Какие типы обзорных тем представлены в школьных программах по литературе

Программа по литературе для 9-11 классов содержит особые разделы, не имеющие аналогий в программе предшествующих лет обучения. Это так называемые обзоры (обзорные темы). Условно можно выделить 2 их типа: собственно обзорные темы («Из литературы 18 века») и обзорное изучение творчества писателя (В. Жуковский и К. Рылеев).

Они появляются на том этапе литературного курса, когда в нем отчетливо проступает историко-литературная основа, и становятся одним из средств создания этой основы. Преобладающее внимание в старших классах уделяется монографическому изучению творчества писателей.

На обзорные темы отводится несравненно меньше времени, однако значение их в курсе велико: давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и представление о литературной обстановке определенных эпох, обзоры помогают школьникам понять русскую литературу как явление движущееся и меняющееся, увидеть процесс ее развития. Принципиальная особенность обзорных тем в том, что они ориентируют на охват в небольшое время значительного количества разнохарактерных сведений.

«Когда и зачем в России начали изучать литературу в школе? История школьного канона».

При освоении материала, даваемого обзорно, старшеклассникам приходится брать на веру без самостоятельного исследования и оценки, обращаться не столько к художественным произведениям, сколько к учебнику, заниматься не эстетически-оценочной деятельностью, а систематизацией сведений и запоминанием их. За многие годы в школе сложился определенный, можно сказать, «типовой» подход к обзорным темам этого типа.

В сжатом виде план их изучения выглядит так: характеристика основных исторических и общественно-политических событий эпохи (периода), отражение их в искусстве этого времени, общая картина литературной жизни данного периода (литературный стиль, проблематика произведений, литературная борьба), крупнейшие художники слова. Приведенный план почти неизбежен при изучении обзорных тем, раскрывающих определенные периоды развития литературы.

Другим типом обзорной темы, как отмечалось выше, является сжатая характеристика творчества писателя. Здесь дается сжатое, но емкое представление о личности писателя, подчеркивается самое главное, самое ценное, что делает этого художника неповторимой личностью и определяет его значение в русской культуре.

Все обзорные темы при разнородности рассматриваемого материала имеют общие трудности для изучения: в них содержится много сведений из истории и литературы, о которых у школьников нет предварительных представлений и которые в связи с этим нелегко усваиваются, 9-тиклассникам в ряде случаев приходится судить о произведениях; главным источником и объектом изучения чаще становится учебник, чем художественный текст. Частичное преодоление этих трудностей возможно при четком построении уроков (логике плана), тщательном отборе фактов и художественного материала и продуманной организации самостоятельной деятельности школьников.

Основными методами в работе над обзорными темами являются объяснительно-репродуктивные (в форме лекций учителя). Однако их следует сочетать с поисковыми и исследовательскими действиями учащихся. В лекцию учителя целесообразно включать сообщения учеников по конкретной теме.

Читайте также:
Утилиты это программы для тестирования и обслуживания устройств компьютера

УДИВИТЕ ОКРУЖАЮЩИХ СВОИМИ БЛЕСТЯЩИМИ ПОЗНАНИЯМИ В ЛИТЕРАТУРЕ #литература #classic #викторина

Рекомендуется широко использовать в обзорах художественное рассказывание; при отсутствии времени на чтение оно в какой-то мере восполняет «дефицит общения» с литературными произведениями при изучении обзорных тем. Может включаться в урок и чтение произведений или фрагментов из них – в виде записей мастеров художественного слова, заранее подготовленного исполнения учеников или выразительного чтения самого учителя.

Большое значение приобретает работа с учебником: составление планов и тезисов к главам, где освещаются обзорные темы, конспектирование их. Особую роль в изучении обзорных тем играет наглядность. Целостность художественного процесса и его закономерности рождают общность тематики и образа героя в искусстве каждой из эпох.

Поэтому демонстрация произведений живописи и скульптуры, прослушивание музыки обогащает восприятие рассматриваемого обзорно литературного материала и усиливают его эмоциональное воздействие. «Смежные искусства» могут присутствовать на уроках в виде выставок репродукций с картин художников определенного периода. Часто используется сопоставление литературных образов с выражающими сходные идеи образами живописцев.

Нужно при этом помнить, что живопись или музыка не являются иллюстрациями литературных произведений, они выражают время своими средствами, но их демонстрация на уроках вводит в атмосферу искусства эпохи, дает наглядный ее образ. Это облегчает запоминание всего материала. Обзорные темы – важнейший раздел литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупнейших явлениях русской литературы складываются в систему, и ученики выносят из школы элементарное представление об истории русской литературы в ее движении и развитии.

Практика изучения обзорных тем (на примере конкретной методической темы)

Готовясь к лекции, учитель прежде всего ищет ключевую проблему обзора, которую предстоит решать на уроке. Например, в обзорной лекции, посвященной литературе «серебряного века», можно просто факт за фактом рассказать об основных вехах эпохи, художественных принципах ведущих направлений, характере литературной борьбы. Но гораздо интереснее решать в лекции один из проблемных вопросов, связанных с общественно-культурной ситуацией рубежа столетий (Это типичное явление для всех национальных литератур или оно является особенностью только русской литературы? Чего больше в культуре рубежа веков — следования традициям или новаторства?).

На вводном уроке к циклу занятий формируем у одиннадцатиклассников представление о собирательном образе поэта «серебряного века», его отличительных чертах: раннее яркое начало, поразительная трудоспособность, эрудиция, универсализм, трагичность мировосприятия, горение, порыв, вера в преобразующую силу искусства. Возможно несколько вариантов решения данной проблемы. Традиционный путь – включение в учительскую лекцию «поколенческих» характеристик, которые ученики фиксируют в форме тезисов. Другой вариант – выступления учащихся с краткими информативными сообщениями, дополняющими лекцию учителя, также часто практикуется в старших классах. Сообщения готовятся несколькими учениками по одному из источников, где дается обобщенная характеристика персоналий «серебряного века» (очерки из сборников «Некрополь» В.Ходасевича, «На Парнасе Серебряного ве-

Читайте также:
Программы похожие на speed gear

ка» С. Маковского и др.). Данная форма работы позволяет не только познакомить учащихся с важной информацией, но и является обзором литературы по изучаемому периоду, к которой учащиеся могут обращаться при самостоятельной работе над темой.

На первом же занятии по теме «Серебряный век» русской поэзии» важно сформировать у школьников осознанное отношение к предстоящей деятельности на уроках, объединенных в тематический цикл, определить «ориентиры» восприятия данного раздела программы. Такими «ориентирами» может стать составление

кратких «летописи» и «словаря эпохи», а также составление сводной таблицы, в которой фиксируются эстетические программы основных художественных систем «серебряного века».

Источник: infopedia.su

Монографические и обзорные темы школьного курса литературы

1. Моно – один, тема, посвященная изучению одного автора. С 5 по 8 класс практически все темы монографического характера, там нет и не может быть обзорных тем.

2. 9 класс – появляются обзорные темы наравне с монографическими, возникает какое-то соотношение, где каких тем больше. В 9-10 классе – преобладают монографические, немного обзорных, в 11 – преобладают обзорные, немного монографических.

Типы обзорных тем.

1. Обзор введения – три урока 9,10,11 классы (первые уроки) – дать установку к изучению курса литературы в конкретном классе.

2. Собственно обзорная тема – 9 класс – Рылеев, Жуковский, 10 класс – 2 урока – Фет – 1 час, Тютчев – 1 час.

3. Обзорное изучение отдельно взятого произведения в составе монографической темы.

4. Обзорное изучение отдельно взятого произведения. Например: Булгаков «Мастер и Маргарита» — текст романа, Платонов «Котлован», Шолохов «Тихий дон» — 11 класс

А.С.Пушкин Текст (подробно)
10 класс Текст (подр. моногр.) Преступление и наказание (1866) «Бедные люди» (1845) — обзор «Идиот» «Братья Карамазовы» «Бесы»

Ф.М. Достоевский

2. Цель – образовательная, воспитательная, развивающая

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания – нет.

III. Объяснение нового материала:

1. Сведения о писателе (модель урока по биографии писателя – 6 позиций).

2. Характеристика творчества (общая)

— характеристика – экономическая, политическая, характеристика эпохи

— характеристика факта, связанного с личностью писателя, заявленного в программе по литературе

Читайте также:
Какое расширение имеют файлы программы блокнот

(Знать типы обзорных тем,модель урока по обзорной теме)

Обзорное изучение — это не поверхностное изучение, а специфическое изучение материала по литературе, связанного с характеристикой главного, существенного, основного, требуется четкий отбор материала, разнородного, разнохарактерного, который может быть уложен в 45 минут.

С чем связано появление обзорных тем в 9 классе. В 9 классе начинается изучение курса литературы на исторической основе, т.е. процесс, поэтому с одинаковой степенью глубины и полноты все вопросы рассмотреть не удается, поэтому какие-то темы уходят в обзор. Особенно актуально для 11 класса, потому что времени столько сколько есть (136ч.) а сложных объемных текстов достаточно много.

Вопросы к экзамену

Источник: mydocx.ru

3) особ-ти лит-ного процесса данной эпохи (доминирующие жанры и роды; основные лит-ные объединения, общества, журналы; знакомство с самыми яркими писателями; тип героя, характерный для этой эпохи; тип конфликта).

Обзорные темы изучаются лишь в старших классах, позволяют увидеть место литературы среди других видов искусств. Важно изучить не случайность любого конкретного явления. Развивает умение сбора и анализа информации

1. Обзорное изучение культуры определенной эпохи, или литературные процессы определенного периода: культура древней Руси, эпоха серебряного века.

2. Обзорное изучение одного или нескольких писателей, чье творчество изуч. монографич. (Отцы и дети) Цель: осознание закономерности развития культуры, ее уникальности и связи с другими эпохами.

9 – 11 классы: античность, средние века, древняя Русь, классицизм. литерат. произвед. 1 половины 19 века, серебрян. век

I. Характеристика исторической эпохи:

Рассказать о событиях, которые обусловили духовный облик времени.

Основные закономерности развития искусства в определенную эпоху: в отдельности о каждом произведении не рассказываем.

Особенности литературного процесса конкретной эпохи – основное доминирующее направление, основные роды и жанры, особенности тематики и проблематики, новый герой, стиль.

Технология – основные трудности — это большой объем материала.

принцип системности в отборе материала

фрагменты этих произведений нужно включать в обзор

Характерные приемы на этапе восприятия материала

— работа со смежными видами искусства

Характерные приемы на этапе присвоения

— установочный вопрос для осмысления сквозных линий

— художественное отображение концепции эпохи

— создать символический образ эпохи (домашняя работа)

Связь обзорной и монографической темы: обзорная тема – подготовка к изучению монографической: — формирование представлений о сквозных линиях эпохи, где уч-ль уже заранее упоминает о тех произв-х, которые будут изуч-ся монографически; — обращение к тем писателям, чье тв-во будет изуч-ся.

II. Обзорное изучение творчества писателя. Основная задача – показать личностное и творческое своеобразие писателя.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru