В 2021 – 2022 учебном году ребенок обучался на дому индивидуально в 4 «Б» классе по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью по индивидуальному учебному плану с учетом психофизических особенностей ребенка с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
Семья полная, состоит из 3 человек, проживает в частном доме. Родители заботливо относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии и воспитании ребенка, постоянно проходят курсы лечения, выполняют рекомендации специалистов.
По результатам комплексного психолого – медико – педагогического обследования установлено: выраженные нарушения познавательной деятельности. Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Дизартрия. Тотальное недоразвитие высших психических функций средней степени у ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорного (зрительного) анализатора на фоне диффузно поврежденного развития, нуждается в создании специальных образовательных условиях.
Как стать IT-специалистом с нуля | Что нужно знать и где учиться на айтишника?
Физическое развитие: у мальчика тяжелая форма ДЦП.Основные двигательные навыки не сформированы, ребенок не передвигается самостоятельно, координация движений нарушена, имеются значительные нарушения крупной и мелкой моторики. Навыками самообслуживания и бытовыми навыками не владеет. Физиологические потребности не контролирует. Не умеет держать правильно ручку.
Не одевается и не раздевается самостоятельно, не различает лицевую и изнаночную сторону одежды, лево – право. Необходима помощь при гигиенических процедурах, кормлении. Требуется постоянный контроль со стороны взрослого. Мальчик периодически болеет соматическими заболеваниями.
Внимание у обучающегося отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. Зрительное восприятие развито на низком уровне. Взгляд фокусирует на короткое время. Слабо развито слуховое восприятие.
Резко ограничен словарный запас, активная речь не развита, словарь состоит из 2-3 слов, языковые и речевые средства не сформированы. Обращённую речь понимает на узко — бытовом уровне, понимает назначение некоторых предметов повседневной жизни, реагирует на своё имя. Использует невербальные средства общения: мимику, жесты.
В контакт мальчик вступает избирательно. Эмоциональное состояние не стабильное, ребенок редко проявляет живую эмоциональную реакцию на происходящие события.
Настроение неустойчивое, часто меняется по незначительным причинам. В деятельности пассивен, не самостоятелен. Изменение эмоционального состояния не зависит от смены деятельности. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия при выполнении заданий отсутствуют.
Мотивация к обучению отсутствует.Базовые учебные действия не сформированы.Не устанавливает причинно – следственные связи, память механическая, слабая, низкий уровень запоминания. Запас сведений и представлений о внешнем мире ограничен.
Пим пау(за кадром )Успей станцевать за 7 секунд
Математические представления: не знает основные цвета, геометрические формы и величины не различает. Пространственные представления не сформированы. Предметы не различает и не группирует. Прямой и обратный счет не доступен.
Речь и альтернативная коммуникация: буквы не знает, проявляет интерес при чтении книг с яркими иллюстрациями, удерживает на них взгляд, но на не продолжительное время. Самостоятельно не штрихует, не разукрашивает, не пишет. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Окружающий природный мир и человек: не различает диких и домашних животных, птиц, растения, деревья, овощи, фрукты. Временные представления не сформированы. Части тела не показывает.
Окружающий социальный мир: имеет элементарные представления об игрушках, но с изображением их не соотносит. В окружающем мире ориентируется плохо, частично знает предметы обихода, знания о себе и своей семье ограничены.
Музыка и движения: музыкальные инструменты не знает и не различает, звуки не извлекает, движения под музыку не выполняет. Любит слушать детские песни.
Изобразительная деятельность: не штрихует, не красит, карандаш не держит, с красками работать не умеет, иногда проявляет интерес к лепке из пластилина.
В дальнейшей образовательной, коррекционно-развивающей и воспитательной работе следует уделить внимание развитию (познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы, личностной сферы, речевой коммуникации).
По итогам 2021 -2022 учебного года переведен в 5 класс.
Учитель надомного обучения: С.Е. Шалыгина
Источник: nsportal.ru
Программа адаптации пятиклассников
В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям. Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации — одна из важнейших задач, объединяющих учителей.
Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых – оптимизация группогинеза, повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование и коррекция коммуникативных навыков учащихся, а также изменений личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.
В начале и конце каждого учебного года проводится психолого-педагогическое обследование учащихся 5-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей, выявления нарушений школьной адаптации, выяснения причин школьной дезадаптации.
Результаты психологического обследования показали следующее: значительная часть пятиклассников (50-60 %) адаптируются в течение первых 1,5-2-х месяцев; примерно 20-30 % детей к концу 1-го полугодия и 15% пятиклассников испытывают повышенные трудности болезненной и длительной адаптации к школе, т.е. составляют группу школьно-дезадаптивных детей.
Проведенное обследование показало необходимость создания комплексно-целевой программы, обеспечивающей организацию благоприятной адаптации школьников и коррекцию нарушений адаптации.
Комплексно-целевая программа адаптации обучающихся пятых классов «Первый раз в пятый класс» рассчитана на 9 месяцев.
Для отслеживания эффективности программы проводилось психологическое диагностирование учащихся 5-х классов.
Результаты обследования показывают :
-Положительную динамику школьной адаптации 5-в: повышение учебной активности на уроках, улучшение коммуникативности, снижение уровня тревожности.
-В экспериментальных классах процент учащихся с низким уровнем адаптации к школе в 2 раза ниже, чем в контрольных классах; а процент учащихся с высоким уровнем адаптации выше в 1 раз.
Общие положения программы
Объект : учащиеся пятых классов
Предмет : процесс адаптации учащихся пятых классов
Нормативно-правовая база
1.Конвенция ООН «О правах ребенка».
2.Конституция РФ.
3.Закон РФ «Об образовании».
4.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» .
Цель и основные задачи программы
Цель программы: сохранение психического здоровья учащихся пятых классов через повышение адаптивных возможностей детей в ходе специально организованной деятельности.
Задачи программы:
-Создать учебно-образовательное и учебно-воспитательное пространство для эффективной социально-психологической адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы и за ее пределами.
-Повысить уровень психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.
-Содействовать адаптации учебной программы и нагрузки к возрастным и индивидуальным, личностным возможностям и потребностям учеников.
-Создать комфортный психологический климат в классном коллективе через принятие норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
-Разработать систему диагностических средств с целью выявления детей с низким уровнем адаптации к школе.
-Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью полной реализации потенциальных возможностей ребенка в период адаптации его к условиям обучения в средней школе.
Ожидаемые результаты
-Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
-Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса.
Принципы реализации программы
-Гуманизм
-Демократизм
-Научность
-Индивидуализация и дифференциация
-Систематичность
-Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития
Критерии оценки достижения поставленной цели и задач
-Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.
-Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Повышение уровня коммуникативности пятиклассников
Уровень школьной адаптации ребенка определяется с помощью теста школьной тревожности (Филипса), анкеты для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой), анкеты «Мой любимый учитель», ранжирования предметов, ранжирования ценностей, опросника «Чувства в школе», анкеты для учителей «Уровень адаптации обучающихся», анкеты для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы», наблюдений.
Структура программы
Программа по первичной адаптации пятиклассников к средней школе .
1. Здравствуй, будущий пятиклассник!
-Анкета для родителей четвероклассников, индивидуальные беседы с родителями «Особенности развития ребенка»
-Диагностика познавательных процессов будущих пятиклассников, изучение индивидуальных особенностей учащихся.
-Собрание родителей будущих пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс-психологическая готовность родителей»
2.Учимся учиться.
-Курс занятий «Я и ТЫ» — знакомство, обучение навыкам учебного сотрудничества
Программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся пятых классов .
1.Выявление учащихся 5-х классов, испытывающих трудности в адаптации к условиям обучения в среднем звене школы.
-Метод наблюдений
-Тест тревожности (протоколы, анализ данных)
-Анкета для родителей – «Адаптировался ли ваш ребенок к условиям обучения в среднем звене школы»
-Анкета для учителей «Уровень адаптации учащихся»
-Анкеты, опросники для учащихся
2.Практическая психология для родителей подростков
-собрания для родителей
-Задания-рекомендации для родителей (сотрудничество ребенка и родителя)
Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
адаптации пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы
«Первый раз в пятый класс»
Содержание деятельности
Ответственные
1Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников
2Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х класса с целью определения адаптационного потенциала детей (наблюдение)
Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования
Консультации для педагогов, работающих в пятом классе, по темам:
-«Общая характеристика адаптационного процесса в 5- классе»
-«Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
Собрание родителей будущих пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс — психологическая готовность родителей»
Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-ого класса с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ (заполнение протоколов, анализ данных).
Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-ого класса, испытывающих трудности в адаптации к школе.
Наблюдение за поведением и учебной деятельностью детей.
Психолог, члены ПМПк
Выделение «группы риска» среди учащихся 5-ого класса, составление программы реабилитации по каждому ученику в отдельности.
Психолог, члены ПМПк
Общая характеристика адаптационного процесса в 5-м классе
Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли. Социальная адаптация включает:
Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
Успешное общение и адекватное отношение с окружающими.
Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Конечно же, адекватное восприятие ребёнком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной.
Не мене важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.
Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочерёдно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребёнок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребёнка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.
Важной задачей для ребёнка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог и психолог. Ребёнок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики учителя биологии. Признание собственных недостатков для ребёнка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа Я.
Ребёнок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней – успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний), то задача педагога и психолога состоит в помощи ребёнку сохранить самоуважение как важнейшее условие преодоления неудач. Если же самоуважение не будет сохранено, вся система Я у ребёнка встает на его защиту, и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.
Заметим, что еще одной задачей педагогов и психолога на данном этапе социализации ребёнка будет обучение его способности размышлять о себе, осознавать свои мотивы и побуждения, уметь формулировать оценочные суждения о себе. Целесообразно в этом возрасте предлагать ребятам различные анкеты, беседовать с учениками о их самих, о том, как они представляют себя в сравнениями с другими учащимися, своим идеалом ученика. В этом возрасте идеальное Я ребёнка может быть вполне осмысленным.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
8 проблем пятого класса: о чём помнить родителям и учителям будущих пятиклашек
Первый класс и ЕГЭ — далеко не единственные причины переживаний в школе. Средняя школа — тоже огромный стресс для ребёнка. Это выход из зоны комфорта, в которой был один учитель, один класс, понятные и знакомые предметы и оценки. О том, с какими сложностями сталкиваются пятиклашки и как их избежать, рассказывает наш блогер, учитель Анастасия Дурягина.
Открою вам один учительский секрет: каждый год на первом летнем совещании учителя начальной школы говорят о преемственности перехода четвероклашек в среднюю школу. Для нас, учителей, четвероклассник — вполне себе уже взрослый самостоятельный ребёнок. Но учителя средней школы смотрят на них как на стаю испуганных воробьят, которые мечутся в панике по длинным школьным коридорам, сшибая зазевавшихся учителей и учеников, пытаясь найти нужный кабинет.
Конечно, переход в пятый класс непрост для любого ребёнка. Четыре года у него была одна учительница, которая сама вела практически все предметы, а поэтому знала, что на первом уроке у Пети и Коли болела голова, поэтому на втором уроке их лучше к доске не вызывать. И ребёнок к этому привык.
Пятый класс — это много разных учителей. У каждого свой характер, свои требования, свой кабинет (а его ещё и найти надо), да и имя-отчество тоже своё (и их тоже надо выучить!).
Программа пятого класса построена очень гуманно: много времени отводится на повторение пройденного в начальной школе. Но именно пройденного! (то есть усвоенного и, пусть даже подзабытого, за каникулы).
Если же ваш ребёнок не получил прочные знания в начальной школе, то совет — занимайтесь летом перед 5-м классом обязательно
Иначе соберётся такой снежный ком из непонятого материала и будет черная дыра вселенского масштаба. Не мечтайте, что на уроках, где в классах по 25-30 человек, за курс повторения в пятом классе ребёнок выучит то, что не смог понять за четыре года.
Проблемы, которые я выделяю как учитель с 14-летним стажем:
1. Большинство детей приходят в пятый класс несамостоятельными. Родители уже не так следят за уроками, а точнее — выполнением домашних заданий и так далее. А ребёнок не привык к тому, что его не контролируют и вся ответственность теперь лежит на нём.
2. Многие дети выпрашивают оценки. В началке они это делают постоянно и их добрая учительница-мама всегда пойдет на встречу ученику. А в пятом классе сразу плохие оценки, да ещё и в дневник! В пятом классе клянчить оценки недопустимо.
Поэтому обращаюсь к учителям начального звена: не допускайте в своей работе таких ситуаций.
3. Ребёнок плохо читает. Многие так и приходят после начальной школы с низкой техникой чтения. Это провал, когда ребёнок в пятом классе читает пык-мык, запинаясь, потому что его попросили прочитать отрывок из параграфа. Тут работа учителя и родителей должна быть видна.
Я глубоко убеждена, что в образовательном процессе участвуют трое: ученик-учитель и родитель. Поэтому чтение остается важным аспектом обучения.
4. Плохой почерк. Это отдельная история. Писать многие так и не могут. Я не говорю о красоте выводимой буквы, а о понятном почерке, читабельном.
Прописи помогут исправить, улучшить ситуацию, но на это никто не обращает внимание и ребёнок тоже.
5. Низкая самооценка. Многие девочки и мальчики приходят уже с комплексами из начальной школы. Если для младшего школьника (четвертый класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (пятый класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение.
Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Я верю, что всегда есть за что похвалить ученика, что мнение учителя авторитетно для него все четыре года начальной школы. Это всё закладывает фундамент психологического общения.
6 способов вырастить ребёнка, уверенного в том, что он некрасивый
Когда дети оказываются в пятом классе, то мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые — ещё не сложились. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребёнок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать её в руки. Здесь выходит один: хвалить, подбодрить и замотивировать!
6. Возросший темп работы в пятом классе: дети, не умеющие быстро писать, отстают. Тут никого не ждут, надо успевать. Лучше уже летом начать тренироваться в переписывании текста на скорость, чтении на скорость.
7. При переходе в пятый класс индивидуальный подход учителя к каждому ученику нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся.
Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребёнка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен. Но бывает и такое, что ученики ощущают это уже в начальной школе. Здесь важно организовать открытую беседу родителей, учителя и ребенка. Возможно, понадобится профилактическая беседа с психологом.
8. Дети не умеют работать с текстом. Не могут найти главную мысль прочитанного. Это работа учителя начальной школы: обучить детей такой форме работы, но в пятый класс многие дети приходят без этого навыка. Отсюда и маленький словарный запас и неспособность описать, пересказать.
Очень хочется, чтобы все учителя помнили, что дети испытывают стресс при переходе в среднюю школу: им очень тяжело. Любое сказанное резко слово может заложить комплекс у ребенка на всю жизнь. Нужно быть внимательными, если вы классный руководитель новоиспеченных пятиклашек. Ведь обучение в школе не каторга, не лагерь, а место, где интересно, познавательно, где можно найти друзей, даже в лице учителя.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: mel.fm