Какова основная цель программы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — это целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — деятельность по анализу общественных проблем, выявлению потребностей управляемого объекта и построению древа целей с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

ЦЕЛЬ ГОС. УПРАВЛЕНИЯ — это конечный или конкретный промежуточный результат развития общества (или его подсисте- мы), полученный в соответствии с запрограммированными перспективами его развития.

Построение организационно — функциональной структуры любой управленческой системы начинается с определения ее це­лей. Напомним, что цель — это мысленное предвосхищение ре­зультата каких-то усилий, какого-то вида человеческой деятель­ности. Это продукт субъективного отражения объективной ре­альности с выходом на желаемый конечный результат.

Согласно Конституции, Российская Федерация провозглаше­на демократическим правовым социальным государством. Построение такого общества рассматривается в каче­стве магистрального направления внутренней и внешней политики российского государства, в качестве главной стратегической его цели. Главная цель государственного управления — максимальное удовлетворение по­требностей людей и формирование цивилизованного образа жизни, создание надлежащих условий для спокойной жизни и созидательной деятельности людей, формирование рациональ­ных отношений между человеком, государством и обществом.

3 главных фактора хорошего генерального директора / Александр Высоцкий 16+

Реализация же этой цели может быть обеспечена посредством решения целого ряда тактических и стратегических задач:

а) формирования дееспособного гражданского общества;

б) построения государства, обеспечивающего безопасную и достойную жизнь людей;

в) становления свободного и социально ответственного предпринимательства;

г) усиления борьбы с коррупцией и терроризмом;

д) модернизации Вооруженных Сил и правоохранительных органов;

е) укрепления позиций России в международных делах.

Основные характеристики целей государственного управле­ния можно представить следующим образом:

1) цели государственного управления по своей сущности и базовым источникам носят объективный характер. Источни­ком их возникновения является общество. Они зарождаются «внизу», идут от потребностей и интересов народа и поэтому но­сят объективный характер.

2) цели государственного управления по форме и своему внеш­нему выражению субъективны. Это продукт сознательного выбора и мыслительного предвосхищения будущего. Цели осознаются и формулируются людьми, выдвигаются институтами граждан­ского общества, нормативно закрепляются органами государ­ственной власти в соответствующих управленческих решениях;

3) цели государственного управления отличаются иерархич­ностью, системностью. Есть цели главные, базовые, глобальные, а есть второстепенные, подчиненные. Сложность же управленче­ского целеполагания состоит в том, что из огромного множества возможных вариантов целевых установок движения вперед, не­обходимо выбрать те из них, которые реальны и непременно должны быть реализованы.

От Этого Исполнятся Все Твои Цели! Как Ставить Цели Правильно и Достигать Их Быстро!

4) достижение стратегической цели разбивается на этапы и временные интервалы, в течение которых с учетом меняющих­ся обстоятельств и наличия определенных ресурсов определяют­ся соответствующие стратегические подцели и т.д. Затем выдви­гаются оперативные цели, которые в свою очередь подразделя­ются на множество целей-задач частного характера.

В зависимости от иерархии государственного управления це­ли делятся на главные (генеральные, стратегические), которые определяются высшими органами власти, и подцели первого, второго, третьего и т.д. уровней. Цели первого уровня определя­ются министерствами, второго — субъектами Федерации. Далее идут цели муниципального и корпоративного уровней.

По мас­штабам они могут быть глобальными, межгосударственными и государственными, региональными и муниципальными, межотраслевыми и отраслевыми.

По объему — общими и частными,

по результатам — конечными и промежуточными,

по времени — долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, перспек­тивными (отдаленными, близкими) и непосредственными.

По содержанию цели могут быть выстроены в определенной последовательности: общественно-политические — экономичес­кие — социальные — духовные — организационные — информа­ционные – разъяснительно — пропагандистские.

Цели общественно-политического характера имеют особую значимость, их реализация обеспечивает комплексное, целост­но — сбалансированное и качественное развитие общества. В них выражена общая направленность государственного курса на дол­гую перспективу по обеспечению социального мира и динамич­ного развития социума. Конституция Российской Федерации, закрепив федеративную форму государственного устройства и демократический строй, коренным образом изменила полити­ческую парадигму общественного развития и предопределила новые стратегические цели: демократическое развитие страны, создание эффективной правовой и политической системы, фор­мирование цивилизованного гражданского общества и самое главное — повышение уровня жизни народа на основе гаранти­рованных прав и свобод каждого.

Цели социального развития являются своего рода отражением стратегии общественно-политического развития. Их реализация определяет социальную структуру общества, взаимоотношения всех его социальных слоев и классов, уровень, наконец, социаль­ной обеспеченности каждого человека. Этот блок целей включает в себя не только создание благоприятных условий для динамич­ного развития цивилизованной социальной структуры и создание «среднего класса» — опоры политической стабильности, но и:

— предупреждения социальных конфликтов через социаль­ное партнёрство, социальную сплочённость, непримиримое от­ношение к любым проявлениям политической, социальной, на­циональной и религиозной нетерпимости;

— решения демографической проблемы, сохранения и наращи­вания качества человеческого потенциала путем поддержки семьи, материнства и детства, вывода на принципиально новый уровень отечественного здравоохранения, образования, жилищно-комму­нального хозяйства, системы социального и пенсионного обеспе­чения, продовольственного комплекса, физкультуры и спорта;

— обеспечение общедоступности социально-бытовой инфра­структуры через адекватную политику доходов населения и опти­мизации системы финансирования социальной сферы;

— усиление мотивации к высокопроизводительному труду че­рез обеспечение реальной возможности честным трудом обеспе­чить себе и своей семье достойную жизнь на основе принципа равных возможностей и разумных личностных ограничений, воз­рождения базовых семейных и духовно-нравственных ценностей.

Весьма тонкой сферой государственного управления является духовная жизнь общества. Задача го­сударства другая — создание оптимальных условий, в том числе финансово-экономических, для сохранения духовно-культурной самобытности народа, динамичного развития художественного и изобразительного искусства, обеспечения свободного доступа широких слоев к его ценностям. В том числе путем поддержки теа­тров, кино, музеев и библиотек, защиты исторических памятников, активизации творческих союзов и институтов народного творчест­ва, создания фонда русского языка, введения грантов для музы­кальных, театральных, научных и других творческих коллективов.

Цели государственного управления в экономической сфере — это цели долгосрочной стратегии экономического развития стра­ны на рыночных основаниях до уровня лучших мировых дости­жений, прежде всего в таких отраслях, как энергетика, машино­строение, транспорт, строительный комплекс, сельское хозяйство. А далее — удвоение ВВП, повышение производительности труда на основе освоения высокотехнологичных производств, выход на мировые стандарты качества товаров и услуг, устранение инфра­структурных ограничений экономического роста.

Организационные цели государственного управления заключа­ются в создании оптимальной системы организационных инсти­тутов, способных обеспечить высокоэффективное влияние субъек­та на объект управления. С помощью организации происходит упорядочение и рационализация целей государственного управ­ления, а также объединение и сплочение людей для их достиже­ния.

Информационные цели предполагают установление социаль­ных коммуникаций через прямые и обратные связи между субъек­том и объектом управлени я, призванных обеспечить оптималь­ный объем и достоверность информации о состоянии управляе­мой системы, для оперативной корректировки управляющего воздействия на объект управления. Без этого условия принятие правильных решений абсолютно невозможно.

С информационными целями тесно связаны разъяснительно-пропагандистские цели. Поскольку в управлении всегда присутст­вует элемент принуждения и ограничения свободы, то аргументи­рованная информация о протекающих в обществе процессах, объясняющая их объективную необходимость и последствия, зна­чительно снижает социальную напряженность, оказывает моби­лизующее воздействие на объект управления.

Таким образом, цели государственного управления образуют систему, что позволяет построить соответствующее «древо це­лей». Далее действует своя логика: каждая предыдущая цель де­терминирует последующую, реализация одной цели становится плацдармом для постановки новой цели. Но при этом следует по­мнить, что в процессе целеполагания происходит так называемое «рассеивание целей» по различным ветвям и уровням власти, ми­нистерствам и ведомствам, отраслям и администрациям, служ­бам и агентствам. Важно только, чтобы рассеивание это было не спонтанно-хаотичным, а оптимальным и подконтрольным, не порождало бюрократизм и безответственность.

Читайте также:
Разработайте программу которая запрашивает 3 строковые величины взаимосвязанные прилагательное

Чтобы этого не произошло, цели любого управленческого зве­на должны быть:

в) контролируемыми и, самое главное,

г) системно увязанными между собой.

«Древо целей» управления как система

Для того чтобы расположить управленческие цели в иерархическом порядке, проследить взаи­мосвязи между целями разного уровня и содержания, строится «древо целей».

Построение такого древа — это формирование перспектив госу­дарственного развития, обеспечивающих органическую взаимосвязь целей и подцелей разной сложности, разного уровня и разного со­держания (социальных, политических, экономических, духовных и т.д.), а также их согласование для достижения запрограммирован­ных изменений. «Древо целей» обеспечивает согласованность и органическое единство множества целей, их жесткую ориенти­рованность на решение задач стратегического плана.

Идея представить систему целей государственного управле­ния в виде древа, уходящего корнями в социальную почву (соци­ум), родилась довольно давно. Не случайно также сравнение со­циума с «почвой», которая питает древо целей. В таком образном выражении находит подтверждение известная мысль о том, что «человечество ставит перед собой только те задачи, которые оно в состоянии решить». Если питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность древа, последнее погибает, каки­ми бы прекрасными порывами ни руководствовались его созда­тели. Цель только тогда реальна и конструктивна, когда замыслы и потребности управляющего соответствуют интересам и ресурс­ным возможностям управляемого.

При формировании древа целей субъект управления должен:

— обладать исчерпывающей информацией о потребностях и интересах общества (регионов, социальных групп, классов, наций, граждан), о тех результатах, на которые, реализовав постав­ленные цели, государство рассчитывает выйти;

— развернуть главную цель в вертикальную и горизонтальную структуру подцелей таким образом, чтобы реализация данной це­ли обеспечивала реализацию целей более высокого уровня;

— помнить, что все подцели, расположенные на отдельных уровнях древа целей, должны быть независимыми и невыводи­мыми одна из другой;

— иметь отчетливое представление о ресурсной базе реализа­ции намеченного, включая материальную, финансовую, право­вую, интеллектуальную, кадровую, организационную и духовно-нравственную ее составляющие;

— знать сильные и слабые стороны правового пространства государственно — управленческой деятельности.

Публично-политической формой закрепления целей являются:

□ ежегодные послания президента парламенту,

□ государственные доктрины,

□ комплексные целевые программы,

□ приоритетные национальные и региональные проекты,

□ программы социально-экономического развития отрасли, ре­гиона.

Программы и приоритетные проекты, как инструмент государ­ственного управления, отличаются своими особенностями и ог­ромным разнообразием. При выборе программного метода уп­равления учитывается:

а) социальная значимость проблемы для страны или региона;

б) степень вероятности достижения запро­граммированных результатов;

в) комплексность и масштабность проблемы, невозможность ее решения рыночными методами

г) необходимость координации межведомственных отношений.

Программы можно классифицировать по многим критери­ям — содержанию, времени реализации, целевой направленно­сти. По объему и важности решаемых проблем программы быва­ют общегосударственными, функциональными, региональными и муниципальными.

Общегосударственные — это программы достижения крупных общенациональных целей, которые охватывают все сферы обще­ственного бытия (производственную, непроизводственную, фи­нансовую, социальную, духовную, международную).

Функциональные программы тоже разнообразны. Они быва­ют отраслевыми и межотраслевыми, ориентированными на ре­шение проблем развития отдельной отрасли или ряда отраслей. Например, программы развития агропромышленного, топлив­но — энергетического, оборонного, строительного, жилищно — коммунального комплексов, здравоохранения, науки, образо­вания и др.

Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях развития регионов и муниципальных образований.

Во всех программах такого рода в обязательном порядке со­держатся ответы на вопросы:

— какова главная цель программы;

— кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать;

— какие ресурсы для этого потребуются;

— кто, где и в чьих интересах в бу­дущем будет использовать полученные результаты?

Общими чертами программ, независимо от их содержания и объема, являются:

□ комплексный характер;

□ наличие конкретных количественных и качественных показа­телей, подчинение всех предусмотренных мероприятий полу­чению высокой общественно значимой цели (социальной, хо­зяйственной, политической, научно-технической и т.д.) без какого-либо местничества и ведомственности;

□ объединение под общим руководством исполнителей в опре­деленные организационные структуры независимо от их ве­домственной и территориальной принадлежности;

□ утверждение ответственных исполнителей по каждой пози­ции, распределение между ними прав, обязанностей и ответ­ственности, установление действенных форм их мотивации;

□ ориентация исполнителей, особенно руководящего звена, не только на промежуточные, а, прежде всего, на конечные ре­зультаты;

□ гибкая система управления проектом и систематический кон­троль его реализации.

Сегодня программно-целевой метод становится определяю­щим среди всех других методов государственного управления. Он широко используется в мировой практике и считается одним из самых эффективных. Он обеспечивает комплексный межведом­ственный и межотраслевой характер управления, позволяет предметно учитывать все многообразие интересов и потребнос­тей ведомств, территорий и государства в целом, получать, как говорится, нужный мультипликационный эффект.

Посредством этого метода комплексно реализуются практически все функции управления — познавательная, прогностическая и целеполагаюшая, информационная, организационная и контрольная. Поэто­му программно-целевое управление требует к себе самого серьез­ного отношения. Причем на всех его стадиях: познавательно-на­учной; информационно — аналитической; строительства «древа целей» и поиска его ресурсного обеспечения; выбора путей, средств и методов достижения намеченного; организационно-контрольной и результирующей.

Источник: poisk-ru.ru

Цель программы ФОП, которую внедряют в 2023 году

Какая? Цель программы ФОП едина и понятна – облегчить труд педагогов, предоставив им готовый набор документов. Об этом говорили давно, и вот, наконец, это свершилось. В распоряжении сотрудников школ и детсадов – единые учебные планы, планы внеурочной работы, графики, календарные планы каникул и проч.

На что обратить внимание? Так как ФОП ввели несколько месяцев назад, закономерно возникает много вопросов. Некоторые не понимают разницы между ФОП и ФООП, ФОП и ФГОС, а также ФОП и ПООП. Пора расставить все точки над i.

Оглавление:

  1. Что собой представляет ФОП
  2. Зачем ввели программу ФОП
  3. Цель программы ФОП
  4. Состав программы ФОП
  5. Отличия ФОП от ПООП
  6. До и после внедрения ФОП на примере ДОУ

Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно

Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно

Что собой представляет ФОП

Поправки к Закону об образовании (Федеральный закон от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ) уже подписаны Президентом РФ. Все школы страны обязуются ввести с 1 сентября 2023 года федеральные основные образовательные программы (ФООП). Кроме того, в документе зафиксирован единый стандарт качества для образовательных пособий.

Цель программы ФОП

ФОП для начального, основного и среднего образования утвержден приказами Министерства Просвещения от 16 ноября 2022 года № 992, № 993, от 23 ноября 2022 года № 1014. Эти документы вступили в силу со 2 января 2023 года, с 10 января 2023 года было предъявлено требование использовать ФАООП УО, которое закреплено в приказе Министерства Просвещения от 24 ноября 2022 года № 1026.

В отношении дошкольных образовательных учреждений действует ФОП ДО, который утвержден приказом Министерства Просвещения от 25 ноября 2022 года № 1028.

На основании пункта 3, статьи 4 Федерального закона от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ все образовательные учреждения должны привести свои программы в соответствие с ФОП не позднее 1 сентября 2023 года.

Соблюдать требования ФОП должны все учреждения, имеющие соответствующую аккредитацию в рамках образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.

Читайте также:
Как пользоваться стандартными программами

На законодательном уровне образовательным организациям разрешено не утверждать собственные учебно-методические документы, если учреждение использует ФОП. Обязательное применение федеральных образовательных программ касается следующих дисциплин:

  • «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» – для начальных классов.
  • «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» – для основного и среднего образования.

Купите со скидкой 40%

Пройдите курс повышения квалификации «Внедрение ФОП начального, основного и среднего общего образования (НОО, ООО и СОО)» всего за 990 рублей

Удостоверение установленного образца
Старт учебы в день оплаты
Уже скачали 8673 человека

К образовательным программам, которые разрабатываются на базе учреждений, предъявляются требования к содержанию и планируемым результатам. Они должны быть не ниже тех показателей, которые зафиксированы в ФОП. В программах для основного и среднего образования можно пересмотреть нагрузку по часам, добавив время на углубленное изучение профильных предметов, забрав его у тех, по которым не нужно проходить аттестацию.

Для дошкольных образовательных учреждений не предусмотрено особых условий со стороны Закона «Об образовании». Тем менее, Министерством Просвещения было принято решение о необходимости применения ФОП ДО в качестве обязательной части ООП ДО.

Формируемая часть разрабатывается образовательным учреждением с учетом региональной специфики и потребностей подопечных. В отношении содержания и планируемых результатов ООП ДО предъявляется требование обеспечить уровень, не ниже прописанного в ФОП ДО.

Цель программы ФОП

Чтобы перейти на ФОП, образовательному учреждению придется провести примерно те же мероприятия, которые были выполнены для внедрения ФГОС-2021. Необходимо внести изменения в ООП, распределить нагрузку на преподавателей, не исключено, что потребуется корректировка локальных документов. Но здесь нет необходимости проводить оценку материальной базы и менять ее, так как требования ФОП соответствуют требованиям ФГОС.

Ответственные лица назначаются приказом. Этот же документ утверждает план перехода на ФОП.

Получите сертификат за 1 минуту

Получите сертификат за 1 минуту

Посмотрите on-line вебинар «Внедрение ФОП в образотевальной организации» и получите сертификат участника

Разница между ФОП и ФООП

ФОП и ФООП – это одинаковые по смыслу термины.

Закон об образовании предъявляет требование, чтобы разработка ООП проводилась на основании ФГОС и ФООП. Документ представляет определение ФООП в пункте 10.1 статьи 2 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 года. На законодательном уровне понятия ФОП нет.

Тем не менее, Министерство Просвещения утвердило ФОП в соответствии с правилами, которые зафиксированы для ФООП на основании Приказа Министерства Просвещения № 874 от 30 сентября 2022 года. Соответственно, ФОП можно использовать в качестве ФООП.

Не исключено, что Минпросвещения отказалось от утверждения ФООП по причине, что современные федеральные программы содержат не все компоненты, требуемые ФГОС для ООП. Также здесь стоит отметить, что в ФОП уточняется, что некоторые детали школы и детские сады должны определять, учитывая региональную специфику.

Следовательно, применение ФОП без разработки ООП невозможно, об этом говорится в части 6.4 статьи 12 Закона об образовании. На основании этого можно сделать вывод, что федеральная программа не должна считаться основной.

Зачем ввели программу ФОП

Прежде чем рассматривать цели программы ФОП, нужно разобраться, что представляет собой ООП. Итак, основная образовательная программа – это огромный документ, который состоит из нескольких тысяч страниц. Документация разрабатывается на уровне образовательного учреждения, за основу берется Примерная ООП, которая принята и одобрена Министерством образования или просвещения. После разработки документы размещаются на портале fgosreestr.ru.

Этот документ включал в себя практически всю нюансы, которые возможны в рамках образовательного процесса в определенном учреждении. Почему так важно их всех зафиксировать? Все просто: так положено по законодательству, работа с учениками должна проводиться в рамках утвержденной программы.

Изначально предполагалось, что все образовательные учреждения будут менять Примерную ООП в зависимости от потребностей школы. Но администрация ОУ физически не может справиться с таким объемом работы, поэтому подавляющее большинство образовательных организаций лишь заменяли некоторые пункты ООП своими, в том числе учебный план, воспитательные мероприятия и учебные программы. Получается, что тот потенциал, который надеялись получить управленцы, был минимальным.

Цель программы ФОП

Во все ООП нужно вставить рабочие программы для каждой учебной дисциплины, вариативность здесь очень формальная. Из-за этого многие учебные учреждения копируют и вставляют данные из Интернета, не проверив их даже на предмет грамотности, не то что на совершенство программы.

Ажиотаж сформировался вокруг того факта, что образовательному учреждению нужно составить собственную ООП для всех уровней образования. Следовательно, перед началом каждого учебного года нужно создать три документа, объем каждого из них порядка 2-3 тысяч страниц.

Так как на ФГОС перешли не все классы, количество задач удваивается. Кроме того, отдельные программы составляются для учеников с ОВЗ (на каждое заболевание), если на базе школы имеется система инклюзивного образования. Количество таких дополнительных программ может достигать 8-10.

Федеральные требования и так сильно размыты, но при этом добавляются еще и обязательные региональные рекомендации. Получается, что закон требует вариативности, но обеспечить ее образовательные учреждения не в силах. Кроме того, надо учитывать миграционные процессы, в которых вариативность плохо влияет на учеников школ.

Источник: solncesvet.ru

Основные цели и задачи современного образования в РФ

В чем особенность? Основные цели и задачи образования прописаны в нормативных документах различного уровня и сформулированы в конкретных учебных программах. Но главное тут то, что все они определяются государством и призваны принести пользу не только отдельному человеку, но и стране в целом.

На что обратить внимание? Цели и задачи образования со временем могут корректироваться с учетом развития технологий, изменений в общественных отношениях, повышения требований к знаниям и умениям людей, осваивающих программу того или иного курса.

  1. Понятие образования
  2. Главные цели образования
  3. Основные задачи современного российского образования
  4. Принципы системы образования в РФ
  5. Глобальные тенденции развития образовательного процесса

Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains

Понятие образования

В российской педагогике термин «образование» не употреблялся почти до середины XVIII века. Первым, кто его использовал, был Н.И. Новиков. При этом понятия «образование» и «воспитание» тогда были сходны по своему значению.

К примеру, в указах Петра l, касающихся основания школы математических и навигаторских наук, учреждения Морской академии и Академии наук, использовалось слово «учение». В. Н. Татищев в своей книге «Разговор о пользе наук и училищ» вообще не употребляет слова «воспитание» и «образование».

Эти термины стали необходимы в тот момент, когда учебный процесс стал стремительно меняться. Если раньше самой важной задачей являлось обучение чтению и письму, то со временем появилась потребность в воспитании личности человека. Более того, это стало приоритетным направлением образования. Все чаще стали использовать понятие «воспитание», тогда как «учение» отошло на второй план.

В XVIII-XIX веках слово «образование» стало использоваться в качестве синонима к понятию «просвещение». При этом упор делался на целостности определённой оценки явлений окружающей жизни. Таким образом, понятие «знания» начали рассматривать в отдельности.

Для вас подарок! В свободном доступе до 09.07 —>
Скачайте ТОП-10 нейросетей, которые помогут облегчить
вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перечислим три аспекта знания, которые связаны между собой:

  • Теоретический. Речь идет о научных обобщениях и понятиях вместе с фактическим материалом.
  • Практический. Этот аспект подразумевает применение полученных знаний на практике.
  • Мировоззренческо-нравственный. Знание содержит в себе различные мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.
Читайте также:
Программа где дети объясняют

Что же такое образование? В первую очередь, это изучение человеком целого ряда научных знаний, нравственно-эстетической базы, а также получение практических навыков. При этом над образовательным процессом должен осуществляться контроль со стороны государства.

Главные цели образования

Важнейшим элементом любой дидактической системы являются ее цели, которые могут определяться целым рядом факторов. Например, социальным заказом, спецификой образовательной системы, задачами образовательного учреждения, общими целями учебных программ и т.д. При этом наиболее важным фактором является социальный заказ, который представляет собой цели конкретной страны.

В качестве примера рассмотрим цель общего образования, которая была описана в концепции структуры и содержания общего среднего образования. Она была принята в 2000 году на Всероссийском совещании работников образования.

Звучит эта цель так: построение разносторонне развитой личности, которая сможет раскрыть свои творческие способности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Развитие науки, технологий, культуры, следование традициям — все это важно как для конкретного человека, так и для социума в целом.

Отметим также доктрину образования в РФ, в которой описаны цели воспитания и обучения. В этом документе сформулирована методология их достижения и сделаны прогнозы относительно результатов развития системы образования на период до 2025 года.

В доктрине определены следующие цели и задачи образования:

  • Сформировать основы для стабильного социально-экономического и духовного развития Российской Федерации, создать условия для повышения уровня жизни населения и национальной безопасности.
  • Оказать положительное влияние на процесс формирования демократического правового государства и гражданского общества.

В доктрине описаны интересы населения России с учётом особенностей различных культур, входящих в его состав. Данная система предназначена для формирования условий, которые помогут гражданам страны получить достойное образование. Кроме того, она создана для обеспечения равенства прав граждан и должна дать каждому из них возможность улучшать свое образование, вне зависимости от возраста, пола и других характеристик.

В данной концепции образование рассматривается в качестве наиболее важной области накопления знаний и навыков. В эту сферу следует привлекать долгосрочные инвестиции. Помимо этого, образование является приоритетным направлением для развития творческих способностей человека, так как формирует для этого оптимальные условия. Нельзя не отметить и нравственный аспект: образование помогает человеку найти правильные морально-этические позиции.

В концепции также рассмотрены наиболее важные направления развития законодательства в сфере образования. Доктрина выступает в качестве базы для формирования программ совершенствования образования.

В тексте документа указано, что запрещается принимать нормативные акты, которые идут в разрез доктрине. Граждане ни в коем случае не должны терять гарантии на достойное образование. Финансирование этой области также должно оставаться на хорошем уровне.

Узнай, какие ИТ — профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун - исполнительный директор Geekbrains

Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Получить подборку бесплатно
Уже скачали 21542

Исходя из содержания концепции, становится очевидным, что государство берет на себя ответственность за вопросы, связанные с образованием в стране.

Основные задачи современного российского образования

Перечислим наиболее важные цели и задачи современного образования в России:

  • Обеспечить возможность удовлетворения потребности в образовании для каждого гражданина. Помимо этого, необходимо повышать уровень образованности населения.
  • Сформировать систему воспитания и обучения, которая будет полностью отвечать образовательным потребностям граждан и государства в целом, а также нормам российского и международного права.
  • Помочь будущему поколению адаптироваться к условиям современного демократического общества.
  • Осуществить социальную адаптацию всевозможных слоёв общества (вне зависимости от этнической принадлежности, психических и физических особенностей, уровня заработка, религиозных и политических позиций).
  • Создать одинаковые возможности в области образования для всех категорий граждан.
  • Усилить патриотизм подрастающего поколения, привить гражданам демократические устои и помочь им социализироваться в условиях гражданского общества. С помощью образования люди должны сформировать устойчивые морально-этические позиции, научиться уважать права и свободы личности, а также чужую культуру и ценности.
  • Обеспечить всестороннее развитие детей и молодежи. Образование должно помогать молодым людям раскрывать творческий потенциал, а также усиливать интерес к самообразованию и саморазвитию.
  • Создать трудовую мотивацию, активные жизненные и профессиональные позиции. Получая образование, граждане должны научиться выстраивать карьеру и хорошо ориентироваться на современном рынке труда.
  • Привести образовательные программы в соответствие с последними научными достижениями. При этом система образования должна постоянно актуализироваться посредством обновления всех ее элементов. Учебный процесс должен выстраиваться с учетом культурных, экономических, научных и технологических изменений.
  • Сформировать благоприятные условия для преемственности уровней и ступеней образования.
  • Разработать программы, в которых будут эффективно использоваться информационные технологии. Немаловажной задачей также является развитие открытого образования.
  • Помогать одаренным детям и молодым людям. Педагогические работники должны быть мотивированы на осуществление научной деятельности.
  • Способствовать поддержанию здорового образа жизни граждан. Образование также должно совершенствовать детский и юношеский спорт.
  • Формировать у граждан ответственное отношение к экологии.
  • Создавать и совершенствовать единое образовательное пространство РФ (как на федеральном, так и на мировом уровнях).

Принципы системы образования в РФ

Перечислим основные принципы образования в России:

  • демократизм, свобода и плюрализм обучения;
  • гуманизм и важность общечеловеческих ценностей в задачах, связанных с образованием;
  • преемственность образовательных и воспитательных процессов, а также ориентированность на культуру страны;
  • автономность образовательных организаций;
  • адресность и доступность образования;
  • мобильность системы образования, научная обоснованность, индивидуальность и многообразие применяемых технологий;

Только до 6.07
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей

Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

  • беспрерывность обучения и соответствие постоянно меняющимся социально-экономическим условиям;
  • единство образовательного пространства (как на федеральном, так и нам мировом уровнях).

Глобальные тенденции развития образовательного процесса

Рассмотрим наиболее устойчивые мировые тенденции в образовании:

    Демократизация. Наблюдается повсеместное повышение уровня грамотности. Системы среднего и высшего образования стали использоваться во многих странах. Обучение становится общедоступным.

Стоит отметить, что образование в Российской Федерации ориентируется на постулаты Всеобщей декларации прав человека и на общечеловеческие ценности (включая общественные, культурные, моральные и духовные).

Именно это гарантирует каждому гражданину России возможность получения образования с учётом его места проживания и других особенностей. При этом обучение ведется не только для удовлетворения индивидуальных потребностей человека, но и для принесения пользы обществу.

Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным, что цели и задачи образования в Российской Федерации охватывают самые разные сферы человеческого развития. Они включают в себя не только получение практических знаний и навыков, но и формирование морально-этических позиций. Таким образом, образованный человек — это всесторонне развитая личность, получившая правильное воспитание.

Источник: gb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru