Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) начального и среднего профессионального образования (СПО) формируется с учетом профиля получаемого начального и среднего профессионального образования, а также специфики специальности, которой овладевают обучающиеся.
Цели и задачи ОПОП, требования федерального государственного стандарта (ФГОС) НПО/СПО по той или иной профессии/специальности реализуются посредством программ учебных дисциплин по циклам (ОД, ОГСЭ, ЕН, ОП).
Общеобразовательный цикл, объединяющий общеобразовательные дисциплины (ОД), формируется с учетом следующих документов:
- федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и среднего профессионального образования, которые распространяются на профессии/специальности с получением среднего (полного) общего образования;
- «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180), (далее Рекомендации, 2007), определяющие профили получаемого профессионального образования, базовые и профильные общеобразовательные дисциплины и их объемные параметры, а также рекомендуемое распределение профессий/специальностей начального и среднего профессионального образования по профилям получаемого профессионального образования (приложение 1)[6];
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»[7].
- примерные программы учебных общеобразовательных дисциплин (ОД), одобренные и рекомендованные для использования на практике в учреждениях НПО/СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 (приложение 2) [3].
Примерные программы по общеобразовательным дисциплинам для профессий/специальностей НПО/СПО (русский язык, литература, английский язык, математика, физика, химия, биология, естествознание, обществознание, история, право, экономика, информатика и ИКТ, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), мировая художественная культура (МХК)) предусматривают изучение как базовых, так и профильных учебных дисциплин.
В-01. Федеральные рабочие программы воспитания (НОО, ООО, СОО)
Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.
Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»)[1].
Рабочая программа и примерная программа имеют отличия. Так, примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, отражает специфику обучения в образовательном учреждении по конкретной профессии/специальности.
Таким образом, рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной для конкретного образовательного учреждения и профессии/специальности. В рабочей программе допускаются изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения.
Рабочая программа включает информацию о методическом и техническом обеспечении учебного процесса, учитывает формы организации самостоятельной работы студентов, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося и т.п.
При отсутствии рабочей программы по дисциплине не допускается проведение учебных занятий.
Рабочие программы разрабатываются на срок действия рабочего учебного плана, как правило, на основе примерной программы дисциплины [12].
Рабочие программы разрабатываются по каждой учебной дисциплине учебного плана специальности (направления).
Вопросы для самоконтроля:
1. На основании, каких нормативно-правовых документов разрабатывается рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла?
2. В чем отличие рабочей программы и примерной программы?
3. Какие требования предъявляются к рабочим программам учебных дисциплин общеобразовательного цикла?
Источник: 68cdo.ru
Как составить рабочую программу предмета, курса, модуля по ФГОС-2021
Примите локальный акт о разработке программ, например, положение о рабочей программе. Зафиксируйте в нем требования к рабочим программам предметов, курсов модулей: примерный объем, структуру, на основе чего разрабатывать, как оформлять. Определите, в какие сроки педагоги должны составлять и изменять рабочие программы, на какие периоды их разрабатывать.
Видеоинструкция, как составить положение о рабочей программе по ФГОС-2021
Что включить в раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»
Попросите педагога при разработке программы опираться на концепции преподавания учебных предметов. На сегодняшний день их утвердили больше десяти: по истории России, химии, физики, астрономии, обществознанию, географии, ОБЖ, физкультуре, искусству и технологии и др.
ПРИМЕР
В рабочую программу учебного предмета «Окружающий мир» включите темы, которые позволят детям познакомиться с наиболее яркими физическими явлениями, агрегатными состояниями вещества, различными видами энергии и их взаимными превращениями. Например добавьте темы:
- источники энергии;
- тепловые явления;
- световые и звуковые явления;
- электрические и магнитные явления;
- силы и движение.
Акцент в обучении сделайте на наглядном знакомстве учеников с физическими явлениями. Включите наблюдение, описание явлений, предположения об их причинах, простейшие опыты и измерения.
ПРИМЕР
Применение концепции преподавания «Астрономии» при составлении рабочей программы предмета
Изучение предмета «Астрономия» следует начинать с описательной части, создающей представление о наиболее значимых и интересных открытиях последних лет, космических объектах с экстремальными значениями физических параметров и т. д.
В содержании предмета:
- отведите часть на описание связи астрономии с другими науками;
- включите разделы, посвященные способам практических астрономических наблюдений, которые могут проводить ученики;
- добавьте практические работы в аудитории и под открытым небом.
- В качестве обучающих материалов используйте видеоролики с трехмерными изображениями вместо плоских изображений.
Содержание предмета, курса и модуля должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения ООП, которые изложены в целевом разделе (подп. 2 п. 30.2 ФГОС НОО, подп. 2 п. 31.2 ФГОС ООО).
- Проверьте в содержании рабочей программы, чтобы педагог:
- использовал системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию детей;
организовал проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, перечислил темы проектов; - указал перечень предлагаемых внеурочных мероприятий по своему предмету, курсу, модулю.
Раздел можно начать с общей характеристики программы: какие темы изучают на конкретном уровне общего образования или по годам обучения (классам), как темы взаимосвязаны, изучение каких тем будет предложено на новом уровне в последующие годы, как отражаются особенности школы.
Проверьте, чтобы в структуре раздела выделили тематические блоки, описали каждую тему. Можно добавить количество часов для изучения каждого блока. Так проще будет соотнести темы и часы с таблицей тематического планирования в третьем разделе рабочей программы.
Проконтролируйте объем домашнего задания для учеников. ФГОС не устанавливает такого требования к рабочей программе, но это важно предусмотреть, чтобы учитель не перегружал школьников и помог им достичь образовательных результатов по ФГОС. При проверке руководствуйтесь таблицей 6.6 СанПиН 1.2.3685-21:
- в 1-х классах выполнение домашних заданий не должно превышать часа;
- во 2–3-х – 1,5 часа;
- в 4–5-х – 2 часа;
- в 6–8-х – 2,5 часа;
- в 9–11-х – 3,5 часа.
Когда проверяете рабочую программу курса внеурочной деятельности, убедитесь, что в ней указали формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое сделали в новых ФГОС.
Что включить в раздел «Планируемые результаты»
Планируемые результаты освоения рабочей программы должны соответствовать планируемым результатам ООП, которые изложены в ее целевом разделе (п. 30.2 ФГОС НОО, п. 31.2 ФГОС ООО).
Проверьте, чтобы каждая рабочая программа содержала требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. ФГОС не устанавливает такого требования к рабочим программам, но для целевого раздела ООП такое деление результатов обязательно. Будет удобнее, если сначала педагоги сформулируют требования к трем видам результатов в рабочих программах, а затем на их основе оформят целевой раздел ООП.
Попросите педагогов сформулировать планируемые результаты на основе требований стандартов. Они изложены в четвертых разделах ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения предмета, курса и модуля должны быть такими, чтобы после его освоения ученики:
- сформировали основы российской гражданской идентичности в начальной школе, а в старших классах осознали российскую гражданскую идентичность;
- были готовы к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- сформировали в начальной школе ценностные установки и социально значимые качества личности, в старших классах осознали ценность самостоятельности и инициативы;
- принимали активное участие в социально значимой деятельности в начальной школе, а в старших классах развили мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформировали внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом – на уровне основного общего образования.
- Метапредметные результаты должны основываться на возрасте учеников. Подробнее смотрите в таблице.
Требования к метапредметным результатам

Предметные результаты освоения рабочей программы должны соответствовать общим требованиям для ООП и для конкретного предмета. Общее требование на уровне начальной школы: ученики должны освоить опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Общие требования к предметным результатам для основного уровня общего образования:
- освоение учениками научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
- предпосылки научного типа мышления;
- виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
- Если включили в ООП предмет, курс или модуль, требований к предметным результатам которого нет во ФГОС, поручите педагогу разработать требования самостоятельно.
Посмотрите, подготовил ли педагог систему оценки результатов учеников и указал ли оценочные материалы. Каждый планируемый результат должен быть зафиксирован. Для этого учитель может предусмотреть, чтобы школьники выполнили контрольную работу, диктант, изложение, тест, заполнили анкету или опросник.
Проверьте, чтобы оценка достижения планируемых результатов:
Что включить в раздел «Тематическое планирование»
Поручите педагогу в третьем разделе рабочей программы отразить три обязательных элемента:
1) перечень тем, планируемых для освоения учениками;
2) количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы;
3) информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).
Проверьте, чтобы педагог помимо тематических часов предусмотрел еще часы на проведение контрольных, практических, лабораторных работ, проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по предмету, курсу или модулю должно соответствовать расчасовке в учебном плане. А объем часов по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Предложите педагогу в качестве электронных учебно-методических материалов использовать:
- мультимедийные программы;
- электронные учебники и задачники;
- электронные библиотеки;
- виртуальные лаборатории;
- игровые программы;
- коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Предложите педагогу оформить тематическое планирование в виде таблицы. По желанию можно добавить другие графы. Например, каких личностных, метапредметных и предметных результатов достигнет ученик после изучения темы, как работа по теме связана с рабочей программой воспитания и т. д.
Как учесть рабочую программу воспитания в программах предметов, курсов, модулей
Обсудите с педагогом вариант оформления учета рабочей программы воспитания и выберите тот, который ему удобен. Можете закрепить единые требования для всех учителей в положении о рабочей программе, например потребуйте:
добавить абзац в пояснительную записку рабочей программы предмета, курса или модуля – если оформляете ее;
— оформить аналитическую справку о том, как учли в рабочей программе предмета, курса или модуля рабочую программу воспитания, в виде приложения к рабочей программе предмета;
— указать информацию об учете рабочей программы воспитания в первом разделе рабочей программы предмета, курса или модуля – после каждой описанной темы или отдельным блоком;
— включить информацию об учете рабочей программы воспитания в тематическое планирование – добавить графу и указать в ней воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной деятельности.
Примерная рабочая программа воспитания содержит инвариантный модуль «Школьный урок». Специалисты РАО рекомендуют школам использовать воспитательный потенциал каждого урока. Конкретные действия надо отразить в модуле рабочей программы воспитания. Их можно продублировать в рабочей программе предмета, курса или модуля. Так, педагог может:
- устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
- побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
- привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
- организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
Как утвердить рабочую программу
Рассмотрите рабочую программу на педсовете или на заседании предметного методического объединения педагогов. При необходимости поручите доработать документ.
Включите рабочую программу в содержательный раздел ООП и утвердите ее приказом или грифом «УТВЕРЖДАЮ».
Отдельно утверждать рабочую программу не надо.
Если нужно изменить рабочую программу, издайте приказ о внесении изменений в ООП. Укажите в приказе части ООП, которые меняете, и опишите новшества. Если они объемны, то оформите новые рабочие программы приложением к приказу об изменениях.
Образцы
Приказ об утверждении ООП по ФГОС-2021
Приказ о внесении изменений в ООП ООО по ФГОС-2021
Источник: vip.1obraz.ru
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Профессиональная переподготовка:
- Английский язык в ДОУ в условиях ФГОС 250 часов 2 месяца
- Воспитатель в дошкольном образовательном учреждении (организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ) 250 часов 2 месяца
- Воспитатель в условиях детского дома 250 часов 2 месяца
- Воспитатель ДОУ в условиях полилингвальной среды 250 часов 2 месяца
- Воспитатель дошкольной образовательной организации 520 часов 2 месяца
- Воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ (для лиц с высшим образованием) 250 часов 3 месяца
- Детская и семейная психология 250 часов 2 месяца
- Дошкольная специальная психология и педагогика 250 часов 2 месяца
- Логопедия и психология ребенка в ДОУ 520 часов 2 месяца
- Младший воспитатель в дошкольном образовании 250 часов 2 месяца
- Организация детских праздников 250 часов 2 месяца
Повышение квалификации:
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Источник: vip.1obraz.ru
Источник: in-texno.ru
Рабочая программа. Что такое рабочая программа ? Какова структура рабочей программы ? Каковы особенности содержания рабочей программы ? — презентация
Презентация на тему: » Рабочая программа. Что такое рабочая программа ? Какова структура рабочей программы ? Каковы особенности содержания рабочей программы ?» — Транскрипт:
2 Что такое рабочая программа ? Какова структура рабочей программы ? Каковы особенности содержания рабочей программы ?
3 Что такое рабочая программа и зачем она нужна ? Учитель всегда работал и работает по программе. Раньше программы по учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по этим самым авторским программам, которые имеют разную структуру и, как правило, больше похожи на концепции, а не на программы.
5 Школа имеет право самостоятельно выбирать себе учебники. Но в соответствии с ФГОС надо составить рабочую программу, её нужно включить в основную образовательную программу школы, и программа по учебному предмету должна иметь жёстко установленную структуру.
6 2004 год Тематическое планирование 2009 год Рабочая программа
8 индивидуальный документ локальный конкретные школа учитель ученик
9 индивидуальная педагогическая модель образовательные потребности особенности развития обучающихся конкретные условия
10 плюсы Позволяет прогнозировать пути достижения результата Минусы Отнимает много времени и сил
11 Изучение нормативных документов Разработка положения о рабочей программе Использование шаблона рабочей программы Разделение труда
12 Планируемые результаты изучения предмета личностные регулятивные метапредметные коммуникативные познавательные предметные У Н И В Е Р С А Л Ь Н Ы Е У Ч Е Б Н Ы Е Д Е Й С Т В И Я
13 Знать уметь ученик научится ученик сможет научиться
14 опорные знания метод сложения стартовая текущая диагностика итоговая Комплексная контрольная работа
15 метод сложения «5» – без ошибок «4» – одна – две ошибки «3» – три – пять ошибок «2» – шесть и более ошибок боязнь допустить ошибку метод вычитания стандартный уровень – «3» выше стандартного уровня – «4», «5» ниже стандартного уровня – «2» возможность повысить уровень знаний и получить более высокий балл
17 В соответствии с пп.7 п.2 ст. 32 Закона РФ « Об образовании » образовательное учреждение обязано разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей )
18 Это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
20 Рабочая программа составляется на учебный год или ступень обучения.
21 составляется учителем — предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу ( элективному, факультативному, курсу дополнительного образования )
22 Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса ( параллели ) Основой, для разработки программ учебных предметов, являются требования ФГОС к результатам
23 Рабочая программа утверждается ежегодно, в начале учебного года, приказом директора школы
24 Ежегодные корректировки рабочей программы утверждаются руководителем образовательного учреждения и оформляются в виде приложения к первоначальному варианту программы.
Источник: www.myshared.ru