Какие существуют коррекционные программы

Иногда родители детей с особенностями развития оказываются на распутье, в какой детский сад отдать своего ребенка: в частный или государственный, обычный, надеясь, что ребенок догонит сверстников, или в компенсирующий.

Что такое коррекционный детский сад?

Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей.
Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи.
Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме.
Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение.

Коррекционная школа за и против.


Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе.
Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия.
Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Виды коррекционных детских садов

Виды коррекционных детских садов раньше определялись категориями воспитанников:
1-2 — неслышащие и слабослышащие дети;
3-4 — незрячие и слабовидящие;
5 — дети, имеющих тяжелые нарушения речи;
6 — дети с патологией опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП)
7 — дети с задержкой психического развития (ЗПР и ЗПРР).
8 — дети, имеющие интеллектуальную недостаточность (умственную отсталость) и с расстройством аутистического спектра (РАС).

Сейчас все чаще встречаются сады комбинированного вида, где в здании одного детского сада могут быть общеобразовательные группы и группы компенсирующей направленности.

В компенсирующие детские сады для глухих и слабослышащих детей прием осуществляется по направлениям ПМПК с 1,6 до 7 лет в младшие, средние, старшие и подготовительные группы со щадящим режимом или круглосуточного пребывания.

Основные коррекционные занятия проводятся дефектологом-сурдопедагогом (развитие речи, слуховое восприятие, обучение звукопроизношению, помощь в использовании слуховых аппаратов), логопедом, психологом. Воспитатели и другие специалисты проводят занятия по музыке, физическому, художественно-эстетическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром. Дети находятся под постоянным наблюдением врачей соответствующего профиля.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды в инклюзивном пространстве школы. Секрет

Компенсирующие сады для детей с нарушением зрения оснащены специальным оборудованием и пособиями для незрячих и слабовидящих детей (шрифт Брайля, оптические, технические средства, аудиобиблиотеки, рельефный наглядный материал). Поскольку нарушение зрения влияет и на развитие устной и письменной речи, создающее трудности в общении и в дальнейшем получении общего образования, кроме воспитателей с детьми работают дефектологи-тифлопедагоги, врачи (офтальмолог, психоневролог и педиатр), логопеды, музыкальный работник и другие специалисты. Щадящий режим даёт возможность для восстановления зрения.
Детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические сады. Основным инструментом общения людей является речь, а количество детей, имеющих речевые проблемы, с каждым годом растет, поэтому практически в каждом дошкольном учреждении работает логопед. Но есть также логопедические группы в садах комбинированного вида, логопункты в компенсирующих садах и логопедические сады. Как разобраться, в какой мере нужен логопед ребёнку?
Логопедическая группа в садах комбинированного вида (старшая и подготовительная) предназначена для обучения детей с незначительными, поддающимися коррекции, нарушениями речи. Посещение такой группы может быть рекомендовано ПМПК с 4 лет (иногда – с 3 лет). В этом возрасте дети начинают осознавать свою речь, а специалисты диагностируют нарушения. Специальное оснащение группы, особый режим дня, небольшое количество детей, интенсивная индивидуальная работа и коррекционная направленность занятий в течение всего дня — условия, которые при регулярном посещении сада обеспечивают устранение речевых дефектов и квалифицированную подготовку к школе.

Направления в логопедические группы детских садов выдаются детям с сохранным интеллектом и слухом по рекомендации ПМПК.

Если ребенок не говорит в возрасте 3-4 лет, кроме задержки речевого развития имеется и задержка психического развития, эмоционально-волевой сферы. Для комплексного решения проблемы они могут быть направлены в компенсирующий детский сад (7 вид), в группу для детей с ЗПР и ЗПРР.

В логопедический сад попадают дети с тяжелыми нарушениями речевой функции (например, с алалией). Основное время обучения в строгом распорядке дня отводится на коррекцию речевых нарушений, формирование правильного звукопроизношения, артикуляционной гимнастике, развитию фонематического слуха. Также обязательно проводится логопедический массаж. По адаптированным образовательным программам с детьми работают дефектологи, логопеды, психологи, используя эффективные формы работы: фронтальную, способствующую формированию навыков слушания, узнавания и исправления речевых ошибок; занятия в микрогруппах, объединяющие малышей с похожими дефектами, индивидуальную — основную в коррекции речевых нарушений для каждого ребенка.

Воспитатели проводят занятия по основным предметам. Большое внимание уделяется музыкальным занятиям, развитию чувства ритма.

В коррекционных детских садах для детей с нарушениями других функций (проблемы слуха и зрения), имеющих ещё и вторичные речевые расстройства, открывают логопункт, функционирующий с учетом основной коррекционной программы.

Детские сады для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП имеют хорошую материально-техническую базу: специальные спортивные площадки, бассейн, тренажерные и спортивные залы, компьютерные классы, кабинеты специалистов для проведения коррекционных занятий и лечебных процедур (физиотерапия, ЛФК, массаж, водо- и грязелечение), оснащены медоборудованием, колясками, приспособлениями для передвижения, обеспечены специальными игрушками, дидактическими пособиями. Коррекционные занятия проводят педагоги-дефектологи, логопеды, инструкторы ЛФК, наблюдают врачи: ортопеды, психиатры, неврологи.

Причиной для направления в сады для детей с задержкой психического развития (ЗПР) является нарушение темпа развития, при котором отдельные психические функции (память, мышление, моторика, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера) не соответствуют принятым возрастным нормам. Дети с ЗПР обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в дошкольном и младшем школьном возрасте успешно преодолевают отставания. С помощью педагогов-дефектологов, детских психологов, неврологов, психиатров и других специалистов они приобретают знания, умения и навыки, догоняя в развитии своих нормотипичных сверстников. При успешной коррекции ежегодно, по заключению ПМПК, дети могут быть переведены в детский сад другого вида.

Для детей с нарушениями аутистического спектра во многих городах России создаются бюджетные центры аутизма, специалисты которых оказывают помощь детям с нарушениями психики. В центрах помимо школ есть дошкольные отделения, осуществляющие подготовку особенных детей к обучению в школе. Принцип преемственности и непрерывного образования дает возможность выпускникам такого детского сада безболезненно продолжить обучение в начальной школе в привычной среде.

В коррекционные сады VIII вида для детей с диагнозом «Умственная отсталость» принимают детей 4-8 лет с неосложнённой формой интеллектуальной недостаточности. Основная деятельность специалистов направлена на развитие нарушенных функций с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка и подготовку к обучению в специальной коррекционной школе.

Детей с тяжёлой формой умственной отсталости и нарушениями психики направляют в учреждения социального обеспечения и здравоохранения.

Родители детей, имеющих явно выраженные и тяжелые нарушения, однозначно выбирают коррекционный сад.

В тех семьях, где растёт малыш с незначительными, на взгляд родителей, проблемами, и возникает дилемма, в какой же сад отдавать ребенка, в общий или в коррекционный.

Например, часть родителей считает, что в логопедическом саду их ребенок, имеющий незначительные дефекты речи, станет разговаривать еще хуже, общаясь с детьми, у которых отклонения очевидны и более сложные. Логопеды отвечают на это, что имеющиеся навыки речи ребёнок не потеряет, а регулярные занятия со специалистами любому пойдут на пользу.

Многочисленная группа родителей боится отдавать ребенка в коррекционный сад, несмотря на показания, так как это может закрыть двери для их ребенка в престижную школу или лицей. Это действительно так, но относится только к детям с серьёзными нарушениями, плохо поддающимися коррекции. Напомним, что цель пребывания ребенка в специализированном детском саду – получить квалифицированную помощь в коррекции дефектов развития речи и максимально эффективно подготовить его к школе.

Стыдясь диагноза, который может стать препятствием к получению наилучшего образования их ребенком, и удовлетворяя свои амбиции, некоторые родители устраивают детей в обычный сад. Тем самым они часто обрекают малышей на одиночество среди здоровых сверстников и отсутствие необходимой помощи специалистов.

Среди родителей бытует мнение, что резкая смена детского сада или группы способствует возникновению стресса у детей, поэтому не хотят переводит ьсвоего ребенка из обычного сада в коррекционный. Но если ребёнок поменял коллектив для того, чтобы устранить проблемы развития, то он вместе с необходимой помощью специалистов получил ещё и первые навыки стрессоустойчивости. После детского сада будет школа и взрослая жизнь, а от стрессовых ситуаций оградить невозможно. Избежать сильного стресса малышу может помочь соблюдение правил адаптационного периода.

Инклюзивное образование в России

Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС законодательно обеспечивают право любого человека на образование, независимо от его физических, психических и интеллектуальных особенностей и возможностей.

Инклюзивное образование обозначено в государственном стандарте как передовая система совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей.

Инклюзия может оказать помощь особенному ребенку, сделать добрее и отзывчивее нормотипичных детей, но для этого необходимы определенные условия:

  • нарушения в развитии ребенка с ОВЗ не должны быть тяжелыми (легкая форма может успешно нивелироваться при взаимодействии со здоровыми детьми, но при нарушении интеллекта, слуха, зрения посещение таких групп не принесёт малышу ожидаемых результатов, да и ПМПК рекомендует детское учреждение, соответствующее дефекту развития;
  • занятия по индивидуальной образовательной программе дадут положительный результат только при условии компетенции воспитателей в области инклюзивных технологий и соответствия стандарту педагога.
Читайте также:
Open server одновременный запуск и использование нескольких копий программы невозможны

Политика государства в отношении развития и образования детей с ОВЗ подразумевает модернизацию среды: улучшение материально-технической базы, подготовку кадров, изменение сознания граждан. Идеи и проекты инклюзивного образования все еще далеки от совершенства по объективным причинам, ведь в жизни мы пока часто встречаем:

  • воспитателей, не готовых работать с многочисленной детской группой, в составе которой может оказаться один или несколько детей с ограниченными возможностями;
  • родителей здоровых детей, не желающих понимать проблемы чужого особенного ребенка, и их детей, отказывающихся общаться в группе с «не таким, как все».

Иногда особенный ребенок, по убеждению и желанию родителей, попадает в обычный садик, и для детей группы, в которую его определили, начинается невыносимая жизнь. Мама считает, что общение с окружающими детьми позитивно влияет на её малыша, а родители остальных детей будут винить особенного ребенка во всех негативных метаморфозах, происходящих с их детьми, пусть даже особенный ребенок будет совершенно не при чем. В этой ситуации от общения разных по развитию детей страдают все: обычные дети избегают контакта с особенным, получая негатив от этого общения; ребенок с ОВЗ оказывается непонятым и одиноким; нервничают родители всех детей; воспитатель уделяет много внимания одному ребенку, обделяя других, либо – наоборот, причём ни то, ни другое не способствует гармоничным отношениям в группе. А чтобы воспитывать милосердие, необходимо равномерное внимание педагога ко всем детям. В итоге коррекции недостатков развития ребенка, нуждающегося в ней, не происходит, а здоровые дети чувствуют себя некомфортно или проявляют равнодушие, а порой и агрессию по отношению к ребенку с ОВЗ.

Инклюзивная система образования широко обсуждается, имеет свои плюсы и минусы, но пока в России она не прижилась — слишком много изменений в обществе должно для этого произойти.

Есть родители, которые считают, что лучше подготовить ребенка с ОВЗ к школе без посещения ДОУ, занимаясь индивидуально со специалистами и не травмируя психику малыша, но лишая его возможности полноценной социализации. Также эффект от ежедневных занятий квалифицированных специалистов с особенными детьми в коррекционном саду несопоставим с полезностью эпизодических занятий дома или в дополнение к обычному детскому саду.

Решая вопрос о том, какой сад должен посещать ребенок, стоит прислушаться к мнению специалистов и рекомендациям ПМПК. Без особой необходимости ребенка с незначительными нарушениями в коррекционный сад не отправят.

Желаем всем родителям оставаться благоразумными и действовать в интересах своего ребенка!

Источник: emberint.ru

Особая школа для особенных детей

Что значит коррекционная школа и какие классы есть?

Что такое коррекционная школа и какие классы существуют

Коррекционная школа — это образовательная организация, где обучают ребятишек с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей деток, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.

Алфавит Школьник для детей 7-14 лет таб., 60 шт.

Чем отличается от обычной

Основное отличие коррекционной школы от обычной в том, что здесь учитывают особенности физического и интеллектуального развития ребенка:

  • небольшие классы, от 6 до 15 человек;
  • предметы ведут преподаватели со специальным образованием, прошедшие курсы и повышение квалификации для работы с особенными детками;
  • ребенок не чувствует себя «белой вороной», он в среде таких же, как и он;
  • часть предметов исключают из учебной программы, остальные предметы адаптируют и дают в объеме, комфортном для усвоения ребятишками.

Виды коррекционных школ

Государство коррекционные школы относит к образовательным учреждениям, где создают условия для получения образования деткам с ограниченными возможностями здоровья. В понятие «ограниченные возможности здоровья» попадает и школа для умственно отсталых детей, и для глухих, слепых, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Какие бывают по форме обучения:

  • специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
  • коррекционная общеобразовательная;
  • общеобразовательная школа-интернат.

В зависимости от патологии ребенка, его направляют в образовательное учреждение определенного вида. Всего есть 8 видов коррекционных школ:

  • для глухих детей;
  • для слабослышащих, но сохранивших остаточный слух и самостоятельную речь;
  • для незрячих;
  • для слабовидящих;
  • для ребятишек с тяжелыми нарушениями речи;
  • для деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой развития;
  • коррекционная школа 8 вида принимает учеников с умственной отсталостью.

Буряк М. В, Шейкина С. А. Функциональная грамотность 2 класс. Тренажер для школьников

Список школ, подходящих для детей с ЗПР

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Прописи многоразовые по Русскому языку и математике с углублениями/ подготовка к школе 1 класс дошкольник 5 6 7 лет

Как выбрать коррекционную школу

Принимаются дети школьного возраста при наличии письменного согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В Москве и МО таких школ огромное количество, расположенных по разным районам и округам столицы.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.

Особая школа для особенных детей

О’Брайен С. “Книга Интерактивная энциклопедия для школьников. Гиффорд К., Мейсон К., О’Брайен С.,…”

Классы для малышей, отстающих в развитии

Отставание в развитии – это не всегда патология или умственная отсталость. Некоторая задержка может быть связана с прохождением беременности или невниманием к младенцу. Маленький человек не отличается от своих сверстников: ну речь похуже или говорить стал позже. Основные проблемы начинаются в школе. Он катастрофически не справляется со школьной программой.

Начинаются «двойки», возмущение педагогов и упрёки родителей. Малыш начинает чувствовать себя самым плохим. Порой, родители награждают маленького человека нелестными эпитетами: «тупица» и пр. На самом деле, малыш просто не в состоянии справится с программой, ему нужен корректирующий класс.

Психолог или педагог, разобравшиеся в ситуации могут предложить родителям перевести ученика в класс коррекции, но не все с этим согласны. Коррекционный класс – это не «класс дураков», а место, где ученику помогут освоить необходимые знания.

Преимущества такого класса:

  • небольшое количество учащихся, что позволяет учителю уделить внимание каждому;
  • профессиональная подготовка педагогов;
  • возможность улучшить свои познавательные способности;
  • возможность получить среднее образование в доступной форме;
  • переход в обычный класс через 2-3 года работы в коррекционном.

Последнее показывает, что класс коррекции предназначен для здоровых учеников, которым что-то помешало сформировать вовремя свои способности. Впрочем, ученик может закончить своё обучение и в корректирующем классе, что не уменьшит его прав на поступление в вуз.

Получить достойное образование имеет право любой ученик, вне зависимости от особенностей его развития. Для каждой группы особенностей есть свои школы или классы.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе.

Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители.

Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Функциональная грамотность 1 класс. Тренажер для школьников

Особенности обучения в специальных ОУ

По каждому предмету создается специальное тематическое планирование. Вспомогательная школа работает по программам коррекции и развития речи (5-го вида):

  • в 1-2-м классе проходят уроки правильного произношения;
  • в классах от 7 до 12 человек;
  • в первой половине дня проводятся уроки, вторая часть посвящается психологическим и логопедическим занятиям;
  • нет уроков иностранного языка, так как особым детям трудно одновременно осваивать программы по двум языкам;
  • проводится интегрированный курс «Окружающий мир и развитие речи»;
  • обучение осуществляется на индивидуальном подходе к каждому ребенку.

В рамках общеобразовательной школы часто создают специальные коррекционные классы, в которых учатся ребята, имеющие нормальное интеллектуальное развитие, но проблемы с речью. После успешного прохождения программы начальной школы такими малышами их отправляют в обычные классы.

Читайте также:
Порядок вызова программ диагностики и обслуживания дисков установите правильный

Обучение по коррекционной программе 7-го вида

По ней обучается особый ребенок, зачисленный в 1-й класс. Вспомогательная школа особое внимание уделяет дополнительному образованию. Помимо уроков, воспитанникам таких ОУ предлагаются кружки и секции спортивного, музыкального, художественного направлений.

Характерна и вариативность в обучении. В частности, на некоторые основные темы педагог уделяет больше часов, чтобы закрепить практические умения и навыки детей. Существует определенный стандарт, разработанный для коррекционных школ каждого типа. Выпускники таких учебных заведений должны соответствовать всем требованиям, указанных в ФГОС.

спецшкола в РФ

Буряк М.В. “Итоговые комплексные работы. 3 класс. Тренажер для школьников. ФГОС” офсетная

Как обучают в школе 1 вида

Дети в школе 1 вида воспринимают все через зрение и осязание. Им трудно определять свойства, причины и следствия. Их мыслительные процессы основаны на образах и действиях, а не на речи. В обучении задействуют специальную акустическую аппаратуру, сурдоаппаратуру. С учителем и между собой дети общаются жестами и мимикой.

В класс набирают не больше 6 человек.

Как обучают в школе 2 вида

Слабослышащие дети сохраняют остаточный слух, они накапливают словарный запас. Степень их развития зависит от того, как рано они потеряли способность хорошо слышать. Основной упор в обучении — научить детей зрительному восприятию, чтобы они умели читать по губам и научились читать самостоятельно книги. В классе обучаются не больше 6 человек.

Школа 3 и 4 видов

Незрячие и ослепшие ребятишки, дети с косоглазием, амблиопией воспринимают мир вокруг себя через слух и осязание. Обучение направлено на развитие полисенсорного опыта, чтобы опираться не только на слух и тактильные ощущения, развивать речь. Внимание у таких деток неустойчивое, учеба направлена на развитие концентрированности и памяти. В классы для слепых набирают в группу не больше 8 человек, в классы для слабовидящих и поздноослепших — до 12 человек.

Роль семьи в обучении

Ребенка направили в коррекционную школу. Теперь многое зависит не только от школы, но и от семьи. Родителям необходимо перестроить общение с малышом, выбрать другую тактику для того, чтобы помочь ему в социализации. Для детей этот момент особенно важен.

Задачи и задания

Родители не должны менять свое отношение к малышу. Перевод в специализированное учебное заведение еще не означает, что ваш ребенок умственно отсталый. Этот диагноз

школы для детей с отставанием в развитии

является более серьезным, но проявляется гораздо раньше — еще в раннем детстве. А термин «отставание» означает, что ребенок развит нормально, просто ему требуется больше времени, усилий, концентрации для учебной деятельности. Возможно, страдает логическое мышление.

Дома вы можете ставить перед ним самые обычные задачи. Научите ребенка самостоятельно заботиться о гигиене, убираться в комнате. Для развития ситуационного мышления просто необходимо иметь обязанности. Давайте ему простые (разного уровня сложности) задания, которые нужно выполнять каждый день. Это помогает в волевом развитии личности, которое благотворно сказывается на психике.

Не стоит ограничивать детей в домашних

школы для детей с отставанием в развитии

обязанностях. Необходимо комбинировать обучение, отдых, обязанности, тогда гармоничное развитие психики достигнет нужно уровня. Ограничивая ребенка, вы лишаете его важной части жизни. Стоит помнить, что речь идет о детях, мало отличающихся от остальных. Если вы сейчас оставите его исключительно на уровне «сделал уроки — поиграй», то выравнивания в развитии не произойдет.

Такими действиями мамы и папы лишь усиливают разницу между детьми. Особенно если в семье несколько детей.

Шейкина С. А. “Смысловое чтение. 1 класс. Тренажер для школьников” офсетная

Общение в семье

Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.

Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка

школы для детей с отставанием в развитии

можно будет вернуть в общеобразовательное учреждение. Зачем же пугать его мыслями о своей неполноценности дома? Общайтесь, проверяйте уроки, помогайте учиться. Развлекайтесь и отдыхайте вместе с детьми. Чем больше эмоций, новых впечатлений, чем интереснее станет жизнь малыша, тем проще ему адаптироваться.

Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.

Есть ли плюсы у школы-интерната?

Многое зависит от педагогического коллектива школы-интерната. Профессиональный и человечный, любящий детей персонал – от директора школы до уборщицы – может многое. В стандартный набор адаптационных процедур спецшколы входят:

  • беседы педагогов-психологов с детьми (индивидуальные и в группах);
  • диагностика отклонений в развитии (анкетирования, тестирования, наблюдение и прочие – причем отслеживаются как отставание, так и опережение в развитии);
  • психокоррекционная работа с детьми;
  • консультации родителей или опекунов;
  • медико-психологические процедуры.

У ребят с ограниченными возможностями здоровья в таких заведениях есть возможность заниматься по специальной программе и получать регулярное медицинское обследование. Талантливый ребенок из маленького городка не получит у себя дома того объёма знаний и умений, который ему дадут столичные преподаватели, а затем будет возможность поступить в элитный профильный вуз. Трудному подростку дают шанс стать образованным человеком и занять достойное место в обществе.

Получится ли когда-нибудь сделать пребывание ребенка в школе-интернате полностью комфортным? На сто процентов вряд ли. Ну не будет ребенку (за редчайшими исключениями) житься в казенном заведении, лучше чем дома. Да, некоторые дети в спецшколе становятся морально сильнее, учатся преодолевать препятствия, которые появляются у них на пути. И всё же школа-интернат на сегодняшний день, скорее, трудная неизбежность для девиантных детей и неизбежная трудность для детей талантливых.

Шейкина С.А. “В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс. Книга для

Выводы

Каждый гражданин России имеет право получить образование, и любой диагноз этому не проблема. Есть несколько вариантов мест обучения, которые зависят от типа школы. Также доступно домашнее обучение, однако оно противопоказано в тех случаях, когда дети в состоянии посещать школу.

Это связано с тем, что обучение на дому влечет за собой социальную изоляцию. В это же время работа с педагогами и контакт с другими детьми может помочь как можно быстрее избавиться от симптомов задержки психического развития.

  • https://rgiufa.ru/prochee/kakie-sushhestvuyut-vidy-korrektsionnyh-shkol.html
  • https://autizmy-net.ru/kakie-v-rossii-est-shkolyi-dlya-detey-s-zpr/
  • https://vyborok.com/luchshie-korrekczionnye-shkoly-moskvy/
  • https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/kakie-suschestvuyut-vidyi-korrektsionnyih-shkol/
  • https://go2school.ru/poleznoe/korrektsionnye-shkoly-dlya-chego-nuzhny-i-kakie-byvayut
  • https://1Ku.ru/obrazovanie/69316-vspomogatelnaja-shkola-programma-obuchenija-specshkola-dlja-detej-s-zatrudnenijami-v-uchebe/
  • https://littleone.com/publication/0-6859-chto-takoe-korrekcionnaya-shkola
  • https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/zpr/vybor-tipa-korrektsionnoj-shkoly.html
  • https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/chto-ojidaet-rebenka-v-specializirovannoi-shkoleinternate-5c5c4b27d2afd500b18b66c3

Источник: malchishki-i-devchonki.ru

Программное обеспечение коррекционного процесса в СКОУ различных видов

Кор. Процесс – устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, направленная на развитие дефектов.

Т.о. в каждом СКОУ своего вида реализуются программы, но эти программы должны иметь гриф разрешения министерства образования.

Методологические основы специальной педагогики.

Спец пед — наука, одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития. Любая наука опирается на основополагающие принципы, которые образуют ее методологическую базу Методология –это основа, база любой науки (философская категория); Пр детерменизма (у всего есть какая-либо причина Психическое развитие ребенка обусловлено взаимодействием биологических и социальных факторов.)(ЗПР разные. конституциональная ЗПР – наследственность, соматогенного типа – ребёнок перенёс заболевание, психогенная – неблагоприятные условия, церебрально органического поражения – патология беременности) пр единства сознания, личности и деятельности.

Личностью человек не рождается, а становится на определенном этапе развития, когда достигает определенного уровня сознания и становится способным к осознанной целенаправленной деятельности. Пр развития(обучая – развиваем, зоны ближайшего и актуального развития) Психика человека пластична и постоянно находится в динамике. Знание истории развития ребенка, анализ уровней его актуального и потенциального развития помогают выстроить психолого-педагогический прогноз и определить образовательный маршрут ребенка. Заслуга Выготского обобщил и разработал концепции Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании ВПФ; (психика формируется в социуме и исторически, передаётся с помощью речи,букв. Обучловлена 2 уровнями биологическим (здоровья нервной системы, сенсорной системы) и социальным (благополучные семьи, дети маугли)§ Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии; (общие и специфические закономерности в норме и паталогии, 0-3 сензитивный период восприятия, 2-5 разв речи, 3-7 наглядно-образно мышление) § Концепция о ведущей роли обучения в развитии.

Т.о. для практики спец образования необходимо знать и понимать базу в основу которой входят 3 концепции Л.А.Выготского

6.Теоретические основы специальной педагогики Т основы спец пед составляют знания из различных обл науки: – философские и социокультурные концепции, которые, с одной стороны, образуют мировоззренческую базу специальной педагогики, и с другой стороны, помогают осмыслить перспективы развития специальной педагогики как особой отрасли научного знания; – различные сведения о высшей нервной деятельности человека, обобщенные в трудах И.П. Павлова и И.М.

Сеченова; – знания из области нейрофизиологии и нейропсихологии, в частности теория А.Р. Лурия о 3 блоках мозга, о локализации нарушений в коре головного мозга; – научные данные из области детской психиатрии (В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.); – научные концепции Л.С.

Выготского, его учеников и последователей; – теория психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский, В.И. Лубовский); – концепция об общих и специфических закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В.Лебединский); – педагогические концепции, представленные в трудах основоположников отечественной дефектологии – P.M.

Боскис, Т.А. Власовой, Г.М. Дульнева, Р.Е. Левиной, Н.Г. Морозовой, Ж.И.Шиф и др.; Большой вклад в теорию и практику специального образования внесли труды современных ученых – Л.С. Волковой, М.В.

Ипполитовой, Р.И. Лалаевой, Л.П. Носковой, В.Г. Петровой, Л.И. Солнцевой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Г. Шевченко и др.

Заслуга Выготского обобщил и разработал концепции Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании ВПФ; (психика формируется в социуме и исторически, передаётся с помощью речи,букв. Обучловлена 2 уровнями биологическим (здоровья нервной системы, сенсорной системы) и социальным (благополучные семьи, дети маугли)§ Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии; (общие и специфические закономерности в норме и паталогии, 0-3 сензитивный период восприятия, 2-5 разв речи, 3-7 наглядно-образно мышление) § Концепция о ведущей роли обучения в развитии.

13. Методы обучения и коррекционная направленность методов обучения детей с ООП. Дети с ООП — считаются дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. 1 из особенностей образовательных потребностей использование специфических методов обучения. Метод обучения это то, каким образом будем достигать цели.

Читайте также:
Как узнать пойдут ли мне пухлые губы программа

Б. К. Тупоногов выделяет 4 гр таких приемов 1. доступность учебной информации (рельефное письмо для слепых, дактильная и жестовая речь для глухих, дозированность учебной нагрузки для детей с отклонениями в умственном развитии) 2.Специальные приемы организации обучения(алгоритмизация учебной деятельности с учетом нарушений сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий, специальные гимнастики и др.). 3.Логические приемы переработки учебной информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и процессов и др.).4. Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Т.о. В обучении детей с ООП мы используем те же методы, (словестные, практические, наглядные) но вместе с ними специфические приёмы, т.е. нет специальных методов, но существует коррекционная направленность, где Тупоногов выделяет 4 гр приёмов 1. доступность учебной информации 2.Специальные приемы организации обучения 3.Логические приемы переработки учебной информации.).4. Приемы использования технических средств,

14. Формы организации обучения детей с ООП. Дети с ООП — считаются дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. Форма организации обучения – способ организации взаимодействия ученика и учителя.

В истории пед, есть 3 основные организационные системы обучения, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихсяГрупповая (классно-урочная) Классно-урочная система, разработанная в XVII в. Я.А. Коменским и описанная им в книге «Великая дидактика». позволет детям взаимодействовать друг с другом, формирует коммуникативные навыки, а также обеспечивает специалисту дать общую инф. Подгрупповая по группам (объединяя детей с одинаковыми нарушениями), индивидуальная – с тяжёлыми нарушениями речи, для постановки звука. Есть дети с ООП, которые не огут посещать образовательные учереждения они индивидуально обучаются на дому (решается комиссией)разрабатывается индивидуальный план, программа, прикребляется учреждение, педагоги, которые посещают ребёнка

Т.о. учитывая, что дети имеют ООП индивидуально подбирается и форма его обучения. Основные формы организации которых являются групповая (классно-урочная), подгрупповая и индивидуальная.

15. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. . Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств.

Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания.1 гр ср Речь учителя – словестная речь, — дактильная (д/глухих пальцами буквы) – жестовая (д/глух заменяет слово жест) – символьное письмо – д/глух и немых считывание с губ. 2 гр ср Ср искусствамузыкальные, изобразительные, ручной труд, художественно-речевая, театрально-игровая, новые — арттерапия, сказкотерапия, песочная тер. 3 гр Печатные сручебники, рабочие тетради 4 гр ср Ср наглядности(реальные-модель-изображение) модели, макеты, изобразительные ср, раздаточные карточки. 5 гр ср Технические ср обучинтерактивные доски, звуовоспроизводный аппарат, интерактивный стол

Т.о. средства обеспечения такие же как и в системе общего образование (ср речи учителя, ср искусства, печатные ср, ср налядности, тенические ср), но имеют свою специфику.

16. Воспитание. Содержание, виды воспитания детей с ООП.. Вос воспитательная работа направлена на формирование взглядов, качеств.. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы, выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное)..

Трудовое вос –развитие и подготовка к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта . Эстетическое вос –развитие эстетического чувства, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное. Физическое вос заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков Гражданское вос –формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству. Экономическое вос –система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны. Экологическое вос – основано на понимании ценности природы и всего живого на Земле. Правовое восе предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

Т.о. Средства обучения — инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития Средства обечпечения коррекционнообразователього процесса в системе спец образования те же, но учитываются особенности особых детей. (эгоизм, потребительство, замкнутость)

17. Методы воспитания детей с ООП. В специальной педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании лиц с отклонениями в развитии.

Три основные группы методов, применяемых в специальном образовании: Информационные (способствующие формированию убеждений) методы (беседа, консультирование, использование СМИ, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.); Практически-действенные (способ выработки навыков оведения) методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы — арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), Побудительно-оценочные (стимулирования деят уч-ся) методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание). Наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии практически- действенные методы воспитания, которые применяются в сочетании с информационными методами. Эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога.

Т.о. Восп детей с ООП отличается направленностью на преодоление личностных недостатков и качеств такого ребёнка, чему способствует применение правильно выбранных методов в каждом случае.

22. Профессиональная ориентация, система профессионального образования в РФ, трудоустройство лиц с инвалидностью. Право на профе реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции РФ, Проф ориентир — система мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учётом интересов, умений, учётом спроса на рынке труда.

СПО в Кисловодске массажисты д/слепых, в Курске слепые и позднооглохшиемузыкальное училище, высшее МВГУ им Баумана глухие и слабослышащие инженеры. В Москв иститут искусств 1-6 вида. ЧелГУ 1 год обща сают ЕГЭ социальный факультет. Лица с инвалидностью имеют определённые льготы д/поступления (мин. б)

Т.о. выбор профессии д/чел с ОВЗ и помочь в её решении можно в организации проф ориентации, работы системы проф образования для инвалидов, которорая существует в стране.

18. Система специального образования России. В России на современном этапе детям с ОВЗ оказывают спец помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами.

Специальные детские сады и ясли, Дома ребенка ,Дома-интернаты для инвалидов Всероссийское общество инвалидов, Специальные (коррекционные) школы, Детские поликлиники, Реабилитационные центры, Всероссийское общество глухих (ВОГ), Всероссийское общество слепых (ВОС) и т.д В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в специальных образовательных учрежденияхСистема специального образования имеет горизонтальную и вертикальную структуру. По горизонтали – возастная от раннего до взрослого (проблемные участки нач и конец) по вертиали 8 видов 1. Глухих 2. Слабослышащих 3. Слепых 4. Позднооглохших 5. Тяжёлыми нарушениями (речи) 6. ОДА 7 ЗПР 8 Умственно отсталые. реализуются образовательных программ спец обр учреждениями I-VIII видов.В системе ДО дет сады компенсирующего (все патология) и комбенированного (патология +норма) Спец школы для глухих, слых, умственно отсталых( пр 8 вида), ЗПР, ОДА. 8 видов спец обр нет для аутистов, со сложной структурой дефекта. Но и им оазывают помощь в системе здравоохранения.

Т.о. в наст вр существует система спец образования кот охватывает все возрастные категории и практически все виды нарушения.

19. Ранняя комплексная помощь детям с ООП.

Особенности развития ребёнка в раннем возрасте, пластичность ЦНС и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путём целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество.

Поскольку эти дети малоактивны, следует поощрять проявленную ими самостоятельность в различных видах деятельности, в игре, навыках самообслуживания. При обучении ребенка навыкам самообслуживания необходимо использовать его подражательность. Создавать как можно больше ситуаций, в которых ребенок мог бы наблюдать за вашими действиями при одевании, раздевании, умывании, уборке помещений и т.п. Для побуждения собственной активности ребенка очень полезными являются музыкальные занятия музыкальная терапия или лечение музыкой, поскольку дети ссиндромом Дауна очень восприимчивы к музыке, с удовольствием двигаются под нее, хлопают в ладоши, напевают. Стребелева предложила

Т.о. пока не создана специальная система раннего развития, но существуют отдельые блоки и разработки

20. Дошкольное образование (ДО) детей с ОВЗ. В ходе развития сети спец дошкольных учреждений учеными были разработаны принципы построения спец ДО: Комплектование по принципу ведущего отклонения в развитии. ( с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата).

Меньшая, по сравнению с массовыми дошкольными учреждениями наполняемость комплектуемых групп. Наличие в штате специалистов-дефектологов и дополнительных медицинских работников. Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами Введение специальных занятий, таких как развитие слухового и зрительного восприятия, ЛФК и т.д.

Бесплатность обучения и воспитания. За пребывание детей в обычных садах, родители вносят ежемесячную оплату за питание, но для детей с отклонениями в развитии сделано исключение. Большинство детей с отклонениями воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного типа.

Наполняемость групп идет в зависимости от типа нарушения: 6-10 человек для детей с тяжелыми нарушениями речи, с ФФН — до 12 человек, глухих, слепых — до 6 человек, с нарушением интеллекта — до 6-8 человек, с комплексными дефектами — до 5 человек. Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения, организуются группы кратковременного пребывания в ДО. Занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами.

Т.о. ДО детей с ОВЗ представлена системой компенсируюего и комбинированного вида, где дети с ОВЗ получают необходимую помощь и имеют определённые льготы.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 1190 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru