Начало обучения в школе – волнительный момент для ребенка и для родителей. Перед выбором школы предстоит решить много важных вопросов, один из них – выбор школьной программы. Именно в начальной школе закладываются основы всех будущих успехов и неудач. При видимой универсальности все программы очень разные, у каждой есть свои плюсы и минусы, поэтому стоит разобраться в них прежде, чем сделать свой выбор. Программы обучения в начальной школе
Публикация «Консультация для родителей „Как выбрать программу обучения в начальной школе?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Весь процесс обучения построен по программе. На учебный год 2019-2020 программами, соответствующими ФГОС являются:
• Программа Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова (развивающая);
• «Начальная школа 21 век» (система Виноградовой) (традиционная);
Как проходить учебник за один день?
• «Перспективная начальная школа» (традиционная);
• «Планета знаний» (традиционная);
Школа России
Программу «Школа России» часто называют одной из самых легких и доступных. Это одна из старейших и проверенных временем программ. Научный руководитель комплекта – А. А. Плешаков, кандидат педагогических наук. С советских времен программу не раз усовершенствовали, адаптировали к реалиям нового времени.
Программа включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:
• Обучение грамоте и чтению. Русская Азбука авторы Городецкий В. Г., Кирюшкин В. Г., Шанько А. Ф.
• Русский язык (2 линии) авторы :1) Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. 2) Канакина В. П., Городецкий В. Г. • Литературное чтение автор Климанова Л. Ф.
• Математика автор: Моро М. И. и др.
• Окружающий мир автор: Плешаков А. А.
Упор в этой школьной программе для 1 класса сделан на духовно-нравственное развитие. В целом программа, несмотря на её «простоту» достаточно полная, чтобы перейти в среднюю школу без пробелов в знаниях. Учителя отмечают личностно – ориентированный вектор программы, учитывающий особенности каждого ребенка.
Программа начальной школы “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.
Начальная школа ХХI века
Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать).
Программа под ред. Н. Ф. Виноградовой- одна из самых популярных сегодня.
Это во многом объясняется тем, что авторский коллектив проекта удостоен, пожалуй, самой высокой награды в области образования — премии Президента Российской Федерации. Сегодня по программе «Начальная школа 21 века» учатся школьники большинства субъектов РФ.
Одно из главных отличий программы «Начальная школа 21 века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики целенаправленно с 1 по 4 класс.
Какую школьную программу выбрать?
Данная диагностика не заменяет, а дополняет собой психологическую диагностику, поскольку у нее другие задачи и цели. Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.
Особенности школьной программы для 1 класса программы «Школа 21 века» в мягкой и постепенной адаптации детей к новым условиям. Система учебников для 1-4 классов. Учебники включены в федеральный перечень учебников Министерства образования и науки, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.
Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовывать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей. Основная цель программы: научить ребенка учиться.
Авторы программы убеждены, что обучение должно быть простроено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, анализ причин ошибок и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А. Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».
Начальная перспективная школа
Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.
Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физкультуре. Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.
Школа 2100
Под ред. А. А. Леонтьева
Эта программа завоёвывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-х летнего возраста и до окончания школы. Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Главная цель Образовательной системы «Школа 2100» — развивающее образование в массовой школе. Именно там, по данным обследования, проведенного сотрудниками Психологического института РАО, и обеспечивается максимальный эффект развития детей при условии грамотного использования образовательных технологий УМК «Школа 2100». Учебники необычны, они включают не только обязательный минимум содержания по предмету, но и максимум, который поможет ребенку при желании расширить свой кругозор, найти ответы на возникающие вопросы. Подходит для всех детей
Гармония
Под ред. Н. Б. Истоминой
В основу программы легла система развивающего обучения Занкова.
Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома. Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования. Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования.
Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний. Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.
Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение. Подготовка мыслительного аппарата ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения
В рамках данной программы реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль (итоговый и пошаговый, проводить самооценку.
На материале каждого учебного предмета осуществляется целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, обучение установлению причинно-следственных связей, построению рассуждений, фиксации выводов в различной форме: словесной, схематичной, модельной.
Наряду с формированием логического мышления, создаются условия для совершенствования эмоциональной сферы ребенка, для расширения его опыта образного восприятия мира, для развития образного мышления.
Программой «Гармония» обеспечивается обучение всем видам речевой деятельности, в т. ч. разным видам чтения, поиску, получению, переработке и использованию информации.
Созданы условия для организации продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом. Для формирования в целом коммуникативных умений: слушать и стараться понимать собеседника; строить свои высказывания с учетом задач, условий и принятых правил общения; использовать речь как средство организации совместной деятельности, как способ запроса, получения и передачи информации; создавать небольшой монолог, участвовать в диалоге, в коллективной беседе, понимать возможность различных точек зрения на один и тот же вопрос, осознавать и аргументировать своё мнение.
1. Букварь авторы: М. С. Соловейчик, Н. М. Батенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина
2. Русский язык авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
3. Литературное чтение – О. В. Кубасова
4. Математика – Н. Б. Истомина
Планета знаний
Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.
Программа ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьник сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации. Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы – по желанию учащихся. Подходит для детей с гуманитарным уклоном.
Программа начальной школы «Перспектива»
Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива» создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.
Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового.
Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций. Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету – несколько пособий. Принцип обучения – диалектический. Подача материала – доступная, хотя порой и скучноватая.
Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.
Есть еще отрицательная сторона – слишком многое зависит от учителя и его способностей заинтересовать и мотивировать.
Программа Л. В. Занкова
Во главу угла в системе Занкова выдвигается задача общего психического развития, которое понимается как развитие ума, воли чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков
В систему включено огромное количество материала. «Начальное обучение,- указывал Занков,- должно дать учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства» Все уроки равнозначны, уделяется огромное внимание развитию логики, аналитического мышления, навыкам самостоятельной работы. Есть факультативы по информатике, экономике, иностранным языкам. Обучение ведется в быстром темпе. Подходит для детей, хорошо подготовленных к школе.
Основополагающими в ней остаются следующие положения:
— учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся;
— система Занкова направлена на открытие и усвоение новых знаний;
— особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;
— учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности: классифицировать (предметы и понятия путем формирования соответствующих операций, формулировать выводы, проводить анализ условий заданий и задач.
Дети, которые учились по этой программе в начальной школе, в средней и старшей школе, в учебе показывают прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность.
Программа Эльконина – Давыдова
Довольно неоднозначная программа, но очень интересная для детей. Большое внимание уделяется теоретическому мышлению, построению задач, проблемных вопросов и поиску их разрешения. Обучение идет медленно. Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».
Подходит для детей, которым трудно усваивать большой объем информации за короткое время.
Результат обучения по программе Эльконина – Давыдова – на выходе из школы иметь развитую, свободную личность.
Выпускник из начальной школы – прежде всего школьник с развитым творческим потенциалом. Для решения этой задачи в системе существует ряд специальных курсов. В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35% учебного времени.
Кроме этого, авторы системы Эльконина – Давыдова хотят, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
— знании о своем незнании, умении отличать известное от неизвестного;
— умение указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
— умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
— умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.
Отметок в начальной школе детям не ставят, оцениваются результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу комфорта.
Недостаток системы Эльконина – Давыдова, так же, как и Занкова, состоит в том, что они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Надеюсь, нам удалось хотя бы приблизительно разобраться что же такое образовательная программа и вы сможете определить, какая ближе вашему ребенку, сможете правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей. Необходимо отметить: буквы и цифры полноценно не учат ни в одной из одобренных ФГОС программ, считают, видимо, что ребенка этому должны научить родители до школы.
Подведем итог:
Прежде всего, родителям будущих первоклассников нужно ориентироваться на уровень развития своего ребенка;
Необходимо серьезно отнестись к выбору педагога, ведь грамотный, опытный учитель сделает любую программу интересной и полезной, и ребенок ее обязательно усвоит;
Также необходимо помнить, что успех образования зависит не только от педагога, но и от желания родителей участвовать в жизни самого ученика, тратить свои силы и время.
Так что, дорогие родители будущих первоклассников, какую бы вы программу не выбрали, занимайтесь с детьми дома, и тогда ребенок справится с любой программой.
Удачи вам и отличных отметок вашему ребенку!
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Готов ли, ваш ребёнок к школе?» Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть.
Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.
Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения» Тема: «Г О Т О В И М Ребёнка к Ш К О Л Е» является актуальной для педагогов так и для заботливых родителей. Рассмотрим задачи дошкольного.
Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.
Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители!
Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?» Что такое Новый год — прежде всего, это самый веселый и самый долгожданный праздник в году. В этот день все ждут чудес! А как выяснить.
Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, крепкими.
Консультация для родителей «Какой вид спорта выбрать ребёнку» «Какой вид спорта выбрать ребёнку?» Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым и сильным, поэтому решено, что надо заниматься.
Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.
Источник: www.maam.ru
Школа России или Перспектива?
«Школа России» или «Перспектива» – каким должен быть выбор родителей будущих первоклассников? Чем отличаются эти программы одна от другой? Есть ли в них общее? Как понять, какая из них подходит вашему будущему первокласснику? Чего стоит ожидать родителям и детям при выборе одной из этих учебных программ?
Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Сходства и отличия программы «Школа России» от программы «Перспектива»
- Комплектность – она состоит в формировании умения работать с учебником, справочником и другим оборудованием.
- Инструментальность подразумевает обучение умению пользоваться словарями, справочниками, методическими пособиями.
- Интерактивность – наличие в учебниках и учебных пособиях интернет-адресов.
- Интеграция – это свойство, которое выражается в том, что в учебных курсах грамотно сочетаются понятия из разных областей.
- Главным является воспитание.
- Характер обучения – личностно-ориентированный, деятельностный.
- Умелое сочетание инновационного подхода с традиционным. Если ребенок имеет средние, ничем не выдающиеся способности, то эта программа для него. Кроме того, учитываются возрастные особенности школьника, а материал учебников понятный и доступный для родителей и детей.
Таким образом, программы немного похожи между собой, но «Перспектива» все же более сложна и непонятна для школьников и их родителей в сравнении со «Школой России», так как «Перспектива» направлена на поиск ребенком материала. «Перспектива» чрезвычайно близка к традиционной, трудность ее в том, что она предполагает помочь в становлении самостоятельности ребенка через поиск им материалов по новым темам. В учебниках «Школы России» содержатся задания, которые под силу выполнить учащимся с низкими способностями, материал в них дается практически в готовом виде, и время и силы на поиски его в дополнительных источниках тратить нет необходимости.
Что лучше Школа России или Перспектива?
Педагоги неоднозначны в ответе на вопрос, какая программа лучше. Так, к учебникам программы «Перспектива» имеются хорошие методические пособия, что является большим подспорьем любому учителю. Некоторые считают, что программа «Школа России» является самой доступной и наиболее понятной для учеников, имеющих разный уровень учебных возможностей.
Вот что говорят учителя начальных классов об обеих этих программах: «Если вы хотите получить оптимальный результат, то делать уроки с ребенком придется по любой программе», «Считаю, именно в ШР наиболее грамотные и адаптивные учебники, в программе «Перспектива» наблюдаются достаточно серьезные психолого-педагогические нестыковки по требованиям к учебникам», «Программа хороши обе, есть задания разных уровней, но мало. В «Школе России» хорошая работа по развитию речи, неплохие печатные рабочие тетради. Учебники достаточно адаптриованные, поэтому учителю ничего не надо выдумывать», «Школа России» заточена под ОГЭ и ЕГЭ», «Какую программу выбрать, от ребенка зависит: кому-то лучше одно, кому-то – другое», «Берегитесь «Перспективы» в начальной школе. Расхлебывать придется в среднем звене».
Выбор родителей также неоднозначен: «Мы учимся по Школе России. Материал в учебниках практически «разжевывается». Большинство заданий ребенок в состоянии выполнить самостоятельно», «Ничего сложного в «Перспективе». То, что ребенок не понял, могут объяснить родители», «Моя дочка учится по «Школе России», мы всем довольны», «Перспектива» полностью готовит к ВПР».
Но существуют резко негативные отзывы родителей о программе «Перспектива»: «Программа ужасная. Некоторые задания в учебниках сформулированы отвратительно, тексты для чтения странные», «Бедные дети, обучающиеся по этой программе!».
Как мы поняли, «Перспектива» предполагает большее участие родителей в подготовке и выполнении многих заданий, чем «Школа России». Педагоги и родители отдают предпочтение проверенной традиционной программе. Но, в конечном счете, уважаемые родители, помните о том, что вы должны самостоятельно определиться, что же более подходит вашему малышу. Ответственность за будущее ребенка несете именно вы!
Другие статьи по теме
6 комментариев
Старший сын учился по «перспективе». Для него идеальная. Ни разу не помогала я ему, только с большими прокатами в 1-2 классе. В 3-4 уже сам все делал. Учился сам на отлично. Смотрела учебные материалы, как по мне, так все понятно, логично, а главное современно. Дочь сейчас пошла в ту же школу, а там такая подстава в виде «школы России» учебники для тупых. Вот честное слово.
Совдепия какая-то. Как будто я свои учебники 30 лет назад листаю. Идея воспитания патриотизма мне совсем не близка. По мне так пусть лучше умею искать материал и будут самостоятельными, чем вот эти вот сопли. Расстроена очень.
Но посмотрим. Возможно поменяем школу.
Наталья :
Зато ШР заточена под ОГЭ и ЕГЭ.Училась я в советское время и не жалею!
Виктор :
Совдепия?? Мать, наверное на «5» училась. Идея воспитания патриотизма — зачем?? Всё логично и современно! Элина -патриотка, судя по имени. Идите в частную школу, лучше в Англии.
Вот где уровень.
Сергей :
К комментарию выше. Патриотичность обязана быть всегда и везде,самая лучшая школьная программа СССР. Да, сейчас всё в основном на интеллектуальные способности, чтоб дитя учился самостоятельно думать и находить верные ни на кого не похожие ответы с подкреплением обоснования, почему так,а не по другому. Да это ПЛЮС. НО И О ПРОШЛОМ НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ.
Ольга Егорова :
Берегитесь «Перспективы» в начальной школе. Расхлебывать придется в среднем звене». …… рассшифровать бы еще эту фразу!
Екатерина :
В учебниках ПЕРСПЕКТИВЫ много задач на логику особенно в классе 1-2, это был просто кошмар. Материал действительно нужно искать самим, в учебниках его просто нет. По мне ПЕРСПЕКТИВА просто ужасная программа. Ребёнок должен сам уметь учиться,прочел и нашел инфо в учебнике а не спрашивал у родителей или ещё хуже искал в инете.
Оставь комментарий Отменить ответ
Свежие записи
- Экономическая жизнь общества
- Конспект по химии за 8 класс по параграфам
- Futur simple (будущее простое время) во французском языке
- Приставки il-, ir-, im-, in-, un-, dis-, mis-, non- в английском языке
- Конкурс-игра Смарт Кенгуру 2021 для 3 и 4 класса
Источник: shkolnaiapora.ru
Как выбрать программу обучения в начальной школе. 
статья на тему
Материал этой статьи поможет родителям бедущих первоклассников сориентироваться в разнообразии программ для обучения в начальной школе и выбрать приемлемую для своего ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как выбрать программу обучения
в начальной школе?
Ваш ребёнок достиг школьного возраста и Вы стоите перед выбором, куда пойти учиться? У родителей есть выбор при поступлении ребёнка в школу. Например, вы можете выбрать возраст, в котором завершится дошкольное детство вашего чада. Рассмотреть кандидатуры на почётную должность первого учителя. Можно изучить варианты подходящих, с вашей точки зрения, школ.
Но один из самых сложных моментов – это выбор программы, по которой будет проходить обучение вашего ребёнка.
Проблему выбора образовательной программы решить не всегда просто. Что такое хорошая школьная программа? А плохие программы бывают? Попробуем разобраться.
Все программы начальной школы можно условно разделить на две группы. Первая – традиционные программы, вторая – так называемые программы развивающего обучения.
Традиционная программа в исходном варианте – это та самая программа, по которой учились практически все советские школьники и большинство современных родителей. Сейчас она носит название «Школа России». В эту же группу можно включить программы «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
Среди программ развивающего обучения наиболее известны системы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. В эту же группу входят многочисленные авторские программы, по которым может проходить обучение в единственном классе на весь город, а то и на всю Россию.
Уже эта классификация вызывает резонный вопрос: «Это что же, традиционная программа — не развивающая?»
Дело в том, что понятие «программа развивающего обучение» появилось в те годы, когда обучение в начальной школе проводилось по единственной программе, общей для всех школ Советского Союза. Некоторые ученые были убеждены, что эта программа не соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. И приступили к разработке собственных систем обучения, которые должны были развить у учеников мышление, воображение, память. В итоге сложилось так, что все системы обучения, альтернативные традиционной, объединены общим названием «развивающие».
Сейчас все действующие программы прошли испытание временем, утверждены и рекомендованы Министерством образования. Более того, результаты обучения по любой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Это означает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускник начальной школы, общий для всех – независимо от того, по какой из программ обучался ребёнок.
И снова возникает логичный вопрос: «Для чего же столько разных программ, если результат обучения всё равно одинаковый?» И – удивительное рядом – образовательный стандарт общий, а результаты обучения – разные!
Самый распространённый миф о традиционной программе обучения – то, что она устарела. Это не так. Программа многократно обновлялась. Открыв учебники из комплекта «Школа России», вы с трудом узнаете те книги, по которым учились когда-то сами.
Все программы традиционного типа имеют общую характерную особенность. Учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Постепенно нарабатывается определённый учебный навык (в идеале — доведённый до автоматизма). Самый простой пример – это большое количество однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им.
Именно эта технология обучения подвергалась критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Немного непривычно сформулирован текст задачи – и ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком.
Авторы других программ традиционного типа попытались объединить полезные с практической точки зрения наработки авторов программ развивающего обучения и внедрить их в традиционную программу.
Одним из самых ярких примеров такой работы являются учебники по математике, разработанные Л.Г. Петерсон. Они отличаются более высоким уровнем сложности и разнообразием типов заданий, изучением терминологии, свойственной средней школе. Это пугает родителей, но очень помогает детям: освоив правильную терминологию в начальной школе, им не надо переучиваться в средних классах.
Бытует мнение, что традиционные программы выращивают «винтиков». Это не так. В современном виде они дают довольно прочную базу знаний, но в основном сохраняют ведущую роль учителя, который объясняет, рассказывает, даёт образец, и за счёт многократного повторения определённых действий формируются знания, умения и навыки.
Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова до сих пор вызывают массу дискуссий. Нередко можно услышать негативные отзывы от родителей о результатах обучения детей по этим программам.
Причин этому чаще всего две. Первая – в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая – мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно.
Что имеется в виду под условиями и технологией обучения? Например, Л.В. Занков предполагал, что почти каждый учебный день будет начинаться с мини-экскурсии учителя с детьми, последующей беседой и даже написанием мини-сочинений по итогам увиденного и услышанного. В условиях современной школы этого, очевидно, обеспечить невозможно.
При пролистывании учебников из этих комплектов у многих вызывает шок отсутствие чёткого деления на темы, отказ от привычных рамочек с правилами, которые надо выучить. Не найдёте вы и нескольких похожих заданий, расположенных подряд. Эти системы обучения подразумевают совершенно другой подход к процессу обучения – более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей.
Учиться и по системе Занкова, и по программе Эльконина-Давыдова интересно и необычно. Это возможность научиться нестандартно мыслить и не теряться в различных ситуациях, что очень пригодится в жизни.
Полистайте современные учебники. Вы наверняка найдёте что-то неожиданное, удивительное, непохожее на ваши воспоминания из школьного детства. Не спешите это отвергать, присмотритесь. Быть может, так — интереснее?
Источник: nsportal.ru
