Родители первоклассника вынуждены решать множество важных вопросов. Например, в какую школу отдать чадо, где заказать форму и какие канцелярские товары приобрести. Однако сегодня к насущным задачам прибавилась еще одна: в большинстве школ мамам и папам предлагают выбрать, по какой программе будет заниматься их ребенок. Мы узнали об особенностях каждой из них.
Родители первоклассника вынуждены решать множество важных вопросов. Например, в какую школу отдать чадо, где заказать форму и какие канцелярские товары приобрести. Однако сегодня к насущным задачам прибавилась еще одна: в большинстве школ мамам и папам предлагают выбрать, по какой программе будет заниматься их ребенок. Мы узнали об особенностях каждой из них.
Традиционные программы
Несмотря на то, что система школьного образования постоянно претерпевает изменения, есть в ней и незыблемые компоненты. К числу таких можно отнести традиционные школьные программы, которые практически не изменились с тех времен, как вы сами закончили школу.
Какую школу всё-таки выбрать? Современные системы образования. Павел Компан Разговор
Одна из них — «Школа России», задачей которой является не только обучение ребенка навыкам, которые постигают в начальной школе, но и выполнение воспитательной функции, предполагающей социализацию детей в патриотическом ключе.
Эта программа реализует фундаментальный подход к начальному школьному образованию, в рамках которого ученики проходят достаточно длительный период адаптации к каждому новому обучающему курсу. Именно поэтому обычно она дает хорошие результаты даже у тех детей, которых специально не готовили к школе. Программа предполагает использование учебников и пособий, публикуемых издательством «Просвещение».
Другие школьные программы, демонстрирующие классический подход к обучению — «Школа 2000» и «Школа 2100». Они несколько различаются между собой набором необходимых учебных пособий, но в целом совпадают в отношении принципов обучения. Своей ключевой задачей разработчики программ называют успешную адаптацию ребенка в обществе и формирование ключевых навыков, обеспечивающих эффективное обучение в дальнейшем.
Авторы особенно подчеркивают непрерывный характер обучения детей, благодаря которому перед школьником последовательно ставятся задачи возрастающего уровня сложности. Постепенно продвигаясь по этой «лестнице», он получает навыки работы с информацией, которые будет использовать на протяжении всего школьного обучения и в дальнейшем.
Общей идеей традиционного подхода к школьному образованию можно назвать формирование системного мышления и умения работать в коллективе. Процесс обучения построен на том, что перед ребенком ставится определенная проблема, которую он пытается решить с использованием имеющихся навыков, приобретая в процессе ее решения новые знания. Специалисты утверждают, что такие программы подойдут большинству детей, поскольку они не предполагают наличия особенных умений.
Поэтому если вы не уверены в том, какую программу выбрать для своего ребенка, смело можете отдавать предпочтение одной из перечисленных систем. Однако стоит иметь в виду, что они в большей степени ориентированы на командную работу, так что если ваш ребенок — яркая индивидуальность, которой требуется особый подход, стоит рассмотреть возможность выбора одной из развивающих программ.
Развивающие программы
Дети в школьном классе
Развивающие школьные программы, как правило, основаны на авторских подходах к школьному образованию и предполагают наличие особых личностных качеств у детей. Одной из них является программа Эльконина-Давыдова, которая имеет более чем 40-летнюю историю и продемонстрировала отличные результаты уже на нескольких поколениях школьников. Основной принцип этой программы, использующей природную любознательность ребенка, заключается в том, чтобы научить его действовать самостоятельно. Педагог лишь подсказывает ученику основные способы действия, а затем под его руководством школьник применяет их на практике.
Такой подход подойдет тем детям, которые склонны к проявлению терпения, внимательности и усидчивости, пусть и в ущерб скорости работы. В целом можно сказать, что метод строится на постепенном переходе от общего к частному. Процесс освоения материала не будет быстрым, однако в результате ребенок научится самостоятельно анализировать и классифицировать стоящим перед ним задачи, выбирая наиболее подходящее решение для каждой из них.
Система, разработанная известным советским психологом Леонидом Владимировичем Занковым, также относится к категории развивающих, однако базируется на совершенно ином подходе к школьному образованию. Она в гораздо большей степени, чем другие, основана на восприятии ребенка как целостной индивидуальной личности, которая обладает своими особенностями, в том числе в процессе обучения.
Ребенку дается возможность раскрыть их, творчески осмысливая поставленные вопросы: ведь процесс обучения строится на том, что педагог дает ему информацию о частных случаях закономерности, на основании которой он сам сделает выводы об общих принципах ее проявления. При этом логика программы предполагает довольно высокую скорость усвоения материала, благодаря которой школьник сможет получить представление о природе изучаемого предмета.
Система Занкова предъявляет достаточно высокие серьезные требования к первоначальной подготовке ребенка: он должен быть способен к интенсивной работе в быстром темпе, проявлять самостоятельность и способность анализировать свои действия.
Еще одна распространенная развивающая программа — система «Гармония», автором которой является доктор педагогических наук Наталья Борисовна Истомина. Она в некоторой степени продолжает идеи системы Занкова, делая ребенка активным участником познавательного процесса, однако предполагает более заметную направляющую роль педагога. Основное условие успешного использования этой системы — установление гармоничных и дружественных отношений между учеником и учителем, которому родители должны уделить особое внимание.
Логика программы строится на формировании у школьника системы основных понятий, между которыми он под руководством педагога устанавливает причинно-следственные связи. Считается, что такой подход использует основные принципы как развивающей, так и традиционной системы, создавая комфортные условия для обучения. Поэтому система «Гармония» подойдет большинству детей, которые открыты к сотрудничеству с взрослыми, любознательны и активны.
Источник: letidor.ru
Популярные образовательные системы в начальной школе. Какую выбрать для ребёнка?
В первую очередь, при выборе школы родителям будущего первоклассника нужно разобраться в современных образовательных программах для начальных классов. В отличие от советского времени, когда все учились по одним учебникам, теперь у учителей и родителей есть выбор, каким именно образом ребёнок получит все необходимые знания.
И зависеть это будет от той системы обучения, по которой будет учиться школьник в начальных классах. Иметь выбор всегда приятно, но именно это разнообразие образовательных систем зачастую ставит нас в тупик. Что выбрать, когда рядом с домом обязательно найдётся несколько школ, обучающих детей по разным системам? Даже в рамках одной школы сами учителя начальных классов выбирают, по какой программе работать, и дети из параллельных классов могут обучаться по разным учебно-методическим комплексам.
В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). У каждой из них есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие.
Большинство школ выбирают традиционные программы обучения, такие как «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Школа 2010», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». Но будьте готовы к тому, что, возможно, вашему ребёнку предложат учиться по развивающим программам Л.В. Занкова или Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Разумеется, не стоить думать, что традиционные программы не занимаются развитием школьника, название это скорее условное. В общих чертах, можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные программы предлагают объяснительно-иллюстративный подход к обучению ребёнка, развивающие — деятельный.
Все упомянутые выше программы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Помимо общей концепции, они отличаются самой учебной программой, степенью загруженностью ребёнка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью. Каждая система предлагает свой учебно-методический комплекс, проще говоря, комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам.
Наибольшей популярностью среди школ пользуются такие учебно-методические комплексы, как «Школа России», «Перспектва», «Школа 2100», «Планета знаний» и «Гармония».
«Школа России» считается классической программой. По сути, это та самая система, по которой, с небольшими изменениями, учили и в советское время. Она рассчитана на средний уровень, так что каждый ребёнок сможет без труда освоить такую программу.
Математика в равных пропорциях развивает вычислительные навыки, логику и мышление, русский язык подаётся стандартно: сбалансировано развитие устно-письменной речи и навыков грамотного письма. При этом можно особенно выделить изучение «Окружающего мира» по учебникам А. А. Плешакова. Преимущество курса состоит в том, что освоение окружающего мира позиционируется как проект, который ребёнок реализует совместно с родителями.
Другой учебно-методический комплекс, пользующийся особой популярностью, это «Перспектива». Эта программа больше всего подойдёт деткам с математическим складом ума. Этот УМК довольно сложен и потребует от родителей активного участия в обучении ребёнка. Главным преимуществом «Перспективы» можно назвать уроки математики, которые строятся по учебным материалам Л.Г. Петерсон.
Математика даётся с элементами геометрии и алгебры, что позволяет ребёнку плавно перейти в среднюю школу.
УМК «Школа 2100» построен по принципу минимакса, то есть в рамках одной учебной программы дети смогут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребёнок сможет усвоить при такой потребности. Эта программа даёт возможность учителю без перехода на другой УМК корректировать уровень сложности подачи материала и применять индивидуальный подход в обучении.
Программа «Планета знаний» считается довольно сложной, так как изначально была разработана и применялась в прогимназических классах, однако тоже пользуется большой популярностью у учителей и родителей. Основное преимущество этого УМК — нацеленность на саморазвитие ребёнка. Активно стимулируется его способность рассуждать, будь то акцент на логику при изучении математики или литературное чтение, предполагающее возникновение диалога между ребёнком и взрослым. Как и в «Школе 2100» учебные пособия «Планеты знаний» содержат разноуровневые задания: от базовых до творческо-поисковых.
Основным принципом УМК «Гармония» является комфортное обучение на стыке традиционных и развивающих методов обучения. У детей изначально развивают навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. На уроках даётся много проблемных развивающих заданий, формирующих у школьников способность к мышлению, умение самостоятельно делать выводы. Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к плавному переходу из начальной в среднюю школу.
Нужно иметь ввиду, что все программы УМК регулярно перерабатываются с учетом актуальных тенденций, так что даже если вы отдаёте в школу не первого ребёнка, учтите, что за пару лет вполне мог поменяться авторский состав учебников или в целом концепция преподавания. Сами учебные материалы могут существенно меняться, поэтому, как правило, возникает необходимость с нуля покупать все материалы учебно-методического комплекса на класс. С уверенностью сказать, как именно выглядит УМК на данный момент и какие учебники и рабочие тетради нужно приобрести для ребенка, вам сможет учитель, который в данный момент работает по программе.
Источник: materinstvo.ru
Школьные программы для 1 класса, обзор
Начало обучения в школе — волнительный момент для ребенка и для родителей. Перед выбором школы предстоит решить много важных вопросов, один из них — выбор школьной программы для первого краса. При видимой универсальности все программы очень разные, у каждой есть свои плюсы и минусы, поэтому стоит разобраться в них прежде, чем сделать свой выбор. Мы постарались рассказать о самых известных школьных программах для 1 класса.
Школа России
Программу «Школа России» часто называют одной из самых легких и доступных. Научный руководитель комплекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук.
Программа «Школа России» включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:
- Обучение грамоте и чтению.
Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. - Русский язык (2 линии).
Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф.
- Математика. Авторы: Моро М.И. и др.
- Окружающий мир. Автор Плешаков А.А.
- Изобразительное искусство (2 линии).
Авторы: Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).
Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).
Упор в этой школьной программе для 1 класса сделан на духовно-нравственной развитие. При этом программа, несмотря на ее «простоту» достаточно полная, чтобы перейти в среднюю школу без пробелов в знаниях. Учителя отмечают, личностно-ориентированный вектор программы, учитывающий особенности каждого ребенка.
Школа 2010
Школьную программу для 1 класса «Школа 2010» также называют «программой Петерсон». Ее предпочитают сторонники раннего развития ребенка. Школьные учебники этой программы — продолжение учебников, по которым дети занимались в саду. Программа может показаться достаточно концентрированной и сложной. При этом ее авторы придерживаются принципов адаптивности.
Ее главные задачи:
- сформировать готовность к производительному труду
- сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
- вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
- обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
- сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
- предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
- сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.
Принципы программы:
- Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
- Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.
- Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.
- Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.
- Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.
- Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
- Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.
Гармония
Школьная программа для 1 класса «Гармония» вышла под редакцией Н.Б. Истоминой.
В основу программы легла система развивающего обучения Занкова, в которой ранее работала Наталья Борисовна Истомина.
Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.
Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.
- В учебниках реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль (итоговый и пошаговый), проводить самооценку.
- На материале каждого учебного предмета осуществляется целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), обучение установлению причинно-следственных связей, построению рассуждений, фиксации выводов в различной форме: словесной, схематичной, модельной.
- Наряду с формированием логического мышления, все учебники создают условия для совершенствования эмоциональной сферы ребёнка, для расширения его опыта образного восприятия мира, для развития образного мышления.
- Учебниками образовательной системы «Гармония» обеспечивается обучение всем видам речевой деятельности, в том числе различным видам чтения, поиску, получению, переработке и использованию информации, её пониманию и представлению в различной форме: словесной, изобразительной, схематичной, модельной.
- Методическим аппаратом учебников созданы условия для организации продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом, для формирования в целом коммуникативных умений: слушать и стараться понимать собеседника; строить свои высказывания с учётом задач, условий и принятых правил общения; использовать речь как средство организации совместной деятельности, как способ запроса, получения и передачи информации; создавать небольшой монолог, участвовать в диалоге, в коллективной беседе, понимать возможность различных точек зрения на один и тот же вопрос, осознавать и аргументировать своё мнение.
- М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина. Букварь.
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Русский язык.
- О. В. Кубасова. Литературное чтение.
- В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева. Французский язык.
- Н. Б. Истомина. Математика.
- Н. К. Нателаури, С. С. Маранин. Информатика и ИКТ.
- О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. Окружающий мир.
- Н. М. Конышева. Технология.
- Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев. Изобразительное искусство.
- М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева. Музыка.
- Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. Физическая культура.
- Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц. Основы религиозных культур и светской этики.
Школа 21 века
Особенности школьной программы для 1 класса «Школа 21 века» в мягкой и постепенной адаптации детей к новым условиям.
Система учебников для 1-4 классов. Учебники:
- Включены в федеральный перечень учебников Министерства образования и науки, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.
- Закупаются государственными и частными школами.
- Нацелены на комфортное и успешное освоение образовательной программы для начальной школы.
Принципы:
- Индивидуальный подход к ребенку: такой подход поощряет и мотивирует ребенка, обеспечивая ребенку гармоничное развитие и самореализацию.
- Комфортная адаптация к учебному процессу: система учебников имеет более продолжительный адаптационный период в 1-м классе и помогает ребенку «привыкнуть» к обучению. Постепенное погружение в образовательный процесс позволяет избежать стресса как детям, так и родителям.
- Поощрение детского любопытства и тяги к знаниям: система учебников построена таким образом, чтобы ребенок учился думать, а не заучивать, развивать свой кругозор, эрудицию. Процесс обучения приносит ребенку удовольствие, ежедневное открытие чего-то нового и ощущение успеха.
Автор проекта Н.Ф. Виноградова — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая Центром начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
Авторы комплекта были убеждены, что обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».
Система образования Эльконина-Давыдова
Результат обучения по программе Эльконина — Давыдова — на выходе из школы иметь развитую, свободную личность.
Выпускник из начальной школы — прежде всего школьник с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Для решение этой задачи в системе существует ряд специальных учебных курсов. В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35% учебного времени.
Кроме этого, авторы системы Эльконина — Давыдова хотят, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
- знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
- умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
- умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
- умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
Способность к рефлексии, по мнению авторов программы Эльконина — Давыдова, есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является предметом особой заботы в основной школе.
Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживаются если:
— учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
— учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
В результате обучения по системе Эльконина — Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.
Система образования Занкова
В конце 50-х годов Л.В.Занков попытался раскрыть характер связи между построением процесса обучения и развитием учащихся. Его интересовал вопрос о механизмах развития, о подлинных причинах достижения ребенком того или иного уровня развития. Всесильно ли обучение? Влияют ли и внутренние факторы на ход развития? Вот на какие вопросы он пытался найти ответы.
При проведении эксперимента Л.В.Занков широко использовал методы психологического изучения учащихся. Это позволило проводить тщательное изучение эффективности осуществлявшихся педагогических нововведений.
Результаты получились интересными. В итоге:
- доказано положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьников;
- выявлено, что обучение действует не прямолинейно, а преломляясь через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития;
- введено понятие «общее развитие» как общая цель и показатель эффективности начального обучения; раскрыты линии и способы изучения общего развития школьников; показано, что до сих пор в практике не использовались огромные резервы развития ребенка.
Результатом этой работы стало создание школьной программы для 1 класса.
Задача обучения. Во главу угла в системе Занкова выдвигается задача общего психического развития, которое понимается как развитие ума, воли, чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков.
Учитель должен переориентироваться в видении ученика, воспринимать его не только как способного или малоспособного к усвоению школьной программы, но и как человека со всеми его переживаниями, желаниями, интересами, человека, пришедшего в школу не только для того, чтобы получить знания, но и для того, чтобы счастливо, полноценно прожить эти годы.
Богатство содержания образования достигается, во-первых, за счет включения в учебный план (при обычной часовой нагрузке) в качестве отдельных предметов естествознания (с 1 класса), географии (со II класса); во-вторых, за счет обогащения содержания обычных, общепринятых в начальных классах предметов — русского языка, чтения, математики, трудового обучения, предметов эстетического цикла: в-третьих, за счет изменения соотношения значимости так называемых главных и неглавных предметов (музыки, изобразительного искусства, уроков труда). С точки зрения общего развития нет главных и неглавных предметов. И не меньшее значение, чем продвижение учащихся в овладении орфографическими навыками, счетом, чтением имеет овладение изобразительной деятельностью, приобщение к произведениям искусства, развитие ручных умений, умений наблюдать окружающий мир — всем этим подчас питается процесс овладения навыками; в-четвертых, за счет увеличения удельного веса знаний, получаемых детьми под руководством учителя вне стен школы, во время раз личного рода экскурсий; в-пятых, за счет привнесения в ход урока самостоятельных, личных, житейских наблюдений детей (ученикам предоставляется возможность делиться такими наблюдениями с товарищами, это обогащает урок и благотворно влияет на само ощущение детей в школе); в-шестых, важным элементом содержания образования в классах выступает собственное «Я» ребенка, познание, осознание ребенком самого себя.
Песня о школе. Кадры из фильма «Доживем до понедельника»
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru