Уголок природы — часть предметно-пространственной развивающей среды, которая способна реализовать сразу все цели воспитания дошкольника: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и, конечно, экологическое.
Общие требования к уголкам природы
- Для уголка природы выбирают зоны групповой комнаты с хорошим естественным освещением, чтобы растениям было достаточно света.
- Запрещено содержать в групповых комнатах животных и птиц. Для них, при желании, в детском саду отводится отдельное помещение.
- Все материалы, используемые детьми, должны быть безопасными. Поэтому нельзя использовать ядовитые или колючие растения, а также острые орудия труда и ядохимикаты.
- В свободном доступе детей должно быть большое количество дидактического материала и безопасных природных объектов для самостоятельной деятельности по изучению природного мира.
- В уголке должны быть созданы условия для творчества (рисования, лепки, аппликации), должны находиться календари природы и погоды, место для детских работ.
- Содержание уголка природы должно соответствовать возрасту детей.
Уголок природы является самым ярким местом в группе. Его зеленая зона привлекает детей. Здесь дети не только исследуют, изучают и экспериментируют, но и часто просто отдыхают. По этой причине нужно обращать особое внимание на эстетику уголка.
Без лица: воспитатель детского сада рассказывает правду о работе
Уголок природы в младшей группе ДОУ
Прежде всего, уголок природы несет в себе познавательные функции, так как призван знакомить с окружающим миром. Особенно это важно для городских детей, многие из которых даже домашних животных видели только на картинках.
Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с объектами живой и неживой природы, они усваивают классификацию животных на диких и домашних, а также знакомятся со средой обитания. Они начинают знакомиться с миром насекомых, птиц, разными животными. Дети активно изучают растительный мир, они узнают, что есть трава, цветы деревья. Малыши учатся определять погоду (тепло, холодно, дождь и тд), играют с песком и водой.
- Комнатные растения с крупными плоскими листьями, ярко выраженным стволом, а также цветами. Всего — не более 4-5. Идеально подходят: фикус, аралия, колеус, фуксия, герань, китайская роза. За ними удобно ухаживать самостоятельно: протирать листья, поливать.
- Фигурки животных: дикие животные, домашние животные, тематические наборы «ферма», «лес», «птицы» и др. С этими фигурками дети активно играют, усваивая особенности среды обитания и жизни животных, а резиновая или пластмассовая основа позволяют легко проводить гигиеническую обработку.
- Дидактические материалы с изображением животного мира (Разрезные картинки, пазлы, книги-пазлы с изображением различных животных, птиц и насекомых, картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Игры на липучках, вкладыши, лабиринты, картинки для планшетов.
- Макеты (наборы) овощей, фруктов и ягод (чудесный мешочек), игры на липучках, наборы картинок.
- https://www.igrocity.ru/skills/okruzhayushchij-mir/vremena-goda/Материалы о временах года или погоде: сезонное дерево, картинки.
- Календарь природы. В нем содержатся «часы» с временами года, кармашки для рисунков о явлениях природы. И другие пособия, которые можно приобрести в Игросити.
Полезно создать зону для игр с песком и водой. Поэтому в свободном доступе детей должны быть формочки, лопатки, грабельки (наборы для игр с песком), мелкие игрушки, емкости для воды, лейки, плавающие игрушки. В этой зоне нужно разместить детские непромокаемые фартуки и нарукавники, чтобы дети учились быть аккуратными.
Уголок природы в средней группе
Дети среднего дошкольного возраста постигают окружающий мир через игру и экспериментирование. Они усваивают много новой информации и должны иметь возможность закреплять ее.
Дети средней группы расширяют знания о животных, соотнося их со средой обитания: тропические, полярные, животные пустыни; об особенностях их существования и питания. Они узнают о строении растений и функциях каждой части, распознают растения леса, луга, реки и понимают особенности экосистемы.
Средние дошкольники понимают изменения в жизни людей, связанные со сменой времен года. Они способны осознавать значение человека в сохранении природы. Всему этому их учит уголок природы.
- Новые растения: бегония, алоэ, агава, фиалки и др. У растений различные листья и за ними нужен разный уход. Полезно держать одинаковые растения, отличающиеся по цвету (фиалки, герань, бегония), чтобы можно было сравнивать.
- Для ухода за растениями в уголке имеются щеточки, губки, ведерки, лейки, пульверизатор, палочки для рыхления почвы. Для защиты одежды нужны нарукавники и фартуки. Организуется дежурство в уголке природы под руководством взрослых.
- Календарь природы для обозначения времени года и погоды. Обычно он выглядит как часы с рисунками и кармашками. На каждый день предусмотрены специальные картинки или листочки нужного размера и карандаши (фломастеры), чтобы дети могли сами рисовать погодное явление.
- Дидактические игры и пособия:
Расширяются наборы животных, птиц, насекомых, ягод, овощей и фруктов. Они носят более узкую (специализированную) тематику, например, животные севера, тропиков и т.д. В таких наборах встречаются птицы, насекомые, элементы экосистемы (пальмы, деревья и т.д.). В наборы овощей и фруктов добавляются экзотические: банан, апельсин, ананас.
У детей среднего дошкольного возраста наибольший интерес к дидактическим играм. Поэтому важно дать возможность детям постигать мир в игре. Предложите детям лото, домино, вкладыши, пазлы, пятнышки, мемо, игры-прищепки, развивающие игры и демо-карточки, сезонные деревья, рамки-вкладыши, книги-пазлы, 3D-доски на тему природы: растения, животные и их детеныши, рыбы и морские обитатели, птицы, насекомые времена года, овощи, фрукты, грибы и т.д. Дети с удовольствием рассматривают демо-картинки, наборы фотографий, книги о природе. - Наборы природного материала: семена, перья, камни, шишки, желуди. Можно предложить детям гербарии, оформленные таким образом, чтобы дети не могли их испортить.
- Оборудование для экспериментирования:
материал для опытов: песок, глина, сахар крупы, камни, бумага, сухие листья, небольшие металлические предметы; - оборудование: увеличительные стекла, емкости для воды, песка и материалов, магниты.
В средней группе опыты проводятся только под руководством взрослых. Начиная со средней группы для оформления уголка природы можно использовать лэпбук – методическое пособие в виде папки-раскладушки с карманчиками или конвертами, где расположены материалы по одной тематике.
Уголок природы в старшей и подготовительной группах
Старшие дошкольники уже имеют достаточно знаний о мире вокруг них. Они готовятся к школе, а, значит, их интересы выходят за пределы видимого: им интересны небесные тела (космос), подземный мир (минералы и камни), микромир. Они понимают понятие экосистемы Земли и учатся беречь свою природу. Кроме того, они учатся экспериментировать, а для этого нужны специальные условия.
- Растения, разнообразные по виду, строению, уходу и размножению: луковичные, вьющиеся, стелющиеся, прямостоячие, разны по форме и цветкам. Можно использовать: цикламен; кливию, примулу, традесканцию, виноград (комнатный), плющ, рассада овощных культур, лимон и др. В уголке может находится 10-12 растений.
- В уголке имеется необходимое оборудование для ухода за растениями и фартуки и нарукавники. В этом возрасте дети дежурят в уголке природы самостоятельно, но педагог должен позаботиться о сигнальных карточках для напоминания или запрета определенных действий. Помочь в этом могут смайлики.
- Календари природы представляют собой расширенный календарь с числами и датами и кармашками для рисунков явления природы. Полезно использовать Дневники наблюдений.
- Дидактические материалы:
- знакомые детям со средней группы развивающие игры: лото, домино, мемо, 3Dдоски, пазлы на специализированные темы природы.
- игры и пособия о мире динозавров;
- игры и пособия на тему «Космос»;
- игры и пособия на экологическую тему: тропа, маршрут, «комодики» для мусора, игровое поле – это новые возможности для деятельности детей;
- игры и пособия на тему «география»;
- специализированные наборы о породах собак и кошек.
- Наборы для опытов. В старшем дошкольном возрасте организуется настоящая детская лаборатория, где может расположиться макет солнечной системы, электронный конструктор, наборы для опытов, лупы, магниты, весы, наборы самоцветов и минералов, емкости для песка, воды и других материалов, сами материалы: песок, глина, семена, крупы и т.д.
- Книги на природоведческую тему. Полезно иметь большой набор энциклопедий для детей с доступным материалом и яркими картинками.
Выбирайте и заказывайте игры для уголка природы в Игросити!
Светлана Садовникова, педагог-психолог
13.04.2021
Источник: www.igrocity.ru
памятка для воспитателей «Использование комнатных растений по возрастным группам»
Памятка содержит рекомендации для воспитателей по уходу за комнатными растениями для каждой возрастной группы в соответствии с ФГОС ДО. Так же в памятке сформулированы задачи по уходу за комнатными растениями в уголках природы по каждой возрастной группе.
Оценить
1406 0
Содержимое разработки
Памятка для воспитателей
«Использование комнатных растений согласно
возрастным группам»
Бальзамин, фикус, хлорофитум, кливия, бегония (по 2-3 экземпляра)
Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин (по 2-3 экземпляра)
Бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула
Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, драцена, колеус, плющ
Бегония Рекс, узумбарская фиалка, алоэ, герань, хлорофитум, камнеломка, традесканция, кринум, сансевьера, бальзамин, фикус.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санпин 2.4.1.3049
Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санпин 2.4.1.1249-
При организации экологических пространств (уголки природы, комнаты природы, фитоогород, фитобар и др.) соблюдают следующие требования:
-предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим
аллергены в помещении;
— для поддержания чистоты осуществляют ежедневный уход за растениями;
-уход за растениями (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ.
Задачи 1 младшей группы:
1.Помогать детям замечать красоту природы.
1.Воспитывать бережное отношение к растениям.
Трудовые поручения: В первой младшей группе за комнатными растениями ухаживает воспитатель. Дети только наблюдают за его работой.
Задачи 2 младшей группы:
1.Познакомить с комнатными растениями и их названиями;
2.Формировать умение детей определять части растений (лист, стебель, цветок);
3.Формировать умение различать растения по их индивидуальным внешним признакам (цветки: сколько их, цвет, запах; листья: размер, окраска);
4.Формировать умение правильно держать лейку;
Трудовые поручения (под наблюдением воспитателя):
2.Протирание, крупных листьев, тряпочкой.
Наблюдения в уголке природы:
В ходе наблюдения детей учат способам обследования: потрогать, обвести пальцем, посмотреть на растение на свету, в тени, через лупу, показать примерный размер.
Наблюдения носят кратковременный, игровой характер, направлены на
развитие положительных эмоций.
Задачи средней группы:
1.Продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе;
2.Приучать детей заботиться о растениях;
3.Формировать умение более точно описывать растения (форма листьев), различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);
4.Формировать умение определять политые и не политые растения по состоянию земли;
5.Познакомить с правилом: после поливки растений в лейку надо налить воды и оставить её до следующего дня;
6.Знакомить с жизнью растений в течение всего года.
2.Протирание крупных листьев, влажной тряпочкой;
3.Учить детей самим мочить и отжимать тряпочки;
4.Совместное мытье растений.
Наблюдения в уголке природы: В сравнительных наблюдениях
комнатных растений, дети, с помощью воспитателя, учатся выделять особенности листьев и устанавливать способы их мытья: кожистые крупные листья нужно мыть тряпочкой или губкой опущенные и бархатистые –мягкой кисточкой или щеточкой; мелкие, нежные листья –опрыскивать.
Дети усваивают простейшие правила:
Вода не должна быть холодной (воду нужно отстаивать);
Избыточный полив вреден для растений.
Дети учатся устанавливать необходимость полива по цвету почвы, по наличию трещинок на почве. Важно формировать у детей умение определять состояние растения по внешнему виду: ухоженное, здоровое растение хорошо выглядит, цветёт (если оно из группы цветущих), листья хорошо развиты, нет засыхающих, повреждённых и сухих, есть молодые листья, которые нормально развиваются, нет вредителей, почва в горшке рыхлая. Неухоженное растение, больное или старое, выглядит непривлекательно, листья имеют повреждения, их окраска не соответствует
норме (желтые, бледные, а у окрашенных рисунок не яркий), они не цветут, почва плотная –комом. С помощью воспитателя дети устанавливают вероятные причины неблагополучия растения, а также способы их устранения.
Так же детям интересны сравнительные наблюдения за растениями одной группы: разных видов комнатной герани (зональная, крупноцветковая,
душистая), бегоний (всегда цветущая, Рекс, клубневая), бальзамин, различных сортов фиалок.
Задачи старшей и подготовительной групп:
1.Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития
растений (разный уход за разными растениями);
2.Формировать умение более точно описывать растения, отмечая существенные особенности, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и
3.Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их жизни на родине, знать особенности размножения растений);
4.Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые;
5.Воспитание бережного отношения к растительному миру;
6.Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле.
В форме дежурства
2.Протирание и мытьё растений;
4.Обрезка сухих листьев;
5.Помогают воспитателю при пересадке (определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера и т.д.).
Наблюдения в уголке природы:
Особый интерес детей представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Это сложный вид наблюдений, поэтому важно использовать специальные мерки маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков. Периодичность
таких наблюдений — не чаще одного раза в неделю. Отмеченные наблюдения можно фиксировать в календаре наблюдений с обязательным указанием даты наблюдения. Хорошо, если для таких наблюдений используются сорта с разнообразной окраской листьев, наличием цветных пятен. Это лучше с методической точки зрения: молодые листья у таких растений по окраске отличаются от старых.
МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга»
Источник: www.prodlenka.org
Комнатные цветы в групповой: почему нельзя ставить?
Приветствую Вас, дорогие читатели моего блога! С Вами снова я, Татьяна Сухих! Все родители мечтают о том, чтобы их чадо, пребывая в детском саду, находилось в таком же здоровом микроклимате, как и дома. Чтобы обеспечить подобную обстановку, необходимо обзавестись растительностью. С помощью них удается создать уют в помещении, а также наладить эстетическую сторону.
Комнатные цветы в групповой могут выступать не только предметом интерьера, но также и элементом живого уголка в жизни детей. Одна из моих читательниц поинтересовалась, почему нельзя ставить комнатные цветы в ДОУ?
Почему не разрешают
Дело в том, что среди этих «питомцев» существуют запрещенные разновидности, которые могут быть очень опасными для здоровья ребенка. Основываясь на принципах выбора комнатных цветов для детского сада, можно создать прекрасный, а главное безопасный зеленый уголок. Детям будет интересно не только сам процесс ознакомления с конкретными разновидностями растительности, но также и научиться правильно за ними ухаживать, ведь для хорошего самочувствия и полноценного развития очень важна окружающая атмосфера.
Список запрещенных растений:
- определенные виды имеют колючки либо заостренные листья, о которые дети могут пораниться (роза, кактус, определенные разновидности алоэ);
- некоторые из них насыщены ядовитым соком, который при взаимодействии с кожей может привести к сильным ожогам (диффенбахия, алоказия, кротон и другие);
- у отдельных представителей растительного мира есть красочные плоды, которые могут приводить к появлению серьезнейших расстройств: тошноты, рвоты, болезненности в области живота.
Какие растения можно ставить в ДОУ
Между прочим, чтобы организовать красивый и интересный уголок для детей в саду, подойдет довольно таки много типов растений. Предлагаем вашему вниманию самые популярные из них:
- хлорофитум, гибискус, бальзамин. Этим представителям требуется много света. В жару они могут довольно хорошо себя чувствовать при температуре до 25 градусов, в холодное время года температура снижается до 4 градусов. Поливать в период активного роста их следует как можно обильнее, в холодное время года более умеренно. Опрыскивание рекомендуется проводить по несколько раз в течении дня;
- бегония. Цветок требует умеренного освещения, прекрасно себя чувствует в полутени. Оптимальная температура составляет около 25 градусов, поливать следует аккуратно и умеренно, но часто. Стоит делать акцент на регулярном опрыскивании;
- таким видам, как драцена, аспарагус, плющ требуется достаточно яркий и насыщенный свет, который должен быть рассеян с помощью тюли. В жаркое время года показатели температуры могут достигать 21 градуса со знаком плюс, в холодное время года вполне приемлемо на пару градусов понизить температуру. Нужно обеспечить систематическое опрыскивание;
- примула и фиалка. Необходимо обеспечить насыщенное и яркое освещение. В жаркое время года значения температур могут достигнуть 25 градусов, в холодное до минус 19. Советуют обеспечить качественный и систематический полив. Влажность воздуха должна быть умеренной, так как листва не любит опрыскиваний, потому поблизости с цветком рекомендуется разместить глубокое приспособление с водой;
- таким растениям, как щучий хвост, герань либо фикус идеально подойдет довольно яркий, но рассеянный свет. В жаркое время года температура может достигнуть 18 градусов, а в холодное -16. Поливать необходимо очень аккуратно и в умеренных количествах, в холодное время года нужно обеспечить скудный полив. Один раз в семь дней следует тщательно протирать листву с помощью влажной губки.
С целью облегчения труда работников ДОУ, в каждом из таких заведений должен присутствовать паспорт комнатных цветов. Я привела вам примерный список с названиями наиболее удачных экземпляров, которые станут выигрышным вариантом для оформления зеленого уголка.
По каким принципам нужно выбирать растения
В процессе организации зеленого и цветущего уголка нужно проявить ответственность и серьезный подход. Для этой цели необходимо обязательно придерживаться целого ряда принципов:
- Прежде всего, нужно подумать о безопасности. Нельзя размещать на подоконниках и в других зонах ДОУ цветы, насыщенные ядовитым соком. Не подходят также и колючие разновидности с разными ягодами. У маленьких детей очень пытливый ум, потому они не за что не упустят возможности попробовать ягодку, висящую на деревце в саду. Не стоит также размещать представителей растительности с «пушком» и пыльцой. На листве обычно собирается очень много пыли, что может вызвать сильную аллергию. Ярким образцом может стать фиалка.
- Также стоит обратить внимание на неприхотливость в уходе за комнатными цветами. Принимая во внимание тот факт, что ухаживать за уголком будут работники ДОУ, лучше выбирать простые и неприхотливые экспонаты. Если говорить конкретнее, то это те разновидности, которые не нужно часто обрезать, подкармливать либо постоянно поддерживать влажность воздуха в определенных условиях.
- Фильтрация воздуха. Необходимо обращать внимание на те разновидности растений, которые являются не только безопасными, но также и полезными для детского здоровья. Многие цветы способствуют эффективной очистке воздуха от пыли, поглощения вредных и ядовитых компонентов.
В каждом дошкольном учреждении должна быть картотека с фото и картинками разрешенных и запрещенных видов комнатных цветов. Предлагаю вам купить книгу http://www.labirint.ru/books/382261/, в которой представлены предметные иллюстрации цветов и их модели по уходу за ними.
Выбираем цветы с учетом возрастных групп
Для каждой отдельной группы в детском саду должны выбираться растения индивидуально. К примеру, если для самых маленьких важны размеры и яркость, то для более старших детей будут идеальными такие типы, за которыми они будут ухаживать совместно с педагогами в ДОУ, приобщаясь к этому увлекательному занятию.
- для первой и второй младшей группы будет вполне достаточно разместить композиции с большими цветами и листьями. Предпочтение отдается цветущим композициям, различным по своей высоте, размерам и цветовой гамме. Идеально подойдет бегония или гибискус;
- в средней группе детского сада необходимо расширить цветочный ассортимент. Теперь зеленый уголок может состоять примерно из дюжины разных цветочных экземпляров. Комнатные растения должны отличаться по размерам листвы и форме, строению стебля. Это возраст, когда у ребенка возникает желание сравнивать представителей по их внешним данным;
- старшая группа предполагает расширение выбора, к которому каждый малыш должен иметь доступ. Отличительной чертой является то, что педагоги могут обучать деток основным принципам ухода за растениями, ученики могут наблюдать за процессом и даже принимать в нем свое участие. Следует выращивать по несколько разновидностей одного цветка, чтобы обеспечить более верное представление об определенном представителе цветущего мира;
- в подготовительной группе дети не только могут получить знания теории, но также и реализовать их в жизни. Они могут теперь поливать растения небольшими лейками, тщательно рыхлить землю, делать опрыскивания и протирать поверхности листвы с помощью тканевой влажной салфетки. Именно по этой причине сразу несколько представителей растительности должны быть с крупной листвой, чтобы детки могли без проблем избавиться от пыли. Ребенок в состоянии уже полностью определить, когда ему поливать и заниматься опрыскиванием, развивает в себе ответственность.
В качестве заключения
Ознакомьтесь с универсальным наглядным пособием, которое называется комнатные растения . Раздаточные карточки. Они годятся для применения на любых занятиях, играх, а также самостоятельных игр детей.
Удобное пособие, которое можно применять для самостоятельной деятельности маленьких человечков в игровых формах, на любых занятиях. К каждой иллюстрации прилагается описание, стихи, загадки, написание русскоязычных и англоязычных слов. Применяя текст картотеки дети могут составить рассказ с деталями по описанию http://www.uchmag.ru/estore/e274864.
Как правильно ухаживать за растениями, как они питаются и размножаются, какие из них разновидности съедобны, а какие нет, для чего их нужно опылять https://book24.ru/product/rasteniya-169131/?partnerId=915020.
На это у меня все, дорогие посетители моего блога! С Вами была Татьяна Сухих! Не забывайте делиться полезным материалом и подписывайтесь обязательно на обновления. Для вас будет еще очень много чего интересного!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Комнатные цветы в групповой: почему нельзя ставить?
Опубликовано: 24.04.2017
Приветствую Вас, дорогие читатели моего блога! С Вами снова я,…
Сценарий: экологический праздник в рамках проведения субботника
Опубликовано: 10.06.2017
Здравствуйте, мои хорошие читатели! С вами Татьяна Сухих и сегодня…
Как развить образное мышление у ребенка?
Опубликовано: 18.06.2017
Здравствуйте читатели и гости блога. С вами Татьяна Сухих, на…
Источник: metodbv.ru