Как уже отмечалось, общей направленностью обучения должно быть образование личности, ее всестороннее формирование. С указанной точки зрения учебный процесс выполняет следующие образовательные функции: обучающую, развивающую и воспитательную. В чем состоит сущность этих функций и что необходимо делать для их реализации?
Обучение в его нынешнем понимании связывается с осмысленным и прочным овладением знаниями и умением применять их на практике. Следовательно, каждому учителю путем активизации учебно-познавательной деятельности учащихся необходимо обеспечивать прочное овладение изучаемым материалом по своему предмету, т.е. усвоение важнейших теоретических понятий, выводов и закономерностей, а также вырабатывать умения и навыки применять их в различных видах практической деятельности.
Обширность, глубина и прочность научных знаний – важнейший признак обученности личности. Поверхностность, отрывочность и отсутствие системы в знаниях, которые зачастую наблюдаются у учащихся, свидетельствуют как о недостатках школьного обучения, так и низкой познавательной активности самих учащихся, за что отнюдь нельзя снимать с них определенной ответственности. Распространение репетиторства, которое далеко не всем родителям по карману, – горькое следствие этих недостатков.
01. USU — Основные функции программы
Развитие учащихся в процессе обучения связано с побуждением их к мыслительной активности, сообразительности, умственной гибкости и творчеству, прочному овладению изучаемым материалом и т.д.
«Умственное развитие, – пишет В.А.Крутецкий, – связано с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний – на это обращал внимание еще П.П.Блонский: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний, тем более способна она рассуждать». Во-вторых, для… умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание… Словом, умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение».
Л.В.Благонадежина отмечает: «Умственное развитие происходит в процессе мыслительной деятельности, которая всегда включает выход за пределы того, что дано непосредственно в восприятии. Это может быть расчленение сложного содержания на составляющие его части, сравнение одного явления с другим, обобщение единичных фактов, установление причинной зависимости между явлениями и т.д. Говоря о необходимости развития мышления школьника, следует иметь в виду умственную работу именно такого рода, в отличие от простого воспроизведения материала по памяти. Если нет самостоятельной переработки усваиваемого материала, то нет и условий для развития мышления».
Органической частью умственного и личностного развития учащихся является также развитие общих способностей, творческих склонностей и задатков, что в настоящее время приобретает первостепенное значение.
Известный ученый-гельминтолог К.И.Скрябин писал: «Склонности проявляются и развиваются у человека рано. Их развитие, их рост в большой степени зависят от качества преподавательской работы в школе. Помню своего учителя естествознания Сухова. Частенько оставались с ним после уроков, чтобы побеседовать по теме, особенно меня захватившей.
Федеральная образовательная программа в действии. Проектируем содержательный раздел
В Томском реальном училище (ведь в то время сибирскую интеллигенцию в значительной степени составляли политические ссыльные) работали передовые учителя, господствовал дух серьезного, доброго и внимательного отношения к ученику. Из восьми учеников 7-го класса впоследствии вышли два академика, три профессора и один художник. Случайность? Думается, что нет. От инициативы учителей, от их увлеченности предметом, творческого отношения к делу зависит многое».
Воспитание в процессе обучения осуществляется путем побуждения учащихся к овладению мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирования их эмоционально-чувственной сферы, связанной с гражданско-патриотическим развитием, выработкой культуры поведения и межличностным общением. Большое влияние здесь оказывает личность учителя, его эрудиция, нравственность, умение стимулировать активность учащихся в работе над собой.
Такова сущностная характеристика процесса обучения и его важнейших структурных компонентов.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 446 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
7. Учебная программа.
Функции учебной программы:
1) Описательная (описание содержания образования на уровне учебного предмета).
2) Идейно-мировоззренческая функция (знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников).
3) Регулирующая или организационно-методическая (организует ДД учителя по подготовке к занятиям).
Виды учебной программы:
1) Типовые (разрабатывается на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области).
2) Рабочие учебные программы (на основе типовых, описывается национально-региональный компонент).
3) Авторские учебные программы (могут содержать иную логику построения учебного предмета).
Способы построения учебных программ:
1) Концентрический (одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения).
2) Линейный (не происходит повторного возвращения к уже ранее изучавшимся разделам программы)
Проанализируйте программу по любому предмету начальной школы, выделите ее структуру, соответствие принципам обучения.
8. Учебники и учебные пособия.
Содержание образования и учебных программ находит отражение в учебной литературе – учебниках и учебных пособиях.
1. Информационная (обеспечение необходимой и достаточной информацией).
2. Трансформационная (материал в учебнике преобразуется с учетом возрастных особенностей и дидактических требований).
3. Систематизирующая (систематическое, последовательное изложение материала в логике учебного предмета).
4. Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля (возможность повторного изучения, проверки самим учеником полученных знаний).
5. Интегрирующая (помогает ребенку присоединять к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук).
6. Координирующая (использование других средств обучения – карт, иллюстраций, диапозитивов).
7. Развивающее-воспитательная (формирование таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность).
8. Обучающая (развивает такие У и Н, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования).
— хрестоматии по литературе и истории;
— сборники задач по математике, физики, химии;
— атласы по географии, биологии;
— сборники упражнений по языку.
Учебные пособия расширяются некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных).
Проведите анализ содержания учебника с точки зрения соответствия педагогическим и дидактическим требованиям.
9. Принцип дидактики.
Принципы – правила обучения, которые обеспечивают усвоение детьми основ наук, развитие познавательных интересов, способствуют формированию качеств личности, развивают способности, приобщают к самообразованию.
Принципы обучения служат достижению цели образования и обучения и определяют общее направление учебно-образовательного процесса.
В педагогике выделяют следующие основные принципы обучения:
1. Научность обучения.
4. Сознательность и активность учащихся в обучении.
5. Принцип прочности усвоения ЗУН.
6. Систематичности и последовательности.
7. Развивающего характера обучения.
8. Индивидуализации обучения.
Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский о принципах обучения.
Ян Амос Коменский, следуя идее природосообразности обучения, отмечал:
— обучение человека должно начинаться с весны его жизни – в детстве;
— утренние часы наиболее удачны для занятий;
— все подлежащее изучению должно быть расположено по ступеням возраста.
Природосообразность является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность, самодеятельность.
Константин Дмитриевич Ушинский сформулировал следующие принципы обучения наиболее полно:
— обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
— обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
— порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
— обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
— обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
— преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ КАК КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ.
Источник: studfile.net
Функции процесса обучения и их реализация в деятельности учителя
Обучение — это целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно- познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно- эстетических взглядов и убеждений (Е.С.Рапацевич.)
Функция – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения функциями процесса обучения являются его свойствами и обуславливают комплексную реализацию всех его компонентов, направленных на творческое саморазвитие личности учащегося.
Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование у школьников знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной познавательной деятельности.
Согласно образовательной функции знания в процессе изучения становятся достоянием личности школьника, входят в структуру ее познавательного опыта, в способность мобилизовывать прежние знания для решения оригинальных задач, поиска дополнительной информации и добывания новых знаний. Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого.Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности.
Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Разв фун-я обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность, которая развивала бы у него сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. Развивающая функция обучения наиболее успешно реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин «развивающее обучение».
Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение.
Для реализации воспитательной функции обучения учитель должен: 1) анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала. 2)так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учащимися, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Необходимо создать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов.
Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения. Они находятся в сложно переплетающихся связях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства.
Этим определяется ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентированно на: А)обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Б) развитие общества, укрепление и совершенствование правого государства.
Содержание образования должно обеспечивать: А) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества. Б) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира. В) интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Г) воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Факторы, влияющие на изменение содержания образования: 1.Основные факторы – потребности общетва в преобразовании общечеловеческой природы, изменения в развитии науки и техники. 2.Субъективные факторы – это методологические позиции ученых, различия в трактовке каких-либо вопросов.
Виды образования: Дошкольное образование, Общее образование, Профессиональное образование, Дополнительное образование.
Закон об образовании, применительно к каждому аспекту образования,
-Экономическая оснащенность образования,
— соц. гарантии граждан,
— международная деятельность в области образования.
ГОСТ (в основе Гос стандарта нового (3) поколения лежит компетентностный подход, ориентированный на форм-е компететностей-способностей осущ-ть эф-ю проф. дея-ть в разл. условиях.) (1,2 поколения в основе – системно-деятельностный подход, предполагающий формирование ЗУНов, применяющихся в определенных условиях учебной деятельнсти) – меняется каждые 5 лет. Инвариативная (обязательная часть) и вариативная (дает возможность ВУЗам вводить свои предметы, учитывая культурные особенности, специфику региона, национальные особенности, пожелания студентов, преподователей, родителей) часть.
Учебный план (БУП 2009 принят в школах. Основа-форм-ие универсальных уч. умений) –документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, последовательность изучения этих предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. Также здесь определяется продолжительность учебного года, четвертей, каникул, перечень предметов, их распределение по годам, количество часов и т. д. Т.е это целостное представление о наполнении и соотношении областей знаний по годам обучения.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством образования РФ. Представляет собой государственную норму общего среднего образования, которая устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Источник: cyberpedia.su