Какова структура модульной учебной программы

В статье говориться о применении модульной технологии на уроках в начальных школе. Технология основана на деятельностном подходе, ориентирована на личность каждого ученика. Результат деятельности: умение работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму, владеть навыками контроля и взаимоконтроля.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому от нас, как педагогов, требуется не только дать детям прочные знания, сформировать умения и навыки, но и создать условия на учебном занятии для воспитания и развития ребёнка, научить их определять цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной учебной деятельности.

Лекция 10: Модульная структура выявления. Смысл категории «Образование»

Такую возможность предоставляет технология модульного обучения. Технология основана на деятельностном подходе, ориентирована на личность каждого ученика. Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся в освоении материала.

Сущность данной технологии состоит в том, что учащиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности могут работать с предложенной им индивидуальной программой, содержащей в себе целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

В 1 – 2 классах модульную технологию в «чистом виде» использовать нельзя, так как дети ещё не владеют приёмами самообучения, но можно применять адаптированные данному возрасту варианты. Уже в 3 – 4 классах, когда у учащихся сформированы умения работать самостоятельно по заданному учителем алгоритму, можно использовать модульную технологию на уроках закрепления пройденного и изучения нового материала.

Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль.

Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся. Составной элемент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки.

Практическая основа технологии модульного обучения — различные методики коллективных способов обучения (КСО).

  • пара постоянного состава (ППС)
  • пара сменного состава (ПСС)
  • методика свободного перемещения (МСП)
  • методика взаимные диктанты (МВД)
  • малая группа (МГ)
  • методика Ривина
  • методика взаимообмена заданиями (МВЗ)

Эти методики в зависимости от целевой направленности уроков могут успешно применяться как на первом этапе при самостоятельной работе над новым материалом, так и на втором – при отработке последующего материала.

Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.

Технология модульного обучения в условиях реализации ФГОС (Апанасенко О.Н.)

В моём классе обучаются дети с разными учебными возможностями. И передо мной встала задача: как активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика.

Я тоже решила опробовать данную технологию на уроках. Прежде всего, меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и должен сам добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.

Читайте также:
Программа писать как ручкой

Особое внимание я обращаю на то, чтобы каждый ученик обязательно уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание.

Моя роль на модульном уроке – организация и управление самостоятельной работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать «слабым» и консультировать «сильных» учеников.

Проводить модульные уроки, а главное – готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа. Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует больших затрат времени и сил. Материальные затраты на копирование комплектов заданий для каждого учащегося. Но, как говорится, цель оправдывает средства.

Чаще всего модульный урок начинается с психологического настроя и проверки готовности детей к уроку, затем следует проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний), совместный вывод темы и целеполагания на разных этапах модуля. Используются различные методы мотивации, через создание ситуации успеха, создание наглядно-образных представлений, через поощрение, использование познавательного и занимательного материала, так же создание проблемных ситуаций.

Так же не следует забывать и о самом главном средстве на модульном уроке-алгоритме управления учебной деятельностью ученика. Данный алгоритм может быть заложен в различных средствах обучения (памятках, алгоритмах, модульных карточках, схемах, сигналах для обратной связи, схемах- опорах)

Структура модульного урока

1. Мотивационный этап. Беседа, настраивающая на самостоятельную деятельность на уроке. Инструкции к последующей работе.

2. Работа с модульными блоками – учебными элементами (УЭ), которые структурируются в определенном порядке, нумеруются и предлагаются учащимся в индивидуальных комплектах. Ограничения: количество УЭ на уроке должно быть не более семи.

3. Рефлексия. Самооценка уровня продуктивности работы на уроке. Дифференцированное задание для работы дома, выбор которого зависит от результата работы с модулем.

К уроку составляется технологическая карта (приложение 1), в которой учебная информация структурирована по учебным элементам. В каждом учебном элементе даны методические рекомендации с определением цели элемента и соответствующими разноуровневыми заданиями, а также указано время работы и количество баллов за правильно выполненное задание. Также каждому ученику даются карточки с ответами для самопроверки и взаимопроверки.

При выполнении заданий ребёнок может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем.

На протяжении всего урока учащиеся оценивают каждое своё выполненное задание и выставляют оценку в маршрутный лист (приложение 2).

Оценочная деятельность позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и быстро выявить пробелы в знаниях.

На практике модульная технология дала мне возможность осуществлять адаптированное индивидуальное обучение в соответствии с поставленной целью для каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей; изменить форму общения с учениками, где каждый ученик работает большую часть времени самостоятельно, а занятость каждого ребёнка исключает нарушение дисциплины.

Но существуют и определённые трудности у детей при работе на таком уроке: временной дефицит при выполнении заданий; высокий темп выполнения заданий; не все учащиеся умеют работать самостоятельно .

Поэтому модульные уроки я провожу иногда с целью изучения или закрепления материала по математике или русскому языку.

Читайте также:
Как работать в программе графис

Урок с элементами модульного обучения эффективен. Такое учебное занятие развивает умения работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму, оценивать и анализировать свою деятельность, владеть навыками контроля и взаимоконтроля, формирует навыки учебного, делового общения, умения слушать и слышать, не быть равнодушным к получению знаний.

  1. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005. 96 с.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
  4. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 2001. 352 с.
  5. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.

Источник: nsportal.ru

Вопросы, над которыми стоит задуматься

Цель: формирование умений проектирования структуры и представления содержания учебных элементов в обучающем модуле.

Методическое обеспечение: разработанный в предыдущей работе фрагмент модульной программы, программа предмета.

Основные теоретические сведения:

Обучающий модуль представляет собой совокупность содержания обучения по конкретной модульной единице, системы управления учебными действиями обучаемого, системы контроля знаний и умений и методических материалов для обучающегося и педагога [15, с.46]. Обучающий модуль состоит из следующих блоков:

— информационного, содержащего теоретический материал, подлежащий изучению и структурированный на учебные элементы;

— исполнительского, содержащего комплекты заданий различного уровня сложности и схемы ориентировочных основ действий, лабораторные и практические работы и методические рекомендации по их выполнению, алгоритмы деятельности;

— контролирующего, содержащего входные, промежуточные и выходные тесты, задания и проверочные упражнения различной степени сложности;

— методического, включающего методические указания по усвоению и передаче учебного материала, методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ и указания по проведению контроля и оценки деятельности обучающихся.

Структура обучающего модуля соответствует структуре учебной деятельности, описанной В.П. Беспалько следующей формулой [4]:

УД = ОД + ИД + КД + КорД,

где УД – учебная деятельность;

ОД – ориентировочные действия;

ИД – исполнительские действия;

КорД – корректировочные действия.

Информация в информационном блоке может быть представлена в виде текста лекции, конспекта учебного материала, опорного конспекта, структурно-логической схемы и т.д. При этом учебная информация отбирается и конструируется по различным учебникам, пособиям. Информация представляется отдельно для каждого учебного элемента.

Информационная карта модульной единицы

Источник: studfile.net

Модульное обучение и принципы его организации

Модульное обучение – это организация образовательного процесса, при которой учебная информация структурируется по модулям. Модулями очерчиваются границы, рамки, а внутри модуля содержатся узкотематические блоки.

Модульное обучение дает возможность преодолевать фрагментарность программированного обучения через создание целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, заимствованной из проблемного обучения. Модульному обучению характерна адаптивность, реализация которой отражается специфическими способами организации индивидуально-дифференцированного обучения.

Модульное обучение компенсирует большое количество самостоятельной работы учащихся и недостаток делового общения, нетрадиционными формами и методами активного обучения, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учеников, развивать в них любознательность и формировать навыки коммуникации.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Читайте также:
Прекращена работа программы igfxext module

При теоретическом анализе модульного обучения были выделены некоторые его особенности:

  • модульным обучением обеспечивается обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное представление их в модульной программе и модуле;
  • модульным обучением предполагается четкая структуризация содержания обучения, последовательность в изложении теоретического материала, обеспечение методическими материалами учебного процесса и контроль за усвоением знаний, что позволяет корректировать процесс обучения;
  • модульным обучением предусмотрена вариативность обучения, адаптация учебного процесса под индивидуальные возможности и запросы обучающихся.

Понятие обучающего модуля

Определение 2

Модуль – это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, включающая ряд дидактических целей, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и системы контроля.

«Модульное обучение и принципы его организации»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Модули могут выступать как основа для самообразования, основа для работы в малых группах. Помимо этого, их могут использовать руководители среднего звена, чтобы проводить занятия с сотрудниками во время подготовки их к новым ролям, должностям и новым обязанностям.

Модульное обучение применяют сейчас только в вузах. Каждый модуль включает познавательную и профессиональную характеристику, поэтому можно говорить о познавательной информации и учебно-профессиональной деятельности, как составных частях модуля.

  • задача первой – сформировать теоретические знания;
  • задача второй – сформировать профессиональные умения и навыки, основанные на приобретенных знаниях.

Строение модуля по любой дисциплине обычно выглядит следующим образом:

  • наименование модуля;
  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • лабораторные практикумы;
  • программное обеспечение;
  • самостоятельная работа студентов.

Результат обучения может быть продемонстрирован:

  • на теоретических занятиях;
  • в практических навыках.

Структура модуля

Модуль – относительно самостоятельная единица образовательной программы, направленная на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций.

Модульная образовательная структура программы формируется на основании решения ряда задач:

  • определить круг потенциальных потребителей модульной образовательной программы;
  • определить перечень компетенций, которые должны быть освоены;
  • определить перечень модулей для модульной образовательной программы;
  • разработать недостающие модули.

Материалы, входящие в состав модуля, состоят из трех компонентов:

Результатами обучения выступает перечень умений, из которых состоит компетенция, и которые предъявляются к оцениванию.

Результатами устанавливается, что учащийся будет уметь делать после завершения обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность, а также в каких условиях он сможет применить свои знания.

Проверка достижения цели обучения предполагает и проверку способности обучающегося владеть несколькими необходимыми ему умениями. Рекомендуемое для одного модуля количество результатов обучения от 3 до 5. Этого достаточно, чтобы продемонстрировать достижение цели обучения.

Критерии оценки результата получают непосредственно из результата обучения и включают описание или способа выполнения действия, или продукта деятельности, который получается в итоге. Описание критериев состоит из объекта деятельности, совершаемого действия, качества выполнения и ссылки на стандарт выполнения работы. Во время разработки критериев необходимо следить, чтобы задавалась только деятельность, которая заложена результатом обучения. Для каждого результата обучения рекомендованы 4-6 критериев.

Уровнем освоения раскрывается глубина и диапазон освоения умения, которое необходимо, чтобы достичь результат обучения. Для отдельных результатов обучения может не потребоваться описывать уровни освоения, так как всю необходимую информацию содержит или формулировка самого результата, или критерии его оценки.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru