После распада Советского Союза важно было сохранить преемственность в деле охраны природы между существовавшими ранее и новыми государственными структурами, те положительные стороны природоохранной деятельности, которые существовали в РСФСР, и закрепить прежние достижения в новых условиях. Это касалось законодательных актов, системы управления и функционирования природоохранных государственных и общественных организаций.
Следует учитывать, что законы об охране природы, принятые в 1957-1963 гг. во всех союзных республиках, к началу 1990-х годов устарели и фактически потеряли силу. Верховным Советом Российской Федерации был подготовлен и принят (19 декабря 1991 г.) Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Для адаптации этого закона к новым экономическим условиям в 1993 г. к нему был издан постатейный комментарий. Ныне действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящены специальные законодательства. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия на нее хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей среды, улучшение ее качества.
Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды
С учетом перехода страны к рыночной экономике в природоохранительные законы помещены экологические требования на трех уровнях: к хозяйственным субъектам, к разным стадиям хозяйственного процесса (планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объектов) и видам хозяйственного воздействия (сельское хозяйство, мелиорация, энергетика, строительство городов и т.д.).
Среди положительных сторон этих законов следует отметить их широкий законодательный спектр, включающий такие важные разделы: «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду», «Экономический механизм охраны окружающей природной среды», «Государственная экологическая экспертиза», «Экологический контроль», «Ответственность за экологические правонарушения», «Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями», «Экологическое воспитание, образование, научные исследования», «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» и др. Были внесены изменения в ранее принятые законы. Например, в 1995 г. Государственной Думой был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (1992)». Активизация природоохранительной деятельности проявилась в создании и утверждении парламентом других законов, направленных на охрану природы, например «Об особо охраняемых природных территориях» (февраль 1995), «О животном мире» (март 1995).
Усиление гласности в отношении безопасности населения проявилось в том, что на основании анализа состояния окружающей среды и природных ресурсов были изданы «Обзор состояния окружающей природной среды в СССР» (М., 1990) и «Национальный доклад к конференции ООН 1992 г. по окружающей среде и развитию» (М., 1991). С 1992 г. издается ежегодно «Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации».
Программы повышения экологической эффективности и планы мероприятий по охране окружающей среды
По территории каждого субъекта Федерации также издаются ежегодные региональные сводки. Например, «Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды г. Москвы», из которых делаются выдержки по отдельным вопросам («Состояние зеленых насаждений в Москве. Аналитический доклад» (М., 1998); «Развитие экологического образования и просвещения в РФ 1992-2002 годах. Аналитический обзор» (М., 2002) и др.).
В условиях затяжного экономического кризиса общая природоохранная деятельность в стране существенно ухудшилась. Из-за плохого финансирования ослабела охрана заповедных территорий, резко возросло браконьерство ухудшился контроль со стороны санитарно-эпидемиологических и противочумных организаций, возросло число эпизоотии и эпидемиологических заболеваний. Во второй половине 1990-х годов в стране снова появился столь опасный вредитель, как перелетная саранча. Огромные лесные территории не только в Сибири, на Дальнем Востоке, но и в Центральном районе европейской части России засушливым и жарким летом 1999 г. были охвачены пожарами, на борьбу с которыми не хватало средств, техники, специалистов. Крупные лесные пожары в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке возникают ежегодно.
Вместе с тем из-за недофинансирования и закрытия многих предприятий добывающей, перерабатывающей, строительной отраслей промышленности существенно уменьшились антропогенный пресс на естественные природные ландшафты, загрязнение окружающей природной среды. Прекращение деятельности лесозаготовительных предприятий, сокращение площадей сельскохозяйственных угодий усилили лесовозобновление, что привело к восстановлению численности многих животных.
Естественно, перестройка системы охраны природы требует времени, надежного функционирования в новых условиях, постоянного внимания и регулярного финансирования, в том числе и для восстановления нарушенных связей между разными направлениями природоохранительной деятельности, нуждающимися в координации в государственном масштабе.
5.5 Краеведческие аспекты природоохранной деятельности
Оренбургская область, являясь ярким примером территории с повышенной антропогенной нагрузкой, располагает различными формами природоохранной деятельности, которые способствуют стабилизации устойчивого развития региона. В Оренбургской области выявлено более тысяч памятников природы, однако взято под охрану лишь 62 примечательных природных объекта.
В числе уникальных геолого-геоморфологических памятников области скала Верблюд — кварцитовый останец в Светлинском районе, гранитный массив Шонкал и обрыв Семицветка в Адамовском, Айдырлинский мраморный утес в Кваркенском, гора Боевая с карстовыми озерами в Соль-Илецком, Берег Сокровищ на берегу Урала в Переволоцком, Красные Камни — выходы красноцветных песчаников в Сорочинском районе и другие.
Среди гидрологических памятников природы выделяются карстовое озеро Копа в Адамовском, Гайнуллинское в Гайском, Косколь в Беляевском районе.
Наибольший интерес представляют ландшафтные памятники, например, такие, как Карагайский бор на реке Губерле в Кувандыкском, Кумакские Лески в Ясненском, гора Медвежий Лоб в Переволоцком, Дубовая Роща в Саракташском районах, и другие.
Из ботанических памятников природы области можно выделить пятисотлетнюю реликтовую лиственницу в адамовских степях, черноольшаники по реке Илек в Соль-Илецком районе, меловые горы со специфичной кальцефитной флорой в Новосергиевском, Переволоцком, Акбулакском районах.
Отдельную группу памятников природы образуют уникальные лесокультурные и парковые насаждения. Это Платовская дача, посаженная в 1882-1900 годах на сыртах в Новосергиевсом районе, лесопосадки А.Н.Карамзина в Бугурусланском районе, парковые насаждения на старинных усадьбах в селах Ташле и Козловке Тюльганского района, Рычковке Северного района, Ермаково Красногвардейского района, а также аллея в селе Назаровке Первомайского района.
На основе паспортизации памятников природы области разработан проект «Зеленая книга» и составлена «Зеленая карта».
Гора Змеиная (Ханская гора, Могила хана, Михайловская гора). Представляет собой высокий правобережный обрыв эрозионного происхождения между селами Михайловка и Беляевка, который опоясан крутой излучиной Бердянки. Обрыв уникален тем, что в нем вскрыт почти непрерывный разрез отложений верхней юры с богатыми скоплениями фауны. Вскрыты следующие ярусы верхней юры (снизу вверх):
— средний келловей — кварцевые пески зеленовато- и желтовато-серые, в верхах сцементированные до песчаников мощностью 5 м. Имеются прослои песчанистого ракушечника (брахиоподы, пелециподы, белемниты);
— верхний келловей — серые песчаники с белемнитами мощностью 4-5м;
— оксфордский ярус, сложенный в низах светло-серыми алевролитами и мергелями, переходящими вверх в известковистые песчаники с прослоями известняков. Фауна этого горизонта — аммониты и белемниты. Мощность слоя — 25 м.
— киммериджский ярус — пески и песчаники зеленовато-серые и желтоватые с тонкими прослоями Желваковых фосфоритов, со скоплениями аммонитов. Мощность горизонта 6-7м;
— нижневолжский подъярус — известковистые песчаники с прослоями песчанистых известняков, светло-серые, переполненные раковинами белемнитов и аммонитов. В них найдены кости крупного морского ящера, видимо, плезиозавра. Мощность горизонта — 12-14м. Выходы горизонта встречаются в бровке обрыва и в карьере на платообразной площадке над обрывом.
Букобайские яры. Три крупных обрыва на правобережье ручья Букобай на пятикилометровом низовом отрезке его течения. Первый яр начинается в 2 км выше устья Букобая. Лучший в Южном Предуралье разрез отложений среднего-верхнего триаса, охарактеризованный находками мастодонзавров. Букобацская свита в полном объеме выделена В. П Твердохлебовым (1967). Возраст свиты среднетриасовый.
Округлые конкреционные выделения в букобайских песчаниках в результате выветривания, преимущественно дефляции, превращаются в оригинальные шароголовые скульптуры. В нижнем букобайском обрыве на выходах песчаников шары и полушары образуют оригинальный ансамбль. Поверхность шаров покрыта полосчатовитым рисунком, его создает косая слоистость песчаников. Это пример яркого проявления дефляции. Кроме шаров в букобайских обрывах много овальных песчаных карнизов.
В верхнем (по течению Букобая) обрыве песчаники рассекает небольшой тектонический разлом, вертикальное смещение блоков достигает 14-15 м. В обрывах среди песчаников имеются минералогические проявления -лимонитовые жеоды и прозрачные кристаллы барита длиной до 4-5 см.
Святой камень (Алеутас) Урочище представляет собой развалы темно-бурых кварцевых крупнозернистых песчаников с отпечатками растений юрского возраста. Нагромождения песчаниковых глыб имеют высоту до 2,5 м и занимают площадь 15×8 м. В геологических разрезах юрской системы остались свидетельства интенсивной миграции железа во время накопления континентальных отложений.
Выщелачивание минералов железа приводило к обелению этих отложений, поэтому юрские пески и глины в большинстве разрезов имеют белоцветную окраску. Наряду с выщелачиванием и переносом на отдельных участках шло осаждение железа из растворов. Песчаники с лимонитом на горе Алеутас — останцы одной из железистых линз юрского периода. В расщелинах камней — отдельные деревца берез. С языческих времен до наших дней гора используется как святилище.
Заповедник «Оренбургский» расположен на четырех участках в Первомайском, Беляевском, Кувандыкском и Светлинском районах области. Общая площадь после уточнения границ составляет 21 642,5 га.
Вокруг участков заповедника выделена на территории Оренбургской области охранная зона шириной 1 км.
Заповедные участки поражают обилием растительных комплексов. Зональным типом растительности является степной, где основными сообществами являются настоящие дерновинно-злаковые степи с господством ковылей Лессинга, Залесского, типчака, овсеца пустынного. В увлажненных котловинах, хотя и крайне редко, встречаются луговые степи.
На вершинах и склонах холмов распространены каменистые степи. С засоленными почвами связано появление солонцов и солончаков, которые в сочетании с участками степей образуют солонцово-степные комплексы. По днищам балок встречаются березовые и березово-осиновые колки, по долинам мелких речек и ручьев — черноольшаники.
Территория заповедника — это места массового гнездования и пролета птиц, обитания млекопитающих, рептилий, амфибий и насекомых, среди которых значительная часть от общего их количества в области занесена в Красные книги России и Оренбургской области. Заповедные участки изобилуют историко-археологическими памятниками, среди которых ведущее место занимают курганные могильники, принадлежащие к сарматской культуре
В госзаповеднике «Оренбургский» на сегодняшний день зарегистрировано около 800 видов высших сосудистых растений.
Из 44 видов растений, занесенных в Красные книги России и Оренбургской области, на территории заповедника произрастает 21 вид. Кроме того, отмечено 47 видов растений (из 101 вида по области), нуждающихся в особом контроле за их состоянием в природной среде Оренбургской области.
Сведения о растительности заповедника нельзя считать исчерпывающими в связи с незавершенностью инвентаризационных работ. Практически не изученными остались водоросли, лишайники, грибы и мохообразные.
Таким образом, опираясь на новейшие достижения экологической и географической науки, на объективную оценку современной экологической ситуации в мире и в нашей стране, можно сделать выводы о том, что главным условием выживания человечества является выработка новой идеологии. Суть этой идеологии сводится к следующим положениям.
1.Поскольку человечество — биологический вид, то его существование в будущем тысячелетии возможно только при условии нормального функционирования биосферы и окружающих нас ландшафтов.
2. Единственной формой геологически длительного бесконфликтного существования человечества и биосферы является гомеостаз (состояние внутреннего динамичного равновесия) общества с дикой природой, сохранение которой — необходимое условие выживания человечества.
3.Человечество должно относиться к Природе как к Матери.
4.Одной из главных посылок новой экологической идеологии должно стать осознание того, что человечество согрешило перед Матерью-Природой и потомками. Без покаяния невозможно выйти из экологического кризиса. Только восстановив нормальное функционирование биосферы, а следовательно — первозданные ландшафты в виде заповедников, природных парков, заказников, памятников природы, люди современного поколения смогут обеспечить существование своих детей и внуков и будущего поколения!
5. Следовательно, в целях самосохранения человечество должно оказывать неотложную помощь исчезающим ландшафтам, в первую очередь — степям, а также тундрам и тропическим лесам, находящимся на грани гибели. Мировой науке и экологической службе следует провести всемирную перепись дикой природы — самого ценного состояния человечества.
Источник: studfile.net
Основные направления охраны окружающей среды
Охрана окружающей среды, осуществляемая человеком с древнейших времен, постепенно развивалась и совершенствовалась. Расширялись и усложнялись и цели охраны окружающей среды. Если прежде основным мотивом природоохранительных мероприятий была забота о материальном благополучии, то в настоящее время цели охраны окружающей среды стали более широкими и разнообразными.
Можно выделить следующие основные аспекты, или направления охраны окружающей среды: социально-политический, правовой, эколого экономический, социально-гигиенический, технико-технологический, воспитательный, эстетический и научно-познавательный.
Социально-политический аспект при наличии разных социальных систем связан с решением проблемы охраны окружающей природной среды в масштабах всего человечества. Возникновение социально-политической проблемы обусловлено объективными факторами, во-первых, в связи с неделимостью биосферы загрязнение природной среды невозможно удержать в территориальных границах страны, где это происходит, во- вторых, каким бы мощным экономическим и научно-техническим потенциалом ни обладала отдельная страна, она не может полностью решить такую сложную и многогранную проблему. Потребовалось принятие необходимых мер не только на национальном, но и на международном уровне.
Правовой аспект. Можно сформулировать правовую основу охраны окружающей среды как установленную Законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств. Возникновением такой системы мер закон регулирует общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и как результат — возникновение совокупности природоохранных правоотношений.
Эколого-экономический аспект — важнейший мотив охраны окружающей природной среды не только в прошлом, но и в настоящее время. Своим возникновением и развитием он обусловлен бурным ростом производства и научно-технической революцией. Важность этого аспекта определяется той огромной ролью, которую играют природные ресурсы в экономике людей.
В современных условиях, когда в хозяйственный оборот вовлечена масса разнообразных природных веществ и имеет место все возрастающее уменьшение запасов многих природных ресурсов, значимость эколого-экономического аспекта охраны окружающей природной среды возрастает. Необходимо помнить, что в системе «экономика — среда» предпочтение не может быть отдано ни экономике перед окружающей средой, ни окружающей среде перед экономикой. Следует обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства, экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы как с сохранением, так и непрерывным улучшением и развитием не только отдельных компонентов, но и всей окружающей среды.
Социально-гигиенический аспект. В нашей стране социально гигиенический аспект охраны окружающей природной среды отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения. Так, воздух в сосновом лесу насыщен озоном, лишен промышленных выбросов и других загрязнений, имеющих место в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека. Важным принципом в области изучения взаимодействия организма и окружающей среды является учет биологической нормы адаптационных возможностей организма.
Технико-технологический аспект охраны окружающей среды нацелен на организацию производства по принципу безотходности. Реальный путь экологизации технологии — это постепенный переход к малоотходным, а затем и безотходным замкнутым циклам, что дает возможность достигнуть рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Воспитательный аспект. Трудно переоценить и воспитательное значение природы. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают любознательность, патриотизм, формируют лучшие стороны характера. Поэтому важным направлением в охране окружающей среды стало формирование экологического сознания человека.
Эстетический аспект охраны окружающей природной среды имеет в виду поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека. Эти потребности не менее важны, чем другие.
Научно-познавательный аспект. В последнее время все большее значение приобретает охрана окружающей среды в интересах науки. Этот мотив охраны природы имеет в виду сохранить все виды организмов, уникальные участки природы, что совершенно необходимо для изучения окружающей природной среды в ее развитии, более детального исследования природных объектов в будущем. Чем полнее сохранится природа в ее естественном многообразии, тем легче выяснить закономерности вносимых человеком изменений, делать прогнозы и разрабатывать практические меры по охране окружающей природной среды.
Конечной целью охраны окружающей среды является обеспечение благоприятных условий для существования человека, развития хозяйства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету. Цель, таким образом, состоит в замене антагонистических отношений между природой и обществом на отношения дополнительности, при которых общественная система стабилизирует природную. Конкретные задачи и приоритеты вытекают из этой общей цели.
Источник: studbooks.net
Современный этап природопользования в России и мире
Современный этап природопользования и охраны окружающей среды начался на рубеже 1960-1970 гг. Ему предшествовал экологический кризис, наиболее остро проявившийся в развитых странах Запада в 1950-1960 гг. и несколько позже в 1970-1980 гг., в бывшем СССР и социалистических странах.
Экологический кризис 1950-1980-х годов. Кпроявлениям экологического кризиса относятся многочисленные примеры катастрофического загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, деградации почв и растительности. Например, в 1952 г. от смога в Лондоне за несколько дней умерло 2500 человек.
В США символами экологической катастрофы стали р. Кьюяхога в г. Кливленд, которая в конце 1960-х годов была настолько загрязнена нефтепродуктами, что иногда горела, и озеро Эри, где процессы эвтрофикации, вызванные попаданием органических загрязнений, приняли такие масштабы, что, по выражению журналистов, «оно стало уже слишком густым, чтобы по нему плавать, но еще слишком жидким, чтобы его пахать». В Токио в 1973 г. было 328 дней со смогом; дорожная полиция Токио несла службу в кислородных масках, а на улицах устанавливались автоматы по продаже порций чистого воздуха. Описания экологических бедствий этого периода составили своеобразный литературный жанр, получивший название «алярмизм» (alarm по-английски тревога, бить тревогу) и ставший одним из источников современного экологического мировоззрения. Работы алярмистов в СССР переводились на русский язык, издавались и комментировались как доказательства кризиса капитализма. О подобных явлениях в СССР (высокий уровень загрязнения воздуха промышленных городов Урала и Сибири, деградация почв и малых рек многих сельскохозяйственных районов, разливы нефти и загрязнение подземных вод в районах нефтедобычи, гибель Аральского моря и др.) общественность узнала позже, из перестроечной публицистики конца 1980-х годов.
Почти во всех странах, вступавших в современный этап природопользования и охраны окружающей среды, принятию и реализации эффективных природоохранных законов предшествовали бурно протекавшие общественные дискуссии, активные выступления ученых, общественности (зеленое движение). Во многих случаях развитию общественных движений способствовали крупномасштабные экологические катастрофы и загрязнения окружающей среды, о которых становилось известно: болезнь Минамата и другие «экологические заболевания» в Японии, авария танкера «Торри каньон» в Великобритании, катастрофическое состояние р. Рейн в ФРГ, Великих озер в США, чернобыльская катастрофа в СССР.
Основные черты современного этапа природопользования и охраны окружающей среды:
■ принятие эффективных национальных природоохранных законов и создание для их реализации ведомств (министерств, комитетов, агентств), наделенных полномочиями контроля всех компонентов окружающей среды. Раньше других стран такое законодательство приняла Швеция (1964), затем Япония (1967), в большинстве развитых стран подобные законы были приняты на рубеже 1960-1970-х годов. В СССР самостоятельный комитет по охране окружающей среды был создан в 1987 г., а отвечающий международным стандартам закон принят только в конце 1991 г., уже в России. Создававшиеся в этот период природоохранные ведомства отличались от более ранних природоохранных организаций государственным статусом (в отличие от частного или общественного), подконтрольностью всех компонентов среды (ранее существовали отдельные ведомства по лесу, по воде и т.п.), международной координацией и унификацией функций, широким использованием экономических рычагов;
■ введение экономического механизма природопользования на основе принципа «загрязняющий платит». Этот принцип означает, что природные ресурсы, используемые для получения определенной продукции, должны отражаться на ее стоимости, так же как, например, трудовые ресурсы;
■ введение на государственном и межгосударственном уровнях экологических стандартов на выхлопы автомобилей, на содер жание загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах, продуктах и т.д.;
■ международное сотрудничество в решении глобальных проблем: парникового эффекта, охраны озонового слоя, кислотных дождей — путем заключения международных соглашений и контроля над их выполнением, включая санкции за невыполнение.
В результате принятых мер в развитых странах экологическая обстановка начала улучшаться, но в значительной степени это достигается за счет переноса грязных производств в страны «третьего мира» и «новые индустриальные страны», где нет эффективного экологического закона и контроля, где современный этап природопользования и охраны окружающей среды еще не наступил.
2.Принцип «загрязняющий платит» — основа современной экологической политики.
Под экологической политикой, согласно определению ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития — международная межправительственная экономическая организация, объединяющая около 30 развитых стран мира; основная цель — анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций по осуществлению экономического регулирования на макро- и отраслевом уровнях), понимается система мер, направленных на достижение и поддержание приемлемого качества окружающей среды. Экологическая политика вырабатывается и реализуется на локальном, региональном, государственном и международном уровнях различными политическими силами наряду с социальной, экономической, внешней и другой политикой как составная часть политических программ.
Экологическая политика начала осуществляться на государственном уровне в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Первоначально в ней преобладали меры административно-командного характера: установление нормативов на выбросы и санкции за их превышение, закрытие наиболее экологически опасных производств, ликвидация последствий загрязнения (главным образом, при аварийных ситуациях), переоборудование действующих производств, введение особых режимов работы и т.п. (политика «реагирования и исправления»). Эту политику постепенно вытеснила более перспективная политика «предвидения и предотвращения». Основополагающее значение в выработке экологической политики на государственном и международном уровнях сыграло внедрение с начала 1970-х годов принципа «загрязняющий платит» (ПЗП). Согласно этому принципу, цена товара или услуги должна полностью отражать издержки производства и стоимость использованных ресурсов, включая ресурсы экологические. Использование воздуха, воды или земли для выброса, сброса, ликвидации или хранения отходов — такое же использование ресурсов, как и другие традиционные факторы
производства, включая использование трудовых и материальных ресурсов. Если использование не оплачивается, то экологические ресурсы, как и любые другие бесплатные ресурсы, становятся неэффективными и быстро деградируют. Кроме того, бесплатность или заниженная стоимость экологических ресурсов позволяет производителям, не заботящимся о сведении на нет экологических издержек своего производства, снижать цену и получать конкурентные преимущества (экологический демпинг).
Для разработавших ПЗП экономистов было очевидно, что именно бесплатность природных ресурсов стала причиной их деградации. Вопрос заключался лишь в том, как определить, сколько должен платить виновник загрязнения. Предполагалось, что полную стоимость ущерба, нанесенного его деятельностью, поскольку это позволит компенсировать нанесенный ущерб и создаст стимул для сокращения загрязнения. Однако такие издержки трудно выразить количественно, тем более в денежной форме. Поэтому задача сводится к тому, чтобы сдерживать загрязнение в допустимых рамках за счет средств загрязнителей. Было выработано три способа определения размеров платы за загрязнение:
■ административно устанавливаемые платежи за выброс, сброс или захоронение единицы загрязняющего вещества, с возможной корректировкой с помощью поправочных коэффициентов для учета условий загрязнения;
■ аукционная продажа квот на загрязнение с последующим образованием их вторичного рынка;
■ определение размеров платежей на основе соглашений между предприятиями и местной администрацией (самоуправлением) с учетом как объемов и степени опасности загрязняющих веществ, так и общей экологической и социально-экономической ситуации в данном районе.
В настоящее время рассматривается вопрос о расширительном толковании ПЗП, в контексте перехода к устойчивому развитию, для решения глобальных проблем, в частности, таких, как парниковый эффект и климатические изменения (см. выше). Здесь возникла острая дискуссия между странами Севера и Юга.
Представители развивающихся стран (например, Индии) настаивали на распределении квот пропорционально численности населения, представители развитых стран указывали на недопустимость политики, стимулирующей рост населения, на необходимость учета роли интеллектуального капитала и технологий передовых стран как факторов снижения смертности и роста населения, в том числе в странах «третьего мира». В многократно опубликованных разработках Института развития имени Индиры Ганди (24% населения Земли, проживающие в богатых странах, потребляют 80% железа и стали, 92% автомобилей, 75% энергоресурсов, производя при этом 70% выбросов) не упоминается, что потребляемые в развитых странах материальные блага в основном там же и производятся, а «демографический взрыв» в странах «третьего мира» во многом связан с успехами профилактической медицины, гуманитарной помощью «богатого Севера».
В то же время подавляющая часть загрязнений сосредоточена в промышленных городах тех же развитых стран, вызывая не столько глобальные, сколько многочисленные локальные и региональные проблемы. Глобальный характер имеет не всякое загрязнение, а загрязнение устойчивыми веществами, и в силу этого, способными к глобальному переносу. Это относится к парниковым и озоноразрушающим газам, в недавнем прошлом (до запрета ядерных испытаний в атмосфере, гидросфере и космосе) весьма острой проблемой было глобальное радиоактивное загрязнение. В отношении глобально распространяющихся веществ принимаются решения глобального характера, с соответствующими экономическими мерами (см. выше).
3.Понятие об экологической политике. Структура экологической политики.Экологическая политика в экономически развитых странах, входящих в ОЭСР, включает:
■ формулирование на локальном, региональном, государственном или межгосударственном уровнях целей экологической политики на определенный период;
■ подбор «экологических инструментов», с помощью которых можно стимулировать достижение поставленных целей;
■ контроль над деятельностью, связанной с влиянием на среду. В разработке и реализации экологической политики участвуют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная [2], тесно взаимодействующие друг с другом и с коммерческими и некоммерческими организациями.
Источник: megaobuchalka.ru