Видеокурсы — топ-формат онлайн-обучения. Об этом говорит исследование российского рынка онлайн-образования. 37% респондентов предпочитают видеокурсы с сопровождением преподавателя, 24% — заранее записанные лекции.
Значит ли это, что всем онлайн-школам нужно выпускать видео? Вовсе нет. Формат определяют цели и задачи курса. И да — потребности учеников, но именно ваших учеников. Как им нравится получать информацию — вживую или в записи?
Важно ли им быть на связи с преподавателем, задавать вопросы, уточнять непонятные моменты? Или они просто хотят учиться в удобное время и никак не взаимодействовать со спикером, быстро освоить новый навык и применить его в работе?
Сначала — изучение и понимание аудитории, после — выбор формата обучающего курса.
Не обязательно следовать чему-то одному — форматы можно миксовать, дополнять. И конечно, не стоит игнорировать тренды. Не слепо идти за тем, что модно, а продумать, как это встроится в специфику вашей школы.
Чтобы было проще разобраться, давайте вспомним, какие курсы бывают и в чём особенности каждого формата.
23 Психологические Уловки, которые всегда Работают
Популярность видеокурсов понятна: они наглядные, ёмкие, их можно смотреть в удобное время и в комфортном темпе — замедлить или ускорить.
«Говорящая голова» — запись лектора в студии, офисе или дома. Этот формат будет востребован всегда — люди любят смотреть на хорошо говорящих, харизматичных спикеров с классной подачей. Он помогает познакомить аудиторию с экспертом, вызвать доверие. Или напротив — привлекать аудиторию к курсу благодаря спикеру, с которым они уже знакомы. Но это только один из форматов.
Лекция профессора искусственного интеллекта Юргена Шмидхубера — часть курса «Глубокое обучение».
Скринкаст — запись с экрана с озвучкой, презентацией или лицом спикера — тот самый случай, когда лучше показать, чем написать. Помогает объяснить, как работает сервис или программа, продемонстрировать отдельные функции или собрать туториал.
Понятная инструкция, как редактировать текст в PDF от TexTerra.
Другой интересный формат — скрайбинг видео. Сложный смысл визуализируется простыми образами — лектор рисует схему прямо в процессе повествования. Так одновременно включаются слух, зрение и воображение зрителя.
Скрайбинг здорово подходит для иллюстрации научно-популярных тем.
Несмотря на популярность видеокурсов не каждый эксперт стремится снимать видео: одних пугает камера, других — подготовка к съёмкам или монтаж. Но всё это нарабатывается. И, да, этому можно учиться — в том числе в онлайн-школах.
Рассказываем, почему дорогая камера не обязательна, а вот звук — первое, о чём стоит подумать.
ЭТИ НАСТРОЙКИ YOUTUBE ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
Вебинар — это семинар, который проходит в прямом эфире (и его можно записать). Стандартная длительность — час-полтора, дольше смотреть вебинар будут только самые стойкие (или те, у кого очень много свободного времени). Чтобы зрители не заскучали, стоит продумать не только теорию, но и примеры — демонстрация экрана, презентация, иллюстрации помогут аудитории быстрее вовлечься, сконцентрироваться и запомнить важное.
Бодрый вебинар Школы редакторов.
Главный плюс вебинара — контакт со зрителями. Они видят и слышат спикера, его жесты, интонации и эмоции. Пишут по ходу вебинара в чат, ведущий отвечает, зрители снова пишут — выстраивается диалог. Дают живой отклик — делятся впечатлениями от вебинара онлайн, спрашивают о том, что волнует. Это формирует доверие, а спикер лучше узнаёт и понимает свою аудиторию.
Лонгрид — длинная обучающая статья, в которую можно и нужно добавлять иллюстрации, инфографику, таблицы, аудио и видео. Это оживляет текст, «рисует» картинку — так ученику легче погрузиться в материал и вынести для себя полезное.
Показательный лонгрид о принципах дизайна лендинга. Текст, графика, примеры.
Формат лонгрида предполагает множество вариантов реализации — это может быть статья на сайте, аккуратно свёрстанный материал в конструкторе курсов на LMS-платформе, рассылка. А чтобы читатели не забыли информацию сразу же после прочтения, стоит включить в лонгрид анкетирование или тест.
Готовы ли вы завести собаку? Тест в конце объемного лонгрида помогает проверить, что вы запомнили.
О подкастах говорят, подкасты слушают, подкасты записывают. Почему бы не использовать это в образовательных целях? В онлайн-подкасте можно раскрывать широкую тему или использовать этот формат для тренировки навыков, которые интересны узкой аудитории. Можно обучать повторяющимся действиям — например, осознанному дыханию. Или записывать подкаст для изучения любого языка.
Научно-популярный подкаст «Розенталь и Гильденстерн» — как захватывающий сериал о русском языке и лингвистике.
Интересные подкасты встраиваются в жизнь слушателя: он включает их в дороге, вечером после работы, на отдыхе. При относительно бюджетном производстве этот формат даёт неплохие возможности для роста и лояльную аудиторию. Но заработать на обучающем подкасте пока непросто — нужно хорошо подумать, как его монетизировать.
Учебный чат — необходимый сопутствующий формат для взаимодействия преподавателя и учеников. Здесь удобно отвечать на вопросы, собирать обратную связь о курсе, работать с негативом и мотивировать двигаться дальше. Более того, в чате можно организовать весь онлайн-курс — выкладывать уроки, настроить отправку сообщений, вопросов и тестов.
Чат-бот предлагает выбрать обучающее видео из раздела или поискать по ключевому слову.
Как проходит такое обучение? Ученик подписывается на бота, после чего тот присылает заранее запрограммированные лекции и задания, тестирует, напоминает о занятиях. Также чат-бот может собирать обратную связь — например, спрашивать у выпускника курса, как он применяет знания на практике.
Онлайн-марафон, квест
Онлайн-марафоны быстро прижились в соцсетях и мессенджерах: мини-курсы с простыми заданиями помогают быстро узнать что-то новое, приобрести несложный навык или полезную привычку. Одних обучающих материалов здесь недостаточно. Онлайн-марафон — вызов, который важно поддерживать: подогревать интерес, поощрять в участниках соревновательность и мотивировать дойти до конца. Затраченные усилия окупаются вирусным эффектом: растёт аудитория, а вместе с ней и возможность продать более длительный и дорогой курс.
Классический пример онлайн-марафона в Инстаграме*.
* принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской на территории Российской Федерации
Варианты посложнее — обучающие игры и онлайн-квесты. Ученики выполняют задания и зарабатывают баллы, наставники — дают советы и подбадривают. В этом случае игра — не просто развлечение, а эффективный и при этом максимально вовлекающий способ получить новый образовательный опыт. И если раньше игровые элементы использовались в основном для обучения детей, то сейчас геймификация всё чаще встречается в курсах для взрослых. Яркий пример — платформа для изучения иностранных языков Duolingo.
Диалоговый тренажёр
Удобный формат для отработки навыков общения. По сути это имитация разговора: участник находится в диалоге с персонажем — потенциальным клиентом, партнёром, сотрудником. Слушает записанную реплику, выбирает ответ-реакцию и получает мгновенную обратную связь. Если что-то пошло не так, тренажёр возвращает участника на исходную точку — и так до тех пор, пока задание не будет выполнено верно.
Сможете продать клиенту машину? Диалоговый тренажер для менеджера автосалона.
Домашние задания — это важно?
Коротко — да. Если ученик читает, слушает или смотрит курс, в котором нет домашки или её никто не проверяет, скорее всего, он мало что запомнит из этого курса и посчитает его бесполезным. Для наглядности цитата из упомянутого в начале статьи исследования:
«Отсутствие домашних заданий почти вдвое повышает неудовлетворенность ученика результатом».
Какие задания могут быть в курсе? Самый простой и распространенный вариант — тестирование. Для бизнес-курса будет полезен разбор кейса. А для курсов, связанных с творчеством, задание в свободной форме: эссе, сценарная заявка, рисунок, презентация, фото или видео.
Творческое задание для слушателей онлайн-курса по анимации.
Если вы работаете в сервисе для онлайн-обучения, у вас уже есть все инструменты для добавления и проверки заданий. Например, в Zenclass вы можете загрузить как обычные задания, которые будете проверять вручную, так и тесты с автопроверкой.
Главное:
Самый популярный формат онлайн-обучения в России — видеокурсы. Это не значит, что всем нужно снимать видео. Форматов много, и каждый хорош для своей аудитории. Что подходит именно вашей — ключевой вопрос.
Видеокурс — это не только «говорящая голова». Можно записывать скринкаст и скрайбинг. В вебинарах — использовать презентации и демонстрацию экрана. В лонгриды включать иллюстрации, инфографику, скриншоты. Рисуйте «картинку» в голове ученика.
Подкасты — сила, но с ещё нераскрытым потенциалом для онлайн-обучения.
Интерактивные форматы — отличная возможность узнать больше о своих учениках, игры — полноценный инструмент онлайн-обучения детей и взрослых.
Пользователям важно, чтобы в онлайн-курсе были домашки. Включайте в обучение тесты, кейсы и творческие задания.
Источник: zenclass.ru
Форматы онлайн-обучения
У меня есть хобби — искать и тестировать новые форматы в онлайн-образовании. Скучно вести вебинары год за годом, когда вокруг столько возможностей сделать онлайн-занятия интересными и яркими.
Но сразу скажу важную вещь. Подбор формата — точно не первый шаг, с которого вы начинаете строить ваш будущий онлайн-курс.
С чего начинается выбор формата?
Как ни странно, выбор формата начинается не с форматов:) А с того, что вы:
- изучаете целевую аудиторию . Мы собираемся учить мужчин или женщин? Какого возраста? Чем занимаются эти люди? Много ли у них времени на обучение? Как они привыкли учиться?
- определяем финальный результат . Каких изменений мы хотим достичь после прохождения курса? Хотим научить слушателей вышивать крестиком под водой? Выходить замуж исключительно за миллиардеров?
- прописываем шаги, с помощью которых студент достигнет этих изменений . Что студент должен сделать и узнать, чтобы получить профессию? Освоить новый навык?
- выбираем подход, который мы будем использовать в курсе . Будем мы учить людей в группах или индивидуально? Сначала расскажем теорию? Или сразу сосредоточимся на практике?
Только ответив на эти вопросы, можно подобрать формат, с помощью которого мы будете решать учебные задачи и вести слушателей курса к ослепительным результатам.
Какие бывают форматы?
Есть очень много классификаций форматов в онлайн-образовании. Предложу ту, которой пользуюсь сама.
Мне нравится изречение Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
В соответствии с этим изречением, я предлагаю делить форматы на:
- я говорю, ты слушаешь (сюда относятся любые форматы, где эксперт передает информацию, а студент ее воспринимает и запоминает)
- я делаю, ты смотришь (здесь эксперт не рассказывает, как нужно, а показывает на практике. Но студент при этом остается пассивным наблюдателем).
- ты делаешь, я корректирую (в этом случае студент создает что-то сам, а преподаватель корректирует в процессе работы)
- ты делаешь сам, я проверяю результат (здесь преподаватель корректирует уже результат работы, а не ее процесс).
Давайте посмотрим, какие форматы могут быть в каждой из этих рубрик.
« Я говорю, ты слушаешь »
В этой группе будут форматы, с помощью которых мы передаем информацию студенту.
- видео (вебинар, запись вебинара, видеоурок)
- анимация (в виде скрайбинга или мультфильма). Мне очень нравится канал “Арзамас” , создатели которого делают обучающие видео в формате анимации.
- аудиоуроки (аудиолекции, аудиокниги, подкасты). Например, на «Яндекс. Музыке» можно найти много интересных подкастов в разделе «Наука и образование».
- тексты (книги, статьи, лонгриды). В данном случае мы «говорим» со студентом с помощью текста.
- визуальный материал (инфографика, интеллект-карта (их можно делать с помощью Miro), слайды.
« Я делаю, ты смотришь »
В этой группе будут всевозможные форматы, которые позволяют нам демонстрировать студенту, как выполнять то или иное действие.
Это может быть видео с действиями эксперта . Скринкаст (запись экрана), виртуальная доска (Khan Academy), демонстрация экрана в реальном времени.
« Ты делаешь, я корректирую »
В этой группе форматы, которые позволяют давать обратную связь на действия в момент, когда они совершаются.
- мастермайнд-группы, мозговые штурмы, мастер-классы (все это можно проводить в Zoom)
- спарринги (например, в формате дискуссии двоих учащихся, где преподаватель выступает рефери и дает комментарии по ходу упражнения)
- интерактивные видео
- игры, викторины, квизы (те, где участник сразу получает обратную связь и понимает, что он сделал правильно, а где ошибся)
- чат-боты
- тренажеры (диалоговые, видеотренажеры, на запоминание). Здесь обратная связь дается автоматически, без участия эксперта
- виртуальная и дополненная реальность (самые дорогие форматы из списка).
« Ты делаешь сам, я проверяю результат »
В этой группе форматы, которые позволяют студенту действовать самостоятельно и показывать эксперту только финальный результат.
- групповые проекты (например, когда студенты выполняют проект во время обучения и защищают его на дипломе)
- совместная работа с документами или интерактивной доской.
Как видите, в онлайн-образовании достаточно форматов, чтобы организовать и качественные занятия по теории, и интересную практику.
Остается вопрос, с помощью каких инструментов можно провести урок в том или ином формате. О нем и поговорим.
Недорогие и бесплатные инструменты для онлайн-обучения
Чтобы реализовать многие форматы, потребуется большой бюджет. Например, чтобы записать качественное видео, понадобятся студия, профессиональная камера, выставленный свет, услуги видеооператора.
Можно добиться отличного результата и с минимальным бюджетом.
Приведу в пример 9 сервисов, которые можно использовать для создания разных форматов онлайн-уроков:
9 сервисов и конструкторов для создания обучения разных форматов:
- Zoom (видео с экспертом, скринкасты)
- Canva (создание несложной анимации, презентации)
- Объясняшки для iPad (скрайбинг)
- Prezi (презентации)
- Tilda (лонгриды)
- Vengage (инфографика)
- 4study (чат-боты)
- Learning.apps (тренажеры)
- Anchor (подкасты).
Секретный ингредиент для работы с форматами
Среди ваших студентов обязательно будут:
- визуалы , которым хорошо подойдут слайды и видео
- аудиалы , которые оценят подкасты и видео
- кинестетики , которым нужен материал для распечатки
- дигиталы , которые нуждаются в графиках, схемах и картах.
Как использовать эту информацию и что делать, если на курсе собрались студенты разных модальностей?
Вариант 1. Самый простой. Вы можете создавать контент для преобладающей модальности (скорее всего, это будет видео).
Вариант 2. Можно создать индивидуальные образовательные траектории, чтобы студент сам выбирал, как ему удобно учиться.
Вариант 3. Дублируйте информацию в разных форматах. Например, сделайте аудиодорожку для вебинара, чтобы студент мог ее слушать во время прогулки. Сделайте конспект вебинара с основной информацией и предложите тем, у кого нет времени на просмотр ролика. И ваш курс станет интереснее, а студенты счастливее.
- создадите проект курса от идеи до программы и фрагмента занятия
- приобретете профессию с нуля
- пройдете стажировку в одной из образовательных компаний или поработаете над учебным проектом и получите проект в портфолио.
Тест-драйв курса «Методист онлайн-курсов»
Регистрируйтесь и пройдите урок бесплатно. Посмотрите, как устроен курс «изнутри», и примите взвешенное решение
Источник: edmarket.ru
Компьютерные обучающие программы Основные принципы построения компьютерных
Основные принципы построения компьютерных обучающих программ 1. Теоретическое обоснование выбранного метода обучения; 2. Создание с опорой на выбранный метод технологии обучения; 3. Построение обучающей программы, реализующей выбранную технологию обучения. Какие же способности ПК отличаются его от других технических средств обучения?
Особенности ПК • Интерактивный (диалоговый) режим работы • Хорошие графические, иллюстративные возможности • Простора управления, наличие гибких языков программирования • Легкость регистрации и хранения информации о процессе обучения и работе обучающегося • Возможность копирования и размножения программ
Типы обучающих программ • Тренировочные и контролирующие • Наставнические • Имитационные и моделирующие • Развивающие игры Рассмотрим подробнее каждый тип обучающих программ
Тренировочные Программы предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что теоретический материал уже изучен. Эти программы в случайной последовательности предлагают учащемуся вопросы и задачи и подсчитывают количество правильно и неправильно решенных задач. При неправильном ответе ученик может получить помощь в виде подсказки.
Наставнические Программы предлагают ученикам теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации человекомашинного диалога, для управления ходом обучения. Так, если ответы, даваемые учеником неверны, программа может «откатиться назад» для повторения изучения теоретического материала.
Моделирующие Программы основаны на графическииллюстративных возможностях компьютера, с одной стороны, и вычислительных, с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Такие программы предоставляют ученику возможность наблюдать на экране дисплея некоторый процесс, влияя на его ход подачей команды с клавиатуры, меняющей значения параметров.
Игры Программы предоставляют в распоряжение ученика некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор каких-то возможностей и средств их реализации. Использование предоставляемых программой средств для реализации возможностей, связанных с изучением мира и деятельностью в этом мире, приводит к развитию обучаемого, формированию у него познавательных навыков, самостоятельному открытию им закономерностей, отношений объектов действительности.
Какого типа обучающие программы нравятся пользователям? Chart Title При проведении анкетированного опроса 55% школьников предпочли общение с игровыми программами, в то время как с наставническими захотело работать только 5%. Среди студентов высказались за активное использование наставнических обучающих программ 55%, а за игры только 15%. 60% 55% 50% 40% 30% 15% 20% 10% 5% 0% Школьники Игровые программы Студенты Наставнические программы
Схема разработки обучающей программы сценарий идея Создание учебной программы Опытная эксплуатация ка т або р анализ до ТИРАЖИРОВАНИЕ
Источник: present5.com