В отечественном литературоведении происходит сущая путаница с понятиями «направление» и «течение». Что можно сказать о Владимире Маяковском с абсолютной уверенностью — он был поэтом-авангардистом, одним из ярчайших представителей поэтического и художественного авангарда (поэт был еще и интересным живописцем, автором знаменитых плакатов для «Окон РОСТА»). Если авангардизм считать художественным направлением, то Маяковский принадлежал к такому течению, как русский футуризм — в его кубофутуристической разновидности.
Впрочем, само название «кубофутуристы», или просто «футуристы», Маяковский и его товарищи по группе (Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц и другие) приняли только в конце 1913 года, во многом из-за того, что их называли так по аналогии с итальянскими футуристами. Сами же члены группы, желая избежать такого сопоставления, предпочитали называть себя «будетлянами». Это слово, придуманное Велимиром Хлебниковым, было калькой со слова «футуристы» и обозначало буквально «обитатели будущего». Также футуристы именовались группой «Гилея», от греческого «лесная», — так древние греки называли область обитания легендарных скифов. А футуристы ощущали себя именно «скифами», грозящими современной буржуазной цивилизации.
Литература 11 класс (Урок№26 — Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. «Во весь голос».)
Ради отличия от итальянских футуристов, а также от других отечественных футуристических групп (прежде всего эгофутуристов) и была придумана приставка «кубо» — знак солидарности с европейскими художниками-кубистами, прежде всего Жоржем Браком и Пабло Пикассо.
Впрочем, футуризм просуществовал лишь до революции, после которой распался на множество мелких авангардных групп, растащивших его открытия и начинания (комфуты, фуисты, формлибристы, экспрессионисты, ничевоки и другие). Сам же Маяковский основал в конце 1922 года еще одну вполне авангардистскую литературную группу — «Леф» («Левый фронт»), а также одноименный журнал.
Но к концу 1920-х годов авангардизм, прежде всего из-за мощного давления властей, постепенно был вытеснен с художественного поля СССР, а сам «Леф» оказался нежизнеспособным объединением. Он пережил несколько кризисов, роспуск и реорганизацию в 1929 году под новым именем — «Реф» («Революционный фронт»), а спустя год Маяковский принял во многом роковое и для «Рефа», и лично для себя решение: и написал в 1930 году заявление о вступление в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Поэт высказал пожелание: «Считаю, что все активные рефовцы должны сделать такой же вывод, продиктованный всей нашей предыдущей работой». Товарищи поэта не одобрили и не поддержали его решение, а в самом РАППе Маяковский так и не обрел новых единомышленников, что стало одной из причин трагического финала его жизни.
В отечественном литературоведении происходит сущая путаница с понятиями «направление» и «течение». Что можно сказать о Владимире Маяковском с абсолютной уверенностью — он был поэтом-авангардистом, одним из ярчайших представителей поэтического и художественного авангарда (поэт был еще и интересным живописцем, автором знаменитых плакатов для «Окон РОСТА»). Если авангардизм считать художественным направлением, то Маяковский принадлежал к такому течению, как русский футуризм — в его кубофутуристической разновидности.
Краткая история Владимира Маяковского
Впрочем, само название «кубофутуристы», или просто «футуристы», Маяковский и его товарищи по группе (Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц и другие) приняли только в конце 1913 года, во многом из-за того, что их называли так по аналогии с итальянскими футуристами. Сами же члены группы, желая избежать такого сопоставления, предпочитали называть себя «будетлянами». Это слово, придуманное Велимиром Хлебниковым, было калькой со слова «футуристы» и обозначало буквально «обитатели будущего». Также футуристы именовались группой «Гилея», от греческого «лесная», — так древние греки называли область обитания легендарных скифов. А футуристы ощущали себя именно «скифами», грозящими современной буржуазной цивилизации.
Ради отличия от итальянских футуристов, а также от других отечественных футуристических групп (прежде всего эгофутуристов) и была придумана приставка «кубо» — знак солидарности с европейскими художниками-кубистами, прежде всего Жоржем Браком и Пабло Пикассо.
Впрочем, футуризм просуществовал лишь до революции, после которой распался на множество мелких авангардных групп, растащивших его открытия и начинания (комфуты, фуисты, формлибристы, экспрессионисты, ничевоки и другие). Сам же Маяковский основал в конце 1922 года еще одну вполне авангардистскую литературную группу — «Леф» («Левый фронт»), а также одноименный журнал.
Но к концу 1920-х годов авангардизм, прежде всего из-за мощного давления властей, постепенно был вытеснен с художественного поля СССР, а сам «Леф» оказался нежизнеспособным объединением. Он пережил несколько кризисов, роспуск и реорганизацию в 1929 году под новым именем — «Реф» («Революционный фронт»), а спустя год Маяковский принял во многом роковое и для «Рефа», и лично для себя решение: и написал в 1930 году заявление о вступление в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Поэт высказал пожелание: «Считаю, что все активные рефовцы должны сделать такой же вывод, продиктованный всей нашей предыдущей работой». Товарищи поэта не одобрили и не поддержали его решение, а в самом РАППе Маяковский так и не обрел новых единомышленников, что стало одной из причин трагического финала его жизни.
Источник: www.culture.ru
9. Программа группы леф и эстетическая программа в. Маяковского. Маяковский-критик.
В начале 1923 Маяковский подает в агитотдел ЦК РКП(б) докладную записку с просьбой разрешить выпускать журнал. В ней подробно излагаются цели задуманного издания: «а) способствовать нахождению коммунистического пути для всех родов искусства; б) пересмотреть идеологию и практику так называемого левого искусства, отбросив от него индивидуальное кривляние и развивая его ценные коммунистические стороны… е) бороться всяческим образом с соглашателями в области искусства, подменяющими коммунистическую идеологию в области искусства старыми, затрепанными фразами об абсолютных ценностях и вечных красотах». План журнала Левого фронта искусств – «Лефа» – был принят Госиздатом.
Журнал «ЛЕФ» впервые вышел в 1923 г. В первом номере был напечатан цикл манифестов, в названиях которых обыгрывалось созвучие «ЛЕФ» и «Лев»: «За что борется ЛЕФ?» «В кого вгрызается ЛЕФ?» «Кого предостерегает ЛЕФ?» Постепенно ЛЕФ выдвинул из своей среды плеяду ярких литературных критиков, среди которых наиболее видное место в литературном процессе 1920-х годов заняли Н.Ф.Чужак, С.М.Третьяков, О.М.Брик, П.В.Незнамов, В.О.Перцов, В.Б.Шкловский.
Лефовцы стремились сломать устойчивые формы и в творческом процессе, и в процессе восприятия художественных произведений. Они считали, что классическое («старое») искусство требовало пассивного восприятия. В основе такого восприятия лежал принцип «обезволения». Новое искусство, по мнению лефовцев, должно быть связано с принципом «преодоления».
Иными словами, лефовцы побуждали и писателя, и читателя к пониманию искусства как активного и направленного действия. Задачи литературной критики осознавались лефовцами как сугубо прагматические.
Основная проблематика лефовских литературно-критических работ связана с феноменом формы литературного произведения, с изучением взаимодействия газетного и художественного текста, с представлением о литературном процессе как серии необходимых реформ.
Гипертрофируя роль художественного приема, лефовцы стремились заглянуть «внутрь» художественного текста, докопаться до ответа на вопрос: как это сделано. Насущной задачей лефовцы считали создание «литературы факта» в противовес «литературе вымысла, именуемой беллетристикой». Прямолинейная позиция, свойственная лефовцам, приводила к построению множества литературных теорий, в жесткий каркас которых авторы статей с трудом умещали таких разных в художественном отношении писателей, как М.Горький, А.Фадеев, Ф. Гладков, Л. Леонов. Однако в отличие от многих своих современников, лефовцы работали исключительно на литературном поле, давая писателям-современникам резкие оценки, связанные только с художественными, но никак не с идеологическими просчетами.
Видным теоретиком и литературным критиком ЛЕФа являлся Виктор Борисович Шкловский. В своих ранних работах «Воскрешение слова» (1914) и «Искусство как прием» (1919) Шкловский доказывал необходимость рассматривать литературный процесс исключительно с точки зрения смены литературных форм.
Труды Шкловского явились своеобразным возвращением к идеям теоретической поэтики, к общей теории искусства. Литературно-критические работы Шкловского были посвящены писателям-современникам: А.Ахматовой, Е.Замятину, А.Толстому, Андрею Белому, Вс. Иванову, К.Федину, Л.Леонову, И.Бабелю, М.Зощенко, Ю.Тынянову.
Рецензируя прочитанное, Шкловский стремился выявить специфику художественного приема, обеспечивающего творческие открытия писателя. Прием в искусстве Шкловский понимал расширительно, считая, что даже человеческая судьба стала художественным приемом.
Телеграфный стиль, использованный в его теоретических и литературно-критических работах, подчеркивал черты самобытной творческой индивидуальности Шкловского, который нередко становился объектом литературных пародий. Увлечение формой художественного произведения привело крупнейших литературных критиков и литературоведов послереволюционной эпохи в русло формальной школы и ОПОЯЗа (Общество изучения поэтического языка). По существу ЛЕФ стал предтечей серьезной академической школы, а В. Шкловский одним из ее теоретиков. ЛЕФ вообще оказался творчески интересным для широких кругов интеллигенции. К ЛЕФу тяготели конструктивисты, «киноки», театральные деятели (например, В.Мейерхольд) — те люди искусства, которые стремились выявить внутреннюю суть художественного произведения через сумму приемов.
Одной из тенденций в литературно-критической работе 1920-х годов стало стремление разъять произведение искусства, увидеть в нем некий механизм, поддающийся вполне рациональному осмыслению. Интерес к тому, как сделан художественный текст, на какие детали он может быть развинчен, что необходимо подправить в уже известном произведении, чтобы оно удовлетворяло запросам нового читателя — все это было характерно для самых разных течений литературной критики.
Литературно-критические суждения были преисполнены авторского самодовольства. Практически каждый литературный критик развивался прежде всего как оппонент, а его мнение складывалось в пылу бесконечных дискуссий и полемических боев. Непримиримость к чужому мнению была возведена в абсолют. Литературный вкус, чувство меры в интерпретации художественного текста переставали быть приоритетом в разборе художественного текста. Названные черты литературной критики были характерны и для пролеткультовцев, и для враждующих с ними футуристов.
Наиболее серьезная полемика между пролеткультовцами и футуристами пришлась на рубеж 1918—1919 гг. Конечно, серьезных творческих вопросов этот спор не задевал: речь шла о том, кто в большей степени — футуристы или пролеткультовцы — выражает пафос пролетарского искусства. В литературно-критических работах футуристы доказывали, что классическое искусство искажало действительность, поскольку стремилось воспроизводить ее во всех подробностях. Целью искусства, как считали критики-футуристы Н.Пунин, О.Брик, Н.Альтман, Б.Кушнер, является «делание» «новых невиданных вещей». При этом футуристы постоянно подчеркивали свою причастность к пролетарской идеологии, хотя, как известно, пролетариат с трудом воспринимал лозунговый язык футуристов.
В. Маяковскогий преодолел к началу 1920-х гг. «экстремальный» футуризм и стал футуристом-лефовцем с ярко выраженной социальной направленностью творчества. Леф, по мнению его создателей, – новый этап в развитии футуризма. («Леф – есть объединение работников левого фронта, ведущих свою линию от старых футуристов», Маяковский; «Мы, „Лефы“ ведем свое начало от „Пощечины общественному вкусу“», Третьяков; «Мы – футуристы», Брик).
В лефовские же времена выясняется, что дело было в том, что «шаблоном», «болотом» являлась дореволюционная действительность, которую и надо было всячески «нарушать». Теперь, после Октября – «практическая действительность» стала «вечно текущей, изменяющейся». Таким образом, полагали теоретики Лефа, была уничтожена вековая грань между искусством и действительностью. Теперь стало возможным принципиально новое искусство – «искусство-жизнестроение».
Когда в августе 1928 порывает с Лефом и «Новым Лефом» Маяковский, вместе с ним покидают журнал Асеев, Брик, Кирсанов, Родченко, Жемчужный. «…мелкие литературные группировки изжили себя…», – так объяснил свой поступок сам В.Маяковский.Несколько месяцев журнал еще выходит под редакцией Третьякова, но хиреет и «умирает» – уже навсегда.
Источник: studfile.net
Жизнь и творчество Маяковского
Краткая биография Владимира Маяковского. Особенности поэзии и художественное своеобразие творчества Маяковского.
Нестерова И.А. Жизнь и творчество Маяковского // Энциклопедия Нестеровых
Биография В. Маяковского кратко
Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году в семье лесничего. Семья жила небогато. Помимо Владимира Маяковского было еще двое детей – девочки. Отец поэта погиб от заражения крови. Он случайно проколол иголкой палец.
Смерть отца породила у Владимира Маяковского сразу несколько фобий: боязнь игл, гвоздей и боязнь микробов. В детстве Маяковский увлекался живописью и хотел стать художником. После смерти отца семья переехала в Москву. Поэт учился в гимназии, но был отчислен за неуплату.
В Москве Маяковский был предоставлен сам себе. Мать много работала, чтобы прокормить семью. После отчисления из гимназии В.В. Маяковский познакомился с революционно настроенной молодежью. В 1907 году он вступил в партию большевиков.
Будущий поэт стал активным членом партии и продвигал радикальные идеи в массы. За свою деятельность неоднократно попадал в тюрьму, где проявлял свой буйный характер.
Детское увлечение рисованием привело Маяковского в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В феврале 1914 года поэт был исключен из учебного заведения за публичные выступления и пропаганду революционных настроений. Обучение в художественном училище сопровождалось увлечением футуризмом и созданием стихов. Маяковский пишет свою знаменитую поэму «Облако в штанах» в 1915 году, а потом создает стихотворение, которое приурочено к участию России в Первой Мировой Войне «Война объявлена».
Владимир Маяковский был глубоко убежденным сторонником революции. В 1915-17 гг. поэт проходил военную службу в Учебной автомобильной школе. 31 января 1917 года он получает серебряную медаль «За усердие» из рук генерала Секретева. Преданность идеям революции побудила поэта принять участи в аресте своего уже бывшего командира генерала Секретева.
Афиша к фильму автор В.В. Маяковский
Владимир Маяковский был талантливым драматургом. По его сценариям в 1918 году сняли три фильма. Позже им было создано еще девять сценариев.
В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств». Поэт принимал активное участие в издании журнала ЛЕФ.
Обложка журнала ЛЕФ
Владимир Маяковский активно сотрудничал с новой властью. Он создавал рекламу для советских магазинов и предприятий. В 1924 году он публично зачитал свою поэму «Владимир Ильич Ленин». Сам Иосиф Сталин аплодировал ему.
Владимир Маяковский был сторонником мировой революции. Он принял участие в антирелигиозной кампании молодого советского государства.
Поэт участвовал в создании пропагандистских плакатов и первой советской рекламы.
Плакат с текстом В.В. Маяковского
У Владимира Маяковского была бурная личная жизнь. Важное место в ней занимало семейство Брик. Лиля Брик была его музой долгие годы. Они даже жили втроем, что для ранней советской России считалось нормой. Помимо длительных отношений с Лилей Брик у Маяковского было множество романов, преимущественно с замужними женщинами.
Маяковский имел возможность ездить заграницу, где заводил романы.
Вплоть до конца 20-х годов поэт был обласкан властью и критиками, но в последние годы жизни завистники стали утверждать, что поэт исписался. Однако его стихи и поэмы по-прежнему были остры, своевременны и непримиримы. В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня».
В 1930 году отношения поэта с семейством Брик ухудшились, творческий кризис вкупе с тем, что его творчество стали критиковать и не пускали заграницу, привело к серьезному расстройству психики. Поэт все чаще говорил о суициде. Он уже предпринимал попытки покончить с собой в 20-х годах.
Поэт покончил собой 14 апреля 1930 года в своей рабочей комнате в Лубянском проезде в Москве. Причиной послужило трагическое стечение обстоятельств:
- отсутствие партийных работников и коллег-поэтов на выставке, посвященной 20-ти годам творческой деятельности поэта,
- отъезд семейства Брик заграницу,
- проблемы во взаимоотношениях с тогдашней возлюбленной поэта Вероникой Полонской.
Похоронен Владимир Маяковский на Новодевичьем кладбище.
После смерти Владимира Маяковского несколько лет его творчество находилось в забвении. Лиля Брик написала письмо Иосифу Сталину, в котором говорила о том, что к наследию Маяковского относятся недостаточно внимательно, исключены из школьных программ его поэмы «Хорошо» и «Владимир Ильич Ленин». Она напомнила о роли поэта во время и после Октябрьской Революции. Сталин изучил дело Маяковского и наложил резолюцию, в которой он написал: «Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление… и сделайте, пожалуйста, все упущенное нами. Если моя помощь понадобится – я готов».
В 1938 году в Москве был открыт Государственный музей В.В. Маяковского. Память о поэте жива. Его творчество актуально для любой эпохи, так как содержит жесткую сатиру над бюрократической машиной, ленью чиновников и человеческой жадностью и глупостью.
Художественное своеобразие поэзии В.В. Маяковского
Владимир Маяковский. Автограф в Чукоккале
Владимир Маяковский – самый знаковый поэт-футурист, представитель направления кубофутуризм. Его творчество актуально как для советской эпохи, так и для современности.
В творчестве В.В. Маяковского преобладала сатира. Её остроту поэт подчеркивал выразительными средствами. Его стихи наполнены метафорами, гиперболами и сравнениями.
Творчество Владимира Маяковского условно можно разделить на несколько периодов в зависимости от тематики. В своих стихах поэт создает уникальный ритм, слог и стиль. Он формируется у Маяковского с раннего этапа творчества, совершенствуясь в процессе создания культовых произведений: от «Облака в штанах» до «Владимир Ильич Ленин».
Художественный мир поэта наполнен человеческими страданиями, трагедиями и конфликтами. Поэт подчеркивает важность борьбы, революции и перемен, но при этом понимает, что перемены не могут проходить безболезненно. Дело в том, что капиталистическое начало отравляет жизнь каждого человека: деньги, жажда наживы, желание подзаработать на чужом горе. Об этом написано в его поэме «Война и мир» написанной в 1915-1916 годах.
Врачи
одного
вынули из гроба,
чтоб понять людей небывалую убыль:
в прогрызанной душе
золотолапым микробом
вился рубль.
В творчестве В.В. Маяковского важное место занимает тема несчастной любви. Его разочарования и трагедии отражены в лирике. Все это нашло отражение в стихотворении «Лиличка». Однако, несмотря на все несчастья, любой человек создан для успеха, счастья и надежды.
Тема борьбы занимает важное место в творчестве Владимира Маяковского. В ряде его выступлений мы встречаемся с темой борьбы, протеста, с призывом к тому, чтобы вступить в борьбу с тем миром, который обрекает человека на трагедию, на несчастье, на гибель.
Лексика лирики В.В. Маяковского грубая и резкая. Посредством лексики поэт стремился воздействовать на читателей и слушателей. Для этого он придумывал слова и выражения. Широко известны его авторские неологизмы например: «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем».
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
(«Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)
Интонационная структура стиха Владимира Маяковского часто строится на восклицаниях, эмоциях. Они выпадают из общего синтаксического построения фразы.
Банан, ананасы! Радостей груда!
Вино в запечатанной посуде.
Но вот неизвестно зачем и откуда
на Перу наперли судьи!
Владимир Маяковский любил придумывать новые слова, чтобы заставить читателя запомнить его стихи. Эмоциональность вкупе с авторской лексикой делала стихи поэта сильными, глубокими и человечными.
Источник: odiplom.ru