В начале сочинения вы сформулировали одну из проблем, поставленных автором текста. Затем показали, как она раскрывается, выбрав из текста 2 примера-иллюстрации. И вот теперь вам предстоит выявить и грамотно оформить позицию автора.
Помните, что проблема и авторская позиция связаны очень тесно!
Если проблема — это ВОПРОС, то авторская позиция — это ОТВЕТ на него.
Примеры
▪️КАК детские годы влияют на дальнейшую жизнь человека? (проблема/ проблемный вопрос)
▪️Только по-настоящему счастливый в детстве человек всю жизнь обладает необходимым иммунитетом. (позиция автора / ответ на поставленный вопрос/ некий «рецепт», данный автором.)
▪️Как один человек способен повлиять на общество и его развитие? Над этим вопросом размышляет автор текста. (проблема )
▪️Позиция автора ясна: вместо того чтобы пытаться изменить других, надо приложить все силы для совершенствования себя самого — это единственный способ сделать общество лучше. (авторская позиция)
Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2023 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без воды
▪️Каким образом книги влияют на судьбу человека? (проблема)
▪️Вовремя прочитанная книга может определить мировоззрение и нравственные принципы человека.(авторская позиция)
Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь мысленно ответить на вопрос: «ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ СВОИМ ЧИТАТЕЛЯМ АВТОР, СОЗДАВАЯ ТЕКСТ?»
Авторская позиция может быть явной. —-> Так, в текстах ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ даётся ПРЯМАЯ ОЦЕНКА изображённым событиям, фактам; звучит ПРИЗЫВ к читателю; ярко ОБОЗНАЧЕНЫ ЧУВСТВА автора. Кроме того, может быть СФОРМУЛИРОВАН ВЫВОД, которым подводит итог своим размышлениям автор (обычно в конце текста).
В текстах ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ есть лишь косвенные указания на авторскую позицию, поэтому определить её бывает непросто. В этом смогут помочь
➖️ характеристики героев (портрет, речь, поступки);
➖️ средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнительный обороты, ирония. );
➖️ лирические отступления автора, его размышления.
Кроме того, ВСЕГДА помогают выявить авторскую позицию определенные маркеры:
➖️ риторические вопросы и восклицания ( «Как много во всём этом ума и чувства красоты!»)
➖️ вводные слова («к сожалению»; «к счастью». )
➖️ оценочная лексика («прекрасный», «чудесный», «скверный», «нахальный». )
➖️ побудительные предложения («Так что учитесь у великих. «)
➖️ акцентные слова: «важно», «нужно», «необходимо», «главное».
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, что в художественном тексте нельзя ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором текста. Очевидно, что это могут быть разные по своей сути люди, поэтому и их взгляды во многом будут не совпадать!
Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций, метафорических выражений, чрезмерного цитирования. Таким образом, авторская позиция — это 1 или 2 предложения.
Цикл воспроизводства #егэ #обществознание #shorts
Опорные фразы для формулирования позиции автора (клише)
➖️ Авторская точка зрения, на мой взгляд, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: .
➖️ По мнению автора, .
➖️ Автор не выражает свою точку зрения явно, но мы понимаем, что.
➖️ Позиция автора ясна: .
➖️ Автор считает, что.
➖️ Автор убеждает нас в том, что.
➖️ Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
➖️ Автор призывает нас к .
➖️ Автор убеждает нас в том, что.
Кроме того, а.позиция может отражать не только мысли автора, но и его чувства/эмоции/переживания.
➖️ Автор восхищается.
➖️ Автор с интересом наблюдает.
➖️ Автор с болью в сердце пишет о том, что .
➖️ Автор с горечью говорит.
➖️ С горькой иронией автор пишет.
Опорные слова (глаголы), которые пригодятся не только сформулировать позицию автора, но и оформить мысль в комментарии к проблеме.
Типичные ошибки в формулировании позиции автора
1. В работе ОТСУТСТВУЕТ формулировка позиции автора.
▪️»В тексте поднимается проблема патриотизма. Я полностью согласен с позицией автора».
2. Позиция автора СФОРМУЛИРОВАНА НЕТОЧНО. То есть заявленная проблема и авторская позиция не имеют чёткой связи. Или авторская позиция сформулирована широко.
▪️»Какова роль книг в жизни человека?» (проблема)
▪️»Автор убеждает нас в необходимости читать.» (позиция автора.)
3. Авторская позиция формулируется ПО ИНОЙ ПРОБЛЕМЕ.
▪️»В тексте автор поднимает проблему уважительного отношения к национальным традициям» (проблема)
▪️»Знать историю и культуру родного края должен каждый».
4. Формулировка позиции автора подменяется цитированием.
▪️»Позиция автора, на мой взгляд, очевидна: «Когда я всматривался в гравюру. и писал о ней, в душе ожило чувство вины и раскаяния». (Позиция автора — это ответ на вопрос : ЧТО ДЕЛАТЬ? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ. Это некий вывод, рецепт. Здесь мы этого не видим.)
5. Конечно, грубой ошибкой будет подмена позиции автора позицией рассказчика, особенно если их взгляды не совпадают.
❗️Помните: нельзя упоминать в авторской позиции имена героев, события, даты. Подробности остались в комментарии! Позиция автора — ЭТО ОБОБЩЁННЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ УРОК!
Теперь дело за малым : тренироваться много, часто, упорно; знакомиться с достойными образцами сочинений; создавать свои лучшие варианты работ.
Источник: dzen.ru
Там есть еще 8 задание ниже)))
Автор приводит ряд негативных последствий, которые возникли в результате чрезмерной концентрации производства в условиях административно-командной экономики. Укажите три из них.
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯM
Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий.
Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.
С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики.
В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели, малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень. Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х — начале 1990-х годов, пока полностью не оправдываются.
Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
( К. Геращенко, учащийся 11 класса. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ /Вольное экономическое общество, 2008)
Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин
1)упадка малых городов,
2) разорения десятков тысяч сел и деревень.
3)Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности
Задание 22
Автор показывает, что сегодня в России созданы предпосылки для успешного развития малого предпринимательства. Назовите две из них.
Ответ:. 1)Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий.
2)Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей.
Задание 23
Какова, на ваш взгляд, позиция автора в оценке возможностей развития малого бизнеса в решении экономических проблем в России? По каким положениям текста вы это определили? (Укажите любые два положения-аргумента.) Приведите пример решения конкретной экономической проблемы с помощью малого бизнеса.
Ответ:1)Динамично развивающийся малый бизнес может оказать положительное воздействие на решение экономических проблем в России
2)Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
3)Безработица (например, Граждин В открыл мастерскую по изготвлению вязанных изделий ,могие ранее безработные жительницы города устроились работать к нему )
Задание 24
Автор видит сильные и слабые стороны малого бизнеса. Опираясь на знания курса, назовите три позиции, по которым малый бизнес уступает крупному бизнесу.
Ответ: 1)Слишком большая конкуренция малового бизнеса, из-за большого количества мелких фирм
2)ограниченный срок существования предприятия
3)ограниченне возможности выпуска качественной рекламы
Задание 26
Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции.
Ответ:1)Несовершенная конкуренция
2)Монополистический(например,в городе N действует множество ресторанов быстрого питания),
олигополия(например, В России спросом пользуются 4 сотовых оператора ),
монополия (например, в России только один представитель железнодорожной компании — РЖД)
Задание 27
В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что некоторые социальные группы, в отличие от других групп, несут непропорционально тяжёлое бремя безработицы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите три такие группы и объясните причины уязвимого положения каждой из них на рынке труда.
Ответ:1) Люди пенсионного возраста ( сложно адапттроваться к современному ритму жизни , нет стимула развиваться и двигаться по карьерной лестнице)
2)молодежь (молодые люди после окончания института не имеет опыта работы , в некотрых случаях не серьезно относятся к своим поручениям )
3)Женщины с грудными детьми (могут часто отпрашиваться с работы по уважительным причинам ,всю работу ,порученную сделать женщине , возложат на другого сотрудника)
Задание 25
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы;
− одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Ответ: 1)Безработица- социально-экономическое явления ,сущность которого заключается в том ,что часть экономически активного населения желающего работать ,не может найти работу
2)критерии выделения видов безработицы: востребовательность профессии, экономическая ситуация в стране.
3)Фрикционная безработица- связанна с временным поиском работы
Там есть еще 8 задание ниже)))
Задание 25
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию o видах инфляции;
− одно предложение, раскрывающее любую из возможных мер антиинфляционной политики.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Ответ:1)Инфляция-процесс обесценивания денег , снижение их покупательской способности ,проявляющейся в форме повышения цен на товары и услуги , без повышения их качества
2)Виды инфляции: Инфляция спроса,инфляция предложения ,ползучая , галопирующая,гиперинфляция
3)Антиинфляционная политика : увеличение налоговых поступлений в бюджет
Дата добавления: 2021-01-21 ; просмотров: 1628 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
НЕМНОГО О ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Современный ЕГЭ по обществознанию весьма вариативный предмет, который диагностирует различные умения выпускника. Одно из уже ставших привычным заданий открывает 2 часть экзамена. Здесь представлены 21-24 задания по обществознанию, которых объединяет общий текст.
Здесь представлены задания, требующие развернутого ответа. По мнению разработчиков, они позволяют показать особые знания и умения, отражающие глубину сформированности обществоведческих навыков. Задания 21 и 22 имеют базовый уровень сложности, а 23 и 24 повышенный. Они требуют не только нахождения требуемого элемента в содержании текста, но и правильной интерпретации с учетом имеющихся знаний и социальной практики.
В сумме за все задания выпускник получит 10 баллов, по схеме 2+2+3+3. Каждый старшеклассник заинтересован в качественном написании работы. Для этого нужно запомнить и научиться выполнять несколько простых правил, которые помогут дать обоснованные и правильные ответы на ЕГЭ по обществознанию.
1. Внимательно прочитайте текст целиком. Это позволит увидеть его внутреннюю структуру, выделить основные мысли и соотнести его тематически с какой-либо содержательной линией, к примеру, политика или экономика.
2. Выделите главную мысль текста, постарайтесь понять идею, которую хотел донести автор.
3. Старайтесь придерживаться в ответе порядка, установленного в задании. Последовательно отвечайте на вопросы начиная с 21 задания. Так вы не запутаетесь в ответах и не пропустите важную информацию.
4. Иногда у выпускников возникают сложности в том, где нужно отойти от текста и использовать имеющиеся знания. Рецепт здесь один-внимательно читайте задания, там напрямую указывается данное требование. Как правило оно обозначается фразами-конкретизируйте, уточните позицию автора или опираясь на знание обществоведческого курса.
5. Не нужно ради объема выходить за рамки обозначенного вопроса. Несмотря на работу с текстом ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 предполагают конкретный ответ, соответствующий заявленным требованиям.
6. Старайтесь придерживаться правильного стиля оформления. Пишите максимально разборчиво и понятно. Каждый ответ начинайте с нового абзаца.
При подготовке к экзамену очень важна отработка задания 21-24 ЕГЭ по обществознанию, поэтому на примере конкретного текста давайте разберем как нужно отвечать.
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯM
Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития.
Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.
С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики.
В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели, малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень. Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики , но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х — начале 1990-х годов, пока полностью не оправдываются.
Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Задание 21. Автор приводит ряд негативных последствий, которые возникли в результате чрезмерной концентрации производства в условиях административно-командной экономики. Укажите три из них. В вопросе содержится конкретное требование с указанием количества элементов ответа-ищем их в текстовом фрагменте.
Вот предложение, содержащее ответ на вопрос(в тексте выделено зеленым). Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Количество представленных элементов здесь даже больше требуемого.
Задание 22. Автор показывает, что сегодня в России созданы предпосылки для успешного развития малого предпринимательства. Назовите две из них.
И опять мы видим вопрос точно по тексту с указанием количества элементов. Внимательно читая находим нужный блок (в тексте обозначен красным). Из него выделяем главные мысли и четко формулируем ответ:
· развитие рынка труда с учетом интересов малого бизнеса;
· формирование законодательной базы, направленной на поддержку малого предпринимательства;
· приоритет развития малого бизнеса неоднократно подчеркивался в словах крупнейших предпринимателей, политиков, ученых, финансистов.
Задание 23. Какова, на ваш взгляд, позиция автора в оценке возможностей развития малого бизнеса в решении экономических проблем в России? По каким положениям текста вы это определили? (Укажите любые два положения-аргумента.) Приведите пример решения конкретной экономической проблемы с помощью малого бизнеса.
Далее нам нужно придумать пример. Он должен быть конкретным и по существу иллюстрировать вышеприведенную мысль. Мы представляем такой вариант. Малое предпринимательство способно качественно обслуживать потребительский сектор, не используя огромных капиталовложений на основе местных ресурсов.
Задание 24. Автор видит сильные и слабые стороны малого бизнеса. Опираясь на знания курса, назовите три позиции, по которым малый бизнес уступает крупному бизнесу.
Как видно из вопроса здесь уже требуются собственные знания, чтобы привести необходимые аргументы. Мы приведем положения с запасом, на случай непринятия экспертом.
· очень высокая конкуренция практически в каждом сегменте;
· повышенные инвестиционные риски;
· наличие факторов, сдерживающих рост бизнеса;
· ограниченные возможности привлечения к работе крупных специалистов;
· сдержанные возможности раскрутки и продвижения;
· болезненная реакция на экономические неурядицы.
Как видим вопросы ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 выполнить вполне возможно, если соблюдать вышеперечисленные правила, придерживаться строгой логики ответа и, конечно, при условии хорошей подготовки к экзамену. О том, как готовиться к выполнению плана вы можете почитать тут.
Источник: lupichuk.blogspot.com