Манифестации теоретических и художественных идей для футуристов оказываются важнее собственно художественного творчества.
Творческий процесс в эстетике футуризма по своей природе импульсивен и спонтанен. Это искусство прислушивалось к звукам улиц и стремилось точно передать и воспроизвести урбанистически организованный хаос мира. Немецкий культуролог А. Хаузер (франкфуртская школа) пишет, что футуризм выражал протест против эстетики конформизма рубежа веков.
Манифесты футуристов содержат теоретический вклад в авангардистскую эстетику. Футуристы были неравнодушны к «партийной» риторике. Они ввели в моду литературный жанр манифестов, выраженных на бумаге и формулируемых устно. Первый манифест футуризма (1909 г.) был опубликован в газете «Фигаро» и миланском журнале «Поэзия», а затем оглашен Маринетти в Турине перед двухтысячной аудиторией.
Социальная ориентация
Футуризм является не только направлением искусства, но и активное общественно-политическое движение. Итальянский футуризм продемонстрировал возможность слияния интересов тоталитарного и авангардного искусства. Итальянский футуризм стремился стать большим стилем, утверждающим новую итальянскую государственность.
Футуризм в литературе. Кратко самое главное
Дуче Бенито Муссолини выдвинул культурной доктриной «фашистское искусство — искусство для масс».
Идеал футуристов — машинное искусство и технократичные социальные утопии. Для художников этого направления будущее — торжество машинной цивилизации. Символ футуризма, по собственному мнению участников этого художественного движения, гоночный автомобиль со своим кузовом, украшенный громадными трубами со взрывчатым дыханием.
Цели искусства
Для футуристов, как и для кубистов, целью искусства становится не познание и отображение окружающей действительности, но созидание новой реальности, в которой почерпнутые из жизни изобразительные элементы вводятся или не вводятся исходя из чисто произвольного хотения и субъективной воли художника. Сознавая уязвимость подобной позиции и отвергая обвинение в полном произволе, футуристы вслед за кубистами берут на вооружение достижения современной науки. Если кубизм сначала проводит ряд живописно практических экспериментов, а уж потом подводит теоретическую основу, то футуризм, со всей присущей ему экзальтацией, прямо начинает с деклараций и манифестов. Из активизма вытекают и некоторые формальные различия двух явлений, как то признание футуристами сюжетности и отрицание ее кубистами. Отсюда же принципиальный, шумный, последовательный антиэстетизм футуризма, приводящий его в художественной практике к хаосу композиции и дисгармонии цвета.
Итальянский футуризм
В 1909 г. появились первые футуристические манифесты. Италия, умиротворенная и объединенная после Ри-сорджименто1 в начале XX века, в культурном отношении была провинциальной страной с великим прошлым. Ее художники работали в духе устоявшихся в Европе направлений.
Так, портретная живопись Умберто Боччони в 1907-1908 гг. развивается в традициях веризма. Другие итальянские художники начала XX в. работают в духе импрессионизма, или модерна, или символизма. Однако 20 февраля 1909 г. Италия становится эпицентром развития нового художественного направления — появляется первый манифест футуристов, автором которого был Филиппе Томмазо Маринетти (1876-1944).
Литература 11 класс (Урок№10 — Футуризм в русской литературе начала ХХ век.)
Писатель Филиппо Маринетти был склонен к эксперименту и авантюризму в сфере культуры. Маринетти обладал индивидуальным суггестивным стилем, принципы которого — хватать «через край» и отвергать чувство меры. Этому стилю старались подражать последователи Маринетти.
В 1910-1911 гг. шумные выступления Маринетти и руководимых им футуристов проходят в Милане, Турине, Венеции, Падуе и Неаполе. Откровенность высказываний Маринетти нравилась молодой итальянской интеллигенции и была вызовом ханжеству. Маринетти в революционном духе прокламирует: «Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость дерзость и бунт». «Не существует красоты вне борьбы.
Нет шедевров без агрессивности!». Деятельность футуристов, согласно их самосознанию, формирует «движение антикультурное, антиэстетическое, антифилософское» и сопровождается скандалами. Первый манифест футуристов провозглашает разрушительную антикультурную программу: «Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом, феминизмом и всеми низостями, оппортунистическими и утилитарными».
Источник: studme.org
Футуризм. Эстетическая программа футуристов
Футуризм (от лат. futurum —
будущее) — общее название
художественных авангардистских
движений 1910-х — начала 1920-х
гг. XX в., прежде всего в Италии
и России.
Это течение зародилось на Западе.
Родиной нового модернистского
движения была Италия, а главным
идеологом итальянского и мирового
футуризма стал известный литератор
Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944)
900igr.net
2. «Пощечина общественному вкусу»
Прошлое тесно
Академия и Пушкин непонятнее
иероглифов
…бросить Пушкина, Достоевского,
Толстого… с парохода современности
…права поэтов на увеличение словаря в
его объеме производными и
непроизводными словами
Слово — новшество
3. Эстетическая программа футуристов
Отрицание наследия
предшествующих литературных
эпох
Поэзия – начало всех новых путей
раскрепощения слова, это
лаборатория слова
Звук обладает самоценным
значением, несет определенный
смысл
4. Принципы русского футуризма
Разрушение традиций в языке.
Обновление языка.
Стремление дать новое название
вещам.
Словотворчество
Изменение поэтического синтаксиса
и ритмики.
Поэтическое творчество
укладывается в
математические нормы.
Образ героя(герой-хулиган).
5. Положительное в программе футуризма
Заставил читателей пережить
искусство как проблему, а в этом
смысле само восприятие
произведений искусства становится
трудом, сотворчеством
6. Алексей Крученых (1886-1968)
7. Велимир(Виктор Владимирович) Хлебников (1855-1922
8. Разновидности русского футуризма
Эгофутуризм и кубофутуризм разновидности русского футуризма.
Эгофутуризм был
индивидуальным изобретением
поэта Игоря Северянина.
Источник: ppt-online.org
Футуризм — хвалебный гимн индустриальной эпохе и научному прогрессу
Футуризм — это авангардное течение в искусстве (живописи, литературе, скульптуре, архитектуре) начала ХХ века, которое отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Футуристы принципиально отказывались от традиционного художественного наследия, предлагали современникам создать новую модель устройства мира, основанную на идеях урбанизации и технического прогресса. В футуризме приветствовалось прославление движения, энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.
Футуризм заимствовал у фовизма выразительность цвета, а у кубизма — художественные формы с множеством раздробленных фигур и острых углов. Приверженцы этого течения радостно приветствовали революционные идеи, с энтузиазмом восприняли начало Первой Мировой войны, в которой видели радикальный способ очищения мира от старого мирового порядка. Многие футуристы ушли добровольцами на фронт и нашли там свою гибель.
История развития футуризма
Футуризм в качестве течения в искусстве изначально появился в Италии. Официальной датой его создания считается 20 февраля 1909 года. В этот день поэт Филиппо Маринетти опубликовал в популярной газете «Манифест футуризма». В своем сочинении 32-летний автор обращался к деятелям искусства (в первую очередь — к художникам) с призывом к созданию новой концепции красоты в противовес старой традиционной культуре. Основополагающий документ нового течения провозглашал культ будущего и дал громкое название движению — «футуризм» (от лат. futurum — будущее).
Через год вокруг Маринетти объединилась арт-группа из числа молодых итальянских художников. В нее вошли:
- Джакомо Бала (Giacomo Balla);
- Умберто Боччиони (Umberto Boccioni);
- Луиджи Русоло (Luigi Russolo);
- Карло Кара (Carlo Carra);
- Джино Северини (Gino Severini);
- Франческо Балилла Прателла (Francesco Balilla Pratella).
В 1912 году в Париже состоялась первая выставка футуристов, экспонаты которой позже демонстрировались в разных странах Европы (Голландии, Бельгии, Англии, Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии).
Революционные идеи футуристов не нашли большого отклика среди европейских художников. Только в России появилось множество энергичных сторонников нового течения. Здесь Давид Бурлюк организовал литературно-художественную группу «Гилея» в которую вошли многие молодые поэты и художники.
Российские футуристы стремились соединить живопись и литературу, а также создали собственную версию нового течения в искусстве. В ней большее значение придавалось теме одиночества человека в современном мире.
Популярность итальянского футуризма быстро угасла к концу Первой Мировой войны, а ее русская версия просуществовала чуть дольше — до начала 20-х годов. Впоследствии футуристы продолжили творческие поиски в других направлениях искусства.
Отличительные черты футуризма
Картины футуристов легко узнаваемы по характерным особенностям:
- обилию ярких цветов и строгих форм;
- глубокому философскому подтексту сюжета;
- динамичности и геометричности изображений;
- акценте на тематиках войны и технического прогресса;
- стремлению автора изобразить предметы в движении.
Источник: veryimportantlot.com