Кадеты(1905) -> позднее “партия народной свободы”. Она была преимущественно “интеллигентской”. В ней состояли преподаватели, врачи, инженеры, адвокаты, деятели искусства и представители либерально настроенных помещиков и буржуазии, некоторые рабочие и крестьяне.
Лидер: Милюков, Корнилов, Вернадский.
Главная цель – введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия, согласно их программе, должна быть заменена парламентарным демократическим строем. Они выступают за разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение “гражданских политических прав личности”, за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе, 8-ми часовой рабочий день на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. Восстановление государственной автономии Финляндии и Польши в составе России и культурная автономия остальных народов.
НАЦБОЛЫ: революционная лево-правая химера Эдуарда Лимонова
Аграрный вопрос: частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, но по “справедливой оценке” (т.е. по рыночным ценам), они противники обобществления частной собственности. Их программа направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществление целей – мирным путем (путем получения большинства в Думе проведения через нее записанных в их программе реформ)
Цель: “оказать содействие прав-ву, идущему по пути спасительных реформ”. Они за конст. монархию с Гос. Думой. Считали необходимыми реформы, обеспечивающие свободу буржуазному предпринимательству.
Главные требования – свобода пром-ти, торговли, приобретение собственности и охрана ее законом, свобода печати, собраний, союзов, вероисповедания, признание законности стачек как средства защиты интересов рабочих, но только с экон. требованиями и на предприятиях, “не имеющих гос. значения”, страхование рабочих, сокращение налогов с населения, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Они выст. за единую и неделимую Россию, допуская лишь некоторую автономию для Финляндии, но отвергая ее для Польши.
Аграрный вопрос: разрушение общины, возвращение крестьянам отрезков и в исключительных случаях отчуждение помещичьих земель (за вознаграждение из казны), регулирование аренды земли и перенаселение малоземельных и безземельных крестьян на “свободные земли”.
Прогрессисты (между кадетами и октябристами) (Коновалов, Рябушинские)
Выступали за конституционную монархию, за выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод.
Помещичье-монархические и консервативные партии (Дубровин, Пуришкевич, Марков)
“Союз русского народа” и “Русский народный союз имени Михаила Архангела”.
Лозунг: “православие, самодержавие, народность”. Не признавали никакие права за другими национальностями, проповедовали неприкрытый антисемитизм, боролись за защиту неогран. власти царя и господ. положения православной церкви.
ДВЕ КОРОВЫ ОБЪЯСНЯЮТ ВСЁ
Их называли “черносотенцы”. Они имели много сторонников среди всех слоев населения – крупных дворян и крестьян, мещан, купцов.
Отмечали безусловное первенство русского народа над остальными нациями. Боролись за сохранение дворянских привилегий, некоторые требовали вернуться к неогран. самодержавию, за сохранение царем значит. законод. и исполн. власти, за передачу крестьянам –за деньги небольшого количества земли, за “единую и неделимую Россию”, за активную внеш. политику, за сохранение нац. и сословного неравенства.
Либеральное движение. В обстановке острого экон-го кризиса, на фоне массовых народных выступлений происходит быстрая консолидация различных направлений общественного и революционных движений. Еще в 1899 г создается кружок “Беседа”, объединивший руководителей земского либерального движения -братьев Павла и Петра Долгоруковых, Шипова, Стаховича, Хомякова и др.
Они действовали в тесном контакте с интеллигенций -публицистами и учеными, юристами, экономистами, историками, такими, как:Милюков, Набоков, Струве. Струве стал редактором созданного нелегального журнала “Освобождение”, кот. С 1902 г начал выходить в Герм. Этот журнал начал пропагандировать введение в России конституции и политических свобод.
В 1904 г либеральные земцы и интеллигенция объединяются в одну организацию- “Союз освобождения”. Выступая, как и раньше, за преобразование гос-го строя России, члены “союза” выдвигали в своей программе и некоторые умеренные социально -экономические требования, прежде всего в крестьянском вопросе: отчуждение части помещичьих земель за выкуп, ликвидацию отрезков и т.п.
Общим для всех либеральных деятелей было неприятие революционных средств; они надеялись добиться преобразования России мирным путем. Образование партии эсеров. Начало 20 в -время образования революционных партий.
В 1901 г в Берлине состоялась встреча представителей региональных организаций революционно -народнического направления, на которой решено было создать единую “Партию социалистов -революционеров”. Программа, разрабатывавшаяся такими теоретиками эсеровской партии, как Чернов, Гоц, Натансон и др. имела много общего с установками революционных народников.
Прежде всего, это касалось идеи об особом, некапиталистическом пути России к социализму -через крестьянскую общину. Аграрная часть эсеровской программы предусматривала социализацию земли. Эсеры предполагали, уничтожив частную собственность на землю, передать ее в пользование общинам, которые, следуя вековым традициям, будут осуществлять уравнительное распределение земли.
Что касается политической части программы, то здесь эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв на основе всеобщих равных выборов Учредительного собрания, которое должно было определить характер гос-го строя послереволюционной России. У эсеров была твердая уверенность, что большинство населения выскажется при этом за демократическую республику. Вслед за народовольцами эсеры считали индивидуальный террор одним из главных средств революционной борьбы. В 1902 г в эсеровской партии создается террористическая Боевая организация во главе с Гершуни, формально подчинявшаяся ЦК, а по сути пользовавшаяся полной самостоятельностью. В1903 г боевики совершили ряд терактов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Консервативная партия: лидеры, программа. Консервативные партии России начала 20 века
В связи с революционными событиями 1905 года в России образовалось около пятидесяти политических партий — и местечковых, и крупных, с сетью ячеек по всей стране. Их можно отнести к трём направлениям — радикальные революционно-демократические, либерально-оппозиционные и монархические консервативные партии России. О последних в основном и пойдёт речь в данной статье.
Процесс создания партий
Исторически оформление разнообразных политических партий происходит с точной системностью. Первыми формируются оппозиционные левые партии. Во время революции 1905 года, то есть чуть позже подписания октябрьского Манифеста, образовались многочисленные центристские партии, объединившие, по большей части, интеллигенцию.
И напоследок, уже реакцией на Манифест, появились правые — монархические и консервативные партии России. Интересный факт: все эти партии исчезали с исторических подмостков в обратном порядке: правых смела Февральская революция, потом Октябрьский переворот упразднил центристов. Причём большая часть левых партий объединилась с большевиками или самораспустилась в 20-х годах, когда начались показательные суды над их предводителями.
Список и лидеры
Консервативной партии — ни одной — не суждено было пережить 1917 год. Родились они все в разное время, а погибли почти одновременно. Консервативная партия «Русское собрание» существовала дольше всех других, потому что создана была раньше — в 1900. О ней ниже будет рассказано более подробно.
Консервативная партия «Союз русского народа» основана в 1905, лидеры — Дубровин и с 1912 года — Марков. «Союз русских людей» существовал с 1905 по 1911, далее до 1917 уже чисто формально. В. А. Грингмут в том же 1905 основал Русскую монархическую партию, которая впоследствии стала «Русским монархическим союзом».
У высокородных аристократов тоже была своя консервативная партия — «Объединённое дворянство», созданная в 1906. Знаменитым Русским народным союзом имени Михаила Архангела руководил В. М. Пуришкевич. Национально-консервативная партия «Всероссийский национальный союз» исчезла уже в 1912, руководили ею Балашов и Шульгин.
Партия умеренно правых окончила существование в 1910. «Всероссийскому Дубровинскому Союзу Русского народа» удалось сформироваться лишь в 1912 году. Ещё позже была создана консервативная партия «Отечественный патриотический союз» лидерами Орловым и Скворцовым в 1915. А. И. Гучков собрал свой «Союз семнадцатого октября» в 1906 (те самые октябристы). Вот примерно все основные консервативные партии России начала 20 века.
«Русское собрание»
Санкт-Петербург стал местом рождения РС — «Русского собрания» в ноябре 1900 года. Поэт В. Л. Величко в узком кругу посетовал на то, что его постоянно преследуют смутные, но явно провидческие видения, как Россию захватывают какие-то тёмные силы. Он и предложил создать некое содружество русских людей, готовых противостоять будущей напасти.
Вот так начиналась партия РС — красиво и патриотично. Уже в январе 1901 был готов устав РС и избрано руководство. Как выразился историк А. Д. Степанов на первом заседании, черносотенное движение появилось на свет.
Пока что и это звучало не так угрожающе, как, скажем, лет через восемнадцать-двадцать. Устав был утверждён сенатором Дурново и скреплён тёплыми словами, полными светлой надежды. Первоначально собрания РС были похожи на литературно-художественный клуб славянофильского толка.
Там собирались интеллигенты, чиновники, духовенство и помещики. Во главу угла ставились культурно-просветительские цели. Однако после революции 1905 года, благодаря своей деятельности, РС перестала быть похожей на другие консервативные партии России начала 20 века. Она стала ярко правомонархической.
Деятельность
Вначале РС устраивало обсуждение докладов и устраивало тематические вечера. Собрания происходили по пятницам и были посвящены политическим и общественным проблемам. Также были популярны и «литературные понедельники». Всеми «пятницами» сначала занимался В. В. Комаров, но популярными и влиятельными они стали осенью 1902, когда во главе их встал В. Л. Величко.
С 1901 года, кроме «понедельников» и «пятниц» начались обособленные совещания (здесь нужно отметить активность Окраинного отдела, где председательствовал профессор А. М. Золотарёв, впоследствии этот отдел стал самостоятельной организацией «Русского окраинного общества»). С 1903 года под руководством Н. А. Энгельгардта всё более популярными становились «литературные вторники».
Уже в 1901 году «Русское Собрание» насчитывало более тысячи человек, а в 1902 — на шестьсот больше. Политическая деятельность сводилась к тому, что, начиная с 1904 года, царю периодически подавались челобитные и верноподданнические адреса, организовывались депутации во дворец и проводилась пропаганда в периодической печати.
Депутации в разное время украшали своим присутствием князья Голицын и Волконский, граф Апраксин, протоиерей Боголюбов, а также не менее знаменитые люди — Энгельгардт, Золотарёв, Мордвинов, Леонтьев, Пурышев, Булатов, Никольский. Государь принимал делегации РС с воодушевлением. Консервативные политические партии Николай Второй, можно сказать, любил и доверял им.
РС и революционная смута
В 1905 и 1906 годах «Русское Собрание» ничего особенного не совершило, да и с ним ничего не произошло, если не считать послереволюционный циркуляр, которым запрещалось состоять в любых политических сообществах военнослужащим царской армии. Тогда либеральные и консервативные партии потеряли множество своих членов, а РС покинул основатель его — А. М. Золотарёв.
В феврале 1906 РС организовало всероссийский съезд в Санкт-Петербурге. Фактически партией «Русское Собрание» стало только к 1907 году, когда была принята программа консервативной партии и внесены дополнения в устав. Теперь РС могло избирать и быть избранным в Государственную думу и Государственный совет.
Основанием программы стал девиз: «Православие, Самодержавие, Народность». Ни одного монархического съезда «Русское Собрание» не пропустило. Однако независимую политическую фракцию создать удалось очень нескоро. Первая и вторая думы шансов РС не дали, поэтому партия решила кандидатов не выставлять, напротив — голосовать за крайних левых (такая хитрость против октябристов и кадетов). Политическая позиция на Третьей и Четвёртой Думах однозначно не рекомендовала своим депутатам блокироваться с центристами (октябристы) и даже с умеренными правыми националистическими партиями.
Расколы
До конца 1908 года в монархическом лагере бушевали страсти, итогами которых стали расколы многих организаций. Например, конфликт Пуришкевича с Дубровиным расколол «Союз русского народа», после чего появился «Союз Архангела Михаила». Мнения в РС тоже разделились. Партию преследовали ссоры, уходы и смерти, но особенно — бюрократическая мертвечина.
К 1914 году руководители РС решились на абсолютную деполитизацию партии, увидев в просветительской и культурной направленности верный путь к улаживанию конфликтов. Однако война углубила все разломы в отношениях, поскольку марковцы были за немедленное заключение мира с Германией, а сторонники Пуришкевича — наоборот, им нужна была война до победного конца. В итоге к Февральской революции «Русское Собрание» себя изжило и превратилось в немногочисленный кружок славянофильского направления.
СРН
«Союз русского народа» — ещё одна организация, представляющая консервативные партии. Таблица демонстрирует, насколько в начале двадцатого века высока была пассионарность — всевозможные общества, сообщества множились, словно грибы под осенним дождиком. Партия СРН начала действовать в 1905 году. Программа её и деятельность целиком и полностью стояла на шовинистических и ещё более — антисемитских идеях монархического толка.
Православный радикализм особенно отличал взгляды её членов. СРН был активно настроен против любого рода революций и парламентаризма, ратовал за нераздельность и единство России и выступал за совместные действия властей и народа, который будет при государе совещательным органом. Эта организация, естественно, была запрещена сразу после окончания Февральской революции, а недавно, в 2005 году, её пытались воссоздать.
Исторический фон
Русский национализм никогда не был одинок в мире. Девятнадцатый век повсеместно отмечен националистическими движениями. В России активная политическая деятельность смогла появиться только во время государственного кризиса, после поражения в войне с японцами и каскада революций. Царь только тогда решил поддержать инициативу правых общественных групп.
Сначала появилась вышерассмотренная элитарная организация «Русское Собрание», которая не имела с народом ничего общего, да и у интеллигенции её деятельность не нашла достаточного отклика. Естественно, противостоять революции такая организация не могла. Как, впрочем, и другие политические партии — либеральные, консервативные. Народу уже требовались не правые, а левые, революционные организации.
«Союз русских людей» объединял в своих рядах только высшее дворянство, идеализировал допетровскую эпоху и признавал только крестьянство, купечество и дворянство, космополитическую интеллигенцию не признавал ни как класс, ни как прослойку. Курс правительства СРЛ подвергал критике за взятые им международные займы, считая, что таким образом власть разоряет русский народ.
СРН и террор
Создан был «Союз русского народа» — крупнейший из монархических союзов — по инициативе одновременно нескольких человек: врача Дубровина, игумена Арсения и художника Майкова. Руководителем стал членствующий в «Русском Собрании» Александр Дубровин. Он оказался неплохим организатором, политически чутким и энергичным человеком. Он легко вошёл в контакт с правительством и администрацией и убедил многих, что только массовый патриотизм может спасти действующий порядок, что необходимо общество, которое будет проводить и массовые акции, и индивидуальный террор.
Консервативные партии 20 века начинают заниматься террором — это было что-то новенькое. Тем не менее, движение получило поддержку всякого рода: полицейскую, политическую и финансовую. Царь благословил СРН от всей души в надежде, что даже террор лучше бездеятельности, которую демонстрируют другие консервативные партии России.
В декабре 1905 года в Михайловском манеже СРН был организован массовый митинг, где собралось около двадцати тысяч человек. Выступили видные люди — знаменитые монархисты, епископы. Народ демонстрировал единство и воодушевление. «Союзом русского народа» издавалась газета «Русское знамя». Царь принимал депутации, выслушивал доклады и принимал подарки от руководителей Союза. Например, отличительные знаки членов СРН, которые и царь, и цесаревич время от времени надевали.
Тем временем призывы СРН абсолютно погромного антисемитского содержания тиражировались в народ на миллионы рублей, полученных из казны. Росла эта организация огромными темпами, региональные участки открывались почти во всех крупных городах империи, за несколько месяцев — более шестидесяти отделений.
Съезд, устав, программа
В августе 1906 года устав СРН был утверждён. Там содержались основные идеи партии, программа её действий и концепция развития. Этот документ по праву считался лучшим среди всех уставов монархических обществ, потому что был краток, ясен и точен в формулировках. Тогда же был созван съезд руководителей из всех регионов для координации деятельности и её централизации.
Организация стала военизированной из-за новой структуры. Все рядовые члены партии были разбиты на десятки, десятки сбиты в сотни, а сотни — в тысячи, соответственно с подчинением десятникам, сотникам и тысяцким. Организованность такого плана хорошо помогала популярности в народе. Особо активное монархическое движение было в Киеве, и огромная часть членов СРН жила в Малороссии.
В Михайловский манеж на очередное торжество по случаю освящения хоругви, а также знамени СРН, прибыл глубоко почитаемый Иоанн Кронштадский — всероссийский батюшка, как его называли. Он сказал приветственное слово и позже сам вступил в СРН, и до самого конца был почётным членом этого Союза.
Для предотвращения революций и поддержания порядка СРН держал в боевой готовности самооборону, часто вооружённую. «Белая гвардия» из Одессы — особо известная дружина такого плана. Принцип формирования самообороны — военный казачий с есаулами, атаманами и десятниками. На всех заводах Москвы и Петербурга существовали такие дружины.
Развал
К своему четвёртому съезду СРН был первым среди русских монархических партий. Он имел более девятисот отделений, и подавляющее большинство делегатов были членами этого Союза. Но тогда же начались и противоречия среди руководителей. Пуришкевич пытался отстранить Дубровина от дел, и вскоре ему это удалось.
Он подтянул к себе всю издательскую и организационную работу, многие лидеры местных отделений уже никого, кроме Пуришкевича не слушали. Это же коснулось и многих учредителей СРН.
И случился конфликт, зашедший настолько далеко, что мощнейшая организация быстро сошла на нет. Пуришкевич в 1908 создал свой «Союз имени Архангела Михаила», вышел из состава СРН московский отдел. Царский Манифест 17 октября окончательно расколол СРН, поскольку отношение к созданию Думы было полярно разным. Затем случился террористический акт с убийством видного депутата Госдумы, в котором обвинили сторонников Дубровина и его самого.
Петербургский отдел СРН в 1909 году просто отстранил Дубровина от власти, оставив ему почётное членство в Союзе, и очень быстро вытеснили со всех постов его единомышленников. До 1912 года Дубровин пытался бороться за место под солнцем, но понял, что ничего не вернуть, и в августе зарегистрировал устав Дубровинского союза, после чего от центра один за другим стали откалываться региональные отделения. Всё это не прибавляло авторитета организации СРН, и она окончательно развалилась. Консервативные партии (правые) были уверены, что правительство испугалось мощи этого Союза, и огромную роль в его развале сыграл лично Столыпин.
Запрещение
Дошло до того, что на выборах в Государственную думу СРН составил единый блок с октябристами. Впоследствии неоднократно предпринимались попытки воссоздать единую монархическую организацию, однако успеха здесь никто не достиг. А Февральская революция монархические партии запретила, возбудив против руководителей судебные процессы.
Затем последовала Октябрьская революция и красный террор. Большинство лидеров СРН в эти годы ждала гибель. Оставшихся примирило, стерев все прошлые противоречия, Белое движение.
Советские историки считали СРН абсолютно фашистской организацией, намного предвосхитившей появление их в Италии. Даже сами участники СРН через много лет писали о том, что «Союз русского народа» стал историческим предшественником фашизма (один из лидеров — Марков-2, писал об этом с гордостью). В. Лакер уверен, что черносотенцы прошли примерно половину пути от реакционных движений девятнадцатого века к правым популистским (то есть фашистским) партиям двадцатого века.
Источник: fb.ru
История билеты 1 курс / История / дополнительно / Консервативные и либеральные партии в России
Консервативные и либеральные партии в России: возникновение, программы, тактика. Революция 1905-1907 гг. создала благоприятные условия для образования множества политических партий. Все политические партии можно разделить на три классификационные группы:революционно-демократические(социал-демократ и неонароднические), либерально-оппозиционные (в основном русской и национальной буржуазии, а также либеральной интеллигенции), консервативные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархические — черносотенные).
Теория официальной народности — идеология охранительного направления общественной мысли, разработанная министром просвещения графом Уваровым С.С. консервативная теория, провозглашавшая существование и необходимость укрепления «истинно русских охранительных начал», которые защищают «силу и величие» России от «испорченной» Западной Европы. Таких начал три: православие, самодержавие и народность (понимаемая как национальная самобытность).
Согласно этой теории русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.
Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу. Теория была составной частью политики правления Николая I. По существу власть опиралась на два «столпа»: крестьянскую общину («мир») и помещика-крепостника. Теория распространилась в просвещении, науке, литературе, искусстве, стала идеологией «Союза русского народа».
В теории официальной народности ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчёркиванием особенностей собственного национального пути. Теория официальной народности была положена в основу преподавания в школах и университетах. Её проводниками стали консервативные историки Шевырев С. П. и Погодин М. П. Она широко пропагандировалась в печати усилиями таких литераторов, как Булгарин Ф. В., Греч Н. И., Кукольник Н. В. и др. Россия, в соответствии с теорией официальной народности, д.Б. выглядеть счастливой и умиротворенной. Бенкендорф А.Х. говорил: «Прошедшее России удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается её будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».
высказанная им в докладе царю в 1832 и провозглашенная в 1834 в циркуляре попечителям уч. округов при вступлении его в должность мин, нар.просвещения («Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1834, т. 1). Как видим, «официальная народность» графа С. С. Уварова отнюдь не сводилась к апологии правительственного курса. Уваров точно уловил необходимость единства духовного, политического и национального начал в жизни страны, которые и были выражены в триаде «Православие — Самодержавне — Народность».
Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на ее Учредительном съезде в октябре 1905 г. В ней состояли главным образом преподаватели, адвокаты, инженеры, писатели, либерально настроенные представители помещиков и буржуазии. В свои ряды партия кадетов привлекла немногих рабочих и крестьян.
Лидером партии был историк Милюков. Важнейшей своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции. Согласно их программе неограниченная монархия должна быть заменена парламентарным демократическим строем.
Они выступали за разделение властей — законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, Союзов, за строгое соблюдение «гражданских политических прав личности», за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. В решении аграрного вопроса кадеты предусматривали частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, выступали за частную земельную собственность и были противниками ее обобществления.
Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами — путем получения большинства в Думе и проведения через нее намеченных в их программе реформ. Среди партий правого толка заметную роль в политической жизни России играл «Союз 17 октября» (октябристы).
Его организационное оформление началось в конце октября 1905 г. Это была партия крупного капитала — верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков-предпринимателей. Возглавлял ее домовладелец и промышленник Гучков. Октябристы ставили своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ».
Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию (с сохранением за императором титула «самодержавный), при «народном правительстве» — Государственной Думе и Государственном совете,формируемых на основе цензовых выборов, — прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Свобода промышленности, охранение собственности законом — главные требования программы октябристов.
В ней также предусматривались свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, признавалась законность стачек как средства защиты интересов рабочих, но только с экономическими требованиями и на предприятиях, не «имеющих государственного значения», предусматривались страхование рабочих, сокращение налогов с населения, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Октябристы выступали за единую и неделимую Россию, допуская некоторую автономию для Финляндии и отвергая ее для Польши.
В аграрном вопросе они стояли за разрушение общины, возвращение крестьянам отрезков, Предусматривали регулирование аренды и переселение малозем. и безземельных крестьян на свободные казенные земли. Промежуточное» положение между кадетами и октябристами занимала «Прогрессивная партия»(прогрессисты), оформившаяся в ноябре 1912 г. Ее костяк составляли тузы и воротилы московского капитала,учредителями являлись крупные фабриканты Коновалов и братья Рябушинские.
Прогрессисты выступали за установление конституционно- монархического строя, выборное двухпалатное представительство, проведение буржуазных свобод. Консерват партии (помещичье-монархические) были представлены «Союзом русского народа» и «Русским народным союзом» имени Михаила Архангела. «Союз русского народа» возник в 1905 г. Он привлек в свои ряды мелких лавочников, мещан, купцов, помещиков.
Лидером «Союза» был чиновник Пуришкевич, Марков и Дубровин. Лозунг этой партии «православие, самодержавие, народность». Черносотенцы выступали за неограниченную власть царя и господствующее положение Русской православной церкви, не никаких прав за другими нациями. В составе «Союза» были боевые группы, методы борьбы которых — избиения демонстрантов, погромы, убийства. Вторая крайне правая партия, взявшая в качестве своего знамени имя архангела Михаила, возникла в 1907 г. после раскола «Союза русского народа».лидером стал тот же Пуришкевич, и она преследовала те же цели, что и «Союз».
1)Консервативные партии:
1900г. Петербург – организация «Русское собрание» (программа: изучение русской и славянской народной жизни, вопросы русской словесности) инициатор создания массовых партий:
Ноябрь 1905г. – «Союз русского народа» (Дубровин, Пуришкевич, Триштатный)
Идеологическая основа – теория «официальной народности».
Цели: единая и неделимая Россия, предотвращение революции и реформ, неприкосновенность частной собственности, продажа государством земли крестьянам, сокращение рабочего дня.
Цели, идеология и программа Союза содержалась в Уставе, принятом 7 августа 1906 года. Основной целью в нём ставилось развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо России единой и неделимой. Это благо, по мнению авторов документа, заключалось в традиционной формуле «Православие, самодержавие, народность».
Особое внимание было уделено Православию, как основополагающей христианской конфессии России.
Союз ставил целью сближение царя с народом, путём освобождения от бюрократического засилья в правительстве и возвращения к традиционному понятию Думы как соборного органа. Для властей устав рекомендовал соблюдение свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенной личности, в установленных законом границах.[6]
Отмечалась уставом первенствующая роль в государстве русского народа. Под русскими подразумевались великороссы, белороссы и малороссы. По отношению к инородцам предписывались строгие начала законности, позволяющие им считать за честь и за благо свою принадлежность к Российской империи и не тяготиться своей зависимостью.
В разделе о деятельности союза ставились задачи об участии в работе Государственной Думы, просвещении народа в политической, религиозной и патриотической сфере, путём открытия церквей, школ, больниц и прочих учреждений, проведения собраний, издания литературы. Для содействия членам Союза, и мероприятиям, им организовываемых, предписывалось создание «Всероссийского банка Союза русского народа» с филиалами в регионах.
В целом, определенный характер программа Союза носила только в части требований дискриминации инородцев (в особенности евреев) и предоставления преференций русскому населению. Позиция Союза в отношении рабочего вопроса и земельного вопроса была обозначена в обтекаемых выражениях и четко не определялась.
1907г. – «Русский народный союз имени Михаила Архангела»
1907г. – «Русская монархическая партия»
2)Либеральные партии – отрицание самобытности исторического развития России, западный путь развития.
1903г. – «Союз освобождения» (Струве, Милюков)
1903г. – «Союз земцев-констуционалистов» — «старый либерализм» (Шипов, братья Долгоруковы) сотрудничество с правительством в деле реформ. Предшественники кадетов и октябристов.
Октябрь 1905г. – конституционно-демократическая партия (народной свободы)
Программа: конституционная парламентская монархия, демократия свободы, сохранение помещичьих землевладений, продажа земли государством крестьянам, свобода профсоюзов, собраний, стачек, 8ми час раб день, охрана труда.
Соц. Состав: средние и мелкие служащие, интеллигенция.
Эта партия оппозиция самодержавной власти. Разделилась на 2 крыла.
Правое крыло – «Союз 17 октября» (партия октябристов) (Гучков, Шипов, Гейден, Родзянко) Программа: единая и неделимая Россия, содействие правительству в реформах, политическая свобода, обещенная манифестом 17 октября 1905г. Конституционная монархия, столыпинская аграрная политика, принятие рабочего законодательства. Соц. Состав: крупные помещики, обуржуазившиеся помещики.
Левое крыло – 1906г. – «Партия мирного обновления» — монархическая власть и народное представительство, равенство всех перед законом, избирательское право – мужчины с 25 лет.
Помещичье-монархические и консервативные партии (Дубровин, Пуришкевич, Марков)
«Союз русского народа” и “Русский народный союз имени Михаила Архангела”.
Лозунг: “православие, самодержавие, народность”. Не признавали никакие права за другими национальностями, проповедовали неприкрытый антисемитизм, боролись за защиту неогран. власти царя и господ.положения православной церкви.
Их называли “черносотенцы”. Они имели много сторонников среди всех слоев населения – крупных дворян и крестьян, мещан, купцов.
Отмечали безусловное первенство русского народа над остальными нациями. Боролись за сохранение дворянских привилегий, некоторые требовали вернуться к неогран. самодержавию, за сохранение царем значит. законод. и исполн. власти, за передачу крестьянам –за деньги небольшого количества земли, за “единую и неделимую Россию”, за активную внеш. политику, за сохранение нац. и сословного неравенства.
Начало ХХ столетия характеризуется обострением политической обстановки. В стране назревает новая революционная ситуация, которая сопровождается мощным подъемом общественно-политического движения и образованием политических партий, являвшихся выразителями различных социальных, национальных и даже религиозных интересов.
Особенностями этого процесса в России были: отсутствие легальных возможностей для действий любых политических партий и групп, отсутствие вплоть до революции 1905-07гг политических организаций, защищавших интересы династии и власти. Революция создала благоприятные условия для образования множества политических партий.
Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно- демократическая партия(или партия народной свободы)-кадеты. Она оформилась на учредительном съезде в октябре 1905г. В ней состояли главным образом преподаватели, адвокаты, инженеры, писатели и либерально настроенные представители помещиков и буржуазии. В свои ряды партия привлекла немногих рабочих и крестьян. Лидером партии был историк П.Милюков.
Важнейшей своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции. Согласно их программе, неограниченная монархия должна быть заменена парламентарным демократическим строем.
Они выступали за разделение властей- законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов,. В решении аграрного вопроса кадеты предусматривали частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, выступали за частную земельную собственность и были противниками ее обобществления. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами: путем получения большинства в Думе,проведением через нее своих программных преобразований.
Среди партий правого толка заметную роль в жизни России играл «Союз 17 октября» (октябристы). Его организационное оформление началось в конце октября 1905г. Это была партия крупного капитала- верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков, предпринимателей. Возглавлял ее промышленник и домовладелец Гучков.
Октябристы ставили своей целью»оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию(с сохранением за императором титула «самодержавный»), при «народном правительстве»- Государственной Думе и Государственном совете, формируемых на основе цензовых выборов,- прямых в годах и двухстепенных в сельской местности.
Свобода промышленности, охранение собственности законом- главные требования программы октябристов. В ней также предусматривались свобода слова , печати, собрания, союзов, вероисповедания. признавалась законность стачек как средства защиты интересов рабочих, предусматривалось страхование рабочих, сокращение налогов с населения, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Октябристы выступали за единую и неделимую Россию. В аграрном вопросе они стояли за разрушение общины, возвращение крестьянам отрезков. Предусматривали регулирование аренды и переселение малоземельных крестьян в казенные свободные земли.
«Промежуточное» положение между кадетами и октябристами занимала «Прогрессивная партия»( прогрессисты), оформившаяся в ноябре 1912г. Она была «правее» кадетов и левее октябристов. Ее костяк составляли тузы и воротилы московского капитала, а учредителями являлись крупные фабриканты Коновалов и братья Рябушинские. Прогрессисты выступали за установление конституционно-монархического строя, выборное двухпалатное правительство с большим имущественным цензом депутатов, проведение буржуазных свобод.
Консервативные партии(помещичье-монархические и клерикальные) были представлены «Союзом русского народа» и «Русским народным союзом» имени Михаила Архангела. «Союз русского народа» возник в 1905г. Он привлек в свои ряды мелких лавочников, мещан, купцов, помещиков. Лидером был чиновник Пуришкевич, Марков и Дубровин. Лозунг этой партии- «православие, самодержавие, народность».
Черносотенцы выступали за неограниченную власть царяигосподствующее положение русской православной церкви, проповедовали антисемитизм. В основе союза были боевые группы.
Вторая правая партия, взявшая в качестве знамени имя архангела Михаила, возникла в 1907г.после раскола «Союза русского народа». Основатель и лидер- Пуришкевич, партия преследовала цели «Союза». В 1907 г.создается «Русская монархическая партия».- консервативная партия. Выступала за неограниченное самодержавие, против создания Государственной думы, за единую неделимую Россию, поднятие народного благосостояния, за запрет на принятие евреев на гос. службу. Сначала была дворянской партией, затем состав стал разнородным: дворяне, интеллигенция,мелкая городская буржуазия, монархически настроенные рабочие и крестьяне;
Грингмут, Восторгов,Макарий. После Февральской революции партия потерпела полный крах.
XIX век: славянофилы и западники (нереволюцион., обществен.; мирный, эволюционный путь развития)
Славянофилы: братья Аксаковы, Киреевские, Самарин, Хомяков. Журнал ”Москвитянин”.
Считали, что у России свой, особый путь развития, идейные начала – православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы, социальная справедливость, воплощение этих начал в жизни – община (добровольный союз для поддержки и взаимопомощи); западные примеры не нужны и не приемлемы для России. Отрицательно относились к Петру I.
Западники: Белинский, проф. МГУ Грановский, Кавелин. Журнал “Отечественные записки”.
Провозглашали единство человеческой цивилизации и утверждали, что Западная Европа идет во главе этой цивилизации и указывает правильный пусть всему остальному миру; задача России – примкнуть. Положительно относились к Петру I.
Общее у западников и славянофилов: против крепостного права, требование свободы слова и печати.
XX век До октября 1905 г в России было примерно 30 нелегальных партий, из них – 3 общероссийские (“Российская социал-демократическая рабочая партия” – РСДРП, “Социалисты-революционеры” – эсеры, “БУНД” – еврейского пролетариата), остальные – общенациональные, самая первая – армянская.
После объявления 17 окт 1905 г “Манифеста” возникло легально более 50ти партий общероссийских, более 100 национальных и региональных.
Источник: studfile.net