Лечение оперативное – холецистектомия, вскрытие желчного протока. Операцию заканчивают наложением анастомоза между желчным протоком и 12-типерстной кишкой для создания нового пути оттока желчи или наружным дренированием протока.
Как в до-, так и в послеоперационном периоде у больных с синдромом желтухи проводится комплексное консервативное лечение, включая назначения гепатопротекторов. Эффективно использование методов экстракорпоральной детоксикации, квантовой терапии, гипербарической оксигенации.
Осложнения:
F глубокие нарушения морфофункционального состояния печени: белкового, углеводного, жирового обменов, обмена витаминов;
F расстройство протромбинообразования;
F нарушение дезинтоксикационной функции вплоть до развития острой печеночной недостаточности.
В послеоперационном периоде важны скорейшее восстановление перистальтики кишечника и предупреждение осложнений со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем:
1) парентеральное питание проводится до появления перистальтики и отхождения газов (2-3 дня);
Информатика и её основные понятия — Fidan Əbilhəsənli
2) придается возвышенное положение изголовья;
3) постельный режим сохраняется до удаления дренажной трубки (2-3 дня);
4) уход за дренажами и контроль по ним отделяемого;
5) динамическое наблюдение за пульсом, АД, ЧД, ЦВД, температурой, диурезом, повязкой;
6) ЛФК (дыхательная гимнастика), поверхностный массаж и ФТЛ (щелочные ингаляции).
Швы снимаются при открытой холецистэктомии на 7-9-е сутки, при лапороскопической — на 5-6-е сутки.
Длительность реабилитации и диспансерного наблюдения зависит от тяжести заболевания, течения послеоперационного периода, возраста и сопутствующих заболеваний. Рекомендуется маложирная, преимущественно молочно-растительная пища, а главное — частое (5-6 раз в сутки), исключающее переедание, питание.
Согласно стандарту по информатике: для всего школьного курса ключевыми понятиями являются: информация, единицы измерения информации, носитель информации, знак, символ, модель, код и др. Однако простым изучением этих понятий учителю нельзя ограничиваться – необходимо показывать и изучать элементарные действия с ними – такие как обобщение, ограничение, выделение существенных признаков у понятий, запоминание и др.
Для этого учителю необходимо использовать соответствующие методы и средства обучения. Процесс формирования понятий школьного курса информатики занимает – ведущую роль в обучении. Формирование понятия предполагает:
а) формирование системы операций по установлению необходимых и достаточных признаков понятий;
б) усвоение общелогической системы операций по подведению объектов под понятие, по получению следствий из принадлежности объекта понятию. Операционная сторона и составляет психологический механизм понятия.
Формирование основных понятий курса информатики является достаточно длительным процессом, особенностью которого является постоянное обращение к ранее изученному материалу. Такая цикличность в обучении основным понятиям, возвращение к ним каждый раз на новой, более высокой ступени познания, позволяет достигнуть надежного усвоения их смысла и содержания. При этом учителю следует всегда иметь в виду главные цели изучения информатики – это общеобразовательные, развивающие и практические. Достижению этих целей будет способствовать следование следующим методическим принципам.
1.1 Основы Информатики — Информация и данные
1) Принцип системности. В ходе изучения курса необходимо выстраивать в сознании учащихся взаимосвязанную систему понятий. Им должна быть видна структура курса, место каждого раздела и понятия в общей структуре. Как говорится, учащиеся должны «за деревьями видеть лес», состоящий из всей системы понятий информатики.
3) Принцип самообучения и взаимообучения учащихся. Информатика является молодой и быстроразвивающейся наукой. Особенно быстро развиваются информационные технологии. Поэтому человеку, работающему на компьютере, приходится постоянно учиться как новым средствам, приёмам работы и технологиям, так и новым понятиям.
Следовательно, необходимо обучать учащихся методике самообучения и взаимообучения. При этом следует учить пользоваться справочной литературой, быстро находить в ней нужную информацию, пользоваться встроенными в программы электронными справочными системами. Отдельно стоит задача обучения пользоваться справочными ресурсами Интернет.
Разумеется, перечисленные принципы не отвергают общедидактические принципы, установленные педагогической наукой ещё со времён Коменского, они лишь их дополняют применительно к изучению нового учебного предмета, каким является информатика.
Возвращаясь к процессу формирования понятий, выделим следующие методические требования и рекомендации. Начальным этапом формирования понятий является мотивация. Цель данного этапа – подчеркнуть важность и значимость изучения того или иного понятия. Второй этап – выявление существенных признаков (свойств) понятия, которые входят в определение этого понятия.
На этапе усвоения определения понятия каждых существенный признак становится объектом изучения. Важно научить детей выделять из всех признаков именно существенные. Это необходимо для полного понимания и усвоения определения понятия.
На следующем этапе идет использование понятия на практике в конкретных ситуациях. На данном этапе учитель может четко определить насколько данное определение понятно ученикам, а если возникли трудности, то найдет их источник.
Понятие «информация» является центральным в курсе информатики, с этим термином связано название предмета. Однако если проанализировать существующие учебники и учебные пособия, то возникает вывод, что далеко не в каждом из них это обстоятельство находит отражение. Тому есть две причины.
Первая заключается в том, что в авторских концепциях ряда учебников на первое место ставится отнюдь не информация. В большей степени это относится к учебникам первого [Ершов] и второго [Гейн, Кушниренко, Каймин] поколения. В них главными понятиями и объектами изучения выступают «алгоритм» и «компьютер». Информация упоминается лишь вскользь и в основном определяется на интуитивном уровне.
Вторая причина – в объективной сложности самого понятия «информация». Это понятие относится к числу фундаментальных в науке, носит философский характер и является предметом постоянных научных дискуссий.
В учебниках третьего поколения следующая ситуация. В учебнике А.Г. Гейна и др. на протяжении четырех глав (из шести) вообще обходятся без какого-либо определения информации. В 5-й главе практически повторяется определение из книги второго поколения.
В учебнике И.Г. Семакина и др. раскрываются два подхода к понятию информации. Первый можно назвать субъективным подходом, при котором информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека. С этой позиции информация – это знания, сведения, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира с помощью органов чувств.
Субъективный подход. При раскрытии понятия «информация», с точки зрения субъективного (бытового, человеческого) подхода следует отталкиваться от интуитивных представлений об информации, имеющихся у детей. Целесообразно вести беседу в форме диалога, задавая ученикам вопросы, на которые они в состоянии ответить.
Таким образом, учитель вместе с учениками приходит к определению: информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Далее на многочисленных известных детям примерах следует закрепить это определение.
Вопрос о классификации знаний (а стало быть, информации) очень сложный. В науке существуют различные подходы к нему. Особенно много занимаются этим вопросом специалисты в области искусственного интеллекта. В рамках базового курса достаточно ограничиться делением знаний на декларативные и процедурные. Описание декларативных знаний можно начинать со слов: «Я знаю, что. ». Описание процедурных знаний – со слов: «Я знаю, как. ». Нетрудно дать примеры на оба типа знаний и предложить детям придумать свои примеры.
Учитель должен хорошо понимать пропедевтическое значение обсуждения данных вопросов для будущего знакомства учеников с устройством и работой компьютера.
Вероятностный подход к определению понятия «информация» используется в теории об информации: Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.
Коммуникативный подход к определению понятия «информация» является самым популярным на сегодняшний день. Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии. Важно знать, как происходит обмен информацией между людьми. Что происходит в процессе взаимодействия между людьми.
Представим ситуацию: встретились два человека, один – строитель, другой – заказчик, желающий построить себе дом. Для строителя дом вызывает определенные ассоциации. А заказчик уже представил дом свой мечты. И каждый из них прав по-своему. Потому что с одним словом связаны различные образы, которые порой и мешают нам понять друг друга.
Используем одинаковые слова, а смысл вкладываем совершенно разный. Поэтому и получается, если я называю слово, то в памяти моего собеседника возникает не тот образ, который есть у меня.
Поэтому коммуникативный аспект рассмотрения информации можно отнести, по определению Л.В.Высоцкого, к бытовым, житейским понятиям. В бытовом представлении информация есть знания, сведения, сообщения и т.д. Подобное представление сохранялось вплоть до 20-х годов ХХ века.
Интересными являются определения, данные в словаре С.И.Ожегова, где информация определяется как сведения об окружающем мире; сообщения о положении дел, состоянии чего-либо. И закономерно возникает вопрос: если информация, сведения, сообщения суть одно и то же, зачем использовать разные понятия для объяснения одного и того же явления? Это означает, что мы используем понятия не по назначению.
Фцункциональный подход к определению понятия «информация» популярен в научных кругах. В рамках данной концепции информация стала определяться как форма отражения, которая связана с самоуправляемыми системами. Т.Г. Лешкевич отмечает, что «в данном контексте информация интерпретируется как особенность живых, самоуправляемых систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления». Самоорганизующаяся система – это система управления, способная постоянно поддерживать свою качественную определенность, осуществлять целенаправленное (программное) функционирование и саморазвитие, самосовершенствование (в плане видоизменения своих программ и способов функционирования).
Кибернетический подход. Между информатикой и кибернетикой существует тесная связь. Основал кибернетику в конце 1940-х гг. американский ученый Норберт Винер. Можно сказать, что кибернетика породила современную информатику, выполнила роль одного из ее источников. Сейчас кибернетика входит в информатику как составная часть.
Кибернетику определяют как науку об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.
Для описания сложных систем в кибернетике используется модель «черного ящика». Термины «черный ящик» и «кибернетическая система» можно использовать как синонимы. Главные характеристики «черного ящика» – это входная и выходная информация. И если два таких черных ящика взаимодействуют между собой, то делают они это только путем обмена информацией.
Информация между кибернетическими системами передается в виде некоторых последовательностей сигналов. Выходные сигналы одних участников обмена являются входными для других.
Атрибутивный подход к определению понятия «информация»: информация – «отражение разнообразия в любых объектах и процессах, как в живой, так и в неживой природе». При этом информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Данная концепция учитывает отражательную способность материи. Под отражением будем понимать способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга.
Различают четыре формы материи: физическую, химическую, биологическую и социальную; соответственно, если информация является атрибутом материи, она должна существовать на всех ее уровнях. Можно условно выделить три уровня:
– потенциальную информацию как форму отражения в неорганической природе, или элементарные уровни отражения;
– информацию как активно используемое отражение, то есть биологическую форму отражения;
– информацию как целенаправленно используемое активное отражение, или социально-психическую форму отражения сознания, связанное с мышлением человека.
Контрольные вопросы и задания (30/36 б.)
1. Охарактеризуйте методические принципы обучения информатике в школе (3 б.).
2. Сформулируйте методические требования и рекомендации к процессу формирования понятий школьного курса информатики (5 б.).
3. Охарактеризуйте существующие подходы к определению понятия «информация» (3 б.).
4. Как (в какой последовательности) существующие подходы к определению понятия информации должны быть реализованы в школьном курсе информатики (5 б.)?
5. Приведите пример реализации какого-либо подхода к определению понятия информации. Укажите уровень изучения материала (модуль 1), класс, способы введения понятия, упражнения на его усвоение, другие виды аналитической и практической деятельности учащихся по освоению данного понятия (10 б., каждый студент выбирает свой подход и уровень изучения материала).
6. Охарактеризуйте подходы и способы введения других понятий школьного курса информатики (20 б.)
Источник: studopedia.su
Тест “Методика преподавания информатики”
Позволяет проверить уровень знаний учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50%правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе. Сертификаты не генерируются на телефоне, работаем только на компьютере. Доступны ТОЛЬКО после РЕГИСТРАЦИИ или ВХОДА.
1. Применение тестовых обучающих программ позволяет:
организовать личностно ориентированное обучение
повысить интерес к учебной деятельности
активизировать познавательный интерес учащихся
усилить контроль за успеваемостью учащихся
Источник: do-zaochnoe.com
5.1. Содержание базового курса информатики и ИКТ
Как уже отмечалось выше, в школьном обучении реализуется концепция непрерывного курса информатики и ИКТ. Курс включает в себя три этапа: пропедевтический, базовый и профильный. Базовый курс информатики со ставляет ядро всего курса, поскольку обеспечивает реали зацию обязательного минимума содержания образования по информатике так, как это отражено в образовательном стандарте.
В настоящее время, когда ещё полностью не завер шен переход на новый государственный стандарт основно го общего образования, базовый курс информатики пре подается в основной школе по двум вариантам. 1 й вариант . Базовый курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс. Причем в 8 классе курс изучается по 1 часу в неделю, а всего 35 часов; в 9 классе – по 2 часа в неделю, а всего 70 часов. 2 й вариант . Базовый курс изучается с 7 по 9 класс по 1 ча су в неделю, т.е. по 35 часов в год. Как видно, в обоих вариантах объём всего базового курса составляет 105 часов, как и предусмотрено в базис ном учебном плане основной школы. 197
Примерная программа курса приведена в работе [18] и включает в себя следующие разделы: 1. Информация и информационные процессы (4 часа). 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа). 3. Обработка текстовой информации (14 часов). 4. Обработка графической информации (4 часа). 5. Мультимедийные технологии (8 часов).
6. Обработка числовой информации (6 часов). 7. Представление информации (6 часов). 8. Алгоритмы и исполнители (19 часов). 9. Формализация и моделирование (8 часов). 10. Хранение информации (4 часа).
11. Коммуникационные технологии (12 часов). 12. Информационные технологии в обществе (4 часа). Программа составлена из расчёта того, что учебный год составляет 35 недель и предусматривает резерв учеб ного времени в объёме 11 часов. В каждом разделе име ется перечень практических работ, общее число которых составляет 55.
В таблице 5.1 приведено примерное рас пределение часов базового курса по темам и классам для обоих вариантов. Ожидается, что после завершения пере хода на новый образовательный стандарт, базовый курс будет изучаться по второму варианту, т.е. в 7 – 9 классах, а пропедевтический курс будет охватывать 1 – 6 классы. Это позволит сделать курс информатики в школе непрерыв ным. 5.2. Общие подходы к введению понятия ин формации Понятие информации является центральным всего курса информатики, однако, в школьных учебниках подход 198
к её определению неоднозначный. В некоторых учебниках определение информации даже не приводится. Одна из причин такого положения – сложность самого понятия ин формации. Оно относится к числу фундаментальных для всей науки, носит общенаучный, философский характер и является предметом постоянных дискуссий. Из за этого часть ученых считает, что оно неопределяемое.
Информа ция является центральным понятием и в кибернетике. Именно кибернетика показала, что в окружающем мире существуют три сущности, три основы мироздания: мате рия, энергия и информация. Человек в ходе своей матери альной деятельности преобразует материальные объекты, затрачивая энергию и используя информацию о том, как это сделать.
В учебниках для школы имеется несколько вариантов определения понятия информации. В учебнике А.Г. Куш ниренко и др. (1996, 2002) говорится, что понятие «инфор мация» первичное и поэтому неопределяемое. Далее идет ссылка на то, что в математике нет строгого определения точки и прямой, что не 199
Таблица 5.1 Примерное распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и ИКТ» [18]
Количество часов | ||||||
№ | Тема | Всего | 7–9 | 8–9 | ||
классы | классы | |||||
7 | 8 | 9 | 8 | 9 | ||
1 | Информация и информационные | 10 | 10 | 10 | ||
процессы | ||||||
2 | Аппаратные и программные | 11 | 11 | 7 | ||
средства ИКТ | ||||||
3 | Кодирование и обработка тек | 10 | 11 | 8 | ||
стовой информации | ||||||
4 | Кодирование и обработка число | 10 | 12 | 9 | ||
вой информации | ||||||
Кодирование и обработка графи | ||||||
5 | ческой и мультимедийной ин | 12 | 15 | 12 | ||
формации | ||||||
Алгоритмизация и основы объ | ||||||
6 | ектно ориентированного визу | 14 | 11 | 16 | ||
ального программирования | ||||||
7 | Моделирование и формализация | 10 | 4 | 6 | 12 | |
8 | Хранение, поиск и сортировка | 6 | 6 | 7 | ||
информации в базах данных | ||||||
9 | Коммуникационные технологии | 13 | 10 | 15 | ||
Информационная деятельность | ||||||
10 | человека. | 3 | 3 | 3 | ||
Информационная безопасность | ||||||
Повторение, резерв времени | 6 | 2 | 2 | 2 | 1 | 5 |
Всего | 105 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
мешает нам рисовать треугольники, доказывать теоремы и решать задачи. Однако на это легко возразить – точку можно поставить на листе бумаги острым карандашом и 200
– Приведите примеры какой либо информации, ко торую вы получили сегодня. Если услышите ответ, что утром по радио ученик слышал прогноз погоды, то учителю следует подвести уче ников к выводу: – значит, ты вначале не знал, какая будет погода! Следовательно, получив информацию, ты получил новые знания!
Таким путем можно подвести учеников к пониманию того, что информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Далее на примерах следует закрепить это определение. Затем, применяя метод беседы, можно рассмотреть, где эта информация хранится – в памяти человека, в запи сях на бумаге, на магнитных носителях и пр.
Таким обра зом, можно подвести учащихся к пониманию внутренней и внешней памяти . 2) Если учитель использует кибернетический подход , то следует использовать метод обучения рассказ и сооб щить, как возникла кибернетика, как она породила совре менную информатику, являясь одним из её источников. Кибернетику определяют как науку об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.
Для описания сложных систем в кибернетике используют поня тие (модель) «чёрного ящика». Термины чёрный ящик и кибернетическая система можно считать синонимами. Главные характеристики чёрного ящика – это входная и выходная информация. И если два таких чёрных ящика взаимодействуют между собой, то они делают это только с помощью обмена информацией. Информация в кибернетических системах передаётся в виде некоторой последовательности сигналов разной природы: акустических, световых, электрических и др. 202
жении данной темы следует использовать межпредмет ные связи: вероятность случайных событий изучается в математике, энтропия – в курсе физики в профильных фи зико математических классах. Учителю можно рекомендовать следующую после дова тельность изложения: 1) Многие события являются случайными и происхо дят с той или иной вероятностью.
На информацию о таких случайных событиях накладываются определённые огра ничения. Случайные события изучаются в статистической физике.
2) Чтобы определить степень неопределённости слу чайного события можно использовать понятие энтропии . Энтропия H вводится как функция, описывающая меру не определённости события, имеющего n равновероятных исходов и вычисляется по формуле: H = log 2 n Энтропия является мерой неопределённости случай ного события и равна средней вероятности всех возмож ных его исходов. Можно сказать, что энтропия характери зует степень беспорядка в системе. Энтропия измеряется в битах. Свойства энтропии: • энтропия сложного события, состоящего из несколь ких независимых событий, равна сумме энтропий от дельных событий; • наибольшую энтропию имеет событие с равноверо ятными исходами. 3) Количество информации численно равно числу вопросов, которые предполагают равновероятные бинар ные варианты ответов, и которые необходимо задать, что 204
имеет некоторый набор возможных случайных исходов. 7) Может ли количество информации быть меньше 1 бита?
Ответ на бинарный вопрос, то есть требующий отве та или, или (да, нет), может содержать не более 1 бита ин формации; для равновероятных ответов информация бу дет равна 1; для неравновероятных – меньше 1. 8) Объективность информации обусловлена тем, что она не зависит от того, кто и как осуществляет выбор, т.е. она одинакова для любого потребителя. Но ценность ин формации определяет потребитель, поэтому в этом смыс ле она субъективна.
9) В теории информации считается, что информация является мерой нашего незнания чего либо. Как только это знание будет получено, и мы узнаем результат, то инфор мация, связанная с этим событием, исчезает. Состоявшее ся событие не несёт информации, так как пропадает его неопределённость (энтропия становится равной нулю).
При этом имеется один исход события и n = 1 , тогда по формуле Хартли получаем I = 0 . 10) На бытовом уровне понимания информация свя зана с нашим знанием, что связано с оценкой её смысла, а в теории информации она связана с нашим незнанием. В этом состоит принципиальное различие в понимании ин формации на бытовом уровне и на научном. Разумеется, учителю следует понимать, что и при та ком подходе одномоментно ввести понятие информации невозможно – необходимо это делать последовательно, неоднократно возвращаясь к трудным элементам темы. Это следует также из того, что и само понятие энтропии является сложным, фундаментальным общенаучным по нятием. 206
Закреплять полученные знания по данной теме ре комендуется при решении задач №№ 4, 7 (стр. 25), 4, 5 (стр. 260), 3, 4 (стр. 271) из учебника: Семакин И.Г. Инфор матика. Базовый курс.
7–9 классы / И.Г. Семакин, Л.А. За логова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2 е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2005. – 390 с. 5.4. Компьютерный подход к измерению ин формации Проблема измерения информации напрямую связа на с проблемой определения понятия информации, т.к. надо сначала выяснить, что мы собираемся измерять, а потом – как это делать.
Например, если опираться на ин туитивное определение информации, то невозможно вве сти сколько нибудь логичное определение количества ин формации и единицы её измерения. Какой способ лучше выбрать учителю? Что предлагают методисты для выхода из этого противоречия?
В методической литературе и учебниках описано несколько подходов к определению информации и её измерению – это: компьютерный, со держательный (семантический), кибернетический (алфа витный). При компьютерном подходе к измерению информа ции учитель может сразу перейти к описанию представле ния информации в компьютере в форме двоичного кода. Затем догматически привести утверждение о том, что ко личество информации равно количеству двоичных цифр (битов) в таком двоичном коде. Следует рассказать уча щимся о том, что информацию чаще всего кодируют с по мощью последовательности сигналов двух видов, которые характеризуют два состояния: включено или выключено, намагничено или не намагничено, точка и тире и т.п. При 207
Источник: studfile.net