Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают младшим школьникам в правильном образовании предложений, в грамматически точном их использовании.
Термин «синтаксис» в современной лингвистике применяется в двух значениях: 1) синтаксический строй языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка и 2) раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, т.е. синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
Согласно В.А. Белошапковой, «синтаксис — это высший грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим и изучающий, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой, — те единства, в составе которых эти правила реализуются». В интерпретации Г.А. Золотовой, «синтаксис — это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Соответственно, синтаксис как наука изучает средства и способы построения связной речи и прежде всего его коммуникативных единиц — предложений».
Русский язык 5 класс (Урок№12 — Синтаксис и пунктуация.)
В соответствии с этапами синтезирования речи, синтаксис членится на три комплексных раздела:
1) Синтаксис частей речи (словосочетания, присловных связей, синтагматический синтаксис) — изучаются сочетательные возможности слова, способы их реализации (согласование, управление, примыкание и др.) и выражаемые ими отношения.
2) Синтаксис предложения — описываются внутренняя структура, коммуникативные типы, предикативность и модальность, семантика и синонимические преобразования простого и сложного предложения как целостной предикативной и полипредикативной единицы, а также виды и способы выражения отношений, формирующих сложное предложение — сочинения и подчинения.
3) Актуальный синтаксис, синтаксис текста — исследуется актуализация предложения, т.е. те модификации, которые оно претерпевает при вхождении в диалогический или монологический текст.
Минимальной единицей синтаксиса является синтаксическая форма слова (или синтаксема). Из синтаксических форм образуются словосочетания и предложения. Предложения, в свою очередь, соединяются в сложные предложения, а также образуют «максимальную» синтаксическую единицу — текст.
Синтаксическая форма слова может использоваться в предложении прямо, независимо от другого слова (В саду все стихло) или входить в предложение за главным, подчиняющим словом, т.е. быть компонентом словосочетания (Беседка стояла в саду).
Словосочетанием в научной грамматике называется не просто пара слов, которая может быть вычленена из предложения, а пара синтаксических форм, которая входит в предложение как один компонент (хотя и делимый на члены предложения, например на определяемое слово и определение). Словосочетание — это лексико-грамматическое единство, которое создает расчлененное обозначение единого понятия (новый дом, каменный дом, высокий дом; быстро бежать, бежать домой, бежать по дороге). Словосочетание лишено признаков предложения, т.е. не является единицей общения, не содержит утверждения или отрицания, не оформлено интонационно. Оно характеризуется определенной структурой: наличием главного и зависимого слов. По главному слову определяются различные группы словосочетаний: глагольные (войти в дом, перейти улицу); наречные (очень громко, слишком сладко); именные (дом отца, твердый в решении).
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline
Предложение как единица речи — необходимый минимум для выражения мысли. Предложение как смысловая и структурно- грамматическая единица характеризуется тем, что выражает законченность. При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениям.
Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение (Прилетели певчие птицы) или отрицание (Осень еще не наступила). Текст и предложение называют коммуникативным уровнем синтаксиса. Слова и словосочетания, т.е. то, из чего слагаются предложения, представляют докоммуникативный уровень синтаксиса.
Любое предложение в русском языке в отличие от слова и словосочетания имеет два основных характерных признака, это: 1) интонация сообщения и 2) предикативность, т.е. соотнесенность высказываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего-либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обоих этих признаков для предложения обязательно. Так как предложение — единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложение имеет три аспекта характеристики:
1) формальная организация предложения (структурная схема со значением предикативности, парадигма предложения);
2) семантическая структура предложения;
3) коммуникативная организация предложения (функция предложения).
Структурная схема (или грамматическая основа предложения в школьной программе) — это «имеющий свою формальную организацию и своё языковое значение, синтаксический образец, по которой может быть построено отдельное нераспространенное (элементарное) предложение».
N 1 <> V f <> — предикативная связь
(имя…) (глагол финитный)
Весна пришла. Я учусь.
Формы слов, образующие структурную схему, называются компонентами структурной схемы и являются в предложении его предикативным центром (главные члены предложения).
Второстепенные члены предложения являются распространителями его структурной схемы. Второстепенные члены или поясняют один из главных членов предложения, образуя с ним словосочетание (висели перед крыльцом, висели неподвижно; ветви берёз, прозрачные ветви), или относятся к предикативному ядру в целом (в половине десятого). Второстепенный член предложения может быть также подчинен другому второстепенному члену (плакучих берёз).
Семантическая структура предложения — это его абстрактное языковое значение, представляющее собой отношение семантики компонентов, формируемых взаимным действием грамматического и лексического значения членов предложения.
Приспособление грамматической структуры предложения в результате включения в ту или иную речевую ситуацию к задачам коммуникации есть актуальное членение предложения, сущность которого заключается в следующем: на первое место ставится известное из предшествующего контекста или из ситуации, т.е. тема («данное»), на втором — другой компонент предложения, то, ради чего оно создается — рема («новое»). Актуальное членение предложения осуществляется в речи с помощью порядка слов и интонации. Обычно тема произносится с повышением тона и отделяется от ремы паузой: Даша и Коля / приехали сегодня в два часа дня — выделена рема. При прямом («объективном») порядке слов тема предшествует реме: В глубокой песчаной яме / светилось маленькое озеро.
В зависимости от положенного в основу классификации признака в русском языке различаются предложения:
1) по структуре — простые (состоящие из одной предикативной единицы) и сложные (состоящие из двух и более предикативных единиц);
2) по характеру выражаемого в них отношения к действительности — утвердительные и отрицательные;
3) по цели высказывания (каждое из них может стать восклицательным) — повествовательные, вопросительные и побудительные;
4) в зависимости от наличия одного или двух главных членов в качестве организующих центров предложения — односоставные и двусоставные;
5) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения -распространенные и нераспространенные;
6) по наличию или частичному отсутствию всех необходимых членов данной структуры предложения — полные и неполные;
7) при наличии или отсутствии возможности членения предложения, т.е. выявления в его составе отдельных членов — синтаксически членимые и нечленимые (слова-предложения).
Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения в том виде, в каком она существовала в первых русских учебниках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившейся на две части — на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно связано с морфологическим учением о частях речи и их формообразовании.
Так была создана морфологическая схема, которая до сих пор используется в школьной практике. По этой схеме подлежащее может быть выражено только именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначен глагол или глагол-связка в соединении с другой частью речи; остальные члены предложения выражены существительными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и признаются второстепенными, т.е. необязательными.
Но учащиеся в речевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в схему, и это подсказывается языковым чутьем. Например: У меня болит голова. В школе 29 классов. Ветром снесло крышу.
Итак, синтаксис — это правила соединения слов, это законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа речевого поведения и взаимопонимания. Основная единица синтаксиса — предложение. Русское предложение располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур.
Источник: studbooks.net
Русский язык с методикой преподавания (ПНК). Документ 25. Тест начат Среда, 13 июля 2022, 12 36 Состояние
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 23.45 Kb.
Тест начат | Среда, 13 июля 2022, 12:36 |
Состояние | Завершено |
Завершен | Среда, 13 июля 2022, 13:02 |
Прошло времени | 25 мин. 54 сек. |
Баллы | 29,00/30,00 |
Оценка | 96,67 из 100,00 |
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Изложение как речевое упражнение позволяет достичь следующих целей: (выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа)
Выберите один ответ:
a. развитие связной речи, формирование орфографического навыка
b. развитие памяти, формирование умения писать под диктовку
c. обогащение словаря, обучение списыванию
d. развитие речи, усвоение алгоритма языкового разбора
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какая орфограмма изучается в начальной школе?
Выберите один ответ:
a. правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
b. правописание приставок на -З и –С
c. правописание безударных личных окончаний глаголов
d. правописание Н и НН в наречиях
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какая орфограмма НЕ изучается в начальной школе?
Выберите один ответ:
a. правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
b. раздельное написание предлогов, слитное написание приставок
c. обозначение на письме звонких и глухих согласных
d. правописание непроизносимых согласных
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие виды речевой деятельности (внешняя речь) развиваются в начальной школе? Выберите строку, в которой перечислены ВСЕ правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. чтение, письмо, говорение
b. чтение, письмо, говорение, слушание
c. говорение, слушание
d. чтение, письмо
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие грамматические умения являются морфологическими умениями?
Выберите один ответ:
a. умения выделять основу предложения
b. умения выполнять звуко-буквенный анализ слова
c. умения разбирать слова по составу
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие грамматические умения являются синтаксическими умениями?
Выберите один ответ:
a. умения различать части речи и их основные формы
b. умения разбирать слова по составу
c. умения выполнять звуко-буквенный анализ слова
d. умения выделять основу предложения
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие методы обучения русскому языку представляют собой группу методов обучения с точки зрения организации учебного процесса? Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. связное сообщение учителем учебного материала, метод беседы учителя с учениками, самостоятельная работа учащихся под руководством учителя
b. сообщения новых знаний; закрепления знаний и автоматизации умений и навыков; учета и проверки знаний, умений и навыков
c. словесные методы; наглядные методы; практическая работа
d. аналитические, синтетические, аналитико-синтетические
Вопрос 8
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие методы обучения русскому языку представляют собой группу методов обучения по источнику знаний, получаемых учащимися? Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. аналитические, синтетические, аналитико-синтетические
b. сообщения новых знаний; закрепления знаний и автоматизации умений и навыков; учета и проверки знаний, умений и навыков
c. связное сообщение учителем учебного материала; метод беседы учителя с учениками; самостоятельная работа учащихся под руководством учителя
d. словесные методы; наглядные методы; практическая работа
Вопрос 9
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие методы обучения русскому языку представляют собой группу методов обучения с точки зрения учебных задач, стоящих перед учителем на различных этапах урока или системы уроков? Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. сообщения новых знаний; закрепления знаний и автоматизации умений и навыков; учета и проверки знаний, умений и навыков
b. словесные методы; наглядные методы; практическая работа
c. аналитические, синтетические, аналитико-синтетические
d. связное сообщение учителем учебного материала; метод беседы учителя с учениками; самостоятельная работа учащихся под руководством учителя
Вопрос 10
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие методы обучения русскому языку представляют собой группу методов обучения с точки зрения тех познавательных операций, которые дети выполняют в процессе приобретения знаний по языку? Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. сообщения новых знаний; закрепления знаний и автоматизации умений и навыков; учета и проверки знаний, умений и навыков
b. аналитические, синтетические, аналитико-синтетические
c. словесные методы; наглядные методы; практическая работа
d. связное сообщение учителем учебного материала; метод беседы учителя с учениками; самостоятельная работа учащихся под руководством учителя
Вопрос 11
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие разделы языкознания изучаются в начальной школе? (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
Вопрос 12
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие структурные компоненты присутствуют в уроке повторения и систематизации изученного материала? Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. контрольная работа, первичное закрепление
b. подготовка к изучению нового материала, изучение нового материала, первичное закрепление
d. вторичное закрепление, составление итоговой обобщающей таблицы
Вопрос 13
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие структурные компоненты присутствуют в уроке усвоения новых знаний? Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. вторичное закрепление, составление итоговой обобщающей таблицы
b. контрольная работа, первичное закрепление
c. опрос и тренировочные упражнения
d. подготовка к изучению нового материала, изучение нового материала, первичное закрепление
Вопрос 14
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие темы программ по русскому языку относятся к разделу «Изучение синтаксиса»? (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. звуки и буквы
Вопрос 15
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие типы повторения выделяются в методике русского языка? Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. индивидуальное, групповое, домашнее
b. классное, домашнее
c. повторение в начале учебного года, текущее, тематическое, итоговое
d. систематическое, текущее, тематическое, групповое
Вопрос 16
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие умения необходимы для овладения буквами, алфавитом? (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. правильно выделять корень слова, приставку, суффикс и окончание
b. безошибочно соотносить буквы со звуками, как при чтении, так и на письме
c. правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их в случаях отчетливого звучания (сильные позиции)
d. правильно воспринимать, записывать все буквы
Вопрос 17
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие части речи изучаются в начальной школе? (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. имя существительное
c. имя прилагательное
Вопрос 18
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какими умениями должны обладать дети, чтобы написать сочинение? (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. выполнить звукобуквенный анализ всех слов
b. понять и раскрыть тему сочинения
d. составить план и писать по плану
Вопрос 19
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Каковы формы письменной проверки знаний? Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. диктант, изложение, сочинение
b. диктант, устный опрос, тестирование
c. пересказ, тестирование, интервьюирование
Вопрос 20
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Каковы формы устной проверки знаний? Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
b. диктант, изложение, сочинение
c. пересказ, тестирование, интервьюирование
d. диктант, устный опрос, тестирование
Вопрос 21
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какое из ниже названных упражнений НЕ является упражнениями по развитию речи?
Выберите один ответ:
d. заучивание наизусть
Вопрос 22
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Методика сочинения включается в себя этапы: (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. самостоятельное написание сочинения
b. выписывание из текста слов с неизученными орфограммами
c. вступительная беседа
d. составление плана
Вопрос 23
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Назовите методы индивидуальной проверки. Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. использование сигнальных карточек, контрольное списывание
b. диктант, изложение, коллективный опрос
c. коллективный опрос, использование сигнальных карточек
d. диктант, изложение, сочинение
Вопрос 24
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Назовите методы фронтальной проверки. Выберите строку, в которой перечислены только правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
a. коллективный опрос, использование сигнальных карточек
b. использование сигнальных карточек, контрольное списывание
c. диктант, изложение, коллективный опрос
d. диктант, изложение, сочинение
Вопрос 25
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Рабочие материалы при подготовке к изложению — это
Выберите один ответ:
a. названия пунктов плана
c. опорные слова и выражения, важные для передачи содержания текста
d. слова, которых нет в тексте, но которые надо добавить в свой текст
Вопрос 26
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Сколько ступеней включает в себя процесс формирования орфографического навыка?
Выберите один ответ:
Вопрос 27
Баллов: 0,00 из 1,00
Текст вопроса
Что может быть источником материала при написании сочинений? Выберите строку, в которой перечислены ВСЕ правильные варианты ответа.
Выберите один ответ:
b. произведения искусства, собственные наблюдения
c. материалы экскурсий, произведения искусства
d. собственные наблюдения, произведения искусства, материалы экскурсий
Вопрос 28
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Что надо знать для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа? (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется
b. названия разделов языкознания
c. орфографическое поле, необходимое для проверки
d. опознавательные признаки данной орфограммы
Вопрос 29
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Что такое изложение?
Выберите один или несколько ответов:
a. составление плана «чужого» текста
b. создание собственного сюжета текста
c. воспроизведение содержания «чужого» текста
Вопрос 30
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Что такое орфографическая зоркость?
Выберите один ответ:
a. способность списывать без ошибок
b. способность обнаруживать орфограммы в слове
c. способность проверять орфограммы по правилу
Источник: topuch.com
1. Анализ программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов в.В. Бабайцевой
Разделы программы имеют 2 рубрики:
1. определяется круг теоретических сведений и правил;
2. перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
Выделяются программой вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» — и начинается основной курс морфологии. В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 — изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке».
б) Сущность и значение объяснительной записки:
В объяснительной записке автор начинает разговор с роли русского языка в культуре русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение. Перечисляются основные цели преподавания русского языка: формирование учащихся умения грамотно и полноценно использовать богатство языка в речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуре речевого общения.
1. Развивать речь учащихся.
2. Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
3. Дать учащимся представление о роли языка в обществе, в мире; обеспечить усвоение определенного круга знаний, а также сформировать умения применять эти знания на практике.
В записке идет объяснение некоторых моментов. Например, автор говорит о том, что в программе использованы в основном традиционные для школы понятия и разделы, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы. Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков, нормами литературного языка.
Особенность программы — усилие практической направленности обучения нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол — наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное — количество предметов и порядок их при счете).
Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного и наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречии.
в) Принцип распределения часов по разделам и темам.
Принцип распределения часов обусловлен следующими особенностями программы: повторение проходит в конце года, в начале года проводятся вводные уроки, а в 5 классе выделяются вводный и основной курсы. Исходя из этого, распределения часов идет следующим образом:
Введение — 2 ч. Вводный курс включает в себя следующие разделы: морфология и орфография (20 ч.), синтаксис и пунктуация (40 ч.). Основной курс содержит: фонетика, графика, орфография, орфоэпия (15 ч.), морфемика, орфография (38 ч.), лексика (18 ч.) Далее идет изучение грамматики. Сюда входит раздел «Морфология» (20 ч.), где проходит изучение имени существительного. Повторение — 12 ч. Развитие речи — 34 ч.
Введение — 1 ч. В этом классе идет изучение большого раздела морфологии. На это отводится 128 часов. Из них на изучение глагола — 45 ч., имени прилагательного — 27 ч., имени числительного — 14 ч., наречия — 22 ч., местоимения — 20 ч. Повторение — 11 ч. Развитие речи — 30 ч.
Введение — 1 ч. Продолжается изучение морфологии и рассматриваются служебные части речи. Разделы: Морфология — 133 ч. Из них: Причастие — 38 ч. Деепричастие — 11 ч. Предлог — 11 ч. Союз — 11 ч. Частицы — 19 ч. Междометия — 3 ч. Повторение — 39 ч. Развитие связной речи — 34 ч.
Введение — 1 ч. Изучается большой раздел «Синтаксис и пунктуация» (66 ч.) В него входят: Введение — 3 ч. Словосочетания — 3 ч. Предложения — 3 ч. Главные члены предложения -5 ч. Второстепенные члены предложения — 5 ч. Односоставные предложения — 8 ч. Полные и неполные предложения — 2 ч. Предложения с однородными членами — 10 ч. Предложения с обособленными членами — 18 ч. Предложения с вводными словами, словосочетаниями, обращениями — 9 ч. Повторение — 18 ч. Развитие связной речи — 17 ч.
Введение — 1 ч. Продолжается изучение синтаксиса и пунктуации (28 ч.) рассматриваются следующие темы: Сложное предложение — 1 ч. Сложносочиненные предложения — 3 ч. Сложноподчиненные предложения — 13 ч. Сложные бессоюзные предложения — 4 ч. Сложные предложения с различными видами связей — 3 ч. Предложения с чужой речью (Способы передачи чужой речи) — 4 ч. Изучение темы «Общие сведения о русском языке» — 3ч. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах — 19 ч. Развитие связной речи — 17 ч.
Источник: studfile.net