например, многие дети с аутизмом поедают несъедобные предметы – пластилин, клеящий карандаш. По TEACCH для минимизации этих проблем из сферы занятий будет изъята лепка из пластилина и изготовление коллажей. Также развитие по TEACCH зачастую приводит к тому, что ребёнок не может адаптироваться к окружающему миру, чувствуя себя комфортно только в специально созданной среде. Если АВА специально постоянно ставит ребёнка в мини-стрессовую ситуацию и учит адаптироваться к стрессам, искать пути выхода из стресса, то TEACCH не готовит ребёнка к возникновению постоянно вариативных стрессов, проблем и не даёт действенный механизм анализа ситуации с целью преодоления проблем.
Отдельные проблемные ситуации по TAECCH прорабатываются с ребёнком, отрабатывается правильная реакция. Скажем, когда ребёнок хочет пить, он, в рамках своей квартиры, взять кувшин и налить в личную чашку воду. Но дома у бабушки или в поликлинике, в детском развивающем учреждении ребёнок утрачивает этот навык, так как нет знакомого кувшина или же кувшин иной формы, нет знакомого стола с привычным расположением на нём предметов и нет его личной чашки.
С другой стороны, если у ребёнка сложные сочетанные состояния, и аутизм усугублён умственной отсталостью в глубокой стадии, и родители планируют передачу ребёнка для постоянного нахождения в замкнутом учреждении-интернате или детском доме, именно TEACCH значительно облегчает нахождение ребёнка в подобных госучреждениях, делает его послушным, управляемым и предсказуемым в поступках.
Развитие по TEACCH может быть крайне эффективным при психотерапевтической работе с семьёй. Имеется в виду постоянные занятия всей семьи с семейным психотерапевтом. В таком случае, при наличии работы семьи над изменениями семейной системы, в рамках TEACCH для ребёнка открываются практически безграничные возможности. Однако в практике, единицы семей готовы на полное психотерапевтическое сопровождение. Возникает ещё одна сложность, что работа в сочетании — корректолог ребёнка + психотерапевт для семьи приводит часто к такой ситуации, что ребёнку, опять же, создаётся дома комфортная развивающая среда, но попадая в иную атмосферу, ребёнок «уходит» в регресс.
В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни.
Успех социальной адаптации аутичного ребенка тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.
Таким образом, программа:
• позволяет добиться управляемости ребёнка в ограниченном пространстве;
• последовательна, имеет широкий спектр наработок;
• не требует стопроцентного включения в процесс коррекции родителей;
• идеально подходит для детей с наиболее тяжёлыми и множественными нарушениями развития;
• подходит для организации жизни семьи ребёнка с ограниченными умственными возможностями;
• только эта система подходит для привития бытовых навыков детям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. «Использование поведенческой
терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации» / М.Ю. Веденина, О.Н. Окунева // Дефектология. – 1997г. — № 3.
2. Методика TAECCH / [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим
доступа: http://smol.chudoforum.ru/t1409-topic. — Дата доступа: 21. 05. 2015.
3. Методика TAECCH / [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим
Источник: www.art-talant.org
Презентация «программа TEACCH»
TEACCH Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children * *п ер. Лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных способностей.
Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Эриком Шоплером из Медицинской школы Чепел -Хилл при Университете Северной Каролины (группа психоаналитиков). TEACCH Эрик Шопле р
TEACCH Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Медицинская школа Чепел -Хилл при Университете Северной Каролины
Формирование как можно большего количества стереотипных форм взаимодействия с окружающим миром. TEACCH идея
Структурированное обучение с особым вниманием к среде. TEACCH подход, Принципы Исследование, ориентированное на психологическое развитие Разработка стратегий развития ребенка Индивидуальные программы развития
TEACCH стратегии Структурирование пространства обучения. Структурирование времени. Структурирование материала. Применение индивидуальных учебных программ с использованием методического пособия.
Максимально развить независимость ребенка. Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с людьми. Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, умения и индивидуальные способности. Стимулировать генерализацию навыков (все новые навыки ребенок мог максимально часто и эффективно использовать в разных ситуациях дома, в саду, школе). Развивать чувство себя, понимание себя (развитие эмоциональной сферы) TEACCH основные цели обучения
имитация; восприятие; крупная моторика; мелкая моторика; координация глаз и рук; речь; элементарная познавательная деятельность; самообслуживание; социальные отношения. TEACCH сферы развития
TEACCH среда для ребенка
TEACCH среда для ребенка Шаг 1. Создание специальной образовательной среды: Предметная организация среды: Сведение к минимуму отвлекающих и стрессовых факторов. Использование близкого к повседневной жизни учебно-дидактического материала. Использование привлекательных для ребенка предметов, которые могут создать дополнительную мотивацию для обучения. Использование сигнальных опор, которые облегчают поиск и распознавание объектов.
TEACCH среда для ребенка Визуальная маркировка
TEACCH среда для ребенка Шаг 1. Создание специальной образовательной среды: Пространственная организация среды. Деление пространства на секторы по видам деятельности. Четкое разграничение и обозначение пространственных зон. Открытый доступ к ресурсному обеспечению релаксационной зоны. Обеспечение относительного постоянства пространства.
Информирование о его изменениях. Рациональная пространственная организация рабочего листа. Упорядоченное расположение учебных материалов на рабочем месте.
TEACCH среда для ребенка Логика пространства
TEACCH среда для ребенка Логика пространства
TEACCH среда для ребенка Организация рабочего пространства на столе
TEACCH среда для ребенка Шаг 1. Создание специальной образовательной среды: Смысловая организация среды. Использование расписаний и памяток, пооперационных карт. Визуализация течения времени. Выделение важной информации цветом, контуром. Заблаговременные предупреждения о предстоящих изменениях.
Использование правил и требований в разрешающей формулировке и наглядной форме. Составление списка от ожиданий от ребенка.
TEACCH среда для ребенка Стратегия завершения Стратегия завершения Позитивное подкрепление Очередность выполнения действий
Стратегия завершения TEACCH среда для ребенка
TEACCH среда для ребенка Список дел
Визуализация времени TEACCH среда для ребенка
Визуализация времени TEACCH среда для ребенка
Инструкции TEACCH среда для ребенка
TEACCH среда для ребенка Структурированные пособия
TEACCH среда для ребенка Шаг 1. Создание специальной образовательной среды: Социальная организация среды. Усиление положительного имиджа ребенка с аутизмом. Обеспечение наставничества и создание групп дружбы. Персонализация обращений. Организация косвенных контактов.
Четкое немногословная формулировка инструкции в разрешающей форме без повышения голоса. Сопровождение речи простыми и ясными мимикой и жестами. Включение родителей.
TEACCH среда для ребенка Шаг 2. Коррекционно-педагогическая помощь с учетом индивидуальных особенностей и интересов : Структурированное обучение особенно подходит в следующих случаях: Ребенок неусидчив, отвлекается, невнимателен; При обучении ребенка выполнять задания самостоятельно; При обучении ребенка новому навыку, при трудностях в понимании ребенком того, что от него требуется.
TEACCH среда для ребенка Шаг 2. Коррекционно-педагогическая помощь с учетом индивидуальных особенностей и интересов : Уроки и занятия должны строиться по принципу структурированного обучения. От простого к сложному. Занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями. Занятие строиться исходя из интересов ребенка.
Любое задание, просьба или игра нуждаются в завершении. Это помогает структурировать деятельность ребенка. Дети вместе с педагогом обозначают свои успехи в течение дня, что служит им определенной наградой и стимулом к последующим достижениям.
TEACCH среда для ребенка Шаг 3. Включение ребенка в учебное и социальное взаимодействие: Визуализация – одна из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения. Варианты расписаний (режимов дня): Предметный (ящик с предметами); Фотографический (фотографии на табличках или в альбоме); Рисуночный; Письменный. Расписание должно быть организовано в формате «сверху вниз» или «слева направо».
TEACCH среда для ребенка Предметное расписание Надо сделать Сделано
TEACCH среда для ребенка
TEACCH среда для ребенка
TEACCH среда для ребенка
TEACCH среда для ребенка Шаг 3. Включение ребенка в учебное и социальное взаимодействие: Социальные истории являются кратким описанием определенной ситуации, события или деятельности, и включают информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему. Необходимо структурировать события, важные в жизни детей, моменты настроений, например, «Дни рождения», «Мое настроение» и т.д.
TEACCH среда для ребенка
TEACCH среда для ребенка Различные системы обучения и терапии: сенсорная интеграция, система коммуникации с помощью обмена картинками, игровая терапия Гринспэна , АВА – терапия успешно совмещаются со стратегией структурированного обучения TEACH
Источник: nsportal.ru
TEACCH – программа коррекции и обучения для аутичных детей и детей со сходными нарушениями общения
1. Аутичный человек страдает от отсутствия смысла в его жизни.
Воспринимаемая информацию дети ограничены в способности её
интерпретировать и понимать смысл.
2. Они не извлекают главные признаки – не понимают значение того, что
слышат и видят.
3. Не понимают социального поведения других людей (жесты, эмоциональные
высказывания, поступки).
! Нуждаются в подробной предсказуемости и если они могут установить прочную
связь между событиями и местонахождением, они сразу успокаиваются.
Поэтому – необходимо в соответствии с каждым видом деятельности
организовывать соответствующие уголки по принципу: «Здесь мы делаем
это..».
! Им невероятно трудно адаптироваться к нашим условиям.
Необходимо сделать их жизнь предсказуемой (мы должны выступить в роли
переводчиков для них, т.е. должны предоставить им информацию относительно
«где» и «когда» и в такой форме, которую они смогут понять).
Необходимо создать предсказуемую для детей среду, состоящую из
установленных привычных действий и скомбинировать это с заданиями, с
которыми ученики в состоянии справиться хорошо или почти справиться.
С целью полной адаптации к пространству предлагается экранировать рабочее
место защищая ребёнка от отвлекающих моментов. Ограничение поля зрения
— это средство научить детей не отвлекаться в то время, когда от них
требуется концентрация внимания.
8. Особенности:
4. Нарушения в «ощущении времени».
Аутичным людям трудно понять абстрактные аспекты нашего социального
взаимодействия и коммуникации.
Они не могут понять, что «стоит за» информацией, которую они получают,
они видят только ее «буквальное» значение.
Планирование событий дня ребёнка, одно из главных средств –
расписание составленное с помощью картинок или слов.
Например: Уже обед? Еще нет. Посмотри, карточка показывает, что
тебе надо идти в зону игр и отдыха. Карточка, обозначающая обед,
стоит после карточки свободного времени.
Слово «нет» представляет для таких детей одну из самых больших
проблем. «Нет» звучит для них категорично, как окончательный отказ.
Они не могут понять, что, если сейчас сказано «нет», то немного
позднее будет «да».
Карточки, расположенные друг за другом, делают более позднее «да»
зримым, а «нет», сказанное сейчас, становится только временным
«нет».
9.
Основная идея подхода:
мы должны приспосабливать не
ребёнка к среде, а среду к
особенностям психики аутичных
детей, только в этом случае
возможна их социальная адаптация.
10. Основные принципы TEACCH:
1. Адаптация пространства:
Главная цель при планировании пространства — дать
как можно больше самостоятельности.
Главные задачи: предсказуемость и предотвращение
проблем в поведении:
А) Ограничение поля зрения.
Б) Рабочий стол (место) для самостоятельной
работы.
В) Расписание (в том числе — часть «свободного
времени» также должна проходить согласно
расписанию).
11.
2. Создание «видимости» времени.
Главное средство контроля времени – расписание.
Использование предметов, фотографий, картиноксимволов, слов – как средств коммуникации,
обозначающих ситуацию и «место».
Например, тарелка символизирует обед, мяч даст
представление об игре.
Эти предметы делают мир для ребенка
предсказуемым во времени: тарелка объявляет
ему, что пора обедать, а мяч — время играть.
12. Этапы:
13. Этапы:
14. Этапы:
2. Второй этап «тренинг».
А) Взрослый берёт ребенка за руку и водит его
от одного места к другому.
Б) Взрослый даёт ребёнку в руку предмет, и он
относит его туда, где он должен находиться
В) Пока ребёнок идет, он держит предмет в
руке, а значит постоянно «чувствует» его и не
забывает, что он собирается с ним сделать.
Позднее одного взгляда на предмет будет ему
достаточно, чтобы сразу вспомнить, что он
должен с ним делать.
15. Этапы:
3. Третий этап «выбор символа».
! Самое главное: важен не выбор абстрактных символов, а
достижение наибольшей самостоятельности учеников.
Можно использовать: предметы, картинки (рисунки, фотографии)
или надписи, комбинированные формы: предметы,
приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками,
надписи под картинками (при этом постепенно изображения на
картинках уменьшаются, а надписи увеличиваются).
К появлению нового символа детей необходимо тщательно
готовить (например, они могут учиться раскладывать картинки
рядом с предметами, которые изображены на них, или
добавлять надписи к соответствующим картинкам).
16. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Расписание — это серия картинок или
надписей, которые направляют к
выполнению определенной
последовательности действий.
Формы расписаний: альбом (или папка с
файлами) с картинками или надписями на
каждой странице.
Символ, картинка, надпись – это стимул,
который направляет ребенка выполнять
задания, участвовать в том или ином виде
деятельности или получать награду.
17. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Цель использования расписания научить аутичных детей выполнять
задания и действия без прямых
инструкций со стороны родителей и
учителей и без их контроля.
18. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
В зависимости от особенностей ребенка
расписания могут быть:
• разбивающими каждое задание на
небольшие конкретные шаги (подробные);
• обозначающие вид деятельности
полностью – фотография или надпись
побуждают выполнить все задание
19. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Предварительные навыки:
До начала работы с расписанием ребенок
должен освоить несколько
необходимых навыков:
• различение картинки и фона;
• соотнесение одинаковых предметов,
• соотнесение картинки и предмета.
20. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Основные умения:
• Брать расписание.
• Открывать папку.
• Показывать на символ.
• Брать коробку с материалом (например,
разобранная пирамидка).
• Выполнять задание (собрать пирамидку).
• Собрать материал в коробку.
• Унести коробку на место.
• Вернуться на рабочее место.
• Перевернуть страницу расписания.
21. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ:
Основной метод работы: дозированное направление.
• Начало обучения: полный физический контроль.
Руки взрослого поверх рук ребёнка.
Постепенное уменьшение контроля – рука сверху, над – теневой
контроль.
Взрослый чутко следит, побуждает, предотвращает.
Взрослый слегка прикрывает руки ребёнка, если ребёнок
проявляет самостоятельность — взрослый изменяет
положение рук: придерживает за запястье, за предплечье, за
локти.
Если нет ошибок руки взрослого на плечах ребёнка.
! Разные задания – требуют разной степени контроля.
• Если нет ошибок – убрать руки, взрослый сзади следует за
ребёнком.
• Если нет ошибок – переходим к увеличению дистанции:
взрослый находится рядом – взрослый в дверях – за дверями –
убрать контроль.
• Если появляется ошибка – возврат к предыдущей стратегии.
22. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Условия организации:
Первые расписания должны быть короткими – до 5 заданий.
Задание должно быть знакомо – т.е. ребёнок должен уметь
выполнить его самостоятельно.
Задание должно соответствовать возрасту.
Задание должно иметь чёткое окончание, чтобы ребенок знал,
когда выполнение задания закончено.
Задание должно соответствовать возможностям и
интересам ребёнка. Рекомендуется чередовать
«интересные»задания с теми, которые требуют усилий.
Первое расписание должно завершаться любимым угощением
или игрой, которую ребенок особенно любит.
Тогда когда выбраны все задания, выбираются удобные и
понятные для ребёнка символы – составляется первое
расписание.
23. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Организация:
А) Рабочее место для самостоятельной работы.
Б) Выбрать поощрение: сначала — лакомство, или любимое
занятие (игра), затем – символические формы
поощрения.
В) Исключить негативные ситуации обучения.
Г) Проанализировать толерантность к прикосновениям.
Выявить приемлемые формы физического контакта.
Д) Провести диагностику сформированности
необходимых навыков:
различение картинки и фона;
соотнесение одинаковых предметов;
соотнесение картинки и предмета;
Е) Формирование умения адекватно действовать с
материалом.
24. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Организация (подготовка первого расписания):
• Папка с кольцами. Фотоальбом.
• Пластиковые файлы для страниц.
• Коробки (ящики) для заданий.
• Материалы для заданий.
• Символы (карточки, фотографии, предметы),
обозначающие задания.
• Поощрение (лакомство, занятие; позднее доска планшет).
• Жетоны (доска – планшет, «липучка», жетоны).
• Ситуация социального взаимодействия (возможности и
потребности ребенка, обозначение в расписании,
организация).
25. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Промежуточные результаты:
• Ребёнок открывает расписание и
переворачивает страницу.
• Смотрит на фотографию и
показывает.
• Берёт задание и ставит на стол.
• Выполняет задание.
• Убирает материалы в коробку, уносит
на место.
26. РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Что следует делать
Что делать не следует
Расположить материалы на полке
или стеллаже
Пробовать учить первому расписанию в
неорганизованной среде
Сделать так, чтобы Вам не
пришлось отвечать на звонки в
дверь и на телефон
Беспокоиться относительно шума,
производимого другими детьми или
телевизором
Расположить материалы по порядку
Находиться между ребенком и материалами
расписания
Заранее приготовить награды
Использовать эти награды в другое время
Дайте начальную инструкцию один
раз
Говорить, помимо заданий на социальное
взаимодействие
Используйте физический
контроль, направляйте быстро,
чтобы предотвратить ошибки
Показывать, жестикулировать, манипулировать предметами перед лицом
ребенка
Часто давайте награды
Предъявлять поощрения, когда ребенок
медлит с выполнением расписания, или
ведет себя неадекватно
27. Обучение навыкам следования расписанию
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ
• Подготовить материалы.
• Подготовить поощрения.
• Положить рядом жетоны.
28. Обучение навыкам следования расписанию
ДАЙТЕ НАЧАЛЬНУЮ ИНСТРУКЦИЮ
например, «Займись чем-нибудь,
пожалуйста»
29. Обучение навыкам следования расписанию
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОЛНЫЙ
ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК:
Открывал расписание и переворачивал
страницы.
Показывал на фотографию.
Брал материалы.
Выполнял задание.
Убирал материалы на место.
30. Обучение навыкам следования расписанию
ПРЕДЪЯВЛЯЙТЕ ПООЩРЕНИЯ:
• Предъявляйте пищевые подкрепления,
стоя позади ребенка.
• Предъявляйте жетоны, стоя позади
ребенка.
• Ребенок должен видеть, как ему дают
жетон.
31. Обучение навыкам следования расписанию
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СПОСОБЫ
УМЕНЬШЕНИЯ ПОМОЩИ:
Дозированное направление.
Изменение локализации физического
контроля.
«Теневое» следование за ребенком.
Увеличение расстояния между
ребенком и взрослым.
32. Обучение навыкам следования расписанию
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ
ОШИБОК:
Вернитесь к предыдущему способу
уменьшения помощи.
Закройте расписание и начните сначала.
Начните обучение сначала; вернитесь к
полному физическому контролю и научите
заново следовать расписанию.
Обдумайте, насколько сильны поощрения.
Замените задание, которое приводит к
появлению большого количества ошибок,
новым заданием.
33. ИЗМЕРЕНИЕ НАВЫКА СЛЕДОВАНИЯ РАСПИСАНИЮ
задание
Основные компоненты расписания
Открывает
расписание
и
переворачив
ает
страницу.
Сортиров
ка по
цвету
Смотрит на Берёт задание Выполняе
фотографи
и ставит на т задание.
юи
стол.
показывает.
Убирает
материалы
в коробку,
уносит на
место.
+
—
+
—
+
—
—
—
—
Паззл
—
34.
РЕЧЬ
НЕВЕРБ. МЫШЛЕН.
ЗМ КООРДИНАЦИЯ
ОБЩИЕ ДВИЖЕНИЯ
МОТОРИКА
ВОСПРИЯТИЕ
ПОДРАЖАНИЕ
70
60
50
ПВ
40
30
20
10
0
АР
ЗБР
35.
Задание
Развитие
ПД
52. Детские игры-общение
В
ММ
ОМ
Поведение
ГР
ВР
ЭР
О
ТП
с
53. Находит спрятанный предмет
с
54. Реагирует на собственное
отображение в зеркале
р
55. Реагирует на физический контакт
р
56. Реагирует на щекотание
57. Звук свистка
р
с
58. Реагирует на звук свистка
59. Реагирует на жесты
р
с
60. Пьет из кружки
с
61. Просит о помощи жестами
с
62. Реагирует на шнурок
63. Продевает шнурок через бусины
р
с
64. Качает бусы на шнурке
с
65. Снимает бусы с ёршика
р
66. Нанизывает бусины на стержень
с
67. Использует совместно обе руки
с
68. Перекладывает предметы из одной
руки в другую
с
69. Как тебя зовут?
р
70. Ты мальчик или девочка?
р
71. Непроизвольно рисует каракули
72. Показывает ведущую руку
СП
р
р
73. Копирует вертикальную линию
р
74. Копирует круг
р
К
Источник: ppt-online.org