Какую программу по развитию речи у детей вы используете в своей работе

Дошкольный возраст – это важнейшее время в комплексном развитии личности, когда происходит формирование речевых навыков. Ребенок начинает понимать общечеловеческие ценности, приобщается к миру культуры. Первостепенной задачей взрослых в этот период является обучение речевым навыкам, которое возможно с помощью использования разных методик. Методы развития речи дошкольников применяются в соответствии с возрастной группой и индивидуальными особенностями малыша.

Основные цели и задачи

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произносить свои первые слова. В то же время со стороны взрослых должно быть приложено немало усилий, чтобы речь развивалась своевременно и правильно.

Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

5 этапов запуска речи. Как облегчить процесс развития речи ребенка.

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:

  • Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой.
  • Обогащение активного словарного запаса.
  • Приобщение к чтению литературы.
  • Развитие творческой речи у ребенка: сочинение стихотворений, сказок, рассказов.
  • Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации.

Методика обучения позволяет научить детей общаться со своими сверстниками и взрослыми, свободно выражать свои мысли и проявлять свои творческие навыки.

Основные этапы развития речи

С первых дней и месяцев своей жизни ребенок учится познавать окружающий его мир. Дети кричат с целью привлечения к себе внимания, с четырех месяцев происходит «гуление», а с шести месяцев дети начинают лепетать.

К концу первого года и началу второго появляются первые осмысленные слова, но в большинстве случаев они выражают исключительно потребности самого ребенка («дай», «на»).

Примерно во второй половине второго года жизни малыша слова начинают обозначать какой-то предмет. К концу 2 года жизни слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни ребенок учится произносить простые предложения, его словарный запас становится больше, поэтому он может вести диалог, описывать какую-то ситуацию. Формирование первых навыков диалога приводит к налаживанию коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

К пяти годам дети уже обладают достаточно большим словарным запасом. Они могут своими словами пересказывать сказки, петь песни и т.д

Если вы хотите научиться разным способам запуска речи у детей с задержкой речевого развития, узнать причины и способы управления нарушениями поведения на начальном этапе работы с неговорящим ребенком, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по запуску речи «Топ-5 рецептов запуска речи неговорящего ребёнка».

Вы познакомитесь с разными точками зрения на проблему «безречья»,а также с программой Макатон и другими способами альтернативной и вспомогательной помощи детям с тяжёлыми задержками речевого развития. Подробнее.

Развитие речи ребенка до школы: основные методики

Существуют различные методы развития речи у детей дошкольного возраста. Каждая из них может использоваться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Есть методика развития речи дошкольников по Яшиной и Алексеевой, которая проходит в несколько этапов.

Она включает в себя:

  • Обогащение словарного запаса.
  • Правильное звукопроизношение.
  • Формирование грамматического построения предложений.
  • Обучение ведению монолога, диалогов и связанного повествования.

Методика включает в себя следующие приемы:

  • Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками и фотографиями.
  • Словесные – чтение, описание, рассказ, проведение беседы.
  • Практические – рисование, ролевые игры и т.д.

В этой методики широко используются различные словесные приемы: речевой образец, проговаривание и повторение, объяснение, указание и оценка детской речи.

Правильная речь педагога, по сути, является средством подражания для детей, т.е. это речевой образец. В младших группах используются игровые занятия, а в старших – методика используется для сравнения и коррекции дефектов речи.

Другой словесный прием – это проговаривание и повторение, которые позволяют детям запоминать звуки и правильно произносить их. Важно, чтобы это вызывало интерес у ребенка, иначе занятия будут ассоциироваться с негативными эмоциями.

Объяснение – это раскрытие педагогом сущности какого-либо образа или явления действиями. Используется для объяснения правил в дидактических играх, раскрытия смысла слов.

Указание – разъяснение, как надо действовать ребенку, чтобы достичь необходимого результата. Указания бывают обучающие, дисциплинирующие и организационные.

Оценка – это суждение воспитателя об ответе ребенка, которое раскрывает уровень усвоения им знаний и речевых навыков. Оценка необходима для того, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

Грамматическое развитие речи дошкольников из младших групп

Развитие речи в два года предполагает освоение слов, понимание их значений, а также формирование ассоциативного ряда. Активно используются рисунки, различные игрушки и предметы, благодаря которым ребенок запоминает слова, обозначающие их.

Слуховые занятия комбинируются с артикуляционными упражнениями. Педагог просит детей вытащить язык, надуть щеки, улыбнуться, т.е. чтобы мышцы артикуляционного аппарата были задействованы.

Согласно методике Ушаковой, большое уделяется интонации в разговоре с ребенком. Взрослый меняет тембр голоса, в результате чего у малыша формируется понимание ритма, силы голоса, что в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Использование интонации крайне важно, ведь так можно придавать окраску своему повествованию, выражать чувства и т.д.

Читайте также:
Как сделать возврат в программе фронтол

Развитие речи и познавательных способностей дошкольников в 3 года направлено на обучение правильному произношению звуков. Дети учатся слышать и распознавать согласные и гласные звуки.

Если вы хотите научиться применять современные игровые технологии для развития ребенка, запуска речи и коррекции речевых нарушений различной этиологии и сложности, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по запуску речи «100+ новых логопедических игр для запуска и коррекции речи ребенка».

Вы сможете грамотно подбирать игры и добиваться высоких результатов от коррекционно-логопедических и развивающих занятий с детьми. Подробнее.

Особенности обучения в средних и старших группах ДОУ

Развитие связной речи старших дошкольников основывается на закреплении освоенных навыков и формировании разговорного языка. Дети учатся диалогической речи, вести и поддерживать беседу.

Важную роль в этом процессе играет чтение сказок и других произведений детской литературы, изучение стихов и различные театральные представления. Основные задачи развития речи на этом этапе – это воспитание творческих качеств, усидчивости и т.д.

Дети средних и старших дошкольных групп уже активно общаются со своими сверстниками, используя свои речевые навыки. Участие более взрослых детей позволяет младшим малышам быстрее развивать свою речь, но здесь важно участие педагога, иначе может возникнуть ситуация, когда старшие дети начинают передразнивать младших из-за их возможных ошибок в произношении.

В старших группах активно проводятся дидактические игры, в ходе которых детям предлагается объединять предметы, обладающие общими характеристиками. К примеру, дается задание разобрать овощи или фрукты по отдельным столам.

Приемы работы по формированию связной речи

Развитие связной речи старших дошкольников проводится в несколько этапов. Ниже приведены основные приемы, которые используются на практике.

  1. Беседа. При разговоре с ребенком используются выразительные интонации, красочные картинки, жестикуляция и мимика.
  2. Чтение сказок или рассказов. После прочтения рассказа, могут задаваться вопросы для выяснения, понимает ли ребенок причинно-следственные связи (Правильно ли поступил герой? Почему он так сделал и т.д.). О том, что ребенок понимает смысл рассказа, говорит умение им пересказать своими словами услышанное.
  3. Диалог. Беседа в форме диалога с ребенком может проводиться на самые разные темы: мультфильмы, сказки и т.д. Важно приучить ребенка внимательно слушать другого человека, не перебивать его. В процессе беседы задаются вопросы ребенку, которые постепенно усложняются. Для начала – конкретный вопрос, на который можно дать однозначный ответ. Затем – вопрос, ответ на который предполагает более развернутое предложение.
  4. Составление описательного рассказа. У ребенка формируются первые навыки связного изложения мыслей «на одну тему». Он усваивает признаки предметов, тем самым обогащая свой словарный запас. Важно напоминать ребенку о признаках описываемых предметов. Сначала описываются единичные предметы, затем можно переходить к сравнительным описаниям.
  5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Число картинок нужно постепенно увеличивать, как и развернутость их описания. С каждым разом описание одной картинки должно становиться более подробным. Смысл занятий в том, что ребенок должен научиться последовательному описанию событий, т.е. он описывает все картинки по порядку, в результате чего и получается цельный рассказ.
  6. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

При составлении рассказа по картинке важно, чтобы сама картинка отвечала следующим требованиям:

  • она не должна быть скучной, иначе она не заинтересует ребенка;
  • сюжет не должен быть слишком сложным, т.е. соответствовать интеллектуальному развитию малыша определенного возраста;
  • на картинке не должно быть много действующих лиц;
  • на ней не должно быть избыточных деталей, которые не имеют особого отношения к смыслу рассказа.

Сначала ребенок должен придумать название картинки. Он должен понимать смысл того, что изображено на ней. Сам педагог должен заранее спланировать беседу по поводу этой картинки, какие вопросы он будет задавать и т.д.

7. Пересказ. Сначала педагог должен с выражением прочитать ребенку какой-нибудь текст, сложность которого должна соответствовать его возрасту. Нужно спросить, понравился ли этот рассказ малышу. Если какие-то слова ему незнакомы, то нужно объяснить их значение.

Перед повторным чтением текста, нужно сказать ребенку, чтобы он слушал внимательнее и запоминал, потому что ему предстоит пересказать услышанное.

Пересказ может быть разным:

  • Краткий. Передается только общий смысл текста без каких-либо деталей.
  • Творческое рассказывание. Ребенок должен дополнить услышанное чем-то новым, но в рамках смысла самого рассказа.
  • Пересказ без опоры на наглядность.

8. Самостоятельное составление рассказа. Переход к этому этапу предполагает проведение большой подготовительной работы. Для упрощения задачи малыша можно предложить ему определенную тему. К примеру, он должен рассказать об одном дне в детском саду или впечатлениях о посещении цирка (кинотеатра и т.д.).

Источник: logopedprofiportal.ru

Обзор программ речевого развития детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДОО для дошкольных учреждений разработан целый ряд программ нового поколения.

Каждая программа несет в себе :

Публикация «Обзор программ речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Темочки

1. Системность развития ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты программы.

2. Комплексность (взаимодополняемость)– комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

Читайте также:
Microsoft word это программа для набора текста

3. Соответствие возрастным и функциональным способностям.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка : физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие

Парциальные (специализированные, локальные) – включают одно или несколько направлений развития ребенка.

Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 53» основана на комплексной программа «От рождения до школы», Адаптированная программа для детей с нарушением речи основана на парциальной программе Н. В. Нищева

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Весь перечень комплексных и парциальных программ можно найти на сайте Федерального института развития образования (ФИРО) Навигатор образовательных программ дошкольного образования

В навигаторе вашему вниманию представлены следующие комплексные программы :

«Истоки», «Золотой ключик», «Тропинки», «Теремок», Программа для детей с нарушением речи, «Мир открытий», «Детство», «Мир детства: конструирование возможностей…», «Развитие», «От рождения до школы», «Детский сад 2100», «Вдохновение», ОткрытиЯ», «Мозаика», «Первые шаги», «Ступеньки в школу» и др.

Рассмотрим некоторые из программ, акцентируя ваше внимание только на речевом развитии.

«ПРОдетей» Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова

Программа опирается на культурно-исторический подход к образованию. Программа отдает предпочтение не фронтальным формам обучения, а совместным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и действий партнеров.

Развитие речи (язык) рассматривается как орудие разума. В культурно-исторической традиции языку отводится ведущая роль в психическом развитии, и это является одним из базисных постулатов.

С позиций культурно-исторического подхода речь выполняет две функции. Внешне-социальная речь направлена на других и выполняет социальнокоммуникативную функцию. Она может носить формальный характер, как, например, на лекции или публичном выступлении, или неформальный, как при разговоре за обеденным столом. В отличие от нее эгоцентрическая речь (внешняя «речь для себя», хотя и звучит вслух, не предназначена для других, т. е. не является социальной. Такая речь выполняет функцию саморегуляции.

«Детский сад — Дом радости» Н. М. Крылова.

В соответствии с ФГОС ДО Программа «Детский сад — Дом радости» представлена тремя проектами, системно связанными между собой и взаимосодействующими развитию друг друга : Программа «Детский сад — Дом радости» + Технология «Дом радости» + Инноватика «Лесенка успеха».Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает содействие: овладению ребенком речью (повествованием, описанием, доказательством и объяснением) как деятельностью, необходимой для общения, средством развития и саморазвития его как неповторимой индивидуальности; развитию любви к родному языку и интереса к нему как к предмету познания богатства всех его компонентов (словарю, грамматике и т. д.).

«Радуга» С. Г. Якобсон, Т. Н. Доронова

Содержание соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам деятельности. Развитие речи – синий цвет. Обучение родному языку происходит через ознакомление с произведениями народного творчества и художественной литературы.

«Мир открытий» Л. Г. Петерсон

направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

Парциальные программы

«Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н. В. Нищева Особенностью программы является то, что написана она учителем-логопедом и поэтому учитывает закономерности развития речи ребенка в онтогенезе, что позволяет избежать нарушений письменной речи в дальнейшем при школьном обучении. Автор рекомендует знакомить детей с буквами Ш, Ж, Р, Л только тогда, когда дети научатся правильно произносить соответствующие им звуки.

В программе предложена диагностика готовности дошкольника к обучению грамоте, К программе разработан полный методический комплект включающий в себя рабочие тетради, букварь, прописи, слоговые таблицы.

От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте. Е. В. Колесникова.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная работа воспитателя с детьми с помощью различных программ, развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи детей дошкольного возраста

Источник: www.maam.ru

Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС

Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС

Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС

На данный момент в детском саду, начиная с ясельных групп, воспитатели активно используют приемы и техники по речевому развитию детей. Речь является предпосылкой в обучении грамоте и письму, а также представляет неотъемлемую часть разностороннего развития личности. Для современного школьника развитая связная речь гарант успеха в школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС) есть отдельная область — «Речевое развитие».

Цель развития речи у детей в дошкольном возрасте по ФГОС — формирование устной речи и техники общения.

Задачи речевого развития дошкольников по ФГОС

  • овладение речью для общения и культуры, обогащения активного словарного запаса, развития у детей монологической и диалоговой речи;
  • изучение детской литературы;
  • развитие фонематического слуха и интонационной культуры речи;
  • коррекция произношения звуков.

Развитие речи в детском саду

Вопросы профессиональной компетентности воспитателей и специалистов в новых условиях

Все эти задачи лежат на главном исполнителе — воспитателе. И для успешной реализации данных задач педагог должен соответствовать профессиональным компетенциям. Профессионал своего дела стремится к постоянному совершенствованию, получению новых практических и теоретических знаний.

Современные требования к профессионализму педагога дошкольного учреждения сочетают в себе готовность к систематическому повышению квалификации и конкретные особенности личности самого воспитателя. Немаловажную роль также играет самообразование.

Читайте также:
Как добавить программу в исключения защитника

Воспитатель в новых условиях

Человек, который может качественно воспитывать и развивать ребенка, в соответствии с современными требованиями должен любить детей, знать их возрастные особенности, уметь адекватно оценивать характер и способности каждого воспитанника. Детский возраст сензитивен к любому воспитанию, которое на него оказывается во время общения с другими людьми.

Создание развивающей среды для дошкольников

Развитие речи в доу по ФГОС тесно связано с той средой, где пребывает ребенок. Согласно пирамиде потребностей одной из ключевых необходимостей является безопасность. Значит, в своей развивающей среде дети должны чувствовать себя защищенно и уверенно. Также обстановка должна соответствовать возрастным психологическим характеристикам. Наполненность пространства для оптимального развития ребенка будет рациональной и учитывает интересы и склонности детей разного возраста.

Таким образом, в группу для полноценного воспитательного процесса должна входить не только зона для познавательно-речевого развития, но также социально-личностная и художественно-эстетическая область. Детская группа, в которую приходит воспитанник, должна сама по себе располагать к развитию и заинтересовывать.

Детская группа по ФГОС

Педсовет в ДОУ по речевому развитию в соответствии с ФГОС

Младший дошкольный возраст:

  • сенсорный материал для мелкой моторики (камешки, различные текстуры тканей, мешочки с крупами, пирамидки и сортеры, мозаики и конструкторы, шнуровки);
  • бизиборд с замочками, ключами, счетами, щеколдами и выключателями;

Для разных возрастов (младший, средний, старший, подготовительный):

  • предметы для формирования речевого дыхания (одноразовые коктейльные трубочки, ветерки, воздушные шарики);

Старший и подготовительный дошкольный возраст:

  • азбука или букварь;
  • различные карточки с изображением букв, слогов;
  • кукольный театр;
  • различные дидактические материалы с изображениями времен года, профессиями, животными и растениями.

Речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС подразумевает также наличие литературного центра в каждой группе. Сюда входят книги разного формата:

  • музыкальные книжки;
  • книги в твердом переплете;
  • книги-панорамы и раскладушки;
  • книжки с сюжетными картинками;
  • сказочные произведения, стихи, тематические произведения и другие.

Обратите внимание! Наполненность уголка речи в детском саду опять-таки зависит от компетентности и профессионализма воспитателей.

Новые стандарты воспитательной деятельности по ФГОС

На сегодняшний день ФГОС добавляет новые стандарты в воспитательной деятельности. Уже с начальной школы задачами воспитательной работы становятся развитие коммуникативных навыков, социализация и формирование аналитико-синтетических способностей. В образовательных направлениях активно внедряется проектная деятельность, продуктом которой является защита своего проекта. Таким образом, можно еще раз отметить важность интенсивного улучшения речевых навыков уже в дошкольном образовательном учреждении.

Необходимым условием для целостного развития личности дошкольника является взаимодействие, в котором принимают участие семья и образовательное учреждение. Рождение ребенка является безусловно важнейшим событием в жизни каждого. Поэтому образование ребенка — это та область, в которой главнейшую роль играет именно родитель. Для того, чтобы семья стала помощником педагога, необходимы такие формы работы, как совместное занятие, семейный праздник, собрание и другое.

Новые аспекты речевого развития детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО

Уже с начальной школы педагоги-психологи и преподаватели чтения и письма активно диагностируют дислексию и дисграфию у младших школьников. Исследования подтверждают, что данные нарушения возникают не только в следствие родовых травм, но также и в процессе педагогической запущенности в детском саду. Поэтому ФГОС ДО диктует новые аспекты речевого развития у детей дошкольного возраста.

Подходы в организации работы с детьми

Среди подходов к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста по ФГОС активно практикуются как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Воспитатель организует работу таким образом, чтобы дети как можно больше воспринимали чужую речь: как старших, так и сверстников. Таким образом создается естественная среда для возникновения новых эмоций и впечатлений, которые располагают к познанию и обучению.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС

Важно! В ДОУ должны использоваться только те программы по развитию речи, которые соответствуют стандартам ФГОС. Так сохраняется преемственность между дошкольными и школьными образовательными учреждениями.

Такие программы должны отвечать современным задачам, которые стоят перед воспитателями и включать в себя следующие разделы:

  1. Описание видов деятельности, которые используются в реализации программы
  2. Цели и задачи программы
  3. Принципы и подходы к формированию программы
  4. Особенности развития детей дошкольного возраста
  5. Планируемые результаты освоения программы
  6. Особенности, модель образовательного процесса
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Формы и приемы работы
  9. Способы мониторинга освоения программы
  10. Программно-методическое обеспечение

Данные разделы могут меняться в зависимости от региона ДОУ, включать в себя национально- региональный компонент и другие структурные компоненты. Но все программы должны соответствовать принципам и задачам ФГОС.

Среди предложенных на просторах Интернета и в книжных магазинах программ можно предложить несколько тех сборников, которые можно использовать как основы для создания своей авторской программы, так и как самостоятельный адаптированный вариант. Такие программы рассчитаны на 1 год или более.

  • О. С. Ушакова. Программа развития речи дошкольников. ФГОС ДО. Издательство Сфера
  • В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. ФГОС. Издательство Мозаика-Синтез.

Данное предложение представлено в нескольких вариациях: для детей раннего, среднего возраста, а также для старшей и подготовительной группы.

  • О. Е. Громова. Занятия по развитию речи. ФГОС. Издательство Сфера.

Качественное, своевременное и системное развитие речи в дошкольном возрасте является залогом успешного обучения в школе. Улучшая современные образовательные подходы, компетенции педагогов и преемственность в образовательных учреждениях, можно добиться выполнения всех поставленных для процесса развития целей и задач.

Источник: vospitanie.guru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru