О чем речь? В конце 2021 года был принят новый ФГОС, изменения которого начинают действовать с 2022-2023 учебного года. Это уже не первые правки в стандартах, до этого было еще два поколения, последние из которых действовали с 2010 года.
Что изменилось? Новый ФГОС считается эволюционным шагом, который не меняет ничего кардинально, но корректирует, уточняет и развивает принципы, заложенные в прошлых стандартах. Например, особое место уделяется цифровым технологиям в обучении, но это не единственные важные изменения.
Оглавление:
- Понятие и виды ФГОС
- Поколения ФГОС для школ
- Принципы нового ФГОС
- Основные изменения нового ФГОС в 2022 году
- Изменения нового ФГОС, касающиеся учителей
Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно
Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно
Простите, что прерываем ваше чтение
Ответы на вопросы родителей. Все про начальную школу Стрим Программа 1-3 Эффективная начальная школа
Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.
Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:
Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели
Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учеников
Возможность участия
в творческих конкурсах
Портал “Солнечный свет”
Понятие и виды ФГОС
Под аббревиатурой ФГОС скрываются федеральные государственные образовательные стандарты — целый комплекс обязательных норм, касающихся образования на всех уровнях, включая детсады или краткосрочные профессиональные курсы.
ФГОС в сфере образования подобны ГОСТам в строительстве или, например, спортивным нормативам: это совокупность количественных и качественных критериев.
Соблюдение ФГОС является строго обязательным для учреждений основного общего образования (фактически, это закон для них). А вот организации, имеющие лишь лицензию на дополнительное образование, не обязаны их соблюдать.
Частных общеобразовательных учреждений ФГОС тоже касаются, поскольку они также подчиняются закону “Об образовании”, где прямо прописано право частного лица получить образование согласно ФГОС. Поэтому преподаётся в частных школах всё то же, что и в муниципальных. Отличаются лишь объём дополнительных услуг и методики.
О программах начальной школы
Каждый уровень образования регламентируется собственным государственным стандартом:
- ФГОС для дошкольных учреждений,
- ФГОС для начальных общеобразовательных школ (с первого по четвёртый классы),
- для основного общего образования (для пятых-девятых классов),
- ФГОС для среднего общего образования (для 10 и 11 классов).
Общее количество ФГОС — 12. Кроме вышеперечисленных, это образовательные стандарты обучения лиц с ограниченными возможностями, нормы для ординатуры и магистратуры, бакалавриата. Чтобы подробно изучить их все, зайдите на сайт fgos.ru.
Поколения ФГОС для школ
Посмотрим, какие изменения претерпевали ФГОС до 2022 года — на протяжении всей своей недолгой истории.
Были утверждены в 2004 г. под названием “Государственные образовательные стандарты”. Первая редакция была излишне сфокусирована на знаниях, но не на способности их применять в жизни, за что подвергалась критике. Положительным результатом учёбы считалось усвоение знаний.
Эти нормы охватывали обязательный минимум учебных программ общеобразовательных школ и ключевые требования к учебному процессу. Документ нуждался в дальнейшей детализации, что и было проделано очень скоро.
Второе поколение Госстандартов сменяло первое поэтапно: вначале, в 2009 г., для НОО, годом позже — для ООО, а в 2012 г. — для СОО. Акцент делался на результатах, развитии универсальных учебных умений (действий).
Купите со скидкой 40%
Пройдите курс повышения квалификации «Ведение и развитие учебного процесса с использованием современных педагогических технологий в контексте
реализации обновленных ФГОС»
всего за 990 рублей
Удостоверение установленного образца
Старт учебы в день оплаты
Уже скачали 8673 человека
Если прежний ФГОС был ответом на вопрос о том, чему учить, то в новом появились и ответы, чем эти знания помогут в жизни, для чего они нужны. Различия между редакциями ФГОС и суть изменений мы оформили в виде таблицы, чтобы было нагляднее.
Учитель передаёт знания ученику в готовом виде, ученику остаётся лишь записать
Роль учащегося в усвоении, получении знаний — активная
Система знаний самоценна, не зависит ни от чего
Задания строятся так, чтобы раскрывать реальные проблемы, с которыми люди сталкиваются в жизни
Взаимодействие в процессе учёбы
Коммуникация “учитель -> ученик”, иерархическая
Совместная работа учеников и учителя, нацеленная на получение знаний
Учитель — единоличный лидер
В целом, версия 2021 г. является обновлением предыдущей. Какие-то моменты рассматриваются углублённо, какие-то перестают быть обязательными. Многие из норм этих ФГОС так или иначе проверялись на практике в школах либо обсуждались внутри преподавательского и родительского сообщества. В этой редакции ФГОС нет радикальных изменений. Те же, что есть, мы рассмотрим далее.
Принципы нового ФГОС
ФГОС 2021 г. для ООО и НОО не содержит методологических изменений в создании и реализации программ обучения обоих уровней. Образовательная деятельность по-прежнему основывается на системно-деятельностном подходе. Педагоги должны обеспечить такие условия, чтобы учащиеся сами проявляли инициативу в обучении.
Структура основных образовательных программ и способы сделать её более вариативной тоже остались прежними для НОО и ООО. Это, например, деление образовательной программы на две части — обязательную и ту, которая формируется совместными усилиями участников образовательных отношений; возможность создавать и воплощать в жизнь дифференцированные программы; возможность подготавливать и реализовывать индивидуальные учебные планы.
Пройдите on-line курс по теме со скидкой от 40%
Не претерпела в 2021 г. изменений и структура критериев результатов выполнения основных образовательных программ. В неё по-прежнему входят группы требований к результатам — персональным, метапредметным, предметным. Новые ФГОС для ООО и НОО всё так же поддерживают проектную деятельность как способ достижения многостороннего образовательного результата.
Основные изменения нового ФГОС в 2022 году
- Ключевые отличия ФГОС 2022 г. от старых версий
Нынешняя редакция ФГОС наполнена обтекаемыми, абстрактными формулировками. Однако что касается требований ко всем предметам программы школ (в части овладения новыми навыками, получения тех или иных знаний), то тут, наоборот, стало больше конкретики. ФГОС акцентируют усилия преподавателей на том, как учащиеся будут применять знания на практике.
- Больше патриотизма в гуманитарных дисциплинах
Новые ФГОС намного сильнее пропитаны патриотическими установками, чем все предыдущие редакции документа. Особое внимание уделяется:
- исторической роли РФ, её месту в мире;
- территориальной целостности страны;
- устремлённости в будущее, существенному вкладу в науку.
Цель — сформировать у учеников образ России как значимого государства на международной арене.
- Новый подход к преподаванию обществознания и истории
В результате прохождения учебного курса истории школьник должен улавливать связи между различными событиями и историческими периодами, включая “сложные 1990-е гг.”, “возрождение страны в 2000-х гг.”, “воссоединение Крыма с Россией 2014 г.”.
Изменения в учебном плане по естествознанию в соответствии с новыми ФГОС заключаются в том, что огромное внимание уделяется традиционными для России духовно-нравственным ценностям, таким как семья, коллективизм, служение Родине, защита человеческой жизни и прав, созидательный труд. По окончании школы учащийся должен быть способен развёрнуто описать “международную политику сдерживания” в адрес РФ.
- Патриотичный ОБЖ
В новых ФГОС даже курс ОБЖ стал более патриотичным. Сегодня задачами этой учебной дисциплины считаются укрепление “чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества”, создание образа России как государства с особой ролью, призванного стоять на страже собственной и международной безопасности. А вот подробности быта, ритуалов служащих Вооруженных сил РФ и законы, касающиеся воинской обязанности и обороны страны, из курса были убраны.
- Новое направление — финансовая грамотность
Одной из важных новелл ФГОС 2022 г. является включение в школьную программу, начиная с самых младших классов, изучения финансовой грамотности, но не в рамках одного предмета, а как комплекса компонентов, добавленных в курсы географии, математики, окружающего мира, обществознания, информатики и т. д.
Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе
Как учителю работать со сложными детьми
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
- Уточнённые требования к курсам иностранных языков
Новые ФГОС обязывают школьника уметь поддерживать диалоги длиной до восьми реплик (с каждой стороны), придумывать монологи объёмом 10-12 предложений, писать небольшие тексты по 100-120 слов на изучаемом языке, разбирать на слух и понимать аутентичный текст длиной до двух минут.
- Второй иностранный язык
Начиная с сентября 2022 г., согласно изменениям в новых ФГОС, “Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий” станет нормой. Как же быть тем, кто в этом году идёт в пятый класс? Их родители могут написать заявление на имя директора школы с отказом изучать второй иностранный язык, если таково их решение.
- Основы духовно-нравственной культуры
ОДНКНР стал намного более светским в новой версии ФГОС. Образовательные стандарты до 2022 г. в качестве цели курса провозглашали воспитание в школьниках отношения к религии и вере, обществу, семье, нравственности как к истинным ценностям. Во вступающих в силу ФГОС формулировки более сдержанные: сформировать у детей “уважительное отношение к национальным и этническим особенностям, религиозным чувствам народов России”.
- Шахматы для младшеклассников
Изменения в ФГОС 2022 г. принесут ещё один новый предмет: во многих школах с 2022 г. появится третий урок физкультуры, но особенный — без спортивных занятий и с игрой в шахматы. Первоклассники проведут за этой игрой не менее 33 часов за учебный год, более старшие ученики — 34 часа.
Но это не станет повсеместным правилом: новые ФГОС не содержат информации о том, что шахматы станут обязательными в начальной школе. Однако большое внимание уделяется поддержанию хорошей физической и интеллектуальной формы (в том числе для того, чтобы выполнить ГТО).
Изменения нового ФГОС, касающиеся учителей
Сейчас рассматривается проект нового Профстандарта, и в нём заметно серьёзное влияние обновлённых ФГОС. Новые требования обязуют педагогов уметь использовать для работы с образовательным контентом цифровые сервисы.
Кроме того, учителя теперь должны:
- проходить курсы повышения квалификации в онлайн-формате;
- активно применять цифровой контент в ходе уроков;
- использовать интерактивный электронный контент при проведении практических, лабораторных работ (включая симуляторы, виртуальные лаборатории).
При этом преподаватели обязаны в рабочих программах обосновывать использование цифровых ресурсов. Учебные методики должны быть адаптированы к “цифре” — это одна из главных компетенций современного учителя.
Источник: solncesvet.ru
Новый ФГОС 2021-2022: изменения — последние новости
В тех стандартах, что действуют сейчас, прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.
По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам. — Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, — пояснил «РГ» ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Изменения начали вносить еще в 2015 году — старались описать результаты образования более конкретно. До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства.
Например, по математике от школьника требовали «владеть основами математических знаний». И никакой конкретики. В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач. Родители недовольны тем, как преподается в школах второй иностранный язык.
А он, к слову, по действующим пока стандартам в 5-9-х классах — обязательная часть программы. Обычно это два урока в неделю. По данным опроса на сайте «РГ», качеством изучения второго иностранного языка в российских школах недовольны 65,4% родителей. Похоже, родительский «стон» услышан.
В новых образовательных стандартах для основной школы написано: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий», — эта норма станет правилом с 1 сентября 2022 года. Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й класс уже этой осенью? Хочешь не хочешь, а выбирай второй иняз?
— Прием на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Но изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при согласии родителей обучающихся, — пояснили «РГ» в министерстве просвещения.
Так что родители могут заявить директору школы: «Уберите из расписания второй иностранный язык». И директор обязан будет это сделать. Что интересно, по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.
С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Родители сразу заволновались: неужели в школе появится еще один предмет?
Несмотря на то, что новые стандарты начнут действовать с сентября следующего года, школы уже в этом году могут вносить изменения в действующие программы — по желанию родителей. Так, например, через год у пятиклассников необязательным станет изучение второго иностранного языка. Но и в этом году, по заявлению родителей, пятиклассники могут даже и не начинать его учить.
Правда, учителя и директора школ опасаются — не посыплются ли за это «копья», не будет ли это нарушением ФГОСов? Разбираемся с директором московской школы N 1679 Павлом Северинцем. — По сути, кроме языковых спецшкол, а у нас в стране их не так много, второй язык в средней школе был профанацией. Это надо признать, — говорит Павел Александрович.- Его либо не было совсем, либо он занимал немного времени в жизни ребят. Мы в школе решили сохранить возможность изучения второго языка, в частности китайского, по выбору семьи.
Дело в том, что количество уроков и срок изучения любого предмета во ФГОСах не регламентирован. Если пятиклассники по решению родителей школы не начнут его изучать в этом году — нарушения не будет. Важно, чтобы дети не потеряли возможность его изучать, а родители не жаловались, что у них забрали эту возможность.
Для директора самое важное — грамотно составить учебный план, чтобы довольны остались и родители, и ученики, и учителя. В целом сильно менять привычный ход работы, по словам Павла Северинца, не придется.
Новые стандарты, как говорит директор, — это лишь уточнения и актуализация предыдущих версий. — Важно, что в новой версии уточнили требования к результатам обучения, — отметил Северинец. — До этого все было очень расплывчато. Многие учителя, да и администрация часто терялись. Не видели маяков.
Также уточнены позиции по электронным образовательным ресурсам, дистанционному обучению: пандемия внесла свои корректировки. Кроме того, обязательной станет Программа воспитательной работы с перечнем мероприятий. Это важно: воспитание никогда не уходило из школы, это часть работы всего коллектива.
Еще одна интересная история: теперь уже в начальных классах малышей будут учить обращаться с деньгами. Как? Появится новый предмет? В минпросвещения успокоили: новых предметов не будет — нагрузка на школьников не повысится.
А вот новые «модули» внутри некоторых «старых» предметов появятся. — Новые образовательные стандарты дают возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в том числе и знания финансовой грамотности, — отметили в ведомстве. — Теперь это закреплено на уровне ФГОСов как в начальной, так и средней школе в числе обязательных навыков, которые школьники получают по итогам освоения программы. В началке эти навыки ребята будут изучать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика».
Например, в результатах обучения по предмету «Математика» для начальной школы прописано «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания… явлений… в том числе в сфере личных и семейных финансов». А в «окружайке» другой аспект: защита личной информации, в том числе финансовой — в реальности и в вирутальном пространстве. В основной школе, с 5-го класса, ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это тоже будет органично включено в несколько предметов: «Обществознание», «Информатика», «География» и другие. — Если школа готова, имеет базу и специалистов, то надо вводить изучение и финансовой грамотности, и кибербезопасности, и программирования. Это полезно и востребовано в современном мире, — считает Павел Северинец.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ: — В новых документах нет разделения по годам обучения. Только требования к результатам обучения за начальную школу и за 5-9-й классы в разрезе всех изучаемых предметов. Но есть одно «но». Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого знаниевого свойства: многое нужно просто заучить наизусть.
Справедливости ради отмечу: раньше таких моментов было еще больше. Так, ребенок должен был в год выучить чуть ли не сорок стихотворений. Теперь это вполне «подъемная» цифра — 3-4 стихотворения. Вместе с тем, если мы, например, откроем требования по химии, то прочтем: на базовом уровне ученику нужно знать в том числе теорию электролитической диссоциации.
Согласитесь, мало кто из нас после школы вспомнит, что это и как применять. Подобных требований достаточно много. Чуть меньше в математике — там упор сделан на решение задач, больше — в истории: например, нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древности до 1914 года.
Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»: — Утвержденные документы — это все же не полностью новые стандарты, а то, что можно назвать ФГОС 2.0, то есть дополнение к действующим стандартам. Думаю, что серьезного влияния на образование это иметь не будет, хотя декларации там довольно современные. Вообще, на мой взгляд, сам принцип ФГОСов как регулятора исключительно учебного материала устарел. Стандарты нужно принципиально «пересобрать», включив в них прежде всего финансово-организационные механизмы, упорядочив и нормировав источники финансирования, ликвидировать финансовое неравенство школ в разных регионах и заложить принципы оплаты труда, самостоятельности школ, принципы аттестации учителей. Это должен быть стандарт ресурсов, а не стандарт контроля, как сейчас.
«Министерство просвещения утвердило новый порядок организации образовательной деятельности. Он касается начальной школы, средних и старших классов, — сообщила «Российская газета». — Порядок вступил в силу 1 сентября 2021 года.
Он будет действовать до начала 2027/28 учебного года». «Новый порядок допускает сочетание разных форм получения образования — в школе и семейное, которое подразумевает, что ребенок осваивает образовательную программу самостоятельно, вне школьных стен, а для старшеклассников — еще и в форме самообразования, — разъяснил начальник управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Пензенской области Алексей Анатольевич Федосеев. ИТОГО: 1) Допускается сочетание разных форм получения образования.
2) Образование может быть получено в школе, а также в форме семейного образования и даже самообразования (последнее — только для старшеклассников). 3) Если родители выбирают семейную форму образования, они информируют об этом местные органы власти за 15 дней до начала учебного года. Или — в течение 15 дней с момента утверждения приказа об отчислении ребенка из школы.
4) Индивидуальный учебный план ребенка формируется с учетом требований школьных стандартов (ФГОС). 5) При реализации образовательных программ используются разные технологии: в том числе дистанционные, электронное обучение. При этом должны соблюдаться гигиенические требования. 6) Школа может использовать сетевую форму образовательных программ.
Проще говоря, заключать договор с другими образовательными организациями (например, музыкальными, спортивными школами или другими школами, детскими технопарками) и засчитывать занятия в них за свои школьные уроки. 7) Расписание занятий школа составляет с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности ребенка.
Нагрузка распределяется равномерно в течение недели. 8) Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. 9) Продолжительность каникул — не менее 7 календарных дней. Сроки их начала и окончания школа устанавливает сама. 10) В первом классе нет оценок и домашних заданий.
11) Итоговая аттестация — обязательна для всех: и тех, кто учился в школе, и тех, кто учился в форме семейного образования. 12) Те, кто итоговую аттестацию не сдал или получил «двойку» после всех пересдач, получает не диплом об окончании школы, а справку.
Указанная информация касается учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов школ и учителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО, изучающих и преподающих такие предметы, как Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика (ИКТ), История, География, Природоведение, Окружающий Мир, Биология, Астрономия, Физика, Химия, ОБЖ, Естествознание, Экология, Чистописание, Родной язык, Русский язык, Чтение, Литература, Иностранный язык, Труд, Технология, Черчение, Физическая культура, Изобразительное искусство и Музыка, изучаемых в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8, 9, 10 и 11 классах школы.
Источник: regioninformburo.ru
Изменения в образовании в 2023-2024 году
Процесс обучения в образовательных учреждениях России постоянно пересматривается и меняется в целях его соответствия мировым стандартам. А какие изменения в образовании в 2023-2024 году вступят в силу? Все реформы и корректировки, запланированные на данный период, подробно рассматриваются в статье.
Прием учащихся в образовательные учреждения
Некоторые изменения произойдут в 2023-2024 учебном году и затронут правила поступления учащихся в образовательные учреждения. Так, при приеме школьников по-прежнему будет действовать территориальная привязка: первыми места получат все прописанные на территории, к которой относится школа. Далее распределение затронет остальных. Но теперь при наборе первоклассников право приоритета будет предоставляться тем детям, чьи старшие сестры или братья уже учатся в данном учреждении.
Важно! Старт набора на будущий учебный год должен быть запланирован на февраль текущего года, не позже.
Для поступления в ВУЗы с 2023-2024 учебного года абитуриенты смогут подавать дистанционные заявления цифрового формата. Роспотребнадзор с 2023-го года уже приступил к тестированию так называемых суперсервисов, охватывающих разные отдельные услуги и обеспечивающих выполнение многих функций в режиме онлайн.
Рекомендуем почитать ► Родительские собрания — протоколы, разработки, доклады и выступления.
Сервис, называющийся «Поступление в ВУЗы онлайн», будет работать на ЕПГУ – портале Госуслуг. И подача нужных для поступления в университет документов должна занимать порядка часа (вместо двух-трех дней, как это было ранее).
Обновление ФГОС
ФГОС – это образовательные стандарты федерального государственного уровня, регламентирующие образовательный процесс во всех учебных заведениях страны, например, определяющие предметные области и входящие в них конкретные дисциплины. Пока в России действуют ФГОС второго поколения, но в 2019-ом году экс-министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что в 2023-ом году стандарты должны обновляться и полностью пересматриваться с учетом мировой практики.
Пока обновленные ФГОС не разработаны и не утверждены, но они будут продумываться по таким принципам:
- Конкретизация основ преподавания и усвоения материалов.
- Понятность, доступность образовательных программ не только для учащихся и преподавательского состава, но и для родителей школьников.
- Нацеленность на конкретизацию требований, предъявляемых к школьникам и к результатам их обучения.
- Организация единой для всех школ программы образовательного процесса, максимальная унификация и стандартизация существующих учебных программ.
- Определение круга обязанностей сотрудников школ, касающихся взаимодействия с учащимися и их родителями.
- Предложение единого перечня предметных областей и относящихся к ним дисциплин.
- Развитие внешкольных навыков у учащихся, а именно жизненных и личностных.
- Создание новых систем и рычагов анализа получаемых школьниками знаний.
- Обозначение и организация воспитательных норм и программ.
- Объявление предметных областей и предметов на каждый учебный год. Так, в 2023-2024 гг. будет одиннадцать или двенадцать дисциплин, входящих в шесть обязательных для всех учебных заведений предметных областей. Устанавливаются предметы и уровни их изучения: углубленный или базовый.
Рекомендуем почитать ► Модель деятельности педагога-психолога по оказанию психолого-педагогической помощи трудным подросткам
Школьные учебники
Изменения в сфере образования непременно затронут учебную литературу. Так, при проведении обязательной экспертизы заключения будут выдаваться на пятилетний срок. Причем выдающие экспертные результаты специалисты будут нести личную ответственность, вплоть до указания их фамилий при издании и печати.
А еще все допускаемые к использованию в школах учебники будут в обязательном порядке соответствовать новым утвержденным стандартам и относиться к единой для школы учебной программе, которую определит руководство (такая информация непременно доводится до сведения родителей учеников).
Аттестации школьников
Проведение ВПР (всероссийских проверочных работ) с 2023-2024 учебного года станет обязательным для учащихся седьмых и восьмых классов (ранее они писали такие работы по решениям руководств школ). Школьники четвертых, пятых и шестых классов также будут проходить ВПР, как и раньше.
Рекомендуем почитать ► Родительское собрание 1 класс 2 четверть
Изменения затронут состав заданий. Теперь они будут индивидуализированными, то есть составленными специально для конкретной школы. Комплекты ВПР планируется создавать случайным образом, то есть генерировать для разных учебных заведений. Такие меры реализуются для предупреждения попыток списывания ответов у учеников других школ, уже прошедших тестирование.
Коснутся нововведения и графиков ВПР. Теперь расписания станут «плавающими», что предоставит учащимся право выбора подходящих дат. Например, ученики 4-х классов будут писать ВПР по русскому языку в период с 30-го марта по 3-е апреля во вторники и четверги, а потом с 6-го по 10-е апреля. С пятого класса проводятся тестирования по истории и биологии, а в седьмом классе школьники выполняют задания по обществознанию, русскому и иностранному языкам, по биологии.
Основные государственные экзамены (ОГЭ), сдаваемые выпускниками девятых классов, значительно изменятся в сторону ориентирования на практическое применение полученных знаний. Так, экзамены по физике и химии дополнятся лабораторными экспериментами, а тестирование по информатике будет предполагать создание презентации.
Задания ОГЭ по русскому языку сократились в количестве с 15-и до 9-и, но при этом усложнились. Изложения школьники теперь будут писать по текстам разных жанров: дневникам, рецензиям, заметкам, очеркам, запискам. В задания по математике может быть включена расшифровка плана дачного участка с огородом, садом, гаражом или иными объектами. Также вероятно добавление в тестирование подсчетов объемов строительных или отделочных материалов.
Рекомендуем почитать ► Проект «Формируем культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста» (долгосрочный, познавательно-игровой)
Учебный график
Меняются ли сроки учебного года? Процесс обучения традиционно стартует с 1-го сентября, а если это число выпадает на выходной, то начало переносится на ближайший будний день. В связи с распространением коронавирусной инфекции образовательные учреждения были закрыты в апреле 2023-го года, а школьники перешли на дистанционное обучение. Из-за этого появилась информация о вероятности переноса начала учебного года. Но пока данные не уточнены, и Министерство образования планирует, что ученики в 2023-2024 учебном году придут в стены школ 1-го сентября, как обычно.
Завершится учебный 2023-2024 год в конце мая. И если ранее рекомендательной датой было 25 мая, то теперь практически все школы заканчивают занятия в последних числах весеннего месяца, выпадающих на пятницу.
К сведению! Из-за пандемии коронавируса Сергей Кравцов, ныне занимающий пост министра просвещения, рекомендовал всем школам завершить 2019-2021 учебный год 15-16 мая для учащихся 1-8-х классов, 29-го мая – для десятиклассников и 5-го июня для учеников 9-х и 11-х классов.
Сроки обучения и каникул зависят от системы обучения (четвертной или модульной с триместрами) и утверждаются руководствами школ с учётом непредвиденных обстоятельств типа эпидемий. Но есть рекомендованные графики и общие для всех правила. Так, в любом общеобразовательном учреждении каникулы должны длиться не меньше тридцати дней без учета летних. А сдвигаться их сроки могут не более чем на две недели.
Рекомендуем почитать ► Портфолио ученика начальных классов
Новый формат обучения
Вероятно, в Российских школах и ВУЗах с 2023-2024 учебного года будет внедряться новый формат образовательного процесса – дистанционный. Удаленное обучение уже было опробовано в апреле-мае 2023 г., но все отметили его несовершенство и слабые стороны.
Руководящий Минобрнауки Валерий Фальков заявлял, что в 2023-2024 гг. дистанционная система обучения, во-первых, может обрести правовой статус. Вероятно, правительство подготовит новый закон, регламентирующий правила и процесс удаленного образования. Во-вторых, будет дорабатываться и совершенствоваться программное обеспечение для создания единой, стандартной и удобной для всех платформы.
Требования для зданий школ и учащихся
В России есть регионы с катастрофической нехваткой школ. И в них для оптимизации организации образовательного процесса на ограниченных территориях будет разрешаться использовать пятиэтажные здания. Первые проекты построек с пятью этажами находятся на стадии разработки, и когда сооружения будут возведены, опыт смогут перенимать разные российские субъекты.
Но при пятиэтажной высоте школы будут вводиться некоторые ограничения. Так, актовые и спортивные залы можно располагать только на первых или вторых уровнях. А на последних четвертых и пятых этажах заниматься смогут только старшеклассники, учащиеся в 8-11-х классах, причем их общая масса не будет превышать 25% от всего количества школьников.
Рекомендуем почитать ► Задания для детей 6-7 лет для подготовки к школе
Также будут внедряться новые требования, предъявляемые к школьной форме, в которой ученики порой проводят до 7-9 часов в день. Изменения коснутся синтетической подкладки, которая создает эффект «скафандра» и доставляет сильный дискомфорт во время активных движений. Что касается необходимости ношения формы, то такие правила утверждают руководства школ.
Внедрение инновационных технологий
В некоторых регионах РФ в сфере образования активно внедряются инновационные технологии. Так, в 50-и субъектах страны будет организовано более двух тысяч классов, оборудованных ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов войдут 3Д-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы.
К сведению! Планируется, что к 2024-му году общее количество инновационных оборудованных центров в школах должно достичь 16 тысяч.
Педагоги уже начали проходить обучение: курсы по обращению с новым оборудованием организуются на базах технопарков для детей «Кванториум». А уже с 2019-го года Министерство просвещения активно продвигает и реализует инициативу по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.
Изменения, касающиеся учителей
Какие изменения ожидают учителей? Для преподавательского состава тоже есть некоторые нововведения. Первое – повышение профессиональной квалификации. Теперь педагоги должны будут доказывать компетенцию, причем Министерством просвещения готовится единая стандартная модель, включающая пять отдельных блоков: методический, стажировочный, предметный, воспитательный и психолого-педагогический.
Рекомендуем почитать ► Разработка педагогического совета «Формирование патриотизма в воспитательно-образовательном процессе школы»
К сведению! На полноценное подтверждение классификации будет отводиться не менее 144-х часов.
Второе нововведение – программа под названием «Земский учитель». Этот проект реализуется в целях обеспечения педагогами школ в сельских или отдаленных местностях Российской Федерации. Все желающие учителя, соответствующие определенным требованиям, смогут подавать заявки на официальном сайте программы (он должен в скором времени заработать). Помимо предоставления вакансий в образовательных учреждениях полагаются денежные выплаты в размере 1 миллиона рублей, а для территорий Дальнего Востока – до двух миллионов.
На некоторые особо востребованные и престижные должности могут объявляться конкурсы, по итогам которых до 15-го мая определятся победители. В срок до двадцатого июля 2023-го года школы должны заключать с выбранными педагогами трудовые договоры. А до начала декабря все переехавшие в сельские местности учителя получат гарантированные государством выплаты.
Делаемы выводы
Последние новости доказывают, что система образования в России стремительно меняется и начинает все больше соответствовать мировым высоким стандартам. Улучшается техническое оснащение образовательного процесса, предъявляются новые требования к преподаванию и получению знаний. Учащиеся должны постоянно доказывать усвоение материалов.
Рекомендуем почитать ► Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей»
Важно понимать, что Москва – не единственный город, в котором внедряются новые программы. Проекты реализуются повсеместно и затрагивают все российские регионы. Пока неясно, к чему приведут изменения, но они должны повысить уровень образованности и практической ориентированности современных школьников.
связанные посты
- Классный час 1 сентября 2023-2024
- Учебный план на 2023-2024 учебный год
- Педагогический совет «Приоритетные направления работы школы в 2022/2023 учебном году»
- Родительские собрания в 2022-2023 учебном году
Источник: www.getsoch.net