Какую программу по шахматам

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» реализуется в социальнопедагогической направленности, способствует формированию личности ребёнка как члена коллектива.

Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени. Реализация программы содействует развитию детской социальной инициативы, овладению нормами и правилами поведения, формирует мотивацию на ведение здорового образа жизни, социального благополучия и успешности человека.

Новизной данной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями. Актуальность программы.

В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения является одной из главных задач социально-педагогического направления. Занятия по программе позволяют сформировать опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.

Chess Assistant 13 Шахматная программа

Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития.

Представленные в данной программе формы и методы образовательной деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно влиять на совершенствование у обучающихся многих психологических процессов таких, как восприятие, внимание, воображение, память. На протяжении всех лет обучения обучающиеся овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обоснованием выводов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала. Развитие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать большие объемы информации не только шахматной, но и любой другой сферы знаний. У обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и др.

Отличительные особенности программы

Программа модифицированная, разработана с учётом программы И.Г. Сухина «Волшебные фигуры». Данная дополнительная общеобразовательная программа отличается от программы И.Г. Сухина личностно-ориентированным подходом к обучению шахматной игре:

  • программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся;
  • тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в дополнительном образовании.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Название раздела Страницы

ЛУЧШИЕ ШАХМАТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НА ANDROID — ЛИЧНЫЙ ТОП

Пояснительная записка 3

Цель и задачи 6

Планируемые результаты 14

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических 15 условий, включающий формы аттестации»

Календарный учебный график 16

Условия реализации программы 33

Формы аттестации 33

Оценочные материалы 33

Методические материалы 34

Список литературы 36

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся.

«Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер». (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).

Шахматы — интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.

Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» реализуется в социальнопедагогической направленности, способствует формированию личности ребёнка как члена коллектива.

Читайте также:
Бесплатные программы которые исправляют ошибки

Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени. Реализация программы содействует развитию детской социальной инициативы, овладению нормами и правилами поведения, формирует мотивацию на ведение здорового образа жизни, социального благополучия и успешности человека.

Новизной данной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями. Актуальность программы.

В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения является одной из главных задач социально-педагогического направления. Занятия по программе позволяют сформировать опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.

Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития.

Представленные в данной программе формы и методы образовательной деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно влиять на совершенствование у обучающихся многих психологических процессов таких, как восприятие, внимание, воображение, память. На протяжении всех лет обучения обучающиеся овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обоснованием выводов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала. Развитие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать большие объемы информации не только шахматной, но и любой другой сферы знаний. У обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и др.

Отличительные особенности программы

Программа модифицированная, разработана с учётом программы И.Г. Сухина «Волшебные фигуры». Данная дополнительная общеобразовательная программа отличается от программы И.Г. Сухина личностно-ориентированным подходом к обучению шахматной игре:

  • программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся;
  • тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в дополнительном образовании.

Уровень, объем и сроки реализации

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет базовый уровень — формирует у обучающихся интерес, устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности; расширяет спектр специализированных знаний для дальнейшего самоопределения, развития личностных компетенций: ценностносмысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных.

Срок обучения по программе — 3 года. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения — 432. Данная программа ориентирует обучающихся на изучение образовательной программы «Ход конём», реализуемой на углубленном уровне.

Форма и режим занятий.

Форма обучения по программе – очная.

Режим занятий обучающихся

1, 2, 3 год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю

Особенности организации учебного процесса

Согласно Устава МЭЦ (раздел VI пункты 71, 72, 73) основной формой учебной и воспитательной работы по программе является групповое занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Наполняемость групп 12-14 человек, состав группы разновозрастной, постоянный.

Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастерклассы, тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы одновременной игры, участие в шахматных турнирах и соревнованиях. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.

Цели программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина; создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

  • развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
  • формирование универсальных способов мыслительной деятельно-
  • развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции;
  • приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для участия в шахматных соревнованиях.
  • развитие социально-психологической компетентности обучающихся, адекватного эмоционально-волевого состояния;
  • формирование гражданской позиции, общественной активности личности;
  • формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового образа жизни.
  • воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и самостоятельности;
  • формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в нестандартных ситуациях;
  • воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.

Цель первого года обучения: формирование у юного шахматиста деятельностной компетенции: освоение навыков стратегии, тактики и техники игры в шахматы.

Задачи первого года обучения Образовательные:

  • привлечь обучающихся к занятиям шахматами;
  • изучить шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур и правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;  — обобщать, делать несложные выводы; — уметь проводить элементарные комбинации.
  • Личностные:
  • способствовать развитию элементарных мыслительных процессов;
  • способствовать развитию внимания, памяти; — учиться находить оптимальные решения.
  • Метапредметные :
  • стремление к развитию личностных качеств;
  • прививать навыки самодисциплины;
  • способствовать воспитанию волевых качеств.
  • обучающиеся привлекутся к занятиям шахматами;
  • освоят шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • будут знать названия всех шахматных фигур и правила хода и взятия каждой фигурой;
  • научатся проводить элементарные комбинации. Личностные:
  • разовьют элементарные мыслительные процессы;
  • научатся обобщать, делать несложные выводы, находить оптимальные решения.
  • улучшится внимание, память.
Читайте также:
Программы похожие на nvidia broadcast

— освоят навыки самодисциплины;

— разовьют личностные и волевые качества.

Учебный план. Первый год обучения

Название раздела, темы

Формы аттестации/ контроля

Источник: nsportal.ru

Шахматы — сканер и анализ игры

С помощью наших волшебных шахматных инструментов Вы можете повысить Ваш игровой уровень и навыки игры. В этом Вам помогут: сканер настоящей шахматной доски, книг и диаграмм, уникальный инструмент поиска видео и суперскоростной облачный движок. Анализируйте головоломки и игры со Stockfish 14 https://play.google.com/store/apps/details?id=com.fimetech.chessfimee target=»_blank»]play.google.com[/mask_link]

8-ми часовая программа подготовки шахматистов
возраст обучающихся 9–14 лет

Уважаемые коллеги! Для Вашего удобства и для облегчения тренерского труда тем, кому еще предстоит воевать с шахматными обучающими программами, выкладываем на Ваше обозрение и пользование «8-ми часовую программу подготовки шахматистов на 1 год – 288 часов».

288-ми часовая программа обучения шахматам

Пояснительная записка Кострова Всеволода
к 8-ми часовой программе подготовки шахматистов

«Благодарю тебя, душа моя, за то,
что в шахматы учишься.
Это непременно нужно во всяком
благоустроенном семействе».

Из письма А. С. Пушкина жене.

Направленность дополнительной программы

Данная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы — УГЛУБЛЁННЫЙ.

Актуальность. В наше время помимо обязательных предметов дети изучают несколько иностранных языков, риторику, мифологию, валеологию, логику, психологию и никому не известные ранее бизнес-предметы. Им вовсе не до шахмат. А ведь шахматы можно рассматривать как общественное явление и на их примере изучать историю развития человечества. Они давно уже стали составной частью современной культуры.

Никто не станет отрицать, что изучение шахмат помогает развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы мышления ребёнка, формирует столь необходимые в наше время качества как; организованность, дисциплина, самокритичность.

Благодаря шахматам у детей улучшается логическое мышление, появляется умение самостоятельно решать трудные задачи и на порядок увеличивается работоспособность. Шахматы помогают умственному, эстетическому развитию.

Думаем, что шахматы дадут нашим детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача – вызвать у детей интерес к предмету, заразить их давно забытой «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь их немного от телевизоров и всяких фишек, наклеек, комиксов, тетрисов, тамогоч, картриджей, кепсов и прочих «мымриков».

Прежде всего, шахматы – это средство культурного досуга детей (шахматы как игра). Они помогают развитию контактов между детьми.

Данная программа ставит перед собой целью воспитание и всестороннее развитие личности. Статистика показала, что учащиеся прошедшие курс обучения по данной программе повышают свою успеваемость по разным предметам в школе и успешнее справляются с обучением.

Например, на уроках математики дети, занимающиеся шахматами быстрее и лучше усваивают материал, ввиду того, что ими были уже усвоены такие основополагающие шахматные понятия, как «горизонталь», «вертикаль», «диагональ», «квадрат», «треугольник» и многие другие.

На уроках географии любой шахматист легко найдет любой объект на карте.

Общекультурному и лингвистическому развитию детей способствует введение множества шахматных терминов, таких как «цейтнот», «блиц», «пат», «мат», «цугцванг», распространенных и в нешахматной среде.

Занятия шахматами по данной программе, предусматривает знакомство учащихся с «Шахматным кодексом», способствует формированию у детей основ правового сознания на примере таких понятий, как «правила», «исключения», «судья», «дисквалификация» и т.д. Все это приводит к более полной адаптации ребенка в современном обществе. Поможет развитию личности ребёнка и его творческих способностей.

Овладение игровым мастерством на уровне, предусматриваемой данной программой, предполагает не только дальнейший рост шахматного мастерства, но и значительное расширение содержательного досуга учащихся, как за счет собственно игры в шахматы, так и за счет изучения учебно-методической литературы.

Занимающихся подготовятся к участию в различных личных и командных соревнованиях.

Предлагаемая 8-ми часовая программа ШАХМАТЫ (8 часов в неделю – 288 часов в год) предназначена для занятий шахматами учащимися групп спортсменов 1-2 разрядов для обучения в течение одного учебного года.

Цели программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, совершенствование уровня шахматной игры.

Читайте также:
Как установить repack программу

Задачи программы:

  • постановка дебюта в зависимости от характера шахматиста (открытые, закрытые, полуоткрытые системы);
  • улучшить технику расчета шахматистов;
  • научить ребенка самостоятельно анализировать собственные партии,
  • формировать познавательную самостоятельность и научить работе над шахматной литературой;
  • развивать способность к самооценке и самоконтролю;
  • научить школьников планировать свою игру и работу.
  • расширить кругозор ребёнка (приобретение ребёнком знаний по истории шахмат (чемпионы мира, шахматы в России).

Отличительные особенности программы

Основой этого курса является:

  • углубленное изучение теории;
  • подготовка и участие в различных городских и районных соревнованиях;
  • устранение ошибок возникающих при участии в соревновательном процессе.

Для создания комфортной обстановки педагог с 1-го занятия вовлекает детей в творческий соревновательный процесс (изучение теории, анализ и устранение собственных ошибок, помощь товарищам, наставничество над младшими). Все это способствует тому, что ребенок в оптимальной форме подходит к своим стартам.

Где как не в одной команде возникают дружеские отношения? Дети поддерживают друг друга во время соревнования, «болеют» за партнеров, помогают коллегам анализировать партии и устранять ошибки.

Самыми насыщенными по количеству информации являются индивидуальные занятия с детьми. Чтобы получить хороший результат, учащимся необходим запас знаний и умений, усвоенных на предыдущих этапах. Их накопление – процесс длительный, требующий систематичности, последовательной и умелой организации, продвижения от простого к сложному.

На этом этапе можно заниматься только с теми детьми, которые согласны профессионально относиться к работе, готовы самостоятельно выполнять задания предлагаемые педагогом. С каждым учащимся необходимо составлять индивидуальный план работы на определенный промежуток времени, требовать обязательного его выполнения.

Условия реализации программы

Адресность

Условия набора

Группы комплектуются из учащихся, выполнивших 1-й и 2-й разряды по шахматам. Возраст занимающихся 9–14 лет.

Сроки реализации программы

Занимающиеся в группе опытные шахматисты, которые не первый год всецело отдают себя шахматам. Это опытные шахматисты, не раз побеждавшие в различных турнирах.

Для каждого ребенка срок освоения программы является индивидуальным. Если шахматист опережает своих сверстников в уровне игры, то педагог планирует для такого ребенка дополнительные задания более высокого уровня сложности.

Режим занятий

Примерная нагрузка 8-ми часовой учебной группы:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа в общей группе.

и 2 раза в неделю по 1 акад. часу в подгруппах или индивидуально. Продолжительность академического часа – 45 минут.

(в группе 10-12 человек шахматистов 1-2 разрядов).

Тем, кто не занят работой в подгруппах, дается дополнительная работа с последующей проверкой. Дети заняты в шахматных турнирах, либо решают задачи и этюды, разбирают партии.

На занятиях по данной программе педагог может выбрать следующие формы организации обучения:

Используется групповая работа с учащимися. На этом уровне дети получают общие знания по изучаемым темам (лекции, тестирование, решение задач, просмотр партий, игровая практика). Осваиваются различные теоретические позиции и шахматные приемы. Именно здесь закладываются основы дальнейшего развития личности спортсмена, подготовка к занятиям на следующем уровне.

Дети могут распределяться по подгруппам в зависимости от уровня подготовки и возраста. Это также зависит от участия в различных городских и районных соревнованиях.

Особое внимание оказывается детям, участвующим в различных соревнования за команду Центра дополнительного образования.

Занятия с детьми в это время – сложный психологический процесс, где к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход, чтобы снять возможный стресс и в оптимальной форме подвести юного спортсмена к соревнованиям. Необходимо научить ребенка самостоятельно принимать решения в трудной турнирной обстановке.

Менее подготовленным детям, не участвующим в данных соревнованиях в это время предлагаются зачетные и проверочные задания, партии, конкурсы решения задач, индивидуальная работа.

Юному спортсмену необходимо время для адаптации. Он должен выстроить новые отношения в группе, где он не только лидер, но и член большого коллектива, команды. Необходимо воспитать у него чувство «локтя», патриотизм, желание поддержать партнера, научиться помогать младшим.

Ожидаемые результаты

Прогнозируемый результат

Знания и умения по шахматам к концу обучения по данной программе

Учащиеся должны обладать следующими знаниями:

  • знать различные шахматные дебюты и обладать хорошо отработанным дебютным репертуаром;
  • знать и уметь разыгрывать различные теоретические окончания;
  • знать и уметь применять типовые шахматные комбинации;
  • решать шахматные задачи и этюды;
  • уметь самостоятельно анализировать свои партии;
  • пользоваться самостоятельно пользоваться шахматной литературой;
  • уметь пользоваться компьютерными шахматными программами.
  • к концу обучения все учащиеся обязаны иметь 2-й спортивный разряд и ставить задачу выполнения 1-го разряда.

Учебно-тематический план

Источник: chessdeti.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru