На начальном этапе рассмотрим структуру программы на языке программирования Паскаль (Pascal) в минимальном объеме, осветив только необходимые сведения. Более подробно связанные вопросы рассмотрим при дальнейшем изучении.
Выясним сначала правила записи текста программы, которые не находят отражение в описании синтаксиса языка:
- Между двумя последовательными конструкциями языка (идентификатор, число или служебное слово) обязательно располагается хотя бы один разделитель текста (пробел, конец строки, комментарий).
- Разделители текста не могут находится внутри идентификаторов, чисел или служебных слов.
Теперь перейдем непосредственно к структуре. Итак, программа на языке Паскаль состоит из заголовка (элемент необязательный), разделов описаний и раздела операторов .
- program имя;
- разделы описаний
- begin
- раздел операторов
- end. (* npoграмма заканчивается точкой *)
Разделы описаний
Разделы описаний могут быть нескольких видов:
Информатика. Структура программы на языке Паскаль
- раздел описания модулей (следует всегда первым, остальные подразделы идут в произвольном порядке);
- раздел описания констант;
- раздел описания переменных (смотрите примеры описания констант и переменных);
- раздел описания меток;
- раздел описания процедур и функций.
Важно: любая величина должна быть описана до ее использования.
Раздел операторов
Раздел операторов начинается и заканчивается соответственно служебными словами begin и end , играющими роль операторных скобок. В этом разделе записывается последовательность операторов, которая должна быть выполнена по программе. Операторы отделяются друг от друга символом «точка с запятой».
Комментарии
Обратим внимание на элемент комментарий — фрагмент, заключенный в фигурные скобки < >или в скобки вида (* *) . Комментарии можно записать в любом месте программы где разрешен пробел. Компилятор игнорирует эти конструкции. Комментарии необходимы для документирования программы (различные замечания и пояснения кода), а также ими удобно пользоваться при отладке программы для временного исключения участка кода.
Источник: informatics-lesson.ru
4. Структура программы на языке программирования с или Pascal.
Паскаль является алгоритмическим языком в традиционном понимании этого термина. Правильная программа на это языке представляет собой формальную запись некоторого алгоритма, то есть конечной последовательности действий, приводящих к решению некоторой задачи.
Программа на языке Паскаль состоит из двух частей: 1) описание алгоритмических действий, которые должны быть выполнены, 2) описание обрабатываемых этими действиями данных. Действия задаются с помощью конструкция языка — операторов, а данные с помощью описаний этих данных.
Pascal. Структура программы
Синтаксически программа на Паскале состоит из трех частей: заголовка программы, блока программы и символа конца программы — точки.
Структура программы на языке Pascal.
Напомню, что программа — это упорядоченный список команд. Каждый язык программирования предлагает свою систему упорядочивания этого списка. Так, например, возможно знакомый вам BASIC просто нумерует строки. В Паскале мы будем говорить о достаточно строгой структуре программы, которая должна соблюдаться неукоснительно. Иначе компьютер просто не поймет вас.
Любая программа (или программная единица- процедура или функция) на Паскале должна состоять из трех основных разделов:
I Раздел заголовка (объявления программной единицы);
II Раздел описаний;
III Раздел исполняемых операторов (тело программы).
В разделе заголовка содержится одна единственная строчка, которая указывает компилятору, что он имеет дело именно с программой (процедурой или функцией) и, более того, с программой под определенным именем. Для программ эта срока начинается с зарезервированного слова program, после которого следует собственно имя программы. В конце обязательно ставится точка с запятой.
Раздел описаний может иметь как одну единственную строчку, так и достаточно большое их количество. В разделе описаний должны содержаться описания всех идентификаторов, используемых в разделе исполняемых операторов. Так, например, описание переменных начинается с зарезервированного слова VAR, а описание констант (если они используются) — CONST.
Тело программы (раздел исполняемых операторов) содержит собственно программный код, отвечающий за реализацию алгоритма. При этом тело программы обязательно оформляется так называемыми операторными скобками — begin . end.
Т.е. все операторы, реализующие ваш алгоритм должны помещаться между этими операторными скобками.
Таким образом, структура программы Pascal в простейшем случае имеет вид:
В более сложных программах кроме переменных часто приходится помещать в раздел описаний не только описание переменных. В таком случае раздел описаний в свою очередь может содержать некоторое множество разделов (подразделов).
Раздел описания (в общем случае) состоит из
— раздела описания используемых библиотек USES;
— раздела описания меток LABEL;
— раздела описания констант CONST;
— раздела описания типов TYPE;
— раздела описания переменных VAR;
— раздела описания процедур и функций.
5. Типы данных, используемые в современных языках программирования (на примере одного языка).
Язык Паскаль является строго типизированным языком программирования. Это означает, что для всех переменных в вашей программе должен быть определен их тип данных.
Типы данных характеризуются множеством допустимых значений переменных и набором допустимых операций для данного типа.
Как и в большинстве ЯП, в Паскале все переменные, используемые в программе, описываются в ее начале в специальном разделе описания переменных после зарезервированного слова var.
Выполнение раздела описания переменных сопровождается следующими действиями:
При описании выделяется область памяти для переменных. (Например, в стандартном Паскале целые переменные занимают 2 байта, а вещественные — 4 байта);
Описание не определяет конкретное значение переменной, т.е. считается, что в выделенной памяти при ее распределении (до использования) находится некоторый «мусор»;
Описание определяет способ представления элементов в памяти ПК. (Например, вещественные переменные или константы, в отличие от целых, представляются в машине в виде мантиссы и порядка);
Описание определяет набор допустимых операций;
Описание определяет область действия переменных (локальные или глобальные).
Переменные могут быть:
Скалярные (простые) — содержит одно единственное значение.
Структурированные — могут содержать несколько значений.
Рассмотрим некоторые простые типы данных, с которыми будем иметь дело в ближайшее время:
Integer — значением переменной этого типа может быть целое число из отрезка [-32768; 32767]
Вещественный
Real — значением переменной этого типа может быть вещественное число, модуль которого принадлежит отрезку [2,9*10-39; 1,7*108]
Boolean — переменная этого типа может принимать только два значения: истина (true) или ложь (false)
Char — значением переменной этого типа может быть любой символ, из набора ASCI I-символов
Вообще, иерархия типов в языке Pascal следующая:
Объявления служат для компилятора источником информации о свойствах величин, используемых в программе, и установления связи между этими величина и их идентификаторами, фиксируя тем самым конкретный смысл, предписанный различным идентификаторам в программе. Согласно объявленным переменным и их количеству компилятор резервирует необходимый объем памяти для хранения значений величин, над которыми выполняются требуемые операции.
Описание переменной: имя переменной (идентификатор) : тип;
Var D, C, N : Integer;
Тип переменной определяет диапазон допустимых значений, принимаемых величинами этого типа; набор операций, допустимых над данной величиной и объем памяти, отводимой под эту переменную.
Обмен информацией с ЭВМ предполагает использование определенных средств ввода-вывода. В ЭВМ основным средством ввода является клавиатура, вывода — дисплея.
Процедура, которая в режиме диалога с клавиатуры присваивает значение для переменной величины, называется процедурой ввода.
Источник: studfile.net
Какова структура программы на языке pascal
Ключевые слова: принципы записи, «внешний вид» программы, структура программы в Паскаль.
Принципы записи и «внешний вид» программы
По правилам языка программа на Паскале может записываться вся в одну строчку, может в столбик (в любом месте, где стоит разделитель, может быть и конец строки); буквы, как мы уже говорили, можно использовать большие и маленькие вперемешку. До и после некоторых разделителей (например, пробел, знаки арифметических операций, скобки) разрешается добавлять любое количество пробелов.
Таким образом, одна и та же программа может выглядеть совершенно по-разному. Какой способ записи предпочесть? Такой, при котором программа будет наиболее понятна человеку (для компьютера способ записи не важен), удобна для чтения и редактирования. Поэтому в процессе знакомства с конструкциями языка мы выработаем правила их записи, от которых постараемся не отступать.
О больших и маленьких буквах можем договориться уже сейчас. Не рекомендуется их использование «вперемешку»: компьютер прекрасно поймет и слово BeGiN , и bEGin , человеку же придется напрягаться, чтобы уловить смысл такой программы.
Допустимы три способа записи программы:
- вся программа пишется либо маленькими, либо большими буквами;
- слова, используемые в программе, начинаются с большой буквы (все остальные буквы в слове — маленькие); этот способ использован в нашей программе;
- часть программы целиком пишется маленькими буквами, часть — большими; этот способ применяется, когда кусок программы хочется особо выделить (например, чтобы были видны последние добавления).
Об именах было сказано, что они представляют из себя любую последовательность букв и цифр, начинающуюся с буквы. Слово «любую» не надо понимать буквально и давать имена объектам программы «бесконтрольно». Не стоит также и впадать в обратную крайность и давать всем объектам почти одинаковые имена типа A1, A2, A21 и т. п.
Имена должны быть не слишком длинными, легко читаться и отражать суть объекта. Например: Summa, KvoOtr, Factorial. В математике многие величины часто по традиции обозначаются некоторыми «стандартными» именами. От этой традиции без особых причин нет оснований отступать и в Паскале.
Например, стороны прямоугольного треугольника можно называть A, B, C, угол — Alfa, радиус — R. В программировании тоже есть свои «древние» традиции именования переменных. Например, счетчики, то есть переменные, служащие для пересчета чего-то, обычно называются буквами I, J, K, L, M, N или словами, начинающимися с этих букв.
Структура Паскаль-программы
Блок программы состоит из раздела описаний и раздела операторов. Они отделяются друг от друга точкой с запятой.
Все объекты, используемые в программе (имена, вводимые пользователем), должны быть описаны. В разделе описаний описываются метки, константы, типы данных, переменные, процедуры и функции. Нам в первую очередь понадобятся описания переменных и констант, а затем мы научимся описывать и более сложные объекты.
Раздел описаний может быть пустым (как в нашей первой программе), а может занимать почти весь текст программы.
В разделе операторов задаются действия, которые программа должна выполнить — операторы. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой, а весь раздел заключается в операторные скобки Begin-End.
Посмотрев на нашу программу, мы обнаружим в ней заголовок (мы дали программе имя FIRST) и раздел операторов, состоящий из одного оператора Writeln( ’ Здравствуй, мир! ’) , именно он и обеспечивает вывод текста на экран.
В программе есть еще одна строка, мы уже упоминали, что это — комментарий. Комментарием может быть любой текст, заключенный в фигурные скобки <> или в скобки, состоящие из двух символов: (* и *) . Комментарии не оказывают никакого влияния на работу программы, можно даже сказать, что и не являются частью программы, предназначены они не для компьютера, а для человека. Комментарии используются для внесения пояснений в программу, дают возможность сделать ее более понятной, облегчить дальнейшую работу с ней. В комментариях может быть указана фамилия автора программы, номер решаемой задачи, дата последних изменений программы, может поясняться алгоритм, назначение переменных и т. п. Мы настоятельно рекомендуем вам комментировать свои программы, чтобы их легче было использовать при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
Конспект урока по информатике «Структура программы в Паскаль».
Источник: uchitel.pro