10. Эволюционный демократический процесс дальнейшего преобразования должен исходить из взаимного конструктивного сотрудничества между обществом и субъектом политической модернизации, властными структурами и оппозиции. Политическая элита должна придерживаться демократических ценностей и общечеловеческих ориентиров политического стабильного развития республики, иметь консенсус по ключевым вопросам жизнедеятельности государства и общества. В то же время необходимо детально прорабатывать новые демократические механизмы привлечения граждан к политическому участию в модернизационном процессе обновления и закрепления вводимых демократических изменений, ценностных приоритетов, институтов и т.д. Все это будет способствовать формированию эффективных факторов для проведения дальнейшей демократизации казахстанского общества.
11. Будущее политическое развитие Казахстана будет зависеть от степени демократичности и стабильности общества. Отсюда, наиболее вероятной перспективой Казахстана, нам представляется политическое развитие событий по “традиционному” сценарию, решающую роль в котором будут играть менталитет казахстанцев, и выработавшаяся на протяжении веков культурная традиция, демократические черты правления и этатистские тенденции реализации власти, а также толерантность народа, умение решать проблему с помощью компромисса. Обязательным условием для этого является адекватная реакция общества на осуществляющиеся политические преобразования, осмысленный подход к происходящим демократическим переменам, более ответственное и взвешенное отношение к использованию гарантированных Конституцией приоритетов прямого и опосредованного влияния на государственную власть.
Эксперты о политической модернизации в РК
12. В эволюционном процессе осуществления политической модернизации, вводимые политические институты должны быть не только демократичными, но и особо прочными. Это обеспечит своевременную адаптацию к постоянно изменяющимся условиям социальной, экономической и политической среды, с ее целями и задачами, что, особенно актуально в связи с общемировым экономическим кризисом. В этом отношении, формирование на начальном этапе переходного периода сильной государственной власти обеспечивало и обеспечивает порядок и стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие на пути к национальной казахстанской модели демократии.
Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации была обсуждена на заседании кафедры теоретической и прикладной политологии КазНПУ им. Абая и рекомендована к защите.
Основные материалы исследования отражены в 30 республиканских периодических научных изданиях, таких как «Доклады НАН РК», «Известия НАН РК», «Вестник НАН РК». Серия общественных наук, «Саясат», «Евразийское сообщество», «Высшая школа Казахстана», «Поиск», «Вестник КазНПУ им. Абая». Серия «международная жизнь и политика», «Казахская цивилизация», «Мысль» и т.д.
Основные положения и выводы диссертации докладывались на более чем 10 международных и республиканских научно-практических конференциях, как международная научно-практическая конференция «Новый этап социально-экономической и политической модернизации Казахстана: проблемы реализации» (Алматы, КазНУ им. Аль-Фараби, 2006); международная научно-практическая конференция «Правовые проблемы государственного управления в условиях рыночных отношений в Республике Казахстан» (Алматы, КНПУ им. Абая, 2006); международная научно-практическая конференция «Казахстанский путь развития: его особенности, проблемы и перспективы» (Алматы: ЦАУ, 2007); международная научно-практическая конференция, посвященная году Украины в Казахстане (Киев – Кызылорда, 2008) и т.д.
Продолжается реализация программы политической модернизации
Особо следует отметить апробацию основных положений и выводов диссертации в работе Всероссийской научной конференции «Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы» (Москва: РАПН, 2007), Международной межвузовской научной конференции «Россия и современный мир: проблемы политического развития» (Москва, 10 – 12 апреля 2008 г.) и Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ» (Москва, 21–22 мая 2008 года).
Структура и объем диссертации. Структура диссертации обусловлена внутренней логикой раскрытия сущности темы и характером поставленных автором задач. Диссертация состоит из введения, трех разделов, каждый из которых состоит из трех параграфов, заключения и списка использованных источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, раскрывается степень изученности проблемы, формулируются цель и задачи, определяются научная новизна и практическая значимость диссертации.
В первом разделе диссертации «Теория и методология исследования проблем политической модернизации» автором диссертационного исследования анализируются основные направления теории (методологии) отечественной и зарубежной политологии в отношении тех или иных аспектов политической модернизации и политического развития, а также категориальный аппарат по данной проблеме.
В первом подразделе «Сущность категории политическая модернизация» глубоко исследуются концептуально-методологические подходы к анализу политической модернизации и стабильного развития государства в переходный период.
XX век ознаменовался переходом от традиционного к современному обществу. Практическое воплощение данного явления, заметный шаг к новым ценностям общественного устройства вызвали необходимость в теоретическом обосновании коренных изменений — модернизации, выявлении закономерностей и этапов развития этого сложного политического процесса. Таким образом, было положено начало теоретического и практического обоснования направлений, путей и методов осуществления модернизации.
Поэтому неслучайно, в 50-х годах XX века в западной политологии получило широкое распространение такое понятие как «политическое развитие», а в последующем и различные теории «политического развития». Причиной стало стремление исследователей выявить источники, характер политических преобразований и изменений.
Несомненно, главным направлением политической модернизации Республики Казахстан является демократизация политической системы, что подразумевает формирование и развитие собственной модели демократии, поскольку в современной политической науке устоялась теоретико-практическая конструкция понимания демократии как идеально-типичное понятие и форма государственного устройства. В демократии заложены специфические социально-политические критерии, по которым можно проанализировать развитие, консервацию и регресс демократического процесса, которые протекают в том или ином государстве.
По мнению автора, понятие «модернизация» используется в современной политологии для определения уровня социально-экономического развития. Однако нужно учитывать, что термин категория «модернизация» рассматривается с нескольких позиций: во-первых, в качестве определения различной ступени развития современного индустриального общества, начиная с эпохи первой промышленной революции. Во-вторых, как политический процесс превращения развивающихся стран из традиционных в современные индустриально-развитые государства. В-третьих, как теоретико-практические конструкции изменения государства в контексте тех или иных аспектов развития, как мирового сообщества, так и отдельно взятых высокоразвитых государств. В-четвертых, как непрерывный социально-политический процесс развития любого общества, государства, регионов и мирового сообщества, а значит и цивилизации.
Кроме того, в изученных определениях категории политической модернизации автор выявил следующие моменты:
— во-первых, в определениях четко указывается на способность политической системы государства отвечать требованиям и потребностям постоянно изменяющихся общественно-политических условий и целей развития того или иного государства;
— во-вторых, постоянно изменяющиеся социально-политические условия и цели неразрывно связаны с необходимостью формирования и развития нового качества взаимодействия власти и общества значит, появления новых интеракций между органами государственной власти и институтов гражданского общества, а также эффективного диалога. В этих целях появляется необходимость создания новых видов взаимодействия и политических институтов, в рамках существующего законодательства;
— в-третьих, своеобразие политических процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических и общественно-политических факторов. В этой связи государству, вступившему на путь модернизации необходимо учитывать следующие аспекты: исходную модель социально-экономических отношений (сформирована или не сформирована рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно решаются задачи экономического и политического реформирования в контексте становления устойчивой демократии; определение особенностей национальных традиций и состояния общественного сознания.
Таким образом, по мнению автора, политическая модернизация – это сложный длительный политический процесс демократизации казахстанского общества и формирование устойчивого демократического типа взаимодействия общества и власти. Хотя, несомненно, в ходе его реализации проявляются различные кризисные ситуации, которые порождены модернизационным политическим процессом и противоречиями транзитного периода от тоталитаризма к демократии, а также сопутствующими этим изменениям возникновения различных социально-экономических проблем.
Во втором подразделе «Политическая модернизация как необходимое условие стабильного развития государства» автор отмечает, что длительное время в современной политической науке политическая модернизация рассматривалась как неизбежность развития любого государства, но при этом никак необходимое условие его стабильного развития. Наоборот, нередко политическую модернизацию ставили в противовес политической стабильности страны, справедливо полагая, что отнюдь не все модернизационные политические процессы ведут к стабильности.
Процессы модернизации приводят к тому, что прежние ценности и ориентиры становятся не актуальными. Поиск новых приоритетов существования нередко приводит к конфликтной ситуации. Данная ситуация ведет к установлению сильной власти способной не допустить провала начатых реформ модернизации. Именно политика определяет цели, последовательность модернизации, определяет приоритетность политического реформирования в процессе проведения модернизации традиционных обществ.
По мнению автора, важно рассмотреть различные модели модернизации политической системы с целью определения наилучшего способа общественно-политических изменений в контексте сохранения стабильности и общественного согласия. Рассматривая модели модернизации, стоит обратить внимание и на так называемую форсированную модель модернизации.
Эта модель модернизации была реализована в странах Юго-Восточной Азии (Южной Корее, Сингапуре, Тайване). Коренные изменения в этих странах проводились за 30 лет. Основную роль в процессе преобразований играли местные политические режимы, которые сами стали инициаторами обновления. Примечательно, что авторитарные режимы смогли обеспечить стабильность и правопорядок, что позволило избежать конфликтов в обществе. Данный факт является позитивным моментом в форсированной модели модернизации.
Диссертант особо выделяет тот факт, что основным отличием форсированной модели модернизации от запоздалой является то, что процесс обновления традиционных обществ был начат с проведения реформ в экономической сфере, в частности в сельском хозяйстве. В дальнейшем это стало основой для проведения реформ в промышленности. Таким образом, эффективное проведение перехода от традиционного общества к современному во многом зависит от эффективного экономического преобразования.
Диссертант считает, что, несмотря на то, что все постсоветские республики начали процесс своего преобразования примерно в одинаковых условиях, современное их положение явно отличается.
Но в каждой из постсоветских стран существуют собственные универсальные ценности и приоритеты политического развития. При этом ценности западного общества также стали актуальными для большинства новых независимых республик. К ним относится и Республика Казахстан.
В целом, можно констатировать, что в Республике Казахстан процесс перехода к современному обществу протекает постепенным эволюционным путем. При этом, практический опыт политической модернизации в нашей стране подразумевает только такой путь своего стабильного развития.
Примечательно, что с периода обретения независимости и суверенитета до сегодняшнего этапа, реформы и преобразования проходили мирным, последовательным путем. В частности, каждая из реформ была направлена на поэтапное достижение основной цели стратегического развития Казахстана – перехода к демократии в контексте сохранения политической стабильности и межэтнического согласия.
Следовательно, реальный объективный политологический прогноз будущего осуществления демократической модернизации как условия стабильного развития казахстанского общества возможен только на основе анализа прошлой общественно-политической истории и исследования современной политической реальности суверенного Казахстана. Социально-исторический опыт, институциональные особенности, базовые характеристики политической культуры и сознания и т. д. образуют сложную, весьма подвижную иерархию основных и второстепенных факторов, которые постоянно оказывают влияние на воспроизводство политических отношений и, следовательно, “предопределяют” дальнейшее эволюционное развитие политических событий, делая его “предсказуемым”, а значит и стабильным.
В третьем подразделе «Теоретические и методологические аспекты исследования политической модернизации и стабильного развития общества» автор исследует различные концепции политической модернизации. Сформировались в рамках общесоциологической теории «социологии развития». Методологической основой стали труды таких западных исследователей, как О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. Парсонса.
Автор отмечает, что наиболее значительный вклад в теорию политической модернизации внесли работы У. Ростоу «Стадии экономического роста» (1960), Г. Алмонда и Д. Пауэлла «Сравнительная политология» (1966), Д. Эптера «Политика модернизации» (1965), Л. Пая «Аспекты политического развития. Аналитическое исследование» (1966), С. Эйзенштадта «Модернизация: протест и изменение» (1966), С. Хангтингтона «Политический порядок в меняющихся обществах» (1968) и другие.
Западные исследователи выделяют три направления в исследовании понятия «модернизация»: историческое, релятивистское и аналитическое.
Диссертант отмечает, теории политической модернизации являются одной из самых эффективных концепций переходного периода. Не потеряв своей актуальности концепции модернизации представляют большой политологический интерес и пользу на современном этапе развития государств мирового сообщества. Использование концептуального и практического потенциала в теории политической модернизации поможет нам избежать некоторых ошибок и позволит сократить время необходимое для осуществления реформ. В то же время, на наш взгляд, основой теории политической модернизации, на наш взгляд, является обоснование глобального развития цивилизации, перехода традиционных обществ к современным как неизбежная тенденция современного политического развития. В целом, различные парадигмы политической модернизации подразумевает глубокий анализ и раскрытие элементов преобразования традиционных обществ в процессе их модернизации в современные.
В четвертом подразделе «Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов политической модернизации и политической стабильности» диссертант справедливо определяет, что реализация реформ и преобразований в современных государствах протекает собственными способами и путями. В некоторых странах, по мнению автора, причины преобразований возникают внутри общества, а в других модернизация может зародиться благодаря внешнему влиянию со стороны мирового сообщества.
Диссертант отмечает, что динамика модернизационных процессов в разных странах также может быть отлична в силу объективных и субъективных причин. Неразвитость такого важного элемента демократического государства как гражданское общество может создать препятствия на пути реформирования.
Теоретики модернизации уделяют большое внимание в процессе перехода от традиционного к современному обществу следующим основным моментам: политическим институты, проблемам лидерства, правового государства, а также проблеме социального субъекта. В частности большинство ученых рассматривают вопросы о том, какие социальные группы выступают в качестве инициаторов реформирования, каковы возможности и роль тех или иных социальных групп в процессе модернизации?
По мнению исследователей, успех реформирования во многом зависит от того, смогут ли субъекты модернизации обеспечить и сохранить стабильность в процессе реформирования обновления общества и государства. Исходя из этого, можно констатировать, что стабильность является одним из важных моментов в процессе перехода от традиционного общества к современному.
В модернизационном процессе перехода от тоталитарного общества к современному, Казахстан сумел преодолеть болезнь слепого подражания существующим демократическим системам. В тоже время в нашей стране достаточно успешно применен положительный опыт политической модернизации отдельных демократических стран. Самое главное это то, что основные универсальные ценности демократического жизнеустройства стали главными целями политического стабильного развития Республики Казахстан. Таким образом, признавая наличие определенных особенных специфических черт, наша страна с учетом мирового демократического опыта планомерными этапами постепенно и эволюционно осуществляют общую стратегию политической модернизации постсоветского общества, и укрепляет молодое суверенное государство.
Политологическое осмысление теории и накопленного практического опыта политической модернизации государств мирового сообщества позволяет провести корреляцию проблемы модернизационных процессов нашей страны с общим направлением цивилизационного процесса как Центрально-Азиатского региона, так и мирового сообщества, найти стержневой момент в политологическом анализе и прогнозирования процесса демократизации казахстанского общества.
Источник: dislib.ru
Этика и деонтология в фармации
Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
К.Д. Шертаева, Г.Ж. Умурзахова, М.М. Сапакбай, К.Б. Мендибаев Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г.Шымкент Департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности М3 РК по ЮКО 2010
Оценка эффективности нолипрела форте при комбинированной терапии больных артериальной гипертензией
Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % — наблюдается стойкая артериальная гипертензия
Б.М. Байдуллаев, АА. Сейдахметова, Х.Т. Қорганбаева, Р.Б. Ибрагимова, Ж.М. Абдукаримова, ГА.
Умиралиева, Л.Б. Байтемирова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент Областной консультативно-диагностический медицинский центр, г.Шымкент 2010
Опыт применения «гинолакта» в лечении вагинального дисбиоза
Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
Р. Т. Тлеужан, А.А. Белесова, Н.А. Жусипов, Н.И. Калдыбекова, А. У. Байкубекова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г.Шымкент Областной перинатальный центр 11, г.Шымкент Медицинский колледж «Авиценна», г.Шымкент Клиника МКТУ имени ХА.Яссави, г.Шымкент 2010
Эффективность лазолвана 30 мг у больных c хобл
Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
Байдуллаев Б.М.,ҚорганбаеваХ.Т.,Ибрагимова Р.Б.Дбдукаримова Ж.М.,Умиралиева БА.,Сеидахметова А А. Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Эффективность аппарата btl — 4000 при лечении деформирующего остеоартроза
Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
Бекмурзаева Э.К.,Байдуллаев Б.М.,ҚорзанбаеваХ.Т.,Ибрагимова Р.Б., Қонырбасов А.К.,Сарыпбекова Л.Л. Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Использования нестероидного противовоспалительного препарата для послеоперационной анальгезии
Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
Б. Т. Токкулиев Областная клиническая больница, г.Шымкент 2010
Состояние резистентности мембран эритроцитов и окисляемость липидов у больных с эпилепсией после фармакотерапии ламикталом и карбамезапином
Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
Н.А. Жаркинбекова Южно-Казахстанкая государственная фармацевтическая академия, г.Шымкент 2010
Высшие психические функции при хронической интоксикации соединениями фосфора
Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
МА. Тубанова , ГА. Дущанова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Распространение экологически зависимых болезней
Специфические особенности биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений
МА. Тубанова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Рационализация управления медицинской помощью населению биогеохимической провинции
C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
МА.Тубанова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Взаимосвязь здоровья населения c состоянием окружающей среды
Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
МА. Тубанова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Модернизация партийно-политической системы республики Казахстан: основные этапы
В книге президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Эра независимости» предлагается собственный подход к периодизации новейшей истории Казахстана. Суть этого подхода заключается в том, что в его основу положены три волны модернизации.
Концепция трехволновой модернизации позволяет раскрыть логику реформирования страны за 26 лет и связать ее с единой стратегией становления и развития государства.
Применяя методологию трехволновой модернизации к политической истории независимого Казахстана, можно выделить и этапы модернизации партийно- политической системы, характеризующие системность и целостность исторического процесса
Книга президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Эра независимости», написанная в жанре мемуаристики и публицистики, по существу представляет собой краткий курс политической истории независимого Казахстана.
В книге предлагается собственный подход к периодизации новейшей истории Казахстана. Суть этого подхода заключается в том, что в его основу положены три волны модернизации.
Таким образом, концепция трехволновой модернизации позволяет раскрыть логику реформирования страны за 26 лет и связать ее с единой стратегией становления и развития государства.
Обратим внимание на волны модернизации, выделенные в «Эре независимости»:
Первая – с 1991 по 1995 годы, когда республика осуществила «тройной транзит» в экономической, социальной и общественно- политической сферах.
Вторая охватила период с 1996 по 2010 годы, когда экономика республики была выведена на траекторию устойчивого роста, была сформирована современная система государственных институтов, построена новая столица и стране удалось нарастить международный авторитет.
Третья волна модернизации совпадает с началом второго десятилетия XXI века: на этот этап приходится дальнейшее развитие институтов состоявшегося государства – проводится конституционная реформа, объявлена программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру», поставлена цель войти в 30-ку развитых стран [1].
Развитие политической системы независимого Казахстана выражается в попытках осовременивания (а значит, модернизации) партийно-политических процессов, институтов и технологий.
Базовыми составляющими этого процесса стали осуществление принципа разделения властей, внедрение политического плюрализма и формирование многопартийной политической системы.
Применяя методологию трехволновой модернизации к политической истории независимого Казахстана, можно выделить и этапы модернизации партийно-политической системы, характеризующие системность и целостность исторического процесса:
- Первый этап — с 1991 года по 1995 год – с момента реальной независимости до принятия Конституции Казахстана 1995 г.- формирование фундамента казахстанской государственности.
- Второй этап — с 1995 по 2001 год – с момента принятия Конституции до подведения итогов выборов в Мажилис Парламента РК 1999 года — создание и укрепление современных демократических институтов; конституционные поправки 1998 года; формирование нового состава нижней палаты Парламента, избранной по смешанной системе голосования.
- Третий этап — с 2002 по 2006 год – с момента принятия закона «О политических партиях» 2002 г.до очередной конституционной реформы – укрепление государственности; трансформация партийной системы; парламентские выборы 2004 года; реструктуризация партийного поля: формирование НДП «Нур Отан».
- Четвертый этап – с 2007 года по 2011 год – с момента конституционной реформы 2007 года до парламентских выборов 2012 года – суть конституционных поправок; введение пропорциональной системы голосования; выборы в Мажилис 2007 года по пропорциональной системе голосования.
- Пятый этап – с 2012 года по настоящее время – выборы в Мажилис 2012 года; формирование трехпартийной нижней палаты парламента; выборы в Мажилис 2016 года; перспективы дальнейшего развития политической системы [2].
Развитие института политических партий в Казахстане в 1990-е гг. можно условно разделить на два этапа.
Первым следует считать период с 1990 года по осень 1995 года. Он характеризовался развитием политизированного самодеятельного движения и образованием первых политических партий, которые, однако, не отвечали всем критериям партии как устойчивой политической организации.
Второй этап развития многопартийности, охвативший проме- жуток времени с осени 1995 года по весну 1999 года, был отмечен кратковременной интенсификацией процесса партийного строительства в предвыборный период.
Принятие закона “Об общественных объединениях в Казахской ССР” (лето 1991), уход с политической арены Коммунистической партии Казахстана в августе-сентябре 1991 г., а затем распад Союза ССР ускорили процесс формирования многопартийности в Казахстане. Первыми политическими партиями нового типа стали партии социал- демократов, социалистов, “Алаш”, Партия Народный Конгресс Казахстана, Республиканская партия.
Допуск партий к государственной власти в условиях политического плюрализма и многопартийности осуществляется через свободные выборы посредством волеизъявления избирателей. Фактически политические партии, движения, общественные объединения Казахстана участвовали в выборах в Верховные Советы ХII и ХIII созывов, а также в Мажилис Парламента в 1990, 1994, 1995 гг., некоторые из них формировали депутатские фракции в высшем представительном органе страны [3].
Однако изменения модернизационного характера партийно- политический режим претерпел в 1999 г., когда после введения пропорциональной системы голосования и выделения 10 мест (из 77) в нижней палате парламента политические партии впервые получили возможность не косвенно, а непосредственно участвовать в борьбе за депутатские мандаты.
Прошедшие 10 октября 1999 года выборы в Мажилис Парламента Республики стали первым опытом межпартийного соперничества за депутатские мандаты. По партийным спискам было зарегистрировано 84 кандидата. В выборах приняли участие девять партий: Партия Народный Конгресс Казахстана, Партия Возрождения Казахстана, Республиканская политическая пария труда, Республиканская партия “Отан”, Коммунистическая партия, Демократическая партия “Азамат”, Гражданская партия Казахстана, Аграрная партия Казахстана, Национальная партия “Алаш”.
Итоги: партия «Отан» завоевала 4 депутатских мандата (30,89% голосов); КПК – 2 (17,75%); АПК – 2 (12,63%); ГПК — 2 (11,23%).
Семипроцентный барьер не смогли преодолеть «Азамат», НКК, «Алаш», ПВК, РППТ.
Новый этап становления и развития партийной системы был связан, во-первых, с принятием закона о политических партиях 2002 г. и, во-вторых, с участием партий в парламентских выборах 2004 года. На парламентских выборах 2004 года впервые была легально реализована стратегия политических союзов. Создание предвыборных блоков на партийной основе было легитимировано в 2004 году изменениями в законе о выборах. Четыре партии объединились в два блока, принявшие активное участие в выборах: Аграрная и Гражданская партии создали блок АИСТ (Аграрно-индустриальный союз трудящихся), а Коммунистическая партия Казахстана и Народная партия Демократический выбор Казахстана — “Оппозиционный народный союз коммунистов и ДВК”.
Итоги выборов 2004 года по партийным спискам: Отан – 7 мест, Асар, Ак Жол и блок АИСТ – по одному мандату.
Состоявшиеся в 2004 году выборы в Мажилис Парламента РК внесли существенные коррективы в позиционирование основных партийных субъектов на политическом поле Казахстана. Страна вступила в новый этап партийно-политического строительства [4].
В 2007 году принятие поправок в Конституцию страны придало новый импульс формированию партийной структуры. Возникли новые правила игры, связанные с введением пропорциональной системой голосования. Партии получили реальный механизм влияния на государственную политику и тем самым -Выборы завершились победой партии «Нур Отан» — 88,41%. Остальные шесть партий не смогли преодолеть 7%-й барьер и потому остались за бортом высшего представительного органа страны. Таким образом, на парламентских выборах 2007 года все 98 мест по партийным спискам завоевала НДП «Нур Отан».
Существенное значение для последующего после выборов 2007 года периода развития партийной системы имели законодательные нововведения в Законах Республики Казахстан «О политических партиях» и «О выборах», предпринятые в феврале 2009 года.
В закон о выборах была введена следующая норма: если семь процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получено только одной политической партией, то к распределению депутатских мандатов допускается список указанной политической партии, а также партийный список партии, набравшей следующее наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Новый правовой механизм позволил формировать Парламент с участием не менее двух партий.
Оптимизация политико-правовых основ функционирования партийной системы значительным образом способствовала развитию многопартийности и дальнейшей демократизации политических процессов в Казахстане.
Внеочередные выборы депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан состоялись 15 января 2012 года (по партийным спискам).
НДП «Нур Отан» получила 80,99% голосов. От партии в нижнюю палату Парламента по партийному списку было избрано 83 депутата. Демократическая партия «Ак жол» (ДПК «Ак жол») получила 7,47 % голосов (8 депутатских мандатов).
Коммунистическая Народная партия Казахстана (КНПК) получила 7,19 % голосов (7 депутатских мандатов). ОСДП, КСДП «Ауыл», ППК, ДП «Әділет» — не смогли преодолеть семипроцентный барьер.
Итоги выборов 2012 года предопределили не только новый расклад политических сил в нижней палате парламента (кроме партии «Нур Отан» заслужили право называться парламентскими — ДПК «Ак жол» и КНПК), но и новый порядок структурирования партийно- политического спектра, проведение внутренних реформ и кадровых перестановок в самих партиях.
Некоторые партии (Руханият, Адилет, КПК, Партия Патриотов, прежний Ауыл) прекратили свое существование, появились и новые партии – ППБирлик и НПП Ауыл.
Комитетом регистрационной службы и оказания правовой помощи МЮ РК 17 июня 2013г. проведена государственная перерегистрация ОО «Партия «Руханият» в ОО «Политическая партия «Бірлік» [5].
В 2015 году по итогам внеочередных съездов Партии патриотов Казахстана и Казахстанской социал-демократической партии «Ауыл», состоявшихся 5 сентября 2015 года в Астане, было создано общественное объединение «Народная патриотическая партия «Ауыл». На состоявшихся 20 марта 2016 годавыборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан партия «Нур Отан» получила 82,15 % голосов; Демократическая партия Казахстана «Ак Жол» — 7,18 %; Коммунистическая народная партия Казахстана — 7,14 %. Народно- демократическая патриотическая партия «Ауыл» набрала два процента голосов, общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) 1,18 процента; партия «Бірлік» — 0,29 процента.
Таким образом, в парламент прошли три партии, преодолевшие семипроцентный барьер — «Нур Отан», «Ак жол» и КНПК. Депутатские мандаты были распределены следующим образом: «Нур Отан» — 84, «Ак жол» — 7, КНПК — 7.
На сегодняшний день в Казахстане сложилась система с доминирующей партией. Согласно данным Министерства юстиции РК, в Казахстане действуют 6 политических партий: партия «Нұр Отан» (в 1999г. – «Отан», в 2006г. — «Нұр Отан»), ДПК «Ак жол» (2002), КНПК (2004), ОСДП (2007), НДПП «Ауыл» (2015), Бирлик (2013).
Очевидно, что доминантная партийная «оптимальность» пригодна для сегодняшней ситуации. В динамике же партийного развития тип партийной системы может и меняться.
Модернизационный контекст реформирования партийной системы предполагает:
- интенсификацию партийной институционализации,
- повышение качества внутри- и межпартийного дискурса,
- активизацию партий в процессе агрегирования и артикуляции интересов граждан,
- повышение значимости представительской функции полити- ческих партий в органах законодательной власти.
ЛИТЕРАТУРА
- Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент.Институты демократии: Монография. – Алматы: Жетi Жаргы, 1996. – 218 с.
- Сейлеханов Е.Т. Политическая система Республики Казахстан: опыт развития и перспективы: Монография.- Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. – С. 124- 139.
- Телебаев Г.,Коновалов С. Партийное строительство в Казахстане: от идеологического диктата одной партии к многопартийной системе // Саясат. — — № 9.-С.68-74.
- Шоманов А.,Мустафаев Н. Партийное строительство в Казахстане: опыт, состояние и перспективы // Analitic. — 2002. — № 4.- С.8-13.
- Шауенов Е.Политические партии и устойчивость политического процесса в Казахстане // Analitic. — 2002. — № 4. — С. 4-7.
Источник: articlekz.com
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА
1 Расширение полномочий Парламента.
2 Принять меры, направленные на повышение роли политических партий.
3 Одним из важнейших направлений реформ станет совершенствование судебно-правовой системы.
4 Развитие местных представительных органов. Главная цель политических преобразований для нас – это движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы наших граждан.
5 Государственная власть и демократия – не антиподы. Демократия развивается только там, где строго соблюдается законность.
Контрольные вопросы: [1,6]
- Главные признаки демократического Государства?
- Основоположниками, какого демократического направления были Жан Жак Руссо (1712—1778), Джон Локк (1632—1704) и Монтескьё (1689—1755)?
- В чем отличие современной демократии от античной?
- Главные проблемы становления казахстанской модели демократии?
Глоссарий.[1,5]
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1135 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net