Этапы конкретного социологического исследования представляют собой план работы исследователя, ее внешнюю часть, тогда как программа социологического исследования — внутреннюю структуру КСИ, его содержательную часть.
Программа социологического исследования — это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами проводимой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.
Программа социологического исследования во многом определяет его успех. Кроме того, программа социологического исследования выполняет три основные функции:
- 1) теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения;
- 2) методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов;
- 3) организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.
Программа социологического исследования строится в зависимости от целей исследования, но всегда структура программы связана с ее функциональными задачами, что и определяет ее деление на две части: методологическую (теоретическую) и методическую (техническую).
Социология как наука: объект, предмет, метода
Рассмотрим вначале первую, методологическую часть программы социологического исследования.
Само понятие методология употребляется в двух смыслах: 1) методология как система основных принципов любого научного исследования и как инструмент поиска наиболее общих подходов к изучению предмета; 2) методология обозначает совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки социологической информации. Мы в случае анализа программы социологического исследования употребляем термин «методология» в первом смысле, т.е. как инструмент поиска наиболее общих подходов к изучению предмета.
Методологическая часть социологического исследования состоит из следующих компонентов:
- • формулирование и обоснование проблемы;
- • определение цели и задач исследования;
- • выявление объекта и предмета исследования;
- • логический анализ основных понятий (интерпретация и опера-ционализация);
- • формулирование гипотез.
Методологическая часть социологического исследования обязательно должна начинаться с четкого определения изучаемой проблемы, что является исходным шагом в конструировании программы.
Проблема в социологическом исследовании — это отражение противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих необходимых действий. Проблема в социологическом исследовании является также выражением необходимости изучения какой-либо области социальной жизни в целях активного влияния на разрешение социальных противоречий, природа и особенности которых еще не вполне ясны. В итоге, осмысленная и решенная в исследовании проблема всегда позволяет получить новое знание о предмете.
Практическое руководство по созданию психологических программ
Важным компонентом разработки методологической части программы социологического исследования является определение его цели и задач.
Цель исследования — это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов в рамках конкретного исследовательского проекта.
Цель исследования должна помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.
Четкое определение цели исследования позволяет сформулировать его задачи. Задачи исследования — это система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечит достижение цели исследования.
Четко определенные программные цели и задачи, по мнению ведущего отечественного социолога В.А. Ядова, дисциплинируют работу социологов и повышают ее эффективность.
Задачи исследования подразделяются на основные, ориентированные на выявление сущности проблемы, и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы. Задачи исследования формулируются в системном виде по правилам логики, при этом дополнительные задачи выступают в роли конкретизации и детализации основных.
Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, а также возможностей самих исследователей. Определение задач связано и с видом, и с типом исследования (теоретическое или прикладное, описательное или аналитическое).
В методологической части социологического исследования выявляются его объект и предмет. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания. Объектом исследования в социологии может быть социальный процесс, отдельная область социальной действительности или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию.
Предмет социологического исследования — наиболее значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Стороны или особенности объекта, которые не помогают разрешению поставленной проблемы, остаются вне поля зрения исследователя.
Понимание объекта и предмета социологического исследования может быть и более конкретизированным. Так, В.А. Ядов дает следующее определение: «Объект социологического исследования — то, что содержит социальную проблему; предмет — это те свойства объекта, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности, организаций и образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта» [1] .
После выбора объекта и предмета социологического исследования возникает необходимость смыслового уточнения основных понятий (интерпретация) и их операционализация.
Смысловое уточнение понятий — интерпретация — это трактовка понятий, которые используются в исследовании. Интерпретация понятий — очень важная часть программы социологического исследования, так как без нее могут стать непонятными цели и задачи всего исследования. Например, цель предполагаемой работы — положение среднего класса в современной России, но достигнуть поставленной цели, а также решить связанные с ней задачи невозможно, если не будет определено, как авторы исследования интерпретируют само понятие средний класс.
Операционализация — специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она собирает в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов.
Операционализация включает два последовательных этапа:
1) более полное описание исходного понятия посредством индикаторов (показателей степени проявления признака предмета); 2) доступность сконструированных индикаторов непосредственному наблюдению и измерению.
По сути, интерпретация и операционализация — две составные части одной научной процедуры.
Проведем пример со средним классом. Четкого, общепринятого определения среднего класса в современной отечественной социологии не существует. Поэтому исследователи дают свое понимание термина.
Оно может звучать следующим образом: «Средний класс — это социальный слой, к которому относятся индивиды, имеющие определенный уровень образования и доходов, стандарты потребления и владеющие определенной материальной и интеллектуальной собственностью». В данном определении выявлены основные эмпирические признаки, конкретизирующие это понятие. Далее необходимо наполнить данные признаки определенным индикатором, уточнить, какой определенный уровень образования и дохода имеется в виду, какие стандарты потребления и т.д. В конечном итоге, может появиться следующее определение: «Средний класс в России — это индивиды, обладающие доходом, позволяющим тратить на питание не более одной трети совокупного дохода семьи; работой, которая является способом самореализации; имуществом, которое нуждается в сохранении и преумножении; менталитетом, позволяющим адаптироваться к реальности и вести активную жизнь». Исходя из данного определения можно уже более четко выделять представителей среднего класса и, соответственно, исследовать их положение в современной России.
Последним по счету, но не по важности, в методологической части социологического исследования стоит такой пункт, как выдвижение гипотез исследования.
Гипотеза (от греч. hypothesis — основание, предположение) в социологическом исследовании — это предварительный проект решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить.
Гипотезы могут быть различными. Существуют следующие классификации:
- 1) по задачам социологического исследования: основные и неосновные;
- 2) по степени общности: гипотезы-основания и гипотезы-следствия’,
- 3) по последовательности выдвижения: первичные и вторичные’,
- 4) по содержанию: описательные (структурные, функциональные); объяснительные (предположения о роли отдельных факторов); прогнозные.
Цель выдвижения гипотез — обеспечить ориентацию исследовательского поиска к желаемому результату. Без гипотез исследование будет носить слепой и хаотичный характер. Все исследования должны представлять собой проверку заранее выдвинутых гипотез.
Требования к гипотезе таковы:
- 1. Выдвигаемая гипотеза должна быть теоретически надежна, т.е. не должна противоречить устоявшимся положениям.
- 2. Гипотеза должна соотноситься с проблемой и целью исследования.
- 3. Выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительную интерпретацию.
- 4. Выдвигаемая гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки.
Следует иметь в виду, что в результате проведенного социологического исследования гипотезы могут как подтверждаться, так и не подтверждаться.
Логический анализ понятий и выдвижение гипотез завершают первую, методологическую часть программы социологического исследования и открывают переход к ее второй, методической части.
- [1]Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2009. С. 63.
Источник: studref.com
61. Методологическая часть программы социологического исследования.
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. П.С.И. — это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления и представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. П.С.И. выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция П.С.И. позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.
Методическая функция П.С.И. позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория — факты — теория.
Организационную функцию обеспечивает разработка четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.
П.С.И. как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части П.С.И. логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска. Принцип строгой поэтапности проведения исследования выдвигает особые требования к структуре и содержанию П.С.И.
П.С.И. состоит из двух основных частей: методологической и процедурной.
Методологическая часть начинается с осмысления и анализа возникшей проблемы и формирования проблемной ситуации. Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта.
Определение объекта эмпирического социологического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. В реально существующем объекте выделяется какое-то его свойство, определяется его сторона, которые обусловлены характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования.
Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования, которые обеспечивают системность и последовательность действий в социологическом исследовании.
Эмпирическое исследование ориентировано прежде всего на достижение практической цели, поиск алгоритмов решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций. Разработка системы основных и неосновных задач обеспечивает комплексный характер исследования, сочетание его теоретических и практических аспектов. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез (см.), которые конкретизируют цель исследования и представляют собой его главный методологический инструмент. Гипотеза должна соответствовать теории, быть научно обоснованной, иметь смысл в рамках изучаемой проблемы, должна проверяться эмпирическим путем, быть логичной, непротиворечивой. Основная трудность формулирования гипотез заключается в соотнесении их с целями и задачами исследования и разработке однозначных высказываний, которые имеют ясные и точные понятия.
С целью использования единого понятийного аппарата в П.С.И. определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. На этом заканчивается работа над первой (методологической) частью П.С.И. и начинается работа над второй ее частью.
Процедурная часть П.С.И. включает методику и технику исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа социологической информации.
Источник: studfile.net
Программа социологического исследования
Программа социологического исследования — теоретикометодологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа. Иначе говоря, программа включает теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социологического явления или процесса. Методологическая часть программы включает в себя формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования; методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. Рассмотрим последовательно наиболее значимые из указанных элементов.
Методологическая часть программы
Разработка программы начинается с того, что является исходным пунктом всякого исследования — проблемной ситуации. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.
В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) — проблемная ситуация представляет собой противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических и теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий. Предметная сторона проблемы — это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов. Предметная и гносеологическая стороны социологического исследования тесно взаимосвязаны. Например, в исследовании корпуса профессиональных юристов, проведенного лабораторией юридических исследований НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ в самом начале 1990-х гг., в качестве проблемной предметной ситуации был определен процесс ухода судей, который на то время принял угрожающие размеры. Одновременно это была и гносеологическая проблема, поскольку не были достаточно ясны причины, по которым возникала напряженность (выяснение причин ухода судей из правосудия и стало основной целью исследования) [1] .
Постановка (формулирование) проблемы имеет своим следствием обозначение объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Помимо объекта, выделяется также предмет изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса является источником выдвижения рабочих гипотез. В целом же, формулировка проблемы и связанное с ней выделение объекта и предмета исследования — первый шаг в разработке программы.
Далее определяются цель социологического исследования и его задачи. Цель — это общая направленность исследования, проект действия и его результат. Она может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения, формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
Задачи могут быть основными и неосновными или дополнительными: основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные — могут ставиться для подготовки будущих исследований, проверки побочных, не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов. Важной составляющей программы социологического исследования является уточнение и интерпретация основных понятий.
При разработке программы необходимо выделить ключевые (центральные) понятия, выражающие принципиальные, смысловые значения проблемы. Именно они и подвергаются обычно интерпретации. Это позволяет не только точно сформулировать гипотезы, но и проверить их на базе фактических данных. Итак, интерпретация понятий — это определение главных сторон предмета исследования путем выделения (поиска значений) такого понятия, которое наиболее полно и точно выражает суть предмета исследования.
Произведя процедуру интерпретации понятий, можно переходить к формулированию гипотез исследования. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. С точки зрения задачи исследования, гипотезы подразделяются на основные и неосновные.
По степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез. По содержанию различают описательные и объяснительные гипотезы.
Описательные гипотезы — это предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные гипотезы), о степени тесноты этих связей (функциональные гипотезы), о существенных свойствах группы объектов (классификационные гипотезы). Что же касается объяснительных гипотез, то они относятся к предположениям о существенных свойствах объектов и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки [2] .
В эмпирической социологии формулируются некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке. Прежде всего, гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непро- веряема.
Кроме того, гипотеза должна отличаться логической стройностью и простотой, она должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Продуктивная гипотеза уже в самой формулировке содержит четкое указание на способ ее проверки в конкретном социологическом исследовании.
Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что формулировке гипотезы нет неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей. В целом, формулирование качественной гипотезы, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям, — задача сложная, предполагающая настойчивую, кропотливую творческую работу. Необходимо отметить, что в рамках исследовательской программы внимание социолога должно быть сосредоточено, прежде всего, на разработке центральной, ориентирующей всю работу гипотезе и вытекающих из ее содержания проверяемых следствий [3] . После этапа выдвижения гипотез можно переходить к следующей задаче — выбору способов их проверки, т.е. к определению метода или методов, которыми исследователь будет пользоваться для получения той эмпирической информации, которую он намерен обнаружить в соответствии с описанием проблемной ситуации, определением цели и задач исследования. Однако прежде следует определить тип и способы выборки.
- [1] См.: Гревцов Ю. И. Социология права. — СПб., 2001. С. 280.
- [2] См.: Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа,методы. — Самара, 1995. С. 62.
- [3] См.: Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа,методы. — Самара, 1995. С. 63—64.
Источник: studme.org