Какой программой проверить лямбда зонд

Содержание

Датчик кислорода: от общего к частному

Прежде всего, нужно идти от общего к частному и понимать работу системы в целом. Только тогда сложится правильное понимание работы этого весьма важного элемента ЭСУД и станут понятны методы диагностики.

Обучение Автодиагностике

Чтоб не углубляться в дебри и не перегружать читателя информацией, поведу речь о циркониевом лямбда-зонде, используемом на автомобилях ВАЗ. Желающие разобраться более глубоко могут самостоятельно найти и прочитать материалы про титановые датчики, про широкополосные датчики кислорода (ШДК) и придумать методы их проверки. Мы же поговорим о самом распространенном датчике, знакомом большинству диагностов.

Когда-то очень давно датчик кислорода представлял собой только лишь чувствительный элемент, без какого-либо подогревателя. Нагрев датчика осуществлялся отработанными газами и занимал весьма продолжительное время. Жесткие нормы токсичности требовали быстрого вступления датчика в полноценную работу, вследствие чего лямбда-зонд обзавелся встроенным подогревателем. Поэтому датчик кислорода ВАЗ имеет 4 вывода: два из них — подогреватель, один — масса, еще один — сигнал.

Как проверить лямбда зонд. Коротко

Из всех этих выводов нас интересует только сигнальный.

Форму напряжения на нем можно увидеть двумя способами:

  • сканером
  • мотортестером, подключив щупы и запустив самописец

Второй вариант предпочтительнее. Почему? Потому, что мотортестер дает возможность оценить не только текущие и пиковые значения, но и форму сигнала, и скорость его изменения. Скорость изменения — это как раз и есть характеристика исправности датчика.

Итак, главное: датчик кислорода реагирует на кислород . Не на состав смеси. Не на угол опережения зажигания. Не на что-либо еще. Только на кислород. Это нужно осознать обязательно.

О физическом принципе работы датчика рассказано во многих книгах, посвященных электронным системам управления двигателем, и мы на нем останавливаться не будем.

На сигнальный вывод датчика с ЭБУ подается опорное напряжение 0.45 В. Чтобы быть полностью уверенным, можно отключить разъем датчика и проверить это напряжение мультиметром или сканером. Все в порядке? Тогда подключаем датчик обратно.

К слову, на старых иномарках опорное напряжение «уплывает», и в итоге нормальная работа зонда и всей системы нарушается. Чаще всего опорное напряжение при отключенном датчике бывает выше необходимых 0.45 В. Проблема решается путем подбора и установки резистора, подтягивающего напряжение к «массе», тем самым возвращая опорное напряжение на необходимый уровень.

Дальше схема работы датчика проста. Если кислорода в газах, омывающих датчик, много, то напряжение на нем упадет ниже опорного 0.45 В, примерно до 0.1В. Если кислорода мало, напряжение станет выше, около 0.8-0.9 В. Прелесть циркониевого датчика в том, что он «перепрыгивает» с низкого на высокое напряжение при таком содержании кислорода в отработанных газах, которое соответствует стехиометрической смеси. Это замечательное его свойство используется для поддержания состава смеси на стехиометрическом уровне.

Методика проверки датчика кислорода

Поняв, как работает датчик кислорода, легко понять методику его проверки.

Предположим, ЭБУ выдает ошибку, связанную с этим датчиком. Например, Р0131 «Низкий уровень сигнала датчика кислорода 1». Нужно понимать, что датчик отображает состояние системы, и если смесь действительно бедная, то он это отразит. И замена его абсолютно бессмысленна.

Как нам выяснить, в чем кроется проблема — в датчике или в системе? Очень просто. Смоделируем ту или иную ситуацию.

  1. Например, при жалобе на бедную смесь и низком напряжении на сигнально выводе датчика увеличим подачу топлива, пережав шланг обратного слива. Или, при его отсутствии, брызнув во впускной коллектор бензина из шприца. Как отреагировал датчик? Показал ли обогащенную смесь? Если да — то нет никакого смысла его менять, нужно искать причину, почему система подает недостаточное количество топлива.
  2. Если же смесь богатая, и зонд это отображает, попробуйте создать искусственный подсос, сняв какой-нибудь вакуумный шланг. Напряжение на датчике упало? Значит, он абсолютно исправен.
  3. Третий вариант (достаточно редкий, но имеющий место). Создаем подсос, пережимаем «обратку» — а сигнал на датчике не меняется, так и висит на уровне 0.45 В, либо меняется, но очень медленно и в небольших пределах. Все, датчик умер. Ибо он должен чутко реагировать на изменения состава смеси, быстро меняя напряжение на сигнальном выводе.

Для более глубокого понимания добавлю, что при наличии небольшого опыта легко установить степень изношенности датчика. Это делается по крутизне фронтов перехода с богатой смеси на бедную и обратно. Хороший, исправный датчик реагирует быстро, переход почти что вертикальный (смотреть, само собой, мотортестером). Отравленный либо просто изношенный датчик реагирует медленно, фронты переходов пологие. Такой датчик требует замены.

Понимая, что датчик реагирует на кислород, можно легко уяснить еще один распространенный момент. При пропусках воспламенения, когда из цилиндра в выпускной тракт выбрасывается смесь атмосферного воздуха и бензина, лямбда-зонд отреагирует на большое количество кислорода, содержащееся в этой смеси. Поэтому при пропусках воспламенения очень возможно возникновение ошибки, указывающей на бедную топливно-воздушную смесь.

Хочется обратить внимание еще на один важный момент: возможный подсос атмосферного воздуха в выпускной тракт перед лямбда-зондом.

Обратите внимание: эквивалентно

Смесь при этом может быть (и будет) богатой, а сигнал зонда ошибочно воспринимается системой как наличие бедной смеси. И ЭБУ ее обогатит! В итоге имеем парадоксальную ситуацию: ошибка «бедная смесь», а газоанализатор показывает, что она богатая. Кстати сказать, газоанализатор в данном случае — очень хороший помощник диагноста.

Как пользоваться извлекаемой с его помощью информацией, рассказано в статье «Газоанализ и диагностика».

Датчик кислорода: выводы

  1. Нужно совершенно четко отличать неисправность ЭСУД от неисправности лямбда-зонда.
  2. Проверить зонд можно, контролируя напряжение на его сигнальном выводе сканером или подключив к сигнальному выводу мотортестер.
  3. Искусственно смоделировав обедненную или, наоборот, обогащенную смесь и отследив реакцию зонда, можно сделать достоверный вывод о его исправности.
  4. По крутизне перехода напряжения от состояния «богато» к состоянию «бедно» и наоборот легко сделать вывод о состоянии лямбда-зонда и его остаточном ресурсе.
  5. Наличие ошибки, указывающей на дефект лямбда-зонда, отнюдь не является поводом для его замены.

Источник: pakhomov-school.ru

Как проверить лямбда зонд с помощью elm327

Обычно лямбда зонд начинает медленно умирать после пробега в 80-100тыс км. и даже если у вас ещё не загорелся «ДЖЕКИЧАН» но пробег у вашего авто уже более 80тыс то вам пора проверить работу датчика кислорода он же лямбда зонд !

Читайте также:
В нем открывается компьютерная программа

У меня это начало проявляться так, сначала начала выскакивать ошибка P0134 примерно раз в месяц, потом раз в пару недель а сейчас я уже просто не удаляю чек т.к. он постоянно кричит о неисправной лямбде!
Как же понять действительно ли это навернулся кислородный датчик или может быть что то другое?

Для начала заводим авто и прогреваем двигатель до рабочей температуры т.к. для корректного измерения лямбда зонду нужно прогреться до температуры 300 – 400°С

Далее берем ЕЛМ сканер и подключаем его к авто, на телефоне включаем програмульку OBD Авто Доктор

стянутую с плей маркета и заходим в динамические параметры, там выбираем пункт Банк1 Сенсор 1В это и будет наша первая лямбда!

Дальше смотрим на амплитуду и сравниваем её с амплитудой нормального рабочего лямбда зонда!
Вот вам для примера нормальная работа первого лямбда зонда

А вот так работает мой лямбда зонд

По картинке видно что моя лямбда умерла!
Вот ещё пару картинок по неисправности лямбды!

Ничего страшного скажите вы, ведь авто отлично работает и неработающая лямбда никак не отражается на работе двигателя, единственное что вас будет напрягать это постоянно горящий ЧЕК ЕНЖИН на приборной панеле .

Но это далеко не так, ведь лямбда зонд используется для поддержания оптимального состава воздуха и топлива, поступающего в двигатель автомобиля а оптимальным считается такой состав, когда на 14,6-14,8 части воздуха приходится одна часть топлива

В тот момент когда лямбда зонд отключен или перестал правильно работать мозги они же ЭБУ включает автономный режим подачи топливо-воздушной смеси что глобально отличается от нашего оптимального состава!
Это влияет на расход топлива в худшую сторону, приводит к увеличению токсических веществ в выхлопных газах. Если же ездить с отключенным или неисправным лямбда зондом долгое время, то могут возникнуть следующие проблемы:

-быстро возникнет черный сажевый налет на свечах зажигания( что приведет к плохому запуску двигателя, особенно на холодную)
-нагар на клапанах
-нагар в катализаторе
-нагар на поршнях
Со всем вытекающим из этого…

Расход топлива действительно зверски увеличивается и это не миф!
В моём случае в место 8л/100км по трассе машина начала кушать на 2 литра больше, причём не зависимо какая будет скорость 100 или 140 км/ч !
Измерения по расходу топлива с нерабочей лямбдой я проводил на трассе М4 на протяжении не меньше 800 км !
На всём отрезке пути показания были ровно 10л на 100км.

Теперь немного о самом датчике, ничего сложного и военного в нём нет и устроен от вот так…

сейчас на рынке нам предлагают всевозможные аналоги, самые продаваемые пожалуй будут лямбда зонды от BOSCН т.к. его цена в 2 раза дешевле оригинала и сама фирма не плоха по отзывам!
Но как показывает практика лучше покупать оригинальный датчик т.к. только он сможет обеспечить нормальную работу двигателя да и как правило живёт такой датчик в несколько раз дольше чем аналоги!
Поэтому не экономьте и покупайте оригинал!

А я уже заказал себе новую лямбду GM 96 864 850 -для авео с двигателем 1.5 !
На этом всё, всем бобра и рабочих лямбд !

Проводим диагностику авто с помощью дешевого сканера ELM327

Хочу рассказать, как можно сделать диагностику своего авто с помощью сканера ELM327.

Примерно год назад я заказал себе на известном китайском сайте сканер ELM327. Обошелся он мне в 450 руб. Этот довольно простенький сканер уже многократно себя окупил.

Сканер ELM327

Сканер ELM327

При покупке сканера нужно посмотреть подойдет ли он к вашему автомобилю. Как правило, на сайте продавца есть список брендов авто, к которым он подходит. Например, мой сканер для автомобилей японской сборки не подходит, хотя та же тойота европейской сборки дружит с ним. Я проверял на тойоте Королле 2003г и ниссане, марку не помню. На обоих авто сканер работал.

Блютуз на телефоне у меня всегда включен и когда я завожу автомобиль, сканер ELM327 автоматически сопрягается с телефоном. Получается очень удобно. Не нужно каждый раз что-то настраивать и подключать.

Итак, я купил ELM327 и на телефоне установил программу Torque.

Для работы с данным сканером существует несколько различных программ, но я пользуюсь Torque. Это довольно мощная программа с настраиваемым интерфейсом и русским языком.

Программа имеет от 3 до 15 рабочих настраиваемых экранов, на которых можно расположить информацию с тех датчиков, которые вам нужны. Причем информацию можно выводить в различном виде-графики, числовые значения или циферблат. Можно задавать максимальные и минимальные значения параметров и на них ставить предупреждения.

Например, я себе поставил предупреждение на температуру охлаждающей жидкости более 105 градусов. Сделал я это после того, как приехав на работу просто заглянул в сканер и увидел температуру охлаждающей жидкости 100 градусов, и она росла дальше. Хотя на приборной панели авто все было в норме. Открыв капот, я нашел течь в радиаторе. Итог-радиатор под замену.

Сканер ELM327 – это конечно не профессиональная диагностика автомобиля, но все равно информации он дает порядочно. Все зависит от самого авто и сколько у него есть датчиков. Сканер работает по протоколу OBD2 и вставляется в диагностический разъем автомобиля.

Возможности ELM 327

  • Просмотр кодов ошибок, если такие имеются в ЭБУ автомобиля.
  • Возможность стирать большинство ошибок. Есть такие ошибки, которые не стираются. Важно понять, что стирание ошибки не устраняет причину, по которой она появилась. Например, если у вас показывает ошибку пропуски зажигания, и вы ее стерли, то она скорее всего появится снова через какое-то время, так не была устранена причина, которая привела к такой ошибке.
  • Замеры расхода топлива на километраж, время или на поездку.
  • Много разных замеров на ускорение и скорость. Для этих замеров требуется включенный GPS на телефоне.
  • Различные текущие показатели авто – скорость, обороты двигателя, температура ОЖ, давление в коллекторе, нагрузка на двигатель, процент открытия дросселя и многие другие (зависят от наличия в авто тех или иных датчиков.)

Это далеко не весь список возможностей сканера ELM327 и программы Torque.

Внешний вид программы Torque

Внешний вид программы Torque

Что я диагностирую с помощью ELM327 и программы Torque .

  • Контролирую датчик давления в коллекторе по его показаниям – должно быть в пределах -27-30 на холостом ходу.
  • Контролирую состояние датчика температуры воздуха на впуске в коллектор.
  • Контролирую состояние Охлаждающей жидкости – по высокой температуре вовремя заметил течь радиатора и заменил его на новый.
  • Контролирую ошибки ЭБУ – из-за ошибки пропуски зажигания поменял высоковольтные провода и свечи. Теперь все в норме и расход топлива упал на 3 литра.
  • Контролирую состояние датчиков лямбда-зондов (датчики содержания кислорода в выхлопе).
  • Обращаю внимание на долгосрочную и краткосрочную коррекцию топлива. По долгосрочной коррекции можно определить качество топлива. Я уже сталкивался с некачественным топливом – газом пропаном (мое авто на газе). После заправки коррекция выросла в +10%. Это значит, что смесь бедная (газ плохой), поэтому ЭБУ машины старается скорректировать качество смеси увеличением длительности впрыска. Помогла смена заправки и все пришло в норму.
Читайте также:
Программа сплит для новичков

Панель приборов программы Torque.

Панель приборов программы Torque.

Значения топливных коррекций.

Значения топливных коррекций.

Графики напряжения датчиков кислорода.

Графики напряжения датчиков кислорода.

Панель приборов программы Torque.

Панель приборов программы Torque.

Горит чек, ошибка лямбда зонда

Что же за птица такая — этот Лямбда – зонд? Современный автолюбитель обязан иметь минимальное представление о важных деталях своего автомобиля, иначе не избежать неприятностей на дороге.

Горит чек лямбда

Вот, например, оштрафуют за превышение СО в выхлопах, а вы и знать не будете, как это исправить. После нашего небольшого рассказа, вы быстренько сориентируетесь и побежите менять этот самый лямбда – зонд. Ибо именно он отвечает за состав, выбрасываемого в атмосферу воздуха.

Правительства промышленно развитых стран давно узаконили жесткие требования к выбросам в атмосферу, в рамках защиты окружающей среды. На законодательном уровне обязали всех автопроизводителей использовать различные нейтрализаторы вредных продуктов сжигания топлива. Выход подсказали химики и теперь на каждом автомобиле стоят каталитические нейтрализаторы.

Контроль качества топливной смеси при помощи лямбда зонда

Контроль качества смеси лямбда

Был подсчитан оптимальный состав топливной смеси (14,7 частей воздуха на одну часть горючего), при сжигании которого образуется меньше всего вредных газообразных отходов, нейтрализацию которых успешно проводит катализатор. Диапазон максимально эффективного действия катализатора очень узок – сотая доля (1= 1±0,01). Такую точность, подаваемой порции воздуха может, обеспечить только электронный контроль. Его осуществляет ЭБУ бортового компьютера. А периферийным звеном в этой цепи является датчик остаточного кислорода — лямбда зонд.

Как ни странно, но количество подаваемого воздуха измеряется не там, где воздух всасывается в топливную систему, а путем подсчетов на основе данных об избыточном кислороде в выхлопных газах. Вот данные об этом параметре и передает в ЭБУ лямбда-зонд, который поместили перед катализатором в выхлопном коллекторе. Итак, контроллер считывает сигналы с кислородного датчика.

Тот сообщает о наличии в выхлопе свободных молекул кислорода, не вступивших в реакцию горения. Это означает, что доля топлива была мала и следует ее увеличить. Анализирует и делает свои подсчеты, ЭБУ отправляет задания для увеличения (или уменьшения) порции горючего, необходимого для данного объема воздуха.

Контроль выхлопных газов лямбда зондом

Кислород необходим и для химических процессов в катализаторе, для полной нейтрализации угарных газов. С целью контроля и регулирования этого показателя, за катализатором встроили второй лямбда – зонд.

Полное сгорание горючего и максимальное КПД мотора соответствует показателю λ = 1 (коэффициент избыточного кислорода). Смесь горючего с воздухом, при таком показателе, называется стехиометрическая. Отклонение в сторону уменьшения (т.е. λ < 1) означает увеличение доли горючего (богатая смесь). Топливо не сгорает полностью, а выхлопные газы обогащаются несгораемым остатком.

Соответственно, увеличение величины λ (λ>1) означает уменьшение доли топлива в смеси. Бедная смесь становится причиной перебоев в работе двигателя. Отклонения от нормы происходит постоянно и ЭБУ находится в режиме непрерывного контроля датчика λ-зонда.

Контроль выхлопных газов лямбда

На эффективный уровень работы этот датчик переходит после нагревания до высоких температур (порядка 300 градусов). Это обусловлено его строением. Он работает как гальванический элемент, с твердым циркониевым электролитом, упроченного окисью иттрия и покрытого напылением электрода из платины. Так вот, только после нагревания до нужной температуры твердый электролит проявляет токопроводящие свойства, а значит, на выходах датчика формируется напряжение.

По своей конструкции датчики различаются по количеству проводов и присутствию обогревательного элемента. Первоначально такие приборы нагревались исключительно от выхлопных газов. Они имели 1 или 2 провода. В целях повышения эффективности, датчики снабдили собственной нагревательной системой, они имеют 3 или 4 провода. Такая конструкция значительно ускорила процесс выхода прибора на полную мощность, что вполне отвечало экологическим требованиям.

Пока двигатель не прогрет, ЭБУ пользуется данными других датчиков (ДПДЗ, ДМРВ, датчик температуры охлаждающей жидкости) или, сохранившими в памяти, усредненными показателями. Естественно, будут большие отклонения от нормы идеальной смеси. Водитель сможет наблюдать увеличение расхода топлива, нестабильная работа мотора в холостом режиме, ухудшение динамики авто. Иногда ЭБУ настолько ошибается, когда λ-зонда еще не начал передавать показания, что начинает усиленно сигнализировать о подаче горючего. Бензин на глазах буквально исчезает из бензобака, а из выхлопной трубы валит черный дым.

Какие неполадки лямбда зонда отражает загоревшийся «CHECK ENGINE»

Список возможных неполадок в этом приборе достаточно длинный. Конечно, большая часть выявляется в процессе самодиагностики, о чем свидетельствует светящаяся лампочка CHECK. Но есть и такие виды неисправности (уменьшение чувствительности, замедление темпов действия), выявление которых под силу только автосканерам, в процессе тестирования.

Когда горит Чек, то, в случае с λ-зондом, это означает:

  1. Некорректный сигнал или полное его отсутствие
  2. Слабый сигнал
  3. Задержка отклика датчика
  4. Выход из строя нагревательного элемента
  5. Низкий/высокий сигнал со второго датчика
  6. Обрыв/замыкание цепи ДК №2
  7. Сильное нагревание спирали накаливания на ДК №2
  8. Сбой цепи нагревания ДК. Это самая распространенная ошибка, при появлении которой все предыдущие ошибки постепенно начинают проявляться

Симптоматика поломок датчика лямбда

У прибора есть ограниченный срок эксплуатации, предусмотренный на максимальный пробег 150000 км. Однако на практике, уже на 80 тыс пробега начинаются проблемы в этом приборе. Если вовремя не сменить неисправный прибор, это приведет к поломке катализатора. Покупка и замена катализатора обойдется вам в кругленькую сумму.

Водитель сам может понять, когда с датчиком твориться что-то неладное.

  • Когда в холостом режиме ощущается «троение», однако зажигание работает исправно;
  • Ощутимое увеличение потребление топлива;
  • Провалы в ускорении, переменная динамика, потеря мощности;
  • И, конечно же, загоревшаяся кнопка «CHECK ENGINE».

Неисправный датчик становится причиной образования обильного нагара во всей топливной системе и закопчению многих важных деталей, что выливается в некорректную их работу или выходу из строя.

Самостоятельная проверка исправности лямбда зонда

Проверка лямбда зонда

Прежде всего, ознакомьтесь с подробной инструкцией. Тестирование проводят при запущенном моторе. Мультиметром производятся замеры, подключившись к штекеру, напряжения в различных режимах работы двигателя. Исправный лямбда – зонд будет выдавать на выходе величину от 0,1 до 0,9В. При этом показания должны изменяться не больше, чем 0,2 – 0,3 секунды.

Если есть существенные расхождения в этих показателях, значит зонд пора менять или, хотя бы промыть.

Промывку датчика проводят с помощью кислоты ортофосфорной. Делать это надо после того, как двигатель полностью остынет. Предварительно отключив все контакты, выкрутить его. Кстати, если резьба прикипела и не поддается, налейте на него керосин или нашатырный спирт. Через некоторое время все откиснет и свободно открутится.

Читайте также:
Установка программ на навигатор

Ни в коем случае не стучите по нему и не прикладывайте значительное усилие, чтобы не повредить прибор. Опустить датчик полностью в кислоту, через полчаса вынуть и промыть под проточной водой.

Восстановление корректной работы λ-зонда

Коды ошибок нужно будет сбросить с ЭБУ, после устранения неисправностей. При том, если причиной стал некачественный бензин, придется слить его и залить горючее высокого качества. И только после этого осуществить сброс кодов.

При обнаружении обрывов, нужно произвести пайку соединенных частей.

Почистить грязь и нагар активными реагентами.

Восстановление лямбда зонда

Лямбда зонд относится к расходным деталям. Если вы диагностировали его окончательную поломку, то его надо менять. Ремонту он не подлежит, так как поврежденные нити из драгоценного металла заменить невозможно, даже в дилерских сервисных центрах.

Можно заменить старый зонд оригинальным или универсальным прибором производства Bosch. Крепление с помощью переходника делает его пригодным в любой марке автомобиля. Устанавливая новый датчик, не забывайте смазывать его резьбовую часть герметиком.

Своевременная замена лямбда зонда, даже если он просто исчерпал свой ресурс, повысит мощность двигателя, обеспечит ее бесперебойную работу.

Похожие публикации:

  1. Urea 46 adblue что это
  2. Какую воду заливают в аккумулятор
  3. Почему не работает маркировка на экваторе
  4. Уаз патриот какую резину можно поставить

Источник: xn—-etboasgcecekhfu.xn--p1ai

Как проверить лямбда-зонд своими руками

Современный автомобильный двигатель – это сложное высокотехнологичное устройство. Стабильное функционирование всех его систем обеспечивают десятки электронных устройств и контрольных датчиков. Выход из строя любого управляющего прибора может привести к серьезным нарушениям режимов работы силового агрегата.

Устройство лямбда-зонда

Датчик кислорода состоит из металлического корпуса, внутри которого в керамическом изоляторе находится электрический нагревательный элемент и контактная группа. Рабочий конец датчика оснащен керамическим наконечником и защитным экраном с отверстием для отработавших газов. Из ответной части прибора выходит проводка, которая подключается к соответствующему разъему электросистемы автомобиля. На корпус нанесена резьба для герметичной установки на выпускном коллекторе.

Лямбда-зонд эффективно выполняет измерения при минимальной температуре в 300 градусов, поэтому в конструкцию современных датчиков входит спираль накаливания для быстрого прогрева контрольного устройства после пуска двигателя.

Лямбда-зонд устанавливается на выпускном коллекторе в непосредственной близости от блока двигателя. Некоторые производители устанавливают два анализатора уровня кислорода: один на выпускном тракте до нейтрализатора, а второй за нейтрализатором.

Типы лямбда-датчиков

В современном автомобилестроении применяют электрохимические лямбда-зонды с изолятором из диоксида циркония, который создает разность электрических потенциалов при изменении концентрации кислорода:

  • Датчики содержания кислорода различают по количеству проводов в разъеме.
  • Однопроводной датчик оснащен только сигнальным проводом, контакт на массу идет через корпус регулятора.
  • Двухпроводной датчик имеет сигнальный и заземляющий провода.
  • Трехпроводной и четырехпроводной датчики дополнительно оснащены нагревательным элементом для сокращения времени срабатывания прибора. Соответственно в колодке подключения появились управляющий и заземляющий провода обогревателя.

Признаки неисправности

Для оптимальной работы современных двигателей в камеры сгорания должна подаваться смесь, с массовым отношением топлива к воздуху как 1 к 14,7.

При использовании некачественного бензина, повреждении корпуса датчика или его перегреве лямбда-зонд функционирует некорректно, что сказывается на работе автомобиля следующим образом:

  • возникают пропуски зажигания;
  • появляются рывки во время движения;
  • двигатель нестабильно работает на холостом ходу;
  • ухудшается разгонная динамика машины;
  • возрастает расход топлива;
  • нагревается катализатор;
  • бортовой компьютер сигнализирует о слишком обогащенной топливной смеси, хотя это не соответствует фактическому режиму работы мотора.

Все эти признаки указывают на возможную неисправность лямбда-зонда. Чтобы убедиться в необходимости замены устройства, необходимо провести проверку его работоспособности с применением специальных измерительных приборов.

Проверка исправности лямба-зонда

Для проверки работоспособности датчика кислорода следует визуально оценить его состояние, а также замерить напряжение, генерируемое регулятором при различных оборотах двигателя.

Визуальный осмотр

При проверке лямбда-зонда следует оценить целостность корпуса прибора и соединительных проводов, а также состояние разъемов для подключения.

Наличие на датчике следов сажи свидетельствует о выходе из строя нагревателя лямбда-зонда и избыточном обогащении топливной смеси . Это приводит к искажению показаний контрольного прибора.

Серые или грязно-белые отложения на корпусе лямбда-зонда появляются при использовании моторного масла неподходящего типа, а также после неправильного применения различных топливных присадок.

Проверка датчика мультиметром

Для проверки лямба-зонда мультиметр требуется переключить в режим измерения напряжения . Минусовой щуп крепится к корпусу двигателя, а положительный щуп подключается к сигнальному проводу кислородного регулятора. Проверка выполняется на заведенном и прогретом до рабочей температуры моторе.

При работе двигателя в режиме от 3500 до 3000 оборотов в минуту (по тахометру) исправный датчик кислорода должен срабатывать каждую секунду и генерировать напряжение 0,2–1 вольт. При имитации изменения насыщенности топливно-воздушной смеси показания мультиметра должны резко возрастать. При закрытии дроссельной заслонки напряжение на датчике должно стремиться к нулю.

Примечание! Изменение состава смеси при проверке можно имитировать впрыском во впускной коллектор небольшого количества бензина или снятием шланга с регулятора давления топлива.

Если при всех манипуляциях напряжение на датчике устойчиво составляет 0,45 вольта , лямбда-зонд неисправен.

Порядок проверки регулятора кислорода с помощью мультиметра представлен в следующем видеоролике:

Проверка лямбда-зонда осциллографом

Осциллограф позволяет не только проверить исправность регулятора, но и оценить по амплитудным характеристикам изношенность рабочего регулятора, которая приводит к ухудшению работы мотора, но не выявляется электронным блоком управления автомобиля.

Проверка выполняется при прогретом двигателе на холостых оборотах. Нормально работающий лямбда-зонд в таких условиях показывает синусоидальную диаграмму напряжения с постоянным шагом в пределах 0,1–0,8 вольта.

Для датчика кислорода, находящегося на грани неисправности, при проверке характеры падения амплитуды сигнала до нуля. Такой режим работы регулятора в большинстве случаев определяется бортовой электроникой автомобиля, и на приборной панели загорается контрольная пиктограмма CHECK ENGINE.

Однако осциллограф помогает диагностировать неисправности лямбда-зонда, которые не видны для систем самодиагностики автомобиля. К таким случаям относится «застывание» контрольного сигнала без выхода значений напряжения за границы рабочего диапазона. По факту датчик функционирует некорректно, однако ЭБУ продолжает учитывать его показания при управлении системой впрыска.

Проверка датчика с помощью ELM327 адаптера

Проверку работоспособности лямбда-регулятора своими руками можно провести с помощью универсального диагностического сканера ELM327 USB OBD II. Данный адаптер совместим с большинством современных европейских, американских и азиатских автомобилей.

Примечание! ELM327 подходит для диагностики автомобилей ВАЗ с прошивками ЭБУ BOSCH 7.9.7 и ME73, а также для проверки инжекторных автомобилей ГАЗ.

Прибор считывает показания через диагностический разъем автомобиля и выводит результат на экран ноутбука или планшета с предварительно установленным программным обеспечением (например, утилитой Torque Pro).

Наглядность графической информации аналогична осциллографу, а удобный пользовательский интерфейс не требует специальных навыков по работе с диагностическим оборудованием.

Принцип работы с ELM327 адаптером представлен на следующем видео:

Источник: mashintop.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru