Физика является одним из основных предметов, изучаемых во всех образовательных учреждениях, так как это наука о законах природы, ее изменениях и связях между явлениями, она изучает свойства материи, т.е. всего, что нас окружает. Изучение свойств материи и законов природы отвечает естественному стремлению человека познать мир вокруг себя.
Эти знания составляют значительную часть того, что принято называть человеческой культурой. Науки о природе, и прежде всего физика, имеют первостепенное практическое значение. Они позволяют заранее знать ход тех или иных явлений. Инженер еще до того, как будет построена машина, знает, как она будет работать, строитель знает, какие материалы пригодны для строительства дорог, домов, мостов и т.д. и какие нагрузки они могут выдержать. Таких примеров можно приводить бесконечное множество.
От других наук физика отличается тем, что при изучении ее законов вводятся величины, которые нужно измерять и описывать числами и математическими выражениями. Еще Галилео Галилей сказал, что язык физики – математика, поэтому физика как учебная дисциплина вводится в 7-м классе, когда у учащихся сформирована минимальная база знаний по математике.
Профилактика нарушений законодательства об образовании: ответы на вопросы работников СПО
С первых шагов изучения этой науки ребята прикасаются к таинствам природы, узнав, что такое сила, плотность, скорость движения, формулы их расчета и способы изменения этих величин. Чтобы создать цельное представление о единстве микро и макро — миров, описать хотя бы основные свойства материи учебная программа по физике очень насыщенная, особенно в 9-м классе подводятся итоги и суммируются знания фактически по всем разделам физики. Те ребята, которые продолжают обучение в 10 и 11 классах средней школы, изучают этот предмет по общей или углубленной программе. Несколько иначе обстоит дело в средних профессиональных учреждениях, например, в колледже Университета «Дубна».
Наряду со школьными предметами учащиеся изучают и профессиональные дисциплины, которые предполагают применение практических навыков, умение работать с литературой и компьютером. Это очень актуально сейчас, когда деятельность людей, владеющих мощной техникой и применяющих современные технологии, оказывает огромное влияние на окружающую нас земную среду. Но для нас, преподавателей СПО, важны не только теоретические, но и практические знания и умения учащихся, которые закладываются в школе стараниями учителей физики, информатики и математики. Студенты таких направлений как «технология машиностроения», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «мастер по обработке информации», «компьютерные сети», параллельно с общеобразовательными дисциплинами изучают техническую механику, электротехнику и электронику, метрологию и стандартизацию, экологические основы, топологии компьютерных сетей, электротехнические основы источников питания и многое другое, что целиком и полностью базируется на полученных в школе знаниях по физике, математике и информатике.
Я провела сравнительный анализ успеваемости учащихся по физике в зависимости от их отношения к выполнению лабораторных и практических работ в школе. Скажу сразу, что не считаю этот анализ научным, так как основан он на визуальном наблюдении и со слов учащихся, однако, за три последних года так называемого эксперимента сложилась следующая картина: студенты, которые еще в школе с готовностью выполняли лабораторные работы, участвовали в работе конференций, готовили презентации и доклады, успешно обучаются в нашем колледже, проявляют повышенный интерес к выбранной специальности, стремятся участвовать во всех мероприятиях колледжа, конференциях, олимпиадах.
19.05.22, Объединенная конференция «СПО: от обучения до разработки»
По полученным результатам и анализу успеваемости за два года изучения физики в нашем колледже я составила таблицу, наглядно иллюстрирующую складывающуюся ситуацию. В таблице приводятся данные по группам различных специальностей в сравнении с отношением студентов к выполнению лабораторных работ по физике в школе и успеваемостью по физике в колледже.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
статья «О реализации требований ФГОС на уроках физики в системе среднего профессионального образования»
статья
Описаны основные требования современного ФГОС на уроках физики и особенности учебного процесса в системе СПО.
Отмечены возникающие в учебном процессе проблемы и предложены пути их разрешения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»
Аниконов Александр Сергеевич
»О реализации требований ФГОС на уроках физики в системе среднего профессионального образования »
Действующий в настоящее время ФГОС по физике предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у учеников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов важнейших технических устройств, для решения физических задач.
ФГОС по физике делает акцент на разнообразных видах деятельности учащихся, которые перечислены ниже.
- Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и
- Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Таким образом, действующий ФГОС по физике характеризуется приоритетом развивающего обучения и разносторонних видов деятельности самих учащихся. В процессе этой деятельности именно на уроках физики происходит многогранное формирование и развитие творческой личности обучающегося.
Раcсмотрим теперь особенности современного учебного процесса на уроках физики в системе СПО:
- большинство учащихся имеют слабую общеобразовательную подготовку; они собраны из разных школ с разным уровнем подготовленности;
- учебный план очень насыщен, он включает, помимо общеобразовательных дисциплин, общетехнические и специальные, а также профессиональное обучение; в результате учащиеся сильно загружены и не имеют времени для самостоятельной домашней работы;
- психологи отмечают отсутствие каких-либо ярко выраженных общих и специальных способностей учеников;
- у большинства учащихся занижен интерес к среднему полному образованию, они ориентируются только на получение профессии;
- недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса и ограниченный набор гибких педагогических технологий, активизирующих учебно-познавательный процесс и создающих мотивацию к учебной и профессиональной деятельности.
Таким образом, мы имеем противоречие между современными требованиями ФГОС по физике и реальной ситуацией в системе СПО. Разрешение этого противоречия мы видим как в существенном укреплении материального обеспечения учебного процесса, так и в оптимальном сочетании современных педагогических технологий (ИКТ-технологии, IT-технологии, групповые технологии и др.) именно с учетом упомянутых особенностей системы СПО. Ведущая роль в решении указанной проблемы принадлежит творческой деятельности преподавателя по организации деятельности учащихся с использованием различных источников информации .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования
Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе.
Проект на тему «Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов «
«Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере уроков истории и обществознания». Прилагается теоретическая часть и презентация.
Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования
1. Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2. В результате освое.
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м.
Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО
Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования — все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси.
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен опыт преподавания литературы в профессиональном образовательном учреждении. Данная статья может быть интересна преподавателям, студентам и роди.
Источник: nsportal.ru
Статья о методах преподавания Физики в СПО
В данной статье описал часть методов, которыми пользуюсь на занятиях. И свои наблюдения , какие больше нравятся учащимся. Данная статья была написана для VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации», так как являюсь студентом заочного отделения по программе магистратура.
Картинками
Использование различных методов преподавания физики. Создаю нужные проблемные ситуации, связанные непосредственно с Активность учащихся на уроке — одна из актуальных проблем в образовательной практике.
При работе в разноуровневых группах, необходимо создавать условия, при которых учащиеся самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально он может усвоить. Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.
Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Опираясь на собственный опыт, я понял: активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. В своей работе применяю различные приемы мотивации: 1. будущей профессией.
В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности. 2. этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки.
Суть такой групповой работы такова: группа получает задание, более сильный учащийся распределяет задания в своей группе: каждый выполняет свою часть и объясняет своим товарищам, как он это сделал. Это развивает у детей взаимопомощь, коллективизм, воспитывает культуру общения.
В конце такой работы, от каждой группы выступает учащийся и происходит закрепление материала с помощью учащихся. 3. изучении нового материала и попробовал при контроле знаний. При изучении нового материала информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека форм; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).
Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к новой теме. Тесты при контроле знаний стали не так актуальны, многие учащиеся просто отвечают наугад и я, решил попробовать тестовое задание выводить на доску.
Тестовые задания не большие в количестве 10-15 вопросов. После окончания теста, сразу провожу проверку и в этот момент происходит снова обсуждение, почему этот ответ правильный. Учащиеся начинают рассуждать, почему так и вспоминать пройденный материал.
Зачитываю задание и варианты ответов, даю время для ответа, в этот момент возникает поиск у учащихся правильного ответа, они дискутируют. В этот момент для себя отмечаю: кто активно принимает Также на своих уроках я применяю групповую работу учащихся: на На уроках физики я применяю мультимедийные технологии: при Одним из эффективных, быстрых способов проверки текущих знаний участие; дает правильные варианты ответа.
Несмотря на обсуждения, каждый отвечает, как думает. Когда проводил тест в такой форме переживал получиться или нет, но в итоге получилось даже лучше. В работу влились и слабые учащиеся, кто «скучал» при изучении теории. 4. ученика является физический диктант.
Это один из видов программированных заданий с конструированием ответов на поставленные вопросы или дополнений к повествовательным предложениям с пропусками. Его можно проводить на каждом занятии или по мере необходимости (накоплении знаний, нуждающихся в своевременной проверке и коррекции) по вариантам.
5. При решении задач использую алгоритм, который объясняю на примере задачи или с помощью мультимедийных технологий, в виде анимации. Алгоритм показывает, как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у ученика четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний. 6. Еще одним из методов изучения нового материала, работа с учебником. Перед началом работы учащимся дается план изучения параграфа, при данной работе у учащихся формируется способность нахождения четкого, краткого ответа, творческое мышления при оформлении конспекта.
Статья о методах преподавания Физики в СПО
Статья о методах преподавания Физики в СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru