Натурализм во Франции сформировался в 1860-е годы. В это время наибольшей популярностью пользовались писатели-романтики. Романтизм как «школа» был избран натуралистами в качестве литературного противника. Олицетворением антиромантизма стал для натуралистов роман Флобера «Госпожа Бовари» (1857).
В «Госпоже Бовари» Флобер, изгнав романтический вымысел, положительных и отрицательных героев, морализирование, построил свой «научный роман» на фактах, конкретном личном опыте, Флобер от лица автора не вторгается в повествование, не комментирует поступки персонажей и собственные взгляды. По пути Флобера пошли другие писатели, заявившие о себе в 1860-е годы.
Представители: Золя (глава), Братья Гонкур, Мопассан, Льюис Манс. Школа не представляла единый фронт, была разрознена. Оформилась с приходом Эмиля Золя. Разработал теорию, оказал цементирующее влияние. В 70-е годы сложилось направление. В 80-е распалось.
Отсутствие четкости, границ, но есть единство теоретических принципов.
Натурализм и цикл Эмиля Золя о Ругон-Маккарах
Теория натурализма Э.Золя.
На рубеже веков, когда происходило становление новых школ и течений, многие писатели выступали одновременно как критики.Эмиль Золя (1840-1902) был выдающимся критиком и теоретиком натурализма. Свою теоретическую программу писатель изложил в серии работ 1870—1880-х годов, которая открывалась сборником «Экспериментальный роман» (1880). За ним последовали сборники «Натурализм в театре» (1881), «Наши драматурги» (1881), «Романисты-натуралисты» (18S1), «Литературные документы» (1881). Золя создает свою «теорию научного романа». В выработке этой теории Золя опирается на позитивистскую философию О. Конта, а также на труды И.Тэна, в особенности его «Введение к истории английской литературы».
Под влиянием философии позитивизма в эстетике натурализма формируется особая концепция писателя и творчества. Писатель-натуралист является ученым, который беспристрастно исследует жизнь человека и общества; творчество в концепции натурализма становится научным исследованием, а не игрой воображения ради эстетического удовольствия. Э. Золя, характеризуя свой творческий метод, говорил: «Я не хочу, подобно Бальзаку, быть моралистом, политиком, философом. Я хочу быть ученым, изучать факты, изображать их – вот и вся моя задача». При этом писатель не против воображения, он ратовал за творческое воссоздание «куска жизни» силой писательского воображения и темперамента, но чтобы это не противоречило реальности.
Основная задача натуралистической литературы – правдивое и точное изображение действительности. Художественную ценность имеет только такое произведение, которое рисует современное общество во всех его проявлениях.
Натуралисты настаивали на предельно объективном, безличном изображении реальности. Автор должен был самоустраниться из произведения, отказаться от каких-либо оценочных категорий при изображении им реальных фактов. В произведении, построенном на принципах строгого факта, изображаемое должно говорить само за себя.
Биография Эмиля Золя | Французский писатель-натуралист
Отсюда вытекает принцип документальности: писатель должен опираться только на подлинные документы, каждое произведение должно быть строго документально. Натуралистическая теория отвергла право автора на воображение, на вымысел. Например, написанию каждого романа Э. Золя предшествовала огромная подготовительная работа: сбор документального материала, фактов, интервью, наблюдения и т.д.
Важнейший принцип натурализма – детерминизм, т.е. причинная обусловленность жизненных обстоятельств и ситуаций, предопределенность характера и темперамента личности различными факторами. В соответствии с фактором расы натуралисты подчеркивали необходимость изучать наследственность, физиологию личности, ее темперамент. Э. Золя вслед за философами-позитивистами утверждал: «Наследственность определяет лицо мира».
Принцип детерминизма — жесткая обусловленность причинно-следственных связей. ИТ в “Введение к истории английской литературы” три ключевых фактора, которые определяют человеческую жизнь и формы духовной деятельности:
- Раса — наследственная предрасположенность. Человек приносит в мир определенную предрасположенность, которая определяется генетическим материалом. От него не зависит.
- Среда — внешнее обстоятельство. То, что окружает человека: физические условия жизни, социальные. Внешние условия — это то, что изменяет и пополняет характер. Накладывается на фактор расы. Среда наслаивается на расу и взаимодействует с ней.
- Момент — период на историческом потоке времени. Историческая эпоха, время, которое тоже определенным образом влияет на развитие человеческого общества и на человека тоже.
Таким образом, 3 фактора действуют на разных уровнях, в том числе и на уровне искусства. ИТ — основатель культурно-исторического метода в литературоведении. Художественное произведение обусловлено этими факторами.
ИТ считал, что наиболее ярко в искусстве отражается принцип расы. Под средой понимается социально-политический контекст (в литературе), а под моментом — традиции и своеобразие исторического момента. Человек абсолютно несвободен и обусловлен своей физиологической природы. Время расцвета науки Физиология. Сближение литры с естественными науками.
Тщетность любых попыток преодолеть человеку свою природу. Об это и пишут натуралисты.
Натуралисты определили конкретнее среду. Натуралисты понимают ее как биологическую среду обитания. Говорят не только о социальном окружении, а прежде всего понимают биологическую среду: воздействие быта через воспитание, систему ценностей, на уровне физиологии. Нередко среда определяет физический облик человека. Быт + материальное окружение.
Особый интерес к физиологии, к источнику всех психических реакций человека. Поэтому натуралисты будут говорить не о характерах, а о темпераментах. Темперамент врожденный, его невозможно преодолеть. Характер же подвергается корректировке и связан с воздействием. “Трактат о наследственности”
Первое программное произведение — “Тереза Ракен” 1867 г. Цель Золя: исследовать темперамент. О генетической предрасположенности к преступлению. Убийство происходит в силу их порочной крови. Это преступление — порождение неподвластной разуму силы. Убийство совершено: начинаются мучения физиологического характера (невроз).
В романе много натуралистических подробностей, деталей (убийство, морг). Интерес к патологической психологии убийцы. Иллюстрируется теория наследственной предрасположенности человека к определенным действиям.
Цикл Э.Золя «Ругон — Маккары»
Замысел большого цикла о Второй империи складывается у Золя к 1868 г.
Вторая империя: Эпоха Второй Империи 1852-1870. Франко-прусская война (поражение Франции, король в плену) Был подписан унизительный для Франции мир. Ситуацию осложняет Парижская коммуна. Монархия во Франции не будет восстановлена.
При этом он ставит перед собой двойную цель: воплощение в художественной форме как биологических, так и социальных законов человечества. В 1869 г. в первоначальном плане романа он определяет свою задачу следующим образом: «1) Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды.
Проследить шаг за шагом ту сокровенную работу, которая наделяет детей одного и того же отца различными страстями и различными характерами в зависимости от скрещивания наследственных влияний и неодинакового образа жизни. 2) Изучить всю жизнь Второй империи от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество, злодеев и героев. Нарисовать таким образом социальный возраст человечества — в фактах и переживаниях, в бесчисленных частностях нравов и событий».
Для Золя произведения литературы — прежде всего документы, по которым можно себе представить жизнь общества. В этом отношении автор «Ругон-Маккаров» оказывается последователем эстетических принципов Бальзака, Флобера.
Под психологию человека подводится физиологическая основа. Огромную задачу — раскрыть историю целого общества — Золя сразу же мыслит иначе, чем Бальзак. Действие романов он задумывает развернуть в Париже и в единственном провинциальном городе Плассане. Связь между романами серии он намечает через членов одной разветвленной семьи.
Таким путем достигается физиологическая мотивировка поведения персонажей, представляющаяся Золя необходимым условием научного романа. Однако семья скреплена у Золя не только законом наследственности. Он видит в ней часть социального организма.
Работу над серией романов Золя начал примерно за три года до падения Второй империи. Первый роман, «Карьера Ругонов», вышел в 1871 г., когда рухнул режим Наполеона III, В связи с этим его замысел приобрел четкие хронологические рамки: с 1851 по 1870 г. Роман «Карьера Ругонов» стал своеобразным прологом эпопеи. За ним последовали романы: «Добыча (1871), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876), «Западня» (1877), «Страница любви» (1878), «Нана» (1880), «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (i886), «Земля» (1887), «Мечта» (1888), «Человек-зверь» (1890), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892), «Доктор Паскаль» (1893).
В каждом романе мы встречаемся с представителем одной из двух фамилий, несущих от поколения к поколению наследственные черты своих предков. Чтобы представить себе эти качества нагляднее, Золя рисует разветвленное родословное древо семьи. Начало рода идет от единственной дочери плассанского огородника Аделаиды Фук, вышедшей после смерти родителей замуж за своего батрака Ругона и родившей от него сына Пьера. После смерти мужа она сходится с бродягой и браконьером Макаром
Все персонажи включены в исторический контекст Франции эпохи Второй империи (1851 — 1870). Первоначально, по мысли Золя, его фреска должна была иллюстрировать действие закона наследственности: одна ветвь семьи, Ругоны, «здоровая», ее представители возвышаются, Расчетливость, хватка жизненная, умение приспосабливаться к условиям, брать то, что плохо лежит. Финансисты, политики: двигаются вверх по социальной лестнице. Романы: “Деньги”.;
другая, Маккары, «больная», ее представители деградируют, Наследуют по его линии алкоголизм, страсть к бродяжничеству, вспышки агрессии. Представители этой ветви опускаются все ниже. Романы: “Жерминаль”, “Человек-зверь”.. Однако по мере реализации замысла Золя отходил от этой узкой задачи, поднимая глубокую психологическую и общественно-политическую проблематику.
Обе ветви семьи тянутся вверх, хотя не всем сопутствует успех. Здоровая наследственность Ругонов, как и их врожденный практицизм, помогают им добиваться процветания, тогда как Маккаров часто подкарауливает нищета. Причины тому Золя находит не в одной физиологии.
Источник: studfile.net
Натурализм в творчестве Эмиля Золя
Родоначальницей натурализма в литературе следует считать Францию. Принципы этого метода хорошо прослеживаются в романах братьев Гонкур, увидевших свет еще в 1860-е годы. Однако термин «натурализм» для обозначения собственного творчества первым использовал выдающийся французский писатель Эмиль Золя (1840 – 1902). Свои идеи и взгляды на литературу он изложил в теоретических работах «Экспериментальный роман» (1880), «Натурализм в театре» (1881) и «Романисты-натуралисты» (1881).
Постепенно вокруг Золя сформировалась группа близких по духу писателей, в которую входили Альфонс Доде, Поль Алексис, Мопассан, Гюисманс.
Золя считал, что творчество реалистов не может в полной мере отвечать требованиям современного искусства. Поэтому им на смену приходят натуралисты, опирающиеся в своих произведениях на постулаты точных и естественных наук, которые успешно развивались во второй половине XIX века. Впрочем, следует признать, что огромное творческое наследие Эмиля Золя невозможно втиснуть в узкие рамки и схемы одной литературной школы.
Золя очень старательно изучал физиологию, биологию, медицину, живо интересовался последними достижениями науки в различных областях. Он вполне серьезно считал, что законы развития природы и животного царства как под копирку могут быть применены и в человеческом социуме, судьбе индивида. Мечтая создать литературу с зеркальным отражением действительности, писатель упорно пытался сблизить ее с наукой, вписать в творческий процесс методы анализа и синтеза.
Золя много раз подчеркивал, что писатель должен быть подобен ученому: объективно изучать и отображать факты, а не руководствоваться симпатиями, антипатиями, политическими взглядами и эмоциями. Если такую установку понимать буквально, то можно обвинить Золя в том, что он вообще отрицал роль духовного начала в литературе. Но это, пожалуй, будет преувеличением. Как великий художник, Эмиль Золя корректировал свои взгляды в течение жизни.
Самый приземленный натурализм был характерен для его ранних романов – «Тереза Ракен» и «Мадлен Фера». Здесь низведение человека до степени животного прорисовано отчетливо. То же самое можно сказать и о романе «Земля», созданном позже. Там есть описание родов женщины и отела коровы. Принципиальной разницы в этих физиологических процессах писатель не обнаружил.
Наоборот, отметил их общность. Безусловно, в такой грубой, упрощенной трактовке бытия человека, Золя стоял на шаг дальше от своих великих предтеч – Бальзака и Стендаля.
Но все же в большинстве зрелых, а, следовательно, лучших произведениях Золя сложно найти столь прямолинейную физиологию в изображении человека. Хотя влияние биологического фактора никуда не делось. Даже вышло на первый план в знаменитой серии из двадцати романов «Ругон-Маккары».
Как истый натуралист Золя уделял огромное внимание описанию предметов, деталей обстановки, быта, профессиональных нюансов. С поразительной точностью он описывает шахту в романе «Жерминаль», железную дорогу в произведении «Человек-зверь», универсам в «Дамском счастье», шумный парижский рынок в «Чреве Парижа». К сожалению, культ фактов и документов порой заслоняет самого человека, а иногда и вытесняет его из романа.
Впрочем, изображая человека как биологический индивид, Золя сумел развернуть перед читателем широкое полотно нравов своего времени, показал многие социальные противоречия общества. Само стремление натуралистов запечатлеть дно жизни, его отвратительные стороны, было достаточно демократичным. Большой заслугой писателя следует признать яркую картину контрастов, которыми была наделена Франция конца XIX века.
Источник: goldlit.ru
Теория натурализма и ее воплощение в романах Золя
Родоначальницей натурализма в литературе следует считать Францию. Принципы этого метода хорошо прослеживаются в романах братьев Гонкур, увидевших свет еще в 1860-е годы. Однако термин «натурализм» для обозначения собственного творчества первым использовал выдающийся французский писатель Эмиль Золя (1840 – 1902). Свои идеи и взгляды на литературу он изложил в теоретических работах «Экспериментальный роман» (1880), «Натурализм в театре» (1881) и «Романисты-натуралисты» (1881).
Постепенно вокруг Золя сформировалась группа близких по духу писателей, в которую входили Альфонс Доде, Поль Алексис, Мопассан, Гюисманс.
Золя считал, что творчество реалистов не может в полной мере отвечать требованиям современного искусства. Поэтому им на смену приходят натуралисты, опирающиеся в своих произведениях на постулаты точных и естественных наук, которые успешно развивались во второй половине XIX века. Впрочем, следует признать, что огромное творческое наследие Эмиля Золя невозможно втиснуть в узкие рамки и схемы одной литературной школы.
Золя очень старательно изучал физиологию, биологию, медицину, живо интересовался последними достижениями науки в различных областях. Он вполне серьезно считал, что законы развития природы и животного царства как под копирку могут быть применены и в человеческом социуме, судьбе индивида. Мечтая создать литературу с зеркальным отражением действительности, писатель упорно пытался сблизить ее с наукой, вписать в творческий процесс методы анализа и синтеза.
Золя много раз подчеркивал, что писатель должен быть подобен ученому: объективно изучать и отображать факты, а не руководствоваться симпатиями, антипатиями, политическими взглядами и эмоциями. Если такую установку понимать буквально, то можно обвинить Золя в том, что он вообще отрицал роль духовного начала в литературе. Но это, пожалуй, будет преувеличением. Как великий художник, Эмиль Золя корректировал свои взгляды в течение жизни.
Самый приземленный натурализм был характерен для его ранних романов – «Тереза Ракен» и «Мадлен Фера». Здесь низведение человека до степени животного прорисовано отчетливо. То же самое можно сказать и о романе «Земля», созданном позже. Там есть описание родов женщины и отела коровы. Принципиальной разницы в этих физиологических процессах писатель не обнаружил.
Наоборот, отметил их общность. Безусловно, в такой грубой, упрощенной трактовке бытия человека, Золя стоял на шаг дальше от своих великих предтеч – Бальзака и Стендаля.
Но все же в большинстве зрелых, а, следовательно, лучших произведениях Золя сложно найти столь прямолинейную физиологию в изображении человека. Хотя влияние биологического фактора никуда не делось. Даже вышло на первый план в знаменитой серии из двадцати романов «Ругон-Маккары».
Как истый натуралист Золя уделял огромное внимание описанию предметов, деталей обстановки, быта, профессиональных нюансов. С поразительной точностью он описывает шахту в романе «Жерминаль», железную дорогу в произведении «Человек-зверь», универсам в «Дамском счастье», шумный парижский рынок в «Чреве Парижа». К сожалению, культ фактов и документов порой заслоняет самого человека, а иногда и вытесняет его из романа.
Впрочем, изображая человека как биологический индивид, Золя сумел развернуть перед читателем широкое полотно нравов своего времени, показал многие социальные противоречия общества. Само стремление натуралистов запечатлеть дно жизни, его отвратительные стороны, было достаточно демократичным. Большой заслугой писателя следует признать яркую картину контрастов, которыми была наделена Франция конца XIX века.
Герой романа «Жерминаль» (1885) — Этьен Лантье. Этот роман продолжает тему бедственного положения народа, дополняя и развивая картину, нарисованную в «Западне». Этьен — руководитель восстания рабочих на шахте Money. Наследственные качества Этьена — его одержимость идеей справедливости и страх перед алкоголем.
Выпив даже глоток, он снособен на любой необузданный поступок, вплоть до убийства. Но в центре внимания Золя — не столько судьба Этьена, сколько описание тяжелого труда шахтеров и стремление дать социальный прогноз. В 1880-е гг. начинается новый подъем рабочего движения, на многих шахтах Франции происходят забастовки. Согласно своему методу, Золя подробно изучил все обстоятельства шахтерских выступлений, условия труда и оплаты шахтеров, их быт. Основной конфликт романа — борьба шахтеров и акционерной компании; его события отнесены к эпохе Второй империи.
Понимая, что при существующем порядке вещей стихийные восстания неизбежны, и даже признавая за ними роль своего рода ферментов в социальном развитии, Золя вместе с тем не видел в насильственных действиях необходимого условия для развития общества; он опасался, что понятный и оправданный шахтерский бунт может быть использован политическими карьеристами. Писатель считал, что совершенствование общества должно идти эволюционным путем, должно основываться на научном знании. Будущее справедливое общество он видел как «республику ученых».
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru