Какова структура программы исследования системы управления

Программа исследования системы управления

Анализ организационно-правовой характеристики предприятия

Получение информации о деятельности предприятия, типе структуры, ее элементах и характере связей

Построение «дерева» целей организации

Сформулированная цель и система критериев оценки бедующих результатов

Описание системы стратегического управления организации

Уяснение текущей стратегии фирмы, выявление недостатков в стратегическом управлении системы

Анализ внешней и внутренней среды

Своевременный прогноз появления угроз и возможностей, выявление сильных и слабых сторон, а т. Ж. определение оптимальной стратегии для предприятия.

Анализ конкурентных преимуществ

Определение стратегии, которая дает конкурентные преимущества

Экономическая оценка деятельности предприятия

Точная информация о результатах деятельности предприятия в динамике для прогнозирования.

Анализ процесса реализации стратегии (стратегических решений)

Исследование систем управления. Лекция 6. Анализ функций управления

Определение проблемных мест в системе стратегического управления, выявление слабых видов деятельности

Анализ целей и результатов

Выявление слабых мест в системе планирования

Построение комплексной программы развития системы управления

Формулирование мероприятий, проектов, программ развития системы, распределение мероприятий по руководителям и исполнителям, определение форм и методов контроля

Анализ организационно-правовой характеристики позволит получить более глубокое представление о юридическом статусе предприятия, его основных видах деятельности, структуре, определить число уровней иерархии исследуемой системы управления, число подсистем и элементов системы, их взаимосвязи, а также получить представление о степени выполняемости основных функции управления, о процессах управления и каналах информации.

Построение «дерева» целей организации позволит более четко сформулировать миссию, генеральную цель, а также систему подцелей предприятия и составить для них систему критериев оценки будущих результатов. При построении «дерева целей» очень важно произвести анализ целей на совместимость, полноту, отсечь неактуальные, избыточные и побочные цели.

Описание системы стратегического управления организации даст возможность понять, каким образом строится на предприятии система стратегического управления, что компания понимает под стратегическим управлением и каким образом строится их политика в этом направлении. Данные помогут уяснить текущую стратегию фирмы.

Проведение анализа внешней и внутренней среды даст возможность выявит слабые и сильные стороны в работе компании, существующие угрозы и возможности. Знание о них в свою очередь помогают выработать стратегию дальнейшего поведения фирмы. Анализ конкурентных преимуществ также помогает определить слабые места в деятельности компании путем анализа и сравнения с основными конкурентами, действующими на данном рынке или в данной сфере. Полученные данные, станут основой для формулирования стратегии дающей конкурентные преимущества перед другими организациями.

Исследование систем управления

Экономическая оценка дает возможность получить представление о динамике развития предприятия, о его экономическом потенциале и о процессе формирование чистой прибыли, ведь именно она является конечным показателем работы предприятия.

Анализ процесса реализации стратегии поможет более детально разобраться в узких местах деятельности компании в этом направлении, изучить распределение прав, обязанностей и ответственности между руководителями и исполнителями. Также необходимо провести сопоставление получаемых предприятием результатов и тех целей, которые оно перед собой ставит, т. к. найденные расхождения необходимо анализировать и устранять.

Результатом проделанной работы должна стать комплексная программа развития системы управления, включающая в себя: формулирование мероприятий, проектов, программ развития системы; определение очередности целей; распределение сфер деятельности и сфер компетенции подсистем и элементов; разработка плана мероприятий с учетом ограничений; распределение мероприятий по руководителям и исполнителям; определение форм и методов контроля за ходом работ.

В начале 70-х годов Ю.И.Черняк предложил последовательность этапов и работ по системному анализу и его научный инструментарий, которые можно применить для анализа любой социально-экономической системы.

С учётом современного уровня развития системных знаний можно предложить Алгоритм системного анализа организации и набор рекомендуемых методов для его реализации (табл.1.2).

Краткая характеристика каждого этапа:

I. Вопрос о том существует ли проблема, имеет очень большое значение, так как решение не существующих проблем — это напрасные затраты людских и материальных ресурсов. Необходимо выяснить когда и почему возникла проблема, какие факторы (причины) повлияли на её появление. Правильное и точное формулирование проблемы является первым и необходимым этапом любого системного исследования.

Источник: studfile.net

Какова структура программы исследования системы управления?

Организация исследования — это совокупность регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, а также распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий, дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.

Существуют различные формы организации исследований. В каждом конкретном случае следует выбирать, какой из видов может оказаться наиболее эффективным.

1. Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы, если у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и учета мотивации, организовать координацию деятельности и дополнительную оплату труда.

2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.

3. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций.

4. Создание собственных консультационных или исследовательских структур в системе управления.

5. Возможна комбинация этих форм, например, создание творческих коллективов, состоящих как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консультационной фирмы.

Технологии исследования систем управления заложены в основу их организации и отражают последовательность и комбинацию использования методов исследования.

Технология — это вариант рационального построения процесса исследования с помощью совокупности методов и методик. В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий, таких как время, ресурсы, квалификация, сложность проблемы и другое, технологические схемы могут быть различными.

Наиболее простой, элементарной технологией является линейная технология. Она заключается в последовательном проведении исследований по этапам постановки проблемы, формулировке задач ее решения, выборе методов исследовании, проведения анализа и поиске позитивных решений, экспериментальной проверке решения, если она возможна, разработке инноваций. Каждый из этапов характеризуется своим набором методов исследования и временными ограничениями. Такая технология может быть весьма эффективной в случае решения сравнительно простых исследовательских проблем.

В практике на каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его работы. Например, может оказаться, что проблема определена недостаточно глубоко, появилась необходимость рассмотреть ее в новом ракурсе, возникла необходимость привлечения новых ресурсов для обеспечения качества исследования и т. д. Тогда следует использовать технологии циклического исследования, которые характеризуются возвратами к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежности результатов.

Читайте также:
Как загружать программы с Андроид маркета

Выбор технологических схем проведения исследования способствует повышению его эффективности. Технология исследования отражает искусство исследователя, его опыт и творческие способности. Она должна быть сориентирована на конкретные цели его проведения. Такими целями могут быть цели кардинального решения проблемы или цели частичного решения проблемы.

По целям частичных изменений используется технология последовательных изменений качества деятельности. Она построена на оценке существующего качества управленческой деятельности и поиске незначительных, но реальных изменений качества, что актуально при небольших ресурсах.

Наиболее эффективно эта технология исследования реализуются в диверсифицированных технологиях случайного поиска ( мозговой штурм, синектика и др.)

Одной из форм организации и проведения исследований систем управления является консультационная деятельность. Консультационная деятельность в сфере управления широко распространена во многих зарубежных странах. Это связано с нарастающим усложнением управления, потребностями профессионального решения возникающих проблем, возрастающего количества факторов эффективного управления.

Консультация -это форма услуги человеку или фирме (организации), предоставляемой с целью объяснения ситуаций по решению имеющихся проблем при помощи взгляда со стороны и независимых суждений. В научном плане это основано на принципе внешнего дополнения, который позволяет оценить то, что невозможно увидеть с внутренних позиций.

Такие исследования, как правило, бывают весьма эффективными, потому что, во-первых, они опираются на богатый, обобщенный и проверенный опыт консультантов; во-вторых, осуществляются специалистами в определенных областях знаний и практических проблем; в-третьих, проводятся по определенным программам, вносящим в эту работу необходимую организационную четкость и ответственность.

Существуют консалтинговые фирмы, специализирующиеся на определенных видах консультационной деятельности, имеющие в ней авторитет и достижения, располагающие оригинальными методиками. Они проводят исследование на договорной основе и разрабатывают комплекс рекомендаций. Часто консультанты выступают в роли экспертов или арбитров. Но главной их задачей является разработка конкретных вариантов совершенствования управления.

Технологически эта работа включает следующие этапы: при получении заказа специалисты проводят общее знакомство с предприятием, оценивают ее потребности в консультациях, выбирают форму консультационной работы и заключают договор на ее проведение, осуществляют диагностику управления, разрабатывают рекомендации и консультационные предложения, проводят мониторинг их реализации на предприятии (организации).Консалтинговая фирма в сотрудничестве с заказчиком формирует исследовательскую группу, с учетом характера исследуемых проблем и объема работ.

Помимо внешнего используется также и внутреннее консультирование в случае небольшого объема исследовательской работы, высоких цен использования внешних консультантов, опасения утечки информации о состоянии фирмы, недоверия консультационной фирме и пр.

Внутреннее консультирование осуществляют наиболее опытные работники из персонала управления, прошедшие специальную подготовку и способные квалифицированно провести диагностику ситуации, а также разработать практически ценные рекомендации по развитию управления или решению какой-либо проблемы. Главными факторами успеха их деятельности является профессионализм, опыт, знания, авторитет и независимость.

Существуют общие принципы эффективного построения технологии исследовательской деятельности, которые должны лежать в основе ее организации:

1. Принцип научного равенства — свободное высказывание идей, мнений, оценок, предложений и гипотез. Из этой области должны быть исключены формальные признаки положения человека — возраст, должность, звание, научная степень и пр. Значимость, ценность, истинность и практическая применимость идеи должны оцениваться независимо от того, кем и при каких обстоятельствах они высказаны.

2. Принцип консультативности- к аждый должен иметь возможность быть консультантом в той сфере знания и деятельности, в которой он максимально развил свой потенциал. В совместной исследовательской деятельности необходим свободный выбор консультантов и консультаций.

3. Принцип творческой активности — заключается в предоставлении каждому права на творческую деятельность. Не следует стремиться превратить человека только в исполнителя задания научного руководителя, ограничивать его возможности экспериментировать

4. Принцип организации ресурсов, их распределения и сочетания по назначению, структуре, величине и временным параметрам..

5. Принцип конструктивной критики- в работе исследовательской группы возможна и полезна критика идей, которая способствует поиску новых аргументов, оттачивает формулировки, корректирует позиции, обогащает поиск. Недопустимо перенесение критических замечаний с идеи на человека.

6. Принцип рационального контроля, который необходим для всевозможных корректировок технологии исследования, для обратной связи и связи вообще различных видов деятельности, но при этом он не может и не должен быть сдерживающим фактором творческой деятельности.

7. Принцип формирования психологического комфорта исследования- важный фактор деятельности, способствующий формированию определенной атмосферы работы, расвитию мысли, снятию психологических ограничений, мотивированию поиска, творчества, самостоятельности.

Вопросы

Источник: infopedia.su

Какова структура программы исследования системы управления?

Почему метод » мозгового штурма» получил столь широкое распространение?

Всегда ли он оказывается достаточно эффективным?

Как использовать этот метод в исследовании систем управления?

12.1. Содержание метода » мозгового штурма»

Метод » мозгового штурма» имеет большую известность и практическое распространение. Использование его показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных исследовательских и не только иссле­довательских проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса. Вот почему о нем говорится и в учебниках по менеджменту, и в специальных учебниках по проблемам разработки управленческих решений.

Исследование – это всегда освоение неизвестного, поиск будущего, объяснение сложного. Поэтому в исследованиях метод » мозгового штурма» имеет особое значение. С его помощью можно достигнуть таких результатов, которые оказываются невозможными при использовании традиционных методов анализа.

Метод » мозгового штурма» построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельного использования усилий исследователей фантазеров и инуицивистов с исследователями аналитиками, системщиками, скептиками, практиками.

Основной целью » мозгового штурма» является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей богатым прошлым опытом и определенным служебным положением.

Люди различных специальностей, практического опыта, научного темперамента, индивидуальных качеств, как правило, владеют различными методами исследования. Соединение этих методов может быть очень полезно в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть » мозгового штурма». Другое его качество – соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета.

12.2. Использование метода » мозгового штурма»

» Мозговой штурм» проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей.

Каждый из этапов осуществляется по конкретным принципам, отражающим его назначение и суть, определяющим его эффективность.

Первый этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:

1. Принцип формирования группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интересов, позитивному скептицизму.

2. Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого принципа. Кроме того, можно и весьма полезно учитывать другие социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

Читайте также:
Одноклассники программа на планшет

3. Все это нужно для того, чтобы создать в работе этой группы атмосферу непринужденности, творчества, взаимоприемлемости.

4. Принцип строго запрещения всякой критики. Она может ограничить полет фантазии, создавать опасения в высказывании идей, ухудшать социально-психологическую атмосферу, заставлять анализировать идеи, сковывать мышление, переключать внимание и концентрировать его на какой-либо одной идее и тем самым уменьшать их количество и разно­образие. Ведь главной задачей первого этапа » мозгового штурма» явля­ется поиск как можно большего количества различных вариантов решения проблемы, путей достижения цели, идей и мыслей. И вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование. Поэтому следует сформулировать и еще один принцип.

5. Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. Надо исключить эту естественную потребность человеческого общения. Можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от высказанной. Нельзя » присоединяться к мнению» или » расшифровывать» свои или чужие идеи.

6. Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по обла­сти знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

7. Такая мотивация определяется подбором группы и организацией ее работы. В группу могут входить специалисты в различных областях знаний, разного опыта и научно – практического статуса. Разнообразие участников работы способствует генерации идей.

8. Принцип регламента времени на выдвижение идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались на основе озарения, эврики, поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исключить возможность » зацикливания» в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

На втором этапе » мозгового штурма» (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это помогает освободить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекающих факторов. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.

2. Принцип аналитического потенциала. Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования. Это должны быть люди, обладающие чувством повышенной ответственности, терпимостью к чужим идеям, четким логическим мышлением.

3. Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей, должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми должны руководство­ваться все члены аналитической группы. Основными из них должны быть: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе, – а иногда и главным образом – ресурсом времени.

4. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, при­няты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки.

5. Принцип позитивизма в анализе идей. Можно проводить анализ на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый проводится по установке на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев. Второй – по поиску рационального, позитивного, конструктивного в любых их проявлениях.

6. Принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осуществлять увязку идей.

В практическом использовании метода » мозгового штурма» большое значение имеет личность и деятельность ведущего. Ведь работа и первой, и второй групп должна быть соответствующим образом организована и регулироваться в процессе их проведения. Эту роль выполняет ведущий. Возможны различные варианты: ведущий может быть для первой и второй групп один и тот же или можно дифференцировать ведущих. Но и в том и в другом случае ведущим должен быть человек, обладающий большой творческой активностью, доброжелательностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способ­ностью организовывать и поддерживать интеллектуальный процесс.

Целесообразность использования метода » мозгового штурма» определяется оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах » мозгового штурма». Чаще всего это люди, подобранные по специальным тестам и прошедшие необходимое обучение.

Большое значение в успехе » мозгового штурма» имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета – проблемы.

Проблема может быть поставлена в обобщенном виде, либо в конкретно-практическом. Возможна постановка проблемы также в виде проблемы – аналога (антипроблемы) или из смежной области деятельности, или в » инверстной» формулировке (изменение, смещение или перестановка акцентов для нарушения привычного мышления, выделения новых граней проблемы, стимулирования творческого ее осмысления).

Формулирование проблемы предполагает также и различную степень ее конкретности. Это может быть также полезным для обеспечения » свободы» творческого процесса, раскованности мышления.

Выбор формы постановки проблемы и формулировки ее содержания зависит от профессионального состава группы, ее структуры по психологическим данным, сложившимся или несуществующим человеческим отношениям (незнакомые люди), организационным условиям работы группы, целям исследования (первый подход к проблеме или конкретное ее решение, фактор времени и пр.).

12.3. Группа » мозгового штурма»

При подборе группы для генерирования идей следует учитывать, что по способностям к творческому генерированию люди бывают различными. Можно выделить три типа личностей.

Латентный (скрытый) генератор склонен к индивидуальной творческой работе, проявляет большой интерес к постановке проблемы, осторожен в высказывании идей, чувствителен к формулировке идеи, любит высказываться в неформальной обстановке и предлагать идеи после неформальной апробации.

Очень важную роль в успехе » мозгового штурма» играет деятельность ведущего. На первом этапе он должен регулировать поле поиска, создавать творческую атмосферу и мотивировать генерацию как можно большего количества идей.

Это достигается путем включения в проблему, информационного наполнения ее содержания, процедурного регулирования работы группы, психологической поддержки творческой активности, регулирования поля поиска (расширение, ограничение или сужение), концентрации внимания на ключевых факторах поиска. Все это механизм управления коллективным творчеством, используемый ведущим.

На втором этапе » мозгового штурма» деятельность ведущего должна быть иной, потому что здесь главным становится не идея как таковая, а выявление возможности ее реализации, оценка эффективности, перспективности, практической значимости, оценка связей идей и возможностей их представления в обобщенном виде, конкретизация и дальнейшее развитие высказанных идей.

Именно на это и должна быть направлена деятельность ведущего. Он должен стимулировать полемику и критику, точность аргументации, практическую направленность, предельную конкретность, сравнительный анализ, использование расчетов. Этими критериями он регулирует творческую деятельность аналитиков и направляет ее на позитивные результаты.

Метод » мозгового штурма» как метод исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей. Одной из них является метод коллективного обсуждения фиксированных идей. Суть его заключается в том, что все участники творческого процесса фиксируют на специальных карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы.

Читайте также:
Это совокупность программ и документации на них реализующих основные функции информационной системы

Далее карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам. Каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или ее отбросить как нереальную. В процессе полемики могут возникать и новые идеи.

Существует также метод » обратного мозгового штурма», при котором группа генерации идей проводит как бы обратную работу. Она выявляет проблемы при оценке ситуации, не оценивая возможности их решения. Ведь в практике исследования немаловажное значение имеет распознавание проблемы и определение ее роли в развитии управления.

Метод » двойного мозгового штурма» предполагает подготовительную работу в генерации идей, затем их постановку без анализа и оценки наконец, и далее аналитическое обсуждение. Здесь, как правило, параллельно с творческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысли.

Существует и метод » конференции идей», который реализуется по специальной технологии их презентации.

Использование метода » мозгового штурма» может быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому методу. Он является не только методом использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода.

Вопросы

1. Для каких проблем метод » мозгового штурма» оказывается наиболее эффективным?

2. Какие существуют технологические схемы использования метода » мозгового штурма».

3. Как подбираются участники для групп » мозгового штурма».

4. Как строится взаимодействие исследователей в группах » мозгового штурма»?

Теория систем. Основные определения

Система

Система – комплекс взаимосвязанных компонентов (основатель теории систем – Людвиг фон Берталанфи).

Система – совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях со средой и друг с другом (Л. фон Берталанфи).

Система – организованное множество (Ф.Е. Темников).

Система – конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенных из среды в соответствии с определённой целью в рамках определённого временного интервала (В.Н. Сагатовский).

Система – отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания (Ю.И. Черняк).

Система – отображение на языке наблюдателя (исследователя, конструктора) объектов, отношений и их свойств в решении задач исследования, познания (Ю.И. Черняк).

Система и среда

Среда – то, что окружает систему; совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.

Систему выделяет из среды наблюдатель (исследователь), именно он решает, какие элементы включить в исследуемую систему. При этом возможны 3 варианта положения наблюдателя: он может отнести себя к среде, может находиться в системе и исследовать её с учётом влияния системы на свои представления о ней (это характерно для экономических систем), может являться внешним наблюдателем, то есть находиться вне системы и среды. В процессе исследования граница между системой и средой может изменяться.

Элемент. Подсистема

Элемент – простейшая, неделимая часть системы; предел расчленения системы с точки зрения решения конкретной задачи по исследованию системы или с точки зрения достижения поставленной цели.

Систему можно разбить на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и от их уточнения в процессе проведения системного исследования. Сложные системы принято делить на подсистемы или на компоненты.

Подсистема – относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другими свойствами, определяемыми закономерностями систем. Если часть системы не обладает такими свойствами, а представляет собой просто совокупность однородных элементов, то такую часть называют компонентом. Разделение системы на подсистемы также зависит от задачи и цели исследования.

Связи

Связи – ограничения степени свободы элементов.

Элементы, вступая во взаимодействие между собой, утрачивают часть своих свойств, которыми они обладали в свободном состоянии. Иногда используется термин «отношение» в качестве синонима связи. Связи характеризуются следующими признаками:

1) направленность: направленные и ненаправленные связи

2) сила: сильные и слабые связи (иногда используют шкалу для определения силы связей)

3) характер или вид: связи подчинения, порождения (генетические), управления, равноправные (безразличные).

Связи в конкретных системах могут иметь сразу несколько признаков.

Схема обратной связи:

Здесь – управляющее воздействие; – требуемое значение выходного сигнала; – отклонение сигнала от требуемого; – изменение величины управляющего воздействия; – фактический результат.

Понятие обратной связи трудно проиллюстрировать на примере организационных систем. Обратная связь может быть положительной и отрицательной. Положительная сохраняет тенденции измерения того или иного выходного параметра, в то время как отрицательная направлена на противодействие таким изменениям, то есть на сохранение, стабилизацию требуемого значения выходного параметра. Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.

Цель

Понятие цели, а также связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности лежат в основе развития систем. В зависимости от степени познания конкретного объекта, системы в понятие «цель» вкладывают разный смысл: от идеальных устремлений (возможно, принципиально недостижимых, но являющихся ориентиром) до конкретных целей – конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени. Иногда такие цели формулируются в терминах конечного продукта деятельности.

Структура

Модель «черный ящик»:

Система может быть представлена простым перечислением её элементов или моделью «чёрного ящика» (входы / выходы), но зачастую такого представления системы недостаточно; тогда вводят понятие структуры. Структура отражает определённые взаимосвязи, взаимные расположения составных частей системы, её устройство (строение). В сложных системах структура может включать не все элементы и связи между ними, а только наиболее существенные из них, то есть те, которые мало меняются в процессе функционирования системы и обеспечивают существование системы и её основных свойств.

Таким образом, структура характеризует организованность системы, устойчивую порядочность её элементов связи. Структурные связи обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе одной системы к другой, перенося закономерности, выявленные и отражённые в структуре одной из систем на другие.

При этом системы могут иметь различную физическую природу. Одна и та же система может быть представлена различными структурами в зависимости от стадии познания объектов или процессов, от цели исследования. При этом по мере развития исследований или в ходе проектирования системы её структура может изменяться (детализироваться либо принимать принципиально новую форму). Структуры, особенно иерархические, могут помочь в раскрытии неопределённости сложных систем.

Источник: lektsia.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru