ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО / PEDAGOGICAL EXPERTISE / WORK PROGRAM OF ACADEMIC DISCIPLINES / MAIN PROFESSIONAL PROGRAM / QUALITY OF TRAINING / EXPERT COMMUNITY
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колчина Анастасия Андреевна, Авдеева Наталья Владимировна
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колчина Анастасия Андреевна, Авдеева Наталья Владимировна
Психологические закономерности участия магистрантов в формировании основной образовательной программы
Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования
Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины в системе управления качеством профессионального образования
Общий порядок прохождения государственной экспертизы
Особенности проектирования образовательного процесса по учебной дисциплине в условиях высшего профессионального образования
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОГРАММ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
ORGANIZATION OF INTERNAL EXPERTISE OF ACADEMIC DISCIPLINES WORK PROGRAMS
The article discusses the expertise of work programs of academic disciplines of the main professional educational programs as a condition for improving the quality of training of graduates of an educational institution of higher education. The organization of internal expertise of work programs of academic disciplines by members of the expert community of the university’s department teachers is considered. The phased content of the activities of such a community, as well as the leading forms of teacher’s work are disclosed
Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН»
А.А. Колчина, Н.В. Авдеева
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
ORGANIZATION OF INTERNAL EXPERTISE OF ACADEMIC DISCIPLINES WORK PROGRAMS
Ключевые слова: педагогическая экспертиза, рабочая программа учебных дисциплин, основная профессиональная программа, качество подготовки, экспертное сообщество.
The article discusses the expertise of work programs of academic disciplines of the main professional educational programs as a condition for improving the quality of training of graduates of an educational institution of higher education. The organization of internal expertise of work programs of academic disciplines by members of the expert community of the university’s department teachers is considered. The phased content of the activities of such a community, as well as the leading forms of teacher’s work are disclosed.
Key words: : pedagogical expertise, work program of academic disciplines, main professional program, quality of training, expert community.
ВСЕ разделы проектной документации в строительстве| От идеи до экспертизы
В настоящее время повышение качества подготовки обучающихся является необходимым условием конкурентоспособности российского образования, соответствия современным требованиям инновационного развития экономики и общества. Возможность получения доступного качественного образования является важной жизненной ценностью граждан. Поэтому одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг» [9]. Как отмечают А.Г. Тюриков и М.В. Кибакин, сегодня «весьма актуальным является научное исследование различных аспектов критериев качества и эффективности образовательных услуг, оказывае-
Экспертиза образовательной программы: понятие, схема проведения, роль
Освоение каждой специальности сопровождается предварительной разработкой образовательной программы, проработкой учебного плана. В данном деле принимают участие педагоги, администрация учебного заведения, которая формирует перечень дисциплин и определяет формы занятий с учетом действующих регламентов, подготовки преподавателей, материально-технической базы и иных возможностей вуза. Организация и планирование – половина дела, внедрение программы – еще треть успеха, но ведь важен и результат. Поэтому целесообразно проводить экспертизу образовательных программ.
Освоение каждой специальности сопровождается предварительной разработкой образовательной программы, проработкой учебного плана. В данном деле принимают участие педагоги, администрация учебного заведения, которая формирует перечень дисциплин и определяет формы занятий с учетом действующих регламентов, подготовки преподавателей, материально-технической базы и иных возможностей вуза. Организация и планирование – половина дела, внедрение программы – еще треть успеха, но ведь важен и результат. Поэтому целесообразно проводить экспертизу образовательных программ.
Что это такое?
Экспертиза образовательной программы представляет собой уникальную и важную процедуру, нацеленную на определение качества обучения, соответствие знаний и навыков (обретаемых в процессе прохождения намеченного плана) выпускниками реалиям, потребностям отрасли и пр.
Экспертиза образовательной программы – оправданный и необходимый процесс, так как в последнее время перемены происходят во всех сферах деятельности, инновации и прогресс не дремлют, провоцируя необходимость в новых компетентных специалистах.

Экспертиза позволяет установить следующие моменты:
- Провести комплексный анализ состава образовательной программы на соответствие установленных нормам ФГОС и ГОСТам;
- Определить, какие знания и навыки обретает студент в процессе обучения, их достаточность для работы по профилю, возможности карьерного и научного роста, необходимость дополнительного обучения и пр.;
- Степень соответствия выпускников требованиям работодателей, владение инновационными приемами и оборудованием;
- Констатация условий обучения: оснащенность аудиторий, подготовка и квалификация педагогов, возможности и пр.;
- Определение проблем, возникающих в ходе обучения и определение путей их решения.
Проводить экспертизу образовательной программы посильно и целесообразно только квалифицированному эксперту, имеющему не просто общие, но и узкоспециализированные специфические знания в рамках специализации, знающему тонкости отрасли и пр. Притом основная задача данного процесса — не просто оценить и проанализировать тенденции, черты, особенности, но и констатировать и решить проблемы в обучении. Притом в основе этой «проверочной работы» будут лежать как конкретные факты (то есть объективная сторона), так и мнение эксперта (субъективный момент).
Нужна помощь преподавателя?
Экспертиза образовательных программ
Необходимость проведения экспертизы образовательных программ
Определение 1
Экспертиза образовательных программ – это процедура проверки качества образовательных программ: их содержания и составных компонентов, условий реализации, учебного плана деятельности.
Экспертиза образовательных программ является процедурой консалтингового сопровождения всех компонентов образовательной программы: начиная от ее составления, планирования и, завершая оценкой условий ее реализации, методического обеспечения и составленных на ее основе рабочих программ отдельных педагогов.
Независимая экспертиза является необходимым условием составления качественных образовательных программ на разных уровнях обучения и залогом их продуктивной практической реализации в образовательном процессе.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Проведение экспертизы образовательных программ обусловлено следующими обстоятельствами:
- Проверка соответствия образовательной программы законодательству;
- Проверка соответствия структуры образовательной программы требованиям, прописанным в Федеральных стандартах — ФГОС;
- Проверка рациональности содержательного аспекта образовательной программы;
- Соблюдение организационных условий реализации образовательных программы на конкретных уровнях и этапах обучения;
- Предоставление в ходе экспертизы полной информации об освоении образовательной программы;
- Объективность оценки образовательной программы и итогов ее усвоения учащимися с учетом специфики реализации системно-деятельностного подхода.
Целевое назначение проведения экспертизы образовательных программ всех уровней образования
Проведение экспертизы образовательных программ всех уровней образования нацелено на отбор рациональных программ и их внедрение в образовательную практику. Предполагается выбор продуктивных программ для массового обучения учащихся общеобразовательных школ, воспитания дошкольников и освоения различных специальностей на среднем профессиональном и высшем образовательном уровне.
«Экспертиза образовательных программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
А уровне органов управления образованием, экспертиза образовательных программ связана с методом формирования информационной базы для принятий управленческих решений т.е. формированием образовательных программ, отвечающих современным социальным реалиям, социальному заказу, направлениям образовательной политики.
Исходя из целевого назначения проведения экспертизы образовательных программ, можно выделить следующие основные задачи ее реализации:
- Принятие решения руководством учебного заведения о выборе конкретной образовательной программы, которая будет положена в основу проектирования собственной;
- Продвижение авторских образовательных программ на рынке образовательных услуг;
- Разработка методических основ образовательной деятельности на разных уровнях и этапах обучения, исходя из структуры и содержания образовательных программ;
- Продуктивное прогнозирование итогов реализации образовательной деятельности за конкретный временной период;
- Выявление потенциала развития образовательной деятельности конкретного учреждения, образовательного процесса на определенном этапе обучения.
Показатели оценки образовательных программ
При проведении экспертизы образовательных программ используются следующие показатели ее оценки:
- Показатели оценки образовательной программы в целом.
- Показатели оценки целевого раздела образовательной программы.
- Показатели оценки содержательного раздела образовательной программы.
- Показатели оценки организационных аспектов реализации программы: кадровые, методические, материально-технические и др.
Образовательная программа выступает своеобразным образцом деятельности конкретного учебного заведения, работы конкретного уровня образовательной системы. На ее основе проектируются собственные программы работы учебного заведения, с учетом особенностей его функционирования и условий реализации. Это требует при разработке программ наделения их методологической и методической целостностью, реалистичностью, контролируемостью выполнения. Все эти параметры обуславливают соблюдение ряда условий и требований к разработке программ и их реализации, которые оцениваются экспертными службами в ходе проведения независимой оценки качества образовательных программ и актуальности введения в практическую образовательную деятельность.
Стоит отметить, что при разработке образовательной программы необходимо акцентировать внимание на особенностях ее реализации. Обязательно требуется указание возможных условий ее применения, вариантов реализации, способов проведения контрольных о оценочных мероприятий по ходу реализации программы.
Также каждая разрабатываемая программа, должна соответствовать принципам уникальности и целесообразности. Это означает, что она должна отличать от иных образовательных программ, но, при этом, ориентироваться на достижение целей и задач образования.
Этапы проведение экспертизы образовательной программы
Экспертиза образовательных программ реализуется поэтапно. При этом производится экспертная оценка структурных компонентов программы:
Источник: spravochnick.ru
