Таким образом, необходимость естественнонаучного образования младших школьников обусловлена историей развития образования, огромным его влиянием на развитие всех сторон личности ребенка, экономической необходимостью повышения образовательного уровня членов общества в области естественных наук, современным экологическим состоянием окружающей среды, важностью пропедевтики систематического естественнонаучного образования.
На современном этапе целью учебного предмета «естествознание в начальной школе» является общее и специфическое развитие личности школьника. Эта цель определяет следующие задачи обучения:
1) формировать и развивать элементарные представления и первоначальные понятия об окружающей природе, об изменении и взаимосвязи ее компонентов, о природе как едином целом;
2) развивать положительные личностные качества: научное мировоззрение, мышление, речь, наблюдательность, любознательность
и творческие способности, патриотизм, экологическую и санитарно-гигиеническую культуру, эмоциональное восприятие мира, положительные нравственные качества и т. д.;
Система формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе.
3) совершенствовать теоретическую и практическую учебную деятельность (например: наблюдение, распознавание, исследование, осмысление, обобщение, самооценка, самоконтроль, выращивание растений и
уход за ними, охрана природы, охрана и укрепление своего здоровья,
работа с лабораторным оборудованием, чтение, письмо, рисование)
Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания
В настоящее время естественнонаучное начальное образование представлено несколькими вариантами. Общие принципы отбора содержания определяются с учетом социального заказа общества школе, уровня развития и социальной значимости (функции) базовой науки, фундаментальными исследованиями, проведенными в методике преподавания естествознания в ходе ее становления и развития и, по нашему мнению, могут быть следующими.
1. Естественнонаучное образование в начальной школа наиболее целесообразно строить по принципу интеграции в педагогически целесообразном объединении и трансформации сведений из разных наук. Этот принцип был заложен В. Ф. Зуевым, затем поддержан и обоснован А. Я. Гердом (см. с. 27 настоящего пособия). Вместе с тем имеется опыт преподавания в начальной школе самостоятельных учебных предметов естествознания и географии, например в системе Л. В. Занкова
3. Необходим учет дидактических принципов, которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учебный предмет.
5. Тесно связан с принципом практической направленности другой специфический принцип — краеведческий. Начало этому принципу было положено В. Ф. Зуевым. Сущность его заключается в том, в начальной школе ребенок должен изучить окружающую его природную и социальную среду. Это создает хорошую основу для
формирования отчетливых представлений о природе и социологии
отдаленных территорий Земли.
Отбор естествоведческого содержания с учетом принципа экологической направленности определяется требованиями времени В самом деле, экологических знаний, экологической культуры требует любая отрасль практической деятельности человека, даже быт.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | как это делаю я
7. Необходимым условием отбора содержания является принцип генерализации знаний. Реализация его требует решения проблемы преемственности между начальным и последующими этапами естественнонаучного образования.
8. Содержание начального естественнонаучного образования должно отвечать общественным целям воспитания и развития подрастающего поколения.
Значение естественнонаучного образования в развитии
Личности младшего школьника
Формируя определенную сумму естествоведческих, в том числе и экологических знаний и практических умений естественнонаучные учебные курсы развивают эрудицию ребенка, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека.
В процессе изучения естественнонаучных курсов учащиеся усваивают некоторые взаимосвязи: зависимость температуры от высоты Солнца, характера осадков, состояния почвы и водоемов от температуры; поведение животных от наличия корма в природе и т.п.
Естественнонаучные курсы несут в себе большие возможности для развития мышления детей, так как позволяют широко применять логические дидактические приемы — сравнения, противопоставления, аналогии, классификации, выявления причин и взаимосвязей, обобщения и др.
Неоценима роль естествоведческих курсов в развитии наблюдательности детей. Наблюдательность — это умение замечать в предметах и явлениях не только яркие, броские, но и часто малозаметные особенности
Естественнонаучные курсы оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие учащихся. Для этого в процессе обучения познавательную деятельность детей полезно организовывать таким образом, чтобы побуждать ребенка к выражению по отношению к природе и ее обитателям своих чувств радости, восторга, восхищения, грусти и др.
Вместе с любовью к природе в детях развиваются патриотические чувства. Последнему способствуют и получаемые при изучении рассматриваемых курсов знания о природе и труде людей родного края. Для воспитания патриотических чувств полезно находить и показывать детям особенное, необычное в родной природе.
В процессе изучения данных курсов развивается санитарно-гигиеническая и экологическая культура, формируется готовность к труду. Последняя складывается не только из определенных практических умений и навыков, но и таких личностных качеств, как положительное отношение к труду, уважение к людям труда и результатам труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. (Учитывая особую важность экологического образования подрастающего поколения, выносим эту проблему в специальный параграф.)
Литература:
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н. Степанян. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 496 с.
Источник: cyberpedia.su
Задачи изучения естествознания в начальной школе.
1. Из истории становления и развития естествознания как учебного предмета.
2. Задачи изучения естествознания в начальной школе.
3. Принципы отбора содержания обучения естествознанию в начальной школе.
Список литературы:
1. А. В. Миронов. Методика изучения окружающего мира в начальных классах, глава 2.
2. В. М. Пакулова. Методика преподавания природоведения, главы 2, 3.
3. В. П. Горощенко, И. А. Степанов. Методика преподавания природоведения, § 2, 3.
4. Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. Методика преподавания естествознания в начальной школе, главы 2, 3.
5. Н. Ф. Виноградова. «Окружающий мир в начальной школе», беседы 2, 3.
6. Р. А. Петросова. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе, главы 1, 2.
Из истории становления и развития естествознания
Как учебного предмета.
Естествознание как учебный предмет впервые был введён в русскую образовательную школу в 1786 году усилиями М.В. Ломоносова.
главные (5 лет) малые (2 года)
география физика естественная история (IV кл.)
Автор первого учебника – Зуев Василий Фёдорович. Книга «Начертания естественной истории» состояла из 3 частей:
— «Ископаемое царство»: о неживой природе – земли, камни, соли, металлы;
— «Прозябаемое царство»: о жизни и строении растений;
— «Животное царство»: о жизни и строении животных.
Учебник просуществовал около четверти века.
В 1804 году преподавание естествознания было расширено. Предмет стал изучаться со второго класса. Были разнообразны и методы: экскурсии, наглядность, чтение статей.
В 1828 году преподавание прекратилось на четверть века (в связи с восстанием декабристов). Возобновилось преподавание в 1852 году уже с первого класса.
Выдающимся методистом в это время (1877 год) стал Герд Александр Яковлевич. Он считал, что необходим комплексный подход к изучению природы в течение 2 лет (во II – III классах). При этом преподавание естествознания практически было сведено к нулю. Лишь в 1901 – 1902 годах в школы России была введена программа природоведения, рассчитанная на 3 года обучения: I класс – неживая природа, II класс – растения, III класс – животные и человек.
Известными в этот период стали педагоги Никонов Л.Н., Ягодовский К.П., Райков Б.Е., Половцев В.В.
В советский период развития образования систематически построенные курсы естествознания были уничтожены. Созданы комплексные программы с производственным уклоном. Отдельные часы на изучение природоведения с 1923 по 1931 годы не выделялись.
В 1933 году были утверждены стабильные учебники. В 1940 году природоведение как отдельный предмет в начальной школе отменён. Естествоведческий материал изучался в рамках уроков по родному языку. В 1950 году программа естествознания сокращена, но выделена в отдельный предмет. Известные педагоги – Скаткин М.Н.
, Завитаев П.А., Перроте А.А., Павлович С.А., Валерьянова Е.А., Половинкин А.А.
В 60 – е годы выходят «Дневники наблюдений» Валерьяновой Е.А. Исследовательский метод в преподавании естествознания забыт, хотя в методике преподавания естествознанияв конце 60 – х годов ведутся интенсивные научные исследования.
К началу 70 – х годов выделились 2 методические группы учёных: московская и свердловская. В Москве больший акцент был сделан на II класс, а в Свердловске – на III класс. Подготовлены конкурсные учебники Горощенко В.П., Клепининой З.А., Мельчаковым Л.Ф.
По результатам эксперимента к 1974 – 75 учебному году были утверждены программа по природоведению и учебник «Природоведение» для III класса (автор – Мельчаков Леонид Фёдорович). К 1975 – 76 учебному году были утверждены программа по природоведению и учебник «Природоведение» для II класса (автор – Клепинина Зоя Александровна). Кроме того, были выпущены новые дневники наблюдений Аквилевой Г.Н. и Клепининой З.А.
С 80 – х годов проводились исследования по переходу на 4 – летнее начальное образование. В практике преподавания естествознания утвердились два учебных предмета – «Ознакомление с окружающим миром» в I, II классах и «Природоведение» в III, IV классах.
В 90 – е годы школа из авторитарной постепенно становится на принципы гуманизации. В качестве государственных утвердились три системы:
— традиционная (включает в себя 5 УМК);
— система общего развития младшего школьника Л.В.Занкова;
— система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Таким образом, всё, что изучает теория и методика естествознания, находит отражение в образовательных системах (УМК):
1. формирование и развитие естественнонаучных представлений и понятий;
2. формирование интереса к чтению дополнительной литературы;
3. теорию и методику экологического образования;
4. формирование санитарно-гигиенической культуры, умений и навыков охраны и укрепления здоровья.
Задачи изучения естествознания в начальной школе.
Подходы к определению цели изучения естествознания в начальной школе различны. Так, Петросова Р.А. считает важным «…формирование у учащихся широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых фактов и явлений».[6, с.17] Аквилева Г.Н. указывает, что основной целью изучения естествознания является «общее и специфическое развитие личности школьника».[4, с.71]
Учитель начальной школы в своей работе, в первую очередь, должен руководствоваться нормативными документами. ФГОС начального общего образования определяет цели обучения следующим образом.
Основные задачи обучения естествознанию.
1. Формирование и развитие элементарных представлений и понятий об окружающей природе, об изменении и взаимосвязи её компонентов.
2. Воспитание положительных личностных качеств: наблюдательности, любознательности, творческих способностей, эмоций, нравственных качеств и др.
3. Совершенствование (развитие) познавательных процессов: речи, мышления и др.
4. Формирование практических умений и навыков: санитарно-гигиенических, экологических, навыков ухода за растениями и животными и т.д.
Источник: poisk-ru.ru
Задачи изучения естествознания в начальной школе
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи, соответствующие названным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 г:
— формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
— на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
— в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
— формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
— освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и другие с получением информации из разных источников);
— воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, гордости за свой край, уважение к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствуют структура содержания курса «Окружающий мир» и организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных организационных форм.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru