Какой танец не входил в программу придворных баллов

Очень часто в фильмах, снимая балы, показывают откровенную лажу — перепутаны как сами танцы и их эпохи, так и танцевальные движения в них. Разберёмся — кто что и когда танцевал на балах?

Развитие балов и танцев в них

В петровские времена основными движениями в танце были поклоны у мужчин и реверансы у женщин (которые позже легли в основу полонеза ), либо исполняли англез – действо, в котором кавалеры пытались ухаживать за дамами. Балы начинались с медленного, непростого и продолжительного танца – менуэта , а затем, желая весело развлечься, присутствующие на балу исполняли задорный гросфатер .

При Екатерине II бал стал открываться торжественным польским танцем – полонезом , успешно заменившим менуэт .

Пушкин с женой на балу

С наступлением XIX в. балы стали проводиться по определённой схеме и по заранее подготовленному сценарию с точным перечнем исполняемых танцев. Иногда полонез танцевали в самом конце бала, в этом случае бал открывался вальсом , т.к. он был вторым по исполнению танцем. После вальса наставала череда задорных танцев: польки , кадрили , мазурки . Иногда, помимо этих обязательных танцев, могли танцевать «мелкие» танцы – венгерку , краковяк , падекатр , падепатинер , падеспань , гавот . Их место, как правило, было между вальсом и кадрилью или между кадрилью и мазуркой. Часто балы завершал котильон .

Уэнсдей Аддамс | Сцена кровавого выпускного бала | Кровавый дождь после танца Уэнсдей

1. Полонез

Открывал балы в Российской империи в конце XVIII — XIX вв. Танец музыкального размера 3/4 из Польши XV в. Он же стал первым танцем, какому научился Пётр I в Немецкой слободе. Обязательным условием полонеза было участие в нём всех присутствующих на балу. Это было своеобразное шествие по залу, в котором кавалеры выбирали и приглашали дам.

2. Англез

Альтернативное начало бала в Российской империи в конце XVIII — XIX вв. Это — комплекс танцев Европы XVII — XIX вв. (францез, хорнайп, контрданс и др.), происходивших главным образом из Англии. Характерной чертой является расположение пар друг против друга, а не друг за другом. Исполняется то в 2/4, то в 3/8 такта.

3. Менуэт

История танца менуэт. В России он появился в царствование Петра Великого, и исполнялся на балах вплоть до 1830-х гг.

Непросто танцевать менуэт — старинный народный французский грациозный танец, названный вследствие мелких шажков на низких полупальцах, па меню. Такт — 3/4.

4. «Зажигательный» гросфатер

Танец XVII в., который считали в XVIII в. зажигательным. Предусматривал хаотичное передвижение по залу (иногда по коридорам и саду) с выполнением разных движений. Немецкий танец название получил от упоминания «дедушки» в припеве. Обычно гросфатер состоял из 2-х частей — медленной, в музыкальном размере 3/4, и быстрой, в размере 2/4. В Россию гросфатер привёз из-за границы и ввёл при своем дворе Пётр Великий.

5. Вальс

Впервые вальс стал популярен в Вене в 1780-х гг.

Вальсов существует 2 — венский (именно его чаще всего на балах и танцевали). Вот. как в фильме «Маскарад» — вальс с георгиевским кавалером.

Классический вальс намного сложнее, и требует большего профессионализма. Здесь вальс из фильма «Война и мир» 2016 г.

6. Полька

На видео — одна пара, но можно представить себе коллективное исполнение всеми участниками бала. Это — быстрый, живой, энергичный, центральноевропейский танец. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX в. в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала народным танцем.

В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц. Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

7. Кадриль

Реконструкция русской кадрили. Кадриль делилась на 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю. Между ними были небольшие перерывы, чтобы танцующие могли отдохнуть — танец весьма энергозатратный. Характерной чертой кадрили было выполнение парами разных фигур и переходов.

Кадри́ль (фр. quadrille от исп. cuadrilla — буквально «группа из четырёх человек») — народный и бальный парный танец французского происхождения. Танец является разновидностью контрданса; возник в конце XVIII в. и был весьма популярен до конца XIX в. в Европе и России. Музыкальный размер 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 и 6/8.

Темп — живой.

8. Мазурка

После кадрили наступала кульминация бала, и это было время одного из самых важных на балу танцев – мазурки. Очень сложный в исполнении танец, особенно мужские партии. На мазурку кавалеры приглашали дам заранее, потому к моменту её начала все пары уже были сформированы. А после танца партнёры провожали дам на ужин, ухаживали за ними и проводили его за беседой друг с другом.

Польский народный танец, название которого произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых он впервые появился. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп — быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на 2-ю, а иногда и на 3-ю долю такта. В XVII в. мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев, в XIX в. распространилась как бальный танец в странах Европы.

После ужина этими же парами танцевали завершающий бал танец – котильон.

9. Котильон

Это был весёлый и непринужденный танец, в котором пары могли вдоволь подурачиться и подшутить друг над другом. Во время исполнения танцев между партнерами велись непринуждённые разговоры, однако кавалер должен был быть на чеку: он не должен был случайно наступить на подол платья, допустить падение или столкновение.

После танца он обязан был проводить даму до того места, куда она попросит. Котильон — бальный танец французского происхождения. Первоначально так называлась нижняя юбка. В дальнейшем это название закрепилось за танцем, во время которого были видны нижние юбки. Котильон близок контрдансу, появился из слияния 4-х танцев: в 1820-х гг. в Германии котильоном называлась игра в фанты, с танцами, в конце бала (кадриль, между фигурами которой вставляются мазурка, вальс, полька).

Читайте также:
Руководитель отдела продаж компании логика занимающейся реализацией компьютерных программ решение

10. Венгерка

Источник: dzen.ru

Дворянские балы

4594402_Bal1 (700x462, 96Kb) Д.Кардовский.Бал в петербуржском дворянском собрании. 1913 г. Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом.

Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты — владельцы частных танцевальных классов — невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.

Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

4594402_Tissot_Too_Early (700x479, 59Kb) James Tissot Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты. 4594402_KArdovskii1 (700x535, 100Kb) Zichy Mihaly. Бал в честь Александра II в Гельсингфорсе
в сентябре 1863 года в здании вокзала. Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс.

Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием. 4594402_bal2 (700x505, 65Kb)


Zichy Mihaly.Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита Nasir al-Din S. Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело».

Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства. 4594402_bal4 (700x434, 72Kb) Brozh Karel (Carl). Бал в Николаевском зале Зимнего дворца. Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II.

Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.

Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой. 4594402_bal_6 (600x429, 118Kb)

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений.

Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы». 4594402_Bal7 (443x600, 84Kb) Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году.

Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам. 4594402_mazyrka (600x477, 92Kb) Под звуки вальса, художник Владимир Первунинский Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.

Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.

На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов. 4594402_bal5 (600x383, 71Kb) Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин.

Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу.

Улица заполнялась экипажами. 4594402_Bal4 (600x450, 85Kb) 4594402_a_woman_of_ambitionlarge (477x700, 293Kb) James Jacques Joseph Tissot 4594402_Posle (411x600, 150Kb) James Jacques Joseph Tissot Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним.

В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

4594402_Bal (600x434, 110Kb) Wilhelm Gause Hofball in Wien Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер.

Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении». 4594402_bal8 (564x600, 184Kb) Святослав Гуляев.Пушкин на балу Дворянский бал был школой общения для людей.

На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется. 4594402_bal9 (600x469, 105Kb) В. Первунинский. На балу 4594402_bal10 (600x460, 86Kb) Крымские балы, картина Владимира Первунинского 4594402_bal11 (600x474, 105Kb) Берта Моризо.На балу

Танец в системе воспитания человека

Воспитание и образование

Источник: www.liveinternet.ru

История балов в России / Танцевальная культура России в XIX веке

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере.

Читайте также:
Системы программирования это программы

Иностранные специалисты — владельцы частных танцевальных классов — невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного «упрощения», ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и «исторические» балы.
Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.

Дворянские балы

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон.

Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.

Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.

Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры.

Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:

«Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой.»

История балов в России / Танцевальная культура России в XIX веке

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик.

В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

История балов в России / Танцевальная культура России в XIX веке

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный.

Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.

Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам.

Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».

Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.

Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом.

В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами.
На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX в. стали танцевать даже в деревне.

Читайте также:
Программа чтобы делать скриншоты в играх

История балов в России / Танцевальная культура России в XIX веке

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей — певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.
По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

. съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче.

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.
Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь.

На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи — великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры — по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики — разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.

На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко.

Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру — тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.
Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности — просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства.

Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

История балов в России / Танцевальная культура России в XIX веке

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.
Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых — как правило несколько десятков человек.
Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел.

Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова «Анна на шее».

Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.»Балами славилась столица – Санкт — Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.

Источник: var-veka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru