Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой служит одним из основных вспомогательных моментов, с помощью которых значительно упрощается организационный процесс, повышается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего урока.
Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его умелое использование требует знания основ музыкальной грамоты.
Содержание музыки передается совокупностью средств музыкальной выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, динамические оттенки, ритм, размер, структура музыкального произведения.
Мелодия является важнейшей основой музыкального сопровождения. В ней воплощаются различные образы и состояния. Разнообразие мелодии передается направлением мелодических рисунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. При выполнении упражнений непременно учитывается направление мелодии.
10 Запрещенных и Забытых Элементов Спортивной Гимнастики
Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: движением рук — поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела, например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки, руки вверх, на нисходящую мелодию — принять упор присев. На волнообразный мелодический рисунок следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и опуская руки, голову, туловище или все тело.
Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.
Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое — при выполнении резких, коротких движений. Правильно подобранная мелодия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями способствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.
Темп — это скорость исполнения музыкального произведения^ Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для движений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки
и др. Умеренный темп используется для сопровождения большинства общеразвивающих, вольных, акробатических, прикладных упражнений.
«Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, постепенное усиление или ослабление силы звука, динамические акценты.
Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений.
Токио-2020 | Спортивная гимнастика, вольные упражнения. Ангелина Мельникова выигрывает бронзу!
Ритм — это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нотными знаками. За единицу измерения принята целая нота — о. Она длится четыре счета. Звук вдвое короче обозначается половинной нотой — J и длится два счета и т.д. (рис. 260).
Ритмический рисунок — это организованное сочетание длительностей звуков. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами и др.). Например, хлопками можно передать следующий ритмический рисунок: музыкальный размер (рис. 261).
![]() |
Количество хлопков должно соответствовать числу нотных знаков, а длительность каждого хлопка — длительности данного нотного знака.
Музыкальный размер — это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Метром принято называть чередование сильных и слабых долей через равные промежутки времени (через одну или две слабые доли) (рис. 262).
Метр организует звуки во времени. Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, стоящая в числителе дроби, указывает на количество долей в каждом метре
(такте). Знаменатель дроби обозначает длительность этих долей, т.е. ритм. Для занятий гимнастикой наиболее удобны музыкальные размеры , , . При выполнении общеразвивающих упражнений подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах — по сильным и слабым.
Например, — две доли (сильная и слабая), — три доли (сильная и две слабых), — четыре доли (первая и третья — сильные, вторая и четвертая — слабые). Полька, галоп и т. п. относятся к музыкальному размеру , вальс, мазурка — , марши — . Размеры и называются сложными, так как в них кроме метрического акцента есть еще одна сильная доля. Примеры показаны на рисунке 263.
С целью закрепления восприятия музыкального размера выделяют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. Это делается посредством хлопков, притопов, акцентированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой. Так, при музыкальном размере (марш) можно выполнить хлопки под 1 и 3 счета, то же под 2 и 4 счета, то же в ходьбе на месте и в движении. Вместо хлопков можно сделать удары ногой (притоп) или под 1 счет — хлопок, под 3 счета — удар ногой и другие сочетания движений. Упражнение можно усложнить различными движениями головой, руками, ногами и туловищем.
Хорошим упражнением является тактирование (дирижирование) на I, I, .
Тактирование на . И. п. — стойка руки вверх; 1 — руки с акцентом вниз; 2 — руки вверх.
Тактирование на . И. п. — стойка руки вверх; 7 — руки с акцентом вниз; 2 — руки в стороны; 3 — руки вверх.
Тактирование на . И. п. — стойка руки вверх; 1 — руки с акцентом вниз; 2 — руки скрестно перед грудью; 3 — руки с небольшим акцентом в стороны; 4 — руки вверх.
При тактировании руки выполняют свободные движения по неполной амплитуде. Тактировать можно при выполнении различных видов ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений, танцевальных шагов, элементов хореографии и др.
Структура музыкального произведения представляет собой единое целое и в то же самое время подразделяется на связанные между собой части: период, предложения, фразы и такты. Период — это наиболее крупная часть музыкального произведения, имеющая устойчивую концовку. С окончанием периода в движении делается остановка, а в массовых выступлениях производится перестроение. Период чаще всего состоит из двух предложений, первое из них является незавершенным, второе — завершенным. Иногда остановка движения производится с окончанием первого незавершенного предложения. В этом случае преподаватель подает предварительную команду «Группа» за одну музыкальную фразу до
[ конца предложения и аккомпаниатор из незавершенного предложения делает завершенное.
Музыкальные предложения делятся на фразы, а фразы — на такты. Чаще всего фраза состоит из четырех тактов. Музыкальные фразы из пяти или шести тактов неудобны для сопровождения упражнений, так как завершение движения не совпадает с окончанием музыкальной фразы. Применять их не рекомендуется. Движения, как правило, составляются на 4 счета и повторяются 2, 4,
> 8 и т.д. раз.
Для учителя физической культуры важно правильно подавать команды соответственно построению музыкального произведения. Все команды подаются в зависимости от того, как построен му-
[‘ зыкальный период. ЕсЛи период состоит их четырех музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четные фразы, причем лучше не на 2-ю, а на 4-ю (когда музыкальная мысль закончена).
При подборе музыкального произведения учитываются возраст и подготовленность занимающихся. Для учащихся младшего и среднего школьного возраста рекомендуются музыкальные произве-
;’ Дения с простой мелодией и четким ритмом, а для старшего школь-
, Ного возраста — произведения с более богатой мелодией и сложным ритмом.
Наиболее распространенными музыкальными произведения-
Ми на уроках гимнастики являются песни и танцевальные мело-
дии. Они должны быть разнообразны. Длительное применение одних и тех же музыкальных произведений на протяжении многих уроков снижает внимание и интерес к занятиям.
К каждому виду упражнений подбирается соответствующее по характеру музыкальное произведение: для ходьбы — размер (марш, песня), реже , темп умеренный, медленный или быстрый; для бега и прыжков — размер и (галоп, полька, различные песни и проч.), темп быстрый; для танцевальных движений — соответствующие названию танца; для общеразвивающих упражнений силового характера — размер , с широкой, ровной, слитной мелодией, с ярко выраженной динамической структурой; для упражнений с характерным акцентом (рывки, толчки, маховые движения, взмахи) — размер , , , причем фаза основных действий должна совпадать с сильной долей такта.
Музыкальные произведения подбираются педагогом совместно с аккомпаниатором. При подготовке к уроку и в процессе его проведения преподаватель должен:
б) строить группу и выбирать свое место так, чтобы занимаю
щиеся хорошо были видны аккомпаниатору;
в) показывать упражнения в нужном темпе, ритме, характере
движений;
г) подавать команды своевременно, громко и четко.
Музыкальное сопровождение на уроках гимнастики можно осу
ществлять с помощью аудиовизуальной аппаратуры.
Содержание музыкальных произведений может быть самым разнообразным: веселым, лирическим, торжественным, героическим и т.д. Для сопровождения упражнений музыка скорбного, меланхолического, упаднического характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное состояние занимающихся. Не рекомендуется использовать также большие по объему и сложные по содержанию произведения. Наиболее приемлемы для сопровождения движений песни и мелодии танцевального характера.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
В каком виде спортивной гимнастики упражнения выполняются под музыку?
Какие упражнения в женской спортивной гимнастике выполняются под музыку?
#Сложность: 25 000 руб. #Спорт #Кто хочет стать миллионером? #Универ: Прокачай общагу! #Сложность: 200 #Пандарина
Какие упражнения входят в соревнования по спортивной гимнастике?
#Сложность: 5 #Пандарина
Как называется спортивный снаряд, через который совершают опорный прыжок на официальных соревнованиях по спортивной гимнастике?
#Сложность: 100 #Пандарина
Какой вид упражнений в женской спортивной гимнастике выполняется под музыку?
#Сложность: 100 #Пандарина
Источник: umnik.net
РОЛЬ МУЗЫКИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ.
статья по физкультуре на тему
В настоящее время многие родители уделяют огромное внимание разностороннему развитию своих детей. Для этого они уже в раннем возрасте приводят своих детей в спортивные залы для занятий спортом, в музыкальные школы, школы по танцам, в художественной школы.
В своей работе я хочу поговорить о самом огромное влиянии на становление личности — влиянии музыки.
Музыка с древних времен играет важную роль в жизни людей. Поэтому родители часто наряду с занятиями спортом, развивают своих детей и в музыкальном направлении. Конечно, не для каждого вида спорта важна музыка. Но, если говорить о спортивной гимнастике, то переоценить влияние музыки невозможно.
Спортивная гимнастика — вид спорта, в котором женщины соревнуются в опорных прыжках, на разновысоких брусьях, в вольных упражнениях и в упражнениях на бревне. Многие родители приводят своих дочерей в секции по занятиям спортивной гимнастикой, т. к. это завораживающий вид спорта. Красота и женственность, плавность линий — мечта каждой девушки. Занятия спортивной гимнастикой требуют не только огромного желания, но и огромных усилий.
Подробнее хочется обсудить как гимнастки выступают на вольных упражнениях.
этот вид очень тесно связана с музыкой. Музыкальное сопровождение в вольных упражнениях обязательно и имеет большое значение. Музыка помогает определить и сохранить скорость и ритм, в котором следует выполнять упражнения. Музыка всегда создает настроение, вызывает желание сделать упражнения красиво и выразительно. Но умение распределять движения под музыку не всегда легко.
Важно, чтобы характер музыки и характер движений соответствовали друг другу, в этом случае можно назвать упражнение музыкальным.
Вольные упражнения в спортивной гимнастике включает в себя большое количество трудных элементов. Это и прыжковые связки, и повороты, а также акробатические элементы и длинные акробатические связки. На оценку выступления влияет также выразительность и артистичность. Благодаря музыке спортсменки легче переносят большие физические и психологические нагрузки, повышается работоспособность.
Воздействие музыки на движение очень велико. От умения гимнастки слушать музыку и понимать ее зависит то, насколько музыка будет вдохновлять и помогать исполнять упражнения с максимальной амплитудой.
В процессе тренировок необходимо развивать музыкальный слух и чувство ритма. Музыка на учебно-тренировочных занятиях должна быть простой и доступной. Очень хорошо подходит классическая музыка, народные мелодии.
Если говорить о роли музыки в спортивной гимнатике, важно сказать о значении концертмейстера на занятиях по хореографии и на тренировках. Посредством музыкального сопровождения он должен помогать организовывать внимание гимнасток, а также воспитывать у них музыкальный слух и вкус. Концертмейстер должен знать терминологию гимнастических упражнений, азы хореографии и методы преподавания различных движениях.
Очень хорошо, если концертмейстер умеет импровизировать, то есть мгновенно подбирать необходимый музыкальный аккомпанемент для любого упражнения разного характера. Важно индивидуально подходить к каждой гимнастке в выборе музыки
в зависимости от ее музыкальных способностей и желаний.
Концертмейстер должен владеть в совершенстве музыкальной аппаратурой и компьютером, иметь музыкальное чутье и интуицию в подборе музыки для составления произвольных упражнений.
Музыка всегда играла большую роль в спортивной гимнастике, являясь неотъемлемой частью подготовки гимнасток. Невозможно представить как бы выглядели вольные упражнения, ни будь музыкального сопровождения. Любые, даже самые грациозные движения выглядели бы однообразно и скучно. Благодаря музыке гимнастка может выражать свою индивидуальность и надолго остаться в памяти большого количества болельщиков и становится примером для подражания среди юных спортсменок. Гармоничное соединение музыки с движениями помогает тренеру, хореографу и гимнасткам в быстром освоении поставленных задач, в разучивании и закреплении того или иного элемента, развивая музыкальность, выносливость, силу и координацию движений.
Всего этого можно добиться только лишь в тесном сотрудничестве тренера, концертмейстера и гимнастки.
1. Ваганова А.Я. Основы классического танца — Л.: «Искусство» Ленинградское отделение, 1980.
2. Костовицкая В.С. 100 уроков классического танца — Л.: «Искусство» Ленинградское отделение, 1981.
3. Киселева А.Н. Методическая разработка на тему: «Связь
между упражнениями и средствами музыкальной выразитедьности», 2000.
Источник: nsportal.ru