
Чуть более года назад МВД официально запустило в работу федеральную систему безопасности и контроля автотранспорта «Паутина». Полицейская нейросеть — тайна за семью печатями, увидеть которую простой человек не сможет никак. Ни принтскрин с экрана, ни видео в интернете, ни тем более официальную версию. О «Паутине» достоверно известно лишь одно: она существует.
Но как система работает и за кем следит, что хранит и для чего используется? Попробуем собрать частицы правды среди мегатонн домыслов и слухов. Что же в действительности скрывается за хлестким, если не сказать «кликбейтным» названием «Паутина»? Кто мухи — понятно, но кто — паук?
В 2008 году расплата за «шалости» на российских дорогах начала свое большое перемещение с обочины в почтовый ящик — началась федеральная программа контроля дорожного движения, основанная на технологиях фотовидеофиксации нарушений ПДД. Количество постов ГАИ неуклонно снижалось, как и количество инспекторов, а вместо них на столбах развешивались сотни и тысячи камер, «умнеющих» не по дням, а по часам.
Сдача теории в ГИБДД
С момента появления первого комплекса фиксации на московской улице прошло без малого 15 лет, и с тех пор многое поменялось. Краеугольное, глобальное изменение — объединение разрозненных, ничем и никем не связанных региональных систем в единую платформу, имя которой — «Паутина». Это система в контуре МВД, на которую поступают все материалы с камер фотовидеофиксации и, соответственно, в которой происходит работа по вынесению штрафов сотрудниками Госавтоинспекции, розыскные мероприятия, а также обработка обращений от водителей. В первую очередь — обжалование штрафов.



Комплексы фотовидеофиксации установлены на многих дорогах и улицах, а количество их с годами только увеличивается — никакие кризисы и санкции свой отпечаток на этот сегмент отечественной цифровизации не налагают. Более того, растет и качество картинки, поэтому многочисленные ухищрения «стареют» быстрее, чем появляются на рынке. «Отражатели», «заклеенные буквы» и тривиальный «листик, прилипший на номер» лишь усложняют работу инспектора, выносящего постановление. Впрочем, не слишком сильно
Началась «цифровизация гаишника», естественно, в Москве, где впервые в России была создана подобная система. Позже — в Подмосковье и регионах. Заказчиком выступило МВД, а исполнителем-подрядчиком стали частные компании, которые несколько раз менялись: «Электрон Сервис», «Импульс-М», «Стандарт Проект». Изначально программа называлась «Трафик» и была наделена следующими опциями:
- Агрегация данных со всех камер фотовидеофиксации нарушений региона;
- Хранение полученных данных;
- Работа с внешними системами и базами МВД;
- Проверка учета данных;
- Вынесение постановлений;
- Работа с обжалованиями постановлений;
- Розыск автомобилей.

Теоретический экзамен в ГИБДД
Изначально камеры «умели» лишь определять скорость, номер (причем для штрафа было достаточно лишь черной фотографии с горящим регзнаком посередине экрана) и участвовать в поиске машины. Сегодня их «арсенал» намного шире: тут и непристегнутый ремень, и «разметка» — причем в зависимости от региона это нарушение определяется по-разному, и мобильный телефон в руке, и полоса общественного транспорта. Да и качество картинки существенно улучшилось — даже ночью
Последний пункт был своего рода бонусом, но представлял собой довольно специфический и действенный механизм, позволяющий в том числе организовать и провести, например, «Перехват» — общее название определенного списка действий для сбора личного состава полиции в целях проведения неотложных оперативно-розыскных мероприятий.
Вторым этапом стало объединение разрозненных систем Центрального Федерального округа в единый контур. Сделано это было за счет бюджета Московской области в добровольно-принудительном порядке, а ключевой задачей был, как ни странно, именно розыск автомобилей. Третий этап произошел в 2021 году, когда все региональные системы объединились в единую сеть, а «Трафик» в итоге стал «Паутиной».
Как работает «Паутина»
Принцип работы «нейрополицейского» такой: камеры на дорогах — а в «Паутину» идет «контент» только с них — фиксируют лишь «признак нарушения», он же «проезд», после чего отправляют целый спектр данных в базу данных. Помимо «признака» на хранение идут отдельные фото машины и регистрационного знака, а также метаданные — буквами время и место снимка, скорость, номер машины.
Нейросеть сама производит первоначальный отбор, подключая внешние базы данных МВД: если для всех висит знак «90», а для грузовиков «70», то искусственный интеллект способен без помощи человека отделить «зерна от плевел», то есть коммерческий большегрузный транспорт от легковушек, и вынести штраф только тому водителю, который нарушил. Еще один пример — машины скорой помощи, которые, в отличие от остальных водителей, имеют полное право ехать по полосам для общественного транспорта.
Однако ливрея защиты от срабатываний объектива не дает, все машины фотографируются и отправляются в «Паутину», где уже нейросеть сравнивает номера с реальными списками врачей и выводит самозванцев на чистую воду. То же самое — такси. Так что всем ценителям «автопереодеваний» скрыться не удастся: спецмашины должны быть зарегистрированы в специальном реестре, иначе придет штраф. Сегодня «Паутина» способна считывать не только государственный регистрационный знак, но и марку, и модель машины, сопоставлять их с базами данных госрегистратора транспортных средств.

Помимо дорожных камер, все «съемки» с которых автоматически отправляются в «Паутину», есть и другие — например, «Безопасный город», которые логично было бы добавить в систему. Но логика «и ныне там»: существует множество баз и организаций, друг с другом не связанных. А ведь порой именно такая камера (не дорожная) могла бы внести ясность в ситуацию и оправдать невиновного
Если штраф зафиксирован, то он отправляется в одну папку, а все остальное — в другую, где хранят информацию для розыскных мероприятий. Нарушения идут в предобработку, где уже в ручном режиме ими занимаются люди. Проверяют, снова сортируют.
Далее ЦАФАБ — региональный центр обработки данных внутри ГИБДД — еще раз отсматривает все материалы и выносит уже постановление, которое также вносится в «Паутину». Система самостоятельно формирует данные, которые после уходят к нарушителю либо письмом через «Почту России», либо через портал Госуслуг. Последний уровень работы — система обжалования штрафов.
Любопытно, что наши «грехи» в «Паутине» хранятся относительно недолго: «проезд» — от двух до трех месяцев, фото для розыска — полгода, регистрационные знаки — год. Два года хранят материалы, по которым выписали штраф, и только по метаданным нет ограничений «срока годности». Есть, конечно, исключения: если за автомобилем обращались по розыску или обжаловали штраф, то сроки продлеваются. Впрочем, регионы самостоятельно принимают решения по срокам хранения, в зависимости от возможностей своего хранилища. О существовании единого федерального «банка данных» ничего неизвестно.



Комплексы фотовидеофиксации регулярно обновляются и оснащаются новыми функциями. Например, в Москве в преддверии зимы, когда до объективов начинает долетать грязь с дороги или снег с неба, комплексы оснастили бачками с омывающей жидкостью. Судя по цвету — классическая «незамерзайка». Все ради безопасности дорожного движения! И сбора штрафов, конечно
«Паутина» — это полностью отечественная разработка, основанная на открытом коде. В ней нет и не предвидится использования лицензионных продуктов «извне». Так что все крики о бездумном копировании у кого-либо под собой не имеют никакого основания: копировать, как и тиражировать, подобную систему просто бессмысленно, потому что в разных странах разные нарушения, разная логика формирования и вынесения постановлений. Различий так много, что адаптация готового продукта выйдет дороже и займет больше времени, чем создание своего, — считает Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики крупнейшего оператора дорожных камер России — компании «МВС Груп».

Александр Домбровский подробно рассказал Дрому все, что знает о камерах фотовидеофиксации и работе комплексов. Честный и, как оказалось, довольно резонансный разговор с ним вы найдете в октябрьской ленте материалов
Можно ли получить доступ в «Паутину»?
Довольно много неприятных ситуаций на дороге можно было бы избежать, быстрее найти консенсус и разъехаться, если бы каждый водитель мог получить доступ к камерам. Согласитесь, потрясающая опция: открываем приложение, пишем запрос, получаем картинку с десятков камер, определяем виновного и невиновного, бьем по рукам, заполняем бумажки и разъезжаемся по страховым! Однако это невозможно. У «простого смертного» нет ни малейшего шанса законно получить данные из «Паутины»: доступ к ней имеют лишь определенные сотрудники МВД, а также весьма ограниченный круг лиц из структур министерства — ЦОДД или ЦБДД. Причем каждый «пункт пропуска» представляет собой отдельное соглашение между МВД и региональными чиновниками с предоставлением выделенного защищенного канала связи.

Надеяться на снег, темное время суток, угол обзора или грязь на объективе не стоит — современные комплексы снимают намного лучше своих предшественников, и если можно прочитать номер «глазами», то сможет и камера. Кстати, в «Паутине» картинки намного более высокого качества и разрешения, чем приходят в «письмах счастья»
Будет ли когда-то у нас шанс увидеть «Паутину» в действии и воспользоваться продуктом ее деятельности? Нет, не будет. Единственная возможность оправдать свое честное имя, используя данные с камер — немедленно попросить присутствующих сотрудников ГИБДД о составлении конкретного запроса. Могут (испытано на личном опыте) дать номер телефона, позволяющий связаться с оператором, и попросить «съемки» конкретного места. Порой именно это может спасти от крайне неприятных, если не сказать больше, последствий.
Конечно, тут же найдутся желающие «поинтересоваться», но это замкнутый контур, пробраться в который сложно. Взламывают и Пентагон, истории такие случаи известны, но на сегодня не зафиксировано, по крайней мере официально, ни одного случая «окольного» попадания в «Паутину».

Откуда-то возник миф, что камеры в России не читают квадратные, на американский манер, номера. Это неправда: системе фиксации нарушений абсолютно неважна ни форма номера, ни под каким углом он висит, ни толщина рамки
Может ли «Паутина» помочь в розыске человека?
Кинематограф, особенно если речь идет о Голливуде, подсказывает самые фантастические методики использования подобных «помощников», первая из которых — поиск человека. Если можно, не вставая с кресла, найти автомобиль, то, может быть, и поиском пропавших можно заняться? Воображение мгновенно рисует картинки применения спутников, камер на банкоматах и домофонах, на дорогах и в метро, которые сливаются на десятки мониторов и позволяют за считаные мгновения отыскать пропавшего в любой точке нашей Необъятной. Мечты-мечты!

Сейчас абсолютное большинство камер — черно-белые, однако на дорогах уже начали появляться цветные комплексы. Поэтому в скором времени «Паутина» научится определять не только марку и модель, но и цвет машины. Это поможет в выявлении «двойников» и сокращении количества штрафов добросовестным автовладельцам, которые стали жертвами мошенников
Александр Домбровский благородно согласился приоткрыть некоторые завесы тайны над нейросетью российской полиции. И про розыск пропавших тоже рассказал: «Поиск человека через “Паутину” — весьма сложно реализуем, ведь система настроена на автомобильные номера. То есть конкретное лицо можно отыскать только с привязкой к его автомобилю.
Это используется, когда ищут неплательщика штрафов или налогов, например. Позже с помощью нейросети определят места наиболее частого появления указанного гражданина, где поставят мобильные патрули. Они-то и остановят машину, чтобы потом отправить ее на штрафстоянку за неуплату».
Однако у МВД для поиска людей есть аналогичная нейросеть — «Сфера». Фактически это полный аналог по логике действия, но с той разницей, что «Паутина» учитывает и хранит государственные регистрационные знаки, а «Сфера» — биометрию, распознавание лица. И вот «Сфера» уже использует камеры в метро, в банкоматах, на домах и детских площадках. Фотоснимок также отправляется на хранение вместе с метаданными — временем и местом.

Одно из самых популярных нарушений — движение по обочине. Штрафы за скорость уходят в прошлое, в Москве они уже даже не на первом месте! Вот так — всего за пару лет жители Первопрестольной перестали гонять. Дорого!
Не логично ли было бы эти две системы объединить, чтобы запрос выдавал сразу весь массив данных о человеке? Александр убежден, что потребности в этом нет: «Технически это возможно прямо сегодня сделать. Но какой смысл?
Гораздо важнее довести обе до полноценной работы — “Паутина” работает уже давно, собрала уже немало информации и много чему обучена, “Сфера” же только недавно появилась, база лишь начала наполняться, алгоритмы работы еще не выстроены. А вот создать впоследствии специальную программу, позволяющую отправлять одновременный вопрос и туда, и сюда — это уже намного функциональнее. Сейчас это возможно только в ручном режиме».

В Москве сегодня 3000 камер, в Подмосковье — 1500, из которых около 200 — мобильные. Много, очень много, и будет только больше. Но камеры — это лишь элемент контроля. Есть много вопросов по логике установки тех или иных ограничений, которые зачастую не соответствуют дорожной ситуации.
Поэтому вместо рассказов про «обдираловку» и «народные деньги» гораздо эффективнее будет написать в соответствующую инстанцию развернутое письмо с просьбой разобраться в необходимости конкретного знака. Нужно ли здесь ограничение «40»? А «двойная сплошная»? Чем больше таких запросов от населения, тем быстрее будет решена проблема
Нейросети, что «Паутина», что «Сфера», быстро обучаются, наполняясь информацией, и постепенно делают все меньше и меньше ошибок, одновременно принимая на себя все больший объем работы. Однако полностью исключить человека из процесса вынесения тех же штрафов на данный момент и многие годы после невозможно.
Причина — закон, который подразумевает ответственного за каждое вынесенное постановление. Машина им быть не может, только живой гражданин. Так что человеческий фактор будет с нами еще долго. Но каждый из управляющих автомобилем может сделать ближе «светлое будущее», в котором не будет глупых и необоснованных штрафов, случайных ошибок и досадных недоразумений.
Для этого нужно лишь обжаловать каждый такой «ошибочный» штраф, а не махнуть рукой и сказать вслух магическое «проще заплатить». Ведь нейросеть меняет свою точку зрения именно в тот момент, когда получает отпор. От ворот поворот.
Источник: www.drom.ru
ГИБДД по-новому начала проверять права: как это работает?

ГИБДД совместно с Минцифры с 1 октября запускают эксперимент, в рамках которого автомобилисты смогут предъявлять инспектору на проверку электронную версию прав вместо пластиковой карточки. Как это работает?
Электронная версия водительских прав – это набор данных, подтверждающих право управления автомобилем. Любой водитель может загрузить свое удостоверение в приложении «Госуслуги Авто» – для этого необходимо ввести данные с пластиковой карточки удостоверения в формы приложения. Система «Госуслуг» сверит данные и подтвердит подлинность документа.
Во время проверки инспектор ГИБДД на дороге просто наведет камеру рабочего планшета на QR-код на экране смартфона водителя и увидит все данные водительских прав. Код генерируется программой «Госуслуги Авто». По мнению разработчиков, подделать данные в приложении невозможно. Если же планшет сотрудника ГИБДД по каким-то причинам не считает QR-код, то инспектор попросит показать реальный документ.
Впрочем, совсем отказываться от физического удостоверения в России не планируют – оно должно выдаваться всем автомобилистам согласно Венской конвенции. Речь идет только о том, что в какой-то момент «корочку» разрешат не возить с собой. Инспектор по QR-коду сможет на месте убедиться, что у водителя есть действующие права. Это позволит в том числе избежать штрафа в 500 рублей, который водители рискуют получить из-за собственной забывчивости.
Как заявлял ранее глава Минцифры Максут Шадаев, внедрение цифровых копий водительского удостоверения ускорит процесс оформления нарушений ПДД и снимет нагрузку по документообороту с автомобилистов. А еще процедура электронной проверки уменьшит возможности для мошенничества с мнимой потерей прав при их лишении – так как в базах данных ГИБДД будут прописаны все сведения о наложенных ограничениях.
Источник: konkurent.ru
Программное обеспечение для автошкол

Реализованы функции импорта и экспорта уроков.
Краткое описание программного обеспечения (PDF)
Интерактивная автошкола. Мотосредства


Стоимость: 26 000 ₽
Программное обеспечение предназначено для образовательных учреждений и организаций, осуществляющих проведение групповых занятий по подготовке кандидатов в водители транспортных средств категорий «А», «M» и подкатегории «А1».
Подходит для использования на интерактивных досках и телевизионных панелях или обычных компьютерах и ноутбуках, в том числе с возможностью вывода изображений на проекционный экран.
Программа разделена и структурирована на отдельные модули:
Реализованы функции импорта и экспорта уроков.
Теоретический экзамен в ГИБДД


На 30 рабочих мест
На 15 рабочих мест
На 5 рабочих мест
Программное обеспечение предназначено для преподавателей образовательных организаций, занимающихся подготовкой и обучением водителей транспортных средств всех категорийв.
Содержит в себе комплекты экзаменационных билетов для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «A», «B», «M» и подкатегорий «A1», «B1», а также официальные комплекты экзаменационных билетов для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «C», «D» и подкатегорий «C1», «D1» с последними изменениями.
- Тестирование по действующей методике приема экзамена.
- Интерфейс и функционал клиентской части программы, аналогичный комплексу ФИС ГИБДД-М.
- Использование двух режимов: Обучение / Внутренний зачет.
- Хранение результатов тестирования.
- Вывод на печать экзаменационных листов и протоколов экзамена.
- Управление ходом проведения занятия или экзамена.
Источник: autotrenajer.ru