Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст. 2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Публикация «Программа художественно-эстетической направленности ИЗО-студии» размещена в разделах
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Изостудия — Школа «Мечта»
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт — терапия).
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества — это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.
Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т. п.
Программа для школы раннего развития, искусств, изостудии
Новизна и отличительные особенности программы.
Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 3-5 лет и разработана на основе раздела «Изобразительное искусство» программы «Истоки» (Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.)
Программа ИЗО-студия носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография,монотипия, пластилинография и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия в изостудии полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в изостудии применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Цель программы — развитие художественно-творческих способностей детей 3-5 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы :
— учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
— учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
— учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,
замечать и творить Красоту;
-развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
— воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
-воспитывать навыки самостоятельности.
Сроки реализации программы.
Программа расчитана на детей 3-5 лет, продолжительность обучающей программы 2 года. Занятия проходят два раза в неделю, в год-72 часа.
1. Первый год обучения, дети 3-4 года — от 10мин. до 15 мин.
2. Второй год обучения, дети 4-5 лет — от 15 мин. до 20 мин.
Форма проведения занятий: групповая.
Занятия проходят во второй половине дня.
— дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
— дети научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
— дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
— у детей разовьется мелкая моторика рук;
— сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
-разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
— появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
-сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
-сформируются навыки самостоятельности.
Формы диагностики уровня освоения программы :
— проведение диагностики в начале, середине и в конце года.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются : участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации программы :
— создание художественно-развивающей среды в детском саду (изобразительная студия);
— разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер — классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.
Методы и приемы обучения:
— словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
— наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
— практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Публикации по теме:
Использование логоритмики в художественно-эстетической области Евгения Анатольевна Портнова Музыкальный руководитель МДОУ детский сад к. в. №130 «Использование логоритмики в художественно — эстетической.
«Радуга талантов». Программа художественной направленности для детей 3–7 лет (срок реализации 4 года) Управление образования Администрации ЗАТО Северск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19» «Радуга.
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана на основе Положения.
Конспект НОД по художественно-эстетической направленности в средней группе «Мы-художники» Цель: формировать эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности: на жест, интонацию, мимику, цвет, форму. Учить.
Конспект открытого музыкального занятия в группе эстетической направленности Музыкальное путешествие Открытое занятие в группе эстетической направленности «Ладушки» Под музыку дети заходят в зал и встают врассыпную.
Проект по художественно-эстетической направленности с учетом ФГОС Стратегической концепцией в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период.
Программа арт-студии «Жар-птица». Комплексная программа по развитию творческих способностей детей 3. Содержание программы Название цикла Тема Цель НОД Кол-во Осенниекартинки Диагностика творческого развития личности Выявить уровень.
Программа Дополнительного образования детей дошкольного возраста по ФЭМП возраст детей 5–7 лет, срок реализации 2 года Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков.
Развитие музыкальной одарённости детей посредством создания системы работы по художественно-эстетической направленности Шефер Анна Константиновна МДОБУ «Детский сад № 5 «Теремок» город Минусинск Развитие музыкальной одарённости детей дошкольного возраста.
Сценарий «Посвящение в студийцы» гуманитарно-эстетической студии раннего развития детей «Малышок» Оформление зала: осенние листья, шары. Реквизит: корзинки, лейки, маленькие ведёрки, рули, 2 обруча, клетка с Матильдой, дары осени, листья.
Источник: www.maam.ru
Учебная программа ИЗО-студии «Перспектива»
«Изо-студия «Перспектива» — так называется программа, разработанная для детей, не имевших начальной подготовки в области изобразительного и декоративного – прикладного искусства. Основная идея программы – понимание красоты как мудрости (концепция программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского). Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры. Успешному достижению поставленной цели способствует решение основных задач: Образовательный (предметные): • Обучение основам композиции и изобразительной грамотности • Формирование у детей представления о различных видах и направлениях изобразительного искусства • Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению Личностные • Воспитание деятельной, уверенной в себе личности через процесс творческой самореализации • Воспитание чувства доброты, высоких нравственных качеств, способности сопереживать. Метапредметные • Развитие у детей чувства прекрасного • Пробуждение интереса и любви к искусству • Развитие эстетического чувства, воображения и творчества
17 сентября 2020 Паршиков Анатолий Олегович
1549 96 0 0
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Гелиос»
Директор МБУ ДО ДЮЦ «Гелиос»
«___» ________ 2020 г.
Приказ № __ от «___» _______ 2020 г.
Принята на заседании методического
совета от «___» _______ 2020 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Изостудия «Перспектива» 2020-2023
Уровень программы –базовый
Возраст обучающихся: 7 — 11 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель: Паршиков Анатолий Олегович,
педагог дополнительного образования
г. Ковров, 2020 г.
Пояснительная записка
В современном обществе отчётливо прослеживается тенденция его гуманизации, осознания человека как высшей ценности. Это осознание привело к изменениям в различных сферах жизни общества, и в первую очередь, в сфере образования. Происходящие изменения в современном обществе требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности; творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения повседневной жизни.
В наш век – век колоссального прогресса науки и техники – искусство отнюдь не утратило своего значения, как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития её художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни, в прошлой и современной культуре. Каждому ребёнку полезно знать историю искусства, художественное наследие. Картины и статуи, памятники графического и прикладного искусства дают нам наглядное представление о многих минувших событиях, вошедших в историю развития человеческого общества.
Жизнь замечательных людей прошлого, являясь образцом гражданского долга, учит трудолюбию и высоким моральным качествам. Сколько интересного дают детям занятия изобразительным искусством по изучению его истории с древнейших времён до наших дней, жизни и творчества великих художников.
Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего педагог дополнительного образования – профессионал, который донесёт до учащихся все тонкости своего дела – преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него – красоту и смысл жизни, реальности.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями стандартов нового поколения и Концепцией духовно-нравственного воспитания, интегрированным на получение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Программа «Изостудия «Перспектива» имеетхудожественную направленность, способствует развитию творческих и познавательных способностей детей. Содержание занятий позволяет формировать творческую увлеченность, целеустремлённость, настойчивость, аккуратность, внимательность и дисциплинированность. Занятие искусством развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы. И в этом состоит педагогическая целесообразность программы.
Актуальностьпрограммы обусловлена её методологической значимостью. Приобретённый багаж знаний и умений даёт возможность актуализировать творческие способности, практиковать и развивать компетенции, необходимые для самовыражения в современном обществе. Знания и умения, необходимые для изобразительной деятельности в будущем станут основой для поступления в художественную школу, художественное училище и т.д. – в этом и заключаетсявостребованностьданной программы.
«Изо-студия «Перспектива» — так называется программа, разработанная для детей, не имевших начальной подготовки в области изобразительного и декоративного – прикладного искусства.
Основная идея программы – понимание красоты как мудрости (концепция программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского).
Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Успешному достижению поставленной цели способствует решение основных задач:
Обучение основам композиции и изобразительной грамотности
Формирование у детей представления о различных видах и направлениях изобразительного искусства
Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению
Воспитание деятельной, уверенной в себе личности через процесс творческой самореализации
Воспитание чувства доброты, высоких нравственных качеств, способности сопереживать.
Развитие у детей чувства прекрасного
Пробуждение интереса и любви к искусству
Развитие эстетического чувства, воображения и творчества
Адресат программы
В объединение могут входить все желающие от 7 – 11 лет : 1-ый год – 7-8лет, 2- ой год – 9-10 лет, 3- ий год – 10-11лет. Набор детей свободный, вид детской группы – профильный, состав группы –постоянный. Наполняемость групп – 10-12 человек
Уровень усвоения программы — общекультурный (базовый)
Программа является модифицированной.Она основана на следующих документах и материалах: Закон Российской Федерации «Об образовании», типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН, а также программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского, которая представляет собой целостный интегрированный курс, включающий такие виды искусства, как живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство.
Форма обучения –очная.
Форма работы: групповая.
Занятия в группе первого года проходят 2 раза в неделю по 2 часа. В группе второго года 2 раза в неделю по 2 часа и третьего годов обучения – 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий — 45 минут.
Срок реализации данной образовательной программы 3 года. Общее количество часов – 432 часа, 1 год-144 часа, 2 год – 144 часа, 3 год -144 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Данная образовательная программа реализуется на занятиях следующих типов:
•изучение нового материала;
•комплексное применение знаний и умений (применение знаний и умений в знакомой и новой ситуации);
•комбинированное (осознание и осмысление новой информации, применение их в знакомой и новой ситуации, проверка уровня усвоения);
•обобщение и систематизация знаний и умений;
•актуализация знаний и умений;
•контроль знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты (1 год обучения)
Учащиеся первого года обучения должны знать:
Особенности материалов, применяемых в художественной изобразительной деятельности (карандаш, акварель, гуашь
а) карандаш (умение использовать линии с различным нажимом, растушевку, штриховку для создания выразительной композиции).
б) акварель (применение различных приёмов вливания цвет в цвет, растяжения цвета).
в) гуашь (составление цвета, разбавление и приглушение цвета; работа полным мазком).
г) комбинированные техники.
д) знание художественных материалов и разной техники, работы с ними, умелое их сочетание для наилучшей реализации творческого замысла.
а) цвет (умение использовать цвет, как средство передачи настроения; выделение главного)
б) линия (использование различных по характеру линий для передачи наибольшей выразительности образа, владение разными материалами).
в) контраст (использование цветового и тонового контраста).
г) колорит (гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов, эмоциональное воздействие).
а) смысловая связь элементов, изображение предметов, владение знаниями линейной перспективы (вдали, вблизи).
б) одноплановый, двухплановый рисунок.
Планируемые результаты (2 год обучения)
Учащиеся второго года обучения должны знать:
Особенности материалов, применяемых в художественной изобразительной деятельности:
•уголь (умение использовать линии с различным нажимом, пятно, растушевку для создания выразительной композиции);
•акварель (работа по «сырому», применение различных приёмов).
• гуашь (составление нового цвета из 2-3 основных, разбеливание цвета и получение новых оттенков; разнообразие мазков, использование различных способов наложения цветового пятна).
• тушь, гелиевая ручка (разнообразие линий, пятен, штриховки) Передача фактуры предметов с помощью различных способов (точками, штриховкой в различных направлениях). Гармония чёрного и белого.
•уметь использовать цвет, как средство передачи характера художественного образа;
• передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик и рефлекс).
•чувствовать и оценивать красоту линий;
•использовать контраст величин «доброго» и «злого», динамичного и спокойного;
•изображать предметы в логической взаимосвязи между собой (смысловая связь элементов);
•владеть знаниями воздушной перспективы;
•строить многоплановый рисунок;
Планируемые результаты (3 год обучения)
Учащиеся третьего года обучения должны знать:
•основы линейной перспективы;
•пропорции фигуры и головы человека;
•различные виды графики;
•свойства различных художественных материалов;
•основные жанры изобразительного искусства;
Учащиеся третьего года обучения должны уметь:
•работать в различных жанрах;
•выделять главное в композиции;
•передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
•сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
•строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
•критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей.
Учебный план 1-ый год обучения.
Цель первого года обучения: создание благоприятных условий для становления компетентной личности учащегося; выявления и раскрытия художественных способностей через овладение основами изобразительного искусства.
Задачи первого года обучения:
1. Воспитание художественного вкуса и мировосприятия
2. Приобретение определенных навыков графического искусства
3. Формирование творческого подхода к выполнению работы
4. Развитие фантазии и воображения и возможности выражения их через
5. Самостоятельный подход к вариативности возможных методов и средств
графики для выполнения творческой работы
Название темы
Кол-во часов
Формы аттестации контроля
Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами, понятиями графики и средств графики: линии, пятна, штриха и точки.
Мини выставка
Анкетирование
Творческий отчет
Понятие линии как средства графики. Цветочная симметричная композиция в геометрической плоской фигуре.
Наброски человеческой фигуры по средствам линии.
Копирование линейного орнамента и создание его продолжения и углового элемента.
Понятие пятна как средства графики. Разновидность пятна- силуэт. Упражнение- передача освещения и объема по средствам пятна на примере простого предмета (кувшин и т.п.)
Изображение персонажа по средствам силуэта (сказочный герой, мифическое существо, исторический костюмированный герой)
Пейзаж по средствам пятна- перевод цветного изображения в ч/б.
Наброски фигуры человека по средствам пятна и силуэта.
Точка как средство графики. Упражнение на переход пятна в точку.
Изображение цветка (ветки с несколькими листьями) с натуры по средствам точки.
Штрих как средство графики. Упражнение на различные виды штриха.
Техника быстрых зарисовок-иллюстраций
Иллюстрация по средствам штриха (доработка наиболее удачной иллюстрации из предыдущих).
Наброски фигуры человека с передачей светотени и объема через штрих.
Знакомство с понятиями печатной графики- гравюра, офорт, эстамп. Монотипия акварелью с дорисовкой.
Самостоятельная работа с выбором средства графического исполнения (например, эмблема или герб свой/школы или работа на выставочную тематику)
Источник: www.art-talant.org
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все или почти все дети любят рисовать, лепить, раскрашивать. Иногда что-то не получается, потому что они мало знают о материалах, которыми работают. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит в тупик.
Неслучайно у многих людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к изобразительному искусству, а это обедняет человека. Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека.
Для общества в целом именно сейчас важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» как целостный курс, включает в себя: рисунок, живопись, графику, дизайн, а также традиционное народное творчество. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами.
Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности.
Однако стремление охватить в программе изостудии, рассчитанной на три года, как можно больше направлений изобразительной деятельности внешне привлекательно для детей и родителей, на самом деле часто чревато «хождением по верхам». Что формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях.
Язык различных видов искусства делают художественную деятельность уникальным средством воспитания и развития ребенка. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание создавать прекрасное своими руками.
Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающего мира. Организация художественно-творческой деятельности младших школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.
С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Это истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.
Поэтому большое внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству Актуальность этой программы заключается в том, чтобы помочь детям своевременно узнать, какими возможностями обладают, казалось бы, самые обыкновенные материалы для рисования, какие существуют приемы работы простым и цветными карандашами, фломастерами, гуашью, как работать с бумагой и трафаретами. Новизна программы состоит в том, что на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и новейшие современные материалы для детского творчества (гелиевые ручки, различные виды цветной бумаги, картона, пленки, поролон). Кредо педагога – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
• знакомство с жанрами изобразительного искусства;
• знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
• овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
• приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми обще-учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
• развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
• развитие колористического видения;
• развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
• улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
• формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
• развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
• формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
• формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
• воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия.
Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу, любви к природе. Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она основана на программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского.
Программа предназначена для детей от 7 до 12 лет.
Форма организации занятий — индивидуально-групповая, что обусловлено целями и задачами программы. Целесообразно заниматься группой 12-15 человек два раза в неделю для детей 1 класса по одному академическому часу, для остальных по 2 часа два раза в неделю группой 10-12 человек. Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
• рисование с натуры
• рисование по представлению
• рисование на тему
• декоративная работа с элементами дизайна
• беседы об изобразительном искусстве.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
• репродуктивный метод – метод практического показа.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ ДЕЛЯТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ:
• приобретение новых знаний (теоретических)
• занятия по формированию знаний, умений, навыков ( самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога)
• повторение, подобные занятия являются заключительными.
• проверка знаний, умений, навыков
• комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
• беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание
• демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал
• работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов
• организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества
• организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
• организация выставок детских работ
• создание и развитие детского коллектива
• работа с родителями Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
• коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы по группам (2-5 человек);
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.
Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый — участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
• проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации рабочего пространства студии. Помещение должно быть хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано специальными партами для рисования и черчения.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
• изделия народных промыслов
НАТЮРМОРТНЫЙ ФОНД
1) Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли). Керамические ( горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).
2) Предметы декоративно-прикладного искусства: Прялка, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
3) Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий.
5) Гипсовые предметы: Орнаменты, гипсовые головы с античных слепков.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
• основные цвета • цветовую гамму красок ( теплые и холодные цвета)
• понятие композиция листа • понятие симметрии
• свойства красок и графических материалов
• азы линейной и воздушной перспективы
• основные приемы бумажной пластики
• смешивать цвета на палитре
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом
• грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки
• работать самостоятельно и в коллективе
У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
• умение организовывать и содержать в порядке рабочее место
• уверенность в своих силах
К концу второго года обучения дети будут знать:
• пропорции плоскостных о объемных предметов
• выбирать формат и расположение листа
• соблюдать последовательность в работе ( от общего к частному)
• работать с натуры
• доводить работу до конца
• использовать различные техники рисования гуашью
• работать с бумагой
У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
• умение работать в группе
К концу третьего года обучения дети будут знать:
• основы линейной перспективы
• основы закона композиции
• пропорции фигуры человека
• различные виды графики
• основные жанры изобразительного искусства
• работать в различных жанрах
• выделять основное в композиции
• передавать движение фигуры
• критически оценивать свои работы и работы товарищей
У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
• умения принимать конструктивную критику
• способность к адекватной самооценке
• умение радоваться своим успехам и успехам товарищей
• трудолюбие, упорство в достижении цели
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:
• текущие — (цель – выявление ошибок и успехов в работе)
• промежуточные — (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)
• итоговые — (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)
Выявление результатов осуществляется:
• через отчетные просмотры законченных работ;
• отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
Первый год обучения
Источник: borbatelena.ru