Какой бывает конкретная программа музыкальная литература

Произведения для слушания, пения, движения под музыку отбираются с учетом программных задач воспитания ребенка в детском саду и отвечают художественно-педагогическим требованиям:
единства содержания и музыкальной формы;
соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;
доступности восприятия и исполнения детьми дошкольного возраста различных групп детского сада.

Единство содержания и формы музыкального произведения

Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой, образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Войти в мир музыки —значит научиться понимать особенный «музыкальный язык» (мелодические интонации, гармонические сочетания, ладовую окраску), который в современных условиях приобретает новое своеобразное звучание. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широком смысле, как комплекс всех музыкальных средств) не должна быть громоздкой, сложной.

Как стать экспертом по классической музыке за 5 минут


Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со средствами музыкальной выразительности. Так, если исполнить только фортепианное сопровождение (без пения) песни «Пограничники» В. Витлина, то дети способны почувствовать выразительность музыкального вступления, звучащего чуть таинственно, настороженно — паузы, низкий регистр усиливают это ощущение. Затем напряженно-сдержанный характер запева («Притаился у границы пограничников отряд») сменяется на уверенный динамичный характер припева («Наше море, нашу землю, наше небо сторожат»). В единстве формы и содержания создан запоминающийся музыкальный образ, достигнута высокая художественность произведения, что является основным требованием при отборе произведений для детей.

Соответствие репертуара видам музыкальной деятельности

Программе музыкального воспитания по слушанию музыки, пению, ритмике должен соответствовать и репертуар.
Для слушания подбирается вокальная и инструментальная музыка, чаще всего программная (имеющая конкретную программу, тематику, часто определенную в названии, например пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Предусматриваются произведения, разнообразные по тематике, жанру, характеру.
Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выразительны, разнообразны — ласковые и напевные, веселые и подвижные. Такие произведения (русские, украинские, белорусские, литовские, эстонские, армянские, грузинские, азербайджанские, татарские и др.) включаются в сборники и издаются для детей во всех республиках нашей страны.
К детской музыке можно отнести высокохудожественные произведения русских и западноевропейских классиков, слушание которых обогащает духовный мир ребенка. Назовем «Детский альбом» П. Чайковского, польки М. Глинки, С. Рахманинова, отдельные фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, некоторые произведения Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
Много произведений для детей создано и создается советскими композиторами: С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, ан. Александровым, А. Островским, Е. Тиличеевой, М. Раухвергером, М. Иорданским, Т. Попатенко, А. Филиппенко, 3. Левиной, В. Герчик, Н. Леви и др.
В своем творчестве композиторы часто встречаются с трудностями: создавая музыку для детей, они должны пользоваться весьма ограниченными средствами в песенной мелодии, гармонии, фактуре изложения и форме произведения.
Тематика всех произведений, предназначенных для слушания, посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе всей общевоспитательной работы, но жизненные впечатления, выраженные в музыкальных образах, по-новому окрашиваются, углубляются. Слушая, например, песню «Пограничники» В. Витлина на слова С. Маршака, дети не просто узнают о том, что солдаты охраняют границы нашей Родины. Они хорошо чувствуют напряжение и беспокойные интонации мелодии на слова «пограничники не дремлют у родного рубежа»:

[Не спеша]

И в то же время они чувствуют решимость, твердость, выраженные мелодией, пунктирным ритмом и паузами, когда поются слова «наше море, нашу землю, наше небо сторожат»:

Песни, которые ребята учат и поют, должны иметь свою особенность — яркую мелодию. Чтобы выразительно исполнить песню, нужно не только почувствовать ее характер, но и правильно спеть. Например, в песне «Барабан» Е. Тиличеевой на слова Н. Найденовой мелодия исполняется не спеша, четко, с умеренной звучностью. При этом важно точно исполнить более сложный отрезок песни:

[Четко]

Здесь надо правильно передать ритмический рисунок, точно проинтонировать восходящий интервал (соль — до), отметить усиление и акцент на верхнем звуке до второй октавы.
Следовательно, отбирая песни, надо ясно представить, над какими навыками необходимо особенно потрудиться. Работая в старшей группе детского сада над формированием легкого, подвижного звучания, можно выбрать из репертуара «Голубые санки» М. Иорданского, а для выработки напевного звучания — Русскую народную прибаутку «Бай, качи-качи» в обработке М. Магиденко.
Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый из видов выполняет спои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения различных персонажей; упражнения дают возможность усвоить разнообразные элементы танца и т. д. Но в какую бы форму ни были облечены движения, они выполняют свою функцию — учат освоению программных навыков.

Доступность репертуара для восприятия и исполнения

Последнее требование к произведениям, включенным в программу,— быть доступными для детского восприятия и исполнения.
Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика отвечают объему тех представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок того или иного возраста. Однако язык музыки различен по степени сложности. Сравним две фортепианные пьесы плясового характера.

Читайте также:
Где находится программа очистка диска

Одна — русская народная мелодия «Ах, вы, сени» в обработке В. Герчик, подвижная, плясовая, с несложной гармонизацией. Другая — «Камаринская» П. Чайковского из «Детского альбома». Русская народная мелодия здесь также яркая и образная, но изложена композитором в вариационной форме. Каждая вариация имеет свой характер и динамику (вначале звучание тихое, оно постепенно нарастает и опять стихает).
Не меньшее значение для детского исполнения имеет степень сложности и в песнях. Если сравнить мелодии песен, взятых из репертуара для различных групп детского сада, то можно увидеть, что эти песни отличаются по диапазону, своеобразием интервальных ходов, продолжительностью музыкальных фраз и трудностью произнесения слов в тексте.
Произведения для игр, упражнений, плясок также отличаются развитием музыкальных образов, построением, гармоническим сопровождением, темповыми и динамическими изменениями, а также постепенной усложненностью движений. Все это необходимо учитывать при отборе программного репертуара, помогающего развитию музыкально-ритмических навыков детей разных возрастных групп.
Помимо рекомендованных в программе песен, игр, плясок, хороводов, упражнений, можно использовать и другие. Музыкальный репертуар постоянно пополняется вновь созданными произведениями, иногда очень интересными, отвечающими современным условиям. И надо приветствовать, что ‘эти произведения звучат на детских праздничных утренниках и вечерах развлечений. Однако необходимо помнить, что такой дополнительный материал может иметь место, если песни и игры соответствуют программным требованиям и используются с учетом конкретных условий работы с детьми.
Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это
в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.
Программный репертуар распределен в течение года по кварталам с учетом следующего:
подбирается в определенном усложнении с учетом особенностей каждой игры, песни, хоровода;
разучивается в соответствии с общевоспитательными задачами текущей жизнью, современными запросами ребенка-дошкольника. Поэтому тематика песен, игр, хороводов должна отражать общественные события, праздники, сезонные явления и связанную с этим деятельность детей и т. д.

Музыкальная литература

Репертуар выполняет важную функцию музыкального воспитания дошкольников. Планомерно осуществляя задачи эстетического раз-
вития ребят, педагоги детских садов успешно используют музыкальную литературу, которую выпускают издательства нашей страны. Назовем некоторые из этих пособий: «Октябрь», «Наш Ленин», «Первомай», «Люблю маму» и др.; учебно-методическое пособие «Музыка в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной, в котором музыкальный материал соответствует «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Разнообразны тематические сборники о временах года, деятельности детей: «Всегда найдется дело», «Птичье новоселье» и др. Произведения для детей раннего возраста входят в серию «Мы любим музыку». Издаются детские оперы, музыкальные сказки, музыкальные игры и пляски, песни зарубежных авторов.
Большинство пособий и сборников составлены и составляются научными работниками, опытными методистами, ведущими музыкальными руководителями детских садов: Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, Е. Н. Соковниной, Т. П. Ломовой, В. К. Колосовой, С. И. Бекиной, Е. Н. Квитницкой, Е. П. Новой и др.
Изданию музыкальной литературы для детей уделяют большое внимание творческие союзы композиторов и писателей, министерства просвещения, Академия педагогических наук.
Музыкальные произведения, которые призваны осуществлять задачи воспитания, обучения и развития дошкольников, должны отвечать требованиям художественности, доступности и соответствовать педагогическим задачам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте основные принципы построения программы музыкального воспитания.
2. Раскройте особенности различных видов музыкальной деятельности, их общие и специфические черты.
3. В чем проявляется взаимосвязь музыкально-практических навыков и музыкально-образовательных сведений?
4. Перечислите основные художественно-педагогические требования к музыкальному репертуару.
5. Каковы особенности песенного репертуара в зависимости от возраста детей?
6. Назовите разнообразные формы организации детской музыкальной деятельности.
7. В чем сходство и различие музыкальных занятий и самостоятельной музыкальной деятельности ребенка?
8 В чем специфика работы музыкального руководителя и воспитателя?
9. Проанализируйте последовательное усложнение задач музыкального воспитания (см. таблицу 1) и приведите конкретный пример.
10. Проведите полный музыкальный анализ знакомой детской песни.
11. Расскажите о структуре сборника «Музыка в детском саду».
12. Возьмите для примера песню или танец, указанные в программе, и раскройте их соответствие программным требованиям.
13. Расскажите о формах организации музыкальной деятельности детей, которые вы наблюдали в детском саду.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А.

Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Источник: i-gnom.ru

Открытый урок по музыкальной литературе на тему: «Программная музыка» (первый год обучения)
план-конспект урока по музыке

Цель урока: формирование у учащихся представления о программной музыке.

  • познакомить с особенностями программной музыки на примерах произведений М.П. Мусоргского и А.К. Лядова;
  • познакомить с новой терминологией (сюита, скерцо).
  • развивать умение давать характеристику музыкальному образу;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • развивать умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
  • развивать музыкально-эстетический вкус;
  • способствовать расширению культурного кругозора учащихся.
  • нравственное воспитание гармонично развитой личности;
  • воспитание инициативы и самостоятельности учащихся;
  • воспитание культуры слушателя;
  • воспитание любви и интереса к классической музыке, уважения к русской музыкальной культуре.
Читайте также:
Программа пресса на 30 дней в домашних условиях

Методы обучения: словесный, наглядный.

Средства наглядности: презентация по теме, аудиозаписи произведений М.П. Мусоргского и А.К. Лядова.

  1. Организационный момент: приветствие, постановка целей урока – 2 мин;
  2. Актуализация знаний – 5 мин;
  3. Изучение новой темы – 25 мин;
  4. Обобщение и закрепление пройденного материала – 5 мин;
  5. Домашнее задание – 3 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с музыкальными произведениями, которые относятся к программной музыке .

В каком случае музыкальное произведение называют «программным»? Давайте разберемся вместе.

Я думаю, вы постоянно встречаете слово «программа» в жизни. Подумайте и скажите, что означает это слово. Приведите примеры.

Вы абсолютно правы. Слово «программа» пришло к нам из греческого языка и означает оно «объявление», «распоряжение». То есть мы заранее получаем информацию о том, что будет происходить или (если это музыка) звучать.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на этот слайд. Как вы считаете, какой вариант верный?

К программным относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором ( слайд ).

А как вы думаете: вокальные произведения относятся к программным, или этот термин применяется только к инструментальной музыке?

В вокальных произведениях — песнях, романсах, вокальных циклах, а также в музыкально-театральных жанрах — всегда есть текст, из которого мы узнаем, о чем это произведение.

Итак, делаем вывод: к «программным» относятся только инструментальные произведения.

Посмотрите на этот список произведений и найдите ошибки ( слайд ).

Программа в инструментальном произведении может быть обобщенной или подробной (более конкретной) ( слайд ).

Чаще всего встречается обобщенная программа. Сюда относятся инструментальные произведения с названиями, заголовками и эпиграфами. Встречаются музыкальные произведения, к которым сами композиторы создают развернутые литературные комментарии.

Литературный комментарий – это подробная программа (более конкретная)

Помимо фантазии автора, источниками сюжетов для программных музыкальных произведений могут быть мифы, легенды, сказки, сказания, исторические события, а также впечатления от литературных и живописных произведений, архитектурных сооружений, скульптурных работ.

Сегодня я хочу познакомить вас с интересным и самобытным программным произведением. Это фортепианная сюита великого русского композитора XIX века Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» ( слайд )

О чем вам говорит название сюиты? Оно вам что-то подсказывает?

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» написана Мусоргским под впечатлением от выставки рисунков художника Виктора Гартмана, состоявшейся в 1874 году ( слайд ).

Ребята, сейчас прозвучало новое слово – «сюита». Давайте разберем и запишем, что оно обозначает. Сюита (в переводе с французского — «последовательность», «ряд») — музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общим замыслом ( слайд ).

Итак, Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга — художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали несколько сюжетов ( слайд ). К сожалению, не все рисунки сохранились до наших дней.

Эти сюжеты Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание сюиты из десяти пьес ( слайд ). Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Разберем более подробно две пьесы.

Послушайте их названия и постарайтесь представить, что бы композитор мог «показать», «изобразить» в этих пьесах. «Балет невылупившихся птенцов» и «Лимож. Рынок».

Ребята, а название «Балет невылупившихся птенцов» не вызывает у вас улыбку? Посмотрите на рисунок, который вдохновил композитора. Немного необычный, правда? Виктор Гартман изобразил на нем эскизы к костюмам для балета «Трильби».

В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал критик Владимир Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряженных канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.

Это веселая пьеса, в которой изображается комичный и чуть беспорядочный танец маленьких птенчиков. Они щебечут, неуклюже подпрыгивают и машут крылышками. Композитор написал ее в жанре «скерцо». Давайте запишем. Скерцо (в переводе с итальянского «шутка») — произведение шутливого характера.

Слушаем пьесу М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов».

Читайте также:
В каком году началась программа что где когда

Пьеса «Лимож. Рынок» также написана в жанре скерцо ( слайд ).

Посмотрите какие забавные пометки сделал Мусоргский в начале работы над этой пьесой. Чего только не услышишь на рынке! Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится. В пьесе рисуется пестрая рыночная толпа.

В музыке хорошо переданы разноголосый говор, выкрики, толкотня и шумная суета южного приморского базара.

Слушаем пьесу М. П. Мусоргского «Лимож Рынок».

И еще одно очень интересное программное произведение. Его сочинил Анатолий Константинович Лядов, русский композитор XIX века ( слайд ). Анатолий Константинович очень трепетно и с большой любовью относился к русским сказкам. Русские сказки всегда его восхищали своей загадочностью, причудливой фантастикой. Лядов написал на сказочные сюжеты три программных произведения для симфонического оркестра: «Баба — Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».

Сюжет сказочной оркестровой пьесы «Баба-Яга» был заимствован из сказки «Василиса Прекрасная». Для своего сочинения Лядов выбрал только олин эпизод. Но какой! Оркестровыми красками он изобразил полет Бабы –Яги в ступе. Вот какой отрывок из сказки поместил Лядов перед началом произведения: «…Баба-Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает… Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…» ( слайд ).

Какие же приемы изобразительности использовал композитор в этом произведении? Давайте послушаем. Обратите внимание на оркестровые тембры, ваши чувства и ощущения вокруг, и попытайтесь представить образ исходя из названия и эпиграфа, который мы только что прослушали.

Слушаем симфоническую картину А. К. Лядова «Баба-Яга».

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Что такое программная музыка?

2. Какие два типа программности вы знаете?

3. Какие произведения мы сегодня слушали?

4. Какое произведение вам больше всего запомнилось и понравилось?

Домашнее задание: записать в тетради музыкальные характеристики из пред-ложенных на уроке, используя учебник (страницы 136-138).

Источник: nsportal.ru

I класс музыкальная литература

Посмотрите в тетради по музыкальной литературе определение термина «программная музыка». Повторите его. Если определение не записано, спишите его.

Познакомьтесь с историей создания симфонической сюиты «Пер Гюнт».

Многие композиторы пишут музыку для театра: оперы, балеты, музыку к драматическим спектаклям. Так и норвежский композитор Эдвард Григ в 1875 году написал музыку к спектаклю своего соотечественника Генрика Ибсена. Пьеса называлась «Пер Гюнт». В заглавии пьесы — имя и фамилия ее главного героя. Пьеса рассказывает о жизненном пути Пера, его поисках счастья.

Пер — симпатичный деревенский парень, большой выдумщик и любитель приключений. Он думает, что счастье заключается в том, чтобы быть знатным и богатым, чтобы все твои желания исполнялись. Он не понимает, что счастливым не бывает человек, любящий только себя, и жизнь — это не погоня за удовольствиями. Своим близким (матери, которую зовут Озе, и любимой, которую зовут Сольвейг) Пер приносит только страдания. А жизнь Пера Гюнта (в конце пьесы он уже глубокий старик) оказывается бесплодной.

Пьеса Ибсена сейчас редко идет в театре. А вот музыка Грига к этой пьесе настолько популярна, что хорошо известна нам с детства. Еще при жизни Эдвард Григ составил из этой музыки две сюиты для симфонического оркестра. Сюиты часто исполняются на концертах.

Послушайте некоторые пьесы из сюиты «Пер Гюнт».

Сюита № 1. Утро Сюита № 1. Смерть Озе Сюита № 1. Танец Анитры Сюита № 1. В пещере горного короля Сюита № 2. Песня Сольвейг.

Посмотрите лекцию о музыке Эдварда Грига. Во время просмотра записывайте, какая музыка из сюиты «Пер Гюнт» звучит в лекции.

Фортепианное произведение Грига, о котором рассказывает Михаил Казиник, называется Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор. Если хотите, послушайте весь концерт (ссылка).

Письменно ответьте на вопросы. Страницы тетради с ответами сфотографируйте и присылайте для проверки. На каждый вопрос отвечайте развернутым предложением. Используйте в ответах дополнительный материал из приложения или сети интернет.

Вопрос 1. Какая европейская страна — родина Эдварда Грига?

Вопрос 2. В каком году Э. Григ написал музыку к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»?

Вопрос 3. Музыку из каких пьес сюиты «Пер Гюнт» вы слышали в видеолекции?

Вопрос 4. Что такое сюита?

Вопрос 5. Кто такие Озе, Анитра, Сольвейг?

Вопрос 6. Как Вы думаете, пьесы из сюиты «Пер Гюнт» — это программная музыка или нет? Почему Вы так думаете?

Вопрос 7. Как Вы думаете, Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор Эдварда Грига — это программная музыка или нет? Почему Вы так думаете?

Дополнительный материал можно скачать здесь.

Источник: baby-ved.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru