1 ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России обособленное структурное подразделение «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. акад. Ю.Е. Вельтищева»
Для обучения и повышения квалификации специалистов широко используется и активно развивается за рубежом кейс-метод. В области медицины применение кейс-метода позволяет проводить обучение навыкам диагностики заболеваний на конкретных примерах. Развитие Web-технологий обеспечивает возможность проводить виртуальную диагностику в режиме дистанционного доступа.
В статье дан обзор отечественных и зарубежных публикаций по медицинским кейсам, а также современных Web-приложений по обучению диагностике болезней на основе кейс-метода. Представлены имеющиеся в свободном доступе кейс-ориентированные Web-ресурсы, содержащие видео, текстовую информацию, изображения пациентов с признаками заболеваний и оценку действий обучающегося в процессе виртуальной диагностики. Рассмотрены возможности разработки медицинских кейсов на основе платформы OpenLabyrinth – программного обеспечения с открытым исходным кодом.
7 открытий навредивших медицине. Алексей Водовозов
медицинское образование
дистанционное обучение
1. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие (миниверсия) // Волгоград, 2011. – 32 с.
2. Гаранин А.А., Гаранина Р.М. Алгоритм составления кейса в процессе освоения клинических дисциплин в медицинском вузе.// Образование и наука. – 2016. – №3 (132). – С. 198–206.
3. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения – Режим доступа. – URL: http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 15.12.2016).
4. Иванова О.Г., Мордык А.В. Использование метода кейсов в преподавании фтизиатрии в медицинском вузе. //Омский научный вестник. – 2014. – № 2. – С. 224–226.
5. Интерактивный медицинский кейс: The New England Journal of Medicine / Interactive Medical Case: The New England Journal of Medicine [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nejm.org/multimedia/interactive-medical-case.
6. Интерактивный методический материал «Редкие заболевания и научные исследования» // Rare Diseases and Scientific Inquiry [Эл. ресурс]. – Режим доступа: https://science.education.nih.gov/supplements/nih10/diseases/ .
7. Кейсы на основе платформы OpenLabyrinth в НИКИ педиатрии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://olab.pedklin.ru.
8. Кобринский Б.А., Путинцев А.Н. О принципах построения интеллектуальных медицинских обучающих систем на основе case-метода // Искусственный интеллект и принятие решений. – 2016. – № 2. –С. 30–37.
9. Международный медицинский портал Univadis. Онлайн обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.univadis.ru/e-learning#?f1=-1.
10. Национальный центр по обучению кейс-методом в науке [Электронный ресурс]. – [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://sciencecases.lib.buffalo.edu.
Тест по медицине / СМОЖЕШЬ ли ты стать ВРАЧОМ? / 30 вопросов
11. Никонорова М.Л. Интеллектуальный анализ медицинских данных с использованием кейсовой технологии // Врач и информационные технологии. – 2016. – №1. – С. 54–59.
12. Петрова Т. Г., Абрамкина Э. С., Кожевникова В. Ф., Попова Л. Г., Ванюнина В.В. Организация самостоятельной работы студентов на кафедре терапевтической стоматологии // Медицина и образование в Сибири. – 2012. – № 6. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-na-kafedre-terapevticheskoy-stomatologii (дата обр.: 15.12.2016).
13. Погорелова И.Г., Жукова Е.В., Калягин А.Н. Использование Case-метода в высшем медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал. – 2010. – № 2. – С. 147–149.
14. Проект CROESUS – улучшение навыков клинического мышления с использованием симуляций и алгоритмов / Clinical Reasoning Skills Enhancements with the Use of Simulations and Algorithms [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.croesus.eu/.
15. Русакова М.М., Серикова Т.М. Кейс–технологии на занятиях английского языка в медицинском университете // Медицинское образование в XXI веке: традиции и инновации. Материалы XX Межрегиональной учебно-методичес-кой конференции 22 апреля 2015г. – Архангельск, 2015. – С. 130–132.
17. Центр информации по генетическим и редким заболеваниям Национального института здоровья США // Genetic and Rare Diseases Information Center [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rarediseases.info.nih.gov/.
18. Электронные обучающие ресурсы на основе технологии Moodle для сети образовательных порталов MEFANET [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moodle.mefanet.cz/.
19. Юшманова Т.Н., Скрипова Н.В., Драчев С.Н., Поливаная Е.А., Сивков А.Н., Капшина О.Я. Кейс-технология как инновационный метод в преподавании ортопедической стоматологии. // Медицинское образование в XXI веке: традиции и инновации. Материалы XX Межрегиональной учебно-методической конференции 22 апреля 2015 г. – Архангельск, 2015. – С.140–142.
20. Barrows H.S. A taxonomy of problem-based learning concepts. Med Educ. 1986; 20 (6): 481–486.
21. Cook D.A. Web-based learning: Pros, cons, and controversies. Clinical Medicine. 2007; 7: pp. 37–42.
22. Crowe S., Cresswell K., Robertson A., Huby G., Avery A., Sheikh A. The case study approach. // BMC Medical Research Methodology. 2011 June 27;11:100.
23. e-Learning Unit (ELU), St. George’s University of London, UK [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sites.elu.london/virtual_patients/examples.htm.
24. Irby D.M. Three Exemplary Models of Case-based Teaching. // Academic Medicine – 1994. – №12 – pp. 947–953.
25. MEFANET (MEdical FAculties NETwork), сеть порталов медицинских факультетов Чехии и Словакии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mefanet.cz/index-en.php.
26. Open Labyrinth/ Virtual patients and education research [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://openlabyrinth.ca.
27. Potomková, Jarmila et al. Medical Education for YouTube Generation. E-Learning – Engineering. On-Job Training and Interactive Teaching. 2012, pp.
157–176.
28. Shulman, L.S. Toward a Pedagogy of Cases. In Case Methods in Teacher Education, J. H. Shulman, ed., pp. 1–30. New York: Teachers College Press, 1992.
29. Spiro, R J. et al, Knowledge Acquisition for Application: Cognitive Flexibility and Transfer in Complex Content Domains. In Executive Control Processes, B. C. Britton, and S. Glynn, eds., pp. 177–200. Hillsdale, New Jersey: Erlbaum, 1987.
30. Thistlethwaite JE, Davies D, Ekeocha S, Kidd JM, MacDougall C, Matthews P, Purkis J, Clay D. The effectiveness of case-based learning in health professional education. A BEME systematic review: BEME Guide No. 23. [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22578051.
31. Unis A., Khubrani R.A., AlHweti, A. Impact of Emerging Web Technologies in Undergraduate Medical Education Process in the University of Tabuk // Conference proceedings. New perspectives in science education. 2014. Vol. 36, p. 308, Padova, libreriauniversitaria.it Edizioni.
В настоящее время для обучения и повышения квалификации специалистов за рубежом применяется и активно развивается Кейс-метод (Case Based Learning). Это «исследовательский подход, который используется для глубокого и многогранного понимания сложной проблемы в контексте реальной жизни» [22].
Кейс-метод принципиально отличается от проблемно-ориентированного обучения [20] тем, что осуществляется на конкретных примерах. Кейсы в области медицины являются интерактивным средством анализа конкретной ситуации, отражающей состояние здоровья пациента, проведения дифференциальной диагностики и выбора лечебной тактики.
Актуальность применения кейс-метода в российском медицинском образовании определяется Федеральным государственным образовательным стандартом, в котором обращено внимание на необходимость использования активных и интерактивных форм проведения занятий: «компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии и др.» [16]. Применение кейс-метода дополняет традиционные методы обучения (лекции и практические занятия) и направлено не столько на получение новых знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности [3].
Кейс-метод, применяемый в медицине, включает набор клинических случаев, которые предлагаются пользователям в процессе обучения для анализа в интерактивном режиме. Использование мультимедиа технологий при реализации медицинских кейсов помогает им достичь лучшего понимания сложной проблемы пациента, например, при диагностике редкого заболевания. Кейс, как правило, включает объективные данные пациента: фото и видео материалы осмотра с комментариями лечащего врача и других специалистов, записи характерного голоса больного, результаты проведенных исследований, а также формулировки вопросов, возникающих в процессе диагностики. Важными составляющими кейс-метода являются оценка действий пользователя и объяснение допущенных ошибок.
Развитие Web-технологий предоставляет возможность удаленным пользователям проводить виртуальную диагностику в режиме дистанционного доступа. Цель данной работы – обзор отечественных и зарубежных публикаций по медицинским кейсам современных Web-приложений по обучению диагностике болезней на основе кейс-метода.
Обзор отечественных и зарубежных публикаций по медицинским кейсам
Актуальность использования Case-метода в российском медицинском образовании находит свое подтверждение во многих публикациях. Так, например, авторы учебного пособия «Интерактивные методы обучения в медицинском вузе», отмечают, что основная функция кейс-метода – учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом.
Кейс активизирует студентов, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями. Авторы дают подробное описание и классификацию учебных кейсов и отмечают важность использования ситуационных задач в образовании [1].
В работе «Интеллектуальный анализ медицинских данных с использованием кейсовой технологии» автор описывает учебный кейс по интеллектуальной обработке медицинской информации, который «способствует формированию таких качеств будущего специалиста, как умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий, способность к поиску новых знаний, способность вырабатывать модели решения проблем, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения» [11]. В работе «Алгоритм составления кейса в процессе освоения клинических дисциплин в медицинском вузе» авторы описывают структуру элементов для реализации метода case-study. Они представляют алгоритм формирования кейса по дисциплине «Клиническая медицина» и отмечают, что «кейсы создают впечатление «реальности» рассматриваемых ситуаций и, следовательно, стимулируют глубокое погружение студента в процесс анализа и взаимодействия с партнерами» [2]. Авторы работы «Организация самостоятельной работы студентов на кафедре терапевтической стоматологии» отмечают, что метод «case-study» активизирует самостоятельную работу студентов и описывают «клинические ситуационные задачи» как форму этого метода [12].
Медицинский кейс представляет собой клиническую ситуационную задачу, которую должен решить обучающийся, и эта задача может быть представлена в разных формах. Существуют учебные кейсы в форме текстовой и графической информации. Например, такие кейсы в виде методического материала в формате PDF размещены на портале National Center for Case Study Teaching in Science [10]. Эти кейсы доступны для свободного просмотра и могут быть полезны не только студентам, но и преподавателям. Однако, как отмечают авторы статьи «Использование Case-метода в высшем медицинском образовании», в последнее время все популярнее становится мультимедиа-представление кейсов [13].
Зарубежная практика медицинского образования также подтверждает актуальность кейс-метода. Среди ранних публикаций по данной теме – работа «Three exemplary models of case based teaching», в которой автор, ссылаясь на Спиро и Шульмана, соглашается с тем, что лучший путь освоить «мудрость практики» – это опыт [28, 29] и приводит три концепции обучения кейс-методом:
• case-bedside teaching (обучение теории в классе и практика у кровати пациента),
• case-didactic teaching (учебные кейсы сведены к минимуму, на первом плане – лекции по темам, которые были в кейсах),
• case-iterative teaching (глубокое изучение сложных клинических случаев «шаг за шагом») [24].
Авторы работы «The effectiveness of case-based learning in health professional education: A BEME systematic review» обсуждают результаты проведенного исследования по анализу эффективности применения кейс-метода на основе экспертных оценок и делают вывод, что подавляющее большинство студентов считают полезным использование кейсов, это улучшает их обучение, а преподаватели отмечают, что кейс-метод вдохновляет и мотивирует студентов к обучению [30].
В ряде работ авторы отмечают важность современного медицинского образования с использованием обучающих Web-сайтов и Интернет-приложений. Так, автор статьи «Web-based learning: pros, cons and controversies» подтверждает тот факт, что образование на основе Web-технологий будет развиваться в медицине, поскольку имеет много преимуществ по сравнению с традиционными методами: возможность дистанционного обучения, легкость обновления курса, гибкий график, индивидуализация образования, инновационные методы обучения и автоматизация ведения учебной документации [21].
В статье «Medical Education for YouTube Generation» авторы уделяют внимание актуальности онлайн-обучения, а также повышению мотивации студентов к обучению через использование современных технологий, которые на сегодняшний день стали неотъемлемой частью образовательного процесса в медицине [27]. В работе «Impact of Emerging Web Technologies on Undergraduate Medical Education Process in the University of Tabuk» приведены результаты проведенных по теме исследований. Авторы статьи констатируют факт, что использование Web-технологий стало одним из самых важных средств при получении медицинского образования [31]. По данным исследования, около 90% студентов университета Табук (Саудовская Аравия) используют Web-технологии с целью успешного окончания учебы. Таким образом, на основе публикаций зарубежных коллег можно получить не просто представление о том, что «Case-метод – это хорошо», но «Case-метод – это хорошо и этому есть практические подтверждения в виде готовых продуктов» и сделать однозначный вывод об актуальности использования Web-кейсов в современном медицинском образовании.
Аналитический обзор Web-приложений
В настоящее время растет популярность интерактивных учебных кейсов, представленных в виде Интернет-приложений. Такой кейс не требует установки приложения на компьютер, достаточно иметь доступ в Интернет, при этом интерактивность обеспечивается моментальной обратной связью.
Интерактивный кейс как правило включает иллюстрированный материал и видеосюжеты, дающие представление о проблемах пациента, которые обучающийся решает в процессе прохождения кейса. Такой подход к обучению позволяет мыслить шире, чем при использовании обычных тестовых заданий с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответа.
Интерактивные кейсы представлены на сайтах некоторых медицинских образовательных учреждений и в Интернет-версиях медицинских журналов. Например, сборник интерактивных медицинских кейсов представлен на сайте New England Journal of Medicine [5]. Кейсы представляют собой иллюстрированные интерактивные материалы, которые в определенной последовательности выдаются пользователю.
Среди этих материалов могут быть данные виртуального пациента из кейса: анамнез, результаты исследований и др. Прежде всего, пользователь получает многоаспектную информацию о пациенте с использованием видео, анимации, рисунков, графиков, схем. Через определенное количество шагов, он получает возможность выбрать то или иное действие, назначить обследование, выдвинуть гипотетический диагноз, и т д. Система дает оценку действиям пользователя, иногда пошагово отображая верные и неверные ответы. В ряде случаев окончательная оценка отображается после прохождения всех его этапов.
Международный медицинский портал Univadis предоставляет врачам возможность Онлайн обучения на основе анализа большого количества обучающих материалов – интерактивных клинических случаев [9]. Ряд медицинских образовательных учреждений также располагают кейс-ориентированными Web-ресурсами, в частности, портал Genetic and Rare Diseases Information Center, принадлежащий Национальному институту здоровья США [17].
На портале представлены обучающие ресурсы по редким генетическим заболеваниям, в частности, интерактивный методический материал «Rare Diseases and Scientific Inquiry», представленный в форме Web-сайта. Он содержит анимацию, видео, интерактивные кейсы по лечению пациента с редким заболеванием [6]. Интерактивность учебного материала реализована за счет использования Flash-технологии, программирования Web-страниц (HTML, Javascript). Web-ресурсы с интерактивными клиническими случаями в свободном доступе представлены в таблице.
Web-ресурсы с интерактивными клиническими случаями
Образовательное учреждение, журнал или ассоциация
Платформа или оболочка
MedU (CLIPP, fmCASES, CORE)
Источник: applied-research.ru
Обучение пациентов: определение, преимущества и виды
Обучение пациентов является одним из наиболее важных способов обеспечения того, чтобы люди могли принимать обоснованные решения в отношении своего здоровья. Медицинские работники обязаны делиться с пациентами профилактической и оперативной информацией, а также интерпретировать медицинские результаты для отдельных лиц. Информация о том, кто обучает пациентов и как они это делают, может помочь медицинским учреждениям и специалистам обучать своих пациентов. В этой статье мы рассмотрим определение обучения пациентов, посмотрим, какие специалисты его проводят, как эффективно информировать пациентов и почему обучение пациентов важно.
Что означает обучение пациентов?
Обучение пациентов относится к ситуациям, в которых медицинские работники предоставляют соответствующую информацию тем, кто находится под их опекой. Эта информация может повлиять на медицинские решения пациента, его жизненный выбор или общее поведение. Поскольку обученные медицинские работники анализируют данные, тенденции и медицинскую информацию, они несут ответственность за преобразование этих знаний в то, что пациент может понять. Сами пациенты могут принимать решения о планах лечения или оздоровления на основе полученного ими образования, поэтому обучение пациентов может положительно повлиять на следующие шаги человека.
Преимущества обучения пациентов
Вот несколько причин, по которым полезно обучать пациентов:
Пациенты могут принимать обоснованные решения
Пациент может принять обоснованное решение только в том случае, если медицинские работники предоставят ему всю необходимую информацию, которая может ему потребоваться. Это может включать информацию о вариантах лечения, дополнительных мнениях и тестах, лекарствах, влиянии образа жизни и прогнозах. Профессионалы, такие как медсестры и врачи, часто имеют свои собственные рекомендации, хотя пациент часто решает, как им действовать. Например, врач может предоставить информацию пациенту, которому затем может потребоваться выбор между двумя путями лечения, и врач может помочь пациенту сравнить преимущества и недостатки каждого из них.
Программы для Windows, мобильные приложения, игры — ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале — Подписывайтесь:)
Педагоги используют несколько источников для предоставления вариантов
Иногда может быть несколько методов, которые могут успешно лечить состояния. Медицинские работники, консультирующиеся с несколькими надежными источниками, могут помочь предоставить пациентам альтернативные пути лечения состояния или поддержания хорошего самочувствия. Точно так же разные медицинские работники могут иметь доступ к разной информации. Если медсестра направляет пациента к специалисту, у специалиста может быть более конкретная информация о вариантах лечения, причинах и побочных эффектах.
Профилактическое образование может снизить риски для здоровья
Медицинские работники могут предоставлять информационные ресурсы для поощрения профилактического ухода. Это могут быть советы по здоровому питанию, рекомендуемые упражнения или возрастные рекомендации, такие как витамины. Во время лечения или реабилитации пациента обучение может свести к минимуму будущий риск возникновения дополнительных состояний. Точно так же постоянные усилия, такие как усилия по просвещению населения, могут быть нацелены на конкретные методы, которые могут помочь людям оставаться здоровыми и избегать определенных заболеваний. Предоставление пациентам информации о том, как они могут предотвратить определенные распространенные заболевания, может улучшить их здоровье и может ограничить будущие проблемы со здоровьем, такие как диабет или болезни сердца.
Образованные пациенты могут помочь сохранить данные
Медицинские работники ведут записи пациентов, исследования, историю болезни и некоторые другие медицинские документы и данные, чтобы хорошо выполнять свою работу. Ключевым компонентом обучения пациентов является обеспечение доступа пациентов к информации о своем здоровье. Это побуждает медсестер и врачей регулярно управлять своими данными и обновлять их. С любыми обновлениями специалисты могут выявить пробелы в медицинских записях и гарантировать, что их пациенты получат необходимую помощь.
Обучение пациентов может снизить уровень повторной госпитализации
Эффективное обучение пациентов может сократить количество повторных обращений пациента в определенные учреждения. Обучение пациентов тому, как читать и интерпретировать их данные, может дать пациентам возможность измерять свой прогресс дома. Если пациенты имеют доступ к своим записям и могут понять их, они с большей вероятностью будут следовать необходимым планам лечения. Это может помочь больницам и другим учреждениям сохранить свои возможности, чтобы они могли лечить нуждающихся пациентов с помощью имеющихся у них ресурсов.
Кто отвечает за обучение пациентов?
Обучение пациентов является общей обязанностью нескольких медицинских работников. Вот несколько специалистов, ответственных за обучение пациентов:
- Врачи. Врачи первичной медико-санитарной помощи могут посещать пациентов ежегодно для осмотра или в случае болезни или боли. Важно, чтобы они обучали своих пациентов причинам болезни, вариантам лечения и профилактическому уходу.
- Медсестры: медсестры в таких условиях, как больницы, могут обучать своих пациентов определенному протоколу и оборудованию. Помимо этого, привлечение и обучение пациентов уходу медсестры может помочь подготовить их к лечению и поддержанию своего здоровья после того, как они покинут учреждение.
- Специалисты: Специалисты в определенных областях, таких как сердце или мозг, могут предоставлять узконаправленное обучение своим пациентам. Это может быть информация о том, какие продукты следует есть или избегать, как справляться со стрессом и какие действия пациент может рассматривать как часть своего лечения.
- Педагоги. Профессиональные инструкторы по санитарному просвещению могут проводить образовательные форумы, занятия или семинары для общественности или целевых пациентов по конкретным темам. Например, для пациентов с определенными заболеваниями могут быть доступны групповые ресурсы.
Способы обучения пациентов:
В зависимости от цели обучения врачи или медсестры могут обучать пациента одним или несколькими из следующих способов:
Программное обеспечение
Образовательные программы позволяют пациентам взаимодействовать с веб-сайтом или приложением во время обучения. Это могут быть интерактивные упражнения, онлайн-руководства или другие образовательные материалы, которые пациент может использовать в медицинских учреждениях или самостоятельно. Часто компьютерные образовательные ресурсы могут иметь в конце викторину для проверки знаний пациента.
Видео
Видеоресурсы имеют уникальный интерактивный компонент для визуалов. С помощью видеороликов актеры могут продемонстрировать, как использовать оборудование, или обсудить передовой опыт профилактического ухода. Педагоги могут рассмотреть вопрос о предоставлении письменных расшифровок или описаний видео для некоторых пациентов.
Демонстрации
Демонстрации показывают, как работают определенные задачи или процедуры. Медсестры могут проводить демонстрации один на один с пациентами, чтобы показать им, как может работать определенное оборудование или как считывать определенные точки данных. Например, если пациент получает новое оборудование для контроля артериального давления, медсестра может сначала выполнить действия над собой.
Письменные материалы
Письменные учебные материалы могут предоставить пациентам пошаговую информацию о том, как выполнять определенные задачи, например принимать лекарства. Письменные материалы могут также включать рисунки и диаграммы, которые могут быть полезны пациентам.
Списки приема и выписки
Медицинские работники могут предоставлять пациентам учебные материалы при поступлении или выписке из учреждения. Рекомендации по приему могут включать стандартные процедуры, ожидания и любую информацию о конкретном пациенте, которая может отражать определенные состояния. Материалы для выписки и рецепты могут включать в себя информацию о врачах, у которых пациент должен наблюдаться, и рецепты, которые пациент должен принести в аптеку.
Источник: buom.ru
Типы обучающих программ (виды программирования)
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, и б) разветвленные программы Н. Краудера.
1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на основе бихевиористского направления в психологии.
Он выдвинул следующие требования к организации обучения:
Ø При обучении учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов».
Ø Обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время был «деловит и занят», чтобы он не только воспринимал учебный материал, но и оперировал им.
Ø Перед тем, как перейти к изучению последующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий.
Ø Учащемуся необходимо помочь путем деления материала на небольшие порции («шаги» программы), путем подсказок, побуждений и т.д.
Ø Каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять, используя для этого обратную связь, — не только для формирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.
Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто.
Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Б. Скиннера, обучаемый учится, главным образом, выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого.
Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ — линейные).
2. Разветвленная программа программированного обучения. Ее основоположником является американский педагог Н. Краудер. В этих программах, получивших широкое распространение, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают бόльшие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие познавательную деятельность в основном восприятием и памятью.
Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.
Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С кибернетической точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «черного ящика», что применительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Практика программированного обучения показала непригодность линейных и недостаточную продуктивность разветвленных программ. Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению результатов.
Источник: cyberpedia.su