Оператор присваивания служит для присваивания переменной значения выражения, которым может быть арифметическое выражение, константа или имя другой переменной. Оператор присваивания имеет вид: переменная = выражение, например,
C=D;
I=I+1; Y=12.
При употреблении оператора присваивания необходимо следить, чтобы к его моменту выполнения переменные, входящие в выражение правой части, были определены (имели числовые значения). Выражение в правой части вычисляется и присваивается переменной в левой части (относительно символа «=»).
2.3.2 Операторы ввода данных
Ввод исходных данных в программе осуществляется: оператором присваивания, оператором READ чтения данных блока, созданного оператором DATA; с клавиатуры во время выполнения программы при использовании оператора ввода INPUT.
Операторами присваивания ввод исходных данных осуществляется следующим образом:
Операторы READ и DATA в программе всегда присутствуют одновременно. При этом оператором DATA создается блок данных из констант, который затем читается оператором READ.
8 классы. Операторы ввода
READ список переменных
DATA список констант
Здесь READ и DATA – служебные слова, список переменных – имя одной или нескольких разделённых запятыми переменных, список констант – значение одной или нескольких разделенных запятыми констант.
При выполнении оператора READ данные области DATA по очереди пересылаются в переменные, указанные в списке ввода оператора READ. Операторы DATA могут располагаться в любом месте программы, но в этих же строках не допускается размещение других операторов.
Ввод исходных данных, приведенных выше, с помощью оператора READ, DATA может быть осуществленных следующим образом:
READ A, B, X
DATA 5.2, 12,-0.075
При использовании оператора ввода INPUT исходные данные вводятся с клавиатуры непосредственно во время выполнения программы. Общий вид оператора:
Input список вводимых переменных
В операторе INPUT при необходимости можно привести текст подсказки для разъяснения последовательности ввода данных, тогда оператор имеет вид:
Input «текст подсказки» список переменных
Список переменных – имена одной или нескольких переменных, отделенных друг от друга запятыми, значения которых необходимо ввести с клавиатуры.
Оператор INPUT приостанавливает выполнение программы в ожидании ввода данных и на экран выдает знак вопроса «?» или текста подсказки (если она приведена в операторе). После приостановки выполнения программы пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в котором они указаны в списке переменных, отделяя их друг от друга запятыми или пробелами. После набора всех значений и нажатия клавиши «Enter» введенные данные присваиваются переменным, и выполнение программы продолжается. Если клавиша «Enter» ошибочно нажата до завершения набора данных, то оставшимся переменным списка присваивается значение нуля.
Пример пользования оператора INPUT при вводе данных с клавиатуры:
Организация ввода и вывода данных | Информатика 8 класс #22 | Инфоурок
INPUT «Задайте три стороны треугольника», А, В, С
Во время выполнения этого оператора на экране появится текст и мигающий курсор в позиции, обозначенной ниже знаком «_».
Задайте три стороны треугольника_
В ответ пользователь вводит цифры, например 3 4 5, разделяя их пробелами или запятыми, и нажимает клавишу «Enter», в результате чего переменные получат значения: А=3, В=4, С=5.
Использование оператора READ, DATA целесообразно во время отладки программы, когда она многократно выполняется с одними и теми же исходными данными. Когда же программа многократно выполняется с различными исходными данными, целесообразно использование оператор INPUT, так как иначе перед каждым выполнением программы требовалось бы изменить оператор DATA в тексте программы.
Источник: studfile.net
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАТОРЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА BASIC ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ЛИНЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ
Основной конструкцией алгоритмического языка является оператор, определяющий конкретные действия по выполнению алгоритма. Формат оператора – это определенная структура записи оператора в соответствии с синтаксисом языка.
Программа – это последовательность программных строк, имеющих следующий синтаксис:
[] [оператор] [ : оператор ] … [‘комментарий ]
где: — может иметь один из двух типов –номер строки или алфавитно-цифровая метка.
Номер строки — это любая комбинация чисел в диапазоне от 1 до 65529 (номера строк были обязательны в ранних версиях Basic’а, но в версиях Turbo Basic и Qbasic используются редко).
Алфавитно-цифровая метка может состоять из любой комбинации латинских букв и цифр (до 40), должна начинаться с буквы и заканчиваться двоеточием. В программной строке с алфавитно-цифровой меткой после метки не должно быть операторов.
Операторы языка делятся на «исполняемые» и «неисполняемые». Исполняемые операторы указывают на действие – ввести или вывести данные, присвоить переменной значение и т.д. Неисполняемые операторы содержат комментарии к программе, объявляют и определяют типы данных, выделяют память под массивы и т.д.
На одной строке может быт несколько операторов разделяемых запятыми.
Комментарии служат пояснения отдельных операторов или блоков команд. Комментарий может начинаться либо со знака апостроф — «‘», либо имени неисполняемого оператора REM.
Для создания простейших программ линейной структуры достаточно знать всего три основных оператора языка – LET, INPUT и PRINT; и четыре вспомогательных — CLS, REM, LOCATE и END.
3.1. Оператор ПРИСВАИВАНИЯ LET позволяет присвоить числовым или символьным переменным определенные значения. Оператор имеет следующий формат:
[ LET ] имя-переменной = выражение (1)
Переменной, имя которой указано в левой части оператора, присваивается арифметическое или символьноевыражение, стоящее в правой части.
Так имя оператора LET, как правило, опускается.
Знак “=” означает не “равно”, а “ присвоить ”. Поэтому вполне закономерна, например, такая запись — “J=J+1”, т.е. — “ переменную J увеличить на 1 и полученное значение присвоить переменной J”.
Примеры записи операторов присваивания (если в одной строке записывается несколько операторов, то они отделяются друг от друга двоеточием):
A = 12.5 : D5 = W/3.14 : N% = N%+1 : D = B^2 + 4 * A * C : W = 25 MOD 3
2.2. Оператор INPUT предназначен для ввода данных в программу, его синтаксис:
INPUT [;] [«Текст — комментария»] [ ] список – переменных (2)
Обязательными элементами конструкции данного оператора являются только имя оператора и список — переменных.
Список — переменных состоит из одной или нескольких числовых и символьных переменных, которым с клавиатуры должны быть присвоены определенные значения.
Когда в программе встречается оператор INPUT, то выполнение программы временно прекращается, т.к. программа ожидает ввода с клавиатуры значений переменных, перечисленных в списке. На экране дисплея появляется текст комментария (если он был указан в операторе) и знак вопроса. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ знак НЕ ВЫВОДИТСЯ только в том случае, КОГДА после комментария поставлена ЗАПЯТАЯ, а не пробел или точка с запятой.
Если в списке несколько переменных, то при вводе они разделяются запятыми или пробелами. После ввода всех значений переменных нажимается клавиша Enter. Если данные не введены или введено их меньше, чем указано в списке, то недостающим числовым данным присваивается значение 0, а символьным — пробел.
Примеры записи операторов INPUT:
INPUT «Введите коэффициенты A и B -«;A,B – не рекомендуемый вариант, лучше –
INPUT «Введите коэффициент A -«;A
INPUT «Введите коэффициент B -«;B
2.3. Оператор выводаинформации на экран дисплея PRINT имеет следующую форму:
PRINT [Список — вывода][;] (3)
Элементами списка могут быть числовые и символьные константы, простые переменные, элементы массивов (переменные с индексами) и выражения. Элементы списка разделяются запятыми, точками с запятой или пробелами.
Переменным, используемым в списке, до этого должны быть присвоены определенные значения, иначе числовые переменные будут выведены как нули, а символьные – как пробелы. Используемые в списке выражения вначале вычисляются, а затем на экран выводится уже их результат.
Вместо имени оператора PRINT в программе можно использовать вопросительный знак — ?.
В операторе PRINT могут использоваться функции TAB(K) и SPC(N). Элемент списка, стоящий после функции TAB(K), будет выведен на экран с К-й позиции строки. Функция SPC(N) выводит на экран N пробелов.
Примеры записи операторов PRINT:
PRINT «Сумма равна — «;S1 : ? «Введите «;I;» — е число»
PRINT TAB(10);»Площадь круга = «;3.1415*R^2
Оператор PRINT со служебным словом USING позволяет выводить числа в заданном формате, т.е. с заданным количеством цифр в целой и дробной части и размещать числа в колонках, выравнивая их по десятичной точке.
Оператора PRINT USING имеет вид:
PRINT USING «формат», список – вывода (4)
где «формат» — строковая константа, которая содержит символы, определяющие форму вывода числовых и символьных данных. Символ # («решетка») — определяет положение для одного разряда числа, один такой символ отводится для знака числа. В формате указывается место расположения десятичной точки, в формате могут также использоваться символы для вертикального графления таблицы и вывода наименований.
Примеры записи операторов PRINT USING:
PRINT USING «ç # # # шт. ç # # # #.# # руб. ç»,K%,C
2.4. Оператор CLS — очистка экрана дисплея.
2.5. Оператор REM (REMARK) используется для записи комментариев (пояснений) в программах. Это т.н. “невыполняемый” оператор. Для записи комментариев также может использоваться символ апостроф – ‘. Грамотно написанная программа должна быть понятна для пользователя. Кроме того, наличие комментариев облегчают внесение последующих изменений.
В комментариях могут содержаться любые символы языка. Как и строковые константы, комментарии не подвергаются синтаксическому контролю.
2.6. Оператор LOCATE для позиционирования курсора в нужной точке экрана Обычно он записывается перед операторами PRINT и INPUT и имеет следующий вид:
LOCATE S,P (5)
где S – номер строки экрана, а P – номер позиции в строке, в которые нужно установить курсор. Напомним, что на экране, как правило, 24 строки по 80 символов.
2.7. Оператор END – указатель конца программы.
2.8. Пример на составление программы линейной структуры.
Два рабочих изготовили за смену D1 и D2 деталей, при норме N деталей в смену. Определить процент выполнения нормы каждым рабочим.
T$=”определение процента выполнения нормы”
input “введите величину нормы – “;N
input “введите фамилию первого рабочего — ”;F1$
input “введите фамилию второго рабочего — ”;F2$
PRINT “Сколько деталей изготовил ”; F1$; : Input D1
PRINT “Сколько деталей изготовил ”; F2$; : Input D2
P1=D1/N*100 : P2=D2/N*100 ‘Вычисление процента выполнения нормы
CLS ‘Очистка экрана перед выводом результатов
LOCATE 8,20 : PRINT T$ ‘Вывод заголовка в 20 позиции 8 строки
LOCATE 10 ‘Позиционирование курсора в 10 строке (в 1 позиции по умолчанию)
PRINT “рабочий “;F1$; “ изготовил ”; D1; “ деталей, выполнив норму на”;
PRINT USING “ # # # .# # %”;P1
PRINT “рабочий “;F2$; “ изготовил ”; D2; “ деталей, выполнив норму на”;
PRINT USING “ # # # .# # %”;P2
Результаты решения контрольного примера
определение процента выполнения нормы
введите величину нормы – ? 30
введите фамилию первого рабочего — ? Иванов
введите фамилию второго рабочего — ? Петров
Сколько деталей изготовил Иванов? 50
Сколько деталей изготовил Петров? 70
определение процента выполнения нормы
рабочий Иванов изготовил 50 деталей, выполнив норму на 166,67 %
рабочий Петров изготовил 70 деталей, выполнив норму на 233.33 %
Источник: allrefrs.ru
Глава II. Программирование линейных алгоритмов
Приступая к лечению, врач должен делать это изящно и весело; хмурый врач никогда не преуспеет в своём ремесле.
Прежде чем переходить к непосредственному программированию, мы хотим дать два совета:
овладеть основами программирования можно лишь при условии повседневной практики на вычислительной машине;
не рекомендуем читать описание языка программирования «просто так», в расчёте на то, что «может быть, потом пригодится».
Выберите задачу и начинайте составлять программу её решения параллельно с лекционным курсом. Тогда Вы поймёте главное: зачем нужны и как используются те или иные конструкции языка. Если по постановке Ваша задача отличается от задач, разобранных нами в качестве примеров, ищите аналогию в действиях.
В процессе составления алгоритма и программирования учтите, что:
В любой сколь угодно малой программе есть, по крайней мере, одна ошибка.
Всякую программу можно сократить, по меньшей мере, на одну команду.
Начиная с некоторого уровня сложности программы, появление непредвиденной ошибки становится неизбежным.
Всякое непроверенное вычисление неверно.
—Из старинной книги «Заповеди программиста»
Человеку свойственно ошибаться, глупцу упорствовать (в своих ошибках).
—Марк Туллий Цицерон
В программировании как в гольфе: любой может научиться за месяц, но в конце месяца программируют так же, как и играют: очень плохо.
ЭВМ многократно увеличивает некомпетентность вычислителя.
—Принцип некомпетентности Питера
Экспериментальное тестирование программ может служить для доказательства наличия ошибок, но никогда не докажет их отсутствие.
Умствуй — и придет!
—Л.Магницкий
II.1. Режимы работы
После одновременного нажатия на клавиатуре компьютера клавиш CTRL и STOP (что обозначается CTRL + STOP ) на экран дисплея выводится «системная подсказка» «Ok» («o’kay» — «о’кей, все в порядке»).
С этого момента Вы можете работать в любом из двух режимов:
клавиша «RETURN»,
клавиша «возврата каретки—перевода строки»,
клавиша «ввода», «ENTER» («to enter» — «вводить»),
клавиша «CR»(«Carriage Return» — «возврат каретки»),
клавиша «клюшка» (шутливое название).
Немедленно после этого вычислительное устройство ЭВМ выполняет данную последовательность команд. Сами команды после исполнения не запоминаются (теряются).
Важно помнить, что ввести информацию в компьютер — это значит не только набрать на клавиатуре соответствующий текст, но и нажать после этого клавишу Ввод ⏎ !
Простейшие вычисления в режиме прямого выполнения команд производятся при помощи команд: LET и PRINT (см. разделы II.4.1. и II.4.4. ).
Например, вычисление значения арифметического выражения SQR(3^2+4^2) выполняется по команде:
PRINT SQR(3^2+4^2)
После набора этой команды на клавиатуре и введения её в оперативную память компьютера (нажатием клавиши Ввод ⏎ , производится вычисление значения арифметического выражения, стоящего справа от служебного слова PRINT .
В результате на экране дисплея остаётся следующая информация:
Ok PRINT SQR(3^2+4^2) 5 Ok
Напомним, что признаком готовности ЭВМ к работе в режиме прямого выполнения команд является наличие «системной подсказки» «Ok» на экране дисплея. Пока «Оk» не выведено на экран дисплея, Вы не можете обратиться к ЭВМ : она занята своей работой и только по окончании её выводит на экран дисплея «системную подсказку» «Ok»!
Приведём ещё пример:
Ok print «Стремитесь к простоте программ.»
Заметим, что служебное слово print при вводе можно заменять символом «?», например:
Ok ? «Стремитесь к простоте программ.»
После набора этой команды на клавиатуре и нажатия клавиши Ввод ⏎ , экран дисплея примет следующий вид:
Ok ? «Стремитесь к простоте программ.» Стремитесь к простоте программ. Оk
Таким образом, по указанной команде компьютер вывел на экран дисплея текст, который был заключён в кавычки. Появившееся после этого сообщение «Ok» свидетельствует о готовности интерпретатора (см. II.2. ) «принять» новую команду.
Несколько следующих друг за другом команд прямого режима можно помещать на одной строке, которая называется командной строкой. При этом команды одной командной строки отделяются друг от друга двоеточием.
Максимально допустимое число символов в одной командной строке равно 255, поэтому длинная строка может занимать до семи 40–символьных или четырёх 80–символьных дисплейных (физических) строк. При вводе командной строки клавишу Ввод ⏎ нажимают всего лишь один раз после набора последней команды данной строки. Если при вводе командной строки дисплейная строка уже заполнена, то дальнейший текст автоматически переносится на следующую дисплейную строку (без какого–либо символа переноса).
Не опасайтесь этого!
Прямой режим полезен при отладке программ и при использовании MSX BASIC в качестве калькулятора для проведения коротких вычислений.
Ok print (5^2-7) 18 Ok
Ok ? SIN(ATN(1)*4/2) 1 Ok
Ok ? LOG(EXP(1)) .99999999999986 Ok
Ok ? ATN(1)*4 3.1415926535898 Ok
Ok ? 25.68MOD6.99 1 Ok
Ok ? 15AND14 14
Оk print 25.686.99 4 Ok
Ok ? (-1)OR(-2) -1 Ok
Ok print 3>1 -1 Ok
Ok ? «BONY»+»‘M» BONY’M Ok
Ok ? «1AAA»
Ok ? (4<>4)AND(9<1) 0 Ok
Ok ? 1/SIN(0) Division by zero Ok
Ok ? 1/COS(2*ATN(1)) -15915494309189 Ok
Ok ? TAN(2*ATN(1)) -15915494309189 Ok
Ok ?(-32768%)/(-1%) Owerflow Ok однако… Ok ? (-32768)/(-1) 32768 Ok
Заметим, что арифметические, логические и строковые выражения, стоящие после служебного слова PRINT , могут содержать имена переменных.
Разумеется, этим переменным до вычисления значения выражения должны быть присвоены начальные значения. Это осуществляется при помощи команды присваивания LET .
Ok LET A#=-1/3: PRINT ABS(A#*2)+2 2.6666666666667 Ok
Ok DIM A(78):A(45)=SIN(4*ATN(1)):?A(45) -1.2566370614359E-13 Ok
Отметим, что служебное слово LET при записи команды присваивания можно опускать.
19) Длину окружности и площадь круга радиуса R=2 можно вычислить при помощи следующей последовательности команд:
Ok PI=4*ATN(1):R=2:PRINT 2*PI*R:PRINT PI*R^2 12.566370614359 12.566370614359 Ok
Более того, команда PRINT в прямом режиме позволяет мгновенно переводить числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную, например:
Ok ? hffff -1 Ok
Ok print hff-b11 251 Ok
Ok ? b10 1 Ok
Ok ? HF2 7.595041322314 Ok
Режим выполнения программы (или программный режим); вначале ответим на вопрос: «Что же такое программа ?» В «Математической энциклопедии» (т.4, с.646) читаем: «Программа — план действий, подлежащих выполнению некоторым исполнителем, обычно автоматическим устройством, чаще всего ЭВМ ; предписание, алгоритм.
Программа представляется в виде конечной совокупности операторов (команд, инструкций), каждый из которых побуждает исполнителя выполнить некоторую элементарную операцию над данными, хранящимися в памяти исполнителя, и имена которых являются параметрами оператора. Автоматизм исполнения достигается тем, что любой текущий оператор, кроме завершающего, указывает однозначно на оператор программы, который должен выполняться после текущего…».
Итак, вместо того, чтобы вводить команды в режиме непосредственного (немедленного) исполнения, можно составить из них программу, которая будет выполняться позже в нужный момент. Такой способ работы с ЭВМ называется режимом выполнения программы или программным режимом. В этом режиме команды обычно называются операторами, хотя часто оба термина употребляются как синонимы. Это связано с тем, что большинство команд режима прямого выполнения можно использовать в качестве операторов режима выполнения программы и наоборот. Однако есть такие команды (например, AUTO , RENUM ), которые целесообразно использовать только в режиме прямого выполнения, и такие операторы (например, DATA , DEFFN ), которые выполняются только в программном режиме.
II.2. Интерпретаторы и компиляторы
BASIC — язык программирования высокого уровня. Это значит, что он универсален, не связан с конкретной вычислительной машиной. Чтобы программа, написанная на таком языке, могла быть исполнена на реальной ЭВМ , необходима особая программа — транслятор, выполняющая роль переводчика на машинный язык. Благодаря наличию транслятора программист приобретает существенное удобство: ему нет нужды знать специфику конкретной машины. Написанная на языке высокого уровня, его программа становится, как говорят, «переносимой» с одной ЭВМ на другую.
Есть два основных типа трансляторов: интерпретаторы и компиляторы. Для BASIC типичны первые, для многих других языков программирования (например, Паскаля) — вторые.
Интерпретатор работает как синхронный переводчик: он пытается понять каждое очередное предложение (оператор) программы, то есть выразить его «смысл» в виде цепочки команд ЭВМ и тут же выполнить их.
По–другому действует компилятор. Если продолжить аналогию, он работает как создатель добротного литературного перевода; он переводит программу, как некий связный рассказ, учитывая взаимоотношения её частей и выявляя не только ошибки в отдельных элементах, но и несогласованности между ними. Требования к «правильности» программы у компилятора намного выше.
Компиляция часто производится за несколько просмотров программы. Программа при этом не исполняется: перевод готов, но «не звучит». Одна из причин этого состоит в том, что компилируется программа обычно по частям (модулям), особенно если она большая и сложная. Особая программа — компоновщик собирает отдельные модули, полученные после трансляции, в единое целое: окончательный, готовый к исполнению машинный код.
Уже из этих кратких характеристик понятно, что интерпретатор намного проще в обращении. Вследствие этого BASIC позволяет непосредственно ощутить процесс программирования. Программа может быть составлена (даже не полностью) и тут же исполнена «на пробу». Программист может вмешиваться в процесс исполнения и сразу вносить необходимые коррективы в работу программы, пока она ещё не свободна от ошибок, а затем быстро исправлять её текст с учётом пробного запуска и тут же повторять все эти действия снова. Для начинающего программиста, который часто ошибается, эти свойства языка, конечно, чрезвычайно привлекательны, поскольку ошибка во многих случаях обнаруживается легко и быстро.
В некоторых других языках программирования (Pascal) обнаружение ошибки в программе и её исправление сопряжено со значительно большими затратами труда и времени.
Во–первых, нужно ещё дождаться, пока можно будет попробовать программу в деле. Компиляция каждого модуля может длиться несколько минут, а ведь затем надо ещё собрать их воедино.
Во–вторых, даже при безошибочной компиляции отдельных частей отнюдь не гарантирована правильная работа программы в целом: части могут быть плохо пригнаны друг к другу. Предположим теперь, что ошибка обнаружена. Мы не можем исправить одно лишь ошибочное место программы так, как мы делаем это на BASIC . Придётся перекомпилировать весь модуль, иногда из–за одной строки — несколько сотен.
Однако, потом оттранслированная и скомпонованная программа будет работать намного быстрее, чем подобная программа на BASIC . Ведь интерпретатор BASIC переводит каждый оператор перед каждым его выполнением, а значит — каждый раз тратит время на перевод. Как синхронный переводчик, он, сказав, тут же забывает сказанное, и в следующий раз должен будет повторить всю проделанную работу по переводу. Создатель литературного перевода держит в уме весь текст целиком; он знает, что его перевод, сделанный однажды, будут потом читать тысячи читателей в течение многих лет, и работает над ним тщательнейшим образом. Компилятор выполняет свою работу, так же тщательно выверяя окончательный результат. После компиляции и сборки отлаженную программу можно запускать многократно, и затраты труда на её разработку так же, как и затраты времени на трансляцию, окупятся с лихвой.
Существует ещё один вид транслятора. В советском компьютере БК–0010.01 используется компилятор с элементами интерпретатора, что позволяет в какой–то мере получить достоинства и того и другого. В частности, такой необычный «гибридный» транслятор по столь важному параметру, как быстродействие, ставит БК–0010.01 в ряд популярных зарубежных бытовых компьютеров (т.е. ЭВМ для дома, для игр, развлечений, создания личного архива, картотеки, справочника, решения сравнительно простых задач).
II.3. Оформление и редактирование программ
При записи программы на MSX BASIC необходимо соблюдать ряд требований, а именно:
Текст программы записывается построчно, чёткими печатными символами; при записи служебных слов разрешается использовать как прописные, так и строчные латинские буквы в любом сочетании, причём все строчные латинские буквы после ввода преобразуются интерпретатором в прописные (однако, символы, заключённые в кавычки, всегда выводятся на экран дисплея без изменения).
Каждая строка программы (программная строка) начинается номером этой строки и заканчивается нажатием клавиши «key>’Ввод ‘ ⏎ до нажатия этой клавиши ЭВМ «не интересуется» тем, что пользователь написал на экране дисплея, а после нажатия «приступает» к анализу содержимого программной строки. Интерпретатор игнорирует все пробелы между номером строки и началом оператора в этой строке (аналогично не учитывается и большинство остальных пробелов (хотя и не всегда!)).
Программные строки нумеруются целыми числами от 0 до 65529 в возрастающем порядке.
При составлении начального варианта программы рекомендуется нумеровать строки с интервалом 10: 10, 20, 30, …. Нумерация программных строк через 10 позволяет дополнять программу, вставляя новые программные строки между введёнными в память ранее (новые строки при этом имеют промежуточные номера: 15, 17, 21, 23 и т.д. и, даже будучи введёнными с клавиатуры в разное время, размещаются в памяти ЭВМ в строгом соответствии со своими номерами).
В каждой программной строке старайтесь размещать один законченный оператор (в случае размещения в строке нескольких законченных операторов операторы внутри строки отделяются друг от друга символом « : » (двоеточие), причём после последнего оператора в программной строке двоеточие не ставится); строка программы может занимать до семи дисплейных строк на 40–символьном экране дисплея, так как максимальное число знаков в строке программы, включая номер строки, равно 255. Избегайте «синдрома одной строки»! Данная «болезнь» начинающего программиста заключается в старательном размещении в каждой программной строке «огромного» количества операторов, в результате чего программа становится совершенно «нечитабельной».
Последним оператором программы может быть оператор окончания программы END с другой стороны, иногда можно обойтись и без этого оператора: выполнив последнюю строку программы, ЭВМ останавливается сама — ей больше нечего делать, операторы (команды) кончились!
Для записи программы в память ЭВМ и для её исполнения необходимо сопроводить программу командами (разумеется, они не нумеруются!) NEW и RUN («new» — «новый», «to run» — «бежать»), первая из которых записывается на первой перед программой дисплейной строке, вторая — на свободной дисплейной строке, расположенной за последней строкой программы. Обе команды заканчиваются нажатием клавиши Ввод ⏎ .
По команде NEW из оперативной памяти удаляются все предыдущие программы пользователя и значения переменных. Обязательно используйте эту команду для уничтожения старых программ, прежде чем начать вводить новую программу, иначе Вы только «измените» Вашу старую программу.
Отметим, что команда NEW является и оператором!
Команда RUN в её простейшей форме (в виде одного служебного слова) является сигналом к выполнению введённой программы, начиная с программной строки с наименьшим номером.
Команда RUN является также и оператором. Если эта команда задана как строка Вашей программы, то она перезапускает Вашу программу таким образом, как будто она была сначала остановлена, а затем запущена снова.
Также существует модификация команды RUN , позволяющая запускать программу с любой другой строки: для этого после служебного слова RUN указывается номер существующей программной строки, с которой программист пожелает начать выполнение программы, например:
RUN 23
Отличительной особенностью команды (оператора) RUN n является «стирание» значений всех переменных. Таким образом достигается идентичное состояние памяти при каждом новом запуске программы.
Запомните, что если Вы хотите начать выполнение программы со строки с заданным номером n, но при этом сохранить значения всех переменных, не используйте команду
Источник: sysadminmosaic.ru