Эльдар Александрович Рязанов — один из самых знаменитых режиссёров советского кино. Народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979).
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК (мастерская Г. М. Козинцева). Однокурсниками Рязанова были Станислав Ростоцкий , Василий Катанян , Лия Дербышева , Зоя Фомина , Виллен Азаров .
Дипломной работой, получившей отличную оценку, стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с будущей женой Зоей Фоминой.
В 1950 — 1955 — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Режиссёр документального фильма — « Остров Сахалин» (1954; совместно с режиссером В. Катаняном по сценарию И. Осипова, М. Трояновского; Премия Международного кинофестиваля в Брюсселе (1955); участие в 1955 году в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале).
В 1955 — режиссёр (совместно с Сергеем Гуровым) первого экспериментального игрового широкоэкранного фильма-ревю «Весенние голоса» (другое название — «Счастливая юность»). Фильм о V Всесоюзном смотре художественной самодеятельности трудовых резервов республик СССР) был снят на киностудии « Мосфильм ». В фильме снимались: Надежда Румянцева, Александр Зусманд (впоследствии закончил курсы клоунов у знаменитого Карандаша и работал клоуном ВО «Союзгосцирк»), а также студентка консерватории, молоденькая Евгения Мирошниченко, впоследствии народная артистка СССР.
Как Эльдар Рязанов создал выдающиеся советские комедии, песни из которых популярны и сегодня
По свидетельству Василия Катаняна, после выхода фильма «Весенние голоса» на экран Эльдар Рязанов был приглашен на «Мосфильм» руководителем киностудии Иваном Пырьевым.
Фильм «Карнавальная ночь» (1956), поставленный Рязановым в качестве режиссера «Мосфильма», имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова. Молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов после выхода фильма на экран стали кинозвёздами .
В последующие несколько лет Эльдар Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), трагикомедию «Берегись автомобиля» (1966), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973).
В 1961 году сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961).
В 1979 — 1986 — ведущий телепрограммы « Кинопанорама ».
В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
23 января 2005 года открылся киноклуб «Эльдар».
Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников — режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).
Был членом основанного в 1990 году Союза кинематографистов России.
В 2010 году Эльдар Рязанов стал одним из учредителей КиноСоюза.
СЕМЬЯ
Отец — Александр Семёнович Рязанов (1898 — ?), уроженец села Новое Дальнее Нижегородской губернии, участник Гражданской войны, в 1921 году заведующий сухопутным сектором регистрационного управления Полевого штаба РВС Республики. Арестован 14 ноября 1937 года, 2 февраля 1938 года осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
Мать — Софья Михайловна Рязанова (1902–1969).
Отчим — Лев Михайлович Копп (1899–1985), инженер-строитель.
Первая супруга — Зоя Петровна Фомина (1924 –1999), режиссёр-документалист ЦСДФ (1950–1999); Лауреат Ленинской премии (1980).
Дочь — Ольга Эльдаровна Рязанова (род. 1951), окончила МГУ, филолог, киновед.
Внук — Дмитрий Витальевич Трояновский (род. 1987), тележурналист, писатель.
Вторая супруга — Нина Григорьевна Скуйбина (1930–1994), редактор киностудии «Мосфильм» (1970 — 1994).
Третья супруга — Эмма Валериановна Абайдуллина (род. в 1941 году), редактор.
УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ
19 мая 2018 года в Самаре был открыт музей почетного гражданина Самары, народного артиста СССР Эльдара Рязанова.
ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ
1951 — Они учатся в Москве; совместно с З. Фоминой
1951 — Дорога имени Октября; совместно с Л. Дербышевой
1951 — В пионерских дворцах (фильм рассказывает о пионерских дворцах: Ленинградском, Московском, Рижском); автор сценария В. Дудинцев; режиссер Л. Кристи; операторы: А. Семин , В. Масс, Е. Мухин, В. Сурнин; ассистент режиссера Э. Рязанов; диктор Л. Хмара, редактор Ю. Каравкин; звукооператор В. Котов
1951 — На первенство мира по шахматам (ш ахматные поединки Д. Бронштейна, М. Ботвинника, Ф. Рогальца, А. Котова, И. Болеславского, Л. Сабо и др. в концертном зале им. Чайковского)
1953 — Твои книжки; совместно с З. Фоминой
1953 — Недалеко от Краснодара
1954 — Остров Сахалин; полнометражный; совместно с В.В. Катаняном
1955 — В Дальневосточных морях; совместно с В.В. Катаняном
КИНОПЕРИОДИКА ЦСДФ
1950 — Новости дня (октябрь) № 51; реж.: А. Рыбакова, Э. Рязанов
1950 — Пионерия № 8; режиссеры: Т. Лаврова , Э. Рязанов; операторы: Ж. Вартанян, Л. Качурьян, А. Семин, З. Фельдман, Б. Дементьев, П. Касаткин
1951 — Новости дня (декабрь) № 58; реж.: Э. Рязанов, З. Фомина
1951 — Советский спорт № 5
Фильмография других студий
1955 — Весенние голоса (другое название — «Счастливая юность» — первый экспериментальный игровой широкоэкранный фильм-ревю; совместно с реж. Сергеем Гуровым) (режиссёр) — Мосфильм
1956 — Карнавальная ночь (режиссёр) — Мосфильм
1957 — Девушка без адреса (режиссёр) — Мосфильм
1961 — Совершенно серьезно (режиссёр) — Мосфильм
1961 — Человек ниоткуда (режиссёр) — Мосфильм
1962 — Гусарская баллада (режиссёр) — Мосфильм
1965 — Дайте жалобную книгу (режиссёр) — Мосфильм
1966 — Берегись автомобиля (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1969 — Зигзаг удачи (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1971 — Старики-разбойники (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1975 — Ирония судьбы, или С легким паром! (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1977 — Служебный роман (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1979 — Гараж (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1980 — О бедном гусаре замолвите слово (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1982 — Вокзал для двоих (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1984 — Жестокий романс (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1987 — Забытая мелодия для флейты (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1988 — Дорогая Елена Сергеевна (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1991 — Небеса обетованные (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1993 — Предсказание (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
1996 — Привет, дуралеи! (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
2000 — Старые клячи (режиссёр, автор сценария) — «Киномост»
2000 — Тихие омуты (режиссёр, автор сценария) — Кинокомпания «ТриТэ»
2003 — Ключ от спальни (режиссёр, автор сценария) — Мосфильм
2006 — Андерсен. Жизнь без любви (игровой) (режиссёр, автор сценария) — Кинокомпания «Гулливер»
Библиография
1969 — Э.В. Брагинский, Э.А. Рязанов. Зигзаг удачи.
1977 — Рязанов Э. А. Грустное лицо комедии. (изд.: — М.: Молодая гвардия)
1977 — Рязанов Э.А. Эти несерьезные, несерьезные фильмы
1979 — Э.В. Брагинский, Э.А. Рязанов. Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения.
1983 — Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. (изд.: — М.: Искусство)
1988 — Рязанов Э. А. Внутренний монолог. Стихи. Библиотека «Огонёк»: приложение. № 26. (изд.: — М.: Правда)
1990 — Рязанов Э. А. Заэкранье (Библиотека «Огонёк») (изд.: — М., Правда)
1994 — Эльдар Рязанов. Предсказание. (изд.: — М.: Вагриус)
1995 — Рязанов Э. А. Уходящая натура. Стихи. (изд.: — М., ЯникО)
1997 — Рязанов Э. А. Ностальгия. (изд.: — Нижний Новгород: Деком)
2004 — Рязанов Э. А. Четыре встречи с Владимиром Высоцким. (изд.: — М.: Вагриус)
2005 — Рязанов Э. А. Любовь — весенняя страна. (изд.: — М.: Эксмо-Пресс)
2005 — Рязанов Э. А. Любовь — весенняя страна. (изд.: — М.: Эксмо-Пресс)
2005 — Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. (изд.: — Вагриус)
2006 — Рязанов Э. А. Андерсен. Жизнь без любви. (изд.: — М.: Эксмо-Пресс)
2007 — Рязанов Э. А. Мчатся годы-непогоды. (изд.: — М.: Эксмо-Пресс)
2007 — Рязанов Э. А. Служебный роман. (изд.: — АСТ)
2007 — Рязанов Э. А. Чем живу и жив. (изд.: — М.: Эксмо-Пресс)
2008 — Рязанов Э. А. Старики-разбойники. (изд.: — АСТ, Зебра Е)
2010 — Рязанов Э. А. Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги. (изд.: — М.: ПРОЗАиК)
2011 — Рязанов Э. А. У природы нет плохой погоды: стихотворения. (изд.: — М.: ЭКСМО)
Звания
1965 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1974 — Народный артист РСФСР
1984 — Народный артист СССР
Награды
1969 — Орден Трудового Красного Знамени
1977 — Государственная премия СССР (за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»)
1977 — Орден Трудового Красного Знамени
1979 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (за фильм «Служебный роман»)
1987 — Орден Дружбы народов
1991 — Национальная кинопремия «Ника» (в номинациях: «Лучшая режиссура» и «Лучший игровой фильм» за фильм «Небеса обетованные»)
2006 — Национальная кинопремия «Ника» (в номинации «Честь и достоинство»)
Цитаты
Дальневосточные экспедиции были счастливым периодом моей жизни на хронике. Каждодневная же работа над киножурналами и выпусками новостей после возвращения с Дальнего Востока невольно толкала к стереотипности мышления. Я чувствовал, что постепенно утрачиваю свежесть взгляда, начинаю думать штампами. Готовые рецепты, годящиеся на все случаи жизни, стали часто подменять творческие поиски. И я понял — надо уходить в художественное кино.
Эльдар Рязанов, Источник
[. ]В начале перестройки Эльдар Рязанов на своем творческом вечере в Останкине, который транслировался по ТВ, зачитал один-два абзаца из моего письма (1 августа 1953 года В. Катанян был призван в Армию на трехмесячные сборы; — прим. ред. #МузейЦСДФ), посланного ему из этого военного лагеря в Петушках. К слову пришлось вот он и процитировал.Что тут началось!
Министерство обороны особенно возмутилось описанием моих гувернерских обязанностей относительно офицерских детей: такого не могло быть, так не обучали никогда! Как это так — солдат обслуживает семью офицера, а не несет воинскую службу?! Но это было распространенное до сих пор в армии преступное явление (со мной еще в безобидном виде). Тогда, на заре перестройки, это слово было еще внове и на ТВ-встрече названо не было, но сам факт. Словом, военное министерство пошло на Рязанова войной, да еще полезло в бутылку, узнав, что сам он в армии не служил!
«Сначала министр обороны Д.Т. Язов на встрече с писателями пальнул в меня из самого тяжелого орудия, ибо он был министром, — писал Рязанов. — А потом в «Правде» на меня в штыковую атаку пошел генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Самойлович, в «Красной звезде» по мне произвел залп Герой Советского Союза майор Кравченко, а в газете «Советский патриот» в меня швырнул гранату тоже Герой Советского Союза, какой-то старшина (фамилию не помню, так как эту газету не выписываю). Так что воинская субординация была соблюдена».
А началось-то все с цитаты из моего (В. Катаняна; — прим. ред #МузейЦСДФ) письма.
Рязанова пытались обвинить в уклонении от воинской службы во время Великой Отечественной, шли доносы, проверяли его зачетки ВГИКа, вызывали в военную прокуратуру. Армия со всеми ее пушками и танками, ракетами и бомбами встала на защиту «справедливости», хотя достаточно было заглянуть в метрику Рязанова, чтобы выяснить — в конце войны ему было всего семнадцать с половиной лет, а призывали, как известно, с восемнадцати. И когда три генерала в отставке выступили с обвинением, что Рязанов «смог укрыться от призыва в армию и участия в Великой Отечественной войне», то он, в частности, написал им: «. Вы возвели на меня напраслину, оговорили меня, обозвали трусом. В течение месяца я буду ждать от вас письменного извинения. Если его не последует, то я подам на вас в суд за оскорбление личности».
Все три генерала извинились. А Д. Язов, посрамленный Рязановым, остался его злейшим врагом. И во время путча, окажись его верх, Эльдару не поздоровилось бы. Но чем кончился путч — известно.[. ]Василий Катанян (1924 — 1999), режиссёр, сценарист; Лауреат Ленинской премии (1980); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988)., Источник
Папа считал, что у него было три учителя в профессии: Сергей Эйзенштейн, с котором во время учебы во ВГИКе, у него сложились очень теплые дружеские отношения, Григорий Козинцев, мастер курса, который не особо его жаловал и даже хотел отчислить из ВГИКа, и Иван Пырьев, который был директором «Мосфильма». Он пригласил папу, работавшего на студии документальных фильмов, на «Мосфильм» и заставил буквально из-под палки снимать «Карнавальную ночь». Папа хотел снимать серьезные драматические фильмы, а вовсе не комедию, тем более музыкальную, и сопротивлялся из последних сил, но безрезультатно. Пырьев был авторитарным человеком с необузданным темпераментом, и папа его боялся.
Съемки шли очень тяжело, отсутствие опыта в игровом кино, перерасход сметы, пленки, отставание от плана. По «Мосфильму» поползли слухи, что начинающий режиссер гробит картину. Был созван худсовет, на котором именитые режиссеры — Зархи, Юткевич и другие, не стесняясь в выражениях, высказали все, что они думают о дебютанте и отснятом материале. Пришли к выводу, что надо уже доснять эту халтуру и забыть о ней, как о кошмарном сне. Придя домой, папа бросил моей маме фразу: «Никогда не прощу тебе, что ты уговорила меня снимать этот фильм».
Узнав о результатах худсовета, Пырьев пригласил на просмотр Михаила Ромма. Они сидели с папой в зале вдвоем, и Михаил Ильич смотрел, как простой зритель, покатывался со смеху, реагировал на все шутки и ушел очень довольный. Благодаря Ромму папу оставили в покое, и он смог относительно спокойно работать.
Что касается Пырьева, он контролировал процесс создания «Карнавальной ночи» на всех этапах, используя метод кнута и пряника. В какой-то момент папа решил, что картина чересчур бесполая, и в финальную сцену добавил такого мощного сексуального накала, что Пырьев сказал: «Ты что, с ума сошел!» и потребовал переснять.
Папа говорил, что «Карнавальная ночь» стала для него школой жизни, выковала его характер. Когда он начинал ее снимать, он был безалаберным, необязательным двадцативосьмилетним разгильдяем. Фильм снимался не благодаря, а вопреки. Он мог раскиснуть, сдаться на волю обстоятельств, поплыть по течению.
Но он собрал волю в кулак, трудности закалили его, и он стал твердым, пунктуальным, умеющим отстоять свое мнение режиссером. Пунктуальность с тех пор стала его пунктиком. Он часто повторял: «Точность – вежливость королей». Он никогда не опаздывал и приучил к этому меня, и даже на любовные свидания я всегда приходила вовремя. Ольга Рязанова, Источник
Источник: csdfmuseum.ru
Эльдар Рязанов
18 ноября 1927, Самара, РСФСР, СССР — 30 ноября 2015, Москва, Россия.
Выдающийся советский и российский режиссер-комедиограф, сценарист, драматург, поэт, деятель кино, театра и телевидения.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (26.11.1965).
Народный артист РСФСР (28.03.1974).
Народный артист СССР (25.07.1984).
В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г.Козинцева), защитившись (совместно с однокурсницей З.П. Фоминой) документальной лентой «Они учатся в Москве». Молодые режиссёры получили диплом с отличием. На протяжении пяти лет работал в документальном кино. В 1955 году лента «Остров Сахалин», в создании которой принимал самое активное участие молодой режиссер, получила приз знаменитого Каннского фестиваля.
В 1955 году стал режиссёром киностудии «Мосфильм». Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал «путевку в жизнь» многим молодым актерам, по-новому открыл актеров известных. С ним любят работать кинематографисты, его обожают зрители.
Он состоялся также и как писатель, и как драматург. Был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес. Опубликованы его книги «Грустное лицо комедии» (1977), «Зигзаг удачи» (1969, с Э.В. Брагинским), «Эти несерьезные, несерьезные фильмы» (1977), «Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения» (1979, с Э.В.
Брагинским), «Неподведенные итоги» (1983, книга выдержала несколько изданий), сборник стихов «Ностальгия», поэтический сборник «Внутренний монолог», ряд других.
В 1979-1985 годах прославился в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама». Кроме того, им создано более двухсот авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе» и «Парижские тайны Эльдара Рязанова».
Преподавал на Высших курсах режиссёров и сценаристов (среди его учеников — режиссёры Ю.Б. Мамин, И.В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).
В 2002 году стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб был задуман, по выражению самого режиссера, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, шли фильмы и спектакли как российских, так и зарубежных режиссёров, проходили творческие встречи, концерты.
призы и награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 июля 2008).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июня 1996).
Два ордена Трудового Красного Знамени (1969, 1977).
Орден Дружбы народов (1987).
Орден Искусств и литературы (Франция).
Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1998).
Кавалер Золотого Почётного знака «Общественное признание» (1999).
Государственная премия СССР (1977, за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979, за фильм «Служебный роман»).
Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные».
Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные».
Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» за 2006 год.
Премия «Триумф» (2006).
Премия «ТЭФИ» (Спец. приз, 1997).
МКФ в Канне (Приз за д/ф «Остров Сахалин», 1955).
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Карнавальная ночь», 1957).
ВКФ в номинации «Первый приз среди комедий» за 1958 год.
ВКФ (Вторая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Карнавальная ночь», 1958).
МКФ комедийных фильмов в Вене (Диплом жюри, фильм «Гусарская баллада», 1963).
МКФ в Сиднее (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966).
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966).
МКФ в Мельбурне (Почетный диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1967).
ВКФ (Спец. приз «За вклад в развитие советской кинокомедии», 1983).
ВКФ (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Вокзал для двоих», 1983).
Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (Приз «Варшавская сирена», фильм «Вокзал для двоих», 1984).
МКФ в Дели (Гран-при «Золотой павлин», фильм «Жестокий романс», 1985).
МКФ в Мадриде (Гран-при, фильм «Небеса обетованные», 1992).
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2000).
ОКФ «Киношок» в Анапе (Гран-при «Золотая лоза» за лучший полнометражный игровой фильм, фильм «Тихие омуты», 2000).
КФ русских фильмов в Онфлёре (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2001).
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Ключ от спальни», 2003).
КФ «Московская премьера» (Второй приз, фильм «Ключ от спальни», 2003).
ОРКФ в Сочи «Кинотавр» (Приз Президентского совета, фильм «Ключ от спальни», 2003).
Царскосельская художественная премия (2005).
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, Приз прессы, фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007).
КФ «Московская премьера» (Приз «За вклад в московское кино, создание экранного образа нашей столицы, служение её красоте на протяжении 50 лет профессиональной кинематографической деятельности», 2007).
РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Гран-при «Гранатовый браслет», фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007).
Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (2007).
Орден Чести (Грузия, 2008).
17-й МКФ «Золотой Витязь» (Золотая медаль Сергея Федоровича Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф», 2008).
Национальная премия «Россиянин года» (2008).
Почетный гражданин Самары (2012).
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Благодарность Президента Российской Федерации (1997) — за большой личный вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и в связи с 70-летием.
Благодарность Президента Российской Федерации (2000) — за большие заслуги в развитии киноискусства и в связи с 50-летием творческой деятельности.
Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2007).
Почётный знак Губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской» (Самарская область, 2012) — за значительный вклад в развитие культуры в Самарской области.
Российская премия Л.Э.Нобеля.
последнее обновление информации: 17.06.23
Источник: www.kino-teatr.ru
Биография Эльдара Александровича Рязанова
Эльдар Александрович Рязанов — советский и российский режиссер. Фильмы «Карнавальная ночь» (1956), «Гусарская баллада» (1962), «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984), «Небеса обетованные» (1991) и др.
Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Куйбышеве (ныне Самара). Отец, Александр Семенович, во время Гражданской войны был комиссаром дивизии, потом работал дипломатом в Тегеране, управляющим винным трестом. Мать, Софья Михайловна, происходила из мещанской семьи. Когда Эльдару было три года, родители развелись. Вскоре у него появился отчим, по профессии инженер.
Во время войны семья оказалась в Нижнем Тагиле. Вернувшись из эвакуации в Москву, Эльдар сдал экзамены за десятый класс экстерном и послал документы в Одесское мореходное училище. Но в 1944 году почта работала плохо, ответ не приходил. Случайная встреча с однокашником определила выбор вуза. Рязанов поступил на режиссерский факультет ВГИКа.
Лекции и семинары вели Г. Козинцев, Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, А. Головня. Рязанова заприметил Сергей Михайлович Эйзенштейн. Юноша стал бывать дома у мэтра, пользовался его библиотекой, начал собирать свою.
После окончания ВГИКа в 1950 году Рязанов женился на бывшей однокурснице Зое Фоминой. У молодых супругов родилась дочка Оля.
По распределению Рязанов попал на студию ЦСДФ. За пять лет работы на хронике он побывал на Сахалине, Камчатке, Курильских, Командорских островах, плавал на китобойной флотилии, снимал краболовов в Охотском море. Рязанов снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня».
В 1955 году Рязанов поступает на киностудию «Мосфильм». Он помогает Сергею Гурову снять фильм-ревю «Весенние голоса», после чего директор «Мосфильма» Иван Пырьев поручил ему постановку новогодней музыкальной комедии «Карнавальная ночь» (1956). Самой важной Рязанов считал роль бюрократа Огурцова, которую по предложению Пырьева отдали Игорю Ильинскому.
Но зрители восприняли как главную героиню Лену Крылову в блистательном исполнении Людмилы Гурченко. Песни композитора А. Лепина напевала вся страна! «Карнавальная ночь» стала подлинным триумфом Рязанова. Трудно поверить, что он четыре раза отказывался от постановки картины, однако Пырьев настоял на своем.
Второй фильм Рязанова «Девушка без адреса» (1957) зрители также смотрели с удовольствием. Зато полнометражная картина «Человек ниоткуда» (1961) по сценарию Л. Зорина неожиданно вызвала шквал отрицательных рецензий. Это тем более удивительно, что в «Человеке ниоткуда» дебютировали в кино С. Юрский и А. Папанов.
Эльдар Рязанов тяжело переживал критику в свой адрес. И вот тут-то он обратил внимание на пьесу «Давным-давно» Александра Гладкова. Это веселая, озорная комедия, в основу которой положена история кавалерист-девицы Надежды Дуровой, отважно сражавшейся с французами во времена Отечественной войны 1812 года.
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Рязанову снова оказал Пырьев, добившийся разрешения на постановку и уговоривший Ю. Яковлева сниматься в роли поручика Ржевского. Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Кутузова — Игорь Ильинский, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует ее. Прекрасно справилась с главной ролью Шурочки Азаровой студентка ГИТИСа Лариса Голубкина.
С драматургом Эмилем Брагинским Рязанова свел главный редактор «Мосфильма» Юрий Шевкуненко. Вместе они сочиняют сценарий под названием «Угнали машину», послуживший основой для будущего знаменитого фильма. Роль главного героя Деточкина писалась для актера цирка и кино Юрия Никулина, но к моменту съемок он уехал в длительное турне, что послужило формальной причиной для консервации картины. Рязанов проявил великолепную режиссерскую интуицию, обратившись к Иннокентию Смоктуновскому.
Безусловно, «Берегись автомобиля» (1966) — это этапный фильм в творческой биографии как Рязанова, так и Брагинского. В этом удивительном фильме соседствуют трюковая комедия с комедией лирической, пародия с сатирой, мелодрама с детективом. Великолепные актеры Евстигнеев, Папанов, Миронов, Ефремов, Аросева, Волчек и другие создали целую галерею разноплановых, узнаваемых персонажей. Все это, а еще замечательная музыка А. Петрова сделали фильм нестареющим.
Вместе с Брагинским Рязанов пишет повести, а также пьесы, которые с успехом идут в театрах всей страны. Некоторые из них поставлены за рубежом. Эльдар Александрович переносит на экран сатирические повести «Зигзаг удачи» (1968) и «Старики-разбойники» (1971).
Очень тяжело далась Рязанову совместная с итальянцами постановка картины «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). От него требовали недорогой, чисто развлекательный фильм. Рязанов протестовал, спорил, но в итоге получилась трюковая комедия с большим числом постановочно сложных аттракционов. У зрителей она пользовалась успехом.
В 1969 году Рязанов и Брагинский написали пьесу «С легким паром!». Она с успехом шла во многих театрах страны. Но потом Брагинского свалил инфаркт, и совместное творчество прервалось. В этот момент Рязанов решил поставить по пьесе фильм. Интеллигентная по манере (в том числе благодаря песням М.
Таривердиева в исполнении А. Пугачевой и С. Никитина) картина «Ирония судьбы, или С легким паром!» стала любимой новогодней комедией россиян. Кроме того, она получила Государственную премию СССР.
Юбилейный вечер в честь 50-летия Рязанова прошел в Центральном Доме кино. Эльдар Александрович принял для себя немало важных решений, в том числе личных. Он полюбил Нину Скуйбину, редактора «Мосфильма», — и начался сложный период жизни на два дома. Завершилось все разводом и созданием новой семьи. Нина приохотила мужа к жизни красивой, утонченной, изысканной, окружила заботой и нежностью, всегда настраивала на оптимистический лад.
Рязанова прозвали «Безотказник». Он пробивал квартиры, кому-то проводил телефоны, одиноких устраивал в Дом ветеранов кино, а потом постоянно навещал и опекал их там, отстаивал у поселковых властей интересы дачников.
История жизни Эльдара Александровича Рязанова
В 1978 году на экран выходит сатирическая комедия «Гараж». Рязанов пригласил своих любимых актеров; их персонажи — научная интеллигенция, доктора и кандидаты наук — озабочены не высокими проблемами технического прогресса, а приобретением гаражей для личных автомобилей в эпоху тотального дефицита.
После «Гаража» Рязанов совершил путешествие в прошлое. Так появился телефильм «О бедном гусаре замолвите слово. » по сценарию Г. Горина. «Мы поставили задачу, — рассказывал Рязанов, — воссоздать исторически верную обстановку, атмосферу, насытить ее деталями эпохи, одетой в костюмы массовкой, экипажами, всадниками, предметами быта, а потом забыть обо всем этом. Мы стремились отнестись к созданному так, будто это знакомая современность, и снимать только действие, то есть снимать как бы «скрытой камерой».
В следующем фильме «Вокзал для двоих» (1982) действие происходит на вокзале городка Заступинска. В ресторанчике встречаются Платон (Басилашвили) — столичный музыкант, интеллигент, и Вера (Гурченко) — местная официантка. «Вокзал для двоих» — лирический камерный фильм, а драматургия строится по классической схеме история начинается с бурной ссоры героев и заканчивается любовью.
«Жестокий романс» (1984) Эльдара Рязанова, поставленный по пьесе А. Островского «Бесприданница», вызвал противоречивые отклики. Часть критиков обвинила режиссера в искажении классики. На защиту Рязанова встали зрители — «Мосфильм» и телевидение, на котором он вел передачу «Кинопанорама», были завалены письмами в его поддержку. «Жестокий романс» пользуется большим успехом по сей день.
Свой 60-летний юбилей Рязанов, как и подобает режиссеру, встретил новым фильмом — «Забытая мелодия для флейты» (1987). Картина необычна по своей стилистике. Действие разворачивается в трех измерениях — реальном, воображаемом и потустороннем. Искрометная комедия переплетается с глубоко психологической драмой, а к финалу перерастает в трагедию.
«Какие бы по жанру ни ставил фильмы Рязанов, — отмечает Е. Громов, — ясно, что это всегда — искусство. И в то же время его картины всегда зрелищны, они интересны зрителям самых разных категорий — от школьника до академика». Его любимый жанр трагикомедия. Почти все его картины напоены музыкой и стихами.
Когда в 1993 году на экран вышел фильм «Предсказание», жена Рязанова была тяжело больна. Эльдар Александрович повез ее на лечение в Германию. «Мы там прожили несколько месяцев. Ей проводили страшные болезненные обследования, после которых пришли к выводу, что операцию делать поздно. Мы поняли, что все безнадежно, и вернулись обратно», — вспоминал режиссер. 28 мая 1994 года супруги Эльдара Рязанова не стало.
Скорое появление в его жизни другой женщины многим показалось несколько поспешным. И только близкие люди знали, что, проводив жену в последний путь, знаменитый режиссер вдруг отчетливо осознал, что не переносит одиночества. Так в его жизнь вошла Эмма Валерьяновна, журналист по профессии. Каждое лето Эльдар Александрович вместе с супругой отдыхает на Валдае, где у него маленький бревенчатый домик.
Даже в смутное время Рязанов продолжал снимать фильмы. Главные герои ленты «Привет, дуралеи!» (1996) в исполнении Т. Друбич и знаменитого мима В. Полунина — милые, неприспособленные к жизни люди, у которых есть главное — любовь. Эта «ностальгическая комедия» получилась нежной, доброй, ироничной, смешной.
Эльдар Александрович состоялся и как писатель, и как драматург. Опубликованы его книги «Грустное лицо комедии» (1977), «Зигзаг удачи» (1969, с Э. Брагинским), «Эти несерьезные, несерьезные фильмы» (1977), «Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения» (1979, с Э. Брагинским), «Неподведенные итоги» (1983), сборник стихов «Ностальгия» и другие.
Рязановым создано более двухсот авторских телевизионных программ. Наиболее популярные — циклы «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе». В многосерийной эпопее «Парижские тайны Эльдара Рязанова» он рассказал о жизни французских кинозвезд. 18 ноября 1998 года во Французском посольстве в Москве кинорежиссеру был вручен орден Почетного легиона.
Новое время — новые герои. В «Старых клячах» (2000) четыре женщины (Гурченко, Крючкова, Ахеджакова, Купченко), устав бомжевать, «наезжают» на крепость новых русских, осваивают искусство шантажа и промышленного шпионажа.
Еще одну комедию «Тихие омуты» (2000) Рязанов посвятил памяти Эмиля Брагинского, который не успел дописать свой последний сценарий. Фильм отличает неповторимый теплый юмор и лирический оптимизм. А прекрасные мелодии из архивов Микаэла Таривердиева переносят зрителя в счастливые и безмятежные времена «Иронии судьбы».
В 2002 году Рязанов закончил съемки фильма «Ключ от спальни». Это ироническая (и эротическая) комедия положений. В ней есть все, что так любит зритель любовная неразбериха, неожиданности, остроумные диалоги, измены, страсти, дуэль и, конечно, счастливый финал. Эльдар Александрович снимал его с новым поколением актеров (Безруков, Фоменко, Маковецкий, Крюкова).
Рязанов не мыслит себя без работы. У него много идей. В начале 2004 года состоялась премьера его документального цикла «Поговорим о странностях любви», который посвящен личной жизни знаменитых людей прошлого — Эйнштейна, Герцена, Достоевского, Пастернака, Горького и других.
В 2010 и 2011 годах Эльдар Рязанов перенёс операции на сердце и с тех пор не раз госпитализировался.
В конце 2014 года врачи диагностировали у режиссёра острое нарушение мозгового кровообращения, в начале августа 2015-го он перенёс инфаркт, который, как сообщали СМИ, привёл к отёку лёгких.
6 октября 2015 года режиссёр был госпитализирован в реанимацию Московской городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова.
Свой день рождения 18 ноября Рязанов встретил дома. 21-го ноября режиссёр был снова госпитализирован. Эльдар Рязанов скончался в московской больнице в ночь с 29 на 30 ноября 2015 года, на 89-м году жизни, от острой сердечной недостаточности.
Прощание с режиссёром прошло 3 декабря в Центральном Доме литераторов, в тот же день он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Источник: tunnel.ru