Каким образом строится программа занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями

Барсукова, О. В. Примерная коррекционно-развивающая программа для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3066/ (дата обращения: 17.06.2023).

В настоящее время система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Для детей с нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно-правовой базой. Внедряются новые организационные формы помощи детям: индивидуальные занятия при стационарах (поликлиниках); группы кратковременного пребывания, специальные и смешанные группы при дошкольных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида, при реабилитационных центрах восстановительного лечения и др.

При составлении коррекционно-развивающих программ специалист опирается на ряд принципов: принцип генетического хода основных линий развития ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, единства требований к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и в условиях семьи, деятельностного подхода к развитию личности, коррекционной направленности воспитательного процесса, доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала.

Методика проведения занятий с детьми от создания конспекта до практической реализации

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития.

Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А. А. Катаева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, С. Г. Ералиева, В. И. Лубовский, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.). Предпосылкой развития всех видов деятельности ребенка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов.

Низкий уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники. Восприятие не оказывает решающего воздействия на определение задачи и побудительных причин действия. Но там, где эти основополагающие условия — мотив, цель, задача — уже существуют, развитие деятельности существенно зависит от возможностей восприятия, от уровня сенсорного развития. Слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому, что, несомненно, отрицательно сказывается на формировании высших психических функций (памяти, мышления, воображения, речи) и личности в целом.

Дидактические игры для детей с ЗПР. Советы дефектолога.

Поэтому на начальном этапе весь обучающий процесс с детьми организуется взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Но это не значит, что ребенок в данной ситуации остается пассивным. Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса, т. е. ему необходимо научиться принимать поставленную взрослым цель, вслед за анализом, проведенным взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи.

Цель программы — развитие познавательных возможностей ребенка, формирование знаний об окружающем мире и социальная адаптация.

Задачи программы: развитие психических функций детей в процессе совместной деятельности; развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно- следственные связи и отношения; развитие умения различать форму воспринимаемых объектов, отличать один предмет от другого, видеть сходство и различие, замечать четкость, яркость, цвет формы; развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной); развитие произвольного внимания; закрепление навыков самообслуживания; развитие ориентировки в пространственных расположениях предметов; развитие крупных движений и мелкой моторики.

Учебно-тематический план

Срок обучения: октябрь — май.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность каждого занятия 25–30 минут.

Учебно-тематический план

Этапы

работы

Источник: moluch.ru

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени М. И. Калинина»

Муниципального образования город Бугуруслан.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Читайте также:
Почему зависает программа мой компьютер

Публикация «Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020

С развитием инклюзивного и специального образования, ростом количества детей с интеллектуальными нарушениями актуализируется интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Вопросы их развития, потенциальных возможностей, реабилитации и абилитации их в обществе, адаптации к самостоятельной жизни приобретают большую социальную значимость.

(Слайд 1). Тяжелые нарушения согласно данным отечественных и зарубежных исследований являются специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжелое и множественное нарушение возникает в следствие органического поражения центральной нервной системы в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Такое поражение при тяжелом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжелого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформерованность языковых средств, нарушение функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).

Основным средством поддержки детей с тяжелыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьей воспитывающей особого ребенка. (Слайд 2).

Целью коррекционного воспитания для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития «является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде».

Как правило, основной формой организации педагогической коррекционной работы являются индивидуальные коррекционные занятия. Они должны быть направлены на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития, а самое главное на социализацию такого ребенка в обществе, на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к жизни.

Для удобства планирования своей работы я ориентируюсь на четыре ведущих компонента в содержании коррекционно-развивающей работы. (Слайд3).

Развитию мелкой моторики пальцев рук.

На сегодняшний день научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями выражена несформированность тонких движений рук, недоразвита ручная умелость. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики: (Слайд 4)

-песочная терапия; (игры с песком).

-шнуровка;(Слайд 5)

-массаж пальцев и кистей рук;

-бизеборд (закручивание гаек, игры с прищепками, выключатели). (Слайд 6)

Еще одним, направлением в моей работе, является развитие навыков самообслуживания.

У детей с тяжелыми и множественными нарушениями формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Им тяжело освоить самостоятельное застегивание одежды, а иногда навыки одевания и вовсе отсутствуют. Поэтому свою работу по развитию навыков самообслуживания я построила на основе методики М. Монтессори. (Слайд 7). Данная методика включает в себя набор рамок, каждая их которых имеет собственные застежки. Это молния, шнуровка, большие и маленькие пуговицы, кнопки, застежки на липучках, ремешки, завязки на бантиках и т. д.

Эта методика вырабатывает навыки, необходимые в повседневной жизни. (Слайд 8). Здесь так же развивается мелкая моторика пальцев рук, ловкость движений. Ткань, которая использована для рамок, подобрана разного цвета, что позволяет в ходе игры закреплять цвета и оттенки. При длительной работе с данной методикой ребенок постепенно запоминает последовательность действий и движения приобретают автоматизм.

Следующее направление, которое я использую в своей работе с данной категорией детей, это развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.

В основе этой методики я использую доски Э. Сегена. (Слайд 9). Методика Сегена отличается от многих других тем, что ребенку не нужно ничего объяснять, и заучивать. По сути, она не предполагает никакого принуждения, все занятия проводятся в игровой форме. Единственное что необходимо делать, это регулярность проведения занятий.

Основной инструмент для занятий – это доска, представляющая собой деревянную панель с вырезанными окошками различной формы и подходящие к ним вкладыши.

Основные цели, которые направлены на работу с данной методикой затрагивают: возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-образное мышление особого ребенка; — исследовать способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости; — развитию зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций; — знакомство с понятиями цвета и формы; — стимулирование речевых функций.

Доски Сегена бывают совершенно разных видов. (Слайд 10). Самые простые – тематические, объединяющие несколько предметов одного класса, состоящие из одной детали. Это могут быть животные, фрукты, транспорт и т. д. Некоторые из досок рассчитаны на изучение только форм — они, как правило, не раскрашены и представляют собой обычную обработанную деревянную основу.

Читайте также:
Программа econtool elm327 for nissan инструкция

Другие ориентированы на сопоставление не только форм, но рисунков. Они раскрашены ярче и рисунок на вкладке повторяет тот, который изображен в отверстиях на основе. Есть и усложненные варианты, которые состоят из мелких частей. (Слайд 11).

Одним из немало важных направлений коррекционно-развивающей работы является сенсорное развитие ребенка. (Слайд 12).

Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т. д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней.

По данному направлению я использую различные игры с сыпучими предметами, это различные игры с крупой, рисование песком, тряпочные лабиринты, выложи по образцу, угадай что в мешке, звуковые коробочки, сенсорные мешочки. (Слайд 13).

Таким образом, сенсорное развитие у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями способствует формированию представлений об окружающем мире, обогащает детский опыт, развивает интерес к взаимодействию с окружающим, происходит накопление жизненного опыта, дети осознают себя и свое место в окружающем мире. (Слайд 14).

Правильно организованная коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе, для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, развитию знаний и представлений об окружающем мире, развитию эмоционально-волевой сферы, повышения мотивации к обучению, формирования качеств характера, необходимых для успешной социализации воспитанников.

1. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М. : В Секачев, 2012.

2. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М. : Институт общегуманитарных исследований. В Секачев, 2002.

3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 3, 4, 5, 6. –М. ,2010г.

4. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003г.

5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М, 1992г.

6. Маклер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида//Дефектология. – 1995. — №5

7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаров ой. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 400 с.

8. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с.

Источник: www.maam.ru

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Возможности коррекционных занятий при разных формах умственной отсталости (УО)

Возможности коррекции умственной отсталости зависят от её вида и степени тяжести.
Остановимся отдельно на каждом виде умственной отсталости и соответствующих возможностях коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью:
1) Легкая форма умственной отсталости — это наиболее распространенный вид УО на сегодняшний день, он лучше всего поддается коррекции и имеет самые благоприятные прогнозы. Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная школа. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни.
Особенности коррекционных занятий при разных видах УО легкой формы:

  • При неосложненной УО ребенок с легкостью овладевает программой коррекционной школы, адаптируется в социуме, так же имеет значительные успехи в коррекции развития познавательных процессов и моторных навыков, эмоционально-волевой сферы;
  • При УО, осложненной нарушениями разных анализаторов, развитие ребенка затруднено в результате вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация ограничены. Таким образом, коррекция будет долгой, строиться с учетом и первичного и вторичного дефекта;
  • УО с выраженной лобной недостаточностью проявляется в нарушенной саморегуляции, так же инертности, вялости; наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения. Развитие интеллектуальных процессов проходит очень медленно. В данном случае, ребенку необходимы коррекционные занятия с нейропсихологом, направленные на работу с «лобным синдромом», развитие регуляторного компонента, программирование деятельности психических функций;
  • Коррекция УО с психопатоподобным поведением будет строиться с учетом неустойчивости эмоционально-волевой сферы. К занятиям в обязательном порядке должен быть подключен психолог.

2) Умеренная УО — дети с этим видом УО не всегда способны обучаться в школе, однако имеют неплохой потенциал развития и коррекции, в целом. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии систематичных занятий; кроме того, способны к простому самообслуживанию и элементарному труду.
3) Дети с тяжелой УО не посещают детские сады и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Имеют минимальные возможности обучения, требуют очень долгой и всесторонней коррекции. Им необходима помощь специалиста в овладении элементарной речью, трудовыми навыками и навыками самообслуживания;
4) При глубоком виде УО ребёнок часто не владеет речью или имеет речь, состоящую из нечленораздельных звуков, ввиду недоразвитости речевых зон мозга и артикуляционного аппарата, не способен к самообслуживанию; иногда резко ограничен в моторном плане (не ходит). Такой человек всю жизнь нуждается в специализированном уходе, длительной коррекции. Ведущий специалист – дефектолог, который будет адаптировать ребенка к условиям окружающей действительности и грамотный нейропсихолог, проводящий коррекцию в весьма ограниченных условиях.

Читайте также:
Определить без компьютера что будет напечатано при выполнении следующих фрагментов программ a 100

Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью ставят перед собой следующие цели и задачи:
1. Нейропсихолог проводит двигательную и когнитивную коррекцию, сенсорную интеграцию, направленную на развитие незрелых зон мозга, включение его компенсаторных возможностей; а так же развитие моторных функций, зрительно-моторной координации, регуляторных психических процессов и высших психических функций (речь, мышление, внимание, восприятие, память); к примеру, коррекция внимания и памяти у детей с умственной отсталостью;
2. Перед логопедом стоит задача коррекции всевозможных речевых нарушений, письма и чтения (если они возможны), работа с артикуляционным аппаратом;
3. Дефектолог и специальный педагог обучают ребенка навыкам счета, письма, чтения; в случае возможности обучения в школе – работают с ребенком по адаптированной школьной программе. Кроме того, дефектолог помогает адаптировать ребенка к взаимодействию с окружающей средой, социумом; обучает навыкам самообслуживания. При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире;
4. Психолог обучает ребенка взаимодействию в социуме, работает с семьей ребенка, которая, чаще всего, переживает серьезный кризис, сталкиваясь с пониманием ситуации. Необходимо много обучать ребенка общению с людьми и тому, как проявлять свои эмоции и переживания. А для этого, необходимо всесторонне развивать эмоционально-волевую сферу: изучать с ребенком эмоции, учиться распознавать свое состояние и настроение окружающих.

Кто и где проводит коррекционные занятия для детей с УО?

Коррекция детей с УО проводится в следующих местах:

  • Центры дополнительного образования (государственные или коммерческие) и индивидуальные коррекционные занятия со специалистами (нейропсихологом, дефектологом, логопедом, инструктором по АФК);
  • Общеобразовательная школа, инклюзивные классы – в случае легкой формы УО;
  • Специализированные сады и школы: возможны для легкой и умеренной форм УО;
  • Домашнее обучение и коррекция в случае тяжелой и глубокой форм.

Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Коррекция ведется по следующим направлениям:
1. Коррекционные занятия, направленные на те процессы, которые возможно скорректировать или скомпенсировать (этим занимается нейропсихолог, логопед, невролог);
2. Развитие познавательной сферы, обучение математическим навыкам, письму и чтению, представлениям об окружающем мире (специалисты: нейропсихолог, дефектолог, логопед);
3. Адаптация в социуме, обучение самообслуживанию (занимается дефектолог, психолог).
Коррекционные и обучающие занятия должны проводиться с ребенком как индивидуально, так и в группах.
В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические коррекционные занятия, поскольку в настоящее время, нейропсихологическая коррекция является самой эффективной методикой коррекции. Она учитывает сильные стороны работы мозга ребенка, дает возможность «подтянуть» психические процессы на более высокий уровень развития, а не сводится только к работе с тем, что уже есть у ребенка и его адаптации. Кроме того, нейропсихолог имеет возможность помочь ребенку с любым видом умственной отсталости, конечно, с учетом степени тяжести интеллектуального и моторного дефекта.

Примеры корректирующих упражнений

Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя огромное количество упражнений, направленных на развитие крупной и тонкой моторики, координации, оптимизации тонуса, зрительно-моторной координации, саморегуляции, развитие межполушарных связей и так далее. Важно понимать, что программа упражнений должна составляться строго специалистом, а сами упражнения проводиться им же, либо родителями дома, но под его контролем!
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы так же составляются специалистами по определенной программе, учитывающей огромное количество факторов, и могут включать в себя, например, упражнения на развитие определенных функций мышления (сравнение, анализ, абстрагирование и т.д.), внимания (переключение, распределение и др.), памяти (кратковременной и долговременной) и так далее.

Прогноз коррекции ребенка с УО

Как уже не раз было сказано выше, прогноз ребенка с умственной отсталостью зависит от вида и тяжести интеллектуального дефекта, а так же от систематичности, комплексности и своевременности коррекционных занятий, от грамотного подхода к обучению и развитию навыков ребенка, вклада в его адаптацию. Немаловажную роль играет и психологический настрой родителей ребенка, поддержка ближайшего окружения, готовность выполнять все рекомендации специалистов, занимающихся с ребёнком.

Рекомендации родителям

Помимо коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью со специалистом, необходимы ежедневные занятия дома, направленные на развитие познавательных процессов, моторных навыков, навыков общения и взаимодействия с миром, обучение самообслуживанию, — словом, то что, порекомендуют специалисты и то, что родители будут способны выполнять с ребенком дома сами. Родителям важно понимать, что от такого кропотливого труда будет зависеть качество жизни ребенка и его прогноз.

Источник: cns-neiro.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru