Рассмотрим поэтапно методологию разработки обучающих программ.
На первом этапе разработки — знания должны быть формализованы в виде совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве универсальной модели методиче-
ского обеспечения можно предложить семантическую сеть или создаваемую на ее основе гипертекстовую (гипермедийную) структуру. Эта модель способна к отображению достаточно тонких смысловых оттенков, а сложность ее ограничена лишь ресурсами компьютера. Семантическая сеть со-стоит из двух множеств:
1. Множество информационных узлов, которым сопоставляются некоторые понятия (объекты, события, процессы, явления). Практически вузлах сети находятся различные порции информации о предмете изучения, представленные в произвольном виде (текст, аудио- и видеозапись, тестовые задания, рисунки, графики, анимация, цитаты из фильмов и т.д.). Одной из первоочередных задач разработки является выявление множества узлов и обеспечение его минимальной избыточности во взаимодействии с экспертами по данному предмету. Границы информационных узлов сети определяются двумя факторами:
Формы обучения: особенности разработки образовательных программ по очно-заочной и заочной форме(ч.1)
— физиологически оптимальным объемом узла,
— смысловыми различиями между узлами в контексте обучения по данному предмету с точки зрения эксперта.
Физиологически обоснованным объемом узламожно считать информацию, эквивалентную 2—3 печатным страницам текста, при наличии не более 2—3 ссылок на экран. Однако чем ближе структура знаний к линейной, тем больший объем
узла допустим. Внутренняя структура узлов сети ничем не регламентируется и может быть основана на разных моделях представления знаний.
2. Множество связей между узлами, которые отражают отношения любого типа между этими узлами и соответствующими понятиями. Связи между узлами (объектами гипермедиасреды) могут интерпретироваться как единство происхождения, степень взаимозависимости, удаленность по определенной шкале, а в целом, как степень общности двух объектов, двух порций информации. Чаще всего связи между узлами
можно определить как степень близости узлов по смыслу (семантическая метрика). Такой подход создает возможность экспертной количественнойоценки связей между узлами в интервале от полной независимости двух элементов знаний до их
Первый этап разработки включает решение следующих задач:
1. Выявление основных понятий (информационных узлов), установление их границ.
2. Описание области применения понятий.
3. Частотные характеристики применения понятий.
4. Подробное описание понятий (разработка словаря терминов).
(Карась С.И., Бразовский К.С., Конев А.В. Методология создания обучающих компьютерных программ …)
5. Установление и количественная оценка связей между понятиями, степени их близости,
взаимозависимости и взаимообусловленности.
Целью второго этапа разработки является исследование структуры полученной сети, выявление ее глобальных характеристик и локальных особенностей. Одной из адекватных методологий такого анализа является теория графов , в которой узлы сети традиционно называются вершинами, а связи между ними — дугами (ребрами). В ходе исследования сетевой структуры знаний с помощью методов теории графов могут
Как измерять эффективность обучающих программ. Варианты KPI для обучения.
быть решены следующие задачи:
1. Определение базового множества узлов сети как совокупности не связанных друг с другом вершин, которые связаны со всеми иными вершинами графа или указанной их частью. Это множество информационных узлов в дальнейшем может служить основой разработки путей прохождения обучения, оглавления и других способов визуализации структуры знаний.
2. Определение центра графа как узла с минимальной суммой расстояний до всех остальных вершин. Центральные узлы графа обычно являются ключевыми понятиями или темами.
3. Определение радиуса графа как средней длины пути от центра графа до всех вершин. Радиус характеризует гомогенность знаний, большой радиус предполагает возможность разбиения данной предметной области на части.
4. Выявление кластеров как совокупности тесно связанных узлов и, как следствие, модификация количества и содержания узлов сети.
5. Поиск иерархически организованных областей знаний. Эта задача исключительно важна для адекватной разработки путей обучения. В ходе такого анализа можно предложить специфические для данной предметной области модели представления знаний. В последнее время, помимо семантических сетей, активно развивается и используется модель фреймов.
Обе эти модели сформулированы на основе фундаментальных законов психологии человека. Модель фреймов опирается на принципы понимания человеком окружающего мира. Новая информация должна быть увязана с уже известными объектами, для каждого из которых в памяти определены некоторые рамки. В этой модели знания человека представлены относительно большими, взаимосвязанными единицами со сложной внутренней структурой — фреймами. В самом общем смысле, фрейм — это конструкция для описания стереотипной ситуации, состоящая из характеристик этой ситуации и их значений. Сложные объекты обычно описываются ком-
бинацией фреймов с отношениями типа «абстрактное — конкретное», «часть — целое», «причина — следствие». Информация о характеристиках фрейма верхнего уровня частично используется и для фреймов нижних уровней. В модели фреймов в явном виде вводится иерархическая структура, которая обеспечивается многоуровневостью фрейма и связями между разными фреймами. Иерархическая структура в медицинских областях знаний — довольно частое явление, поэтому модель фреймов может эффектив-
но использоваться для создания обучающих программ. При разработке в качестве вспомогательной часто используется также продукционная модель представления знаний . В этой модели знания хранятся в виде продукционных правил вида «Если. то. ». Условная часть правила может представлять довольно сложное выражение, содержащее логические операторы. К правилу могут быть присоединены условия их применения и
постусловия, выполняемые в случае выполнения правила. Особенно эффективна продукционная модель для представления и контроля процедурных знаний и навыков, например, в клинических ситуационных задачах. В целом, этот этап создания ОП должен вне-сти ясность, какие модели представления знаний и в каких предметных областях лучше использовать.
Третьим этапом разработки является определение множества путей обучения, то есть последовательностей информационных узлов, которые предъявляются в ходе обучения. Полная свобода навигации (передвижения от узла к узлу) — не оптимальный способ обучения. Свобода навигации по обучающей программе должна как-то быть ограничена, и определение степени ограничения навигации — важнейший результат разработки.
Определение оптимальных путей навигации может производиться на основании мнений экспертов, учтенных при разработке ОП. Фактически, это точка зрения учителя, как лучше изучать представленный материал. Однако есть и иной способ выбора навигации — «снизу-вверх». В этом случае студентам рекомендуются наиболее популярные, по данным статистики, пути достижения узлов, которые выявляются при анализе действий разных групп обучающихся в условиях полной свободы навигации.
Используя оба эти способа ограничения навигации по КМО, можно достичь эффективного уровня свободы навигации. Для любого профессионального уровня обучающегося должны быть выработаны критерии полноты знаний, в соответст-
вии с которыми обучение может считаться успешным. Эти критерии можно представить как ограниченную область сетевой структуры знаний, которую студент изучил с заданным уровнем рейтинга.
Еще на этапе регистрации пользователя программы необходим ввод не только фамилии и места работы либо учебы, но и базового образования обучающегося, цели обучения, психофизиологических особенностей, актуального психологического состояния, приверженности определенной научной школе, что повлияет на пути нави-
гации по обучающей программе (электронному учебнику). В принципе, и сам пользователь может отчасти выбирать темп и траекторию движения в пространстве знаний. Обучающая программа должна сопровождаться массивом справочной
информации (словари терминов, атласы иллюстраций и т.п.), доступным из любого режима работы программы, и именно эта информация для опытного пользователя является определяющей в выборе пути обучения.
Важнейшим параметром, влияющим на способ навигации, является состояние знаний обучающегося, которое должно тестироваться уже при его регистрации. Именно состояние знаний студента вкупе с его личностными особенностями во многом определяют степень ограничений на свободу навигации. Это приводит к индивидуали-
зации траектории обучения, то есть количества
предоставляемой информации, последовательности и формы ее изложения. Обучение должно происходить циклично: проверка знаний — обучение — проверка знаний.
Тестирование знаний пользователя проводится регулярно, и изменение уровня знаний прямо влияет на способ дальнейшей навигации по электронному учебнику. Рейтинг знаний студента должен корректироваться после каждого тестирования с учетом сложности заданий, полноты и правильности ответов, понимания структуры знаний данной предметной области. Следовательно, основными задачами навигационного этапа являются:
— разработка множества путей навигации по изучаемой области медицины,
— установление ограничений на свободу навигации,
— индивидуализация траекторий обучения (количества информации, последовательности и формы ее изложения) в зависимости от состояния знаний и личностных особенностей обучающегося.
Таким образом, можно сформулировать основные принципы разработки компьютерного методического обеспечения, как предварительное моделирование структуры знаний предметной области и индивидуальная навигация обучения.
Этапами проэктирования обучающих програм являются следующие:
Этап 1. Проанализировать состояние проблемы в современных условиях, тенденции информатизации профессионально-технологической среды.
Этап 2. Разработать модель профессиональной деятельности специалиста по управлению технологическими процессами в условиях профессионально-технологической среды.
Этап 3. Проанализировать становление и развитие компьютерных технологий обучения и особенности их внедрения в организацию профессиональной подготовки специалиста данного профиля.
Этап 4. Определить требования и организационные факторы создания компьютерных обучающих сред.
Этап 5. Разработать структуру компьютерной обучающей среды подготовки специалиста по управлению технологическими процессами и определить ее основные общедидактические функции.
Этап 6. Разработать технологию создания дистанционных курсов.
Этап 7. Определить педагогические условия организации процесса подготовки специалиста по управлению технологическими процессами.
Этап 8. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной компьютерной обучающей среды.
Систематизируя вышесказанное, можно выработать следующие рекомендации по проектированию системы задач в содержании компьютерных обучающих программ:
- системы задач должна быть разносторонней, методически продуманной;
- опора на предметные, междисциплинарные, фундаментальные задачи;
- широкое применение не только мыслительных задач, но и перцептивных, мнемических, имажинативных;
- предоставление учащемуся возможности самостоятельно поставить и решить с помощью компьютера учебную задачу;
- система задач должна содержать множество вариантов различной степени трудности по каждой теме курса.
Источник: studfile.net
Какие задачи решает педагог при разработке обучающих программ
Создание обучающих программ — творческий процесс, требующий не только логического мышления, но и интуиции. Этот процесс еще изучен недостаточно и не может быть описан с помощью жестких нормативов-предписаний. Много опасностей и ловушек подстерегает разработчиков обучающих программ. Для педагогов самая большая опасность — механический перенос особенностей обучения в классе (группе) на компьютерное обучение, стремление как можно более точно скопировать работу педагога. Хотелось бы отметить, что механический перенос в принципе недопустим по следующим причинам:
1. Даже самый опытный педагог, мастер своего дела, далеко не всегда сможет описать свою деятельность и тем более объяснить каждое свое решение (многие решения принимаются педагогом интуитивно, они не полностью осознаются, и на вопрос, почему принято именно такое, а не иное решение в большинстве случаев отвечают: так подсказал опыт, это известно из практики и т.д.);
2. Групповое, классное обучение, опыт которого приобретает педагог, не является адекватной моделью компьютерного обучения, которое обладает многими особенностями индивидуального обучения, существенно отличаются от группового;
3. Компьютер не только накладывает определенные ограничения на реализацию учебного процесса, он раскрывает новые возможности в управлении учебной деятельностью. Это происходит, прежде всего, за счет неограниченных возможностей в предъявлении материала, применения разнообразных учебных задач, построения модели обучаемого путем накопления и переработки больших массивов данных, относящихся к учащемуся, неограниченного запаса знаний, относящихся к данной предметной области;
4. Кроме того, следует иметь в виду, что разработка обучающих программ — это качественно иная, в сравнении с практической, деятельность педагога. Можно уметь решить задачу, но не уметь составить алгоритм. А ведь при разработке обучающей программы необходимо составить алгоритм работы компьютера, который отнюдь не копирует, а моделирует деятельность педагога и даже те же самые функции реализует иными способами;
5. К тому же разработка обучающих программ требует более глубоких знаний не только в определенной предметной области, но и знаний об учебном процессе и учащихся. Мировой опыт убедительно показывает, что даже опытные практические работники, прошедшие специальную подготовку, нередко составляют весьма бледные обучающие программы, которые дают результаты значительно хуже, чем традиционное обучение;
6. Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все обучающие программы, составленные специалистами в области обучения, оказались эффективными. Многие из них настолько скучные и неинтересные, что от них отказались как преподаватели, так и студенты;
Составление обучающих программ — это наука и искусство. Оно требует и глубоких знаний, и педагогического таланта.
Для программистов серьезную опасность представляет попытка механически перенести принципы разработки пакетов программ на создание педагогических программных продуктов (обучающих программ). Нельзя забывать, что эти программы управляют деятельностью живых людей, обладающих волей, мотивами, интересами, которые оказывают большое внимание на процесс обучения.
Чтобы обеспечить эффективное использование компьютера в учебном процессе, недостаточно заложить в компьютер систему указаний, даже правильных самих по себе. Необходимо спроектировать условия, в которых учащийся захочет следовать этим указаниям, а не поступать вопреки им. Только та обучающая программа сможет обеспечить эффективное обучение, разработчики которой учитывают в должной мере человеческий фактор, видят в учащихся субъектов учебной деятельности, а не придаток к компьютеру, слепо повинующийся его указаниям [10, c.47].
Недооценка психолого-педагогических проблем компьютеризации обучения, недостаточный учет психологических особенностей деятельности педагога и учащегося не могли не сказаться на качестве авторских систем, предназначенных для программирования (в узком смысле слова) обучающих курсов. Дидактические возможности их, как правило, были весьма ограничены. И дело не в том, что они налагали определенные ограничения на способ управления учебной деятельностью, на выбор учебных задач. Более существенно, что большинство авторских систем строилось на ошибочных представлениях о процессе обучения.
Поясним это более подробно, поскольку иногда полагают, что системы автора нейтральны по отношению к теоретическому представлению обучения и поэтому разрабатываемый инструментарий может быть использован для программирования обучающих систем, реализующих различные теоретические подходы. На самом деле это не так. Разработчики системы автора всегда исходят из некоторой модели обучения, из определенного представления о том, как именно следует управлять учебной деятельностью. Поскольку часто разработчики таких систем не имеют достаточной теоретической подготовки, они иногда чересчур смело полагаются на рекомендации отдельных психологов, не зная исходных теоретических предпосылок, основных принципов психологической теории, которых те придерживаются. Cлeдовать таким рекомендациям особенно заманчиво, если их относительно легко реализовывать с помощью компьютера: это значительно упрощает разработку системы автора.
Данная точка зрения самым непосредственным образом сказалась на теории и практике разработки авторских систем. Многие из них содержат явный отпечаток бихевиористических теорий обучения, которые основное внимание уделяют правильному ответу, игнорируя мыслительную деятельность обучаемого. С точки зрения бихевиористов, основным в обучении является увеличение вероятности правильного ответа на некоторый стимул (например, предлагаемую учебную работу).
В настоящие время все большее число специалистов в области компьютерного обучения вынуждено признать, что основные проблемы при разработке обучающих программ — психолого-педагогические. По мнению многих специалистов, программирование обучающей программы — это лишь один этап ее разработки, который требует не более 10-20% времени и усилий. К тому же данный этап относится к наиболее изученным, его реализация при наличии опытных специалистов, как говорится, дело техники [7, c.81].
Компьютеризация обучения отчетливо показала, что многие психологические и дидактические понятия и концепции требуют пересмотра, поскольку в настоящие время они «не работают»: основываясь на них, нельзя разработать эффективные обучающие программы.
Обучающая система должна:
допускать реализацию любого способа управления учебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой — целями обучения;
стимулировать все виды познавательной активности учащихся, включая, естественно и продуктивную, которые необходимы для достижения основных учебных целей — как ближайших, так и отдаленных;
учитывать в содержании учебного материала и ученых задач уже приобретенные знания, умения и навыки учащихся;
стимулировать высокую мотивацию учащихся к учению, причем оно не должно идти за счет интереса к самому компьютеру. Необходимо обеспечить учебные мотивы, интересы учащихся к познанию;
обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний, причем диалог должен выполнять следующие функции:
активизировать познавательную деятельность учащихся путем включения их в процесс рассуждения;
моделировать совместную (субъект-субъектную) деятельность;
способствовать пониманию текста;
обратная связь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для и устранения;
диагностировать учащегося с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;
не требовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по вводу ответа;
оказывать содействие, при решении учебных задач обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения;
оказывать помощь учащемуся с учетом характера затруднения и модели обучаемого;
информировать обучаемого о цели обучения, сообщат ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;
проявлять дружелюбие, особенно при оказании учащимся помощи;
допускать индивидуализацию обучения, позволят учащемуся принимать решение о стратегии обучения, характере помощи и т.п.;
адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации;
вести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, позволить последнему задавать вопросы;
позволить учащемуся вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному учебному материалу;
допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью.
Источник: studbooks.net
Цели и задачи процесса обучения
Процесс обучения представляет собой социально обусловленный процесс. Процесс обучения необходим для формирования человека, который будет соответствовать общественным требованиям.
Замечание 1
Обучение является процессом, в ходе которого происходит взаимодействие между педагогом и учеником. В результате этого взаимодействия у ученика формируется набор знаний навыков и умений. Задача педагога в свою очередь заключается в формировании соответствующих условий для усвоения знаний и тренировки навыков и умений.
Обучение — это целенаправленный процесс, который стимулирует активную познавательную деятельность учеников по овладению знаниями, умениями, навыками, морально-этическими нормами, а также способствует развитию их творческих способностей.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Процесс обучения обладает рядом специфических признаков:
- двусторонняя природа
- руководяще роль принадлежит учителю
- планомерная организация
- целостность
- учет возрастных особенностей
- управляемость процессом
Основные цели процесса обучения
Одним из важных компонентов процесса обучения является его цель. Цель должна быть четко определена. Каждый ученик должен осознавать, понимать и принимать основные цели процесса обучения.
Определить цель обучения достаточно сложный процесс. Следует учесть, что существует три основные класса целей:
- образовательные цели
- развивающие цели
- воспитательные цели
Образовательные цели предполагают усвоение знаний, формирование умений и навыков. Развивающие цели формируют мышление и память, а также раскрывают творческий потенциал учащихся. Воспитательные цели развивают научные взгляды, развивают нравственное и эстетическое восприятие.
Готовясь к уроку, педагогу необходимо распланировать как образовательные, так и воспитательные и развивающие цели.
Обучение можно рассматривать как с объектной, так и с субъективно стороны. Говоря об объективной стороне процесса обучения, ученые выделяют три главные цели:
«Цели и задачи процесса обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- освоение главных научных знаний, в ходе реализации этой цели происходит развитие идейных взглядов, учащиеся должны научиться внедрять полученную информацию в практической деятельности, ученики должны освоить методы самостоятельного исследования необходимой информации.
- организация практической работы учащихся, эта практическая деятельность потребуется для общественной деятельности, развитии культуры, улучшении окружающей среды. Все эти аспекты осуществляются главным образом через познавательную деятельность.
- развитие научных взглядов и мировоззрения, основанного на науке
С субъективной точки зрения процесс обучения реализовывает следующие цели:
- стимулирование мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей
- развитие мотивации и подкрепление интереса к учебной деятельности
- ориентирование на самообразование, саморазвитие
Основные задачи процесса обучения
Педагогу для того чтобы добиться этих целей необходимо выполнить задачи обучения. Задачи обучения весьма разнообразны. Педагоги должны подталкивать учеников к учебно-познавательной активности. В задачи педагогов так же входит создание среды для осуществления познавательной деятельности.
Преподаватель должен выполнять задачи по формированию и развитию мыслительной деятельности, памяти, творческих умений. В задачу педагога так же входит формирование научного мировоззрения, а также нравственных и эстетических взглядов.
В ходе своей работы педагог должен реализовать множество педагогических элементов. Педагог должен сформулировать цели своей учебной деятельности. Так же в задачу педагогов входит определение потребностей учеников в учебном материале. Он должен определить какой материал является необходимым на данном этапе образовательного процесса.
Необходимо что бы была сформирована среда, в которой ученики максимально эффективно смогут усваивать необходимые знания. В процессе обучения важной составляющей является формирование позитивного эмоционального климата, комфортного для учащихся. В ежедневные задачи педагога входит управление процессом обучения и контроль, и оценка усваиваемых знаний учеников.
В задачах педагогов отражаются задачи учащихся. В ходе образовательного процесса ученики должны понять какие цели и задачи перед ними поставил педагог. Потребности и мотивы в познавательной деятельности учеников должны расширятся и углубляться. Ученики в рамках реализации образовательного процесса должны успешно воспринимать учебный материал.
Затем учащиеся должны научится применять усвоенные знания на практике, затем повторять освоенный материал. Дети должны учиться применять волю в обучении, вести самоконтроль в ходе своей познавательной деятельности, применять навыки самооценки.
Движущие силы в реализации целей и задач обучения
Для реализации целей и задач процесса обучения необходимо соблюдать ряд условий. Важную роль в процессе обучения играет личность преподавателя, его эрудиция и мастерство преподавательской деятельности. Учитель, который в совершенстве владеет своей дисциплиной, может рассказать своим ученикам много дополнительной информации, является всесторонне развитой личность, вызывает у учеников интерес и восхищение. Ученики восхищаются такими преподавателями и хотят им подражать.
Для успешной реализации задач обучения необходимо что бы учитель относился к своим ученикам с должной долей требовательности и в то же время имел уважительное к ним отношение. Когда учитель уважительно относится к своим ученикам, ученики в свою очередь так же доброжелательно относятся к учителю. В том случае если учитель подавляет учеников, недоброжелательно к ним относится, процесс обучения так же идет в негативном направлении.
Замечание 2
Большую роль в реализации педагогических задач имеют методические приемы обучения. Для стимуляции интереса учеников педагог может использовать в процессе совей работы разнообразный наглядный материал, ТСО, приводить интересные факты, ставить перед учащимися проблемные задания.
Для достижения целей и задач процесса обучения важно, чтобы каждый ученик получал удовлетворение в процессе обучения. Когда он видит успешность своей учебной деятельности, у него формируется уверенность в собственных силах и появляется желание успешно усваивать учебный материал.
Источник: spravochnick.ru