Какова эстетическая программа искусства классицизма

Художественная культура классицизма и рококо

Эстетика классицизма

Развивая идеалы эпохи Возрождения, искусство классициз­ма стремилось отражать идеи гармонического устройства мира, подчинения индивидуальности интересам общества и государст­ва. Конечной целью всех общественных преобразований для просветителей было построение более совершенного общества, основанного на гуманном отношении к человеку, признании его равноправия. В отличие от Ренессанса, где идеалу свободной личности соответствовали лишь избранные, теперь каждый человек мог достичь высокого общественного статуса. Вместе

с тем, следуя идеалам Античности и Возрождения, классицизм сумел выра­ботать собственную эстетическую про­грамму, определившую характер этого стиля.

В творческом методе классицизма, независимо от вида искусства, были за­ложены стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте, к объек­тивному отражению окружающего ми­ра, соблюдение правильности и порядка, подчинение частного главному. Класси­цизм формировал представления о вы­соком эстетическом вкусе, призывал к сдержанности и спокойствию в проявлении чувств, ориентировал на рационализм и логичность в по­ступках.

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМ

В зависимости от возможности того или иного вида искусст­ва решать поставленные перед ним задачи определялась его со­циальная и художественная значимость. Каждому из видов ис­кусства были присущи свои особенные черты. Основой архитек­турного языка классицизма становится ордер, гораздо более близкий по формам и пропорциям к зодчеству Античности.

Про­изведения архитектуры отличают строгая организованность — соразмерность и уравновешенность объёмов, геометрическая правильность линий, регулярность планировки. Чёткая разгра­ниченность планов, строгость рисунка, тщательно выполненная светотеневая моделировка объёма характерны для живописи. Особую роль в решении просветительской задачи играли литера­тура и в особенности театр, ставший самым массовым видом ис­кусства этого времени.

В целостную стилевую систему классицизм сложился во Франции в эпоху могущественного короля Людовика XIV (годы правления 1643—1715). Именно здесь была выработана некая идеальная модель, позволившая стать основой творчества не только в собственной культуре, но и завоевать художественное пространство других европейских стран.

Французскому образцу в этот период подражали в Испании, Германии и в странах Восточной Европы. Даже Англия вы­нуждена была признать авторитет французской культуры. Особый ва­риант стиля был создан в русской художественной культуре в конце XVIII — начале XIX в. Своё прояв­ление он нашёл прежде всего в архи­тектуре, а также в скульптуре и жи­вописи. Распространение класси­цизма было поистине всеобщим; влияние этого, пожалуй, самого ин­тернационального стиля чувствова­лось даже в странах Северной и Юж­ной Америки.

За долгие годы существования не раз менялась идеологическая ориен­тация классицизма. Если вначале искусство классицизма было неотде­лимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классициз­ма, оно служило крайне противоречивым идеалам борьбы про­тив тирании, за утверждение гражданских прав личности, со­звучных Великой французской революции. На последней ста­дии своего развития классицизм активно выражал идеалы наполеоновской империи. Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (фр. еmрiге — импери).

КЛАССИЦИЗМ

Рококо и сентиментализм

В XVIII в. западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражавших общую картину смеше­ния и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначе­нии художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Ха­рактерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма.

Как же в этой непростой ситуации «уживались» классицизм и господствовавшие более полувека идеалы барокко? Как уже отмечалось, классицизм был первым чётко оформившимся на­правлением в европейском искусстве, создавшим собственную эстетическую программу, выработавшим строгие правила худо­жественного творчества.

Искусство барокко, в большей степени опиравшееся на интуицию, чем на рациональное начало, такой теории не создало. Классицизм отказался от принципиальной противоречивости барокко, смело отверг его главный девиз: «Кто не нарушает правил, тот не поэт». Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые фор­мы барочного искусства, перестал трагически воспринимать ду­ховный мир человека, а основной конфликт перенёс в сферу от­ношений между отдельной личностью и государством. Барокко, изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, усту­пило место классицизму и рококо.

В 20-е гг. XVIII в. во Франции сложился новый стиль искус­ства — рококо (фр. rocaille — раковина). Уже само название рас­крывало главную, характерную черту этого стиля — пристрас­тие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины. Раковина то пре­вращалась в сложный завиток с какими-то странными проре­зями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы. Во Франции интерес к сти­лю рококо ослабел уже к концу 1760-х гг., но в странах Цент­ральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия.

Читайте также:
Получить гражданство по программе

Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризи­са абсолютистской власти во Франции. Отражавшее идеалы и настроения высших слоёв французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказ­чиков.

Характерными чертами стиля рококо в произведениях ис­кусства можно признать следующие:

грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утон­чённость и импровизация, пасторальность (пастушеская идил­лия), тяга к экзотике;
орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабе­сок, цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных карту­шей, масок;
сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота;
культ прекрасной наготы, восходящий к античной тради­ции, изощрённая чувственность, эротичность;
культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного че­ловека;
эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманен­ного взгляда или влажного блеска в глазах.

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах двор­цов и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре — в виде свитков, щитов и замыс­ловатых раковин — рокайлей (декоративных орнаментов, ими­тирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в ви­де человеческого лица или головы зверя, размещённых над ок­нами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).

Позднее стиль рококо был «реабилитирован» ро­мантиками, ему отдали должное импрессионисты, он послужил эталоном для выработки концепции творческих объединений художников «искусства для искусства». Напри­мер, в эпоху модерна в России к рококо обратили свои взоры ху­дожники «Мира искусства».

Новым заметным явлением художественной культуры стал сентиментализм (фр. sentiment — чувство). В мировоззренче­ском плане он, как и классицизм, опирался на идеи просве­тительства, но высвечивал иные его грани. Важное место в эс­тетике сентиментализма занимало изображение мира чувств и переживаний человека (отсюда его название).

Чувства, в свою очередь, воспринимались как проявление природного начала в человеке, его естественного состояния, возможного только при тесном контакте с природой. Достижения цивилизации с мно­жеством соблазнов, развращавших душу «естественного челове­ка», приобретали явно враждебный характер. Своеобразным идеалом сентиментализма стал образ сельского жителя, следо­вавшего законам первозданной природы и живущего в абсолют­ной гармонии с ней.

Основоположником сентиментализма считают французского просветителя Ж. Ж. Руссо, провозгласившего культ естествен­ных, природных чувств и потребностей человека, простоты и сердечности. Его идеалом был чувствительный, сентименталь­ный мечтатель, одержимый идеями гуманизма, «естественный человек» с «прекрасной душой», не развращённый буржуазной цивилизацией. Главную задачу искусства Руссо видел в том, чтобы учить людей добродетели, звать их к лучшей жизни. Главный пафос его произведений составляет восхваление чело­веческих чувств, высоких страстей, пришедших в столкновение с общественными, сословными предрас­судками.

Сентиментализм не обладал всей пол­нотой большого стиля. Ему были непод­властны отдельные виды искусства (на­пример, архитектура), весьма ограниче­ны были его возможности и в отдельных жанрах (например, в исторической жи­вописи). В связи с этим правомернее все­го рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, дейст­вовавших в рамках классицизма. Но ес­ли рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сенти­ментализм подчёркивает внутреннюю, духовную сторону бытия человека.

В России наиболее яркое воплоще­ние сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского.

Немало общего между сентимента­лизмом и предромантизмом, общим для которых является изображение конфликта «естественного чело­века» с общественными и природными стихиями, с мрачными бурями и потрясениями жизни, предчувствие которых было за­ложено во всей культуре XVIII в.

Вопросы и задания

Читайте также:
Программа с щербаковым сабуровым как называется

1. Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барок­ко?

2. Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось от­казаться?

3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его осо­бенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декора­тивно-прикладном искусстве?

4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль рококо «до­бавил» к барокко? Каковы отличия эмоционального воздействия на человека этих стилей?

5*. На каких идеях просветительства базировался сентимента­лизм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?

Творческая мастерская

Заполните таблицу, отразив в ней характерные черты стилей классицизм, рококо и сентиментализм (см. презентацию).

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Роль Франции в развитии европейской художественной культу­ры»; «Человек, Природа, Общество в эстетической программе класси­цизма»; «Образцы Античности и Возрождения в искусстве класси­цизма»; «Кризис идеалов барокко и искусство классицизма»; «Рококо и сентиментализм — сопутствующие стили и течения классицизма»; «Особенности развития классицизма в искусстве Франции (России и др.)»; «Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма»; «Культ естественного чувства в искусстве сентиментализма»; «Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового искусства».

Книги для дополнительного чтения

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб., 2007.

Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

Искусство XVIII века / под ред. А. М. Кантора. М., 1977. (Малая история искусств).

Карев А. А. Искусство XVIII в. в России. М., 2004.

Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972.

Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.

Пинский Л.М. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи.

Лек­ции. М., 2002.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

Источник: sghistoryspb.ucoz.com

Какова эстетическая программа искусства классицизма?

стиль в искусстве 18 века, характерной чертой которого были пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, напоминающим силуэт раковины.

43. Рокайл – это…… главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины и диковинных растений.

44. Маскаро́н —это…. вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас

45. Сентиментализм – это… это направление в литературе и искусстве второй половины 18 века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру, где любовь к человеку и природе лежит на первом месте.

Какое из выдающихся архитектурных сооружений классицизма именуют «Сказочным сном»

Резиденция французских королей в предместье Парижа – Версальский дворец.

47. Принципы градостроения в эпоху классицизма:

Создание идеального города с постройками выполненными по единому плану. Городской ансамбль проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или радиально кольцевая система улиц с городской площадью в центре.

48. Почему творчество Н.Пуссена называют вершиной классицизма в живописи?

Н.Пуссен — основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

Н.Пуссен

49. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» — А.Ватто и Ф.Буше

Мир сложных любовных интриг и жизнь на фоне первозданной природы.

Назовите композиторов Венского классицизма.

А – Йозиф Гайдн, Б – Вольфганг Моцарт, С – Людвиг ванн Бетховен

А Б С

51. Симфония – это… (созвучие) произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей, где первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, которой и определяется

Каково значение творчества Й.Гайдна?

Создатель классической формы симфонии, инструментальной музыки, устойчивого состава симфонического оркестра

Источник: infopedia.su

Эстетика классицизма. Общие принципы. Н.Буало «Поэтическое искусство». Венский классицизм

Философской основой эстетики классицизма явился рационализм (одним из основоположников которого является Рене Декарт), идеи о закономерности и разумности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма: 1. логичность формы, 2. гармоническое единство созданных в искусстве образов, 3. идеал прекрасной, облагороженной природы, 4. утверждение идеи государственности, идеального героя, 5. решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу последнего.

Читайте также:
Как скопировать виды меню программ

Свойственны также иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира). Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, эстетический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. Эстетическая теория классицизма нашла наиболее полное выражение в таких произведениях, как «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674 г.).

  1. Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.
  2. Единство места — действие соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.
  3. Единство времени. Никола Буало в своём «Поэтическом искусстве» сформулировал три единства так: «Пусть одно событие, свершившееся в одном месте в один день, до конца держит театр заполненным». Пособие, как правильно писать. Критиковал авторов: не стоит описывать обыденные ситуации. Стоит быть поэтом только если есть поэтический талант.

«Начальные правила словесного искусства» Ш. Баттё (1747), в доктринах французской Академии.

Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды.

Трагедия— это такое драматическое произведение, в котором изображается борьба сильной личности с непреодолимыми препятствиями; такая борьба обычно кончается гибелью героя. В основу трагедии писатели-классицисты ставили столкновение (конфликт) личных чувств и стремлений героя с его долгом перед государством. Разрешался этот конфликт победой долга. Сюжеты трагедии заимствовались у писателей древней Греции и Рима. Как и в греко-римской трагедии, действующие лица изображались или положительными, или отрицательными, при чем каждое лицо представляло собой олицетворение какой-либо одной душевной черты, одного качества: положительное мужества, справедливости и т.п., отрицательное — честолюбия, лицемерия.

Ода — торжественная хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами.

В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями», освобождалась от эгоистических материальных интересов. Разумное, духовное начало в человеке рассматривалось как важнейшее качество личности.

Дидро в своей работе «Парадокс об актёре» говорит об актёре. Простота и правда, приближение интонаций актера к интонациям простой человеческой речи, без позы и фальшивого пафоса, — вот что требовалось от нового актера. Актёр должен понимать чувства разумом и вызывать их у зрителя.

Утверждению классицизма в России способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.

Карамзин «Бедная Лиза»

Творцом канона русской классической трагедии и комедии по праву считается О.П.Сумароков. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без ума — дар подлой души», — говорил драматург. Он стал зачинателем социальной комедии нравов, в каждой его комедии присутствует мораль.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина — создателя действительно самобытной национальной комедии, заложил в середине этой системы основы критического реализма.

Обычно период классицизма связывают с венскими классиками – Гайдном, Моцартом, Бетховеном. Почему их называют «венскими классиками»? Все они жили в Вене, которая в то время считалась столицей музыкальной культуры. Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Кизеветтером в 1834 г. в отношении Гайдна и Моцарта.

Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Этих великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разными стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии (одновременное звучание, развитие и взаимодействие нескольких голосов или мелодических линий, мелодий). Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. В этом и заключается основная особенность классицизма.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru