Паскаль является языком программирования высокого уровня, т. е. он не ориентирован на конкретный тип процессора. Работая с этим языком можно заметить, что написание программы похоже на перевод полученного алгоритма, на английский язык: логика Паскаля похожа на логику человека.
Алфавит и синтаксис языка
Какой оператор описывает в программе ввод данных
Меню
вторник, 13 марта 2018 г.
Ввод и вывод, оператор присваивания, линейные программы
Размещаю шпаргалку по пройденному материалу
Pascal – язык программирования структурного типа, т.е. любая программа, написанная на этом языке, имеет определенную структуру:
Все разделы программы отделяются друг от друга знаком «;».
Begin и End – «операторные скобки». Они используются для обозначения начала и конца группы команд, но сами командами не являются. Поэтому точка с запятой после Begin и перед End не ставится.
Требуется специалист УДАЛЕННО: от 35 000 рублей на руки. Удаленная работа на дому без опыта вакансии
Имя программы, а также имена переменных, констант и других используемых в программе объектов называются идентификаторами.
— Идентификаторы задает сам программист
— В качестве идентификатора может использоваться любая последовательность латинских букв, цифр и знака подчеркивания, начинающаяся с буквы
— Имена идентификаторов не могут совпадать
— Строчные и прописные буквы не различаются
Существуют стандартные и пользовательские (создаваемые самим программистом) типы данных (переменных).
Некоторые стандартные типы:
Integer – целые числа (-10; 0; 1; 2; … )
Real – вещественные числа (-10; -7,241; 0; 1; 4,25; …)
Boolean – логический тип (true и false)
Char – символьный тип (’а’; ’б’; ’1’; ’*’ …)
String – строковый тип (’а’; ’б’; ’1’; ’123’; ’абв’; ’*’ …)
Пример задания переменных: Var x:integer; Y:char; a:integer; b:integer;
Переменные одного типа можно описывать вместе: Var x,a,b:integer; Y:char;
Вывод данных на экран осуществляется с помощью оператора Write (или Writeln):
Write (список вывода) или Writeln (список вывода)
Элементами списка могут быть константы, переменные, выражения. Указанные данные выводятся на экран в порядке их перечисления в списке. Для вывода на экран определенного текста он указывается в кавычках.
При использовании оператора Writeln после вывода на экран осуществляется переход на следующую строку, при использовании оператора Write перехода на следующую строку не происходит.
1. Write(a) – вывод на экран значения переменной (или константы) a;
2. Write(’a’) – вывод на экран буквы а;
3. Write(’a’, b, c) – вывод на экран буквы а и значений переменных (или констант) b и c;
4. Write(’a,’, b, ’,’, c) – вывод на экран буквы а и значений b и c через запятую;
5. Write(’a’); – вывод на экран букв a и b (в строку)
Write(’b’)
6. Writeln(’a’); – вывод на экран букв a и b (в столбик)
Организация ввода и вывода данных | Информатика 8 класс #22 | Инфоурок
Write(’b’)
Ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью оператора Read(список переменных) или Readln(список переменных)
При выполнении этого оператора компьютер ожидает ввода с клавиатуры значений переменных в том порядке, в каком они указаны в списке. Вводить значения следует через пробел, после окончания ввода нажимают клавишу Enter. При использовании оператора Readln после ввода значений осуществляется переход на следующую строку, при использовании оператора Read перехода на следующую строку не происходит.
С клавиатуры можно вводить только значения переменных.
Например,
1. Read(a)– ввод значения переменной a;
2. Read(’a’) – неверная команда, т. к. вводить можно только значения переменных;
3. Read(a,b,c) – ввод значений переменных a, b, c;
Пример. Программа выводит на экран введенное число с одним знаком после запятой
Program chislo;
Var N:Real;
Begin
Write(’Введите число: ’);
Readln(N);
Writeln(’N=’, N:5:1)
End.
Вид экрана после выполнения программы, будет следующим:
Введите число: . . .
N=. . .
Если введут число 7, вид экрана после выполнения программы, будет следующим:
Введите число: 7
N= 7.0
Оператор присваивания
Значения переменных можно изменять в процессе выполнения программы с помощью оператора присваивания. Команда присваивания имеет следующий вид:
переменная: =выражение
Оператор присваивания выполняется следующим образом:
1. вычисляется значение выражения
2. переменная получает это значение
При этом тип выражения (тип выражения определяется типом его значения) должен быть совместим с типом переменной. Например, числовой переменной нельзя присвоить в качестве значения символ или строку символов и наоборот; переменной символьного типа Char нельзя присвоить в качестве значения строку символов, а переменной типа Integer – значение, тип которого Real и т.д. Но при этом обратное возможно: переменной типа String можно присвоить значение типа Char, а переменной типа Real – значение типа Integer.
Выражение может включать в себя константы, переменные, знаки операций, функции, скобки.
Некоторые операции:
+ – сложение
– – вычитание
* – умножение
/ – деление
div – деление нацело (например, значением выражения 7div4 будет 1)
mod – остаток от деления нацело (например, значением выражения 7mod4 будет 3)
Некоторые функции:
Abs(x) – модуль х
Cos(x) – косинус х, Sin(x) – синус х
Sqr(x) – квадрат х, Sqrt(x) – корень из х
Random – случайное число из отрезка [0, 1], Random(x) – случайное число из отрезка [0, х]
Обратите внимание, что аргументы функций записываются в скобках !
Например,
1. a:=14.2 – переменной а присваивается значение 14,2
2. k:=’слово’ – переменной k присваивается значение ’слово’
3. x:=x–4 – значение переменной x уменьшается на 4
4. c:=a+b – переменной c присваивается сумма значений переменных (или констант) a и b
5. с:=sin(sqr(a+b)) – переменной c присваивается значение синуса от квадрата суммы переменных (или констант) a и b
6. x1:=(–b+sqrt(sqr(b)–4*a*c))/(2*a)
x2:=(–b–sqrt(sqr(b)–4*a*c))/(2*a)
– значения переменных x1 и x2 вычисляются по формуле корней квадратного уравнения
Источник: it-school603.blogspot.com
9 класс
Оператор WriteLn выполняет то же самое действие, но так как у него есть еще окончание Ln (line — англ. линия, строка), то после вывода на экран нужного сообщения, он дополнительно переводит курсор на следующую строчку.
Write (список выражений)
WriteLn (список выражений)
Процедуры Write и WriteLn используются не только для вывода результата, но и для вывода различных сообщений или запросов. Это позволяет вести диалог с пользователем, сообщать ему, когда ему нужно ввести значения, когда он получает результат, когда он ошибся и др.
Например, при выполнении процедуры WriteLn(‘Найденное число ‘,а), будет напечатана строчка, заключенная в апострофы, а затем выведено значение переменной а.
Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.
ОПЕРАТОРЫ READ И READLN
Основное назначение ЭВМ — сэкономить человеческий труд. Поэтому необходимо обеспечить возможность, однажды написав программу, многократно ее использовать, вводя каждый раз другие данные. Такая гибкость в языке обеспечивается операторами Read и ReadLn. Этими операторами вводится информация с клавиатуры.
Read(переменная, переменная. )
ReadLn(переменная, переменная. )
При выполнении процедуры Read ожидается ввод перечисленных в скобках значений. Вводимые данные нужно отделить друг от друга пробелами. Присваивание значений идет по очереди.
Например, если вводятся значения 53 и Х, то при выполнении оператора Read(a,b) переменной а будет присвоено число 53, а переменной Х — буква Х. Причем, отметим, чтобы не было аварийной ситуации, нужно правильно определить тип данных в разделе Var; в нашем случае а:integer, а b:char.
Особых различий при чтении и записи в использовании операторов Read и ReadLn нет. Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу результат выполнения программы остается на экране. Это очень полезно делать для анализа результатов.
Примечание. Когда Вы ставите задержку экрана, обратите внимание на предыдущий ввод. Если данные запрашивались процедурой Read задержки не будет.
Источник: irdomracheva9kl.blogspot.com