Какие символы можно использовать при записи программы на языке

По таблице ASCII символы с номерами (кодами) от 0 до 127 жестко определены. В этом диапазоне номера присвоены символам цифр, латинским (английским) маленьким и большим буквам, знакам препинания, а также некоторым другим символам (‘#’, ‘%’, ‘~’ и т. п.). Здесь же заданы коды для различных управляющих символов, которые никак не экране не отображаются, а что-то делают (например, создают новою строку или отступ, подают звуковой сигнал и др.). Расширенная таблица ASCII кодирует символы национальных алфавитов (например, русского языка) числами, лежащими в диапазоне от 128 до 255.

В Си при обращении по числовым кодам доступна только основная часть ASCII, т. е. символы с кодами от 0 до 127. Хотя тип char может принимать числовые значения от -128 до 127.

Символы цифр от ‘0’ до ‘9’ имеют последовательные коды от 48 до 57. Этот факт обычно используют для преобразования символов цифр в числа. Если известно, что символ ‘0’ имеет код 48, а был задан символ ‘5’, имеющий код 53, то если вычесть из 53 число 48, получим число 5. Таким образом, выполнив операцию ‘5’ — ‘0’, мы получим число 5.

Информатика 8 класс (Урок№13 — Основные сведения о языке программирования Паскаль.)

Английские большие буквы (прописные) имеют последовательные коды от 65 (A) до 90 (Z), маленькие (строчные) — от 97 до 122.

  1. Напишите программу, в которой объявлены только две переменные символьного типа. Одной переменной присвоен, например, символ ‘4’, а второй — ‘7’. Функция printf() должна выводить на экран разность и сумму чисел, которые были представлены символами и присвоены переменным.
  2. Переменная not_num содержит строку из трех символов-цифр, например «528». Необходимо получить из этой строки соответствующее ему число и присвоить его переменной num. Вывести на экран результат выражения num – 10. (Подсказка: строка — это массив символов, следовательно, вы можете извлекать символы цифр по их индексам; при вычислении числа первый символ массива, преобразованный в число, будет означать количество сотен, второй — десятков, а третий — единиц.)
  3. Известно, что символ A английского алфавита имеет код 65. Напишите программу, определяющую какие символы в этом алфавите стоят на 5, 12 и 19 местах.

Управляющие символы

Специальные, или управляющие, символы в программном коде обозначаются двумя знаками, т. к. одним их обычно обозначить невозможно. Но по сути представляют собой один символ. Например, букву ‘a’ можно обозначить одним символом, но как обозначить символ создания новой строки, если ему не соответствует ни один знак? Приходится представлять непечатаемый символ комбинацией пары других символов: ‘n’.

Читайте также:
Программа zemana antimalWare отзывы

Ниже перечислен ряд управляющих символов (не все) и то, что они делают:

‘n’ — создание новой строки и переход на нее;

‘t’ — табуляция (отступ в несколько пробелов);

‘r’ — возврат каретки (перевод курсора в первую позицию текущей строки);

‘b’ — возврат курсора на один символ назад с удалением этого символа.

В программном коде, помимо управляющих, специальными символами могут записываться некоторые вполне обычные символы, такие как кавычки, одиночные кавычки, обратная косая черта и др. Некоторые из этих символов можно задать одним символом в одиночных кавычках. Но многие из них невозможно вставить просто так внутрь строки, т. к. они что-то значат с точки зрения синтаксиса языка. Например, обратная косая черта в строке сообщает, что начинается обозначение специального символа, двойная кавычка обозначает начало или конец строки. Поэтому такие символы также обозначаются парной комбинацией других символов:

ИНФОРМАТИКА 8 класс: Общая структура программы в языке Паскаль

‘\’ — обратный косая черта;

‘»‘ — двойная кавычка (не в строке можно просто ‘»‘);

‘’ — пустота, символ с кодом 0 по таблице ASCII.

  1. Напишите программу, в которой бы использовалась табуляция, вывод на экран строки в двойных кавычках, в одиночных кавычках (апострофах), затирание предыдущего символа и возврат каретки (для последних двух случаев, чтобы увидеть результат, управляющие символы надо вставить внутрь строки). Проверьте, как выводится на экран строка, если в ее середине стоит нулевой символ.
  2. Выведите на экран символьное обозначение управляющих символов и их номера по таблице ASCII. Пример вывода:

n — 10 t — 9 b — 8 r — 13

Курс с решением части задач:
pdf-версия

Источник: younglinux.info

1.1.1. Используемые символы

Множество символов используемых в языке СИ можно разделить на пять групп.

1. Символы, используемые для образования ключевых слов и идентификаторов (табл.1). В эту группу входят прописные и строчные буквы английского алфавита, а также символ подчеркивания. Следует отметить, что одинаковые прописные и строчные буквы считаются различными символами, так как имеют различные коды.

Прописные буквы латинского алфавита A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S
T U V W X Y Z
Строчные буквы латинского алфавита a b c d e f g h i j k l m n o p q r s
t u v w x y z
Символ подчеркивания _

2. Группа прописных и строчных букв русского алфавита и арабские цифры (табл.2).

Прописные буквы русского алфавита А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Ь Э Ю Я
Строчные буквы русского алфавита а б в г д е ж з и к л м н
о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
Арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

3. Знаки нумерации и специальные символы (табл. 3). Эти символы используются с одной стороны для организации процесса вычислений, а с другой — для передачи компилятору определенного набора инструкций.

Читайте также:
В программе zoom нет звука на телефоне
Символ Наименование Символ Наименование
, запятая ) круглая скобка
правая
. точка ( круглая скобка левая
; точка с запятой > фигурная скобка
правая
: двоеточие фигурная скобка
левая
? вопросительный знак меньше
апостроф > больше
! восклицательный
знак
[ квадратная скобка
| вертикальная черта ] квадратная скобка
/ дробная черта # номер
обратная черта % процент
~ тильда кавычки

4. Управляющие и разделительные символы. К той группе символов относятся: пробел, cимволы табуляции, перевода строки, возврата каретки, новая страница и новая строка. Эти cимволы отделяют друг от друга объекты, определяемые пользователем, к которым относятся константы и идентификаторы. Последовательность разделительных символов рассматривается
компилятором как один символ (последовательность пробелов).

5. Кроме выделенных групп символов
в языке СИ широко используются так называемые, управляющие последовательности, т.е.
специальные символьные комбинации, используемые в функциях ввода и вывода информации. Управляющая последовательность строится на основе использования обратной дробной черты () (обязательный первый символ) и комбинацией латинских букв и цифр (табл.4).

Управляющая последовательность Наименование Шеснадцатеричная замена
a Звонок 007
b Возврат на шаг 008
t Горизонтальная
табуляция
009
n Переход на новую
строку
00A
v Вертикальная
табуляция
00B
r Возврат каретки 00C
f Перевод формата 00D
« Кавычки 022
Апостроф 027
Ноль-символ 000
\ Обратная дробная
черта
05C
ddd Символ набора кодов
ПЭВМ в восьмеричном
представлении
xddd Символ набора кодов
ПЭВМ в шестнадцатеричном
представлении

Последовательности вида ddd и xddd (здесь d обозначает цифру) позволяет представить символ из набора кодов ПЭВМ как последовательность восьмеричных или шестнадцатеричных цифр соответственно. Например символ возврата каретки может быть представлен различными способами:

r — общая управляющая последовательность,

15 — восьмеричная управляющая последовательность,

x00D — шестнадцатеричная управляющая последовательность.

Следует отметить, что в строковых константах всегда обязательно задавать все три цифры в
управляющей последовательности. Например отдельную управляющую последовательность n (переход на новую строку) можно представить как 10 или xA, но в строковых константах необходимо задавать все три цифры, в противном случае символ или символы следующие за управляющей последовательностью будут рассматриваться как ее недостающая часть.

Например:

«ABCDEx009FGH» данная строковая команда будет напечатана с использованием определенных функций языка СИ, как два слова ABCDE FGH, разделенные 8-ю пробелами, в этом
случае если указать неполную управляющую строку «ABCDEx09FGH»,то на печати появится ABCDE=|=GH, так как компилятор воспримет последовательность x09F как символ «=+=».

Отметим тот факт, что, если обратная дробная черта предшествует символу не являющемуся управляющей последовательностью (т.е. не включенному в табл.4) и не являющемуся цифрой, то эта черта игнорируется, а сам символ представляется как литеральный.

Например:

символ h представляется символом h в строковой или символьной константе.

Кроме определения управляющей последовательности, символ обратной дробной черты () используется также как символ продолжения. Если за () следует (n), то оба символа игнорируются, а следующая строка является продолжением предыдущей. Это свойство может быть использовано для записи длинных строк.

Читайте также:
Программа для обновления oneplus

11 thoughts on “1.1.1. Используемые символы”

Keroro :

Почему-то все статьи, начиная от 1.8. ДИРЕКТИВЫ ПРЕПРОЦЕССОРА и дальше, выдают «404, Не найдено». Это так и задумано, или что-то сломалось?

Источник: easyelectronics.ru

4.11 – Символы

На данный момент базовые типы данных, которые мы рассмотрели, использовались для хранения чисел (целые числа и числа с плавающей запятой) или значений истина/ложь (логические значения). Но что, если мы хотим хранить буквы?

#include int main() < std::cout

Для хранения символов был разработан тип данных char . Символом может быть одна буква, цифра, знак или пробел.

Тип данных char является целочисленным типом, что означает, что базовое значение хранится как целое число. Подобно тому, как логическое значение 0 интерпретируется как false , а ненулевое значение интерпретируется как true , целое число, хранимое переменной char , интерпретируется как символ ASCII.

ASCII расшифровывается как American Standard Code for Information Interchange (Американский стандартный код для обмена информацией) и определяет конкретный способ представления английских символов (плюс несколько других символов) в виде чисел от 0 до 127 (называемых кодом ASCII или кодовым обозначением). Например, код ASCII 97 интерпретируется как символ ‘ а ‘.

Символьные литералы всегда помещаются в одинарные кавычки (например, ‘ g ‘, ‘ 1 ‘, ‘ ‘).

Ниже приведена полная таблица символов ASCII:

Коды 0–31 называются непечатаемыми символами и в основном используются для форматирования и управления принтерами. Большинство из них сейчас устарели.

Коды 32–127 называются печатными символами и представляют собой буквы, цифры и знаки препинания, которые большинство компьютеров используют для отображения основного английского текста.

Инициализация переменных char

Вы можете инициализировать переменные типа char , используя символьные литералы:

// инициализировать кодовым обозначением для ‘a’ (хранится как целое число 97) (предпочтительно) char ch2 ;

Вы также можете инициализировать переменные типа char целыми числами, но этого, если возможно, следует избегать.

// инициализировать целым числом 97 (‘a’) (не рекомендуется) char ch1 ;

Предупреждение

Будьте осторожны, чтобы не перепутать символы чисел с целыми числами. Следующие две инициализации не эквивалентны:

char ch ; // инициализируем целым числом 5 (сохраняется как целое число 5) char ch ; // инициализируем кодовым обозначением для ‘5’ (хранится как целое число 53)

Символы чисел предназначены для использования, когда мы хотим представить числа в виде текста, а не в виде чисел и применения к ним математических операций.

Печать переменных типа char

При использовании std::cout для печати переменной типа char , std::cout выводит переменную char как символ ASCII:

#include int main() < char ch1< ‘a’ >; // (предпочтительно) std::cout ; // кодовое обозначение для ‘b’ (не рекомендуется) std::cout

Данная программа дает следующий результат:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru