Многократно наблюдая по этим линиям проявления интереса, автор достаточно полно по каждой из них выбирает признаки, являющиеся характерными для него, отличающие интерес от других психических проявлений.
Ниже приводятся записи наблюдений с целью характеристики познавательного интереса на двух различных уроках. Использованная схема наблюдения явилась, как мы уже говорили, результатом неформализованного наблюдения на первых этапах исследования. В приведенных примерах в соответствии с этой схемой даны обобщенные результаты наблюдения. Обратите внимание, что автор через наблюдение выявляет конкретные характеристики интереса: ответы по желанию, самостоятельная формулировка выводов, сомнения, критические оценки, вопросы и т. п.
Как показывает опыт, наблюдатель никогда не остается на уровне фотографической записи на протяжении всего исследования. В процессе исследования форма записи совершенствуется: от сплошной фотографической — на первых этапах, к выборочной по выделенным линиям — на последующих, и далее — к обобщениям по намеченным линиям тех фактов, которые собраны. Такие изменения по ходу исследования происходят в длительных наблюдениях, не имеющих формализованной методики. Так поступают исследователи или практики, когда признаки, свойства явления недостаточно изучены и идет их вычленение эмпирическим путем.
100 Самых Необъяснимых и Загадочных Мест на Планете
Если вы просмотрите и проанализируете дневники длительных наблюдений, вам удастся увидеть, как наблюдатель по мере накопления фактов шел от одного вида записи к другому, меняя технику наблюдения, а по сути создавая свою методику наблюдения.
А.Л. Венгер
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1917 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Задание 1. Наблюдение проводится с целью определения особенностей организованности школьников в учебной деятельности
б) выполнение одного из классных заданий учителя на уроке ма-
тематики или русского языка, физкультуры или труда; в) выпол-
нение домашнего задания по любым двум учебным предметам.
Время | |||||
Наблюдаемая ситуация | включения в деятель- ность в | Содержа- ние зада- | Время основной деятель- | Время отвлече- | Содержа- ние от- |
соответ- | ния | ности | нии | влечении | |
ствии с | |||||
заданием | |||||
Подготовка рабочего ме- | |||||
ста к уроку | |||||
Выполнение одного из | |||||
заданий учителя на уро- | |||||
ке математики или рус- | |||||
ского языка | i | ||||
Выполнение одного из | |||||
заданий учителя на уро- | |||||
ке физкультуры или тру- | |||||
да | |||||
Выполнение домашнего | |||||
задания |
50 Самых Редких и Невероятных Животных в Мире
1. Что является предметом наблюдения?
2. Соответствует ли программа цели наблюдения?
3. Какой вид наблюдения используется в данном исследова-
нии?
4. Наблюдением каких параметров организованности можно
дополнить программу наблюдения?
5. Каким должен быть временной график проведения наблю-
дения, чтобы получить представление об особенностях организо-
ванности как формирующемся свойстве личности школьников?
Наблюдение проводится с целью выявления познавательных ин-
тересов учащихся на уроках математики, географии, русского
языка. В схеме указаны те проявления познавательного интереса,
которые предполагается зафиксировать в каждой из ситуаций
наблюдения.
Проявления познавательного интереса | Особенности познавательного интереса у наблюдаемых учащихся |
1. Эмоциональный отклик (на что?) 2. Сосредоточенность, увлеченность процессом деятельности (отвлечения, когда?) 3. Стремление по собственному желанию принять участие в обсуж- дении проблемных и других вопро- сов 4. Активность в течение всего уро- ка 5. Задавание вопросов учителю, товарищам 6. Выбор свободного задания 7. Адекватность реакций на ус- пех — радость, неудача — огорчение |
Вопросы
1. Какие стороны познавательного интереса предполагается
выявить через данную программу наблюдения?
2. Нужйа ли конкретизация в программе по каждой из наме-
ченных линий наблюдения (например, эмоциональный отклик: на
мимику, двигательное оживление, речевые реакции и т. п.)?
Сравните следующие записи двух параллельных наблюдений
за поведением девочки Лены (7 лет).
* По материалам статьи Г. И. Щукиной «Методы изучения и формиро-
вания познавательных интересов учащихся» (Формирование познавательных
интересов школьников/Под ред. Г. И. Щукиной.—Л., 1968).
** Басов М. Я. Избранные психологические произведения.—М„ 1975.—
С. 89.
Номер акта | Наблюдатель I | Наблюдатель 11 |
Руководительница позвала детей есть кашу | Нина зовет: «Лена, иди на свое место» | |
Лена медленно встала. Молча при- чай | Лена идет не сразу. Краткий ный из-за шума. Что-то гово- рит Вите | |
21 22 | Поднялась, посмотрела на детей у стола, подошла к руководительнице: «Хлеба» Еще несколько детских голосов по- просили хлеба, и руководительница бы: «Как надо сказать?» «Дайте, пожалуйста, хлеба», —сказала Лена;».. | Встала на месте; оглядывает свой и соседние столы. Подо- шла к воспитательнице, по- просила -хлеба Когда воспитательница подо- шла ближе, Лена обратилась жалуйста, хлеба» |
Громко произнесла: «Спасибо» | Лена, подойдя к воспитатель- нице, вполголоса говорит: «Спасибо» |
1. Найдите различия и противоречия в записях наблюдателей.
2. Объясните причины различий и противоречий в записи одних
и тех же актов поведения разными наблюдателями.
3. Какими способами можно избежать искажения в записях
наблюдаемых фактов?
Сравните записи двух наблюдателей, сделанные при наблю-
дении поведения девочки Тони (1 год 7 мес.).
Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала
оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным
движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою,
повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выра-
жение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки останови-
лась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично)
из стороны в сторону».
Наблюдатель II: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сде-
лала вид, что читает».
‘ Басов М. Я. Избранные психологические произведения.—М., 1975.
1. Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали на-
блюдатели?
2. При каком виде записи достигается большая объективность
и информативность описываемых явлений?
Асеев В. Г. О диалектике детерминации психического разви-
тия//Принцип развития в психологии.—М.: Наука, 1978.—
С. 21—38.
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров-
ского.—М.: Просвещение, 1979.—С. 5—19.
Даниличева Н. А. Методы психологического исследования
школьников в практике учителей 20—30-х голову/Вопросы психо-
логии. — 1976.—№ 5.—С. 143—147.
Костюк Г. С. Принцип развития в психологии/УМетодологиче-
ские и теоретические проблемы психологии/Под ред. Е. В. Шоро-
ховой.—М.: Наука, 1969.—С. 118—148.
Логвинов И. И. Имитационное моделирование в психолого-пе-
дагогическнх исследованиях//Вопросы психологии.—1980.—№ 6.—
С. 60—73.
Второе занятие (практическое)
Метод наблюдения
В ходе подготовки к данному занятию следует обратить вни-
мание студентов на необходимость самостоятельно изучить лите-
ратуру, посвященную общей характеристике метода наблюдения,
и требования к нему в возрастной и педагогической психологии;
подобрать из психологической литературы примеры использова-
ния метода наблюдения для изучения детей; провести в течение
30—45 минут наблюдение за детьми (или сверстниками), органи-
зуя его в соответствии с требованиями к методу наблюдения.
Обсуждение самостоятельно изученной литературы и выпол-
ненных заданий провести во время занятия по следующему плану:
1. Характеристика метода наблюдения и особенности его ис-
пользования в возрастной и педагогической психологии.
2. Предмет, цель и схема наблюдения.
3. Приемы регистрации наблюдаемых фактов.
4. Анализ и интерпретация материалов наблюдения.
5. Задание для самостоятельной подготовки к занятию «Ме-
тод эксперимента».
Басов М. Я. Избранные педагогические произведения.—М.: Пе-
дагогика, 1975.—С. 27—183.
Возрастные особенности воли школьников/Под ред. В. И. Се-
ливанова.—Рязань, 1971.—С. 50—54, 76—85.
Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее
изучения.—Челябинск, 1979.
Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка (дневник мате-
ри).—М.: АПН РСФСР, 1955.
Опыт системного исследования психики ребенка/Под ред.
Н. И. Непомнящей.—М.: Педагогика, 1975.—С. 126—132, 152, 160.
Петроченко Г. Г. Развитие детей 6—7 лет и подготовка их к
школе.—Минск: Вышейшая школа, 1975.—С. 100—101, 124,
139—140.
Формирование познавательных интересов школьников/Под ред.
Г. И. Щукиной.—Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968.—
С. 85—127. •
Якобсон С. Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее
формирования у младших школьников.—М.: Просвещение, 1976.—
С. 104—105, 161—162.
Третье занятие (практическое)
В ходе подготовки к данному занятию особое внимание нужно
обратить на следующие вопросы:
1. Общая характеристика метода эксперимента и требования
к психологическому эксперименту в возрастной и педагогической
психологии.
2. Структура психологического эксперимента (эксперимента-
тор, испытуемые, гипотеза, план, инструкция, зависимые и неза-
висимые переменные, контролируемые и неконтролируемые усло-
вия опыта).
3. Основные этапы экспериментального исследования (выдви-
жение гипотезы, выбор методики, планирование эксперимента,
экспериментирование, обработка, анализ и интерпретация полу-
ченных данных).
4. Основные виды эксперимента в возрастной и педагогической
психологии (лабораторный, естественный, психолого-педагогиче-
ский) и их сравнительная характеристика.
На основании изученной литературы и анализа выполненных
заданий провести на занятии обсуждение следующих вопросов:
1. Требования к гипотезе экспериментального исследования.
2. Выбор адекватных методик экспериментального исследова-
ния.
3. Планирование эксперимента.
4. Анализ и оценка построения различных видов эксперимента
в возрастной и педагогической психологии.
5. Задание для самостоятельной подготовки к занятию: «Ме-
тоды анкеты и тестов».
В эксперименте детям дошкольного возраста (от 4 до 7 лет)
зачитывались для заучивания 15 слов, после чего детей просили
воспроизвести данные слова.
Затем этим же детям давали набор картинок (с изображением
отдельных предметов) и предлагали к каждому называвшемуся
для запоминания слову (на этот раз слова были другими) выбрать
картинку, которая помогла бы лучше запомнить это слово. Затем
картинки убрали и детям предлагали воспроизвести слова уже
без них.
Сформулируйте инструкцию для детей 4 лет и для детей 7 лет.
Укажите минимальный возраст испытуемых, начиная с которо-
го можно использовать для исследования мышления методику
«Исключение лишнего» в вербальном варианте:
— дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
— смелый, хитрый, отважный, злой, решительный.
Перед исследователем стояла задача — изучить психологические
особенности классификации словесного и наглядного материала
у учащихся II, IV и VI классов в лабораторном эксперименте.
Исследование проводилось индивидуально с каждым учеником
по одинаковой схеме. Ребенку предлагалось 36 картинок с изобра-
жением отдельных предметов (часы, линейка, термометр, велоси-
пед, лодка, трамвай и т. д.), расположенных в случайном порядке
в виде матрицы 6Х6- Испытуемого просили отобрать картинки,
чем-то сходные между собой с его точки зрения (он мог взять
столько картинок, сколько хотел). Когда он составлял группу, его
просили объяснить, чем похожи отобранные картинки. Затем из
оставшихся картинок предлагалось отобрать следующую группу
и т. д. до полной классификации материала.
После окончания первой части опыта (с перерывом в 30 мин)
ребенку предлагался набор из 36 отпечатанных на карточках слов,
расположенных также в виде матрицы 6Х6 в случайном порядке,
и ставилась задача, идентичная описанной выше.
1. Проанализируйте описание эксперимента и выделите: а) не-
зависимые переменные, б) предполагаемые зависимые переменные,
в) неконтролируемые условия, которые могут сказаться на ре-
зультатах эксперимента.
2. Каков основной недостаток описанной схемы эксперимента,
который может привести к систематической ошибке?
3. Предположите два других возможных варианта организации
эксперимента, свободных от систематических ошибок.
Аснин В. И. Об условиях надежности психолого-педагогическо-
го эксперимента//Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии/Под ред. И. И. Ильясова, В. Л. Ляудис.—М.: Изд-во
МГУ, 1980.—С. 220—228.
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров-
ского.—М.: Просвещение, 1979.-—С. 19.
Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической
статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические
методы.—М.: Педагогика, 1977.—С. 26—29.
Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте//Хрестоматия
по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И. И. Илья-
сова, В. Л. Ляудис.—М.: Изд-во МГУ, 1980.—С. 6—8.
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперимен-
тальную психологию личности.—М.: Просвещение, 1985. — С. 7—
102.
Общая психология/Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Кова-
лева, А. А. Степанова.—М.: Просвещение, 1981.—С. 36—38.
Рамуль К. А. Введение в методы экспериментальной психоло-
гии.—Тарту, 1966.—С. 3—41, 295—308.
Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред.
А. И. Пискунова, Г. В: Воробьева.—М.: Педагогика, 1979.—
С. 27—87.
Экспериментальная психология/Под ред. П. Фресса, Ж. Пиа-
же.—М.: Прогресс, 1966.—Вып. I и II.—С. 99—155.
Четвертое занятие (практическое)
Методы анкетирования и тестирования
Подготовка к занятию
В процессе знакомства с рекомендованной литературой нужно
обратить внимание на: а) основные требования к построению ан-
кет и тестов, б) основные правила и принципы анкетирования и
тестирования, в) принципы классификации анкет и тестов, г) спе-
цифику использования анкет и тестов в возрастной и педагогиче-
ской психологии.
Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр.
Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений.
Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета.
Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где.
Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач.
Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора.
Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека.
Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима.
Источник: studopedia.info
Наблюдение как метод развития познавательного интереса (3 фото)
Общая цель воспитания в ДОО- личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1. Формирование ценностного отношения к окружающему миру,другим людям,себе.
2. Овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также вырабатанных нормах и правилах поведения.
Публикация «Наблюдение как метод развития познавательного интереса» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. Приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми ценностями и правилами,принятыми в обществе.
Главной нитью программы идет ценность знаний, а это есть познавательный процесс. Ребенок, он пришел в мир. Мир прекрасный и удивительный, но ребенку все в новинку и если окружающие его люди будут помогать ему познавать мир, исследовать, то он вырастет интеллектуальной личностью, готовой и дальше обогащать свои знания.
Ребенок приходит в этот мир уже с врожденной познавательной активностью. Поэтому взрослому необходимо помочь ребенку впитать в себя всё интересное, что окружает его, научить выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы по полученным знаниям. Но всем известно, что ребенок лучше всего усваивает, если он наглядно видит, или лучше всего сам опробует предмет, который он наблюдает.
Как писал В. Сухомлинский «Прежде чем давать знания, надо научить ребенка думать, воспринимать, наблюдать».
Наблюдение, как метод – это специально организованное педагогом целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное познание детьми объектов и явлений природы.
Включение различных органов чувств, в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Ребенок должен увидеть, потрогать и обследовать сам.
Наблюдением в детском саду нередко называют родственные ему виды деятельности — созерцание, рассматривание, экспериментирование.
Очень важно правильно организовать процесс наблюдения, чтобы ребенок смог вынести зерно знания из своей деятельности. Но он должен не просто так наблюдать,а должна быть цель, для чего ребенок это делает и роль взрослого помочь определить эту цель.
Известный психолог Б. Г. Ананьев отмечает, что «наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста».
С одной стороны наблюдение обогащает детей знаниями об объекте, с другой стороны оно требует, чтобы ребенок имел определенный объём познаний, который поможет ему исследовать, получить новые знания и сделать выводы по предмету наблюдения. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано, но небольшой опыт не позволяет ребенку видеть все стороны предметов.
По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность — это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.
Обучение можно построить по- разному. Можно ребенку дать просто дать «сухой» материал, не опираясь на чувственную основу и тогда познавательные способности, такие как интерес к окружающему миру, наблюдательность, любознательность не будут развиты. Ребенку надо все попробовать, потрогать и тогда он с интересом начнет изучать всё то, что его окружает.
Наблюдение имеет свою структуру:
1. Начало наблюдения, постановки цели и обозначение методов исследование предмета.
2. Основная часть: обеспечить детям доступ к самостоятельному сенсорному восприятию наблюдаемого объекта и с помощью вопросов репродуктивного, поискового или обобщающего характера помочь детям получить необходимую информацию по наблюдаемому предмету.
3. Завершающий этап, дети путем обследования приходят к выводу и устанавливают причинно-следственные связи по наблюдаемой деятельности.
В зависимости от наблюдения их можно разделить на:
Наблюдения делятся по содержанию:
• наблюдения за животными,
• наблюдения за растениями,
• наблюдения за явлениями неживой природы,
• наблюдения за сезонными изменениями,
• наблюдения за погодой,
• наблюдения за трудом взрослого в природе и т. д.
Сейчас большое внимание уделяется трудовому воспитанию, поэтому очень хорошо объединять наблюдения с трудовыми поручениями. Например, понаблюдали за листопадом и помогли собрать листья на участке. Наблюдаем за цветами на клумбе, убрали сорняки и взрыхлили почву и т. д.
Наблюдения способствуют развитию познавательной активности детей. Важным условием, повышающим результативность наблюдения, является участие в восприятии одновременно большего числа органов чувств. Важно опираться не только на зрение ребенка, но и на слух, обоняние, осязание ребенка. Активные действия, включенные в процесс восприятия, обеспечивают развитие познавательных процессов ребенка, способствуют лучшему запоминанию материала.
У дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим «проводником» в природу и ее явлений. Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о секретах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, взрослые сознательно развивают различные стороны его личности, пробуждают интерес и желание познавать природу, интерес к жизни животных, желание им помочь, показывают уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указывают на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно относиться к природе.
Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность.
Если мы выстроим правильно работу с детьми и будем давать больше самостоятельности в овладении знаний, то наши дети вырастут с пытливым умом и умением рассуждать, делать выводы и заботливым отношением ко всему, что нас окружает.
Публикации по теме:
Организация оздоровительной работы и развитие познавательного интереса воспитанников в летний период Лето – это самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении.
Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .
Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.
Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.
Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.
Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.
Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.
Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.
Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .
Источник: www.maam.ru