2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правиль-ном питании. / Методическое пособие, 2012.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. / Рабочая тетрадь, 2012.
4. Брехман И. И. «Введение в Валеологию – науку о здоровье»
5. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
6. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
7. Витамины.
Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974 г.
8. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки. — Волгоград: Учитель, 2008
9. Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007.
1. Пояснительная записка
Программа «Разговор о правильном питании» допущена Министерством Образования Российской Федерации. Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя три части. Первая часть программы «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 1-2 классов, включает в себя 15 занятий.
Итоги реализации УМК программы «Разговор о правильном питании»
По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 – 35% детей поступающих- в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.
Одной из причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату, является неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание.
Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, компания “Нестле” приняла решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Такая программа, направленная на формирование у детей основ здорового образа жизни, была разработана в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ.
В рамках данной программы, посвященной вопросам здорового питания, обучающиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к правильному питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека. При изучении программы обучающиеся приобретают умение принимать самостоятельные решения, а также смогут научиться выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности.
Гуреева В.Л. Программа «Разговор о правильном питании» как фактор формирования ЗОЖ
1.1 Актуальность программы
Благополучие человека зависит от здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве, чему способствует программа «Разговор о правильном питании».
Как показывают исследования специалистов, отсутствие культуры питания у детей ведет к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.
Культура питания – это основа здорового образа жизни.
— возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения
возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
— динамическое развитие и системность;
— необходимость и достаточность предоставляемой информации;
— вовлечение в реализацию программы родителей;
Для выполнения задач формирования правильного питания необходимо довести до сведения каждого ребенка важность соблюдения режима питания.
Основными формами реализации программы являются игровая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей и проектно-исследовательская работа.
Программа имеет большую практическую направленность.
1.2 Цели программы:
— формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни
— сформировать у обучающихся здоровьеразвивающую компетентность: необходимость сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
— формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
1.3 Задачи программы:
— развитие представлений детей о здоровье как одной из важных человеческих ценностей;
— формирование у детей основ культуры питания; представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
— расширение знаний детей о правилах питания;
— развитие навыков правильного питания;
— развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об историях и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
— развитие самостоятельности, самоконтроля;
— развитие творческих способностей.
— воспитание культуры поведения за столом во время еды;
— развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием;
2. Особенности построения курса
Курс состоит из 2-х частей и рассчитан на школьников от 6 до 11 лет:
1-2 классы – «Разговор о правильном питании»
3-4 классы – «Две недели в лагере здоровья»
Программа включает в себя не только вопросы соблюдения режима питания, но и культуры поведения за столом, навыкам сервировки стола, с особенностями правил приготовления пищи.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.
Все уроки составлены с учётом постепенного накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия проходят в виде: бесед, оздоровительных минуток, деловых игр.
Беседы включают вопросы культуры и гигиены питания, общих сведений о питании и приготовлении здоровой пищи, истории русской кухни, витаминах на грядках и в саду и др.
3. Формы и методы реализации программы:
· рассказы, беседы, дискуссии, анкетирование;
· сюжетно – ролевые игры;
· чтение по ролям;
· рассказ по картинкам;
· игры, конкурсы, викторины;
· рассматривание рисунков, фотографий;
· свободное и тематическое рисование;
· моделирование и анализ ситуаций;
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы-, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
4.Ресурсное обеспечение программы
Интернет ресурсы; таблицы пищевой ценности продуктов, раздаточный методический материал; компьютеры.
5. Содержание курса «Здоровое питание» отвечает следующим принципам:
• возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;
• вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
Программа состоит из двух частей:
1. «Разговор о правильном питании» для младших школьников 6-8 лет включает следующие темы: « Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Где найти витамины зимой», «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты», «Как правильно есть», «Удивительные превращения пирожка», «Плох обед, если хлеба нет», «На вкус и цвет товарищей нет», «Если хочется пить», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной». Эти темы могут быть использованы на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира. Возложить ответственность на классных руководителей проводить беседы о здоровом и правильном питании.
2. «Две недели в лагере здоровья»- для школьников 9-11 лет включает следующие темы: «Из чего состоит наша пища», «Что нужно есть в разное время года», «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен», «Как правильно накрыть стол», «Как правильно вести себя за столом», «Что и как приготовить из рыбы», «Дары моря», «Кулинарное путешествие по России», «Где и как готовят пищу», «Какаю пищу можно найти в лесу». Темы второй части могут использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также на уроках обслуживающего труда.
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
· знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
· навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
· умение определять полезные продукты питания.
· знание о структуре ежедневного рациона питания;
· навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
· умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
· знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
· навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
· умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
· знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
· навыки, связанные с этикетом в области питания;
умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения
соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной
активности, корректировать несоответствия
1.3 Ожидаемый результат
— полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
— дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
— дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания
Технологическая карта №1
Если хочешь быть здоров
Познакомить учащихся с героями программы, сформировать представление о важности правильного питания.
Термины и понятия
Для восполнения запасов энергии, роста и развития необходимо правильно питаться.
Правильное питание, здоровая пища.
— интерес к изучению темы;
— желание помочь Кате, Ане и Диме вести диалог со взрослыми;
— творческое отношение к теме.
Обсуждение проблемного вопроса – сбережение и укрепление здоровья человека.
Важность правильного питания.
Регулятивные умения: Понимание и сохранение учебной задачи.
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Принятие установленных правил.
Слушать мнение партнера.
Учитывать мнение партнера при работе в паре, группе.
Формулировать правила позитивного диалога.
Сформировать представление о здоровье и здоровой пище.
Уметь рисовать любимые продукты и блюда, писать их названия.
Технология изучения темы
Организация образовательного пространства
Кружок «Разговор о правильном питании».
Игра «Вкусные истории».
Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании», методическое пособие для учителя.
1 этап. Самоопределение в учебной деятельности
Мотивировать к изучению темы.
Стимулировать эмоциональное отношение к своему здоровью.
— Здорово покатались! Но мы такие голодные. Сделаем бутерброды и запьем газировкой.
— Нет, лучше съесть горячий суп.
— Какая разница, что есть? Главное – не чувствовать голода!
— Еда необходима нашему организму для жизни.
— Чтобы расти и быть здоровым, нужно есть полезные продукты. Нельзя кушать все подряд.
— проявлять интерес к изучению темы;
— сформировать представление о важности правильного питания.
— Для восполнения запасов энергии, роста и развития необходимо правильно питаться.
2 этап. Учебно-познавательная деятельность
Задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
— здоровье и здоровая пища;
Задание 1 (З) Р.т. — с.7, И
Нарисуй свои самые любимые продукты и блюда, напиши их названия.
Напиши, полезные продукты – самые любимые продукты?
— здоровье, здоровая пища;
— соблюдать правила питания;
— рассказать о правильном питании, о здоровой пище.
1. «Правильное питание – залог здоровья».
2. «Режим дня младшего школьника».
3. «Здоровая пища для всей семьи».
4. «Режим питания школьника».
5. «Формирование здорового образа жизни младшего школьника».
Результаты работы по программе «Разговор о правильном питании»
Дети: учились самостоятельно работать с информационными источникам, находить нужную информацию и выделять главное.
Родители: активные помощники учителя в организации мероприятий
1. Готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
2. Знание традиций и особенностей питания родного народа и народов, проживающих на территории республики, страны;
3. Желание и умение соблюдать правила этикета, связанные с питанием;
4. Просвещение родителей по вопросам правильного рационального питания
Источник: school-herald.ru
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» 1-4 класс.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 – 4 классов разработана в соответствии:
— с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
— письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
— ч. 11 ст. 13 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
— постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
— образовательной программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011;
1.1 Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность программы .
Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества.
Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Разговор о правильном питании.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
— возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения
возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
— динамическое развитие и системность;
— необходимость и достаточность предоставляемой информации;
— вовлечение в реализацию программы родителей;
Для выполнения задач формирования правильного питания необходимо довести до сведения каждого ребенка важность соблюдения режима питания.
Основными формами реализации программы являются игровая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей и проектно-исследовательская работа.
Программа имеет большую практическую направленность.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
1.2 Цели и задачи программы
Цель : формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
-формирование и развитие представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
— формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
— освоение детьми практических навыков рационального питания;
— формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни;
— формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
— пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;
— развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
— развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
— просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
1.3 Формы и методы обучения
В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями, групповые дискуссии, мозговой штурм
Основные методы обучения: исследовательский, обьяснительно-иллюстративный, практический, поисковый.
1.4 Ожидаемый результат
— полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
— дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
— дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
— здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде защиты творческих проектов, выставок работ по различным темам, проведение конкурсов.
2.Содержание программы «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
1. Разнообразие питания.
Знакомство с программой . Беседа.
Экскурсия в столовую.
2. Самые полезные продукты
Беседа « Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты.
Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин.
3. Правила питания.
Формирование у школьников основных принципов гигиены питания.
Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.
4. Режим питания.
Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.
Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка
Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака.
Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.
6. Роль хлеба в питании детей
Беседа «Плох обед, если хлеба нет».Рацион питания,обед.
Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда.
7. Проектная деятельность.
Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта.
Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».
8. Подведение итогов работы.
Творческий отчет вместе с родителями.
2.2 Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
— роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
— соблюдать режим дня
— выполнять правила правильного питания;
— выбирать в рацион питания полезные продукты
2.1 Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Реализация программы «Разговор о правильном питании» ( из опыта работы)
Я хотела бы поделиться опытом работы реализации федеральной программы по здоровому образу жизни подрастающего поколения «Разговор о правильном питании».
По данному направлению я работаю уже 5 лет и поэтому есть результаты, которыми хотела бы познакомить. Реализовать данный курс можно во внеурочной деятельности, во время группы продленного дня. В работу включены не только дети, но и родители, т.к. некоторые задания можно сделать только в домашних условиях. Надеюсь, что мои разработки будут использованы коллегами.
Оценить
1518 0
Содержимое разработки
Из опыта работы в рамках реализации программы
«Разговор о правильном питании»
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и егоздоровью.
Здоровый образ жизни пока не стоит на первом месте среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если школа и родители научат детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Исходя из этого, педагоги, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, должны планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укреплении здоровья всех участников педагогического процесса.
Слабое здоровье мешает нашей жизни, а крепкое, наоборот, содействует успеху. В тексте концепции модернизации российского образования указано, что необходимо улучшение питания учащихся в образовательных учреждениях. В нашей школе существует система работы по здоровьесбережению, в ней много аспектов, один из которых — организация правильного питания.
Я работаю по книгам «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья». Авторы этой уникальной программы – директор института возрастной физиологии РАО академик М.М.Безруких, к.п.н. Т.А.Филиппова и к.п.н. А.Г.Макеева. Содержание программы выстроено так, что у детей формируется сознательное отношение к своему здоровью, осваиваются навыки правильного питания.
Как показывают исследования специалистов, только 20%пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак, привычка есть всухомятку), далеко не все родители считают необходимость рассказывать детям о важности правильного питания. Поэтому целью курса «Разговор о правильном питании», который проводится учителями начальной школы, является формирование у учащихся представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания. И так же непосредственной работе по программе должна предшествовать работа с родителями, где основной задачей учителя является — сделать родителей союзниками в вопросах о культуре питания, поэтому перед началом реализации программы провожу анкетирование среди родителей.
Проведение такого рода анкетирования дает возможность на определение совместной деятельности родителей и учителя по решению открывшихся проблем.
Передо мной встала проблема по поиску наиболее эффективных методов и форм «оздоровления» учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Я стала работать по программе «Разговор о правильном питании», так как она позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания, формировать представления о правилах этикета, пробуждать интерес к народным традициям. Опыт работы показал, что программа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем, благодаря ей не только дети, но и взрослые сумели освоить основы здорового образа жизни.
При реализации программы “Разговор о правильном питании” в классе я убеждалась в том, что дети действительно осознавали необходимость заботиться о своем здоровье. Постепенно, в течение учебного года, у детей формировалось представление о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания.
Так, например, дети составляли собственное меню с учетом полученных знаний. Его придерживались семьи моих учеников в выходные дни. Была и небольшая экскурсия в школьную столовую, что позволило детям больше узнать о работе повара в сфере общественного питания, сравнить посуду на школьной и домашней кухне. Ребята изучили меню, которое предлагала столовая нашей школы.
Был сделан вывод о том, что это меню составлено безупречно и соответствует законам рационального питания. Творчески дети относились к домашним заданиям. Они охотно делились рецептами любимых блюд; рассказывали, как сварить вкусное блюдо, в котором так много необходимых нам зимой витаминов; объясняли друг другу, как можно утолить голод, если мама не успела приготовить обед; придумывали новые полезные блюда; на практике учились правильно накрывать стол. При этом учащиеся знакомились с традициями разных народов, узнавали обособенностях национальной кухни, правилами этикета, связанными с питанием. Дети даже контролировали ситуацию в своей семье, давали советы родителям.
Как я реализую данный курс?
Я веду занятия по программе в рамках внеклассной работы. Заметила, что многие темы других предметов пересекаются с темами программы. Исходя из этого сделала вывод, что больший эффект для закрепления полученных знаний даёт интеграция программы с другими предметами. Содержание программы «Разговор о правильном питании» становится ярче, другие предметы его расширяют и дополняют.
С какими предметами я интегрирую этот курс?
В занятия по программе ввожу элементы русской народной культуры, расширяя исторический компонент программы. Узнавая прошлое народа, учащиеся знакомятся с историей своей родины, учатся её любить, ценить всё, что создали наши предки. Для примера приведу несколько вариантов межпредметной интеграции.
«Разговор о правильном питании»
Элементы народной культуры
Источник: www.prodlenka.org