Какова структура программы на языке pascal

На начальном этапе рассмотрим структуру программы на языке программирования Паскаль (Pascal) в минимальном объеме, осветив только необходимые сведения. Более подробно связанные вопросы рассмотрим при дальнейшем изучении.

Выясним сначала правила записи текста программы, которые не находят отражение в описании синтаксиса языка:

  1. Между двумя последовательными конструкциями языка (идентификатор, число или служебное слово) обязательно располагается хотя бы один разделитель текста (пробел, конец строки, комментарий).
  2. Разделители текста не могут находится внутри идентификаторов, чисел или служебных слов.

Теперь перейдем непосредственно к структуре. Итак, программа на языке Паскаль состоит из заголовка (элемент необязательный), разделов описаний и раздела операторов .

  • program имя;
  • разделы описаний
  • begin
  • раздел операторов
  • end. (* npoграмма заканчивается точкой *)

Разделы описаний

Разделы описаний могут быть нескольких видов:

Информатика. Структура программы на языке Паскаль

  • раздел описания модулей (следует всегда первым, остальные подразделы идут в произвольном порядке);
  • раздел описания констант;
  • раздел описания переменных (смотрите примеры описания констант и переменных);
  • раздел описания меток;
  • раздел описания процедур и функций.

Важно: любая величина должна быть описана до ее использования.

Раздел операторов

Раздел операторов начинается и заканчивается соответственно служебными словами begin и end , играющими роль операторных скобок. В этом разделе записывается последовательность операторов, которая должна быть выполнена по программе. Операторы отделяются друг от друга символом «точка с запятой».

Комментарии

Обратим внимание на элемент комментарий — фрагмент, заключенный в фигурные скобки < >или в скобки вида (* *) . Комментарии можно записать в любом месте программы где разрешен пробел. Компилятор игнорирует эти конструкции. Комментарии необходимы для документирования программы (различные замечания и пояснения кода), а также ими удобно пользоваться при отладке программы для временного исключения участка кода.

Источник: informatics-lesson.ru

4. Структура программы на языке программирования с или Pascal.

Паскаль является алгоритмическим языком в традиционном понимании этого термина. Правильная программа на это языке представляет собой формальную запись некоторого алгоритма, то есть конечной последовательности действий, приводящих к решению некоторой задачи.

Программа на языке Паскаль состоит из двух частей: 1) описание алгоритмических действий, которые должны быть выполнены, 2) описание обрабатываемых этими действиями данных. Действия задаются с помощью конструкция языка — операторов, а данные с помощью описаний этих данных.

Pascal. Структура программы

Синтаксически программа на Паскале состоит из трех частей: заголовка программы, блока программы и символа конца программы — точки.

Структура программы на языке Pascal.

Напомню, что программа — это упорядоченный список команд. Каждый язык программирования предлагает свою систему упорядочивания этого списка. Так, например, возможно знакомый вам BASIC просто нумерует строки. В Паскале мы будем говорить о достаточно строгой структуре программы, которая должна соблюдаться неукоснительно. Иначе компьютер просто не поймет вас.

Читайте также:
Код к программе movavi video editor

Любая программа (или программная единица- процедура или функция) на Паскале должна состоять из трех основных разделов:

I Раздел заголовка (объявления программной единицы);

II Раздел описаний;

III Раздел исполняемых операторов (тело программы).

В разделе заголовка содержится одна единственная строчка, которая указывает компилятору, что он имеет дело именно с программой (процедурой или функцией) и, более того, с программой под определенным именем. Для программ эта срока начинается с зарезервированного слова program, после которого следует собственно имя программы. В конце обязательно ставится точка с запятой.

Раздел описаний может иметь как одну единственную строчку, так и достаточно большое их количество. В разделе описаний должны содержаться описания всех идентификаторов, используемых в разделе исполняемых операторов. Так, например, описание переменных начинается с зарезервированного слова VAR, а описание констант (если они используются) — CONST.

Тело программы (раздел исполняемых операторов) содержит собственно программный код, отвечающий за реализацию алгоритма. При этом тело программы обязательно оформляется так называемыми операторными скобками — begin . end.

Т.е. все операторы, реализующие ваш алгоритм должны помещаться между этими операторными скобками.

Таким образом, структура программы Pascal в простейшем случае имеет вид:

В более сложных программах кроме переменных часто приходится помещать в раздел описаний не только описание переменных. В таком случае раздел описаний в свою очередь может содержать некоторое множество разделов (подразделов).

Раздел описания (в общем случае) состоит из

— раздела описания используемых библиотек USES;

— раздела описания меток LABEL;

— раздела описания констант CONST;

— раздела описания типов TYPE;

— раздела описания переменных VAR;

— раздела описания процедур и функций.

5. Типы данных, используемые в современных языках программирования (на примере одного языка).

Язык Паскаль является строго типизированным языком программирования. Это означает, что для всех переменных в вашей программе должен быть определен их тип данных.

Типы данных характеризуются множеством допустимых значений переменных и набором допустимых операций для данного типа.

Как и в большинстве ЯП, в Паскале все переменные, используемые в программе, описываются в ее начале в специальном разделе описания переменных после зарезервированного слова var.

Выполнение раздела описания переменных сопровождается следующими действиями:

При описании выделяется область памяти для переменных. (Например, в стандартном Паскале целые переменные занимают 2 байта, а вещественные — 4 байта);

Описание не определяет конкретное значение переменной, т.е. считается, что в выделенной памяти при ее распределении (до использования) находится некоторый «мусор»;

Описание определяет способ представления элементов в памяти ПК. (Например, вещественные переменные или константы, в отличие от целых, представляются в машине в виде мантиссы и порядка);

Описание определяет набор допустимых операций;

Описание определяет область действия переменных (локальные или глобальные).

Читайте также:
Как работать в программе мис поликлиника

Переменные могут быть:

Скалярные (простые) — содержит одно единственное значение.

Структурированные — могут содержать несколько значений.

Рассмотрим некоторые простые типы данных, с которыми будем иметь дело в ближайшее время:

Integer — значением переменной этого типа может быть целое число из отрезка [-32768; 32767]

Вещественный

Real — значением переменной этого типа может быть вещественное число, модуль которого принадлежит отрезку [2,9*10-39; 1,7*108]

Boolean — переменная этого типа может принимать только два значения: истина (true) или ложь (false)

Char — значением переменной этого типа может быть любой символ, из набора ASCI I-символов

Вообще, иерархия типов в языке Pascal следующая:

Объявления служат для компилятора источником информации о свойствах величин, используемых в программе, и установления связи между этими величина и их идентификаторами, фиксируя тем самым конкретный смысл, предписанный различным идентификаторам в программе. Согласно объявленным переменным и их количеству компилятор резервирует необходимый объем памяти для хранения значений величин, над которыми выполняются требуемые операции.

Описание переменной: имя переменной (идентификатор) : тип;

Var D, C, N : Integer;

Тип переменной определяет диапазон допустимых значений, принимаемых величинами этого типа; набор операций, допустимых над данной величиной и объем памяти, отводимой под эту переменную.

Обмен информацией с ЭВМ предполагает использование определенных средств ввода-вывода. В ЭВМ основным средством ввода является клавиатура, вывода — дисплея.

Процедура, которая в режиме диалога с клавиатуры присваивает значение для переменной величины, называется процедурой ввода.

Источник: studfile.net

Какова структура программы на языке pascal

Ключевые слова: принципы записи, «внешний вид» программы, структура программы в Паскаль.

Принципы записи и «внешний вид» программы

По правилам языка программа на Паскале может записываться вся в одну строчку, может в столбик (в любом месте, где стоит разделитель, может быть и конец строки); буквы, как мы уже говорили, можно использовать большие и маленькие вперемешку. До и после некоторых разделителей (например, пробел, знаки арифметических операций, скобки) разрешается добавлять любое количество пробелов.

Таким образом, одна и та же программа может выглядеть совершенно по-разному. Какой способ записи предпочесть? Такой, при котором программа будет наиболее понятна человеку (для компьютера способ записи не важен), удобна для чтения и редактирования. Поэтому в процессе знакомства с конструкциями языка мы выработаем правила их записи, от которых постараемся не отступать.

О больших и маленьких буквах можем договориться уже сейчас. Не рекомендуется их использование «вперемешку»: компьютер прекрасно поймет и слово BeGiN , и bEGin , человеку же придется напрягаться, чтобы уловить смысл такой программы.

Допустимы три способа записи программы:

  • вся программа пишется либо маленькими, либо большими буквами;
  • слова, используемые в программе, начинаются с большой буквы (все остальные буквы в слове — маленькие); этот способ использован в нашей программе;
  • часть программы целиком пишется маленькими буквами, часть — большими; этот способ применяется, когда кусок программы хочется особо выделить (например, чтобы были видны последние добавления).
Читайте также:
Как обновить программы на смартфоне через компьютер

Об именах было сказано, что они представляют из себя любую последовательность букв и цифр, начинающуюся с буквы. Слово «любую» не надо понимать буквально и давать имена объектам программы «бесконтрольно». Не стоит также и впадать в обратную крайность и давать всем объектам почти одинаковые имена типа A1, A2, A21 и т. п.

Имена должны быть не слишком длинными, легко читаться и отражать суть объекта. Например: Summa, KvoOtr, Factorial. В математике многие величины часто по традиции обозначаются некоторыми «стандартными» именами. От этой традиции без особых причин нет оснований отступать и в Паскале.

Например, стороны прямоугольного треугольника можно называть A, B, C, угол — Alfa, радиус — R. В программировании тоже есть свои «древние» традиции именования переменных. Например, счетчики, то есть переменные, служащие для пересчета чего-то, обычно называются буквами I, J, K, L, M, N или словами, начинающимися с этих букв.

Структура Паскаль-программы

Блок программы состоит из раздела описаний и раздела операторов. Они отделяются друг от друга точкой с запятой.

Все объекты, используемые в программе (имена, вводимые пользователем), должны быть описаны. В разделе описаний описываются метки, константы, типы данных, переменные, процедуры и функции. Нам в первую очередь понадобятся описания переменных и констант, а затем мы научимся описывать и более сложные объекты.

Раздел описаний может быть пустым (как в нашей первой программе), а может занимать почти весь текст программы.

В разделе операторов задаются действия, которые программа должна выполнить — операторы. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой, а весь раздел заключается в операторные скобки Begin-End.

Посмотрев на нашу программу, мы обнаружим в ней заголовок (мы дали программе имя FIRST) и раздел операторов, состоящий из одного оператора Writeln( ’ Здравствуй, мир! ’) , именно он и обеспечивает вывод текста на экран.

В программе есть еще одна строка, мы уже упоминали, что это — комментарий. Комментарием может быть любой текст, заключенный в фигурные скобки <> или в скобки, состоящие из двух символов: (* и *) . Комментарии не оказывают никакого влияния на работу программы, можно даже сказать, что и не являются частью программы, предназначены они не для компьютера, а для человека. Комментарии используются для внесения пояснений в программу, дают возможность сделать ее более понятной, облегчить дальнейшую работу с ней. В комментариях может быть указана фамилия автора программы, номер решаемой задачи, дата последних изменений программы, может поясняться алгоритм, назначение переменных и т. п. Мы настоятельно рекомендуем вам комментировать свои программы, чтобы их легче было использовать при подготовке к контрольным работам, экзаменам.

Конспект урока по информатике «Структура программы в Паскаль».

Источник: uchitel.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru