Очень часто в фильмах, снимая балы, показывают откровенную лажу — перепутаны как сами танцы и их эпохи, так и танцевальные движения в них. Разберёмся — кто что и когда танцевал на балах?
Развитие балов и танцев в них
В петровские времена основными движениями в танце были поклоны у мужчин и реверансы у женщин (которые позже легли в основу полонеза ), либо исполняли англез – действо, в котором кавалеры пытались ухаживать за дамами. Балы начинались с медленного, непростого и продолжительного танца – менуэта , а затем, желая весело развлечься, присутствующие на балу исполняли задорный гросфатер .
При Екатерине II бал стал открываться торжественным польским танцем – полонезом , успешно заменившим менуэт .
Пушкин с женой на балу
С наступлением XIX в. балы стали проводиться по определённой схеме и по заранее подготовленному сценарию с точным перечнем исполняемых танцев. Иногда полонез танцевали в самом конце бала, в этом случае бал открывался вальсом , т.к. он был вторым по исполнению танцем. После вальса наставала череда задорных танцев: польки , кадрили , мазурки . Иногда, помимо этих обязательных танцев, могли танцевать «мелкие» танцы – венгерку , краковяк , падекатр , падепатинер , падеспань , гавот . Их место, как правило, было между вальсом и кадрилью или между кадрилью и мазуркой. Часто балы завершал котильон .
Уэнсдей Аддамс | Сцена кровавого выпускного бала | Кровавый дождь после танца Уэнсдей
1. Полонез
Открывал балы в Российской империи в конце XVIII — XIX вв. Танец музыкального размера 3/4 из Польши XV в. Он же стал первым танцем, какому научился Пётр I в Немецкой слободе. Обязательным условием полонеза было участие в нём всех присутствующих на балу. Это было своеобразное шествие по залу, в котором кавалеры выбирали и приглашали дам.
2. Англез
Альтернативное начало бала в Российской империи в конце XVIII — XIX вв. Это — комплекс танцев Европы XVII — XIX вв. (францез, хорнайп, контрданс и др.), происходивших главным образом из Англии. Характерной чертой является расположение пар друг против друга, а не друг за другом. Исполняется то в 2/4, то в 3/8 такта.
3. Менуэт
История танца менуэт. В России он появился в царствование Петра Великого, и исполнялся на балах вплоть до 1830-х гг.
Непросто танцевать менуэт — старинный народный французский грациозный танец, названный вследствие мелких шажков на низких полупальцах, па меню. Такт — 3/4.
4. «Зажигательный» гросфатер
Танец XVII в., который считали в XVIII в. зажигательным. Предусматривал хаотичное передвижение по залу (иногда по коридорам и саду) с выполнением разных движений. Немецкий танец название получил от упоминания «дедушки» в припеве. Обычно гросфатер состоял из 2-х частей — медленной, в музыкальном размере 3/4, и быстрой, в размере 2/4. В Россию гросфатер привёз из-за границы и ввёл при своем дворе Пётр Великий.
5. Вальс
Впервые вальс стал популярен в Вене в 1780-х гг.
Вальсов существует 2 — венский (именно его чаще всего на балах и танцевали). Вот. как в фильме «Маскарад» — вальс с георгиевским кавалером.
Классический вальс намного сложнее, и требует большего профессионализма. Здесь вальс из фильма «Война и мир» 2016 г.
6. Полька
На видео — одна пара, но можно представить себе коллективное исполнение всеми участниками бала. Это — быстрый, живой, энергичный, центральноевропейский танец. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX в. в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала народным танцем.
В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц. Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.
7. Кадриль
Реконструкция русской кадрили. Кадриль делилась на 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю. Между ними были небольшие перерывы, чтобы танцующие могли отдохнуть — танец весьма энергозатратный. Характерной чертой кадрили было выполнение парами разных фигур и переходов.
Кадри́ль (фр. quadrille от исп. cuadrilla — буквально «группа из четырёх человек») — народный и бальный парный танец французского происхождения. Танец является разновидностью контрданса; возник в конце XVIII в. и был весьма популярен до конца XIX в. в Европе и России. Музыкальный размер 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 и 6/8.
Темп — живой.
8. Мазурка
После кадрили наступала кульминация бала, и это было время одного из самых важных на балу танцев – мазурки. Очень сложный в исполнении танец, особенно мужские партии. На мазурку кавалеры приглашали дам заранее, потому к моменту её начала все пары уже были сформированы. А после танца партнёры провожали дам на ужин, ухаживали за ними и проводили его за беседой друг с другом.
Польский народный танец, название которого произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых он впервые появился. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп — быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на 2-ю, а иногда и на 3-ю долю такта. В XVII в. мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев, в XIX в. распространилась как бальный танец в странах Европы.
После ужина этими же парами танцевали завершающий бал танец – котильон.
9. Котильон
Это был весёлый и непринужденный танец, в котором пары могли вдоволь подурачиться и подшутить друг над другом. Во время исполнения танцев между партнерами велись непринуждённые разговоры, однако кавалер должен был быть на чеку: он не должен был случайно наступить на подол платья, допустить падение или столкновение.
После танца он обязан был проводить даму до того места, куда она попросит. Котильон — бальный танец французского происхождения. Первоначально так называлась нижняя юбка. В дальнейшем это название закрепилось за танцем, во время которого были видны нижние юбки. Котильон близок контрдансу, появился из слияния 4-х танцев: в 1820-х гг. в Германии котильоном называлась игра в фанты, с танцами, в конце бала (кадриль, между фигурами которой вставляются мазурка, вальс, полька).
10. Венгерка
Источник: dzen.ru
Дворянские балы
Д.Кардовский.Бал в петербуржском дворянском собрании. 1913 г. Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом.
Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты — владельцы частных танцевальных классов — невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.
Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.
James Tissot Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.
Zichy Mihaly. Бал в честь Александра II в Гельсингфорсе
в сентябре 1863 года в здании вокзала. Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс.
Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием. 
Zichy Mihaly.Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита Nasir al-Din S. Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело».
Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
Brozh Karel (Carl). Бал в Николаевском зале Зимнего дворца. Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II.
Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.
Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой. 
Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».
Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году.
Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Под звуки вальса, художник Владимир Первунинский Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.
Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.
На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин.
Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу.
Улица заполнялась экипажами.
James Jacques Joseph Tissot
James Jacques Joseph Tissot Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним.
В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.
Wilhelm Gause Hofball in Wien Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер.
Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».
Святослав Гуляев.Пушкин на балу Дворянский бал был школой общения для людей.
На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.
В. Первунинский. На балу
Крымские балы, картина Владимира Первунинского
Берта Моризо.На балу
Танец в системе воспитания человека
Воспитание и образование
Источник: www.liveinternet.ru
История балов в России / Танцевальная культура России в XIX веке
Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере.
Иностранные специалисты — владельцы частных танцевальных классов — невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.
Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного «упрощения», ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и «исторические» балы.
Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.
Дворянские балы
Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон.
Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.
Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры.
Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:
«Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой.»

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».
Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик.
В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный.
Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам.
Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.
Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».
Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.
Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом.
В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами.
На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX в. стали танцевать даже в деревне.

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей — певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.
По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:
. съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче.
Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.
Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь.
На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи — великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры — по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики — разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.
На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко.
Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.
Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру — тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.
Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности — просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства.
Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.
Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых — как правило несколько десятков человек.
Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел.
Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова «Анна на шее».
Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.»Балами славилась столица – Санкт — Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
Источник: var-veka.ru