Программа — это документ, содержащий развернутый методологический и методический организационный план социологического исследования. Основными функции программы в социологическом исследовании являются: методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая. В структуре программы социологического исследования обычно выделяются теоретико-методологическая и методико-процедурная части.
В теоретико-методологической части программы представляются формулировка и обоснование социальной проблемы, указываются цель, определяются объект и предмет исследования, производится логический анализ ключевых понятий, используемых в исследовании, формулируются гипотезы и задачи исследования.
В методическо-процедурной части даются характеристики обследуемой совокупности и определяются методы сбора первичной социологической информации, обосновывается при этом логическая структура инструментария для сбора информации, наконец, формируются логические схемы компьютерной обработки собранной информации.
Лекция 5 — Возможности эмпирического социологического исследования общества. Часть 1
Методико-процедурная часть программы предназначена для документированного оформления финансовой сметы всех исследовательских работ, рабочего графика и плана выполнения работ, иных менее существенных, вспомогательных документов.
Одним из важнейших компонентов процедурной части программы является содержательный анализ результатов исследования, оформляемый в виде промежуточных и итогового отчетов.
Программа социологического исследования структурно выглядит примерно следующим образом:
I. Теоретико-методологическая часть
Обоснование проблемы исследования. В этом разделе анализируются причины и основания, по которым исследование вообще проводится. Обычно исходной точкой обоснования является техническое задание на исследование, получаемое от заказчика.
Цель исследования. В данном разделе Программы формулируются основные требования, которые заказчик изложил в своем техническом задании.
Объект исследования. В эмпирическом исследовании таковым выступают определенные социальные отношения, складывающиеся между субъектами деятельности, либо некоторые атрибутивные свойства одного (коллективного) субъекта деятельности. Иногда в Программах можно встретить в качестве объекта указание на физического носителя отношений или деятельности. Например, «население города N» или «трудовой коллектив предприятия». На самом же деле, в этом случае мы имеем дело не с объектом исследования, а с объектом социологического опроса, с единицами генеральной или выборочной совокупности.
Предмет исследования. В качестве предмета исследования, как правило, особенности объекта исследования напрямую связанные с основными требованиями технического задания, а, значит, и с «деревом» сформулированных выше целей исследования.
Логический анализ (операционализация) основных понятий. Эта процедура включает в себя, во-первых, определение категориального (понятийного) аппарата, отражающего в достаточной полноте все сущностные связи исследуемой социальной проблемы; во-вторых, выстраивание своеобразного «дерева» понятий — вплоть до эмпирического уровня отражения — отражающего логическую последовательность анализа проблемы от конкретных форм ее проявления до предельно широкого понятийного определения сущностных связей.
Социология. Лекция 3. Социологические исследования
Гипотезы исследования. Гипотеза (или гипотезы) исследования формулируются в соответствии с целью исследования, логического анализа понятий и имеющегося у исследователя уже сложившегося видения исследуемой проблемы. Проводимое социологическое исследование должно или подтвердить, или опровергнуть сформулированные в Программе гипотезы.
Количество гипотез регламентируется только сложностью и многогранностью исследуемой проблемы. Однако этих гипотез не должно быть слишком много, иначе само исследование потребует слишком громоздкий инструментарий. Например, анкета (опросный лист), используемая для сбора первичной социологической информации, должна содержать смысловые блоки (совокупность вопросов), отражающие все сформулированные гипотезы. Однако сама анкета не может состоять из очень большого количества вопросов, иначе провести опрос будет проблематично. Оптимальное количество гипотез в одном исследовании — 4-6 штук.
Гипотезы исследования могут быть структурированы, т.е. среди всей их совокупности можно выделять основную гипотезу и вспомогательные гипотезы.
Задачи исследования. Для проверки гипотез исследования определяются исследовательские задачи. Количество задач не может быть меньше количества гипотез. Некоторые гипотезы, напротив, могут потребовать несколько исследовательских задач. Задачи исследования являются своего рода «связующим звеном» между гипотезами и смысловыми блоками в опросных листах, если речь идет об опросах объектов наблюдения.
Определение выборочной совокупности. Этой процедуре всегда предшествует составление Паспорта генеральной совокупности, включающего в себя все значимые особенности и атрибутивные признаки всей совокупности предполагаемых объектов наблюдения.
Если оказывается, что генеральная совокупность слишком велика и сплошной опрос ее невозможен по разным причинам, то возникает необходимость определение какой-либо части ее, которая будет репрезентативно (адекватно, симметрично) отражать все особенности и атрибутивные признаки самой генеральной совокупности. Эту часть и называют «выборочной совокупностью». Конфигурация самой выборочной совокупности полностью зависит от «паспортных» данных генеральной совокупности. Минимально допустимый объем выборочной совокупности определяется с помощью специальных формул.
Методы сбора информации. Редко когда в процессе исследования сбор необходимой информации осуществляется с помощью только одного метода, например, использования опросного листа. Как правило используется целый ряд различных методов. Основными методами сбора необходимой информации являются:
- 1. Вторичный анализ статистических данных и иных документов, имеющих отношение к изучаемой проблеме.
- 2. Опрос элементов наблюдения по специально разработанной анкете.
- 3. Фокус-группы, проводимые в целях получения качественных характеристик проблемной ситуации.
- 4. Контент-анализ текстовых материалов, связанных с изучаемой проблемой и т.п.
Логическая схема обработки информации. Характер и способы обработки собранной вторичной и первичной информации определяется задачами, заявленными в Программе. Эти схемы, как правило, имеют вид таблиц распределений одно-, двух- и многофакторного анализа.
II. Методико-процедурная часть
Эта часть Программы регламентирует все, что связано с организацией работ по проведению исследований
Финансовая смета расходов. Один из основных документов, которым определяется практически все исследования. Наличие или отсутствие необходимых денежных средств диктует и объем решаемых в ходе исследования задач, и количество привлекаемых к работе специалистов, и величину выборочной совокупности, и методы сбора информации и т.д.
План выполнения работ и рабочий график. В этом документе устанавливаются сроки начала и окончания всего исследования, определяются этапы проведения работ и формы промежуточного контроля, персональная ответственность сотрудников за выполнение объемов работ, сроков выполнения и качество полученного продукта.
Документально оформленный инструментарий. В этом качестве подразумеваются сценарии фокус-групп, опросные листы (анкеты), программные компьютерные пакеты для обработки информации, инструкции для интервьюеров и т.п.
Источник: ozlib.com
Тема 6 Система основных понятий (категориальный аппарат) исследования политических процессов
6.1 Понятие «политический процесс» как базовое при научном анализе политической действительности.
6.2 Субъекты политических процессов.
6.3 Категории «политическая деятельность» и «политические отношения».
6.4 Политические процессы и политические институты.
Контрольные вопросы:
1. В чем состоит своеобразие социологических методов исследования по сравнению с другими формами социальных исследований?
2. В чем заключаются недостатки и преимущества социологических опросов?
3. Какие из наиболее характерных ошибок допускаются в процессе проведения социологических исследований?
4. Для чего необходимы шкалы? Для получения какого типа информации подбирается тот или иной вид шкал?
5. Как обеспечить репрезентативность при проведении массовых опросов?
6. Как составить анкету? Какие правила необходимо учитывать при её составлении?
7. Что такое социометрический опрос? В чем заключаются его главные особенности?
8. Перечислите основные ошибки в проведении массового социологического опроса?
9. Какую роль в социологических исследованиях играет процедура шкалирования?
10. В чем заключаются процедурные отличия в проведении массовых и экспертных опросов? В каких случаях используются тот или иной способ опроса?
11. Что делает использование социологических методов составной частью системного подхода в управлении?
12. Какая информация служит основной для составления социоматрицы?
13. Какие виды групп можно выделить на основе социометрического опроса?
14. Каких целей и результатов можно достичь путем проведения социометрических опросов?
15. Приведите основные виды социометрических критериев. В чем заключается роль социометрического критерия?
16. Охарактеризуйте основные типы социограмм.
17. Что дает использование социометрического индекса? Что можно измерить с помощью социометрического индекса?
18. Как подобрать эксперта? Какими качествами он должен обладать?
19. В каких случаях целесообразно использование экспертных опросов?
20. Чем с точки зрения технологии отличается процедура проведения экспертного опроса от массового?
21. Что следует принимать во внимание при проведении итогов экспертной оценки?
22. В чем принципиальное отличие метода Дельфы от других методов экспертной оценки?
23. Почему при принятии решений оценка экспертов в настоящее время ценится гораздо выше, чем оценка по группе количественных показателей?
24. В каких управленческих ситуациях вообще целесообразно использование методики Дельфы?
Задания для СРС:
1. Какой элемент социологической программы не входит в её процедурную часть?
а) разработка рабочего плана;
б) интерпретация и операционализация понятий;
в) обоснование выборки;
г) разработка схемы сбора и анализа исходных данных.
2. Какой вид шкалы используется при идентификации возраста респондента?
3. Какой метод экспертной оценки применяется для анализа процессов с использованием аналогов?
б) синектический метод;
в) эвристического прогнозирования;
4. Какой социометрический критерий лежит в основе вопроса «С кем из членов группы Вы хотели бы работать над данной программой?»
5. Какой метод опроса целесообразно использовать для выявления электоральных предпочтений в обществе?
а) фокусированное интервью;
б) телефонный опрос;
в) массовый опрос;
г) почтовый опрос.
6. Какой из нижеперечисленных процедур нет в процедурной части программы социологического исследования?
а) формулировка проблемы;
б) разработка рабочего плана исследования;
в) обоснование выборки;
г) разработка схемы сбора и анализа исходных данных.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №3 (2 часа)
1. Какую альтернативу (таблица 3) следует избрать в соответствии с требованиями методики Дельфы?
Таблица 3 Попарное сравнение признаков в экспертном опросе
Соотношение параметров | Эксперты | ∑ баллов | Средняя оценка |
Х1 и Х2 | |||
Х1 и Х3 | 1,6 | ||
Х1 и Х4 | |||
Х2 и Х3 | 0,2 | ||
Х2 и Х4 | 1,4 | ||
Х3 и Х4 |
2. Самостоятельно подберите данные и проведите расчет коэффициента конкордации при анализе конкретной управленческой ситуации. Придумайте условия для такой задачи.
3. Составьте варианты номинальной, ранговой и интервальной шкал.
4. Рассчитайте групповые индексы исследуемой организации при помощи таблицы 4. Охарактеризуйте результаты тестирования. Дайте характеристику каждому из семи участников группы. На основе приведенных в матрице данных постройте социограмму.
Таблица 4 Схема обоснования выборочной совокупности,
используемая при опросе профессорско-преподавательского
Уровень квалификации | Данные о параметрах квоты в генеральной совокупности | Число человек, подлежащих отбору по выделенному признаку |
Абсолютное число | % | |
Профессор | ||
Доцент | ||
Ассистент | ||
Аспирант | ||
Итого |
Тема 7 Особенности исследования политических процессов (основные методологические подходы)
7.1 Основные этапы разработки методологии исследования политических процессов.
7.2 Структура политического знания.
7.3 Теория политической модернизации.
7.4 Теологический, натуралистический, социоцентрический и культурологический подходы к изучению политических явлений и процессов.
7.5 Рационально-критические подходы к исследованию политических явлений и процессов. Модели политического конфликта и политического консенсуса.
7.6 Социологические методы анализа политических процессов.
7.6.1 Методы сбора данных.
7.6.2 Методы анализа полученных данных.
7.7 Методы экспертных оценок.
Контрольные вопросы:
1. В каких случаях целесообразно использование социальных технологий?
2. Что такое модель? Каким свойствам она должна соответствовать?
3. В каких случаях и для каких целей используется имитационное моделирование?
4. Охарактеризуйте подход Дж. Форрестера к построению динамических моделей.
5. Как построить модель?
6. Что означает понятие «принцип моделирования»? Какие принципы Вы можете назвать?
7. Каковы цели научного программирования?
8. Чем отличаются деловые игры от организационно — деятельностных игр?
9. При использовании каких методов реализуется функция программирования?
10. Как организовать процесс программирования?
11. Что такое технологии программирования? С помощью каких инструментов эти технологии могут быть реализованы?
12. Чем режим программирования отличается от функций моделирования и принятия решений?
13. Что такое декомпозиция целей? В каких случаях целесообразно использовать этот метод?
14. На каких доводах основано предположение, что система управления станет более эффективной, если руководители среднего звена будут участвовать в её проектировании?
15. При каких обстоятельствах руководитель высшего уровня сталкивается с необходимостью выбора альтернатив модели системы формирования решений?
16. Как обеспечить сопоставимость альтернатив при принятии управленческих решений?
17. Почему с точки зрения системного подхода выгодно проводить личные встречи лиц, принимающих участие в решении проблемы? При каких обстоятельствах такие встречи нежелательны?
18. В чем суть морфологического метода? В каких случаях его обычно применяют?
19. Почему морфологический анализ принято относить к инструментальным методам?
20. Какие способы количественной оценки риска Вы знаете? При помощи каких показателей можно составить представление о величине риска в реализации какого-либо мероприятия?
21. Каковы главные критерии эффективного решения?
22. Что такое «рингишо»? На что нацеливает использование этого метода?
Задания для СРС:
1. Какой процесс нельзя смоделировать?
· динамика фонда заработной платы;
2. Каких моделей нет вообще?
3. Характер какой функции имеет рост численности населения на вновь осваиваемой территории?
4. Характер какой функции имеет природообразующая деятельность человека?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №4 (6 часов)
1. Разработайте критерии принятия решения для следующих стратегических целей:
· открытие частного колледжа;
· выбор помещения для прачечной;
· организация частного детского сада.
2. Составьте морфологический ящик для исследования проблем пассажирского транспорта в крупном городе.
3. Составьте условия задачи на оценку риска. Произведите необходимые расчеты и объясните полученные результаты.
4. Произведите анализ среды интересующей Вас отрасли с помощью методики SWOT.
Таблица 5 метод SWOT
Возможности | Угрозы |
Сила | |
Слабость |
5. Произведите ту же операцию с использованием таблицы профиля среды.
Таблица 6 Таблица профиля среды
Факторы среды | Важность для отрасли | Влияние на организацию | Направленность влияния | Степень важности |
А | В | С | Д=АхВхС |
Факторы А, В и С определяются посредством экспертной оценки по соответствующим шкалам:
1) А = (3 – большая, 2- умеренная и 1 – слабая);
2) В = (3 – сильное, 2 – умеренное, 1 –слабое, 0 – отсутствие влияния);
30 С = (=1 – позитивная; -1 – негативная)
6. Постройте теоретико-игровые модели наиболее крупных конфликтов в последние годы.
7. Опишите проблемную ситуацию, разрешение которой требует использование метода «рингишо». Постарайтесь обосновать целесообразность его использования.
Источник: allrefrs.ru
Тестовые задания. Тестовые задания целесообразно использовать для осуществления текущего и рубежного контроля (в этом случае используется итоговый тест)
Тестовые задания целесообразно использовать для осуществления текущего и рубежного контроля (в этом случае используется итоговый тест). При разработке тестовых заданий автор придерживалась установки на отработку понятийного аппарата, используемого в практике проведения исследования социально-экономических и политических процессов. Благодаря избранной логике подачи материала (четырёхуровневость проведения практических занятий), усвоение учебного материала осуществляется более последовательно и эффективно.
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. Какое из перечисленных ниже свойств не является характерным для социального процесса: | Ответ 1 масштаб |
Ответ 2. вектор | |
Ответ 3. состав | |
Ответ 4. управляемость | |
Вопрос 2. Какое из перечисленных ниже явлений можно отнести к категории социального процесса? | Ответ 1. избирательная кампания |
Ответ 2. социальная дифференциация | |
Ответ 3. муниципализация жилищного сектора | |
Вопрос 3. Какой из способов отображения социальных процессов не является элементом когнитивной актуализации? | Ответ 1. описание |
Ответ 2. объяснение | |
Ответ 3. понимание | |
Ответ 4. адаптация | |
Вопрос 4. Какое свойство не является характерным для социально-экономических и политических процессов? | Ответ 1. многомерность |
Ответ 2. динамизм | |
Ответ 3. неравномерность | |
Ответ 4. обратимость | |
Вопрос 5. Целостность, выступающая в форме взаимосвязанных социальных структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между людьми — это… | Ответ 1. социальное управление |
Ответ 2. социальная система | |
Ответ 3. социальная граница | |
Ответ 4. социальный процесс | |
Вопрос 6. Какой из элементов лежит в основе политического процесса? | Ответ 1. эффективность общественного производства |
Ответ 2. власть | |
Ответ 3. деньги | |
Ответ 4. занятость | |
Вопрос 7. Выделение какого цикла является характерным для социально-экономического процесса:? | Ответ 1. инновации-инвестиции |
Ответ2. цены-товар | |
Ответ 3. спрос-предложение | |
Ответ 4. вызов-реакция | |
Вопрос 8. Сколько стадий у типичного социального процесса? | Ответ 1. 2 стадии |
Ответ 2. 1 стадия | |
Ответ 3. 5 стадий | |
Ответ 4. неограниченное количество | |
Вопрос 9. Процессы, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю схему называется… | Ответ 1. сложным |
Ответ 2. направленным | |
Ответ 3. простым | |
Ответ 4. обратимым | |
Вопрос 10. С точки зрения способа стимулирования политических процессов выделяют… | Ответ 1. революционные и эволюционные |
Ответ 2. стабильные и нестабильные | |
Ответ 3. внутриполитические и внешнеполитические | |
Ответ 4. естественные и санкционированные |
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. Какой из методов не является общенаучным? | Ответ 1 индукция |
Ответ 2. дедукция | |
Ответ 3. контент-анализ | |
Ответ 4. эксперимент | |
Вопрос 2. Какое представление о человеке присуще экономическому пониманию его природы? | Ответ 1. человек эгоистичен |
Ответ 2. человек альтруистичен | |
Ответ 3. человек верит в авторитеты | |
Ответ 4. человек – иррациональное существо | |
Вопрос 3. Какое из требований, предъявляемых к научной гипотезе, выражает необходимость верификации полученных в ходе её подтверждения результатов? | Ответ 1. релевантность |
Ответ 2. проверяемость | |
Ответ 3. совместимость с существующим научным знанием | |
Ответ 4.. объяснительная или предсказательная сила | |
Вопрос 4. Что из нижеперечисленного не является социальным институтом? | Ответ 1. политическая система общества |
Ответ 2. банки | |
Ответ 3. образование | |
Ответ 4. преступность | |
Вопрос 5. Какой принцип системного подхода непосредственно был разработан русским учёным А.А. Богдановым? | Ответ 1. принцип эквифинальности |
Ответ 2. принцип слабого звена | |
Ответ 3. принцип функциональной эквивалентности | |
Ответ 4. принцип неопределённости | |
Вопрос 6. Какое из свойств жёсткой системы не является характерным для неё? | Ответ 1. воспроизводимость |
Ответ 2. верифицируемость | |
Ответ 3. детерминированность | |
Ответ 4. вариативность | |
Вопрос 7. Функцией какого уровня социальной системы в теории Т. Парсонса является целедостижение (целеполагание)? | Ответ 1. организма |
Ответ 2. личности | |
Ответ 3. общества | |
Ответ 4. культуры | |
Вопрос 8. Методологии какого подхода принадлежит процедура измерения трансакционных издержек? | Ответ 1. эволюционизма |
Ответ 2. функционализма | |
Ответ 3. бихевиоризма | |
Ответ 4. институционализма | |
Вопрос 9. Для какой науки характерно использование идиографического метода? | Ответ 1. математика |
Ответ 2. биология | |
Ответ 3. история | |
Ответ 4. химия | |
Вопрос 10. Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной научности? | Ответ 1. историзм |
Ответ 2. типичность социальных фактов | |
Ответ 3. язык | |
Ответ 4. ценностное отношение к действительности |
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. С чего должна начинаться подготовка научно-исследовательской программы? | Ответ 1 с определения ресурсной базы программы |
Ответ 2. с определения целей программы | |
Ответ 3. с разработки перечня программных мероприятий | |
Ответ 4. с организации системы контроля за её выполнением | |
Вопрос 2. Какой тип информации предполагает использование данных, собранных безотносительно к целям настоящего исследования? | Ответ 1. первичная информация |
Ответ 2. вторичная информация | |
Ответ 3. третичная информация | |
Ответ 4. открытая информация | |
Вопрос 3. Какой разновидности интервью не может быть? | Ответ 1. глубинное интервью |
Ответ 2. фокусированное интервью | |
Ответ 3. анкетное интервью | |
Ответ 4. свободное интервью | |
Вопрос 4. К требованиям, предъявляемым к качеству фактологической информации, не относятся: | Ответ 1. достоверность |
Ответ 2. измеримость | |
Ответ 3. стабильность получения | |
Ответ 4. релевантность | |
Вопрос 5. Какая организационная структура наиболее адекватна исследовательской деятельности организации по заказам? | Ответ 1. линейно-функциональная |
Ответ 2. линейно-штабная | |
Ответ 3. матричная | |
Вопрос 6. Какая стратегия социального обследования предполагает однократное погружение в объект исследования? | Ответ 1. лонгитюдное |
Ответ 2. перекрёстное | |
Ответ 3. когортное | |
Ответ 4. панельное | |
Вопрос 7. Какой из нижеперечисленных методов не используется при сборе фактологического материала? | Ответ 1. наблюдение |
Ответ 2. опрос | |
Ответ 3. классификация | |
Ответ 4. имитация |
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. В каких моделях причинного воздействия все действия должны осуществляться в одном направлении? | Ответ 1 рекурсивные |
Ответ 2. нерекурсивные | |
Ответ 3. положительные | |
Вопрос 2. Какой элемент социологической программы не входит в её процедурную часть? | Ответ 1. разработка рабочего плана |
Ответ 2. интерпретация и операционализация понятий | |
Ответ 3. обоснование выборки | |
Ответ 4. разработка схемы сбора и анализа исходных данных | |
Вопрос 3. Какой тип выборки лежит в основе отбора групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах? | Ответ 1. квотная выборка |
Ответ 2. гнездовая | |
Ответ 3. сплошная | |
Ответ 4. простая случайная | |
Вопрос 4. Какой вид шкалы используется при идентификации возраста респондента? | Ответ 1. номинальная |
Ответ 2. порядковая | |
Ответ 3. ранговая | |
Ответ 4. интервальная | |
Вопрос 5. Надёжность исследования характеризуется: | Ответ 1. достоверностью результатов |
Ответ 2. контролируемостью событий | |
Ответ 3. устойчивостью во времени | |
Ответ 4. соответствием качества объекта | |
Вопрос 6. Какой из критериев не относится к социометрическим? | Ответ1. параметрический |
Ответ 2. взвешанный | |
Ответ 3.непараметрический | |
Ответ 4. чувствительности | |
Вопрос 7. Какие виды социограмм можно выделить? | Ответ1. линейные |
Ответ 2. концентрические | |
Ответ 3. параболические | |
Ответ 4. циклические | |
Вопрос 8. Какой экспертный метод предполагает обязательное коллективное участие в принятии решения? | Ответ1. метод гирлянд и ассоциаций |
Ответ 2. метод фокальных объектов | |
Ответ 3. метод Черчмена-Акоффа | |
Ответ 4. метод Дельфы | |
Вопрос 9. Какой процесс нельзя смоделировать? | Ответ1. динамика ВВП |
Ответ 2. динамика фонда заработной платы | |
Ответ 3. численность населения | |
Ответ 4. электоральные ожидания | |
Вопрос 10. Каких моделей нет вообще? | Ответ1. математических |
Ответ 2. невербальных | |
Ответ 3. предметных | |
Ответ 4. знаковых |
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: studopedia.org