Какой труд считается первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию

Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом.

Я. А. Коменский, учение о материнской школе

Выполнила Бабарико Ж. С.

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 41»

Ярославль, 2018 г.

1. Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом

2. Я. А. Коменский, учение о материнской школе

Список использованной литературы

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития. Педагогика как довольно самостоятельная наука имеет свой объект и предмет изучения.

Публикация «Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом, Учение Я, А, Коменского о материнской школе» размещена в разделах

Ребенок рождается наделенным биологической наследственной программой развития. Он имеет определенное анатомо-физиологическое строение, свойственное человеку, ряд безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов, позволяющих ему жить и удовлет-ворять органические потребности, также потребности в движении, общении, познании. Мозг ребенка, благодаря своему строению, обладает неограниченными возможностями познания мира. Однако наследственная программа, биологические факторы недостаточны для того, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе. По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т. д.

Трудовое воспитание

Воспитание и образование – единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверстников и взрослых, такой жизни и деятельности, которая приносила бы радость, удовлетворение, пользу как ребенку, так и его родителям и обществу. Поиск такой системы образования и воспитания – цель педагогики.

Прогресс в педагогике был бы невозможен, если бы она опиралась только на житейскую мудрость, интуицию, догадку. Логика общественного развития неизбежно должна была привести к формированию педагогической теории

1. Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом

Первый ДС появился в Америке в 1855 г. Он был создан эмигрантами – немцами. К концу 19 в. значительно выросло количество садов, они создавались для детей из бедных слоев населения, где женщины были заняты в промышленном производстве. В Америке не было и до сих пор нет единой государственной системы воспитания детей. Как полагают американские специалисты работа в этом направлении ведется медленно и во многом неудовлетворительно.

Система образования в США децентрализованная, здесь нет единых для всей страны учебных программ или стандартов. Дело в том, что вопросы образования не освещены в Конституции США, а это значит, что они находятся в сфере управления правительства штатов. Дошкольное образование в США не является обязательным. Родители могут отдать детей в возрасте 3-5 лет в любое воспитательное учреждение.

Дошкольное образование в Америке включает 2 ступени: ясли (Nursery school) и детский сад (Preschool) и осуществляется в дошкольных учреждениях. В ясли принимаются дети с 3-4 лет, они проходят обучение основам чтения, счета, рисованию и музыке. Kindergarten – это нулевой класс, в котором малышей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, основам математики, занятиям творчеством.

Вебинар «Развитие трудолюбия у дошкольников как нравственной ценности человечества»

В основной массе дошкольные заведения – частные. Оплата в них обычно составляет 1200-1600 долларов в месяц, хотя все зависит от престижности заведения, качества программ воспитания и обучения, количества воспитателей и пакета предоставляемых услуг, ну и конечно от возраста ребенка и от количества часов, которое он проводит в саду. Есть также программы дотаций, например, Head Start – сады для людей с невысокими доходами. Тогда оплата может быть снижена до 400 долларов в месяц, а может быть и вовсе бесплатной.

Бюджет детского сада, включая и заработную плату персонала, в основном складывается из взносов родителей. По окончании дошкольного образования, в зависимости от штата, родители получают сертификат, в котором оцениваются общие достижения ученика. Это необходимо для зачисления ребенка в начальную школу. Дошкольное образование Америки сильно отличается от штата к штату. В большинстве штатов государственного дошкольного образования просто нет за исключением садика для малоимущих «Head Start» .

Про очереди в детские сады в Америке слышали только в русскоязычных домах по скайпу. Обычно свободно можно выбрать само заведение из многих близлежащих и за месяц- два договориться, чтобы ребенка записали в группу. Не понравилось – можно в любой момент перейти в другой детский сад. Здание может быть отдельно стоящим, но чаще это несколько комнат первого этажа высотного здания или частный дом, который открывает свои двери для малышей на несколько часов в день.

Младенцы находятся отдельно от более взрослых детей. На одного взрослого – 3 ребенка. В возрасте старше 2-х лет это соотношение уже 1 к 8 – максимум к 12. Группы по 8-максимум 12 человек часто разного года рождения в ведомстве у одного воспитателя, а то и двух – причем одновременно. Дети одной группы весь день находятся в одной комнате – в ней они занимаются, играют, кушают и спят.

Для сна предусмотрены мягкие матрасики, на которых ребенок может при желании отдохнуть, полежать или вздремнуть. В американских детских садах нет четко установленного времени для сна, кроваток с постельным бельем, возможности раздеться. Зато, если это необходимо малышу, и он стал клевать носом – ему не только сказку почитают и за ручку подержат, но и рядом полежат. Время сна ребенок определяет сам, воспитатели ему могут в этом только помочь, если видят, что он перевозбужден.

При всей моде американцев на здоровое питание,им и не пахнет, причем и в прямом и в переносном смысле: нет в детском саду знакомого каждому русскому запаха манной каши. Никто не стоит над душой, провоцируя отпустить играть только после того, как тарелка будет пуста.

Читайте также:
Если не закрыв программу выключить компьютер

2. Я. А. Коменский, учение о материнской школе

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., — в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет.

Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) — руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

Хотя он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о греховности человека. Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Коменский подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека».

Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал как универсальность, всеобщность законов развития природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость, он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет.

Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников.

Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом развитии детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности. Предложил опирающиеся на народный опыт и современную медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т. д.

Детям, писал Коменский, должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот, развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п. Овладение этими и другими навыками и умениями должно происходить непременно в форме игры, она — основное средство развития детей.

Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.

Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.

С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.

Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста.

Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и прочее. Различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие.

В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий». Знать основные фигуры — круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема — шаг, локоть, четверть.

Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».

Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.

Многие положения Коменского — о физическом воспитании, о развитии речи и мышления, о воспитании нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики. Выдающийся труд Я. А. Коменского «Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными особенностями.

Читайте также:
Список литературы для 10 класса по программе коровиной

Я. А. Коменский был убежден, что дети являются драгоценнейшим даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, к ним нужно относиться с величайшей заботливостью. Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества: вера и благочестие, добрые нравы, знание языков и наук.

Я восхищена учением о «Материнской школе» Я. А. Коменского, как трепетно он относится к детям в период детства, который длится 6 лет. Я солидарна с ним в убеждении о том, что младшие дети должны воспитываться в материнских школах (в наше время они преобразовались в детские сады, под руководством мудрых матерей, обладающих педагогическими способностями и любящих своих воспитанников. Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества: вера и благочестие, добрые нравы, знание языков и наук.

Изучив учение о «Материнской школе» Я. А. Коменского я поняла, что в ежедневной суете мы,часто того не замечая, не уделяем должного внимания самому дорогому,что у нас есть,что даровал нам сам Бог- нашим любимым детям. Я рада, что открыла для себя этот «Бесценный путеводитель в воспитании и образовании детей».

Список использованной литературы:

1. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.

2. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 2000.

3. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.

4. История педагогики в России (хрестоматия). — М, 2002 г.

5. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. : Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.

6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-метологические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений/ под ред. В. И. Селиверстова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 236 с.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 2010.

Публикации по теме:

Чтение — вот лучшее учение!

Чтение — вот лучшее учение! «Испокон века — книга учит человека» — под таким девизом ребята группы «Колокольчик» посетили детскую городскую библиотеку! Несмотря на.

Дошкольное образование за рубежом — в Великобритании Дошкольное образование за рубежом (Великобритания) Длительное время в Великобритании функционировали заведения общественного досмотра детей.

Как развить и сохранить русский язык ребенку, обучающемуся в русском детском центре за рубежом

Как развить и сохранить русский язык ребенку, обучающемуся в русском детском центре за рубежом Примерно с 2-летнего возраста малыша, русскоговорящие мамы, живущие за рубежом, задумываются — нужно ли ходить на развивающие занятия в.

Классный час «Чтение — лучшее учение» для 5–6 класса Чтение – лучшее учение Час общения в 5-А кл. Составил классный руководитель Сокольникова Л. А. Цели и задачи: воспитывать любовь к книге.

Презентация «Природа — важнейшее средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость,.

Отчет «Краткий анализ работы за летний-оздоровительный период 2018 год в подготовительной к школе группе» Отчет Краткий анализ работы за летний оздоровительный период 2018 год в подготовительной к школе группе № 1 Воспитатели: Жаппасбаева Г. А.

Поэтический час для 1 класса ко Дню матери «С любовью материнской мир прекрасен» Поэтический час «С любовью материнской мир прекрасен» (ко Дню матери) для 1 класса Цели: Формирование чувства уважение и.

Проект «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» ПРОЕКТ «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» «Сначала было слово, а потом действие».

Значение дошкольного воспитания для развития личности дошкольника Значение дошкольного воспитания на развитие личности ребенка. Подготовила: воспитатель высшей категории Клынина Вера Николаевна. МДОУ ЦРР.

Источник: www.maam.ru

Учение Яна Амоса Коменского о материнской школе

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделил большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Коменский принадлежал к религиозной общине Чешских братьев, выступавшей против католической религии и феодального гнета и объединявшей народные массы Чехии.

Он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о греховности человека. Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Коменский подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека».
Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал как универсальность, всеобщность законов развития природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость), он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет.

Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников. Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом раз-витки детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности, предложил опирающиеся на народный опыт.и современную ему медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т. д. Детям, писал Коменский, должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот, развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п. Овладение этими и другими навыками и умениями должно происходить непременно в форме игры, она — основное средство развития детей.
Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.
Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.
С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.
Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста.

Читайте также:
Как удалить программу омега

Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры — круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема — шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».
Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.
Многие положения Коменского — о физическом воспитании, о развитии речи и мышления, о воспитании нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики. Выдающийся труд Я. А. Коменского «Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными осрбенностями.

«Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
«Просвещение», Москва, 1978 г.

Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина Просвещение, Москва, 1978 г.

Добавить в закладки:

Источник: i-gnom.ru

История создания программных документов по дошкольному воспитанию

Корни воспитания и обучения детей берут начало в древнегреческой философии, представителями которой были Демокрит (460-370 гг. до н. э.), Сократ (470-399 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг до н.э.).

В 17 веке педагогика выделилась в самостоятельную науку, в связи с выходом в свет работы Я.А.Коменского «Великая дидактика»(1632), посвященной актуальным педагогическим проблемам того времени. В книге «Материнская школа» чешский педагог детально изложил свои взгляды на семейное воспитание детей.

Существенный вклад в разработку содержания работы с детьми внесли французские материалисты и просветители 18 века Дени Дидро (1713-1784), Клод Гельвеций (1715-1771), Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) и др.

Швейцарский педагог И.Г.Песталоцци (1746-1827) предложил прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания детей.

Значительный интерес вызывают труды итальянского педагога М.Монтессори (1870-1952). Она разработала методику работы с детьми, отличительными признаками которой являлись развитие природных дарований ребенка, предоставление свободы выбора занятий. Высокая активность детей.

Первые детские сады были созданы в Германии в 1837 году, основал которые Фридрих Фребель. В дореволюционной России первый детский сад был создан в 1914 году и насчитывал 150 детей.

До возникновения первых детских учреждений были опубликованы работы о воспитании дошкольников: «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» Я.А.Коменского, «Некоторые мысли о воспитании» Джона Локка, «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей» И.Г.Песталоцци, «Детский сад» Ф.Фребеля. Данные работы послужили основой дошкольной педагогики.

Первым программным документом для воспитателей и родителей стала «Инструкция по ведению очага и детского сада» (1919). В ней подчеркивалась небольшая наполняемость групп – 15-25 детей, подчеркивалось, что все занятия в детском саду должны объединяться идеей индивидуализации, общественности, самостоятельности. Творческого начала, общения с природой.

Позднее педагогами, психологами и методистами по дошкольному воспитанию были разработаны:

«Программа для дошкольных учреждений, включающая программу навыков и организующих моментов»(1932);

«Программа и внутренний распорядок детского сада»(1934);

«Руководство для воспитателя детского сада»(1938, 1945, 1959).

Отрицательную роль в развитии дошкольного общественного воспитания сыграло постановление 1938 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». В соответствии с этим постановлением педология как наука была ликвидирована.

Существенный вклад в разработку содержания обучения в детском саду внесли исследования, проведенные под руководством А.П.Усовой. Были определены особенности содержания образовательной работы с дошкольниками, методы и формы организации учебного процесса. В 1953 году в практику работы детских садов были введены обязательные занятия.

В соответствии с новыми социальными условиями , переходом на обучение с 6 лет в 1984 году вышла «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Р.А.Курбатовой и Н.Н.Подьякова.

Данная программа явилась основой для создания национальных программ. При разработке содержания программы в Беларуси учитывались национальные и культурные особенности республики. Были разработаны программы с русским и белорусским языком обучения.

На процесс создания новых программ существенное влияние оказала «Концепция дошкольного воспитания» (В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Важные идеи концепции – гуманизация дошкольного воспитания, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru